Перейти к публикации

Антиизраильская кампания Азербаджанских исламистов


Yilmaz

Рекомендованные сообщения

Война за Кавказ: агенты Ирана против Либермана

09.04.2008 19:50 Михаил Фальков

С помощью азербайджанских исламистов, Тегеран предостерегает Баку от активизации отношений с Иерусалимом. Президент Алиев опасается спровоцировать выступления фанатиков, и не реагирует на их антиизраильские акции. Это позволяет Ирану надеяться, что со временем удаться «похоронить» региональные проекты экс-министра Израиля по стратегическим угрозам.

Антиизраильская кампания азербайджанских исламистов стартовала в середине февраля. Поводом послужило очередное обострение т.н. карикатурного скандала. Датские власти арестовали пятерых мусульман, готовивших покушение на автора известных карикатур на пророка Мухаммада. В знак протеста против попыток запугать европейскую прессу, почти два десятка датских изданий вновь опубликовали скандальные карикатуры. 16 февраля Исламская партия Азербайджана обвинила «международный сионизм» в организации «очередных гонений на мусульман».

22 февраля в поселке Нардаран, расположенном в окрестностях азербайджанской столицы, состоялся массовый антиизраильский митинг. Участники скандировали проиранские лозунги, ораторы обвиняли во всех бедах мусульман «международный сионизм», а активисты Исламской партии жгли флаги Еврейского государства.

7 марта, прикрываясь т.н. «Азербайджанской организацией единства», исламисты распространили в ряде местных СМИ сообщения о «жестоких и бесчеловечных действиях сионистского режима». Коммюнике был посвящен «геноциду в Палестине», проводимым «израильским захватническим режимом».

Несколько дней спустя руководители Исламской партии вновь собрали своих сторонников на центральной площади Нардарана. На их призыв откликнулись более 800 человек. Участники сборища протестовали против «кровавых событий в Палестине и репрессий израильских властей в отношении мирного арабского населения». Лидер исламистов Мовсум Самедов напомнил верующим, что «большинство кровавых событий происходит в мусульманских странах в соответствии с планами сионистов». Опять жгли израильские флаги. В течение марта, подобные акции повторялись в Нардаране еще несколько раз, хотя и в меньшем масштабе.

Власти предпочли не заметить несанкционированные сборища исламистов, в предместьях столицы, и их враждебные действия в адрес «стратегического партнера» Азербайджана (по крайне мере, так характеризует двусторонние отношения израильский посол в Баку Артур Ленк). Руководство республики предпочитает не реагировать на выходки исламской оппозиции, пока ее действия не представляют угрозу внутренней безопасности. Правящий светский режим не решается на тотальную борьбу против радикалов, позволяя им свободно вести свою пропаганду, и лишь «тушит пожары» в самых крайних случаях.

Как показывает опыт последних лет, в таких случаях религиозные фанатики не боятся столкновений с силами правопорядка. Открытый конфликт с исламистами может пошатнуть международный имидж Азербайджана, одного из крупнейших поставщиков энергоресурсов на мировом рынке, что неизбежно отразится на экономической ситуации в республике. Тем более, дестабилизацией в стране могут воспользоваться ее противники, в первую очередь, Армения и Иран.

Скрытый «актив» Тегерана

Именно «иранский фактор» играет решающую роль в формировании сдержанной политики Баку в отношении исламистов. Тегеран потенциально располагает и другими рычагами воздействия на ситуацию в Азербайджане. Среди них - скрытые противоречия между титульной нацией (чуть более 90 процентов населения) и двумя десятками нацменьшинств. Особое место занимают талыши – потомки коренного иранского населения, отличного от «пришлых» тюрко-язычных азербайджанцев. Талыши сконцентрированы на юго-востоке республики, близ иранской границы, и по оценкам демографов их численность достигает 300 тысяч человек (лидеры талышского национального движения называют цифру в 1-1.5 млн.). Инспирированное извне «пробуждение» сепаратистских настроений талышей способно вызвать цепную реакцию среди других нацменьшинств, особенно у лезгин и курдов.

