Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Армения-Турция


Grig

Рекомендованные сообщения

  • Ответы 3k
  • Создано
  • Последний ответ
  • Advanced

а Айсоры депутаты в у нас в парламенте есть.

Ира Саградова в этом году будет баллотироваться по партийным спискам. Про других ничего не знаю

ПС. Им не нравится, когда их называют айсорами. Они предпочитают ассори или ассирийцы :give_rose:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

PanARMENIAN.Net - В своей статье редактор газеты “The California Courier” Арут Сасунян пишет о смелом шаге Константинопольской патриархии ААЦ, которая подала иск против властей Турции с требованием возврата церкви имеющего историческое значение имущества. По мнению Сасуняна, очень мало надежд на то, что иск будет удовлетворен, но после этого станет возможным обжалование решения в Европейском Суде по правам человека.

14 марта патриархия подала иск с требованием возвратить имущество и недвижимость Санасарянского училища, которые были захвачены после Геноцида армян.

Училище было основано в 1881 году в результате значительных пожертвований армянского мецената Мкртича Санасаряна. Училище за короткий срок дало много талантливых выпускников.

Как заявил адвокат, представляющий интересы патриархии, Али Элбейоглу, они будут требовать не только возврата здание училища, но и компенсацию за понесенные потери начиная с 1936 года.

14 декабря 2011 года Палата представителей Конгресса США приняла резолюцию 306 “О возврате религиозного имущества нацменьшинствам Турции”.

Летом прошлого года, комиссия по иностранным делам Палаты представителей США 43 голосами “за” и 1 “против” проголосовала за возвращение христианских церквей (H.Res.306). В марте нынешнего года аналогичная резолюция была принята под давлением греческого лобби (H.Res.180).

28 августа премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал декрет о возврате конфискованного после 1930х гг. имущества христианских и еврейских церквей. Согласно решению, церквям будут переданы бывшие госпитали, здания детских домов или школ и территории кладбищ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

14 марта патриархия подала иск с требованием возвратить имущество и недвижимость Санасарянского училища, которые были захвачены после Геноцида армян.

Училище было основано в 1881 году в результате значительных пожертвований армянского мецената Мкртича Санасаряна. Училище за короткий срок дало много талантливых выпускников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Любовь к турку довела армянку до самоубийства. Н. Мкртчян погубила не страсть, а сексуальный шантаж

Жительница Армении, 21-летняя Нарине Мкртчян, которая 4 года назад перебралась в Турцию в поисках работы, подверглась шантажу и совершила самоубийство. Подробности истории передает турецкое издание «Milliyet».

Согласно сообщению, девушка работала в одной из мастерских Стамбула по изготовлению серебряных изделий, проживала с отчимом и братом. Уже вскоре после переезда в Турцию она влюбилась в проживающего в том же районе турка по имени Орхан. Последний, пользуясь отношением Н. Мкртчян, вступил с ней в интимную связь, а затем тайно сфотографировал девушку в обнаженном виде. Снимки Орхан передал своему брату – Барэшу, который с их помощью и шантажировал Н. Мкртчян.

Мужчина грозил Н. Мкртчян, что если она откажется вступить с ним в сексуальные отношения и заплатить крупную сумму денег, то он разместит ее фотографии в сети Интернет и передаст брату девушки – Жоре. Шантажировать девушку активно помогал и ее «возлюбленный» – Орхан.

Однако после того, как Н. Мкртчян все же отказалась выполнять требования Барэша, фотографии были продемонстрированы ее брату. Жора, увидев снимки, избил сестру. Девушка разъяснила брату, что стала жертвой подлого обмана братьев-турок. Но поскольку семья, приехавшая из Армении нелегально проживала в Турции, то заявить в полицию о произошедшем они не смогли.

Пользуясь своей безнаказанностью, братья продолжали шантаж. Н. Мкртчян, не сумев в очередной раз достать требуемую с нее сумму, выпила яд, в результате чего и наступила смерть.

В настоящее время фактом самоубийства Н. Мкртчян занимается прокуратура Стамбула, ведется следствие.

