Перейти к публикации

В помощь армянским юзерам


Inferno

Рекомендованные сообщения

Тут посмотрел на Дей.азе наши мучаются с моей любимой темой: Толма и прочее.

Почему толма имеет тюркское название? Не имеет.

Толи на урартском виноград, до сих пор мы же называем дикий виноград толи.

Даже , если имеет, то:

Что касается других названий, то по мусульманским обычаям еду для правоверного мог готовить такой же не гяур, как он.

Соответсвенно повара в караван-сараях и у богатых беков и прочей швали могли быть только мусульмане. Так названия армянской, кавказской и греческой кухни отуречились.

Тем ребятам, которые щас мучаются с потомки кацевников виноградарей-любителей порекомендую турецкий же сайт.

Турки честно признаются, что они токо использовали готовое. Правда они бы сдохли , если бы признали и армянское влияние.

http://www.turkei.ru/Istambul/info/Istambul_info_119.html

а это греки и прочие.

http://kniaz1.homedir.ru/strana-i-lyudi/kuxnya-grecii

http://www.restoran.uz/dictionary/?page=97...search=&first=0

http://www.restoran.ua/print_page.phtml?t=1&pid=9079

Внимательно перечитайте и по капле мочите

Xотя я сам бы не тратил свое время на это тупорылое быдло.

Тема глупая, но ребята , как-то вяло отбивались. жалко стало.

Азеров достаточно спросить в чьей жопе кацевники выращивали виноград, капусту и т.д... . Олбано-шумеры и прочие? так они же не тюрки, по любому название изуродованное.

++++++++++

Сохраню на всякий случай и здесь. Вот эта статья:

История турецкой кухни

Турецкая кухня уходит своими корнями в Османскую империю. При ее характеристике не обойтись без краткого экскурса в историю.

Основатели Османской империи принадлежали к подгруппе тюркских племен, которые в V веке правили государством кочевых народов в Восточной Сибири. Когда впоследствии они перевалили через Персию в сторону Европы, это было не Великое переселение народов, а завоевательные походы конницы, которые сравнимы только с крестовыми походами. Этот народ подчинил себе огромные территории Юго-Восточной Европы еще за 150 лет до того, как в 1453 году захватил Константинополь и тем самым нанес смертельный удар Восточной Римской империи (Византии).

Дальневосточная военная знать быстро усвоила культурное наследие западного мира. Браки с принцессами и высшей аристократией со всего средиземноморского региона привносили в византийскую среду самые разнообразные кулинарные влияния и вводили характерные черты кухни того народа, выходцем из которого был очередной правитель.

Дворцовая знать считала новых завоевателей варварами, и не только за их религию. Не знающие поражений воители с кочевым прошлым действительно не слишком смыслили в кулинарии - им было достаточно нанизать на шампур куски мяса и обжарить их прямо на костре или сварить фасоль в большом котле. По существу это и были единственные элементы, которыми турецкая османская империя обогатила византийскую кухню. Мясо на вертеле шиш кебаб в исконной форме сохранилось до сих пор, и примечательно, что его переняли визири и наместники султана во всех вассальных странах империи.

Суповой котел стал символом элитарной группы султанских янычаров, но и после их запрета в 1826 году он удержался в турецкой кухне.

Итак, ни одно кушанье, считающееся турецким, не было принесено из сибирского государства, да и впоследствии не придумано османами. Все это блюда правящей верхушки Византийской империи, частично модифицированные и варьированные посредством дополнительных компонентов.

Что же касается целого ряда изысканнейших сластей и мучных изделий, то они за тысячелетие нисколько не изменились.

Наряду с мясом, - а в Турции это прежде всего баранина, козлятина и мясо домашней птицы, - важную роль играет рис. В Малой Азии рис возделывают с эпохи Александра Македонского, но в Турции - вероятно, со времен Восточной Римской империи. К наиболее распространенным народным блюдам относится пилав - мелко нарезанное мясо, смешанное с рисом. Еще одно важное культурное растение - кукурузу принесли в империю венецианцы после того, как, завезенная из Америки, она привилась у них на родине. До этого народные низы варили неокультуренные злаки: сорго, дикорастущие виды пшеницы и гречихи. Блюда из круп и до сих пор занимают в турецкой кухне очень существенное место. Однако гораздо более распространены бобовые, особенно фасоль и нут (бараний горох).

Американское же происхождение имеют и два овоща, без которых турецкую кухню вообще невозможно себе представить - помидоры и сладкий перец. Множество других культурных растений и, прежде всего, пряностей принесли в страну арабские купцы во времена Османской империи.

Вкусовые качества турецкой кухни наиболее выразительны при приготовлении холодных овощных блюд. Артишоки, шпинат и морковь подают в качестве закуски красиво оформленными, щедро приправленными лимонным соком и оливковым маслом. Среди вкуснейших овощных блюд - баклажаны с мясом патлицан кебаб и голубцы.

