Перейти к публикации

Власть или Карабах


ZIDANE

Рекомендованные сообщения

ДИЛЕММА: КАРАБАХ ИЛИ ВЛАСТЬ

Кажется, именно перед таким выбором стоят правящие элиты как в Армении, так и Азербайджане

Р.МИРКАДЫРОВ

Международные посредники кровь из носу пытаются добиться урегулирования карабахского конфликта до начала 2007 года. При этом они ясно дают понять, что с началом предвыборных марафонов сперва в 2007 году в Армении, а потом в 2008-м - в Азербайджане они практически заморозят свою посредническую миссию. По сути это означают, что сами страны - сопредседатели Минской группы ОБСЕ, которые имеют серьезные геополитические интересы в Азербайджане, вплотную займутся нашими выборами. Дело в том, что США и Евросоюз, который в МГ ОБСЕ представляет Франция, даже не скрывают, что собираются надолго и притом основательно обосноваться на Южном Кавказе. А Россия ведет тяжелые "бои" с целью сохранения собственного влияния в регионе, который еще 15 лет назад считался "вотчиной" Кремля.

При этом надо учитывать, что, в отличие от Грузии, которая однозначно сделала выбор по поводу своей евроатлантической интеграции, Армения и Азербайджан, по крайней мере, на словах, декларируют "сбалансированную" внешнюю политику. Хотя нельзя не заметить, что в последнее время внешняя политика Армении стала менее "комплементарной", как выражаются ереванские политики, а Азербайджана - более "сбалансированной". Ведь "комплементарная", а по сути, пророссийская внешняя политика официального Еревана, которая превратила Армению в "форпост" Кремля на Южном Кавказе, завела эту страну в тупик как в прямом, то есть политико-географическом и экономическом, так и переносном смысле. А с уходом Грузии "из-под России" и еще - хуже развязкой иранского узла в стиле американского президента Армения хотя бы на время может оказаться в полной изоляции. Именно поэтому приходится проводить на самом деле "комплементарную" внешнюю политику.

Однако для Запада жизненно необходимо урегулирование армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха, которое мешает ему окончательно утвердиться в регионе.

Существуют причины, по большей мере субъективные, как кажется автору этих строк, и того, что в последнее время внешняя политика Азербайджана становится все более "сбалансированной". Во-первых, в целом консервативная политическая элита не хочет жить по демократическим правилам, предложенным Западом. А Россия никакой демократии не требует. Более того, она, по словам Владимира Путина, готова "оградить Украину от внешнего давления". Такого же подхода Россия придерживается по отношению к Азербайджану, что она не раз демонстрировала во время проведенных в последние годы в нашей стране общенациональных выборов.

Во-вторых, "развязка" иранского узла по-бушевски также не отвечает интересам официального Баку. Тому несколько причин. Начнем с того, что решение иранской проблемы создаст в регионе новую геополитическую ситуацию со многими угрозами для Азербайджана, когда придется принимать, по сути, судьбоносные решения в жесточайшем цейтноте.

Далее, "демократизация Ирана" (опять же по-бушевски), несомненно, повлечет за собой серьезные внутриполитические изменения и в Азербайджане. "Закручивать гайки", особенно с учетом предстоящих президентских выборов, будет очень трудно, так как общественная активность достигнет максимума.

И, наконец, часть правящей элиты, которая наладила прекрасные деловые отношения с лидерами теократического тегеранского режима, потеряет огромные, притом не декларируемые прибыли.

Однако вряд ли можно считать, что нынешнюю азербайджанскую элиту Кремль воспринимает как полностью свою, то есть до мозга костей пророссийскую. Проблема для Кремля заключается в том, что Запад, прежде всего США, которые также раздражены тем, что официальный Баку никак не определится с внешнеполитическими приоритетами, имеет огромное влияние на лидеров нынешней правящей элиты. Достаточно напомнить, что, будучи недавно в Баку, заместитель генсека НАТО заявил, что во время своего предстоящего в ноябре визита в Брюссель президент Ильхам Алиев получит ответы на все "беспокоящие его вопросы" от руководства Североатлантического блока. То есть пока ни в Москве, ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне не могут до конца положиться на официальный Баку, что, естественно, вызывает раздражение.

