Перейти к публикации

Ислам и «современность» в Азербайджане


Arciv

Рекомендованные сообщения

В этой теме хотелось бы обсудить современное состояние азербайджанского общества в плане совмещения норм традиционного ислама с «современностью».

С одной стороны в этой стране до сих пор практикуется самобичевание цепями в дни траура по поводу гибели Имама Хусейна (в простонародье «шахсей-вахсей»),

В 12:00 участники мероприятия провели традиционную церемонию самобичевания цепями (<http://www.day.az/news/society/142760.html).

Коснувшись реформ в Исламе, А.Пашазаде отметил, что некоторые коррективы внесены в формы выражения своей скорби мусульманами в связи с гибелью имама Хусейна.«Бить себя цепями до тех пор, пока не выступит кровь или проливать чужую кровь - это большой грех (<http://www.day.az/news/society/142761.html).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 35
  • Создано
  • Последний ответ

Александр Игнатенко

Новая история о слепом силаче и безногом хитреце

Что стоит за вспышкой терроризма в Азербайджане

Азербайджан очень похож на Ирак. Он член Организации Исламская Конференция (ОИК). В стране живут шииты и сунниты, азербайджанская территория – зона добычи и транспортировки углеводородов. Рядом находится Иран. К Азербайджану, как и к Ираку, есть большой интерес у США и у Саудовской Аравии.

События октября 2007 года в Азербайджане – вооруженные столкновения с ваххабитами в разных районах страны – кто-то может расценивать как незначительный эпизод. Несколько лет тому назад никто и помыслить не мог, что в Ираке будет идти широкомасштабная гражданская война между суннитами и шиитами. В стране существовал светский режим (и это – еще одно сходство между Ираком и Азербайджаном), который худо-бедно, не без силовых приемов, поддерживал стабильное сосуществование между разными конфессиональными (этнорелигиозными) группами.

Есть такой образ в арабском фольклоре – слепой силач и безногий хитрец. Первый второго несет на плечах, а тот втравливает незрячего и не очень сообразительного, но крепкого телом во всякие проделки и приключения. Этот образ как нельзя лучше подходит к тем отношениям, которые сложились между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией. Тандем возник во времена холодной войны. Американцы стали использовать саудовцев и их ресурсы (религиозно-идеологические, финансовые, человеческие) для борьбы против советского проникновения в те зоны, где самим США было несподручно действовать – в Афганистане, на Ближнем Востоке, в Африке.

Но саудовцы сумели, где «лаской» (в Вашингтоне есть немало людей, которые могут рассказать о взятках, прямых или косвенных, людям из политического истеблишмента), а где «таской» (антиамериканский террор на Ближнем Востоке и на территории самих США – теракты 11 сентября 2001 года!) заставили силача ходить туда, куда это было нужно саудовцам. Иракская война – яркий пример. Она была подана как очередной, после Афганистана с окопавшимися на его территории «Аль-Каидой» и «Талибаном», этап глобальной антитеррористической операции.

Напомним также, что до вторжения в Ирак президент Джордж Буш то и дело упоминал, что среди террористов – участников теракта 11 сентября было 16 (на самом деле 15) саудовцев. Но удар был нанесен по Ираку, который не имел отношения к теракту века, но был старым геополитическим и новым политико-идеологическим конкурентом Саудовской Аравии... Американцы это понимают, но поделать со своим союзником ничего не могут. Или не хотят. Слепому силачу без поводыря никуда? В зоне распространения ислама США вынуждены действовать в тандеме с Саудовской Аравией. Саудовцы обеспечивают распространение ваххабизма в зонах, представляющих для них интерес, вплоть до создания вооруженных группировок, территориальных плацдармов и квазигосударственных образований. Интересы США в этом случае гарантированы самим фактом контроля со стороны союзника. Если что-то не складывается и государства сопротивляются ваххабитскому проникновению, то США осуществляют вмешательство, вплоть до вооруженного вторжения. При этом реализуются как стратегические цели (контроль за зонами углеводородов), так и текущие задачи – трансферт суннитских (ваххабитских) террористов из Ирака.