Источник: Panorama.am

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Любовь к турку довела армянку до самоубийства. Н. Мкртчян погубила не страсть, а сексуальный шантаж

Жительница Армении, 21-летняя Нарине Мкртчян, которая 4 года назад перебралась в Турцию в поисках работы, подверглась шантажу и совершила самоубийство. Подробности истории передает турецкое издание «Milliyet».

Согласно сообщению, девушка работала в одной из мастерских Стамбула по изготовлению серебряных изделий, проживала с отчимом и братом. Уже вскоре после переезда в Турцию она влюбилась в проживающего в том же районе турка по имени Орхан. Последний, пользуясь отношением Н. Мкртчян, вступил с ней в интимную связь, а затем тайно сфотографировал девушку в обнаженном виде. Снимки Орхан передал своему брату – Барэшу, который с их помощью и шантажировал Н. Мкртчян.

Мужчина грозил Н. Мкртчян, что если она откажется вступить с ним в сексуальные отношения и заплатить крупную сумму денег, то он разместит ее фотографии в сети Интернет и передаст брату девушки – Жоре. Шантажировать девушку активно помогал и ее «возлюбленный» – Орхан.

Однако после того, как Н. Мкртчян все же отказалась выполнять требования Барэша, фотографии были продемонстрированы ее брату. Жора, увидев снимки, избил сестру. Девушка разъяснила брату, что стала жертвой подлого обмана братьев-турок. Но поскольку семья, приехавшая из Армении нелегально проживала в Турции, то заявить в полицию о произошедшем они не смогли.

Пользуясь своей безнаказанностью, братья продолжали шантаж. Н. Мкртчян, не сумев в очередной раз достать требуемую с нее сумму, выпила яд, в результате чего и наступила смерть.

В настоящее время фактом самоубийства Н. Мкртчян занимается прокуратура Стамбула, ведется следствие.

Источник: Panorama.am

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В Турции выставлен на принудительную продажу самый крупный документальный фильм об армяно-турецких отношениях

99420.jpg

Служба принудительного исполнения судебных актов Стамбула выставила на аукцион самый крупный документальный фильм в истории Турецкой Республики об армяно-турецких отношениях «Сары гелин».

Как передает турецкая «Haberler», Служба принудительного исполнения актов Стамбула сообщила, что документальный фильм «Сары гелин» выставляется на продажу, так как у компании, создавшей фильм, есть долги, которые она не может выплатить. Помимо фильма «Сары гелин», выставлен на продажу также фильм «Та женщина», снятый на основе песен известной турецкой певицы Сезен Аксу.

Стартовая цена на аукционе для фильма «Та женщина» составляет 100 тыс. лир (около $60 тыс.), а цена фильма «Сары гелин» – 50 тыс. лир, что включает также разрешение на выпуск отрывков фильма на DVD, VCD.

«Документальный фильм «Сары гелин» был снят в 13 странах мира. Фильм состоит из 6 частей. Над созданием фильма работало 45 человек в разных странах мира. В фильме представлены репортажи со 160 интервью об армяно-турецких отношениях.

Аукцион состоится 12 апреля 2012 г., а в случае, если фильмы не будут проданы в этом день, 18 апреля пройдет второй аукцион.

Новости Армении - NEWS

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

17 армян, покинувших армянскую деревню Аджар в районе Сасун, ныне находящемся на территории Турции, обратились в суд с требованием вернуть им деревню.

Как передает турецкая Radikal, в поданном в Сасунский суд иске армяне отметили, что из-за повышенной террористической активности в 1986 г. они были вынуждены покинуть населенный пункт, после чего жители соседних деревень незаконно присвоили их имущество. Армяне отметили, что имеют документы на свое имущество, оставленное в Аджаре.

Адвокат курдов, поселившихся в Аджаре, заявил, что все это имущество было куплено. Юрист также сказал, что есть свидетели, готовые подтвердить факт купли/продажи.

Суд на сбор доказательств дал сторонам время до 4 мая.

