Перейти к публикации

О Нждэ


Gentle Giant

Рекомендованные сообщения

Спорная, но думаю довольно интересная статья. Нескромно так о себе. Вариант черновой, так и не доделанный. Давно у меня лежит, руки не доходят, доработать редакторские поправки. Посему решил сюда же и выставить прямо. Можете бить и критиковать. Если коеннчо не лень будет. :)

Гарегин Нэждэ и универсализм

(предисловие переводчика к «Вечному оружию национального духа»)

Обычно Г. Нэждэ воспринимают как теоретика и символ армянского национализма. Это, конечно, так, с одной стороны, но, с другой, идеология, которую проповедует Нэждэ в своих статьях и книгах все же универсальна и общечеловечна. Это видно хотя бы из того, что в основе его мировоззрения лежит концепция примата Духа над материей. Эта концепция выходит проявляется практически в каждом его произведении. Для иллюстрации возьмем наугад несколько цитат из статей, переведенных нами: «Родина – духовная реальность, «нечто из духа и для духа». Духовность придает стране смысл и святость...... И хотя сегодняшнее оружие по преимуществу математическое, но судьбу армий и сегодня и завтра и навеки определяет человеческий дух... Из трех военных доктрин: материалистической, рационалистической и идеалистической – нашей должна быть последняя...» или: «Одухотворенным было христианство, и в этом причина того, что армяне первыми метнулись в его объятия....». Цитаты эти можно множить. Нэждэ потому проповедует патриотизм и национализм, что считает его мировоззрением, основанном на идеализме, на примате духовного. Точно также он отвергает большевизм, считая его (возможно и не совсем верно) порождением материалистической идеи.

Такая концепция входит, конечно же, в противоречие с национализмом того типа, который основан на национальном эгоизме и корысти. «Прежде всего будь человеком», пишет Нэждэ, и тогда ты будешь «хорошим армянином». Идея примата Духа сама по себе есть идея универсалистская, в хорошем смысле этого слова, гуманистическая. Другое дело, что универсализм здесь не абстрактен: Дух воплощается в конкретных индивидах, в т.ч. в конкретных национальных индивидуальностях. И в этом спор Нэждэ с космополитизмом. Универсализм последнего, по его мнению, абстрактен, он имеет дело с некой обезличенной массой, с неким человечеством, но не с конкретикой индивидуальной стихии, будь то личностной или национальной. Будучи современником эпохи пика популярности идей коллективизма, Нэждэ, кажется, не дал увлечь себя соблазном мифа о народных массах. Он остается «индивидуалистом», как в стиле своего творчества, так и в постоянном воспевании судьбоносности «роли личности» в истории. Героями его публицистики остаются личности, а не массы. Да и через все, написанное им, проскальзывает этот дух, это веяние некоего аристократизма, некой рыцарственности, запоздалого (в смысле эпохи, в которой он жил) благородства воина-одиночки. В век, когда враг становится абсолютным и его призывают физически уничтожать, Нэждэ все еще воспевает эстетствующее великодушие к побежденному сопернику.

* * *

Интересным образом интуиция Нэждэ выхватила из армянской истории именно дух князей Мамиконянов, их идею, которую назвав Таронизмом, по имени вотчины Мамиконянов Тарона, он, вместе с Гайком Асатряном, проповедовал в конце 30-ых гг. как новую армянскую идеологию. И здесь наиболее любопытно то, что из многих героических моментов армянской истории он выбрал именно самый универсалистский, самый духовный (здесь в смысле «имеющий общечеловеческое значение») по своему глубинному содержанию. Наша задача в том, чтобы отделив, факторы, обусловленные веяниями эпохи, увидеть в таронизме своеобразную и достойную внимания историософскую концепцию.

Мамиконяны представляли в армянской истории идею союза с христианским миром и борьбы под флагом веры и христианских ценностей против деспотий Востока. С историко-политической точки зрения, это - проигранная борьба: битвы и восстания Мамиконянов, начиная с 5 века, за некоторым исключением были проиграны, ибо чаще всего были лишены простого здравого расчета сил, были слишком неравными. Линия Мамиконянов, ассоциирующаяся с романтикой, уступила во внутренней борьбе более прагматической линии Багратуни, да и сам род Мамиконянов исчез, распылился в этой борьбе, а его поместья были скуплены теми же Багратуни. Выходит, что Нэждэ призывает армян брать пример с этих политических неудачников, с этих безумных полководцев, проигравших чуть ли не большую часть своих битв? В каком-то смысле выходит, что так, но это не недостаток, а достоинство Нэждэ. В более широком историческом контексте, линия Мамиконянов все же оказалась победившей. Благодаря ей армянская идентичность оказалась верна, с одной стороны, своей универсальности, своему стремлению выступать под флагом общечеловечевских, а не только узко-политических ценностей, а, с другой, парадоксальным образом та же линия способствовала становлению самобытности, индивидуализации армянской идентичности. Центральным моментом таронизма линии Мамиконянов традиционно считается битва при Аварайре. Не странно ли, из множества битв армянской истории, в т.ч. и победоносных, в качестве символа борьбы, мы, армяне выбрали битву проигранную. Над этим сейчас любят иронизировать. Тем не менее, это факт – наши предки выбрали в качестве архетипа, символа битвы своей национальной идентичности, не битвы Тиграна Великого, ни борьбу Ашота Железного, ни крестоносные походы Левона 2 и Хетума, а именно проигранное сражение. Это не должно быть всего лишь историческим курьезом.