США не справляются с антиамериканским суннитским (ваххабитским) джихадом в Ираке, олицетворяемом «Аль-Каидой в Месопотамии». И они в координации с суннитскими режимами Ближневосточного региона, в первую очередь – с Саудовской Аравией, сделали как минимум две попытки осуществить «трансферт террористов» – перенаправить джихадистов куда-то подальше от Ирака. Первая – направить их на джихад в Центральной Азии (мятеж в Андижане в мае 2005 года), вторая попытка – «поджечь» Левант (внедрение на севере Ливана, у границ Сирии подставной, якобы палестинской группировки «ФАТХ аль-ислам» в 2007 году). Очень похоже на то, что события октября 2007 года в Азербайджане – очередная попытка осуществить «трансферт террористов» из Ирака за счет создания зоны напряженности и развязывания джихада, на который должны потянуться из Ирака моджахеды-ваххабиты. Такое развитие событий не может не волновать Россию. Все это происходит непосредственно у ее границ. И будем помнить: на территории России есть внедренные ваххабиты. И не в целом ли на Кавказ – как на Южный, так и на Северный – планируется «трансферт террористов»?

Александр Александрович Игнатенко - президент Института религии и политики, член Общественной палаты Российской Федерации, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации. http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-16508.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На улицах Баку продаются опасные книги об исламе

В ходе мониторинга пунктов продажи книг в столице Азербайджана было выявлено, что реализуется немало литературы об исламе, имеющей неизвестное происхождение, или же непрофессионально изданной, завезенной в страну нелегально и служащей не всегда благовидным целям различных религиозных течений.

Об этом сообщили в государственном агентстве по авторским правам Азербайджана, передает Day.Az. Экземпляры литературы были приобретены организацией для экспертизы. Ее цель – создать условия для реализации проверенной соответствующими органами литературы.

Мониторинг показал, что сомнительная религиозная литература, которая реализуется в Баку, непонятно где и как издана и в основном неверно трактует ислам, сообщает Press-uz.info со ссылкой на азербайджанскую газету «Эхо».

Как сообщили «Эху» в агентстве по авторским правам, в результате контрольной закупки и проведенной впоследствии экспертизы были выявлены 38 религиозных книг, 16 учебных аудиокассет и множество дисков, большая часть из которых непонятно где и как издана и объективно служит разжиганию межрелигиозной розни. Как отметили в агентстве, среди сомнительной литературы присутствуют такие издания, как «200 вопросов и ответов», «Хиджаб», «Дьявол», «Хадж» и т.д. Некоторые из книг внешне не вызывают подозрений, однако стоит внимательно их прочитать, как становятся заметны призывы к разжиганию нетерпимости по отношению к другим религиям.

По итогам мониторинга также выяснилось, что среди всех книг всего лишь 5 более-менее соответствовали положению по защите авторских прав, остальные «чересчур вольно» публиковали сведения о месте напечатания издания, его авторах и т.д.

В связи с полученными результатами в госагентстве готовят соответствующее обращение в Государственный комитет по работе с религиозными образованиями и Управление мусульман Кавказа, с тем чтобы общими усилиями разобраться в ситуации. В дальнейшем по этому вопросу ожидается обращение в правоохранительные органы. http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-14165.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Азербайджан: исламские радикалы грозят казнить журналистов

Сегодня в Баку на судебном процессе по делу публициста Рафика Таги произошел инцидент. Группа религиозных радикалов, присутствовавших на суде, стала оскорблять подсудимого и его адвоката. Они грозились расправиться с подсудимыми Рафиком Таги и Самиром Седагатоглу – редактором газеты «Санат».

Судья никак не отреагировал на происходящее, объявив, что процесс будет продолжен 4 мая.

Рафик Таги является автором нашумевщей статьи «Европа и мы», опубликованной в ноябрьском номере газеты «Санат». В материале говорится о превосходстве христианских ценностей над исламскими и использованы нелицеприятные выражения в адрес пророка Мухаммеда. Автор материала и редактор газеты были в конце ноября 2006 года арестованы, против них выдвинуто обвинение в разжигании религиозной розни.

А после судебного заседания группа радикалов совершила нападение на журналистов. Группа более чем из 40 человек стала озвучивать призывы к джихаду. Помимо этого, они, вне зависимости от приговора суда, требовали для обвиняемых смертной казни. На замечания журналистов: «Какое вы имеете право выносить приговор?» радикалы ответили, что это является их «гражданским правом».

В результате этого инцидента некоторые представители СМИ, корреспондент радио Би-би-си, представитель американского Фонда содействия демократии и другие подверглись физическому давлению. http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=13278

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мубариз Гурбанлы: «Решение шейха Аллахшукюра Пашазаде о запрете использования звукоусилителя при азане является правильным шагом»

Как человек, верующий в Бога, и который не против исполнения религиозных обрядов, думаю, что верующие люди не будут недовольными от запрета передавать азан (призыв на молитву) посредством звукоусилителя.

