Перейти к публикации

Мессианские ожидания в древнеармянской религии


Ardzan

Рекомендованные сообщения

По Езнику Кохбаци, Артавазда держат связанным вишапы... "И как дэвы обманывали, что Александр жив, так же обманули идолопоклонников Армении, что некто, по имени Артавазд, заточен дэвами, который и по сие время жив, и что он выйдет и захватит весь мир, и язычники крепко держатся за эту тщетную надежду, как евреи, которые напрасно лелеют надежду, что Давид придет, чтобы построить Иерасуалим, cобрать евреев и воцариться там над ними".

Cвязанный Артавазд, по рассказу Езника, из царского рода или герой (дюцазн), и армяне ждут его, чтобы он вышел из заточения и овладел миром...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 26
  • Создано
  • Последний ответ

Круто :-))

Но я не обладаю достаточными знаниями, чтобы поддержать дискуссию. Если это можно классифицировать как мессианские ожидания, что ж... пусть так оно и будет. Во всяком случае, оно не могло быть центральной темой, вокруг которой строилась вся религия. И "выход из скалы" не для того, чтобы "спасти" нас грешников и негояев. Все гораздо тоньше, с другими акцентами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не отлынивай, Кайваз. Темой ты владеешь... :wink:

Во всяком случае, оно не могло быть центральной темой, вокруг которой строилась вся религия.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Обосновка в том, что у нас "мессия" это, как ты правильно заметил, не основное божество. Во вторых, его явление ожидается не в связи с тем, чтобы карать грешников. А в семитских верованиях акцент делается на том, что все должны в страхе и благоговении ожидать второго сошествия. Когда курды с турками рубили на куски армян, то одной из присказок было это: "ну что же ваш бог никак не придет и не спасет вас"?

Я думаю, что армяне дохристианской эпохи были гораздо более деятельны - они не сидели на попе ровно и не ждали когда же явится мессия испасет их. Вся конструкция держалась не на спасении за счет внешнего спасителя, а на силе жизни, света, созидания и так далее...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В продолжение...

Бог был растворен в каждом армянине, у каждого был свой кусочек божественного "бажина" (доля божья) - и деятельность армянина была пропитана изнутри этой божественностью.

В грубой интерпретации религий разных империй тех лет (Рим, Персия) это означало обожествление в первую очередь императора и представителей жреческого сословия, представление их как богочеловеков и так далее... Это, безусловно, опошление, огрубление идеи. А идея в том, что в язычестве общение человека (Императора, Шахин-шаха, Фараона, Царя, жреца, простого человека) с Богом было непосредственным. Бог был вот тут, рядом. Его и крестьянин мог о чем-то попросить и царь... Человек и бог были ближе друг к другу, менее формализованы что ли...

Если попытаться сказать другими словами - бог гораздо чаще и больше присутствовал в повседневной жизни людей, чем в эпоху христианства. Когда пахарь пахал поле - он славил богиню плодородия. Когда учился ремеслу или науке - славил бога просвящения и искусств. Когда собирался в военный поход - молился богу войны. Ну в общем я уже ушел в оффтоп. Надеюсь не запутал с основной мыслью. А она совпадает с твоей - у нас в центре стоит не мессия, а Ар (солярный бог). Мессия - это всего лишь одна из его проявлений-ипостасей, но не центральная.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кайваз, функция "мессии" не является отдельным дицем, но по всей вероятности относилась в ведение Миhра, как Арег-акна - дица следящего за Справедливостью и Законностью. Помнишь слова Мгера о том, что "пока земля полна..."?

Кстати, в армянском "мессия" cкорее всего был равнозначен "пркич". - Мгер заключен в скале, а скала в индоевропейском prk, т.е. того же корня, что и "пркич"...

Мессианская тема есть и в зороастризме. Cкорее всего "cемитский мессианизм" был заимстваван оттуда. В свою очередь зороастризм "вышел" из религии Солнца не в последнюю очередь...