Новости Армении - NEWS.am

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тургут Озал хотел уступить армянам Ван

Armenia Today [ 24.04.2012 | 19:04 ] Политика , Армения , Грузия

Спустя 19 лет после смерти Тургута Озала друзья и помощники экс-президента Турции раскрывают его позицию по Армянскому вопросу, отмечая, что бывший президент готов был пойти на взаимные компромиссы с армянами, чтобы решить проблему, тянущуюся на протяжении десятилетий. Об этом пишет турецкая газета «Today’s Zaman».

Экс-министр образования и госминистр в правительстве Озала Вехби Динчерлер сказал газете, что Озал хотел через американцев узнать, чего хотят армяне от Турции. В 1984 году он поручил своим помощникам изучить вопрос о том, какую экономическую и политическую цену заплатит Турция, если, пойдя на уступки армянской диаспоре, признает геноцид.

71-летний экс-министр сказал газете, что Озал намеревался путем некоторых уступок, достижения соглашений с армянами решить эту проблему, пока еще не слишком поздно.

А Сулейман Руман, который работал вместе с Озалом в 80-х годах прошлого века, сказал газете «Today’s Zaman», что бывший президент планировал вернуть армянам некоторые территории в Ване, однако из-за сильного сопротивления со стороны оппозиции план не сработал. Военная верхушка считала, что Озал идет на чрезмерные уступки в армянском и курдском вопросах.

Хасан Джелал Гузель передал слова Озала: «Давай проявим инициативу и найдем истину, если необходимо, заплатим политическую и экономическую цену».

По его словам, Озал пришел к мысли о том, что Турция должна помириться и заключить мир с армянами. «Он хотел открыть дверь для возвращения армян. Если бы он не умер, то смог бы решить этот вопрос», - сказал он газете.

http://www.armtoday.info/default.asp?Lang=_Ru&NewsID=64757&SectionID=0&RegionID=0&Date=04/25/2012&PagePosition=1

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Перевод слишком краткий. Оригинал намного больше и интересней.

With 19 years having passed since the death of former President Turgut Özal, known for his reformist policies, which paved the way for a more democratic and liberal Turkey, his close friends and aides shed light on Özal's approach on the Armenian issue and said the former president was ready to compromise with Armenians to solve the decades-old issue before things got more complicated for Turkey in international politics.

Özal became prime minister in 1983 after a military regime handed power over to civilians. He struggled hard to liberate Turkey in terms of freedom of religion and freedom of expression and thought. Moreover, he was warm and responsive to the demands of minorities, Kurds and other groups to get more rights in a globalizing world.

Turkey made a transition to liberal economy during his term and opened to world markets. His policies on the economy and his views on minorities were known by the public. However, how he approached the Armenian issue is little known by the public. His close friends and advisors noted that if Özal were alive today, the problem might have already been solved.

Özal first faced the alleged Armenian genocide when he was in the US to study economics at Texas Tech University in the 1950s. He noticed the existence of a nascent but gradually growing Armenian lobby whose primary aim was to bring the issue of the alleged Armenian genocide to the US political agenda. He seized the opportunity to speak with several people from the Armenian diaspora in order to learn their views and aims. From his talks with Armenians, Özal concluded that some of them were inclined to return to Turkey.

When he became prime minister in 1983, the Armenian issue was one of the topics on his agenda. However, he faced tough challenges as the terrorist Armenian Secret Army for the Liberation of Armenia (ASALA) intensified its brazen attacks on Turkish diplomats abroad in the early 1980s. The ASALA factor made it very difficult to take any bold steps in domestic politics with respect to bridging the gap between Turks and Armenians.

Behind closed doors, Özal defended the idea of holding negotiations with Armenians to settle a dispute that has had great potential to deal a serious blow to Turkish interests in international politics.

The close friends and aides of the former president spoke with Today's Zaman over the weekend about Özal's approach and proposal to solve the decades-old Armenian issue.

Vehbi Dinçerler, 71, a former education minister and a state minister in Özal's Cabinet, said Özal sought to learn what Armenians wanted from Turkey through Americans. In 1984 he ordered his advisors to work on possible scenarios about the economic and political price Turkey would have to pay if Turkey compromises with the Armenian diaspora, an early Turkish acceptance of the term “genocide.” Another scenario was also prepared. This plan sought to gauge the political cost of a Turkish acceptance of genocide within 20 to 30 years if Turkey is forced to accept it one day. His aim was to solve the problem before it got too late and through few concessions after reaching a deal with the Armenians, Dinçerler noted.

