Перейти к публикации

Первые всадники Передней Азии


Patologist

Рекомендованные сообщения

Первые всадники Передней Азии

Интересен и факт нахождения в могильниках конских скелетов, конских захоронений и предметов конского украшения. Инвентарь этих погребений дает возможность отнести эти могильники к средней и поздней бронзе (3-21). Кости коня в Кюльтепе (Нахчиван) были обнаружены во втором и третьем слоях. Причем во втором слое оказались кости лошадей двух пород: крупного и мелкого размера, которые О. Абибуллаев затруднялся определить, к каким именно лошадям отнести эти кости - диким или прирученным. По его мнению, обнаруженные в третьем слое кости, несомненно, принадлежат прирученным коням, и он справедливо полагает, что широкое распространение яйлажного скотоводства в этот период обусловило одомашнивание лошадей, и конь приобрел большое значение в хозяйстве. Скелеты коней и предметы конской упряжи встречены и в других погребениях Закавказья (Карабулак в Нагорном Карабахе близ Ханлара).

Кости предка первобытной лошади (hipporion n. s. p.) были обнаружены около села Нурнус, около г. Арзни на реке Раздан поблизости от озера Севан в Армении. Археологические материалы показывают, что лошадь для верховой езды появляется еще в конце V тысячелетия до н.э. (6-16,50). В человеческом обществе на территории Закавказья на рубеже II и I тысячелетия произошли существенные изменения по сравнению с предшествующими временами. Быстро развивавшиеся скотоводство и земледелие отделились друг от друга. Скотоводческие племена, использовавшие высокогорные пастбища, были богаче и становились во главу союзов племен, усиливая это крупное общественное разделение труда(6-53). Такое положение сохранялось во многих регионах мира, в том числе и Передней Азии до XIX века.

Ритуальные погребения коней открыты и в Северо-Западном Иране, в Луристане - в Марлике, Хасанлу, Дипка-тепе, Баба Джане. Во многих могилах Луристана захоронены не кони, а только конские уздечки (5-113). Профессор Йогн фон Эльчктедт указывает на наличие особого культа лошади среди касситов в связи с их особым отношением к конскому снаряжению и конским захоронениям в их среде. Он связывает создателей Луристанской бронзы именно с касситами (7-87). Появление в календаре Стрельца - крылатого кентавра стрелой в качестве знака зодиака надо отнести также к касситам. Авторитетные ученые с иранцами связывают распространение новых типов оружия и конского снаряжения, обычай принести в жертву коня, новые сюжеты в Передней Азии - крылатые кони (5-113).

Хорошо известно, что в древности переднеазиатское коневодство первоначально длительное время успешно развивалось на альпийских лугах в горных районах Анатолии, Армянского Нагорья и Ирана, в особенности приурмийские районы славились наивысшим уровнем коневодства. Академик И. Дьяконов полагает, что коневодство и легкая колесница стали распространяться на территории Передней и Малой Азии не позже конца III тысячелетия до н. э. именно с гор Армении и Ирана (8-61). Академик Э. А. Грантовский также считает, что западноиранские племена задолго до скифов сыграли большую роль в распространении всадничества и новых навыков коневодства в Передней Азии (9-371).

Многие ученые даже движение касситов из гор в долину Диялы и начавшиеся их побеги на Вавилон - их активизацию, отмечают в связи с появлением лошади как транспортного животного. На эламском языке лошадь означает kutu (обращает внимание, что это название очень близкое по звучанию с этническим названием племен кутиев). Отмечая тот факт, что лошадь была хорошо известна в западной Азии с давних времен, И. Дьяконов пишет, что она уже была известна шумерам, которые называли ее ansu-kur-ra и переводит это как "горный (восточный) осел". Детерменатив ansu означает "животное", а kur-ra - обозначение лошади. Если шумеры называли лошадь горным ослом, значит, они и должны были воспринять и слово, обозначающее лошадь. Это слово сохранилось в современном курдском языке как кур/р/ик и обозначает жеребенок (лошади), а по-курдски название осла - ker. Это дает основание предположить, что во время кутийского завоевания Шумера, а может быть и чуть раньше, шумеры и приняли название лошади у кутийцев. На это намекают и слова "горный" и "восточный" в шумерском названии лошади.

Изображение лошади встречается еще в пиктографической иероглифике времени Джемдет-Насра (не позднее III тыс. до н. э.). Считается, что она тогда еще не была одомашнена. Обнаруженная в 1904 году в Кюльтепе фигурка оседлого коня свидетельствует в пользу прирученности коня уже в конце IV - начале III тысячелетия до н. э. Большинство ученых склонны к мнению, что интенсивное развитие коневодство получает в начале II тысячелетия до н.э. Во второй четверти II тысячелетия до н.э. лошадь как домашнее животное включается в обиход многих государств Передней Азии (10-123).