Так в беседе с корреспондентом Day.Az, комментируя решение о запрете использовать усилители звука при азане, заявил заместитель исполнительного секретаря Партии «Ени Азербайджан», депутат Мубариз Гурбанлы.

«Азербайджан является страной, где большинство граждан исповедуют религию Ислам, исполняют религиозные обряды. В то же время, согласно Конституции страны, Азербайджан является светским государством. У нас выполнение религиозных обрядов является добровольным делом. Религия у нас отдельна от государства. В Азербайджане гражданин свободен в исполнении религиозных обрядов, и никто не может запретить им это. Он в любом месте может исполнять намаз в соответствии с требованиями исламской религии», – сказал он.

Вместе с тем, по его мнению, нельзя забывать, что Баку является городом, где проживают три миллиона человека, среди которых есть и люди, исповедующие другие религии. По словам депутата, нужно признать, что звучание азана посредством звукоусилителя создает неудобства для граждан, проживающих в зданиях, расположенных рядом с мечетями.

«Может быть, кто-то отдыхает дома после ночной смены работы, или у кого-то имеется больной. Использование звукоусилителя создает им определенные неудобства. Считаю нецелесообразным озвучение азана посредством усилителя, и вообще нет необходимости в этом», – отметил депутат.

М.Гурбанлы напомнил, что когда создавался ислам, первым, кто озвучил азан, был сподвижник пророка Мухаммеда Билал. Своим громким голосом он призывал мусульман к молитве. Впервые азан был дан в городе Медина, и большая часть населения города могла слышать его.

По его мнению, в настоящее время, если на территориях мечетей кто-то без усилителя озвучит азан, то у других граждан, проживающих около мечети, не будет никаких проблем в связи с этим.

«Считаю, что председатель Управления Мусульман Кавказа, уважаемый шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде предпринял правильный шаг, заявив, что использование усилителя звука при азане нецелесообразно.

Помимо нас, в мире насчитывается очень много стран, где исповедуют ислам. И не в каждом из них, в том числе и в некоторых арабских странах азан озвучивают посредством звукоусилителя», – резюмировал М.Гурбанлы.

Эмиль ГУЛИЕВ

http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-13266.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Президент Ильхам Алиев отменил запрет на озвучивание азана с помощью громкоговорителей

Президент Ильхам Алиев отменил запрет на озвучивание азана с помощью громкоговорителей. Этот вопрос был обсужден с главой Управления мусульман Кавказа шейх уль-исламом Аллахшукюром Пашазаде. Об этом «Новости-Азербайджан» сказал Пашазаде.

Во время встречи президент отметил, что необходимо с уважением относиться к религиозным и духовным ценностям каждого человека. Азербайджан является мусульманской страной, поэтому с мечетей должен звучать азан. По словам Пашазаде, никаких препятствий по звучанию азана с мечетей не будет. «Как и прежде азан будет звучать через громкоговорители», - отметил он.

Новости-Азербайджан <http://azerimuslims.com/news.php?id=2806>

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

НУ НКР к тому времени уже давно будет частью Армении. :)

По теме, у меня ощущение, что Азербайджан будет зеленеть, причем нарастающими темпами. Причем, это не самый лучший вариант для нас, имхо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club
По теме, у меня ощущение, что Азербайджан будет зеленеть, причем нарастающими темпами. Причем, это не самый лучший вариант для нас, имхо.

Utkarsh джан, не соглашусь.

И вот почему.

Зеленый Азербайджан - это филиал Исламской Республики Иран, с которой у Армении хорошие взаимоотношение, основа которым -противодействие пантюркизму. И "озеленив" Азербайджан Иран лишает его возможности участия в НАТО и фактически выведет из орбиты влияния Запада. Кроме того, отрезает от светской Турции.

Часть населения Азербайджана ( все-таки бывшая советская республика) немедленно иммигрирует. Другая часть вплотную возьмется за изучение Корана. При этом, выбросив из головы порочные идеи о "древнем азербайджанском городе Иряване", не говоря, об НКР. Ну и сами понимаете, что Нахичеван остаётся бесхозным, который необходим будет вернуть в лоно Родины. При смене режиа в Азербайджане на исламский, сменятся и собственники нефтегазовой промышленности (при условии нынешних недружественных отношениях Запада с Ираном). Представляется, что активное участие в этом вопросе примет Россия. Таким образом в корне изменится геополитический расклад на Южном Кавказе с плюсами для Армении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В Азербайджане вынесен приговор членам террористической группировки «Аль-Каида»

28 Июля 2008 [19:34] - Day.Az

Сегодня в Суде по делам о тяжких преступлениях Азербайджана завершился суд по уголовному делу лиц, обвиняемых в сотрудничестве с террористическими организациями «Аль-Каида» и «Аль-Джихад».

