Перейти к публикации

6 сентября 1955-го


Злодиюка

Рекомендованные сообщения

"ВОССТАНОВЛЕН ТОТ ДУХ, КОТОРЫЙ ЛЕЖАЛ В ОСНОВЕ ПОЛИТИКИ АНКАРЫ..."

"6 сентября 1955 года турецкая толпа в Стамбуле и других христианских центрах Турции разрушила дома и предприятия армян, греков, а также евреев, но все же больше всего пострадали греки. Женщины и дети были изнасилованы, греческие священники подверглись пыткам и убийствам, особенно в Стамбуле. В некоторых местах офицеры турецкой армии и другие военные люди, а также официальные лица полиции приняли участие в этой дьявольской оргии. Ущерб, нанесенный грекам в Стамбуле, оценивается в $3.000.000".

Как это было - свидетельства очевидцев

6 сентября 1955 года в 6 часов вечера у памятника Кемалю Ататюрку на центральной площади Стамбула Таксим собралась огромная толпа сильно возбужденных турок, выкрикивавших антигреческие лозунги. Поблизости прогуливались полицейские, никак на это не реагировавшие. По ведущим к площади улицам начали стекаться толпы турок, скандировавших "Смерть грекам!" (вспомним "сумгаит" и "баку", где беснующиеся толпы выкрикивали антиармянские лозунги и скандировали "Смерть армянам!") и державших в руках различные железные предметы: лопаты, кирки, ломы, ножи и кинжалы (точно так же в Сумгаите погромщики были вооружены различными режущими и колющими предметами). От площади Таксим они двинулись к площади Независимости, вокруг которой были расположены греческие магазины. Все они без исключения были подвергнуты грабежу и разгрому.

Потом погромщики двинулись к самой большой из христианских церквей Стамбула - Св. Троицы, полностью разрушили и сожгли ее. К этому времени погромы распространились уже по всему городу, самозванные ораторы призывали "очистить родину от гяуров". В различных частях города занялись пожары. К ночи и на следующий день ужас охватил уже весь город.

Генеральный консул США Артур РИЧАРДС посылает ряд телеграмм в Госдепартамент. В первой он пишет: "Разрушения принимают все более широкий размах, и кажется, события перешли всякие границы и нет надежды, что полиция или военные власти попытаются остановить их. Лично был свидетелем разграбления многих магазинов, в то время как полиция или молчала, или воодушевляла толпу". Вторая телеграмма: "Только проливной дождь спас город от общего пожара. Толпы продолжают безжалостным образом разрушать имущество, грабить магазины и переворачивать автомобили". Третья телеграмма заключает: "Невозможно оценить материальный ущерб, но, без всякого сомнения, он достигает несколько миллионов долларов. Греческое кладбище разрушено, и могильные плиты и памятники разбросаны по улицам".

Другой очевидец событий, журналист "Дейли мейл" Ноэль ПАРПЕР в своих репортажах описывает христианское кладбище в Шашли: "Я не поверил своим глазам. Все могильные плиты без исключения были подняты и разбиты, все гробы были опорожнены и трупы или кости выброшены на улицы..."

Зверская расправа была учинена над греческими священниками - людьми в основном преклонного и пожилого возраста. Так, церковь в Еникейе была полностью разрушена, один из священников выволочен из церкви. Ему выдернули все волосы на голове и бороду вместе с кожей. Другой священник лежал дома больной, но дом подожгли и он сгорел заживо. 75-летний священник церкви в Еникейе был вытащен на улицу, раздет догола, привязан к арбе, а затем провезен по улицам в таком виде. То же самое проделали с некоторыми другими священниками, а многие были избиты до полусмерти, у них были вырваны волосы вместе с кожей.

Вот свидетельство еще одного американца - сенатора Хоумера КЕЙПХАРТА, опубликованное в газете "Юнайтед Стейтс ньюс энд уорлд рипорт": "Было совершено такое зверское святотатство, которое свойственно только средним векам. Толпы турок сожгли и разграбили 4 тысячи лавок, 80 церквей и 700 жилищ - греческих и армянских. Ущерб определяется в $300 миллионов. Многие улицы Стамбула были завалены разграбленными товарами, на кладбищах толпа срывала плиты и памятники, вырывала из могил мертвецов и разрубала их на части, производя осквернение трупов". Подобное поведение турок, отмечает сенатор, "не имеет никакого оправдания, как бы ни был возбужден человек". Известный американский журналист СУЛЬЦБЕРГЕР, не ограничившись описанием бесчинств, дает оценку произошедшему, увязывая ужасные события с общей внутренней политикой Турции в отношении нацменьшинств: "... все прежние турецкие предрассудки в отношении национальных меньшинств снова пущены в оборот. Восстановлен тот дух, который лежал в основе политики Анкары, издавшей в 1942 году закон "варлык вергиси", направленный против евреев, армян и греков. Варварство, которое имело место в Стамбуле и Измире, предстает в гораздо более худшем виде, чем это может быть воспринято американской общественностью".