Долма - в виноградный лист завернуты мясо с рисом и пиниевыми орешками. Особенно вкусны они в оливковом масле и сбрызнутые лимонным соком.

Неотъемлемыми компонентами турецкой кухни являются лук и чеснок. Излюбленное кушанье - мясные шарики кофта - готовят на вертеле. Овощной гарнир составляют по большей части баклажаны, бамия и цуккини. В овощные и мясные блюда нередко добавляют пиниевые орешки, фисташки, грецкие орехи или изюм сорта "султанка", которые придают им своеобразный вкус. Иногда, чтобы добавить кислинки, вместо лимонного сока употребляют зерна гранатов. Для приготовления некоторых блюд совершенно необходим овечий сыр, который держат в рассоле, и густая сметана каймак, которую в Турции обычно делают из овечьего молока.

В Турции с очень давних времен возделывают виноград, но в прошлом виноградарством занимались главным образом неисламские меньшинства, однако после выселения греков ситуация резко изменилась - алкогольные напитки мусульманское население почти не употребляет, хотя ракия, которую производят из риса или фиников, принадлежит к прославленным турецким алкогольным напиткам.

Пиво обычно пьют только иностранцы, местное население чаще всего утоляет жажду простой водой, лимонадом или айраном - напитком из йогурта с подсоленной водой. В минуты отдыха гостям подают чай или кофе по-турецки.

Турецкая кухня входит в тройку лучших кухонь мира (после французской и китайской); она славится своим многообразием и древностью. В знаменитой Османской империи еда возводилась в культ.

Представьте себе Дворец Топкапи в Стамбуле. Там в XVII в. жило около 13 тысяч поваров, причем каждый специализировался в приготовлении только одного блюда. Во Дворце ежедневно кормились 10 тысяч человек, в знак особой милости знатным горожанам отправлялись корзины с едой. А у военной элиты (янычар) даже звания были связаны с кухней. Командир главной дивизии назывался "готовящий суп"; в его подчинении были офицеры - "поварята", "пекущие блины" и т. д. (понятно, что янычары только ели блины, но никак не пекли их). До сих пор существует выражение "перевернуть котел", означающее мятеж в войске. А все из-за того, что, когда янычары были недовольны политическими переменами, они переворачивали огромный котел для плова.

Огромное значение в стране придавалось качеству продукции. Караваны вывозили из Турции продукты, напитки, специи, но только по разрешению специальной организации, ставящей свой знак качества. Честные торговцы, бывшие членами этого своеобразного ОТК, объявлялись святыми и могли в праздничные дни возить разукрашенные телеги с товаром по столице.

На турецкую кухню сильно влияет ислам (соблюдение поста в рамадан, запрет на свинину, алкоголь и т. д.). Сказалась и многонациональная история страны. На территории современной Турции в разные времена жили греки, ассирийцы, персы, арабы, сельджуки, тюрки, курды, армяне и другие народы; каждый внес свой вклад в развитие культуры (в том числе и кухни). В результате турецкая кухня является частью средиземноморской, не сильно отличаясь от греческой и балканской.

Турки неторопливы (обед может длиться 4-5 часов), никогда не едят в одиночку, не перекусывают на ходу, склонны к торговле (продавец всегда угостит покупателя чаем или кофе). На завтрак подают хлеб, сыр, маслины и чай. Обед состоит из трех и более блюд, не считая салатов. Трапеза состоит из мезе (закусок), основных блюд и десертов. К мезе относятся оливки, салаты, маринованные овощи, грибы, сыр, кусочки медовой дыни, рыба, жареные мидии, пирожки, кальмары, фаршированные яйца, соус из йогурта с чесноком и свежий хлеб. С хлебом в Турции связано много традиций - ведь эта страна в прошлом была "хлебной корзиной мира". Сохранилась легенда о том, что Адам - святой покровитель пекарей - получил рецепт приготовления хлеба от архангела. Турки никогда не будут есть хлеб, выпеченный не сегодня!..

Кроме обычного белого хлеба (экмека) в Турции пекут плоские лепешки (пайд), посыпанные семечками сезана колечки (симит), борек - тонко раскатанные широкие пласты теста (из борека делают либо слоеные пироги, либо пирожки в виде трубочек). Тот, кто в совершенстве умеет готовить борек (попробуйка раскатать пласт теста до толщины бумажного листа!), пользуется особым уважением.

За мезе следуют основные блюда. Прежде всего, конечно же, кебабы (мясо, приготовленное на открытом огне). Во всем мире его называют шашлыком, забывая происхождение этого любимого кушанья. Впервые кебаб упоминается в письменных источниках Хеттского царства (II тысячелетие до н. э.). Тогда его готовили из жертвенной баранины, приправляя оливковым маслом и медом. Сейчас кебабы готовят не только из мяса, но и из рыбы, и из птицы. Множество легенд связано с этим национальным блюдом - например, как Александр Македонский во время военного похода в Анатолию положил тонко нарезанную баранину на лепешку, посыпал чечевицей, полил йогуртом и предложил назвать понравившееся блюдо его именем. Так и появился искандер-кебаб.