However, strong opposition from some politicians from his party and from the military led to him delaying sharing the details of the plan with the public, and he decided to wait for a more appropriate time.

During a visit to the US in 1991 Özal unexpectedly said in a hotel lobby in front of a group of diplomats and journalists after a meeting with representatives of the Armenian lobby, “What happens if we compromise with the Armenians and end this issue?”

The audience was shocked at that time, as was the Turkish public.

The idea of negotiations with the Armenian diaspora itself was unacceptable and unthinkable in that period. When his statement was publicized in Turkey, it sparked criticism and fury among the public. Even deputies from the Motherland Party (ANAVATAN), which Özal established and led until he was elected president in 1989, reacted harshly to Özal.

However, Özal was determined and pushed the limit to resolve the Armenian issue to avoid facing harder challenges regarding the possibility that the alleged Armenian genocide would be recognized by state legislatures in the US.

Özal tried to implement substantial projects, including the Van Project. Süleyman Roman, who worked on several projects with Özal in the 1980s, said the former president had planned to return some lands to Armenians in Van. He added that Özal could not make concrete progress in the project, facing strong opposition.

Özal had the courage to confront the past. Dinçerler noted that Özal had developed several projects but that none had borne any fruit because of the mentality of state officials at the time.

“Özal said: ‘Let's take the initiative and find the truth. Let's pay the political and economic price, if necessary.' However, the military strongly opposed such an approach,” he added.

Hasan Celal Güzel, who served in Özal's government, said the military establishment perceived Özal's moderate approach and policies on the Armenian and Kurdish issues as concessions. After Özal's death, his policies of compromising with the Armenians were abandoned.

“They [the military] saw Özal as someone who makes too many concessions. They stood against his policies. However, Özal came up with the idea that Turkey could reconcile and make peace with the Armenians, who had earned the title ‘millet-i sadıka' [loyal nation] during the Ottoman era. He wanted to open the door for a return of Armenians to Turkey. No one has made a move since. Had he not died, he might have solved this issue,” Güzel told Today's Zaman.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Армяне были младотурками больше, чем сами турки. Троцкий о Восточном вопросе

Видный деятель международного рабочего и коммунистического движения, теоретик марксизма, идеолог одного из его течений Лев Троцкий в 1912 году пишет труд «Разложение Турции и Армянский вопрос», в котором затрагиваются события, предвосхитившие Геноцид армян 1915 года в Османской империи.

«Одним из элементов восточного вопроса является также и армянский, причины возникновения которого те же, что и македонского вопроса. И если этот последний мог довести до войны, которая должна повлечь за собой его окончательное разрешение, то естественно, что в настоящее время должен стать очередным также и вопрос армянский, тем более, что положение в Армении всегда было хуже, чем в Македонии. Для Македонии соседство Болгарии было большим счастьем.

Турция редко доходила в отношении Македонии до крайностей, так как не могла не иметь в виду, что постоянные угрозы Болгарии могут когда-нибудь вылиться в форму активного вмешательства.

В совершенно иных условиях находились турецкие армяне. Их повстанцы, в случае даже удачных операций, не могли, конечно, оставаться долго на турецкой территории и должны были уходить за границу, то есть в Персию или на Кавказ. Но с Персией, как известно, турецкое правительство всегда мало считалось, и преследование армян продолжалось и на персидской территории. Кроме того, при переходе через границу им приходилось сталкиваться с персидскими курдами, которые являлись для них не меньшей опасностью, чем турки.

На русской же территории армянским беженцам приходилось постоянно скрываться, так как русские власти смотрели на них не как на жертв ужасных условий турецкой действительности, а просто как на революционеров. А революционеров, как известно, надо всегда сажать в тюрьму, будь они хоть из Никарагуа или с Филиппин.

И в середине девяностых и вначале девятисотых годов тюрьмы на Кавказе были наполовину набиты «политическими преступниками», вся преступность которых состояла в том, что они заботились об улучшении положения своих соотечественников, подвергавшихся систематическим избиениям, от которых приходил в содрогание весь цивилизованный мир.

