Перейти к публикации

Новости нашей экономики


Злодиюка

Рекомендованные сообщения

Неделю назад в Давосе завершился очередной Всемирный экономический форум, в рамках которого обсуждалось немало значимых и перспективных программ. Среди них был и железнодорожный проект «Баку-Ахалкалаки-Тбилиси-Карс». По словам заместителя министра транспорта Азербайджана Муссы Панахова, полная его сдача в эксплуатацию запланирована на будущий год. Эту же дату в своем выступлении обозначил и премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили.

Данный проект уже не первый год на слуху: он был запущен в ноябре 2007 года. Баку-Ахалкалаки-Тбилиси-Карс призван объединить железнодорожную систему Азербайджана, Грузии и Турции. Этому транспортному проекту, как ранее другим амбициозным энергетическим проектам – Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзерум – придается не столько экономическое, сколько политическое значение. Он будет построен без российского участия. С точки зрения его разработчиков проект должен минимизировать зависимость Азербайджана и Грузии от России.

Более того, его рассматривают как важную веху на пути формирования грузино-азербайджанского стратегического союза, а также как своеобразную «ловушку» для Армении, поскольку железнодорожная сеть не будет связана с этой закавказской республикой и может дополнительно усилить ее региональную изоляцию. Действовавшая до начала 1990-х годов армяно-турецкая ветка Гюмри-Карс сегодня не функционирует. Сухопутная граница между Арменией и Турцией (равно как и между Азербайджаном и Арменией) закрыта. Более того, в конце января 2014 года зафиксирована эскалация вооруженного насилия, как на линии соприкосновения сил в Нагорном Карабахе, так и на международно признанной армяно-азербайджанской границе.

Реализация нового маршрута преподносится как свидетельство растущей мощи Турции в регионе Южного Кавказа. Напомним, что этот проект Турция реализует, несмотря на отсутствие четкой и однозначной поддержки США. Впрочем, роль азербайджанского фактора в реализации проекта нельзя недооценивать. Прикаспийская республика выделила Грузии 580 миллионов долларов в качестве льготного кредита. И работы на территории Грузии выполняются силами азербайджанской компании «Азериншаатсервис». Еще до нынешнего года начались переговоры с испанскими партнерами о закупке новых железнодорожных составов. Общая пропускная способность дороги должна составить до 15 миллионов тонн грузов. При этом Баку-Ахалкалаки-Тбилиси-Карс рассматривается, как часть более масштабного проекта по соединению европейских железнодорожных сетей с Кавказом через Турцию. В случае реализации этих планов можно будет говорить о функционировании еще одного транспортного коридора из Европы в Азию.

Между тем, если обратить внимание на динамику последних четырех лет, то следует заметить, что планы по вводу проекта в строй откладывались и корректировались уже не раз. В 2010 году дэдлайном назывался конец следующего календарного года. Однако в августе 2011 года представители Грузии и Азербайджана заявили, что окончательный запуск железнодорожного сообщения будет сделан через год. Но и 2012 год не стал точкой старта для Баку-Ахалкалаки-Тбилиси-Карс. В начале 2013 года споуксмен «Азербайджанских железных дорог» назвал новую дату - конец того же года. Затем 16 апреля 2013 года последовали новые корректировки. Уже упомянутый выше Муса Панахов заявил о том, что железнодорожный проект Баку-Ахалкалаки-Тбилиси-Карс будет полностью сдан в эксплуатацию в 2014 году. Незадолго до этого заявления в городе Ахалкалаки (расположенном в армянонаселенном регионе Грузии Самцхе-Джавахети) в присутствии высокопоставленных грузинских и азербайджанских чиновников был заложен фундамент нового вокзала. В конце января 2014 года помимо главной стратегической цели была обозначена тактическая задача - пуск испытательного поезда от Баку до турецкой границы. Ее реализация намечена на октябрь.

Как бы то ни было, а во всех дискуссиях вокруг данного проекта Тбилиси и Баку пытаются акцентировать европейский вектор своей внешней политики. При этом у Грузии и Азербайджана есть свои резоны. После Вильнюсского саммита Грузии важно продемонстрировать на практике свою готовность работать на углубление интеграционных связей с ЕС по всем направлениям. Азербайджану же после той не совсем ожидаемой порции критики относительно президентских выборов прошлого года важно минимизировать негативный эффект во взаимоотношениях с Западом. Понятное дело, стратегически роль Баку крайне важна для реализации т.н. «геополитического (а также энергетического) плюрализма» в Евразии. Однако фон прошлогодней кампании создавал определенные тактические неудобства и проблемы. В этой связи есть стремление продвинуть ряд новых тем и оживить некоторые старые сюжеты для укрепления «позитивных тенденций». При этом, конечно же, на практике военно-политические соображения гораздо важнее для так называемых «европейских ценностей».