Кебабы готовятся на огне или углях, иногда в посуде, но без воды. Своим вкусом кебабы обязаны великолепному качеству мяса племенных баранов и рогатого скота, выращиваемого на открытых пастбищах. Кстати, барана в Турции почитают как будущего помощника, который проведет верующего через самый короткий, узкий и острый как бритва путь на небеса в день Страшного суда. В любом городе Турции на каждом углу стоят кебабчи - ларьки, в которых готовят и продают кебабы.

Основным блюдом может быть и кёфте (фарш из сырого мяса, смешанный со специями и яйцом; подается в виде шариков как сырым, так и обжаренным).

Турцию окружают четыре моря, и поэтому неудивительно, что рыбные блюда здесь не менее вкусны. Самый популярный способ приготовления - обжаривание на древесных углях, при этом у рыбы появляется неповторимый аромат. Рыбу жарят прямо на улице и подают с белым хлебом. Можно попробовать барабульку, рыбу-меч, осьминогов, каракатиц, устриц, ската, красного леща, омаров - все самое свежее. Рыбной королевой считается хамса. В Турции знают более 40 способов ее приготовления (даже десерт из нес).

Популярен в стране и пилав из риса или пшеничных зерен - как гарнир к мясным и овощным блюдам.

Изделия из овощей в турецкой кухне делятся на два типа: тушенные в собственном соку с оливковым маслом и фаршированные, а затем обжаренные (или запеченные). Все фаршированные овощи называются "долма" (от глагола "долдурмак" - наполнять). Популярны мясной и рисовый фарш; самая же любимая долма - из зеленого сладкого перца с рисом. Из овощей ни один турок не откажется от зейтиньялы - тушеной стручковой фасоли с помидорами и луком. А вот капусту здесь не очень уважают. Приправы и специи в овощных (да и остальных) блюдах, вопреки распространенному мнению, используются весьма умеренно. Турки стремятся ароматизировать главные продукты, а не спрятать их вкус за соусами. Мяту или укроп комбинируют с цуккини, петрушку - с баклажанами. Лимоном и йогуртом балансируют вкус оливкового масла, мяса или овощей.

Турецкая кухня - это праздник живота, но особенно это заметно в десертах. Основное - это фрукты и ягоды. Турция - родина абрикоса, черешни, инжира. Фрукты едят свежими и сушеными, варят джемы и варенья. Самыми вкусными считаются мармелад из айвы, кислый вишневый джем и варенье из лепестков роз.

Турецкие сладости неисчислимы: "плетеный тюрбан", "женское бедрышко", "соловьиное гнездо", "палец визиря"... Самая известная - баклава (тонкие коржи, посыпанные орехами и залитые сахарным сиропом). Турецкие пудинги (мухаллеби) готовят на молоке с крахмалом, рисовой мукой, лимонами, куриной грудкой - но без яиц и масла. Неплоха и локма - обжаренные кусочки дрожжевого теста с сиропом. Что уж говорить про знакомые нам лукум, халву, марципан..

Все это подается вместе с напитками. Сначала все вспоминают о кофе, но сами турки пьют его мало. С кофе связана традиция гадать на гуще, не исчезнувшая и по сей день. Говорят, что знакомство Европы с кофе произошло в XVI в., когда отступавшая османская армия оставила мешки с зернами у ворот Вены. Гораздо охотнее турки пьют чай. Здесь его не заваривают, а варят и подают в прозрачных стаканчиках, называемых "чайыбардак". В день уходит не меньше 30 стаканчиков, и чаепитие входит в рабочее расписание. На улицах бродят разносчики чая, немало вокруг чайных домиков.

Несмотря на исламские традиции, турки охотно употребляют пиво (марки "Эфес", "Астика"), вина (Турция - родина греческого бога виноделия Диониса). Национальным же напитком была и остается виноградно-анисовая водка "ракия", которую положено пить смешивая с холодной водой. После добавления воды водка становится белого цвета, отсюда ее второе название - "львиное молоко". Пьют турки и айран (йогурт, разбавленный водой), и минеральную воду, и всевозможные соки, тоже смешанные с водой.

Заканчивая же нашу мини-экскурсию в гостеприимную Турцию, остается только произнести по-турецки тост: "Шерефе!" - "Ваше здоровье!"... Ведь основа турецкой кухни - это здоровье ее почитателей.

Автор:

Источник: http://stambul.ru

Изменено пользователем Inferno (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...
  • Ответы 6
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Киньте через забор на дейаз.

Старое армянское название Степанакерта-Вараракн, по имени речки, протекающей через город.

Однако, благодаря азерской прессе я полностью пересмотрел свой взгляд на пламенного большевика Степана Шаумяна.

