Перейти к публикации

ДОРОГИ АРЦАХА. ОТ МРАВСКИХ ГОР ДО АРАКСА


sevar

Рекомендованные сообщения

ОТ МРАВСКИХ ГОР ДО АРАКСА – СЕГОДНЯ И ЗАВТРА АРЦАХСКИХ ДОРОГ

Для тех, кто знаком с Арцахом, очевидно, насколько важно развитие дорожно-транспортной сети во всех сферах жизни возрождающейся республики. Ситуация сегодня, несомненно, много лучше, чем была еще 15 лет назад, однако все сделанное в сфере развития дорожно-транспортных коммуникаций за годы перемирия можно рассматривать лишь как неплохой задачей для системных решений будущего.

ОСНОВНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ АРТЕРИЯ СТРАНЫ - ГОРИС – БЕРДЗОР (ЛАЧИН) – СТЕПАНАКЕРТ, тот самый Лачинский коридор, что был для арцахцев главной дорогой жизни. Работы по восстановлению и усовершенствованию этой магистрали идут постоянно, так что добраться из Сюника в столицу Арцаха можно без особых проблем. Безусловно, огромное количество резких поворотов "осложняет жизнь" водителям крупных транспортных средств, но для частичной "победы" над рельефом потребовались бы десятки, если не сотни, мостов и тоннелей, а таким количеством свободных финансовых средств НКР в ближайшей перспективе вряд ли будет располагать.

Второй по качеству асфальтового покрытия и вложенных в нее средств является магистраль Север-Юг, введенная в эксплуатацию благодаря щедрым пожертвованиям диаспоры. Она - своеобразный хребет, нанизывающий на себя с севера на юг Мартакертский, Аскеранский, Мартунинский и Гадрутский районы, привязывая их к Степанакерту и Армении. Даже не будучи завершенной (отрезок Дрмбон – Мартакерт еще полностью не восстановлен), она за несколько лет внесла большой вклад в качественное улучшение экономической и общественной жизни сопредельных ей населенных пунктов. Возможность за короткий срок попасть в Степанакерт, не "вымотавшись в тряпку", стала для молодежи новым стимулом к желанию остаться жить там, где веками трудились их предки и где их старшие соратники вынесли на себе всю тяжесть войны и послевоенной разрухи.

Магистраль Мартакерт-Акн (бывший Агдам) -Мартуни-Варанда-Гадрут остается основной дорогой, связывающей север и юг восточных равнинных территорий Арцаха. Надо отдать должное правительству НКР, которое за прошедшие два года осуществило важные ремонтные работы на ее северном отрезке, благодаря чему от Мартакерта до Аскерана сегодня доезжаешь значительно быстрее. Жители Нор-Мараги, Овташена, Нор-Айкаджура и Нор-Кармиравана также не скрывают своего удовлетворения.

Другим важнейшим направлением является связь Мартакертского района с бассейном озера Севан. Речь идет о второй по стратегической значимости будущей магистрали из Вардениса на Карвачар, Дрмбон и далее на Мартакерт. Дорога эта активно используется карвачарцами и всеми жителями мартакертских сел - здесь уже 15 лет функционирует общественный транспорт. Однако состояние грунтовых и капитально не ремонтировавшихся с советских времен асфальтовых дорог оставляет желать лучшего. По этой же причине пассажирским транспортом служат советские "УАЗы", выносливые, но лишенные удобств внедорожники. Надо отдать должное смелости их водителей, преодолевающих тяжелейшие горные дороги в распутицу и зимний гололед с переполненными людьми машинами, с грузом на крышах, увеличивающим рост машин чуть ли не вдвое.

ОБЫЧНО, КОГДА РЕЧЬ ЗАХОДИТ О ПЛАНАХ СТРОИТЕЛЬСТВА ЭТОЙ МАГИСТРАЛИ, упоминается дорога, идущая от Вардениса через Сотский перевал (2400 метров) и по ущелью реки Лев в сторону Дрмбона. Однако существует ряд факторов, говорящих в пользу альтернативного участка дороги – из Вардениса через Норабакский перевал (2550 м) на город Карвачар и далее по реке Трту (Тартар). Во-первых, пройдя через райцентр и три самых крупных населенных пункта Карвачарского (ныне Шаумянского) района, магистраль сделает их транзитными, что увеличит темпы роста местной экономики. Во-вторых, она несравненно более безопасна с точки зрения досягаемости азербайджанской дальнобойной артиллерии и диверсионных групп. Понимая, что для начала работ по фундаментальной прокладке новой магистрали еще многое предстоит сделать, нельзя не согласиться с настоятельными надеждами жителей Карвачара в вопросе улучшения качества 35-километрового отрезка грунтовой дороги Варденис-Карвачар через Норабакский перевал. Разница в расстоянии весомая, поскольку через Сотский перевал по все той же грунтовке до Карвачара добираешься целых 75 километров. По приблизительным экспертным оценкам, на ремонт этого участка требуется около 100 миллионов драмов. Выделение мощного трактора и средств на его содержание позволит сделать дорогу проходимой практически круглый год.