Именно этот период совпадает с периодом активизации кутийских и касситских племен. "Что одомашнивание лошади связано было именно с касситами, - писал И.Дьяконов, - видно из того, что лошади начинают упоминаться часто в Вавилонских документах касситского времени, и в камнерезном искусстве изображения мифических чудовищ, образ которых навеян образом коня, появляются тогда же наряду с типично касситскими изобразительно-орнаментальными мотивами". Он при этом отмечает, что "в нагорьях переход к использованию лошади мог произойти одновременно у различных этнических групп", одним из таких племен были касситы (10-126). Академик О. Вильчевский развитие коневодства в Малой Азии и Западном Иране связывает с появлением здесь "индоязычных" племен в качестве "коневодов", приход которых в этот регион относит к середине II тысячелетия до н. э. (11-30,34), что не находит своего подтверждения в имеющемся фактическом материале.

Эти пришлые "индоязычные пастушеские племена", по идее, должны были привести с собой хотя бы отдельные элементы "своей культуры" или же на месте создать их, подобные в их альма-матер. Но археологические находки доказывают местный характер найденного материала. Известный археолог А. Годард особо подчеркивает, что "культуре горных племен касситов мы обязаны так называемой "луристанской" бронзой" (10-131), которая после длительных научных споров была признана, что большинство памятников "Луристанской бронзы" относится ко времени от середины II до начала I тысячелетия до н. э. Большая часть вещей - это части конской упряжи: кольца для вожжей, удила со псалиями и т. п. Луристанское упряжно-колесничное снаряжение указывает в основном на II тысячелетие до н. э. как на дату находок: в I тысячелетии до н. э. колесница в значительной мере выходит из боевого употребления.

По-видимому, луристанская колесничная упряжь была однотипна по своему устройству с древней колесничной упряжью Передней Азии вообще и в частности - Шумера (10-132). Известно, что касситская экспансия на Вавилон началась в период правления Самсуллина, сына Хаммурапи. Вавилонские источники в 9-м году правления Самсуллина (1741 г. до н. э.) отмечают войну с касситами. А родственная касситам кутийская экспансия и завоевание Шумера состоялись почти 400 лет до указанных событий - в 2228 году до н. э., и боевая колесница могла появиться на Шумере только с появлением там кутиев.

Этнический состав населения на обширной территории - от района озера Урмия (включая, вероятно, отдельные этнические островки по направлению к озеру Ван) до верховьев Диялы (кутийск-луллубейский), юго-западные районы - верховья Диялы и верховья Керхи (касситы), в районах, прилегающих к Урмийскому озеру с запада (особенно с запада и с севера) и в западных долинах Загроса (хурриты) - с III по начало I тысячелетия, в целом, оставался неизменным (10-138).

Коневодство могло развиваться только в условиях яйлажной системы. Большие табуны требовали обширные пастбища. С глубокой древности основным районом разведения лошадей считают местность, примыкающую к турецко-иранской и ирано-иракской границам. Эта территория соответствует территории исторической Мидии, на которой исследователи отмечают особое развитие коневодства. Особенно ценились в древнем мире кони, разводившиеся на Нисейской равнине в Мидии (Паретакена - район Исфагана).

Эта территория полностью находится в этнических границах Курдистана, и ее основными насельниками (местами, доходящими до 100%) по-прежнему составляют и в настоящее время именно курды. Тесная связь курдов с коневодством прослеживается в течение многих тысячелетий.

Кони составляли основное богатство мидийских племен, и объектом вожделения иноземных захватчиков-ассирийцев в первую очередь были кони.

Ассирия всегда стремилась привлекать в свои войска мидийские конные отряды и всегда требовала дань лошадьми. Область Нисибин они называли Mesaia (область Mesa в стране Маннеев), а одна из любимых в ассирийской армии порода коней называлась mesaia - месаинской.

Во время похода ассирийского царя Саргона II на Урарту и его движении вдоль восточного берега озера Урмия на север в его победной реаляции упоминается область Суби, которая по-урартски называется "Страной Маннеев", и была специально выделена царем Урарту, чтобы в ней выращивались кони для урартской конницы.

Полибий сообщает, что "…Мидия - замечательное государство в Азии как по обширности и по многолюдству населения, так равно по превосходным качествам его лошадей. Лошадьми Мидия снабжает чуть не всю Азию, потому что даже царские табуны доверяются мидянам ради тучных мидийских пастбищ…" (12-Х, 27).