И если она не врет, и он десйтвительно отправил на тот свет такую кучу азеров, то город должен называться его именем.

На крайняк можно назвать именем Степана Лалаяна или хмбапета Амазаспа.

Достойнейшие люди.

Мир праху героев!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Преступники Ходжалу: политики или неконтролируемые вооруженные формирования? Интервью ИА REGNUM

25-26 февраля 1992 года после взятия вооружёнными силами Нагорно-Карабахской Республики азербайджанонаселенного поселка Ходжалу при выходе мирных жителей из зоны боевых действий были убиты сотни людей, старики, женщины и дети, а их тела были изуродованы. Это очевидное преступление, однако, до сих пор находит диаметрально противоположенные толкования у азербайджанских и армянских экспертов. В Баку оно официально признано актом геноцида азербайджанцев, в Армении и Нагорном Карабахе вина за преступление возлагается на тогдашних политических деятелей Азербайджана. Накануне очередной годовщины трагической даты, служащей предметом острой внешнеполитической полемики между странами, ИА REGNUM, безусловно осуждая это преступление, постаралось проанализировать исторический контекст и фактическую канву событий. Сегодня на вопросы отвечает эксперт в области проблем национальной безопасности из Еревана Степан Степанян.

ИА REGNUM: На днях была отмечена годовщина бакинских событий января 1990 года, которые, можно сказать, стали одной из предпосылок усиления центробежных тенденций на территории СССР, а непосредственно в Азербайджане привели к смене руководства. Безусловно, это был пример межнационального конфликта. Насколько корректно рассматривать эти события также в контексте "бархатных революций" конца 1980-х - начала 1990-х в странах социалистического лагеря?

Проблема власти и борьбы за обладание ею, властных отношений является особенно актуальной в период транзита, когда старые и новые элиты, различные группы и кланы соперничают друг с другом в борьбе за влияние и обладание ресурсами. В большинстве бывших социалистических стран в конце 1980-х - начале 1990-х смена власти произошла посредством "бархатных революций": проходили вполне законные выборы, на которых, согласно народному волеизъявлению, побеждали представители новых, демократических сил, а если власть пыталась сфальсифицировать итоги выборов, то у контрэлиты и общества в арсенале находились мирные способы разрешения проблемы. Однако история помнит и кровавые развязки, когда все еще сильные позиции власти или неготовность общества к восприятию перемен толкали контрэлиту к революционным действиям, поводом для которых часто становились заранее продуманные провокации. На постсоветском пространстве одним из примеров подобного развития стали события в Азербайджане, которые в начале 1990-х перманентно сотрясали внутриполитическое поле республики. Массовые погромы в Баку в январе 1990 г. вылились в беспорядки под лозунгами свержения действующей власти, став серьезным испытанием для тогдашнего руководства республики, которое старалось ослабить влияние нахичеванского клана. Все еще сильная советская система тогда смогла преодолеть это потрясение, хотя и ценой отставки первого секретаря компартии Азербайджана А.Везирова (которого на этом посту сменил А.Муталибов) и компромиссов с НФА. Однако те же силы уже в 1992 году смогли посредством еще более гнусной провокации - трагедии ходжалинцев - сместить президента А.Муталибова.

Ввод войск в Баку 19-20 января 1990 года был хоть и несколько запоздалым, но необходимым противодействием союзного государства уверовавшим в свою безнаказанность бандитам, которые в течении нескольких дней убивали, грабили, насиловали, терроризировали неазербайджанское население города - армян, русских, евреев и т. д. По многочисленным свидетельствам очевидцев, именно ввод войск позволил им избежать гибели и истязаний от рук озверевшей толпы. Надо особо отметить, что многие из основных зачинщиков и провокаторов тех событий так и не понесли заслуженного наказания. Более того, основные "идеологи" этих беспорядков, провоцируя толпу, сами оставались на "безопасном расстоянии" от эпицентра событий.

Однако сегодня бакинские события января 1992 г. рассматриваются, - и здесь, конечно, не последнюю роль играет как неприязнь по отношению к советскому периоду, так и целенаправленная работа азербайджанской пропагандистской машины, - исключительно с позиций осуждения необходимого и легитимного насилия, примененного советскими войсками. По словам бывшего председателя КГБ Азербайджанской ССР Вагифа Гусейнова в интервью газете "Московский комсомолец", "с бакинских улиц еще не успели убрать трупы, а боссы демократической оппозиции уже начали переписывать историю", где "про погромы и прочие "неудобные" детали тех событий не сказано ни слова". Там же, рассказывая о своей встрече в октябре 1989-го с лидерами НФА - Абульфазом Эльчибеем и Этибаром Мамедовым, В.Гусейнов отмечает, что они уже тогда выражали готовность идти на жертвы среди населения, демагогически заявляя: "И вообще, завоевание свободы не бывает без крови. Да, мы знаем, что будут жертвы! Но это будут жертвы во имя свободы!" На вопрос В.Гусейнова, берут ли они на себя ответственность за будущие жертвы и сознательное подталкивание людей на кровопролитие, они подтвердили: "Да, мы считаем, что чем больше прольется крови, тем лучше будет сцементировано мужество и идеология нации".