Только после того, как в город вошли регулярные части турецкой армии (когда именно вошли - об этом ниже) и он был объявлен на осадном положении, разъяренная толпа погромщиков постепенно разошлась.

Цифры

Международная комиссия Всемирного совета церквей, расследовавшая последствия погромов в период 7-14 сентября, опубликовала в одном из английских журналов свой отчет, согласно которому "из 80 православных греческих церквей 29 сожжены и полностью уничтожены, 34 очень сильно разрушены, 8 разрушены меньше, 9 остались целы. Полностью разрушены 4000 торговых заведений, товары и мебель выброшены на улицу и разграблены, полностью разрушены 2000 жилых домов. Разрушению подверглись также многочисленные римско-католические и армянские церкви". Далее в отчете указывается, что были разрушены христианские кладбища в Шишли и Балыклы, многие могилы вскрыты, причем погромщики не пощадили и могилы патриархов, украв оттуда все драгоценности.

Стамбульская газета "Жаманак" поместила сообщение о возмещении убытков, понесенных армянами и греками Стамбула. Специально созданный Комитет помощи получил до 15 октября 4433 заявления от пострадавших, указывалось, что убытки составили 69 с половиной миллионов турецких лир. На скорую руку выплатив пострадавшим чуть более 5 с половиной миллионов лир, комитет на этом закрыл вопрос.

Повод и причины

Непосредственным поводом для погромов явилось провокационное сообщение турецких СМИ о том, что греки якобы осквернили место рождения Ататюрка - дескать, взорван дом в Салониках, где родился вождь и где располагалось турецкое посольство (вспомним провокационные слухи об "убийстве армянами агдамских милиционеров", распространенные накануне "сумгаита").

Однако имеются достоверные сведения о том, что взрыв был подготовлен самими же турками с целью оправдать в дальнейшем греческие погромы: как сообщала газета "Зартонк", в результате подробного расследования выяснилось, что организатором взрыва явился сторож-турок, который признался, что получил инструкции и бомбы в Стамбуле, куда ездил специально с этой целью. Тот факт, что взрыв в Салониках был провокацией, задуманной и осуществленной турецкими властями, был доказан и на судебном процессе над бывшими руководителями Турции в конце 1960 года на острове Яссыада.

Что касается причин, то исследователи указывают в качестве основной обострение к тому времени греко-турецких отношений из-за Кипра. Вовсе не случайно в роли главного обвиняемого на устроенных впоследствии формальных судебных процессах выступала организация "Кипр турецкий". Правда, турецкое правительство стремилось свалить всю вину на коммунистов, но эти смехотворные доводы были легко опровергнуты. Тот же Парпер писал: "В течение прошедших десятилетий Турция с гордостью бахвалилась, что не имеет коммунистов, и это действительно так. Коммунисты не могут вырасти в течение одной ночи". Далее Парпер подчеркивает, что виновником трагических событий стало общество "Кипр турецкий".

Сами турки уже тогда дошли в вопросе Кипра до беспрецедентного цинизма. Известный журналист Эмин ЯЛМАН заявил, что в событиях начала сентября повинны сами греки (вспомним циничную ложь о том, что "сумгаит" устроили сами армяне), которые, дескать, "сильно задели чувства турок в споре из-за Кипра, доведя их до белого каления". Не довольствуясь этим, Ялман назвал трагические события "проявлением патриотических чувств турок". Остается думать, что "патриотические чувства турок" проявляются исключительно в виде зверских убийств, вандализма, погромов и бесчинств в отношении других народов. Унаследовали ли эту специфику их "младшие братья" - вопрос, думается, риторический. Исследователи указывают, однако, на еще одну причину внутреннего характера, которая также весьма правдоподобна: турки были постоянно недовольны тем, что торговля и ремесло в значительной степени оставались в руках христиан. С целью создания "экономического равновесия" правительство периодически подстрекало темные массы к погромам и грабежам греков и армян.

Организаторы

На организованный характер ужасающих событий указывают практически все очевидцы. Приведем лишь некоторые из свидетельств. Американский военнослужащий Ричард КОЛДВЕЛЛ писал родителям: "Вы можете спросить - а где же была полиция? - Она возглавляла процессию организованной толпы, указывая места, где есть греки и где их нет".

Уже знакомый нам Н. Парпер свидетельствует, что группы, совершавшие нападения, имели в руках списки (точно так же, как в Сумгаите и Баку). Он сам видел несколько таких списков, в которых были подробно указаны те дома и магазины, которые не следовало трогать. Журналист пишет: "... масса, вышедшая на улицы, была руководима хладнокровными личностями, которые преследовали специальную цель".