Напомним, что в начале ноября И.Алиев с официальным визитом отправляется в Брюссель для проведения переговоров с руководством НАТО. А потом там же состоятся официальные мероприятия по поводу подписания Плана действия между Евросоюзом и странами Южного Кавказа по Программе нового соседства. Именно в рамках этого мероприятия 14 ноября состоится очередной раунд переговоров между министрами иностранных дел Армении и Азербайджана по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Однако перед этим и Роберт Кочарян, и Ильхам Алиев отправятся в Москву, скорее всего, для проведения "последних консультаций" с президентом России. Одним словом, по сути и Армения, и Азербайджан оказались меж двух огней.

Поэтому как в Вашингтоне, так и в Москве, кажется, готовятся к двум вариантам развития событий на Южном Кавказе. Первый вариант: Вашингтон и Москва не находят "общего языка", и, как следствие, Армении и Азербайджану не удается договориться по поводу урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха. В этом случае и официальный Баку, и Ереван оказываются под "двойным прессом". Как Вашингтон, так и Москва от них требуют однозначного внешнеполитического выбора. А с учетом предстоящих выборов обеим странам сделать подобный выбор будет очень трудно.

Во-первых, правящие политические элиты в Армении и Азербайджане неоднородны с точки зрения внешнеполитической ориентации. Ведущие армянские политики, например, министр обороны, один из самых реальных кандидатов в президенты от правящей элиты Серж Саркисян, даже не скрывают, что являются пророссийски ориентированными политиками.

В Азербайджане ситуация несколько отличается. Ведущие фигуры правительства скрывают свои внешнеполитические "пристрастия". Но при этом никому не секрет, что достаточно высокопоставленные, известные и влиятельные госчиновники, по сути, являются "российскими агентами влияния" в окружении главы государства. К сожалению, таковых немало и в силовых структурах. То есть Россия может пойти по пути "дворцового переворота" в Азербайджане или, по крайней мере, использовать эти силы для оказания давления на президента в случае, если он сделает "неправильный выбор". Кроме того, в критический момент Россия может задействовать и свою "пятую колонну", например, в лице движения "Путь Азербайджана", которое в последнее время активизировало свою деятельность.

Во-вторых, нельзя считать, что в этом случае Запад будет сидеть сложа руки. В Армении уже сделана заявку на активизацию прозападных сил. Запад даже не скрывает, что в случае необходимости готов вывести на активную "политическую орбиту" экс-президента Левона Тер-Петросяна, который является знаковой фигурой для Армении, особенно для сторонников евроатлантической интеграции.

А в Азербайджане, как стало известно из информированных дипломатических источников, в случае провала нынешнего раунда мирных переговоров и продолжения на этом фоне со стороны официального Баку "сбалансированнной" внешней политики, Запад собирается запустить новую, широкомасштабную программу "Поддержка демократии", по сути, для реанимации прозападной оппозиции. Кроме того, надо учитывать и то, что в правящей элите, раздираемой внутренними противоречиями, есть достаточно влиятельные фигуры, готовые под определенные гарантии встать на сторону Западу. Как стало известно, под реализацию этого "проекта" уже выделены огромные средства. Запад просто ждет итогов нынешнего раунда переговоров по урегулированию конфликта, а также того, насколько реакция официального Баку на ответы со стороны руководства НАТО на все "беспокоящие его вопросы" удовлетворит лидеров Североатлантического блока.

Одним словом, и в Москве, и в Вашингтоне не исключают, что для того, чтобы поставить все точки над "i" в большой геополитической игре на Южном Кавказе в предстоящих выборах как в Армении, так и Азербайджане, придется играть на смену власти. Однако подобная игра на грани фола, при которой можно проиграть если не все, то все же многое, по крайней мере, на определенный период времени, является опасной с точки зрения геополитических интересов на Южном Кавказе как Запада, так и России. Поэтому стороны пытаются договориться и направить соперничество в регионе в "цивилизованное русло". На деле этот второй вариант развития событий означает достижение договоренностей по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта.