Как передает Day.Az, об этом стало известно в Суде.

В качестве обвиняемых проходили некий гражданин арабского происхождения по кличке Абу Джафар, а также Эльчин Алимирзоев, Видади Керимов, Тельман Абдуллаев, Адыль Гараханов, Виталий Агамамедов, Асеф Гасанов, Даниял Абуев, Рафаэль Рагимов, Мирза Бабаев, Гадир Гаджиев, Вугар Алиев, Эмин Джами, Логман Мурадов, Габиль Масмалиев и Пярвиз Керимов.

Согласно вердикту суда, Абу Джафар приговорен к 14 годам тюремного заключения, Эльчин Алимирзоев – 12 годам тюрьмы, Видади Керимов - к 9 годам тюрьмы, остальным - от 3 до 8 лет тюрьмы.

Вышеуказанные лица обвиняются по статьям 315.2 (сопротивление или применение насилия, опасного для жизни или здоровья в отношении представителя власти), 228.2.1 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств группой лиц по предварительному сговору), 279.2 (нападение на предприятия, учреждения, организации либо на отдельных лиц в составе непредусмотренных законодательством Азербайджанской Республики вооруженных формирований или групп) Уголовного кодекса Азербайджана.

Отметим, что в результате операции, проведенной сотрудниками Министерства национальной безопасности, удалось задержать Абу Джафара, связанного с террористическими организациями «Аль-Каида» и «Аль-Джихад», а также ряд других лиц. Прибыв в Азербайджан, они создали здесь вооруженную группировку из людей, активно участвовавших ранее в составе незаконных военизированных групп в различных конфликтных зонах, и радикальных ваххабитов.

Во время своего задержания Тельман Абдуллаев оказал вооруженное сопротивление, ранив из огнестрельного оружия двоих полицейских.

В ходе операции у преступников, а также из их квартир и тайников были изъяты: 1 автомат, 3 пистолета, 1 обрез, 12 гранат, 11 запалов, 1 кг 75 граммов тротила, 4 метра бикфордового шнура, 91 детонатор, 4 обоймы к пистолетам, 4 автоматных магазина, 25 патронов к пистолету, около 600 автоматных патронов, 3 специальных фонаря, 2 компаса, 1 сигнальная ракета, 1 электроаппарат, карта Сумгайыта и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Эльмира Ахундова: «Если в Иране девушки весьма небрежно прикрывают волосы косынкой, а мужчины ходят с аккуратно подстриженными бородками, то «наши» мусульманки укутываются в платки по самые брови, а мусульмане отращивают бороды едва ли не по колено»

Интервью Day.Az с депутатом Милли Меджлиса Эльмирой Ахундовой. 15 Января 2009

- Эльмира ханум, в последнее время все чаще и чаще, в том числе, и от представителей власти, приходится слышать признания о том, что Азербайджан все идет по пути исламского радикализма. Согласны ли Вы с подобной точкой зрения?

- Я бы сказала так: меня беспокоит растущая радикализация общества. Причем радикализация эта происходит отнюдь не по линии «власть» - «оппозиция». Азербайджанская оппозиция с годами становится все более цивилизованной, и о митинговых страстях тем паче с забрасыванием оппонентов камнями давно не помышляет.

Зато заметно активизировались радикальные течения ислама, которые на местной, азербайджанской почве принимают весьма своеобразные формы. Так как за 70 лет существования советской власти с господствующей идеологией атеизма в Азербайджане выросло поколение людей, весьма далеких от истинной веры, то в головах неофитов царит настоящая каша. Их вера достаточно агрессивна, на всех, кто не разделяет их взгляды и нормы поведения, они смотрят едва ли не как на врагов, толерантность им чужда.

Многие стараются и чисто внешне казаться святее самого Папы: если в Иране, который «нашими» мусульманами почитается как страна-образец истинной веры, девушки сегодня весьма небрежно прикрывают волосы косынкой, а мужчины ходят с аккуратно подстриженными бородками, то «наши» мусульманки укутываются в платки по самые брови, а мусульмане отращивают бороды едва ли не по колено.