Конечно, если рассматривать историю лишь в рамках современного концепта национально-освободительной борьбы, то повод для иронии есть. Чем же гордиться, если не только освобождения не добились, но, по многим параметрам, даже усилили своими действиями чужеземное владычество. Но в том-то и дело, что упомянутый концепт имеет свои границы, за рамками которых, он бессилен внести ясность и понимание.

С точки зрения национально-освободительного дискурса, Аварайр - итоговая битва неудачного восстания за политическое освобождение от иранского владычества. С точки зрения же современников Аварайра и последующих поколений, увековечивших память о битве в качестве архетипа армянского самосознания, это нечто большее, иначе не было бы смысла в самом увековечивании.

Попробуем посмотреть незашоренным взглядом, на то, что происходило в 451 году? Иранский шахиншах, он же по совместительству светский владыка армян после падения армянского царства в 428 году, приказывает, чтобы его армянские поданные поменяли веру на ту, что исповедует сам царь. Что ему отвечают армяне? Они не говорят ему – никакой ты нам не царь, и мы поднимаем восстание, как требовала бы чисто политическая парадигма. Армяне пишут коллективное письмо, подписанное духовными и светскими владыками, где обосновывают, что да, Иездигерд, шах иранский, мы признаем тебя царем, и подчиняемся всем твоим царским приказам, но ты властен лишь над нашими телами, иначе говоря властен в светских делах, но над душами нашими, над мыслями и убеждениями ты не царь, и не имеешь право приказывать, во что нам верить, что исповедовать и как молиться. И вот за это можешь идти на нас войной. Вот в этом-то обосновании и состояла маленькая (или большая?) армянская революция, армянский бунт против Востока. Царь на то и царь, что он властвует над телом и душой своих поданных. Кажется, шах даже не понял толком, что от него хотят, настолько нов и непонятен был язык, на котором с ним говорили «армянские мудрецы», он просто рассвирепел и пошел войной, решающую битву которой его военачальники выиграли. Но что толку в той победе? Никакого, так как ни в мечах и копьях было уже дело. От идеи власти над душами армянских поданных пришлось отказаться.

Т.о. наши предки в 5 веке сформулировали то, что в последующие века худо бедно именуют свободой совести. Правда, в отличие от современного толкования это принцип свободы, так сказать, коллективной совести. Отдельному индивиду в рамках коллектива пока не дано исповедовать свою веру и иметь свое видение. Но важен сам принцип – знаменем войны целого народа против имперской структуры становится идея свободы человеческой души, внутреннего мира. Никто, даже царь царей, не может отдавать приказы по поводу внутренних убеждений. Более того: «даже ангелы не смогут нас свернуть с этого пути». И вот тут-то рядовое с точки зрения политики восстание обретает цивилизационное, универсальное, общечеловеческое измерение. Что важно, на Аварайрскую битву никто не идет принуждением, принцип участия чисто добровольный, невиданная роскошь с точки зрения военно-политической прагматики, но зато полностью вписывающаяся в логику идеи всего движения. Еще перед самой битвой Вардан Мамиконян предупреждает – тот, кто не уверен, кто не хочет, можете уходить. Это уже картина, а не битва. И именно потому наша средневековая историография возносит проигранную битву до уровня архетипа битвы и краеугольного камня армянской идентичности. Армяне – это те, кто восстает против Древнего Востока и считает, что внутренний мир суверенен и самодостаточен, и идет на сугубо добровольную войну за эту идею. Именно потому же беспомощна современная историография, не знающая что ей делать с Аварайром – с одной стороны легенда, освященная веками – сбрасывать с пьедестала как-то боязно, с другой, непонятно, что с этой галиматьей делать – на битву шли добровольно, саму битву проиграли, никакой логики. С точки зрения позитивного мышления, символом должна быть победа.