Археологические материалы Западного Ирана и данные письменных источников конца II - начала I тысячелетия свидетельствуют в пользу того, что основное оружие всадников (по изображениям на барельефах) - лук. Стрельба на полном скаку, обернувшись назад, доказывает, что этот прием был изобретен уже к IX веку до н.э. Ксенофонт упоминает о "всадниках варваров, которые и при бегстве наносили эллинам урон, стреляя на скаку назад" (Анабасис,III, III, 4). По мнению академика Э. А. Грантовского, при Ашшурнасирапале II ассирийцы не заходили далее районов современной ирано-иракской границы, а с изображенными на барельефе всадниками могли столкнуться лишь на территории Иракского Курдистана или в юго-восточных областях Турции (9-371).

Иногда стрельбу из лука на полном скаку называют без основания на то скифским. Хотя достоверно известно, что в IX-VIII вв. до н. э. на Армянском нагорье и в Приурмийском районе скифов не было, и лишь к концу VIII века до н. э. появляются киммерийцы, о чем свидетельствуют данные ассирийских и урартских текстов. Поэтому можно смело утверждать, что этот способ ведения боя был выработан в мидийской среде. Ассирийские войска были смешанной массой, то есть разноплеменной. В них воевали и мидийско-курдские конные отряды. В постоянных столкновениях с горцами ассирийские цари не могли не обратить внимания на конные боевые отряды с их высокими маневренными возможностями и мобильностью, что вызывало естественное стремление привлечь их на свою сторону или же создать подобные отряды. На фоне постоянно не прекращающихся боевых действий ассирийцам все-таки удавалось "получить с гор воинов и принять оттуда лошадей, нужных для кавалерии" (13-132).

На ассирийском рельефе из Ниневии (VII в. до н. э.) среди осаждающих мидийскую крепость ассирийских воинов мы видим и вооруженных стрелами пеших, и конных мидийцев. Но основным вооружением у мидийцев были дротики. На одной из эламских печатей обнаружено изображение мидийского конника-аризанта. О наличии мощных кавалерийских боевых отрядов среди мидийцев пишет и профессор Ф. Эльчктедт. По его словам, в пределах политических границ нынешнего Иранского Курдистана, внутри Великого Мидийского государства, размещались три важнейших центра: плодородный и пригодный для земледелия Азербайджан; имеющий важное политическое значение Хамадан и простирающиеся до "Мидийских ворот" поблизости Бисутуна области; и наконец, горные области нынешнего Курдистана. Эти горные области имеют важное стратегическое значение. Именно на этих территориях размещалась самая лучшая для своего времени в военном отношении чрезвычайно организованная вооруженная дротиками курдская кавалерия.

Эти области для коневодство были крайне благополучными. Именно отсюда с целью освобождения от ассирийского деспотизма был совершен поход. Как у живущих на восточных склонах Загроса курдов, так и на западе ассирийского фронта воевали созданные из курдов вооруженные дротиками кавалерийские соединения. По этой причине мидийцы вынуждены были дать особое предпочтение вооруженным дротиками курдским боевым отрядам (7-108).

Следует отметить, что мидийцы являются родоначальниками кавалерии. В период правления мидийского царя Киаксара, который "был еще гораздо воинственнее своих предшественников и первым разделил азиатское войско на (боевые) отряды по родам оружия и каждому отряду - копьеносцам, лучникам и всадникам - приказал действовать самостоятельно. До этого все (войско) было перемешано в беспорядке" (Геродот, I,103). Именно благодаря царю Мидии Киаксару родился новый вид вооруженных сил - конница, которая с этого момента могла применяться совместно с пехотой: лучниками и копьеносцами.

Начиная с IV тысячелетия повозки были известны в странах Двуречья (в долинах Тигра и Евфрата - в Месопотамии), запряженные волами, ослами или верблюдами. Во время похода в Египет ок. XVII в. до н. э. хурритов (гиксосов-"пастухов" - их так называли древнеегипетские источники) впервые там появляются боевые колесницы. Гиксосы впервые в Египте ввели коневодство и колесный транспорт.

Как было сказано выше, рождение конницы датируют началом I тысячелетия у мидян. После мидян конница появляется и у других народов мира. На наличие уже к IX в. до н. э. на территории будущего Курдистана этнических (достаточно определенное иранских) групп, всадники которых были именно лучниками (у персов и мидян главным образом копьеносцами; но иногда и лучниками), - указывает и Э. Грантовский (9-371). Плутарх упоминает о стоящих впереди отборных войск Тиграна мардийских лучников на конях (14-Лукулл, 31), которых Э. Грантовский называет "одним из непосредственных предков курдов" (9-371).