В отличие от большинства мусульманских стран, где родители стараются дать своим детям, в том числе, и девушкам, хорошее образование, «наши» мусульмане почитают едва ли не добродетелью не пускать девочек в школу и всячески поощряют их нежелание посещать старшие классы. Выдать девочку замуж в 15-16 лет также не считается зазорным. По-прежнему процветают кровнородственные браки, особенно между двоюродными братьями и сестрами. В Масаллах, откуда я избрана депутатом, очень много молодых людей стоят на диспансерном учете в качестве душевнобольных, и показатель различных заболеваний среди потомства, рожденного в кровнородственном браке, с каждым годом растет.

- Одним из очагов все растущего исламского влияния на жизнь нашего общества традиционно называют бакинские села. Насколько, на Ваш взгляд, действительно взрывоопасна ситуация в бакинских селах?

- Меня беспокоит ситуация, складывающаяся в ряде бакинских сел, особенно в «мятежном» Нардаране. Порой, читая сообщения СМИ, создается впечатление, что законную власть в этих поселках заменили полуфеодальные советы старейшин.

Мы то и дело слышим, как на площади в Нардаране торжественно сожгли флаги США, Израиля и прочих европейских государств. По этому поводу политический обозреватель газеты «Эхо» Нурани весьма справедливо заметила: «Не припомню, чтобы в Нардаране с тем же рвением сожгли флаг Армении, которая продолжает оккупацию 20% азербайджанских земель. И уже тем более не станут жечь флаг Ирана и устраивать пикеты перед иранским посольством, когда в Иране запрещают азербайджанские названия и подписывают с Арменией соглашение об обмене разведданными, однозначно направленное против Азербайджана».

Кульминацией религиозной вакханалии стало известие о том, что один из местных авторитетов Нардарана публично объявил моему коллеге, депутату Милли Меджлиса, выдающемуся азербайджанскому поэту, писателю, общественному деятелю Сабиру Рустамханлы смертный приговор. По-моему, это известие должно было возмутить наше светское демократическое общество до предела.

К сожалению, творческие союзы, видные представители интеллигенции предпочли этой скандальной новости «не заметить». Наверное, исчерпали свой протестный потенциал, защищая Рустама Ибрагимбекова. А, может, просто боятся нарваться на очередную фетву? И почему молчит руководство нашей традиционной, так сказать, официальной религии? Или оно также не владеет ситуацией и не является авторитетом для нардаранцев?

Прочитала, что правоохранительные органы завели уголовное дело, однако что-то не слышно об аресте зачинщика смуты. Между тем, в данном вопросе государственная власть должна проявлять такую же твердость и даже, я бы сказала, непримиримость, какая, к примеру, наблюдается в соседней Турции. Пора понять: с религиозным фанатизмом надо вести жесткую борьбу, одновременно занимаясь массовым просветительством среди простого населения. Сегодня южные регионы республики подвержены сильнейшему идеологическому влиянию соседнего Ирана. И заслона этому религиозному фанатизму, по сути, нет.

Я осуждаю безобразную историю с вынесением публичного смертного приговора Сабиру Рустамханлы и считаю, что она наносит серьезный урон демократическому имиджу республики. Если она останется без последствий и никто не понесет наказание, я буду считать, что власти спасовали перед религиозными фанатиками. А это может явиться сигналом поощрения для сотен и сотен религиозных экстремистов, пока еще затаившихся по своим квартирам в ожидании часа «Х».

- Насколько велика роль Ирана в создании в Азербайджане столь взрывоопасной ситуации?

- К сожалению, с той стороны Араза сюда проникает не только радикальная идеология, но и еще более губительное, смертоносное для народа оружие: наркотики. Сводки МВД и МНБ каждый день приносят известие о том, что на границе с Ираном задержана очередная крупная партия наркотиков. А сколько килограммов наркотического зелья, героина и прочей гадости проникает в Азербайджан беспрепятственно? Иранцы используют наших граждан как наркокурьеров, нанимая их за гроши и обогащаясь за их счет, а попутно губя и калеча судьбы сотен, тысяч наших сограждан.

Допускаю, что делается это вполне сознательно: обкурившимися, одурманенными людьми легче манипулировать, подчинить себе, своей воле. Поэтому наших граждан калечат сознательно. Хотелось бы, чтобы пограничники строже относились к своим обязанностям и не допускали прохода наркокурьеров, провоза наркогруза через «зеленую» границу. При той оснащенности пограничных войск и их солидной численности поставить надежный заслон на пути наркотрафика не составляет труда, было бы искреннее желание. Но вот этого-то желания и не видно, судя по количеству поступающего в республику наркогруза.