Во-первых, в этом случае удается избежать жесткого геополитического противостояния в регионе, что отвечает как интересам Запада, так и России. Ведь в Кремле прекрасно осознают, что даже при нынешних бешеных доходах от экспорта нефти Россия не способна до конца придерживаться конфронтационной линии поведения во взаимоотношениях с Западом, и прежде всего с США. Тогда России придется превратиться в полностью "закрытое общество", как было во времена Советского Союза. А это чревато очередным "общегосударственным дефолтом". Достаточно обратить внимание на то, что в последние дни тон заявлений российских официальных лиц по поводу взаимоотношений с Грузией стал меняться.

Однако, учитывая зависимость от российских энергоресурсов, Запад также не хотел бы говорить с Кремлем исключительно на языке "кнута".

Во-вторых, так как Россия выступит в качестве одного из гарантов мирных соглашений, это само по себе усилит, хотя бы на время, ее политическое влияние в регионе. На Карабахе, от принадлежности которого Армении или же Азербайджану с точки зрения геополитических интересов России ни тепло, ни холодно, Кремль может на деле "продемонстрировать свою приверженность" мирному урегулированию территориально-этнических конфликтов на территории СНГ. А это создаст Кремлю поле для маневра, когда наступит час урегулировать абхазский или же осетинский конфликт, где у России ярко выраженные геополитические интересы.

В-третьих, как уже писал автор этих строк, Россия через Азербайджан получит надежный сухопутный коридор в Армению, Иран и далее в Турцию, чего после обострения отношений с Грузией она лишилась. Кроме того, хотя на время, сохранение крупной военной группировки в Армении, которая ныне практически полностью блокирована со всех сторон, будет возможно чем-то обосновать с точки зрения военно-политической целосообразности.

А для Запада урегулирование армяно-азербайджанского конфликта создает возможность для массированной политико-экономической интервенции во все страны Южного Кавказа, прежде всего в Армению, которая, будучи в связке с Россией, до сих пор оставалась вне региональных интеграционных процессов. По мнению западных аналитиков, в результате массированной политико-экономической интервенции буквально через 3-5 лет евроатлантическая ориентация всех стран Южного Кавказа станет необратимым процессом. То есть России все равно придется уйти из Южного Кавказа, но постепенно, получая некоторые политико-экономические преференции, самое главное - без катаклизмов и сохраняя лицо. По мнению некоторых западных аналитиков, серьезные катаклизмы внутриполитического характера с вовлечением России в странах Южного Кавказа, наоборот, могут затормозить процесс евроатлантической интеграции данного региона.

Поэтому можно предположить, что сегодня мы становимся свидетелями сложной дипломатической игры, результатом которой станет "сговор" между Россией и Западом на условиях урегулирования армяно-азербайджанского конфликта и сохранения ныне существующего внутриполитического статус-кво как в Армении, так и Азербайджане. Ведь западные сопредседатели МГ ОБСЕ не раз намекали, что правящим элитам и Армении, и Азербайджана намного проще будет, если они пойдут на выборы с урегулированным конфликтом вокруг Нагорного Карабаха.

Зеркало

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 2
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Популярные дни

Лучшие авторы в этой теме

По статье получается, что урегулирование конфликта выгодно и России и Западу. Но остается вопрос - кому оно выгоднее? наверное все же Западу, и поэтому Россия все же останется заинтересованной в продолжении противостояния. По-моему приведенные аргументы в пользу России (распространения влияния "через Азербайджан и Армению, а потом и дальше") не состоятельны...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Но остается вопрос - кому оно выгоднее? наверное все же Западу, и поэтому Россия все же останется заинтересованной в продолжении противостояния.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   5 пользователей, 1 анонимный, 245 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    250 гостей
    1 анонимный
    mshput w i t o Арарат luc irrenna
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...