Перейти к публикации

Идеология и история


Gentle Giant

Рекомендованные сообщения

Наличествует ли идеологический момент в исторической науке? Безусловно наличествует.

Хорошо это или плохо? Не хорошо и не плохо. Просто история слишком близкая к политике наука, чтобы этот момент там не наличествовал.

Значит ли это, что объективной истории совсем не существует? Нет, не значит, потому что несмотря на все есть методики, которые имеют объективное основание, а есть дилетатнсткая игра. Например, сравнительное языкознание наука довольно точная. Она основана на системе фонетических и иных соотвествий. Потому дилетантам в этой области так трудно.

Бывают ли академические ученые субъективны или ангажированы? Более чем. Например берем учебник Истории древнего мира Кузищина. Раздел о царстве Миттани. Известно, что по крайней мере аристократия Митани была индоарийского происхождения. Но в учебнике об этом говорится вскользь, как бы нехотя, а основной упор делается на хурритском населении Митани. Типа хурритское было царство, да цари как назло Митре с Варуной поклонялись. Берем раздел об Урарту. Там вроде все наоборот. Давно не секрет что, хотя язык урартских клинописей по своей типологии не индоеропейский, но в лесксике множество индоевропейских заимствований, в т.ч. армянских. Более того, топонимы, теонимы и т.д. также свидетельтсвую об очень тесных контактах с индоевропейским миром и о наличие и-е-кого населения на территории Арм. Нагорья на тот период. И еще более, среди имен царской династии, по крайней мере имя Аргишти надежно можно этимологизировать из индоевропейского. Но в чем дело? В учебники вы об этом не найдете. А царство вновь хурритское. Хотя здесь все наоборот, чем в Митани.

Итак в академической науке есть своя предвзятость, имеющая разные причины.

Что же делать? Борьба выходит есть, и надо как-то в ней участвовать.

Есть два пути. Первый - легкий. Например, путь господина Варпетяна. Плюнуть на всю научную методику и встать в позу героического борца. Результат?

Результат в том, что таким образом, побеждает лишь те самые авторы учебника, пример которого мы привели. Раскритиковать всю методологию господина Варпетяна может любой первокурсник лингвистического факультета, или исторического, если он хоть что-то учил. Идея дискредитируется. Академики,авторы учебника потирают руки. Теперь всякий, кто попытается с помощью адекватного научного аппарата обосновать, связь индоевропейцев с Арм. Нагорьем подвергается двойному давлению. На него сразу можно наклеить ярлык варпетяновца. И ему приходится предпринять вдвое больше усилий , чтобы суметь отстоять место своего народа в идеологической борьбе за древнюю историю. Мало этого, его ещь бьют с тыла, те самые "арийцы", которые не видят, что на самом деле они важные созники Дьяконова, которого сами же ругают.

Второй путь сложнее, как видим. Но только с его помощью мы сможем добиться своей правды под солнцем мировой науки, которое имеет те же жесткие законы борьбы за выживание, что и иные "солнца". Потому, прежде чем кидаться в бой, надо быть в боевой готовнсоти, надо учиться, копаться в истоичниках, владеть методом. А это конечно требует усилий. Тем более, что молодой армянский ученый, не в самом выгодном положении не тилько по сравнению с акулами научного империализма, но даже с Варпетяном. Ведь его выкладки, основаные на сложной технике научной метологии, не так эффектно-легкодоступны как пируэты бывшего марсельского художника. Милые дамы, не всегда готовы впадать в экзальтацию читая скажем это: http://forum.openarmenia.com/index.php?showtopic=10080

Или же: http://noravank.am/?l=1&d=13&f=333

Потому что такое надо осилить, надо имет бекграунд, а не заниматься "профессиональным патриотизмом" в свободное от основных занятий время.

Короче говоря, хотите, чтобы когда-нибудь в Учебнике том самом даже сам Дьяконов, восставши из гроба, был вынужден написать об индоевропейском характере Урарту, и о наличии там армянского населения, или об индоевропейской прародине на Армянском Нагорье, или даже когда-нибудь о ностратической прародине там же, то для этого надо много работать и реально овладевать методикой, с копьем и стрелами против танков не попрешь. А если попрешь, то станешь таким же всеобщим посмешищем, как азербайджанское албановедение. Если же работать самому лень, не мешай другим, для тебя стараются.

А ты, восторгаясь лекцией варпетяновца делаешь все, чтобы в Учебники еще лет 100 писали, что армяне пришельцы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 6
  • Создано
  • Последний ответ

Тут, вроде, на форуме поместили статью из Nature, где новозеландские ученые пишут об анатолийском и закавказском происхождении индоевропейцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хоть я и далек от истории по специальности, у меня слишком трепетное отношение к сией дисциплине, чтобы пройти мимо етого топика. Вобщем, со всем вышесказанным я конечно согласен. Но со своей стороны смею предсказать все большую "дегуманитаризацию", если можно так выразиться, исторической науки в ближайшие десятилетия. Применение разных точных аналитических методов (типа ПЦР, радиоизотопный анализ и т. д.), скажем, в антропологии или археологии уже давно не является новостью, но там они играют скорее вспомогательную роль. А вот в области столь любимой дилетантами (в т. ч. мной ;)) сравнительной лингвистики, на мой взгляд, вполне могли бы быть приложимы количественные методы филогенетического анализа, давно разработанные в биоинформатике. И судя по виду некоторых лингвистических деревьев, которые я видел на форуме, ети методы уже применяются. С другой стороны, не исключено, что методы сравнительной лингвистики (как я понимаю, в основном качественные), могли бы оказаться полезными, будучи проецированы на изучение генетических последовательностей. Мне самому было бы крайне интересно когда нибудь (дай Бог, разберусь со своей докторской) заняться етой проблемой. При етом я естественно осознаю всю важность доскональнейшего изучения накопленного исторической наукой багажа знаний и методов, но с другой стороны, свежий и альтернативный взгляд на вещи мог бы быть полезен.

Уж простите за несколько занудное отступление от основной темы развертывающихся баталий (хотел написать базаров :))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   4 пользователя, 0 анонимных, 188 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    177 гостей
    Ara55 w i t o tailor stephanie S
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...