Я думаю, что армяне дохристианской эпохи были гораздо более деятельны - они не сидели на попе ровно и не ждали когда же явится мессия испасет их. Вся конструкция держалась не на спасении за счет внешнего спасителя, а на силе жизни, света, созидания и так далее...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ого! Круто. :-)

Для себя узнал два новых факта - что Артавазд пойманный на охоте и прикованный в пещере равен Артавазду плененному Антонием. (Правда, справедливости ради надо признать, что это часть более общего прометеевского мифа, который был широко распространен на нагорье и в примыкающих районах.)

Второй новый для меня момент - это то, что скала имеет общеиндоевропейский корень prk и отсюда родственна слову prkich, спаситель... Если честно, не знаком с этим корнем, можешь подробнее рассказать эту связку?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

диц -- по христианской аналогии ангелы. имеет такой же корень как латинский «дио»

диц - диуц - дио (бог).

касаемо миссионерства, вообще-то это ярко выражено в Мhере, как и любых других народов-солнцепоклонников. а Мhера никто в скалу не затачивал, он сам ушел в скалу, сказав, что вернется, когда народ изменится.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я не силен в вопросах богословия. Хотелось напомнить цитату о. Гевонда.

Хотелось бы привести работу Рафаеля Папяна "Духовные предпосылки принятия христианства в Армении в армянских дохристианских верованиях"...

...Причины сравнительно быстрой христианизации Армении в 301 г. и ее первенства в процессе превращения христианства в одну из самых влиятельных мировых религий зачастую объясняют применением насилия и политическим целесообразием, оставляя в стороне сам религиозный фактор. Сопоставление религиозных представлений армян с классическим язычеством и с зороастризмом позволяет видеть принципиальные отличия древнеармянской религии. Основа языческой космогонии – рождение, в христианства – Творец и творение. В дохристианских верованиях армян начало мира связано с актом творения намного сильнее, чем в иных языческих системах: верховный бог считается творцом неба и земли. В отличие от зороастризма, где добро и зло – субстанциональные начала, армянская религия выносила зло за рамки божественного акта творения. Эти и другие особенности древнеармянских верований показывают, что в армянской дохристианской религии весьма сильно выражены элементы единобожия, которое, согласно наблюдениям, первичнее политеизма, явившегося итогом более поздних наслоений. Посему принятие христианства явилось скорее возвратом к утраченному, а сам акт христианизации в армянском языке обозначился словом “dardz”, обозначающим “возвращение”...

http://forum.openarmenia.com/index.php?act=Print&client=printer&f=24&t=23165

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Для себя узнал два новых факта - что Артавазд пойманный на охоте и прикованный в пещере равен Артавазду плененному Антонием.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот еще:

Во всех указанных работах я связываю имя этого фракийского

камнеметателя < *Perwos с хетто-лувийским теонимом, dPirwa, который

обозначал конного бога, почитавшегося на скалах [Otten 1951; Imparati 1977]. Данный

теоним образован от хет.-лув. peru, вар. рirwa, peruna «скала,камень» и примыкает к ряду индо-европейских именований конных грозовых божеств – слав. Perunъ, лит. Perkunas, фрак.  и т.д. [Иванов-Топоров 1974; Гиндин 1981,81-90].

www.russ.ru/content/download/152701/988548/version/1/file/Fraco-hetto-luv.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я склонен в Перуне видеть корень Яр - солнце.

А насчет того, что скала связана с солнцем и молниями - тут нет ничего удивительного. Наиболее ярко это сохранилось в Нартских эпосах Северного Кавказа. Там от удара молний об скалу последняя забеременела, родила героя, совершавшего подвиги (сравни Мгер выходит из скалы).

То есть солнце это как бы отец, зачатие происходит от удара молнии, а скала это мать, вынашивающая ребенка.