Но все же «этническая карта» имеет второстепенное значение для тайной политики Ирана в отношении северного соседа. Главным же ее инструментом служит именно исламская оппозиция. Соответственно конфронтация официального Баку с религиозными радикалами повлечет за собой обострение азербайджано-иранских отношений, как уже не раз бывало раньше.

Исламская партия Азербайджана (ИПА), основанная в 1992 году, изначально особо не скрывала своих связей с режимом аятолл. Многие ее видные деятели получили религиозное образование в Иране. Идеологически они ориентируются на духовное руководство Исламской республики. В 1996-м целый ряд лидеров и активистов ИПА были арестованы за шпионаж в пользу Тегерана, и приговорены к длительным срокам заключения.

Поселок Нардаран, где проходили последние антиизраильские акции, является цитаделью проирански настроенных исламистов. Центральная власть контролирует эти места лишь номинально, а полицейские из столицы предпочитают сюда не соваться. Летом 2002-го в Нардаране произошли массовые вооруженные столкновения с силами правопорядка. В их организации были обвинены лидеры ИПА, а заказчиками объявлены спецслужбы Ирана. Сравнительно мелкие стычки, в том числе с применением исламистами огнестрельного оружия, происходили здесь и позже, последняя – в феврале этого года.

Но Тегеран использует религиозных фанатиков не только во внутренних азербайджанских «раскладах». Они привлекаются и к проведению антиизраильских акций. Свидетельством тому является не только пропагандистская кампания, устроенная ИПА в последние полтора месяца. В прошлом году в Баку была обезврежена группа из 15 исламистов, выполнявшая заказы иранских спецслужб, в частности против израильских объектов.

Угроза Либермана

Тегеран рассматривает активность Иерусалима на Южном Кавказе как угрозу своей национальной безопасности. Иранское руководство подозрительно относится к любым израильским начинаниям в регионе, включая инициативы частных коммерческих структур. Персам мерещиться, будто чуть ли ни каждый проект Баку и Иерусалима, пускай даже в экономической сфере, служит прикрытием для укрепления военно-стратегического сотрудничества, направленного против Тегерана. Режим аятолл считает, что подобная активность - часть региональной политики США и Еврейского государства по нейтрализации иранского влияния на Кавказе. К тому же Тегеран опасается, что Вашингтон и Иерусалим могут использовать территории Грузии и Азербайджана в военной операции против Исламской республики.

Иран дал понять о своих опасениях еще на заре израильско-азербайджанских отношений. Тогда же Тегеран прозрачно намекнул, что для нейтрализации активности Израиля готов использовать рычаги воздействия на внутреннюю ситуацию в Азербайджане. Сразу после первого в истории визита главы Еврейского государства (Биньямина Нетаниягу) в эту республику весной 1998 года, радиостанция «Голос Исламской республики Иран» объявила, что «Баку играет в опасные игры». Официальный рупор режима аятолл предупредил, что «если такие действия будут продолжаться, исламский народ Азербайджана, в конце концов, будет вынужден отреагировать, и заставит правительство прервать связи с сионистами».

Опасения Тегерана усилились еще больше после того, как в октябре 2006 года глава партии «Наш дом Израиль» (НДИ) Авигдор Либерман занял пост министра по стратегическим угрозам. Во-первых, иранцы не забыли ему активное участие в попытках остановить развитие военного сотрудничества между Москвой и Тегераном в 1996-97 годах. Во-вторых, судя по персидской прессе, иранские эксперты заметили призывы Либермана к активизации израильской дипломатии на постсоветском пространстве, в частности на Южном Кавказе и в Центральной Азии, содержавшиеся в его книге, изданной накануне выборов в Кнессет. И, в-третьих, министерство, возглавленное Либерманом, определило своей главной задачей как раз противодействие «иранской угрозе».

Дальнейшая вовлеченность самого Либермана и представителей его партии в израильско-азербайджанские отношения, с точки зрения иранцев, лишь подтвердила наихудшие опасения Тегерана. С ноября 2006 года в Баку стали наведываться один за другим члены парламентской фракции НДИ. В августе 2007-го азербайджанскую столицу посетил и сам министр по стратегическим угрозам, проведя здесь переговоры с членами руководства республики, в том числе с президентом Алиевым. Тогда же, курируемая Либерманом организация «Натив», которую иранцы и армяне рассматривают не иначе как одну из структур разведсообщества Еврейского государства, открыла в Баку Израильский культурный центр.