Дипломаты типа князя Лобанова-Ростовского давали carte blanche Абдул-Гамиду на истребление армян, а администраторы типа князя Голицына гноили в тюрьмах тех, кто осмеливался протестовать против гамидовских гекатомб.

Итак, армянский вопрос вновь приобретает актуальность. Собственно, он никогда не умирал, а на время лишь заглох в период 1897-1901 гг., когда ужасные избиения 1894-1896 гг. довели население до полного отчаяния и истощили ресурсы революционных организаций.

Начиная с 1901 г., замечается некоторое оживление в этом движении, которое завершается Сасунским восстанием 1904 года, руководимым известным Андраником. Восстание это, однако, не дало положительных результатов, и Андраник с частью своих дружинников должен был покинуть родные горы.

Но с этих пор усиленная революционная пропаганда, вооружение народа и отдельные вспышки не прекращаются. И если бы турецкая конституция запоздала еще на некоторое время, то весьма возможно, что турецкая Армения стала бы театром нового грандиозного восстания, в котором, кроме армян, принимали бы участие также и турки.

Новая надежда – конституция младотурков

Турецкая конституция окрылила новыми надеждами армянское население. Правда, для него все дело тут ограничилось тоже лишь обещаниями об улучшении положения, но армяне охотно верили в обещания людей, сломивших абсолютизм Абдул-Гамида.

Они им простили даже Адану с десятью тысячами жертв, так как и после этих кошмарных избиений не переставали верить в младотурецкие клятвы. Искреннее желание армян работать рука об руку с турками дошло до того, что самая влиятельная армянская партия «Дашнакцутюн» заключила формальный договор с младотурецкой партией «Единение и прогресс» для поддержания конституционного режима и осуществления местного самоуправления, дальнейшее развитие которого должно было привести к культурно-национальной автономии.

Вскоре затем, по настояниям той же армянской партии, правительство, несмотря на противодействие турецких реакционных элементов, решилось привлечь к отбытию воинской повинности также и христиан.

Скоро для всех стало ясно, что конституция изменила лишь оболочку, а содержание осталось прежним. Ни одна из обещанных реформ не была проведена, к тому же в прошлом году начались систематические убийства в армянских областях, принявшие ныне угрожающие размеры.

Так, с марта настоящего года, в течение шести месяцев, в одном только Ванском вилайете убито 60 армян, ранено и ограблено более 200. Все обращения к центральному правительству и жалобы на бездействие местных властей не дали никаких результатов. Заведомые убийцы до сих пор еще гуляют на свободе и не только продолжают свои бесчинства, но даже пользуются покровительством представителей власти. Весьма характерен ответ министра внутренних дел на жалобы армянского патриарха: «Ничего особенного, – заявил министр, – в данном случае я не вижу. Лишь обыкновенные убийства. И если бы не было этих насилий, то и незачем было бы существовать правительству».

Причин существования армянского вопроса надо искать в традиционной «инородческой» политике турецкой правящей касты и в экономическом положении населения армянских областей. Пресловутый младотурецкий оттоманизм очень скоро выродился в исламизм, а потом даже в тюркизм. Младотурки на своем конгрессе в Салониках провозгласили преимущество магометанских народностей перед немагометанскими и объявили опорой государства турецкий элемент. В частности «христиане», – так мотивировали они свое постановление, – элемент ненадежный. В Румелии их взоры обращены на Болгарию, Сербию, Грецию, а в Анатолии – на великие державы и в частности на Россию.

Для армян огромным несчастьем является то привилегированное положение, в котором находятся их соседи – курды. Политика в отношении курдов мало изменилась со времен Гамида. Абдул-Гамид, как известно, особенно благоволил к полудиким племенам курдов, считая их, во-первых, оплотом против России, формируя из них иррегулярную кавалерию в качестве противовеса до сих пор еще страшным для турок казакам и, что самое главное, пользуясь ими, как орудием для обуздания армян.