Большинство источников рассматривает коневодство в тесной связи именно с курдами. Как пишет О. Вильчевский, население Замуа (соответствует территории нынешнего т. н. "Мукринского Курдистана" в Иране - Л. М.) состояло лишь из кутийско-луллубейских элементов. Однако тот факт, что это население занималось в IX-VIII вв. до н. э. коневодством, заставляет предполагать, что уже в это время среди населения Замуа существовала иранская прослойка, принесшая в страну коневодство (11-53). Конечно, нельзя с полной уверенностью судя по роду занятий определить этническую принадлежность, но у большинства ученых "ираноязычность" кутиев и луллубеев не вызывает сомнений, и поэтому коневодство надо считать древним занятием местного автохтонного населения, каким являются курды.

К примеру, академик И. Дьяконов однозначно утверждает, что "связанная с коневодством терминология у окружающих народов - иранская, мидийская…" (10-127), то есть, среди иранских языков принадлежит древнекурдскому (мидийскому) языку. Так, персидское asa - "лошадь", видимо, в древнеперсидском начало вытесняться мидийско-парфянским aspa; в Вавилонии новая для Двуречья луговая культура люцерны носила мидийское название aspastu - asp(a) - asta - "лошадиная еда" и засвидетельствовано впервые в VIII в. до н. э.(10-127). На современном курдском лошадь - hasp, а клевер (Trifolium) - hespist, once, ket, sewere, koringe, argud, nefel, люцерна - lusem, keha ras. Наши ближайшие соседи-армяне, азербайджанцы и тюрки клевер называют - енджа, а тюрки люцерн - kaba yonca. Страбон сообщает, что "Мидия … как эта страна, так и Армения исключительно "обильны конями". Какой то луг здесь носит название "Коне обильного"; … на этом лугу паслось 50 000 кобылиц. Это были царские табуны.

Что касается нисейских коней, которыми пользовались цари как самыми лучшими и самыми большими, то одни утверждают, что порода их отсюда, а другие - что из Армении. Подобно парфянским лошадям они отличаются своеобразной статью и по сравнению с элладскими и прочими лошадьми в нашей стране. Далее, траве, которая является лучшим кормом для лошадей, мы даем специальное название "мидийской", потому что она растет там в большом количестве" (Страбон, ХI,ХIII,7). "Мидийцы, однако, как говорят, являются родоначальниками обычаев армян и еще раньше персов… Например, так называемая теперь персидская "стола" (длинное платье), их страсть к стрельбе из лука и верховой езде, служение царям, царские облачения и божественное почитание царей подданными перешли к персам от мидийцев" (Страбон,ХI,ХIII,9).

Порода нисейских лошадей выращивались и на территории Армении. Общеизвестно, что в течении 610 - 590 гг. до н.э. Мидийское царство, помимо сокрушения власти Ассирийской державы добилось также подчинения себе царств Манны, Скифского и Урарту (10-316). Те же мидийцы выращивали кони и на территории Урарту. В 441 г. до н. э. Ксенофонт писал о поселениях, которые специально для царского двора выращивали коней и дань также давали исключительно конями (Анабазис, IV, V-34). Эти поселения размещались между нынешним областями Джезире Ботан и Муш в Северном Курдистане.

Сатрап Армении ежегодно посылал персидскому царю 20 000 жеребят на праздник, называемый Митракинами2 (Страбон, Х1, Х1У, 9).

Древние греки узнали коней благодаря мидийским всадникам. В пользу этого свидетельствует наличие в греческом языке слова medike - название люцерны как и в латыни - medicagosatuvai (буквально "мидийская трава" то есть, "курдская трава").

В древнегреческой мифологии Кентавры (получеловек - полу лошадь) занимают особое место. Когда испанский конквистадор Кортес Эрнан (1487 - 1547) в 1519 - 1521 гг. возглавил свой завоевательный поход с отрядом, состоящим из 508 человек, в Мексику, местных аборигенов обуял ужас от впервые увиденных ими 16 лошадей с всадниками, которых могущественные инки приняли за цельное существо. Их страх перед этими невиданными чудовищами был настолько велик, что при виде этих "ужасных существ" их воля к борьбе была парализована, и историки сравнительно легкую победу небольшого отряда испанцев приписывают именно наличию у них этих лошадей. И в греческой мифологии "кентавры" - "дикие существа, полулюди - полукони, обитатели гор и лесных чащ, отличаются буйным нравом и невоздержанностью" (15-280).