Другим важным направлением являются граничащие с Ираном южный Кашатах и Гадрутский район. Здесь много лет функционирует общественный транспорт, а так как общее состояние дорожной сети лучше, чем в горах Карвачара, жители доезжают до дома в более комфортабельных пассажирских "фордах" или "газелях". Однако это не значит, что решение проблем может быть отложено в долгий ящик. На всех трех основных участках, соединяющих юг Кашатахского района с Арменией, есть отрезки, требующие срочного и значительного улучшения. В первую очередь это отрезок Хндзореск – Санасар (бывший Кубатлы), через который следует основная часть транспортных потоков в южную часть Арцаха. Все когда-либо проезжавшие его подтвердят, что грунтовка нуждается в срочном ремонте. То же можно сказать и об отрезке в 26 километров от Капана до Ковсакана (бывший Зангелан) вдоль течения реки Вохчи. Жители городов Ковсакан и Миджнаван, большинства южных сел Кашатаха, а также мушцы и алашкертцы используют эту дорогу не только для доставки на капанский рынок своей сельскохозяйственной продукции, но и в экстренных случаях, когда надо перевезти больных из местной больницы в капанские медцентры.

Третьей "ветвью" южноарцахской магистрали является отрезок Мегри-Миджнаван. Как ни странно, но в этом случае проблемным является участок Шванидзор - Нрнадзор (бывшее Нювади), расположенный на территории РА. По этой высеченной в скале дороге возможно лишь одностороннее движение. Областным властям Сюника давно следовало бы начать работы по ее расширению. Времена, когда дорогу предпочитали не строить, дабы помешать сквозному автомобильному сообщению Азербайджана с Нахиджеваном через Мегринский перешеек, уже давно канули в Лету.

ЕЩЕ ОДНО СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - КАРВАЧАР-БЕРДЗОР–МИДЖНАВАН. Южная часть этой будущей живописной магистрали уже существует, хотя и не ремонтировалась с послевоенных времен. Здесь есть только один 15-километровый участок, требующий немедленного вмешательства: Бердзор - Цахкаберд. Петляющий по обоим склонам глубокого лесистого ущелья, он сильно пострадал во время боев и на его преодоление транспорт тратит столько же времени, как и на весь оставшийся до Ишханадзора путь. Добавим, что уже два года, как окончательно налажена связь юга Кашатаха не только с Ереваном, но и с райцентром Бердзор и со Степанакертом. Линию обслуживают новый добротный автобус и маршрутные такси, положившие конец мучениям студентов, госслужащих и других жителей, направляющихся в столицу. Северная часть магистрали имеет все шансы стать одним из наиболее популярных туристических маршрутов. Начинаясь от Бердзора, она сразу же вступает в живописнейшую местность с густыми лесными массивами и селами, в которые вернулась армянская жизнь. За лесами следует подъем через Цавдейский хребет к одноименному перевалу, за которым начинаются еще более величавые карвачарские горы. Дорога проходит через Тутхун и Зуар, где расположен пользующийся большой популярностью гейзер "Покр Джермаджур". Пройдя через ущелье нижнего течения реки Дутху, магистраль соединяется с трассой Варденис-Карвачар-Дрмбон, в 22 км к востоку от Карвачара.

От Бердзора до последнего кашатахского села Айтах грунтовая дорога находится в состоянии приемлемой проходимости. То же можно сказать и о дороге от Карвачара до Зуара. Проблемным остается отрезок Зуар - Айтах. В последние два года правительство Арцаха инициировало работы по улучшению внутрирайонных дорог Карвачара и Кашатаха, а президент НКР Бако Саакян дважды преодолевал Цавдейский перевал, что свидетельствует о понимании стратегической важности этой дороги для всего Арцаха. От Бердзора до села Айтах ходит пассажирский автобус, а общины Зуара и прилегающего к нему Авсатака пользуются выделенными правительством для их нужд транспортными средствами. Остается сделать круглогодично проходимой дорогу от Зуара до Айтаха и организовать сквозное транспортное сообщение между Карвачаром и Бердзором. Тем самым каждый из жителей Арцаха или его гостей сможет проехать 170 незабываемых километров от подножия заснеженных Мравских гор до субтропического фруктового изобилия освобожденных равнин долины Аракса.

Нора КАНАНОВА

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 74
  • Создано
  • Последний ответ

Дороги это артерии страны. Думаю на первом этапе власти должны взяться за капитальный ремонт (строительство) дороги Варденис-Мартакерт, а далее и за все остальные участки которые были описаны в статье.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Компания «Арцахуги» благоустраивает дорогу, ведущую в Дадиванк

http://www.artsakh.tv/ru/270720115.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Севар, отличное видео, особенно в конце чардахлинец! Удачи им, у тох микич шатацнэн ашхатаварцэ!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Севар, отличное видео, особенно в конце чардахлинец! Удачи им, у тох микич шатацнэн ашхатаварцэ!