Однако, как я уже отметил, решающим этапом большого сценария по захвату власти стала трагедия ходжалинцев, послужившая поводом для отставки президента А.Муталибова и расчистке политического поля для Народного фронта Азербайджана. Естественно, жизнь простых людей, вовлеченных в эти авантюры, не представляла для организаторов никакой ценности.

ИА REGNUM: Муталибову, пришедшему к власти на волне январских событий 1990 года (где погибли в основном армяне), как раз и пришлось уйти после событий, связанных с гибелью беженцев из Ходжалу (большинство из которых - азербайджанцы) в феврале 1992-го. Но ведь и в январе 1990-го и в феврале 1992-го это были реальные, а не придуманные события. Что всё-таки произошло в Ходжалу?

Как и при интерпретации бакинских событий, азербайджанская сторона пытается представить миру трагедию ходжалинцев как "геноцид против азербайджанцев". Каждый год 26 февраля осуществляется целый ряд информационно-пропагандистских акций, призванных доказать населению Азербайджана и мировому сообществу, что данные события явились результатом запланированных действий армянской стороны. При этом тщательно замалчивается то обстоятельство, что погибшие жители поселка была обнаружены на подступах к азербайджанонаселенному городу Агдам (12-13 км от Ходжалу) и, что более примечательно, - на местности, контролируемой азербайджанскими вооруженными формированиями.

Азербайджанскими формированиями Ходжалу был превращен в огневую точку, из которой они вели ракетно-артиллерийский обстрел Степанакерта; ими также был блокирован единственный аэропорт, обеспечивающий связь НКР с внешним миром. Руководство НКР заранее предупредило власти и население поселка о готовящемся штурме: по словам бывшего тогда комендантом Шуши Р.Газиева, 16 февраля была получена информация о готовящемся наступлении на Ходжалу и, что более важно, об открытом для выхода жителей коридоре по направлению к Агдаму. То, что часть населения не была своевременно уведомлена об этом, говорит о том, что ему уже заранее была уготовлена участь жертв на пути известных сил к власти...

ИА REGNUM: Ну в военных условиях трудно ожидать полной просчитанности действий и исключать элементарную неразбериху...

...Наличие свободного коридора подтвердили организация "Мемориал", бывший глава исполнительной власти Ходжалу Эльман Мамедов, журналисты Шамиль Алекперли, Эйнулла Фатуллаев, который резонно спрашивает: "Если коридора не было, то как тысячи ходжалинцев смогли спастись?!". А также, - что на мой взгляд, является наиболее весомым доказательством, - Аяз Муталибов, признавший в своем интервью, что "коридор, по которому люди могли уйти, армянами все-таки был оставлен". Р.Газиев на вопрос журналиста о причине направления части ходжалинцев в армянское село Нахичеваник, отвечает: "Я слышал об этом и даже о более ужасных вещах, которые творили наши.... Был такой активист Народного Фронта - Эльдар Багиров... Как-то он начал мне рассказывать о тех установках, которые он получил от руководства НФА. Начал рассказывать, но потом остановился. Он чуть с ума не сходил, когда рассказывал о предательстве бойцов из батальонов НФА".

ИА REGNUM: Вы хотите сказать, что преступление против жителей Ходжалу было внутренней провокацией ради политических целей, которые преследовала "контрэлита"?

Как я уже отметил, неоспоримым остается факт, что армянские силы не имели физического доступа к месту гибели людей и осквернения тел. Более того, эта местность, как известно, находилась тогда в зоне непосредственного контроля азербайджанских формирований и нелепо даже думать, что армянские силы после взятия Ходжалу и отхода жителей предприняли еще одну боевую операцию с целью... глумления над телами погибших. Примечательно, что и сами азербайджанские первоисточники ни слова не говорят о проникновении армянских сил на данную территорию. На некоторых кадрах с места трагедии, которые нам удалось найти, среди погибших находятся азербайджанские гражданские лица и военные с оружием, что было бы невозможно, если бы эту территорию контролировала армянская сторона. Азербайджанский журналист и оператор Чингиз Мустафаев, два раза вылетавший на место трагедии, в зону, контролируемую азербайджанскими воинскими формированиями, во второй раз, 2-го марта (через три дня после первой съемки), зафиксировал, что часть тел была изуродована. Об этом же спрашивала у А.Муталибова чешская журналистка Дана Мазалова: "Что Вы думаете о событиях в Ходжалы, после которых Вы ушли в отставку? Трупы ходжалинцев были найдены недалеко от Агдама. Кто-то стрелял в ноги, чтобы они не могли уйти дальше. Потом добивал топором. 29-го февраля мои коллеги снимали их. Во время новых съемок, 2-го марта эти же трупы были скальпированы. Какая-то странная игра..."