Если в ХVI веке создатели великой инкской цивилизации восприняли таким образом лошадей Кортеса, то можно предоставить, что творилось в душе древних фригийцев и лидийцев Малой Азии, которым неизбежная встреча с сидящими на лошадях людьми ничего хорошего им не сулила. Естественно, их встречи и стычки с этими непонятными существами, зачастую несущими неприятности или смерть, и позже овеянные страхом и ужасом рассказы об этих встречах, стычках и должны были порождать в умах детей древней Эллады мифы о кентаврах и вносить сумятицу в их души.

Позже древние греки также стали разводить коней. Среди конезаводчиков самым известным был фессалиец Филоникос, который постоянно обновлял свой табун за счет мидийских коней. В Греции самые лучшие условия для разведения коней были в области Фессалия. Огромная равнина длиной около 80 км и шириной до 60 км с плоскогорьем (горы высотой до 500 м) способствовали этому. Именно у Филоникоса отец Александра Македонского - Филипп II (ок. 382 - 336 гг. до н.э., царь Македонии с 359 г.) и купил знаменитого коня Буцефала ("Дикий конь"). Буцефаль переводят и как "Бычьеголовый", якобы конь так был назван за его широкий лоб. За него была выплачена рекордная по тем временам сумма - 13 талантов (примерно 340 кг серебра). Не каждый в Греции располагался такой суммой и мог позволить себе обзавестись конем. В войсках А. Македонского в период похода на Персидскую державу было не больше 5 тысяч всадников (14-Лукулл, Александр и Цезарь, XV).

Во время похода Александра Македонского (334 - 331 гг. до н.э.) в Нисейских полях паслось свыше 150 тысяч лошадей, которые были реквизированы римлянами. По возвращении в 324 году из Индийского похода, А. Македонский посетил Мидию и осмотрел знаменитые Нисейские поля, где паслось уже около 50 тысяч коней для войск Александра. Большая часть поголовья была разграблена македонской военщиной. Атропат, сатрап Мидии, подарил Александру 100 прекрасных девушек-всадниц, что явилось новым импульсом развития темы об амазонках в древнегреческой литературе.

Во время Митридатовых войн в войске Митридата было 16 тыс. всадников, не считая серпоносных колесниц (14-Лукулл, VII). Лукулл имел в своем распоряжении 2,5 тыс. конников (14-Лукулл, VIII, XXIV - 3 тыс.). У другого римского полководца Красса было 4 тыс. всадников (14- Никий и Красс, XVIII).

Основным ядром Митридатова войска составляли колхи, тибарены и каппадокийцы (14-Лукулл, XIV), включая и мидийской конницы. Малая Армения была заселена тибаренами и халдеями (14-Лукулл, XIX). 3 тысячи воинов мидийской конницы во главе с Митробарзаном, первыми принявшими бой, были разгромлены Лукуллом. В этом сражении Митробарзан пал с оружием в руках (14-Лукулл, XXV).

У Тиграна было 55 тысяч всадников, из которых 17 тысяч всадников были одеты в броню (14-Лукулл, XXVI). Бронированная конница воевала под началом Мидийского царя (14-Лукулл, XXVII). Эта конница была вооружена, в основном, копьями (14-Лукулл, XXVIII). Конница была словно замурована в свою тяжелую, негнущуюся броню. У всадников не были защищены только бедра и голени. В войсках Тиграна воевали также воинственные мардийские лучники на конях (14-Лукулл, XXXI). Таким образом, мы видим, что основное ядро конницы Митридата составляли всадники из числа мидийцев, колхов, тибаренов и каппадокийцев и мидийцев. А у армянского царя Тиграна значительная часть конницы была из числа мидийцев - 17 тысяч тяжелой бронированной конницы и мардийские лучники.

Древних китайцев также привлекала переднеазиатские кони. В конце II века д.н.э. Парфия устанавливает дипломатические и торговые отношения с Китаем. Китайцы ввозили щелк, а вывозили различные ткани, пестрые ковры, стекло, металл, драгоценности, лекарства и лошадей.

В Богазкее среди найденных хеттских надписей было также обнаружено "Наставление по уходу за лошадьми". В нем излагаются правила подготовки лошадей, проводятся графики нагрузки и отдыха и т. д. Считается, что это самое древнее из найденных наставлений такого рода. (16-115). Впоследствии было выяснено, что "Трактат о коневодстве" был составлен митаннийцем (хурритом) Кикули - старшим конюшенным при дворе хеттских царей (17-130). Наличие обнаруженных фрагментов "Эпоса о Гильгамеше" в хеттском и хурритском переводах - явное доказательство того, что "Наставление по уходу за лошадьми" было переведено с хурритского на хеттский язык и его истоки необходимо искать в курдском материале.