В любом случае, что бы ни говорили в Баку и в Тбилиси про «европейское измерение» нового транспортного проекта, его разработка и финансирование обходятся без финансовой помощи международных институтов или третьих государств. По словам бакинского политолога Ровшана Ибрагимова, «Россия не заинтересована в строительстве железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, поскольку она будет конкурировать с Транссибирской магистралью – фактически единственным железнодорожным путем, который соединяет сегодня Европу и Азию. Хотя пропускная способность в сравнении с Транссибом будет невысокой, тем не менее, потоки товаров, доставляемых из стран Центральной Азии в Европу, могут изменить свое направление».

Следует отметить, что реализации этого проекта оказалась неочевидной и для одного из главных внерегиональных игроков – США. Напомню, что еще в июле 2006 г. Палата представителей Конгресса США проголосовала за предоставление гарантий того, что никакие экспортные и импортные фонды не будут использованы для содействия проекту строительства железной дороги Баку-Ахалкалаки-Тбилиси-Карс в обход Армении. Именно американские конгрессмены выступили против изоляции Армении от масштабных региональных транспортных проектов. В соответствующей резолюции говорилось что «деньги налогоплательщиков не будут использованы для большей изоляции Армении, которая уже страдает от двойной блокады со стороны Турции и Азербайджана».

Данный подход Вашингтона помогает лучше понять некоторые особенности американской внутренней политики. Администрация США, опасающаяся российской гегемонии в СНГ, готова поддержать социально-экономический проект с политическим оттенком. Однако Белый дом ограничен в возможности напрямую «надавить» на конгрессменов, используя административный ресурс. Поэтому администрация вынуждена считаться с мнением строптивых конгрессменов и армянского лобби и держаться в стороне от интересного ей проекта, ограничиваясь только моральной поддержкой строителей железной дороги.

Сегодня участники проекта раздают друг другу комплименты, обнадеживают взаимной поддержкой и благоприятными перспективами. В Турции, Грузии и в Азербайджане вовсю говорят об экономической заинтересованности Казахстана и КНР в функционировании транспортного коридора. И тут, что называется, «всякое лыко в строку», если говорить об осторожной позиции Астаны относительно вступления Армении в Таможенный Союз (ТС). Напомним, что в ходе декабрьского заседания Высшего евразийского Совета в Москве Нурсултан Назарбаев высказал мнение, что в связи с присоединением Армении к ТС вновь актуализируется вопрос о нагорно-карабахском конфликте. Непризнанная Нагорно-Карабахская Республика (НКР) де-факто имеет общую границу с Арменией, а также общую систему обороны, безопасности и экономики. И если с планами КНР следует разобраться более детально, то интересы Казахстана к Кавказу определены гораздо более четко. Казахстан рассматривает кавказские республики, как ресурс для сотрудничества в энергетической сфере и продвижения своего зернового экспорта. При этом Астана рассматривает сотрудничество с Баку, как важное направление своей евразийской политики. В нынешнем году президент Казахстана посетил азербайджанскую Габалу для участия в третьем саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств. Объем внешнеторгового оборота между двумя странами за 11 месяцев 2013 года составил более 336 миллионов американских долларов. И обе страны заинтересованы в увеличении этого показателя. И, конечно же, как всякая молодая страна Казахстан крайне осторожен в вопросах территориальной целостности, что обеспечивает определенные эмоционально-психологические симпатии в высших политических кругах этой республики к Грузии и Азербайджану, у которых проблемы на этом направлении.

Однако, как и всякий проект с политической «начинкой», «железнодорожный Баку-Джейхан» имеет политические же ограничители. Прежде всего, идея стратегического союза между Грузией и Азербайджаном на практике сталкивается с несколькими существенными ограничениями. В этом ряду можно назвать положение азербайджанского меньшинства в Квемо Картли (или, по-азербайджански, в Борчалы). Азербайджанская община имеет определенные проблемы по «земельному вопросу» и другим социально-экономическим сюжетам. Однако все они время от времени, как это неизбежно бывает в таких случаях, получают этническую нагрузку. И это уже становится важным внутренним фактором в Азербайджане. Кроме того, жесткая антиармянская риторика Баку также вряд ли устроит Грузию. В самой Грузии находится армянонаселенный регион Джавахети, превращение которого во второй Карабах вряд ли соответствует грузинским национальным интересам.