Ценность Нэждэ в данном случае как раз в том, что он сумел распознать именно в этой на первый взгляд проигрывающей линии Мамиконянов (ведь кроме Аврайара – сколько еще решающих сражений проиграла эта линия! – в 6, 7, 8 веках, чтобы, наконец после очередного поражения, уйти с исторической сцены – и именно лозунг этого самого последнего восстания 774-75 гг., мы видим на гербе таронистского движения) – определяющую линию армянской истории и ... победоносную силу. Потому что, с точки зрения исторической перспективы, именно это линия обусловила возможность и смысл существования «армянскости» как таковой, в то время как канули в лету империя Тиграна и государства созданные железными упрямцами и макиавеллистами Багратуни. «Всякий представитель интеллигенции, несущий в себе чувство Родины, которому знаком глубинный смысл армянской истории, согласится, что Армения Мамиконянов– часто разделенная, полунезависимая, иногда разоренная – в большей степени являлась Арменией и Родиной, более обязывает нас к почитанию, чем Армения Тиграна Великого или Арташеса».

За этой, казалось бы чисто национальной линией, Нэждэ, видимо, сумел распознать нечто родственное своему национализму, в основе которого, как мы увидели также лежит универсальное и идеалистическое учение о примате Духа. В основе патриотизма Мамиконянов лежит та же идея в ее религиозном варианте, которая, реализовалась как идея Аварайра в виде принципа свободы души от светской власти и принципа добровольного участия. Такой национализм и такой патриотизм противостоит национализму прагматическому, основанному на real politics национальном эгоизме. Интересно, что сам Нэждэ также в своих работах не скрывает своей расположенности к добровольческому принципу в противовес регулярным армиям. «Я всегда предпочитал руководить ополченцами, народными силами, испытывая некоторую холодность к т. н. регулярным подразделениям», пишет он в своей так называемой автобиографии. В другом месте он напрямую связывает эту свою любовь с искомым приматом духовного: «Одухотворен армянский воин, и, по этой причине, он был и остается лучшим партизаном на Востоке, по этой причине, он малыми силами неоднократно противостоял громадным по численности армиям, он вел бои в самых трудных условиях». Речь здесь, конечно, не о том, чтобы заменить принцип регулярной армии партизанскими формированиями, а об общем принципе, линии, согласно которой «армянскость» проявляется в лучшем виде, как свобода выбора, как во время Аварайра – выбор свободы исповедания и выбор участия или неучастия в битве.

* * *

Не побоимся пафоса и скажем, что в раскрывающемся перед нами универсализме, представленном «таронизмом» (т.е. линией Мамиконянов и Аварайра) и прочувствованной Нэждэ, как теоретиком армянского национализма, кроется некая трагичность армянского самосознания на протяжении веков и до сих пор. Коллизия коренится в стремлении к универсальному заложенной в основе самосознания (при том, что противоположная тяга к «изоляции» армянской идентичности также, на наш взгляд, парадоксальным образом связана нитями с тем же универсализмом) и в том, что это стремление, эта основа остается нераспознанной для внешнего мира, но при этом и для самого армянства эта собственная черта остается не до конца осознанной, темной для самой же себя. Не в последнюю очередь потому, что армяне привыкли смотреть на себя чужими глазами. Это невыговоренность, приводящая к замыканию на себе, после попыток бесчисленными вербальными и невербальными посланиями рассказать о себе окружающему миру – все эти письма армянских меликов Петру Великому, М. Горбачеву, ООН, Конгрессу США, смысл которых в том, что мы здесь воюем на вашей стороне, во имя ваших и наших общих идей, с теми, которые их не разделяют, увидьте же это. Но почта дает сбой, и пока она доходит до адресата, на пути происходит нечто такое, что почти уничтожает возможность декодировки. Лишь какая-то часть тех, к кому обращены послания умеет их расшифровывать – это так называемые «друзья армянского народа», такие же одинокие, как и сам этот народ в своей крестоносной по накалу борьбе. В целом же, битва армянства на краю ойкумены с древневосточным шахиншахом остается нераспознанной и отчаянно одинокой в качестве битвы пограничников «цивилизованного мира». И это тоже изначально заложено в архетипе Аварайра, в образцовой битве «таронизма» - византийский император отказывает в помощи тогда еще единоверным армянам в борьбе со своим кровным врагом – иранским шахом, и более того, раскрывает планы своих союзников Иездигерду. Армяне борющиеся за «западные», «ромейские» ценности, оказываются преданными самими ромеями. И по таинственной воле судьбы именно в том же году, когда произошла аварайрская битва, тот же византийский император созывает Халкидонский собор – и пока армяне боролись за право быть христианами с оружием в руках, византийцы, которые в помощи в этой борьбе за веру отказали, принимают богословские догматы, которые через столетие окончательно разведут армянскую и византийскую церкви. Такие странные пути выбрала история для этого народа безумных пограничников, подобных тем самураям, что продолжали войну в затерянных джунглях, и через 20 лет после того, как японская армия прекратила борьбу во Второй Мировой. Армянская борьба и сейчас не признается и не опознается – продолжая расшифровываться во внешнем мире, как мелкая трайбалистская война местных дикарей за «пастбища для овец» и куски не кому не нужных территорий, как кровная месть. Но главное, что и мы сами в массе своей, приученные смотреть из чужой перспективы и чужим взглядом на самих себя – во всяком случае когда дело касается интерпретаций (в действиях мы скорее интуитивно повторяем наш начертанный еще в 5 веке план) – чаще всего воспринимаем себя в таком «аборигенском» ракурсе.