- Резюмирующий вопрос: что должно предпринять руководство Азербайджана для выхода из создавшейся архиопасной ситуации?

- Ситуация достаточно тревожная и требующая принятия срочных, ответственных мер. Власть должна проявить в данном вопросе твердость и взять под контроль ситуацию на религиозном фронте. Я намеренно не беру слово фронт в кавычки, потому что, подозреваю: именно в сфере идеологии в ближайшем будущем развернется основная борьба.

Быть или не быть нашему светскому, толерантному, демократическому государству - решать всем нам - обществу и в первую очередь ее политической элите. Она должна выступить на авансцену и сказать «нет» религиозному экстремизму всех мастей и оттенков.

Илья Файнзильберг

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ПРОЯВЛЕНИЯ ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Аракс Пашаян

Исламские религиозно-политические течения, в том числе салафизм (зачастую называемый термином «ваххабизм»), считающийся наиболее радикальным течением суннитского ислама, проник в Азербайджан в начале 1990-х годов в основном в результате русско-чеченских войн, а также пропагандистской деятельности саудовских миссионеров, постепенно перерастая во внутреннюю угрозу. В последнее время во внутриполитических процессах Азербайджана определенную напряженность вызывает салафитская группировка под названием «Лесные братья».

По своему характеру «Лесные братья» – джамаа, т.е. вид объединения имеющий в исламе значение как общины, так и военной группировки с инфраструктурой и единым предводителем (эмиром). Подобная структура руководствуется концепцией военного джихада, в основу ее идеологии положен принцип создания шариатского государства.

В состав «Лесных братьев» (имеющих северокавказское происхождение) вовлечены чеченцы, афганцы-арабы, дагестанцы и азербайджанцы. Группировка действует в основном в южных районах Дагестана, а также на севере Азербайджана, преимущественно в заселенных лезгинами районах. Члены группировки имеют связи с чеченским и дагестанским джихадским движением. Некоторые из них воевали с полевым командиром лакского происхождения Рабани Халиловым, который был известен как «эмир дагестанского фронта сил сопротивления Кавказа» и с 1999г. воевал в Дагестане под командованием Хаттаба против российской армии (был убит в 2007г.).

Тактика и методология «Лесных братьев» перенята от дагестанских джамаа, которые, в свою очередь, носят влияние афганского джихадского движения и моджахедов. Этот институт, внедренный во время афганской войны американскими и саудовскими спецслужбами, в дальнейшем проявлял себя в Нагорно-Карабахской, Чеченской и Боснийской войнах.

Примечательно, что члены структуры регулярно беспрепятственно проникали на территорию Азербайджана и осуществляли разнородную деятельность. Ключевыми фигурами группировки были лидер дагестанского джамаа лезгинского происхождения, эмир Ильгар Моллачиев (по кличке Абд Aль-Хамид) и его родственник Самир Мехтиев (по кличке Сулейман).

Еще в 2007г. азербайджанские власти в Сумгаите арестовали 17 активистов «Лесных братьев», в том числе одного из лидеров группировки, араба по происхождению, гражданина Саудовской Аравии Наифа Абд Аль-Керима Аль-Бадави (по кличке Абу Джафар). После этого Моллачиев и Мехтиев пытались восстановить деятельность структуры и осуществить в стране террористические действия.

В июле они перешли из Дагестана в Азербайджан, запланировали создать «Сумгаит джамаа» (которая в результате грабежей в Баку должна была добывать оружие и осуществлять военные действия), а также «Губа-Кусар джамаа», которая в горных районах должна была создать военные опорные пункты и арсеналы. Существенную помощь им оказывали также отдельные местные азербайджанцы.

Власти Азербайджана официально заявили, что осуществленный 17 августа 2008г. (в канун президентских выборов в стране) в бакинской суннитской мечети Абу Бакр террористический акт организовали «Лесные братья», точнее – группировка Ильгара Моллачиева. После взрыва мечети, в конце августа, группировка осуществила военные действия уже против правоохранительных органов Азербайджана, в окрестностях села Хезре Кусарского района. Ей удалось отступить – в результате был убит один азербайджанский военнослужащий. Согласно официальной азербайджанской информации, правоохранительные органы вели борьбу с «вооруженными ваххабитскими группировками, стремящимися дестабилизировать ситуацию в регионе и, в результате, создать на Северном и Южном Кавказе исламское государство».