Крайне важной проблемой является и растущая экономическая и политическая зависимость Грузии от Азербайджана. Достаточно вспомнить, как негативная реакция Баку на тбилисское предложение о разблокировании абхазского участка железной дороги, которая могла бы связать Россию и Грузии и облегчить связь РФ со своим стратегическим союзником на Кавказе Арменией, повлияла на активность грузинского руководства. Точнее сказать, на трансформацию активности в пассивность. Конечно, нормализация отношений между Тбилиси и Москвой имеет множество разных причин, которые по большей части носят рациональный характер. Но одной из них (со стороны Тбилиси, по крайней мере) является диверсификация иностранного экономического присутствия внутри Грузии, даже путем увеличения участия российского бизнеса.

Грузино-турецкое сотрудничество во многом по схожим основаниям (то есть из-за опасений доминирования Турции в экономике и в политической сфере) также имеет свои пределы. К тому же официальная Анкара, хотя не поддерживает Абхазию, на этом направлении действует отнюдь не прямолинейно. Внутри Турции действует немало адыго-абхазских структур, которые имеют интенсивный диалог с Сухуми. Турецкий бизнес проявляет некоторый интерес к Абхазии. И официальные власти на это вынуждены закрывать глаза. В любом случае в Турции будут считаться с собственными гражданами, чье историческое происхождение связано с Западным Кавказом. Тем более, что среди этих граждан есть и представители военной, деловой, научной элиты.

Не следует забывать, что Вашингтон своего полного благословения на данный проект не давал. США в этом плане будут и дальше проявлять, как минимум, сдержанность, балансируя между разными интересами внутри собственных элит. Думается, этот фактор также играет определенную замедляющую роль.

Таким образом, железнодорожный проект не стоит переоценивать в качестве стратегического фундамента для «вечного союза» Турции, Азербайджана и Грузии. Бесспорно, он поспособствует созданию новой не вполне дружественной России конфигурации (на сей раз транспортной). Однако дальнейшее ее усиление будет зависеть от многочисленных факторов, выходящих за рамки чисто железнодорожной проблематики, начиная от положения дел на Ближнем Востоке и Украины, и заканчивая динамикой вокруг региональных конфликтов и отношений между Западом и Россией. Словом, максимум через год к этой теме снова следует вернуться, и, не исключено, обсудить новый дэдлайн и его причины.

Сергей Маркедонов - политолог, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 5,6k
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Сирийские армяне наладили в Армении современное трикотажное производство

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Что то я не понял, они что решили построить новый завод, чтоб потом сказать что в "наирите" больше нет необходимости?

«Роснефть» очень серьезно прорабатывает вопрос о строительстве в Армении каучукового завода — посол РФ

ЕРЕВАН, 11 февраля. /АРКА/. «Роснефть» очень серьезно прорабатывает вопрос о строительстве в Армении каучукового завода, сказал Чрезвычайный и Полномочный посол РФ Иван Волынкин, отвечая на вопрос о планах этой российской компании относительно ереванского химпредприятия «Наирит».

«Вопрос действительно очень сложный, им занимаются давно, но я вам скажу, что «Роснефть» активно вошла на армянский рынок с тем, чтобы каким-то образом решить этот вопрос к взаимному удовлетворению сторон. Сейчас «Роснефть» прорабатывает, и очень серьезно прорабатывает, вопрос о строительстве здесь каучукового завода, который бы занимался экологически чистым производством автомобильных шин. Делается это совместно с компанией «Пирелли», - сказал посол в интервью Общественному телевидению Армении.

25 декабря 2013 года представители компаний «Роснефть», «Пирелли Тайр Руссия» и «Роснефть-Армения» подписали в Ереване меморандум о взаимопонимании по созданию совместного предприятия с целью производства бутадиен-стиролового каучука.

«Я думаю, что специалисты завода «Наирит», которые занимались примерно тем же самым, будут востребованы на новом предприятии», - добавил дипломат.

Ранее премьер-министр Армении Тигран Саркисян сообщил, что «Роснефть» планирует вложить 400 миллионов долларов в строительство нового завода в Армении.

Научно-производственное объединение "Наирит" было на территории СССР монопольным производителем хлоропренового каучука. В 2006 году 90% акций компании "Наирит" были проданы британскому консорциуму Rhinoville Property Limited за 40 миллионов долларов, оставшиеся 10% акций принадлежат правительству Армении. С апреля 2010 года производство на заводе остановлено.

- See more at: http://arka.am/ru/news/economy/rosneft_ochen_serezno_prorabatyvaet_vopros_o_stroitelstve_v_armenii_kauchukovogo_zavoda_posol_rf/#sthash.2Whvwvm5.dpuf

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Что то я не понял, они что решили построить новый завод, чтоб потом сказать что в "наирите" больше нет необходимости?