Насилия над армянами не считаются за преступления. Если даже дело о каком-нибудь насилии тем не менее доходит до суда, то оно кончается всегда оправданием насильника, так как ни один магометанин не захочет и не решится показать против своего единоверца и в пользу гяура, а показания христиан против правоверных не принимаются в расчет.

Экономическое положение армян

Переходя к экономическому положению армянских провинций, мы должны поставить на первом месте земельный вопрос. Как известно, более 90 процентов армянского населения занимается земледелием. Но в настоящее время армянское крестьянство почти лишено единственного источника своего пропитания, так как во время резни 1894 – 1896 гг. курдскими феодалами были захвачены земли не только эмигрировавших армян, но и тех, которые остались на родине.

После конституции армяне не раз обращались к правительству, требуя обратно свои земли. Правительство, признавая справедливость этого требования, предлагало армянам добиться своих прав судебным порядком. Однако, имея в виду царящую в турецком суде волокиту и отсутствие у многих настоящих хозяев земли документов, доказывающих их права на землю, передача дела в суд должна была означать фактический отказ армян от своих прав.

Вследствие этого армянский патриарх и партия «Дашнакцутюн» настаивали на административном решении вопроса, и кабинет Саида-паши, после долгих колебаний, решился, наконец, принять это предложение и даже назначил комиссию, которая должна была на местах заняться регулированием земельного вопроса. Но комиссия так и не выехала из Константинополя, и мы слышим о новых захватах армянских земель феодалами.

Если же прибавим к тому безобразную податную систему, всевозможные поборы и натуральные повинности, ложащиеся всей тяжестью на армян, то мы только можем удивиться долготерпению этого народа, и нам должно показаться непонятным, что он до сих пор еще не сделал отчаянной попытки отделаться, наконец, от этой кошмарной действительности.

Было бы, конечно, несправедливо сказать, что конституция не внесла никаких изменений в адские условия жизни армянского населения. Первое время, когда представители старого режима и профессиональные насильники не знали еще, как отнесется к ним новый режим, и потому казались растерявшимися, армяне, в особенности в центрах, вздохнули несколько свободнее. В короткое время у них открылись политические клубы, библиотеки, читальни, увеличилось число школ, всевозможных благотворительных и просветительных обществ.

Но в общем армянин остался тем же гяуром, то есть существом, с которым турок и курд могут поступать, как им вздумается. Над армянином осталось по-прежнему висеть проклятие резни, от которой не гарантировано даже население столицы.

Так, когда в прошлом году борьба между партиями «Единение и прогресс» и «Либеральный союз» дошла до того, что предполагалось, что дело может дойти до открытого столкновения между ними, некоторые из турецких друзей армян предлагали им принять меры предосторожности, так как может произойти резня армян. Казалось бы, не должно быть ничего общего между борьбой чисто турецких партий и армянской резней, но и сами армяне очевидно примирились с тем, что каждое крупное явление в политической или общественной жизни Турции должно повлечь за собой резню армян.

«В будущем году, – говорил мне в Константинополе один армянский общественный деятель, – у нас, вероятно, будет резня». – «Почему же вы думаете?» – «Как почему? а вы забыли, что в будущем году открывается Панамский канал?».

Армяне больше младотурки, чем сами младотурки

После всего сказанного является вопрос, каким образом можно улучшить положение армянского населения в турецких провинциях и способно ли вообще турецкое правительство собственными средствами решать армянский вопрос.

Вместо ответа я приведу слова одного из виднейших членов партии «Дашнакцутюн», прекрасно знающего Турцию, ее государственных и партийных деятелей.

«Мы были, быть может, более младотурками, чем сами младотурки, так как мы не менее искренно заботились об упрочении нового режима, чем они. Многие разочаровались в них и отошли от них, перенося свое недоверие от лиц к режиму. Но мы продолжали верить им, или, правильнее, хотели верить, так как мы ясно сознавали, что конституция, это – последняя ставка независимой Турции.