Из того, что в Нузе (совр. Киркук в южной части Курдистана) начала XIV в. разные обозначения лошадей имеют доказанное или вполне вероятное индоарийское происхождение и что хеттский трактат о тренинге лошадей был написан конюшенным-митаннийцем и содержит индоарийские професиональные термины, можно прийти к заключению, что индоарийцы хорошо разбирались в коневодстве и тренинге лошадей (18-47).

Приобретение и содержание лошадей и колесниц обходилось очень дорого и было доступно только богатым слоям, выделявшимся в Нузе (Аррапхе) именно по данному признаку: принадлежавших к этим слоям так и называли rakib narkabti - "ездящие на (боевых) колесницах"; они составляли избранные войска, от которых зависел исход войны. В Митанни, равно как и в Сирии и Палестине, их именовали marijanni - na; это слово часто, но не вполне убедительно связывают с другим индоевропейским marya - "молодой человек" (в авестийском также - "член мужского союза"). На протяжении истории Митанни эта военная элита превратилась в своеобразную родовую знать (18-47). В современном курдском языке наличие таких слов, как mir, mir-miran (господин, владетельный князь), mar?v (m?rov) - человек, mer - мужчина, merxas - мужественный сопоставима с хурритским marijanni - na.

Мидийцами выработаны основные виды тренировки коней и тактика их применения в бою. Академик И. Дьяконов считает, что в горных районах, где нет больших плоских пространств, выработана система тренировки колесничных лошадей, которая обозначалась мидийским термином wartanna ("оборот"), с пробегом длиной в 2 км, а затем была перенесена на равнины Месопотамии и также обозначала определенное расстояние в пределах конно-колесничного пробега по прямой (18-62). На современном курдском диалекте сорани war (19-666) переводится как привал, стоянка, остановка, а tan - идти непрерывно; tana - опорный столб (19-137). Для обозначения расстояния в 2 км в начале и конце разметки должны были сделать разметку надежными средствами, в качестве которых вполне можно было применять вкопанные глубоко в землю столбы. Камень или торчащий из земли пень могли быть препятствием во время тренировок, ранить коня или сломать колеса при наезде. А опорные столбы с прикрепленными на них средствами освещения могли способствовать проведению тренировок даже в ночных условиях.

В письменных источниках содержится много сведений о военных упражнениях курдов, о которых еще в 50-х годах XIX столетия как о главном развлечении писал русский просветитель А. Худобашев (20-74). Т. Ф. Аристова в описании Г. Ф. Грязнова приводит несколько упражнений на лошадях у курдов Северного Курдистана: "Особенно кочевые и полуоседлые курды любят езду и игры на лошади, и если у них нет безусловно всех полезных для всадника упражнений, зато есть и такие, которые не практикуются в регулярных конницах.

а) Всадник в одну шеренгу, разомкнутую на 6-8 шагов, проделывает движения вперед и назад шагом, рысью и галопом, держа свою пику горизонтально (по направлению движения) в правой, слегка согнутой, руке. На ходу курд потрясает пику, более же искусные вращают в руке. На галопе всадник-курд, видимо, не задается вести своего коня непременно с той или другой ноги, но, во всяком случае, он ведет его довольно ровно и делает чрезвычайно резкую, почти моментальную остановку на каких-либо двух-трех шагах. На такой короткой остановке у большинства курдов и сказывается недостаток шлюса; многие всадники почти вылетают на шею, хотя, впрочем, очень скоро снова усаживаются в седло.

б) Две шеренги всадников, одинаково разомкнутых, проделывают те же движения навстречу, проходя одна другую насквозь.

в) Выделяются отдельные всадники и проделывают единичную езду, между прочим, гоняясь друг за другом, причем вы видите тут и моментальные остановки с таковым же поворотом на задних ногах; наконец, самые сокращенные вольты часто на контргалопе. Все это проделывается так же искусно, как, по-видимому, и бессознательно, и, следовательно, в силу беспрестанной практики. Встречаются и такие ездоки, которые всю эту езду, в том числе цифру 8, проделывают на контргалопе со снятым оголовьем и мундштуком, с поводом, накинутым на шею; при этом всадник-курд конем своим управляет исключительно голосом, движением корпуса и поглаживанием рукой по шее.