7 сентября силам безопасности России и Азербайджана удалось ликвидировать в Дагестане Моллачиева, после чего азербайджанские власти осуществили массовые аресты «Лесных братьев».

Примечательно, что после убийства Моллачиева и ареста множества членов структуры «Лесные братья» на территории Азербайджана не только не уступили своих позиций, но и расширили свою деятельность. Доказательством сказанному являются очередные военные действия, развернутые на этот раз 10 ноября и в последующие дни в сопредельных с Дагестаном Кусарском и Губинском районах между членами группировки и силами обороны Азербайджана. 11 ноября пресс-служба МВД Азербайджана опровергла информацию об этих стычках, связывая передвижение внутренних войск в северном районе республики с очередными учениями. Однако 10 ноября азербайджанское агентство APA уже сообщило, что 9 ноября азербайджанские внутренние войска в поисках боеприпасов продвигаются к Кусарскому и Губинскому горным и лесным районам. Имеющиеся данные дают основание полагать, что боевикам удалось на протяжении нескольких дней оказать сопротивление азербайджанским внутренним войскам. Из материалов, нашедших место в прессе, становится ясно, что бакинские власти переместили в зону военных действий тяжелую боевую технику. Не исключается, что боевиков было не так уж мало. По всей вероятности, они, оказывая сопротивление азербайджанской армии, хотели осуществить демонстративную военную акцию, поскольку главари группировки вряд ли были уверены в том, что смогут добиться какой-либо серьезной цели.

По всей видимости, деятельность «Лесных братьев» в Азербайджане связана с лезгинским фактором. Известно, что лезгины являются одним из древнейших народов Кавказской Албании и разделены на два сектора. Часть из них проживает в Дагестане, а другая – в северных и северо-западных районах Азербайджана1. Лезгины проповедуют суннитское течение ислама, проживают в основном в Кусаре, Хачмазе, Губе, Закатале, Исмаиле, а также в окрестностях Баку. В Кусарском районе лезгины составляют 90-95% населения.

Несмотря на то, что азербайджанским властям (в частности, при Гейдаре Алиеве) удалось с течением времени нейтрализовать лезгинское националистическое движение и считавшуюся его лидером организацию «Садвал» (которая с 1990-х годов вела борьбу сперва за создание лезгинских автономий на территориях Дагестана и Азербайджана, а позже – за создание независимого государства Лезгистан), однако лезгинская политическая повестка не потеряла свою актуальность по сей день. Примечательно, что с течением времени в лезгинском национальном процессе определенное значение начала приобретать новая составляющая – ислам. Еще в 1990-х в лезгинских кругах большое распространение получили исламские религиозно-политические идеи. В результате, на лезгинских национальных территориях часть населения стала активной исповедовать суннизм. Лезгинская молодежь начала вступать в различные джамаа, действовавшие в Чечне и Дагестане.

Азербайджанские власти продолжают видеть решение лезгинского вопроса в силовых методах. Доказательством сказанному служит факт производимых время от времени в лезгинских районах арестов религиозных деятелей, журналистов, представителей молодежных организаций и интеллигенции. Лезгинские общественно-политические деятели, как правило, обвиняют азербайджанские власти в непреодолимых трудностях, связанных с изучением родного языка, и в наличии множества социальных проблем в лезгинских районах. В этом плане представляет интерес сделанное в июне 2008г. лезгинами, аварами и цахурами заявление под заглавием «Против азербайджанского государственного фашизма» (в заявление общая численность лезгин, аваров и цахуров в Азербайджане представлена цифрой один миллион). В заявлении проживающие в Азербайджане нацменьшинства предупреждают международную общественность об угрозе этнической чистки и насильственной депортации. В качестве доказательства приводится факт насильственной отправки на фронт десятков тысяч лезгин, аваров и цахуров во время военной агрессии Азербайджана против Нагорного Карабаха.

Недовольство властями Азербайджана обусловлено также тем обстоятельством, что лезгины, в отличие от азербайджанцев-шиитов, в основном являются последователями суннитского ислама. Не случайно, что суннитским религиозно-политическим силам, имеющим традиционно сдержанное отношение к шиитам, удается завоевывать симпатии именно в этих районах. По словам сотрудника Швейцарского информационно-аналитического центра (ISN) (занимающегося вопросами безопасности и международных отношений) Карла Рахдера, неслучайно, что чеченцы и дагестанцы, избегающие преследований российской армии, в северных районах Азербайджана «чувствуют себя как дома». Они находят аудиторию в суннитских мечетях Губы и Закаталы. Именно в этих районах время от времени находят оружие или регистрируют столкновения с полицией.