Да люди живущие там, настоящие герои, лишены многих благ современной цивилизации, но от этого они счастливы ни чуть не меньше, чем жители нью йорков или парижей. и при этом не орут на митингах требуя отставки всех и вся, ибо уповают на свое трудолюбие и знают, точнее уверенны что постепенно ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 года спустя...

Хочу реанимировать именно эту тему. Приглашаю в нее Родригиса, Ролло, Аннаджан и всех желающих.

Читаю на соседних ветках полемику о том, как и кто должен развивать экономику страны хочу высказать свои мысли.

Армении нет руководителей с новым мышлением.

В Армении нет управленцев с новым мышлением.

В Армении уровень доходов населения так низок, что население не может рисковать на пробные бизнес-проекты (им лучше вообще ничего ни делать, чем получать головную боль).

В Армении класс состоявщихся бизнесменов ни на минуту не может расслабиться - условия бизнеса в Армении пока очень жесткие.

Я целиком и полностью согласен с Ролло. Но считаю, что на сегодняшний день то, что предлагает Ролло в Армении осуществить очень трудно.

Думаю это будет легче намного, если решить задачу, на мой взгляд, номер 1 - строительство дорог.

Одну дорогу - Мегри-Ерасх-Ереван-Бавра-Батуми уже строят. Вторая дорога по важности - кольцевая дорога Варденис-Норабакский перевал-Карвачар-Гетаван-Дрмбон-Мадагис-Мартакерт-Акна-Мартуни-Гадрут-Джракан-Арачамуг-Ишханадзор- Санасар (Кубатлу)-Баркушат-Караундж-Горис.

В предлагаемом варианте дорога в трех местах идет по иному маршруту, нежели используется сейчас.

Это участок Варденис-Норабакский перевал-Карвачар, Дрмбон-Мадагис-Мартакерт и Ишханадзор-Санасар-Баркушат-Караундж-Горис.

Сейчас движение, соответственно проходит по Варденис-Сотк-Дадиванк (в обход Карвачара), Дрмбон-Ванк-Степанакерт и Ишханадзор-Санасар-ХХндзореск-Горис.

Изменнение маршрута в этих трех местах позволили бы создать кольцевую дорогу НК которая прошлабы через максимально большее кол-во населенных пунктов и практически через все районные центры.

Уверен, что без нее, даже при наличия хороших администраторов решить проблему развития невозможно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мрав скажи пожалуйста, а проект строительства дороги варденис-мартакерт утвержденный правительством НКР и начало которого намечено на этот год, разве не проходит через райцентр Карвачар?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мрав скажи пожалуйста, а проект строительства дороги варденис-мартакерт утвержденный правительством НКР и начало которого намечено на этот год, разве не проходит через райцентр Карвачар?

Нет, это дорога Варденис-Сотк-сотский перевал - Дадиванк. Эта дорога пролегает севернее, высота перевала на 300 метров ниже, чем у Норабакского, потому она более проходима зимой. Но она оставляет в стороне Карвачар, и потому он обрекается на прозябание. А ведь в этом регионе чисто географически только Карвачар имеет возможность расти. Все остальные населенные пункты - это зажатые в ущельях деревушки, которые даже при всем желании не смогут вырасти больше 1000 населения. Чисто географически нет места.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По начальному проекту ответвления на Карвачар строящейся дороги -нет.

А зачем в сущности?Изначально планировалось вывозить руду по этой дорогеМожет передумают и сделают.

Что то мне слабо верится что дорога будет хорошего качества,и что самое главное химнадрам уложится в стартовую сумму.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Без бетонной подушки они убьют эту дорогу прежде чем вывезут половину ископаемых с Кашена.

Мрав.Описываемое тобой кольцо уж очень мудреное получилось.

Тут хотя бы 30-км участок дороги Капан-Ковсакан что ли подравнять,уж не говорю заасфальтировать.Та что параллельно бывшей когда то ж.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По начальному проекту ответвления на Карвачар строящейся дороги -нет.

А зачем в сущности?Изначально планировалось вывозить руду по этой дорогеМожет передумают и сделают.

Что то мне слабо верится что дорога будет хорошего качества,и что самое главное химнадрам уложится в стартовую сумму.

Дело не в руде. Дело в создании кольцевой дороги вокруг НК. Такая кольцевая дорога соединит все районные центры НК и сделает их "Проездными" через них постоянно будет движение как транспорта, так грузов так и пассажироперевозки.

Сейчас районные центры - тупиковые ветви основного ствола, дороги Горис-Бердзор-Степанакерт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дело не в руде. Дело в создании кольцевой дороги вокруг НК. Такая кольцевая дорога соединит все районные центры НК и сделает их "Проездными" через них постоянно будет движение как транспорта, так грузов так и пассажироперевозки.

Сейчас районные центры - тупиковые ветви основного ствола, дороги Горис-Бердзор-Степанакерт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Джиокки, а в Гадрут как люди ездят - через юг? С Капана уходят на просторы карабахщины?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   3 пользователя, 0 анонимных, 356 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    355 гостей
    Левон Казарян luc Rubik
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...