Приведенные факты говорят о том, что мы имеем дело с запланированной и осуществленной провокацией, которая стала решающим этапом борьбы за власть в Азербайджане. Об этом говорит и сам А.Муталибов: "Как говорят те ходжалинцы, которые спаслись, это все было организовано для того, чтобы был повод для моей отставки. Какая-то сила действовала для дискредитации президента". То же самое утверждает Р.Газиев: "Я понимаю, что в Ходжалы была подготовлена ловушка для Муталибова". В тот период у Муталибова было уже слишком мало рычагов влияния на ситуацию. Его приказы саботировались, военные формирования ему не подчинялись, и нужно было лишь легитимировать его отставку.

Недавно А.Муталибов начал отказываться от своих слов, убрал из интернета свой сайт, на сайте Ч.Мустафаева теперь недоступны ссылки на кадры его съемок с места трагедии, арестован и приговорен к тюремному заключению Э.Фатуллаев, репрессированы многие военные и политические деятели НФА.

ИА REGNUM: В Армении появились свои исследования событий вокруг Ходжалу. Вы нашли что-то новое или имели иные мотивы?

Руководствуясь необходимостью нейтрализовать односторонние пропагандистские выпады азербайджанской стороны и представить реальную картину произошедших событий, Левон Мелик-Шахназарян и Гайк Демоян на основании публикаций и высказываний азербайджанской стороны опубликовали объективное и фундаментальное исследование "Ходжалинское дело: особая папка". Более того, Л.Мелик-Шахназарян как непосредственный свидетель тех событий опубликовал также ряд других статей, в которых более подробно затрагивает различные аспекты данной темы. Однако приводимые в данных работах неоспоримые и детальные факты, сегодня начинают забываться, уступая место лжефактам и лжесвидетельствам.

Для правильного понимания и оценки данных событий я счел необходимым рассмотреть их именно в контексте борьбы за власть в Азербайджане. К сожалению, армянскими дипломатией и СМИ не уделяется должного внимания всестороннему изучению и распространению правдивой информации об этих событиях, что создало богатую почву для всё возрастающих спекуляций азербайджанской стороны.

ИА REGNUM: В Армении мне доводилось слышать авторитетное мнение, что убийство мирных жителей в Ходжалу всё-таки было делом рук неконтролируемых армянских формирований. Что вы на это скажете?

Подобное мнение безосновательно, и оно может быть основано лишь на некритичном восприятии азербайджанской пропаганды. И позвольте мне скорректировать ваш вопрос. Согласно независимому расследованию правозащитного центра "Мемориал", после начала штурма большая часть жителей Ходжалы покинула поселок по коридору, оставленному армянской стороной, а оставшиеся - около 300 человек, - были переправлены в Степанакерт и другие армянонаселенные пункты, где им была оказана необходимая помощь. То есть, не было массового убийства гражданского населения в Ходжалу. В свое время это подтвердил Чингиз Мустафаев, вылетавший в Ходжалу и потом рассказавший А.Муталибову, что заснять на пленку трупы в поселке ему не удалось, так как убитых там вообще не было. Об этом говорил в апреле 1992 года и Аяз Муталибов. Повторяю: основная часть гражданского населения погибла на подступах к Агдаму, вне зоны доступа армянских отрядов самообороны, но в 700-800 м от передовых позиций азербайджанских вооруженных формирований, у которых, как свидетельствуют А.Муталибов и Р.Газиев, было достаточно сил и средств для помощи ходжалинцам. Надо полагать, эти силы и средства были использованы "надлежащим образом". Хочу обратить Ваше внимание на еще один важный момент: согласно докладу "Мемориала", к 28 марта 1992 г. азербайджанской стороне было передано свыше 700 жителей Ходжалу, задержанных как в самом городе, так и по пути в Агдам. Сам этот факт является свидетельством гуманного отношения армянской стороны к гражданскому населению, поскольку в противном случае было бы более логично, если бы эти 400 человек, заблудившиеся на пути к Агдаму, были оставлены на произвол судьбы и разделили участь других своих соплеменников. Что касается неподконтрольных властям вооруженных формирований, то таковые были именно с азербайджанской стороны - диверсионные отряды, которые уничтожали и сеяли страх среди мирных жителей азербайджанских же деревень. И именно они, воспользовавшись слабостью государственной власти, отторгли у азербайджанского государства право на легитимное насилие, став оружием в борьбе различных группировок за власть.

ИА REGNUM: Вы неоднократно ссылаетесь на расследования преступления, предпринятые в Азербайджане, и свидетельства, например, Муталибова. Известны ли Вам свидетельства тогдашних властей Армении?

