https://ria.ru/20251216/mid-2062284785.html , копия - https://archive.ph/k5mMs
"В МИД прокомментировали армяно-американский проект "маршрута Трампа"
08:01 16.12.2025
Российская сторона готова консультироваться с Ереваном по параметру инициативы "дорога Трампа" и возможному российскому участию, сообщил РИА Новости директор четвертого департамента стран СНГ МИД России Михаил Калугин. (...)
Калугин добавил, что "оснований для этого предостаточно". "По сути, перед нами участок согласованного в рамках трехсторонней рабочей группы маршрута."
"Наша компания "Южно-Кавказская железная дорога" – "дочка" ОАО "РЖД" – обладает концессией на управление железнодорожной сетью Армении. В регионе используется российская железнодорожная колея", - отметил Калугин. Он заметил, что "дорога" пройдет по большей части через зону ответственности наших пограничников".
"Надо учитывать и фактор членства Армении в ЕАЭС. Очевидно, что без России партнерам не обойтись.""
.
(1) Договор между РФ и РА о статусе Пограничных войск РФ, находящихся на
территории РА, и условиях их функционирования, от 30 сентября 1992 (см. http://ps.fsb.ru/fps/international/agreement/text.htm!id%3D10320710%40fsbArticle.html , копия - https://archive.ph/NPCdj), не содержит упоминания о какой-либо "зоне ответственности" российских пограничников на территории Армении.
.
Наличие подобной "зоны ответственности" противоречило бы суверенитету Армении. Тогда как, согласно ст.2 этого договора:
"Пограничные войска РФ, находящиеся на территории РА и охраняющие государственную границу, в своей деятельности руководствуются ... законодательными актами РА...
Свои действия по охране государственной границы РА Пограничные войска РФ согласовывают с Президентом и Правительством РА[.] Пограничные войска РФ, находящиеся на территории РА, уважают суверенитет РА, соблюдают местное законодательство...".
.
Я бы рекомендовал Правительству Армении строго придерживаться терминов, согласованных в этом договоре.
.
(2) Концессионный договор по передаче железнодорожной системы Республики Армения закрытому акционерному обществу «Южно-Кавказская железная дорога», созданному открытым акционерным обществом «Российские железные дороги», от 13 февраля 2008 ( https://www.railway.am/infodocs/agreement-konces-13.02.08_rus.doc ) предусматривает:
а) передачу концессионеру имущества железной дороги. Однако в нём буквально не написано, что Армения обязана передать РЖД те железные дороги, которые на момент подписания договора не существовали. Пусть юристы уточнят, по формулировкам, или принятой в таких случаях практике, но конкретно такого положения нет,
б) передачу железных дорог, находившихся в собственности Армении. Но нет пункта, который запрещал бы частной компании построить железную дорогу и владеть ею,
в) "Концессионер должен обеспечить доступ к Железнодорожной сети для других операторов в соответствии с Применимым законодательством" (ст.2-9).
.
То есть, договор прямо не упоминает исключительного права РЖД на владение любой создаваемой в дальнейшем железнодорожной сетью в Армении.
.
Соответственно, Правительство Армении может рассмотреть следующие варианты, в отношении TRIPP:
(1) построить самому железную дорогу и обосновать, что её не было на момент заключения договора с РЖД, а потому она может ей не передаваться,
(2) аналогично, разрешить построить её частной компании и указать, что договор не обязывает передавать РЖД частные железнодорожные активы,
(3) если вышеописанные варианты по каким-то причинам нереализуемы, то либо:
- разорвать договор с РЖД, что сравнительно просто сделать (самое большее, нужно откупиться),
- передать дорогу, построенную государственной или частной компанией в рамках TRIPP, РЖД, но право её эксплуатации полностью отдать другому оператору, если ст. 2-9 это позволяет. РЖД в этом случае может получать оплату услуг содержания железной дороги, но не осуществлять грузоперевозки.
.
Я лично за разрыв договора.
.
Заметим, что Россия со своей стороны рассматривала такую возможность: https://www.rbc.ru/business/20/09/2019/5d8500819a794757a0092f6a , копия - https://archive.ph/ZegAv
.
(3) Правила ЕАЭС могут нас устраивать, если предусматривают обязательный таможенный контроль при пересечении границы. Тогда мы можем на это дипломатически ссылаться, опровергая претензии Азербайджана, чтобы его грузы не проверялись армянскими службами, - то есть, приводить это как лишь технический аргумент, поскольку в любом случае сие наше суверенное право, но так мы можем как бы вовлечь на своей стороне и партнёров по ЕАЭС. Но реализовать эту функцию контроля Армения у себя на территории должна, разумеется, самостоятельно.