Не случайно, что «Лесные братья» запланировали создать военные лагеря именно в лезгинских районах. Не исключается, что Моллачиев хотел, чтобы эта группировка стала самостоятельным джамаа и втянула в движение сопротивления Северного Кавказа лезгин, которые смогли бы направить свою деятельность против Баку и быть последовательными в решении лезгинских проблем.

Религиозные и этнические составляющие в вызовах Азербайджану делают его крайне уязвимым. Отдельные данные свидетельствуют, что исламский религиозный радикализм проник также в азербайджанскую армию, доказательством чему было раскрытие запланированных осенью 2007г. против посольств США и Великобритании в Азербайджане террористических актов, которые пыталась осуществить ваххабитская группировка в лице лейтенанта министерства обороны К. Асадова, спрятавшего похищенное оружие и боеприпасы в заселенном лезгинами Исмаильском районе.

Активизация религиозного и этнического фактора во внутриполитических процессах Азербайджана может быть обусловлена также внешними воздействиями. В этом могут быть заинтересованы все геополитические акторы региона. Некоторые могут заключить, что активизация исламских религиозно-политических течений в Азербайджане является инициативой России. Считается также, что Россия использует лезгинский фактор в своей кавказской политике. Не исключается, что Россия, делая Азербайджан уязвимым, стремится иметь контроль над энергетическими ресурсами региона. То, что боевики «Лесных братьев» смогли беспрепятственно проникнуть в Азербайджан, говорит о том, что, с одной стороны, российские пограничники и спецслужбы закрыли на это глаза. С другой стороны, нельзя исключать, что перед Россией, в свою очередь, поставлена задача контролировать деятельность салафитских структур в Дагестане и российско-азербайджанскую границу, несмотря на то, что в 1996г. была достигнута договоренность с Азербайджаном по обоюдному укреплению границ, закрепленная соответствующим договором.

Активизацию исламского фактора в Азербайджане можно рассматривать и как стремление дестабилизировать район посредством исламских религиозно-политических структур и ослабить позиции России, имеющей там широкое влияние, чего и добивается Запад.

В то же время, тот факт, что это только один из множества связанных с «Лесными братьями» случаев за последние годы, говорит о том, что исламский радикализм становится составляющей повестки безопасности Азербайджана, и не исключено, что в ближайшее время в этом направлении будут новые развития.

1Согласно официальным данным, лезгины составляют 2-2.5% населения Азербайджана. По данным переписи за 1999г., их число составляло 178.000 человек. По лезгинским источникам, в Азербайджане проживают 500.000-700.000 лезгин. Азербайджанский исследователь Ариф Юнусов считает, что число лезгин в Азербайджане составляет 250.000-260.000 человек. Согласно докладу Комиссии ООН по правам человека (UNHCHR) за 2006г. (Minorities in the North Caucasus), в окрестностях Баку лезгинское население составляет 15%, а в Баку действует старая лезгинская мечеть.

http://noravank.am/ru/?page=analitics&nid=1559

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Процесс исламизации в Азербайджане растет объективно. Есть закономерность: чем выше антизападные настроения, тем выше и происламские. Здесь есть три направления ислама: иранское, турецкое, арабское (ваххабиты). Авторитет последних заметно растет: у них есть харизматичный лидер – 30-летний блестяще образованный Гамид Сулейманов, который после каждого пятничного намаза проводит весьма грамотные "политинформации". Что касается шиитского направления, то в период бурных событий в Ираке в ряде южных районах Азербайджана определенным авторитетом стал пользоваться лидер шиитов Ирака аятолла ас-Систани. Официальное же духовенство сколько-нибудь значимым доверием давно не пользуется. Можно выделить следующие проявления кризиса, в котором пребывает азербайджанское общество:

1. Духовный кризис – люди не доверяют шейх-уль-исламу;

2. Политический кризис – нет веры во власть, политической оппозиции, всеобщий "пофигизм";

3. Недоверие к США, вызванное в первую очередь поведением самих американцев. Так, в Баку есть рестораны, куда азербайджанцам вход запрещен.

http://www.novopol.ru/text4661.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   3 пользователя, 0 анонимных, 346 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    342 гостя
    w i t o stephanie S melkum
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...