Официальная позиция Республики Армения заключалась в том, что Армения является третьей заинтересованной стороной, которая не имеет территориальных претензий и не является участником конфликта, что таковыми являются образованные после распада СССР на территории бывшей Азербайджанской ССР два независимых государства - Азербайджанская Республика и Нагорно-Карабахская Республика. Руководство Армении и лично президент неоднократно выражали свою готовность содействовать прекращению кровопролития и началу мирных переговоров, заявляя, что для Армении приемлемо любое соглашение, исходящее из интересов Нагорно-Карабахской Республики.

После взятия Ходжалу, учитывая продолжающиеся спекуляции азербайджанской стороны на факте гибели гражданского населения поселка (естественно, с многократным преувеличением числа погибших, без указания места их гибели и предоставления доказательств причастности к этому армянских сил самообороны), Министерство иностранных дел Республики Армения 16 марта 1992 г. распространило заявление, в котором осуждаются жестокости, совершенные против гражданского населения в Азербайджане и Нагорном Карабахе, независимо от их исполнителей и независимо от национальности жертв: "Армения с большой озабоченностью следила за событиями вокруг боев за Ходжалу в прошлом месяце между азербайджанской армией и силами самообороны Нагорного Карабаха". Подтверждается, что азербайджанцы были предупреждены о готовящемся наступлении, и для отхода населения был оставлен свободный коридор. В заявлении говорится о том, что, учитывая факты развязывания Азербайджаном агрессии против НКР, массовых погромов и убийства армянского населения Азербайджана и Нагорного Карабаха, продолжающихся беспощадных обстрелов и бомбардировок армянонаселенных городов и сел Нагорного Карабаха, а также азербайджанской блокады, которая в условиях суровой зимы оставила армянское население без продовольствия, тепла и электроэнергии, не исключено, что в боях за Ходжалы со стороны сил самообороны НКР могли иметь место отдельные случаи проявления жестокости. С похожим заявлением, согласно "Мемориалу", выступил также Верховный Совет НКР.

ИА REGNUM: В то время отнюдь не каждая "бархатная революция" была мирной...

Аналогию ходжалинским событиям нашёл и бывший президент Азербайджана Муталибов в том же интервью чешской журналистке, когда говорил о том, что Народный фронт Азербайджана в борьбе за власть избрал "революционный вариант, похожий на румынский: пришли к власти, сместив президента, захватили ключевые позиции". Справедливость данного утверждения очевидна, так как давление на Муталибова и обвинения в его адрес достигли своего апогея после демонстрации на сессии парламента съемок с места постигшей жителей Ходжалу трагедии, что послужило причиной его отставки и прихода к власти НФА.

События декабря 1989 года в Румынии стали одним из редких случаев нарушения бескровного характера "бархатных революций": за несколько дней были арестованы и без законно проведенного суда казнены президент Чаушеску и его супруга. Причиной для массовых народных волнений, приведших в итоге к свержению Чаушеску, стали последовавшие за серией репрессивных действий властей упорно муссируемые и преувеличенные сведения о якобы имевших место в венгеронаселенном городке Тимишоара массовых убийствах мирных жителей сотрудниками румынской службы безопасности "Секуритате". Все эти сообщения сопровождались визуальным материалом с места событий, который демонстрировал весь ужас произошедшего: братские могилы, почерневшие трупы замученных до смерти людей. Однако после казни Чаушеску выяснились действительно невообразимые детали этой ужасной инсценировки. Итальянский культуролог Дж.Агамбен так пишет о событиях в Тимишоаре: "Оказалось, что недавно похороненные трупы были спешно выкопаны, а другие собраны по моргам, а затем изуродованы, чтобы имитировать перед телекамерами геноцид, который должен был бы легитимировать новый режим. То, что весь мир видел в прямом эфире на телеэкранах как истинную правду, было абсолютной неправдой. И, несмотря на то, что временами фальсификация была очевидной, это было узаконено мировой системой СМИ как истина - чтобы всем стало ясно, что истинное отныне есть не более чем один из моментов в необходимом движении ложного".

ИА REGNUM: Когда вы предпринимали собственное расследование, вы допускали мысль, что его итоги могут оказаться иными, возлагающими ответственность за преступление на армянскую сторону? Если бы выводы оказались такими, вы выступили бы с ними в Армении и за её пределами? Какие трудности при этом вам пришлось бы преодолевать, понимая, что негативные для Армении выводы многими были бы восприняты "в штыки"? Одним словом, готовы ли бы вы оказаться в положении тех азербайджанских экспертов, на которых вы ссылаетесь?

Как я уже отметил, целью моего исследования было раскрытие предпосылок и механизмов осуществления "бархатных революций" в постсоциалистических странах, и в этом контексте события в Азербайджане представляли определенный прикладной интерес. Дабы не быть обвиненным в предвзятости, я старался в основном использовать азербайджанские источники, ни один из которых, как известно, не отличается особой симпатией к армянам. Однако оказалось, что они содержат довольно противоречивые сведения, которые свидетельствуют о тщательно запланированных провокациях вышеуказанных кругов в Азербайджане.