Севар джан в принципе тшиштен анум

почему они должни сначало закрыть долг воре Тигран и ко. лапелен и еще кроме

этого инвестировать?

за эти деньги может и еще меньше построят завод к кашвен храх

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Севар джан в принципе тшиштен анум

почему они должни сначало закрыть долг воре Тигран и ко. лапелен и еще кроме

этого инвестировать?

за эти деньги может и еще меньше построят завод к кашвен храх

Апер, ну здесь две стороны медали. Конечно хорошо что новый завод построят, но с другой стороны кто ответит за гибель "наирита"? Этот завод реально мог бы стать бюджетообразующим. Уверен что будь такой завод где нибудь в сомали, он бы и там работал, но нашим козлам этого не надо... К стенке их надо ставить, без суда и следствия и так все понятно...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Апер, ну здесь две стороны медали. Конечно хорошо что новый завод построят, но с другой стороны кто ответит за гибель "наирита"? Этот завод реально мог бы стать бюджетообразующим. Уверен что будь такой завод где нибудь в сомали, он бы и там работал, но нашим козлам этого не надо... К стенке их надо ставить, без суда и следствия и так все понятно...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Российские хаи, которым с 1 янв 2014 года раз в 3 месяца надо "технически" выезжать за пределы РФ, а потом въезжать обратно, чтобы не нарушать статус пребывания, в массовом порядке уже "решили" свою проблему - посредством массовых выездов-въездов в Турцию (т.к. туда копеечные авиа-билеты и для граждан Армении безвизовый въезд).

Вообще для граждан Армении безвизовый въезд только в 3 страны:

- РФ

- Грузия

- Турция

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Российские хаи, которым с 1 янв 2014 года раз в 3 месяца надо "технически" выезжать за пределы РФ, а потом въезжать обратно, чтобы не нарушать статус пребывания, в массовом порядке уже "решили" свою проблему - посредством массовых выездов-въездов в Турцию (т.к. туда копеечные авиа-билеты и для граждан Армении безвизовый въезд).

Вообще для граждан Армении безвизовый въезд только в 3 страны:

- РФ

- Грузия

- Турция

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Апер, ну здесь две стороны медали. Конечно хорошо что новый завод построят, но с другой стороны кто ответит за гибель "наирита"? Этот завод реально мог бы стать бюджетообразующим. Уверен что будь такой завод где нибудь в сомали, он бы и там работал, но нашим козлам этого не надо... К стенке их надо ставить, без суда и следствия и так все понятно...

не знаю матом ругаться...читал про с/х тоже самое...матом..эти люди не сознают где они что они..не понимают все серьезность ситуации, когда за каждое предприятие за каждый доллар инвестиций надо глотку рвать. а Наирит это вообще преступление

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Российские хаи, которым с 1 янв 2014 года раз в 3 месяца надо "технически" выезжать за пределы РФ, а потом въезжать обратно, чтобы не нарушать статус пребывания, в массовом порядке уже "решили" свою проблему - посредством массовых выездов-въездов в Турцию (т.к. туда копеечные авиа-билеты и для граждан Армении безвизовый въезд).

Вообще для граждан Армении безвизовый въезд только в 3 страны:

- РФ

- Грузия

- Турция

насколько я знаю с 1 января как раз таки нельзя будет раз в квартал выезжать за границу и потом спокойно работать в РФ, теперь вроде 90 дней в году можно оставаться в РФ

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

насколько я знаю с 1 января как раз таки нельзя будет раз в квартал выезжать за границу и потом спокойно работать в РФ, теперь вроде 90 дней в году можно оставаться в РФ

Изменено пользователем Sergey Garayan (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

не знаю матом ругаться...читал про с/х тоже самое...матом..эти люди не сознают где они что они..не понимают все серьезность ситуации, когда за каждое предприятие за каждый доллар инвестиций надо глотку рвать. а Наирит это вообще преступление

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мне кажется, если в этом году хотя бы немного не смягчится соц положение, то бунт будет обеспечен...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Почти так. Можно находится 90 дней затем надо выежать и не появляться скажем так 180 дней, а потом можно снова на 90. Иначе говоря дорога легальная на хопан закрыта, придется оставаться зайцем или не ездить на заработки вовсе.

то то же, армянские власти запаниковали, халявный кусок ввп в виде трансфертов накрывается медным тазом... И вместо того, чтобы думать о создании рабочих мест в стране, они пытаются уговорить русских сделать исключения в этом законе для наших хопанщиков... Козлы вонючие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   7 пользователей, 0 анонимных, 123 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    123 гостя
    OLD MEN lord17 luc Sigo Firefly irrenna vardan hov
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...