За четыре месяца до того, в Тель-Авиве состоялся учредительный съезд ассоциации Азербайджан-Израиль (АЗИЗ), руководителем которой стал упоминавшийся Иосеф Шагал. Особый статус открытию этой организации придало присутствие Авигдора Либермана и министра туризма от НДИ Ицхака Аароновича. На съезд прибыла представительная делегация от Азербайджана, во главе с главным чиновником по делам диаспор Назимом Ибрагимовым. Появление АЗИЗ вызвало озабоченность не только у иранцев, но и армянского истеблишмента. Один из ведущих ереванских экспертов по Азербайджану и обозреватель Общественного телевидения Армении Айкарам Наапетян отмечал, что АЗИЗ создана для лоббирования интересов Баку, в первую очередь, в израильском парламенте.

В целом же, за период с ноября 2006-го по март 2008-го, Азербайджан занял первое место среди мусульманских стран по интенсивности межгосударственных и экономических контактов с Израилем. Еврейское государство превратилось во второго, после Италии, покупателя азербайджанской нефти (2 млн. тон ежегодно). По данным таможенного комитета республики в начале текущего года, по объему экспорта, Израиль оказался вторым среди внешнеэкономических партнеров Азербайджана, уступив лишь США. Притом, что Иран, имеющий с Азербайджаном границу протяженностью более чем 600 км, занял в списке экспортеров лишь шестое место.

В указанный период Израиль посетили: министр экономического развития Азербайджана Гейдар Бабаев (02.07), министр транспорта Зия Мамедов (06.07), глава госкомитета по работе с азербайджанцами за рубежом Назим Ибрагимов (04.07), вице-президент Государственной нефтяной компании Эльшад Насиров (07.07). С израильской стороны в Баку были: министр национальных инфраструктур Биньямин Бен-Элиезэр (05.07) и министр по стратегическим угрозам Авигдор Либерман (08.07), а также шесть депутатов Кнессета. Кроме того, по итогам 2007 года товарооборот между двумя странами достиг отметки в полтора млрд. долларов (для сравнения: товарооборот Азербайджана с Ираном составил, по официальным данным, 600 млн. долларов, по неофициальным – 1 млрд.).

На данном этапе в планах Иерусалима и Баку заключение долгосрочного газового контракта, а также переговоры по транспортировке азербайджанской нефти в Израиль через Турцию, с последующим сбытом в странах Восточной и Южной Азии. Помимо этого, в марте сего года стороны начали подготовку двусторонней конвенции по социальному обеспечению, подписание которой позволит израильтянам – выходцам из Азербайджана получать оттуда пенсии. Вдобавок, на конец апреля в этой южно-кавказской республике запланировано проведение «Дней Израиля», приуроченных к 60-летию образования Еврейского государства.

Беспрецедентная активизация израильско-азербайджанских отношений, грандиозные совместные планы, и особенно празднование 60-летия Еврейского государства, практически у самых границ Исламской республики, побудили Тегеран реализовать угрозы десятилетней давности насчет того, что «исламский народ Азербайджана, в конце концов, будет вынужден заставить правительство прервать связи с сионистами». Теперь президент Алиев или осознает всю серьезность намерений южного соседа, и станет более сдержанным в контактах с Иерусалимом, либо рискует ощутить на себе всю силу иранских спецслужб на азербайджанской территории. Причем в таком случае нельзя исключить и более агрессивных действий местных агентов Тегерана против израильских объектов, официальных лиц и бизнесменов. От митингов и демонстраций они могут перейти к захватам и терактам. Не случайно еще в середине февраля в посольстве Израиля и в представительствах различных еврейских организаций, действующих на территории республики, были приняты повышенные меры безопасности.

http://izrus.co.il/article.php?article=204

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 0
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Популярные дни

Лучшие авторы в этой теме

Популярные дни


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   3 пользователя, 0 анонимных, 239 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    239 гостей
    Арарат varvarikus Ara55
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...