Что касается возможного негативного для армянской стороны исхода моего исследования, то могу сказать, что его итоги могли бы быть опубликованы без каких-либо проблем. В плане свободы слова Армения и Нагорный Карабах не могут быть поставлены на один уровень с Азербайджаном, где за выражение неугодного властям мнения журналист осуждается на восемь с половиной лет.

Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/949796.html

14:02 30.01.2008

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Цифры потерь не только в ходе зимней компании 1994 г., но вообще с первых дней конфликты Томас де Вааль действительно взял у меня, а точнее – из моей статьи «Статистика Карабахского конфликта», которую я завершил в 1995 г., но так и не смог полностью опубликовать (там слишком много цифр для одних и невыгодных при этом для других) и она в сокращенном виде была издана в двух номерах газеты «Содружество». Но полный текст я передал многим моим коллегам на Западе и в том числе Томасу де Ваалю. Там статистика дается по месяцам и годам, при этом везде я указываю свои источники. Они разные: то это данные из газет (период 1988-1991 гг.), а когда начались широкомасштабные бои в 1992-1994 гг. – это источники из Минобороны Азербайджана, а по армянам – данные также из разных источникам. Правда, если до лета 1993 г. я из Минобороны имел данные до одного человека, причем по каждой бригаде и направлению (Агдамский, Физулинский и т.д.) на линии фронта, то позже стало сложно получать точную информацию из-за хаоса политического у нас. В результате данные за конец 1993 и первую половину 1994 г. несколько приблизительные, взяты на основе разных источников, в основном военных. Просто точность исчезла. Скажем, в ходе Кельбаджарской операции мы потеряли практически полностью две бригады (они, как ни дико звучит, но замерзли, попав в окружение при отступлении), оставалось только узнать численность этих бригад до наступления. Плюс была информация по другим частям, что принимали участие в боях и смогли выйти из окружения. Но и по армянам у меня данные были также из военных источников наших, плюс армянские данные, которые также время от времени приводились в армянской прессе, а также разведданные. В итоге, я еще в 1995 г. указал, что всего потери сторон были такие: мы потеряли 11 тыс. погибшими, а армяне – 6 тыс., ранеными мы потеряли до 30 тыс., а армяне – до 20 тыс. У меня было опасение небольшое по поводу армянских данных, но недавно армяне издали энциклопедию по карабахскому конфликту и там дали поименный список всех погибших в 1988-1994 гг., которых оказалось 6,5 тыс. человек. То есть я ошибся на 500 человек, что для такого конфликта очень незначительная неточность.

Насчет идеи кельбаджарской операции – она принадлежала лично Г.Алиеву, который очень нуждался в победоносной войне. К тому времени удалось собрать новые части вместо распущенных (Г.Алиев распустил 33 батальона, воевавших на фронте и это имело катастрофические последствия для нас), плюс из Афганистана к лету 1993 г. прибыли 2,5 тыс. моджахедов, а из России - до 200 военных советников, а также военная техника.

Правда, военные указывали, что наступать рано, набранные новые части сплошь состоят из необстрелянных солдат, часто не умевших даже толком стрелять, плюс в армии была острая нехватка офицеров (по указанию Г.Алиева до 400 высших офицеров от майора и выше, в том числе 7 генералов были арестованы или уволены). Но политическое руководство не обращало внимания на это. И тогда в ноябре 1993 г. был отдан приказ о наступлении, где в начале успех был на нашей стороне и удалось армян застигнуть врасплох. Они понесли большие потери, мы, во многом благодаря афганским наемникам, вернули Горадиз.

Военные, правда, предложили на этом остановиться и не наступать дальше и закрепиться, учитывая резкое похолодание и непогоду. Но политическое руководство, воодушевленное первым успехом, потребовало продолжать наступление, причем решено было перенести основной удар на север и через Кельбаджары. И там армяне были вначале застигнуты врасплох. Но потом они получили помощь из России, плюс перебросили из Армении дополнительные части и сумели окружить наших, среди которых было много необстрелянных солдат. Поражение в Кельбаджарах потом сильно аукнулось в ходе весеннего наступления армян, когда возникла тяжелая ситуация. Ведь не так легко быстро создать новую армию взамен распущенной. Но и армяне понесли тяжелые потери и к апрелю они выдохлись. Это были самые тяжелые потери сторон за весь период конфликта. Иначе говоря, наступать дальше армяне уже не могли тогда, но и мы также не могли что-то серьезное сделать. Обе стороны нуждались в серьезной передышке и потому перемирие просто витало в воздухе.

Беседа с Арифом Юнусовым

<http://www.day.az/forum/index.php?s=&showtopic=47393&view=findpost&p=2475770

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   2 пользователя, 0 анонимных, 228 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    228 гостей
    luc mshput
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...