Теперь, если это можно привязать не к яру, а к спасению, ну... вперед в путь дорогу. :-))

Только может ли идея спасителя и спасения (мессианские темы) влиять на политическую мысль древнего армянина. Мне кажется более прямое влияние имели соответствующие к такому делу ]бог Войны (кто угодно в принципе - от Ваагна до Анаит)... Бога политики вроде не было? :-)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кайваз, cмотри что пишет Элиаде о Митридате - союзнике и родственнике Тиграна Меца:

Эсхатологическое упование просматривается также в преданиях, относящихся к рождению Царя-Спасителя, приравненного к Митре. Традиционная концепция Божественного Владыки и космократа, посредника между людьми и богами, обогащается новыми сотериологическими значениями – естественный процесс для эпохи, когда господствует идеология ожидания Спасителя. Легендарная биография Митрадата Евпатора служит наглядным примером этого эсхатологического упования: рождение его предсказано кометой, новорожденного поражает молния, но оставляет на нем лишь знак, стигматический рубец; воспитание будущего царя представляет собой ряд посвятительный испытаний; во время коронации Митрадат, как и многие другие цари, являет собой воплощение Митры. Сходный мессианский сценарий оформляет и христианскую легенду о Рождестве Христа.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Против этого я не возражаю (имею ввиду сравнение правителя и бога). Но чем обусловлено то, что именно опрделенного владыку сравнивают с Михром, а не каждого последующего? Ведь по идее все владыки божественны, но только в каком-то одном народ начинает видеть спасителя...

Тут много пиара, это все часть мощного гос.аппарата и его работа :-). Насколько это полезно в современной интерпретации я не знаю. Точнее знаю одно - на современном этапе на роль нашего мессии (Михра) может тянуть только Роберт Кочарян :-)

А если серьезно, то я бы хотел видеть армянскую веру возрожденную, но при этом очищенную от архаизмов и тупиковых тематик. Можно говорить о пришествии спасителя, но на мой взгял только в пантеистских интерпретациях. Бог придет второй раз, когда мы все - каждый из нас - станем лучше добрее, приблизимся к богу. То есть своими делами и поступками вызываем его второй приход. А если сидеть и ждать, то...

В принципе можно и не изобретать велик, а посмотреть на одну из доживших до наших дней солнечных религий - Зороастризм. Это люди совершенно другой формации, вера сопутствует их ежедневной жизни, пропитывает каждый их день. Я подробно не изучал, но у них есть тоже есть заповеди, обеты, наставления. При этом они не носят запретительного характера (не кради, не убий, не прелюбодействуй), а опять же - нацелены на деятельность. Делай добро, служи свету и так далее... В пост-революционном Иране 1907-10 годов все ключевые посты занимали зороастрийцы (министры просвещенияи т.п.), ключевые финансовые воротилы и банкиры - опять же зороастрийцы. (Между прочим очень похоже по энергетике на феномен армян в османской империи). Позднее их тихо-тихо вытеснили люди исламского толка.

Это все к тому, что... простите меня за утилитарность... но у нас нет роскоши вдаваться в излишнюю метафизичность. Она должна присутствовать как духовная база, как легенды. Но на поврхности должны лежать осязаемые правила, заповеди, делающие армянина тем особенным существом, одно лишь появление которого в обществе заставляет поворачивать людей головы, смотреть на него, тянуться к нему. Это называется магнетизм - образованность, осанка, взгляд, жест, улыбка, налет загадочности. Поступки, дела, любовь, признание и слава. Слава мирская - а потом снятие всех масок и объявление: "ребята, это все потому что моя религия учит меня тому-то и тому-то. Растите и достигните просветления, а лучше присоединяйтесь ко мне."

Армянский язычник должен быть образцом для подражания во всем!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Против этого я не возражаю (имею ввиду сравнение правителя и бога). Но чем обусловлено то, что именно опрделенного владыку сравнивают с Михром, а не каждого последующего? Ведь по идее все владыки божественны, но только в каком-то одном народ начинает видеть спасителя...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   2 пользователя, 0 анонимных, 418 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    416 гостей
    ст. л-т luc
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...