Но и мы разочаровались, хотя и позже всех других, но тем сильнее было наше разочарование и тем основательнее недоверие, что вытекало из долгих наблюдений и опыта. И теперь, говорю вам совершенно откровенно, мое убеждение, что ничего не выйдет также и из турецкой конституции. Турецкое правительство, из кого бы оно не состояло, ни на что, кроме обещаний, неспособно. Но этим обещаниям давно уже перестали придавать какое-либо значение. И тот, кто отныне будет обращаться к турецкому правительству, будет требовать солидных гарантий. И так как турки не могут дать никакой гарантии, то дело реформ, будь это в Македонии, или в Албании, или в Армении, должно перейти в руки Европы. Но и в этом случае Европа должна будет отказаться от обычных полумер и приняться за радикальное лечение «больного человека». Во всяком случае дело без операции не обойдется».

Слова эти, сказанные шесть месяцев тому назад, оказались пророческими. Европа дала на Берлинском конгрессе Македонии параграф 23-й, а Армении – 61-й, которые обещали обеим странам реформы. И хотя Европа оставила за собой право контроля над проведением этих реформ, тем не менее положение в названных областях с каждым годом все более ухудшалось и несколько раз даже приводило к кровавым восстаниям, так как осуществление реформ было предоставлено самой Турции.

То же самое было и с «меморандумом» 1895 года, врученным представителями России, Англии и Франции Порте и принятым этой последней. Вместо широких реформ, которые обещал Армении этот меморандум, на армян посыпались ужасы новых избиений, которые совершались в местах, посещаемых специально назначенным для надзора за проведением реформ верховным комиссаром Сакиром-пашой. Та же неудача постигла также затею европейцев с организацией македонской жандармерии под руководством итальянского генерала, так как и тут верховным комиссаром был представитель турецкого правительства Хильми-паша.

«Турцию все равно выгонят из Европы»

Македония оказалась ахиллесовой пятой турецкого государственного организма, но, к счастью для этого последнего, нынешнее поражение завершилось только частичной ампутацией, так как Македония была вообще только одной из конечностей его.

Другое дело – армяне. «Мы, – говорил мне года два тому назад один турецкий деятель, когда почтенные парламентские «ходжи» грозили пойти походом против Греции из-за Крита, – мы давно потеряли чувство действительности. Что нам Крит? Ведь он давно пропал для нас, а из-за него мы еще больших бед наделаем себе. Наше будущее в Азии. Если бы мы раньше сознали эту истину и, выбросив романтизм из нашей политики, занялись бы устройством в Малой Азии, мы бы сейчас не были тем quantite negligeable, с которым никто более не считается».

«Я уже перешел в Азию, – говорил мне один видный депутат в начале Триполитанской войны, поселившийся в Скутари против Константинополя, – так как все равно нас скоро выгонят из Европы. И наше правительство поступило бы очень умно, если бы последовало моему примеру».

Армяне уже не верят туркам, не верят и в обещания Европы и требуют солидных гарантий. Но что такое эти гарантии, и как могут державы гарантировать осуществление реформ, если не возьмут это дело в свои руки. А это, как известно, всегда означает «временную» оккупацию областей, нуждающихся в реформах.

Такими оккупациями разрешались до сих пор все элементы восточного вопроса, и таким образом Турция лишилась своих владений. И потом, есть ли какие-нибудь гарантии, что после оккупации, скажем, Армении и другие области Малой Азии – Месопотамия, Сирия, Киликия, Аравия – тоже не захотят быть «оккупированными»? Да и державы едва ли посмотрят дружелюбно на оккупацию Армении, скажем, Россией.

В дипломатических кругах уже довольно громко говорят о том, что после удаления турок из Европы через несколько месяцев неминуемо станет на очередь вопрос о разделении также и азиатской Турции. Переселение турецких масс из европейской Турции в Малую Азию должно еще более осложнить там положение некоторых народностей, издавна нуждающихся в улучшении условий существования.

Если сейчас же не приняться за реформы, то возникновение беспорядков в Малой Азии неизбежно. Но Турция сама не в состоянии будет сделать что-либо толковое, и поэтому окажется необходимым вмешательство Европы, которая, чтобы не создать из азиатской Турции новой постоянной угрозы для европейского мира, воспользуется первым удобным случаем для раздела азиатских владений Турции.

Многие считают возможным уже теперь набросать схему этого раздела».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   1 пользователь, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    1 гость
    Левон Казарян
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...