г) Стрельба с коня на ходу производится не всеми и не особенно умело.

д) Крайне поучительны упражнения с копьями, вернее сказать, с обломками палок около пальца толщиной и около 1-1 ? аршина (дометрическая мера длины в России с XVI века = 16 вершкам = 71,12 см; длина палки, т. о., равняется примерно 70-110 см. - Л. М.) длиной. Две шеренги всадников, одинаково разомкнутых на 6-8 шагов, становятся на некотором расстоянии одна против другой. Всадники обеих шеренг, по очереди, выезжают вперед, приближаются к своему визави и бросают в него палкой, делая при этом как бы вызов. Тогда курд, в которого было направлено копье, бросается с места на противника, стараясь настигнуть его копьем, а этот последний, сделав крутой, но умелый поворот, старается улизнуть и уклониться от и из-под удара. Таким образом, завязывается игра, в которой принимают участие все остальные всадники, стараясь не упустить случая выручить своего. При этом случается видеть примеры поразительной ловкости управления конем и копьем. Часто ловкий всадник-курд лихо уклоняется из-под удара нескольких его преследующих, причем иногда ему удается на ходу поднять кем-нибудь оброненное копье, затем уловить минуту и, в свою очередь, нанести контрудар... Нередко игра ведется бешено с редкою ловкостью и смелостью. Бывают случаи падения, а равно случаи довольно серьезных ударов палкою, но все это ничто по сравнению с захватывающим дух интересом этой игры…

Именно в этой игре хороший курд может выказать все свои лучшие качества как всадника: легкость, гибкость, смелость и ловкость на коне, презрение к случайностям и т. п." (21,186-187).

Еще с древних времен мидийцы разнообразно использовали верховых лошадей в своей жизни: пасли скот, ездили в гости, устраивали скачки во время свадеб, охотились, совершали набеги, совместно отбивались от врагов. Конь постепенно превращался в главное средство передвижения. Все это способствовало улучшению навыков верховой езды. В качестве вооружения применялись стрелы и пика. Стрела позволяла поразить цель с дальних расстояний, а пика давала возможность всаднику не подпускать на опасное для жизни расстояние противника. Со временем появляется седло и уздечка, что во много раз повысило маневренные возможности всадника и содействовало улучшению взаимопонимания коня и седока. Постепенно мидийцы научились действовать совместно, наряду с индивидуальными навыками боя приобрели его коллективную тактику. Уже к началу I тысячелетия до н.э. мидийская конница стала значительной военной силой, о чем свидетельствуют письменные источники и изображения на памятниках античности и современности.

Греческий историк и теоретик военного искусства Ксенофонт свидетельствует о том, что однажды сатрап Фарнабаз разогнал отряд в 700 греков двумя колесницами и, напав затем со своими всадниками, изрубил их.

Несмотря на потерю государственности в 550 г. до н.э. мидийцы и мидийская конница оставались значительной военной силой вплоть до начала ХХ века. Персы, как и ассирийцы, приняли у мидийцев тактику ведения боя, но, мидийская конница действовала самостоятельно. По свидетельству Геродота, в коннице царя персов Ксеркса кроме персов служили "кочевое племя по имени сагартии" и "мидийские всадники" (Геродот, VII - 85, 86). "Начальниками конницы были Гармамифрас и Тифей, сыновья Датиса" (Геродот, VII - 88) - мидийского полководца, а не персы, как этого следовало бы ожидать.

Этот факт также подчеркивает отводимую им особую роль и значение мидийской (курдской) конницы в армии Ксеркса. Одним из древних народов Передней Азии и ближайшими соседями курдов, несомненно, являются армяне. Но культ коня среди них не так развит как среди курдов. Даже Геродот не называет среди конниц Ксеркса армян. Армяне им упоминается вместе с фригийцами: "Армении же, будучи переселенцами из Фригийской земли, имели фригийское вооружение"(Геродот, VII, 73), которые, в свою очередь, были вооружены как пафлагонцы - в плетеных шлемах, с маленкими щитами и небольшими копьями; кроме того, у них были еще дротики и кинжалы (У11, 72) - в составе пеших войск.