Сенатор Х. Кайпхарт: "... можно с уверенностью сказать, что беспорядки были организованы и проводились под руководством турецких групп. Беспорядки были проведены в высшей степени организованно: участники были снабжены кирками, лопатами, ломами, грузовиками и оборудованием, которое прицеплялось к стальным ставням магазинов, чтобы их срывать. Я не слышал ни от кого, что это была стихийная демонстрация. Мне думается, турецкое правительство заслуживает осуждения. Несмотря на то, что большие воинские казармы находятся в самом центре Стамбула, войска начали действовать лишь через 8-12 часов после начала погрома".

Снова знакомые мотивы: войска в Сумгаит вошли с трех (часовым) дневным опозданием. И в том, и в другом случаях командующие войсками не хотели мешать озверевшей толпе сделать свое дело до конца. Что касается полиции, то, как мы увидели, 50 лет назад в Стамбуле стражи порядка открыто направляли потерявшую человеческий облик толпу. 17 лет назад в Сумгаите и Баку милиция также помогала погромщикам, не вмешиваясь, отключив телефоны армянам и не отвечая на отчаянные звонки о помощи.

"Суд"

Рамки газетной статьи не позволяют подробно остановиться ни на самих событиях в Стамбуле и Измире, ни на их последствиях. Вскоре после погромов в среде турецкой политической элиты начались взаимные обвинения и публичные разоблачения. Оппозиция обвиняла власти, а последние в свою очередь оправдывались и стремились возложить вину то на мифических коммунистов, то на не менее мифические "внешние силы".

В конце 1960 года был проведен судебный процесс над бывшими руководителями, на котором многое вскрылось. В запале взаимных обвинений и те и другие сказали многое из того, что хотели бы скрыть, открыв тем самым мировому сообществу правду о событиях сентября 1955 года и в целом о политике Турции в отношении греков, армян и других коренных народов и нацменьшинств. И лишний раз подтвердив, что человеконенавистнический характер этой политики не зависит от того - кто именно руководит страной, ибо цели и средства ее остаются столь же неизменными, сколь и низменными. Были арестованы и привлечены к ответственности 17 членов организации "Кипр турецкий" и несколько тысяч ее сторонников - исполнителей погромов. Спустя год члены организации решением суда были оправданы и освобождены с криками "Да здравствует наш суд!". Были также освобождены и подавляющее большинство погромщиков. Вспомним судебный фарс, устроенный в Москве над сумгаитскими погромщиками и убийцами, и вспомним, как их встречали в Баку с криками "Да здравствуют герои Сумгаита!"

"Начато новое преследование "гяуров"...

Не слишком ли много совпадений, чтобы считать их случайностью? Не слишком ли схожи сценарии и почерк? Но еще более, чем совпадения, убеждает та ситуация, в которой оказались греки и армяне Турции после сентябрьских событий. Турецко-греческий спор вокруг Кипра резко обострил отношение турецких властей не только к грекам, но и к армянам, которые жили в постоянном страхе за свою жизнь. Расправы над мирными жителями учинялись постоянно: там, где не было греков, страдали армяне.

Газета "Арарат" опубликовала рассказ очевидца об одной из таких трагедий. "Начато новое преследование "гяуров", будь то греки или армяне... Когда лидер турецкого меньшинства на Кипре доктор Кючюк посетил Турцию, он произнес горячие речи в Анкаре против греков... Семь армянских семей пали жертвой турок, возбужденных в результате выступлений Кючюка". Далее следует рассказ о случившемся.

24 апреля (!) 1958 года группа турок деревни Кеондже по призыву местного муллы напала на семь местных армянских домов, учинила погром в них, убив всех мужчин, изнасиловав женщин, девушек, разграбив их имущество. Ряд участников погромов переломал руки некоторым армянкам, чтобы завладеть их золотыми или серебряными браслетами. О случившемся узнали в соседнем городе Кайсери и немедленно сообщили в армянское патриаршество Стамбула, прося вмешательства. Турецкие власти арестовали некоторых участников погрома, которые заявили в ходе расследования, что "предводитель села приказал им совершить нападение на армянские семьи..."

Марина ГРИГОРЯН

Все свидетельства, факты и данные приводятся по изданию С. С. Аванесов "Положение национальных меньшинств в Турции", издательство АН АрмССР, Ереван, 1963г., и статье французского исследователя Ж. Дориана "События сентября 1955 года".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 4
  • Создано
  • Последний ответ

да уж, варвары нашего западного соседа оставили немало "учебных пособий" для варваров нашего восточного соседа

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

да уж, варвары нашего западного соседа оставили немало "учебных пособий" для варваров нашего восточного соседа
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

да уж, варвары нашего западного соседа оставили немало "учебных пособий" для варваров нашего восточного соседа
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   4 пользователя, 0 анонимных, 188 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    177 гостей
    Ara55 w i t o tailor stephanie S
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...