И тем не менее все не так пессимистично с нами, потому, что наши танки разрисованные белыми крестами стоят на рубеже очищенных от огневых точек противника освобожденных территориях, всегда готовые – будем верить в это - к продолжению своей очистительной миссии. Один мой друг, как-то неполиткорректно признался: «Азию я терпеть не мог всю жизнь. Это - земля противника. Я

люблю только - освобожденные территории, на которых "подавлены

огневые точки противника». Не обижайтесь за Азию – это всего лишь метафора.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 44
  • Создано
  • Последний ответ

Gentle,

когда года три-четыре назад я искал ответы на вопросы, которые волнуют многих из нас и сегодня, наткнулся на ответы в одном совершенно неожиданном месте (об этом чуть ниже). Твоя статья, в некотором роде, это такой же ответ, но там, где ей быть полагается. Возможно прочти ее я тогда, и не искал бы ничего другого.

Статья требует стилистических доработок...

Что касается того, где я нашел тогда ответы, вот:

http://www.chesterton.ru/about/gkc-averintsev.asp

Интересно услышать твое мнение о том, видишь ли ты те же параллели, что и я, или меня зашкаливает :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

P.S. Не согласен с тем, что именно Восток олицетворяет для нас то зло, с которым борется Дух. География Хаоса намного обширнее, и еще вопрос, где его концентрация больше... Я бы заменил термин "Восток" на "Хаос"...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Грант, интересно. :)

На первый взгляд кое какие вопросы появились, но скорее напишу завтра. Надо еще раз перечитать, а то одной рюмкой тут не обойтись. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как обсуждать состав крови Мисс Канада, так дюжина содержательных постов за пол-часа, а как что-то действительно стоящее -- тишина и мертвые с косами стоять...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Gentle,

когда года три-четыре назад я искал ответы на вопросы, которые волнуют многих из нас и сегодня, наткнулся на ответы в одном совершенно неожиданном месте (об этом чуть ниже). Твоя статья, в некотором роде, это такой же ответ, но там, где ей быть полагается. Возможно прочти ее я тогда, и не искал бы ничего другого.

Статья требует стилистических доработок...

Что касается того, где я нашел тогда ответы, вот:

http://www.chesterton.ru/about/gkc-averintsev.asp

Интересно услышать твое мнение о том, видишь ли ты те же параллели, что и я, или меня зашкаливает :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

P.S. Не согласен с тем, что именно Восток олицетворяет для нас то зло, с которым борется Дух. География Хаоса намного обширнее, и еще вопрос, где его концентрация больше... Я бы заменил термин "Восток" на "Хаос"...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как обсуждать состав крови Мисс Канада, так дюжина содержательных постов за пол-часа, а как что-то действительно стоящее -- тишина и мертвые с косами стоять...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Будучи современником эпохи пика популярности идей коллективизма, Нэждэ, кажется, не дал увлечь себя соблазном мифа о народных массах. Он остается «индивидуалистом», как в стиле своего творчества, так и в постоянном воспевании судьбоносности «роли личности» в истории. Героями его публицистики остаются личности, а не массы.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По-момеу нормальное дело. Личность в нашем сознании играет большую роль. Тому подтверждения эпосы. Взять хотя бы «Сасна Црер». Есть ли там хотя бы 1 сцена массовки? Весь эпос повествует о столконовениях личностей. Как только дело доходит до массовки, Мhер уходит в скалы. Потому не удивительно, что Нжде, будучи армянином ссылается на личности, а не на массы.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Здорово получается. Хорошая может дискуссия выйти. Главное, что готовых ответов пока у нас нет и думаем вместе вслух. Переварю написнанное тобой, и постараюсь сегодня же ответить или завтра. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А именно, сначала подковывается Дух (Мамиконяны), предотвращающий Хаос (война при Аварайре), играюет защитную роль, нечто вроде оболочки. В этой среде должен быть взращен Плод (Багратуни), пропитавший Дух (поместья Мамиконянов и пр.). Может это и есть формула вечности? Так сказать цикл преобразований.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   7 пользователей, 0 анонимных, 286 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    286 гостей
    OLD MEN ст. л-т RDR Putnik w i t o Sigo stephanie S
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...