Вооружение персов "собственно мидийское, а не персидское" (Геродот, VII - 62), то есть персы у мидийцев переняли и вооружение. Знаменитые мидийские кони выступали также в качестве священных коней, которые шли впереди царя Ксеркса. По свидетельству Геродота, "Царю предшествовала 1000 отборных персидских всадников, за ними двигалась 1000 копьеносцев (также отборных) с копьями, обращенными вниз к земле. Потом шло 10 священных так называемых нисейских коней в роскошной сбруе. Нисейскими же называются эти кони вот почему. Есть в Мидии обширная равнина под названием Нисей. На этой-то равнине и разводят таких больших коней. За этими конями двигалась священная колесница Зевса (Ахура Мазды - Л. М.), которую везли 8 белых коней. Позади самих коней следовал пешком возница, держа в руках узду, так как никто из людей не мог подниматься на седалище этой колесницы. За этой колесницей ехал сам Ксеркс на колеснице, запряженной нисейскими конями" (Геродот, VII - 40).

И этот обычай был перенят персами у мидийских царей. Мидийская конница действовала на всех фронтах Ахаменидской империи, которой положил конец походы Александра Македонского. В дальнейшем в его военных походах также принимают непосредственное участие курдские конные отряды. Одним из главных союзников Александра выступает мидиец Атропат - царь Малой (т. н. Атропатской) Мидии.

Династии Аршакидов (250 г. до н.э. - 224 г. н.э.) и Сасанидов (224 - 651) возродили курдскую государственность. В этих империях по-прежнему конница остается главной ударной силой. Курдская конница формировалась по родоплеменному признаку, то есть отряды собирались из членов племени или племенной конфедерации, где все бойцы состояли в родстве между собой и были крепко спаяны друг с другом родственными отношениями, обычаями и традициями племени, а это способствовало укреплению взаимовыручки, взаимной поддержки и установлению товарищеских отношений. Презрение к смерти, бесстрашие, отвага, храбрость, стремление слыть лучшим воином и не быть объектом насмешек за проявленные в бою малодушие и трусость - вот отличительные черты курдского воина.

Племя (племенная конфедерация) курдов могло одновременно выставить до 100 тысяч всадников, а некоторые даже больше. Каждое племя по первому требованию царя обязано было выставлять определенное количество всадников, учет которых велся в канцелярии дворца. В зависимости от количества взрослых членов племени (мужчин) и составлялась точная роспись конных сил, которые назывались "Gahnamak". За количество и своевременное выставление конных сил нес личную ответственность глава племени. Этот порядок сбора войск был систематизирован окончательно при Сасанидах, которые в качестве поощрения стали выплачивать главе племени жалованье, а субсидии - в виде одноразовых подарков.

В одном из "Gahnamak", датируемой VII веком, число мардепетаканской3 (курдской) кавалерии в Армении доходило до 120 тысяч.

Сасанидская империя не была спаяна крепкой централизованной властью. Междоусобица между курдскими племенными вождями и все более усиливающееся стремление окраинных областей приобрести самостоятельность привели ее к неизбежному краху. Против арабского нашествия не было единого фронта, и арабы начали область за областью покорять территорию Сасанидской империи, в том числе и Курдистан. Несмотря на разобщенность сил, курды оказывали арабам упорное сопротивление, и арабы испытали на себе действие курдской конницы. С этого момента она стала объектом уничтожения для арабов.

По данным армянского историка VII века Себеоса арабы обложили мидийцев непосильной данью - "на каждого с них брали по 365 мешков драхм; а кто не мог заплатить, то за каждую драхму брали по человеку. Таким образом они истребили князей и всадников страны". Далее, касаясь событий 646-647 гг., историк сообщает, что "мидяне, взвесив свое состояние, решили, что смерть почти лучше жизни; они желали приобрести одно из двух: или умереть, или избавиться от мучительного рабства. Для этой цели оставшиеся князья стали собирать войско и устраивать полки… Когда полчища исмаилского (арабского - Л.М.) войска заметили, что им не удастся дело в укрепленных горах мидийских, … что они лишились многих воинов, низвергнутых с крепостей в пропасть, что многие погибли … от стрел храбрых и мужественных воинов, то они выступили из тех стран и устремились на север против народа, жившего у Каспийских ворот" (23-III, XXXV).

Яростное сопротивление курдов заставило арабов в корне изменить отношение к курдам.

Арабы стали искать дружбу с курдскими вождями и всячески укрепляли эти отношения. Особенно ими поощрялись матримониальные связи4. Да и все более расширяющиеся границы Арабского халифата требовали много усилий по их охране и обеспечению безопасности. С другой стороны, нельзя было игнорировать и не использовать в своей захватнической политике такую значительную военную силу, какой являлись курды. Большинство курдских вождей продолжали борьбу за независимость

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 0
  • Создано
  • Последний ответ

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   4 пользователя, 0 анонимных, 188 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    177 гостей
    Ara55 w i t o tailor stephanie S
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...