Перейти к публикации

Помним! Рассказы о знакомых пострадавших и о героях во время Геноцида


gugo

Рекомендованные сообщения

БАБУШКА СОНЯ

8 марта 2013

Восканапат

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

Мне неизвестно, какая погода стояла в Восканапате в конце сентября 1889 года – может, шел дождь, а может светило наше ласковое солнце – но я точно знаю: природа Восканапата в этот день ликовала. Как ликовали жители Восканапата: у ишхана Шамира родилась дочь! А через несколько дней, когда прибывший из Гандзака епископ крестил княжескую дочь, стало известно: Шамир Мелик-Шахназарян назвал свою дочь именем Сона!

Сона. Так звали первую жену ишхана Шамира, умершую во время родов второго сына. Сына удалось спасти, а мать – нет. После этой семейной трагедии ишхан Шамир не женился 18 лет. Но и женившись, он продолжал почитать свою покойную супругу. Назвав сына от второго брака Левоном, он нарек родившуюся спустя два года дочь именем Сона.

Менее чем через два года ишхан Шамир погиб в бою с закавказскими турками. Было ему от роду 47 лет. На берегу реки Индж, где произошел бой, вместе с Шамиром погибли его четверо друзей – соратников. Рассказывали, что когда на помощь примчались вооруженные армяне из села Гюлистан, турки убежали, оставив там 19 трупов, уничтоженных руками ишхана Шамира и его друзей. А еще два года спустя умерла мать маленьких Левона и Сона, так и не сумевшая примириться со смертью мужа.

Не буду больше описывать жизнь Соны – дочери ишхана Шамира – скажу лишь, что опекуны детей, также из восканапатского рода Мелик-Шахназарянов, помогли им получить блестящее образование, овладеть несколькими европейскими языками. Когда в украинском городе Белая Церковь родилась правнучка бабушки Сони, она поехала помогать молодой маме, своей внучке Регине. Регина, была замужем за военным врачом, и они жили в военном городке. Соседи, рассказывает Регина, с сочувствием смотрели на нее: мало того, что на руках новорожденный ребенок, так еще бабушка, наверняка не знающая русского языка, едет из далекого края. А уже через неделю после приезда бабушки Сони все офицерские жены чуть не в очередь становились для беседы с бабушкой Соней, обращались к ней за советами по любому поводу, учились у нее готовить вкуснейшие армянские блюда и… грамотно писать по-русски.

Бабушка Соня до глубокой старости выделялась не только большим умом и широкими знаниями, но и необыкновенным мужеством и благородной красотой. Во время войны армян с закавказскими турками в Гандзаке, в 1918 году, она помогала нашим раненым бойцам, когда к ней принесли раненого мальчика – ее сына Ованеса. Что в этот момент могут испытать матери, ведомо только им. Рассказывают, что лицо бабушки Сони буквально окаменело, но… она продолжила оказывать помощь раненым бойцам. Не проронила ни стона, когда ампутировали руку маленького сына, только шептала раненым армянским бойцам: «Выздоровей, скорее, голубчик, очисти нашу землю от этой нечисти».

О дружбе бабушки Сони с братом Левоном с восхищением рассказывали все старожилы Восканапата и Гандзака. А меня еще и восхищало ее поистине княжеское самоуважение. Когда ее брата Левона арестовали, она, в поисках возможности встретиться с ним, сумела добиться встречи с Мирджафаром Багировым, всесильным хозяином Азербайджана, бывшим в то время председателем Совнаркома Азербайджанской ССР. Зайдя в кабинет и поздоровавшись, бабушка Соня услышала в ответ – «Я Вас слушаю» - после чего повернулась и пошла обратно. Ее вернули, и она высказала о воспитании Багирова все, что думала. «Вы назначены руководить республикой, но у вас не хватает ни воспитания, ни вежливости. К вам зашла дама, княгиня, а вы, не встали с места и даже не ответили на приветствие. О чем еще можно после этого говорить?», - говорила она. Рассказывают, что М.Багиров лишь ответил: «Можете идти». Уже на выходе из здания бабушку Соню остановили и сообщили, что она может навестить брата. Через пару месяцев деда расстреляли…

Я не знаю, как перенесла эту утрату бабушка Соня, но всю свою любовь к брату она отдала своим детям, внукам, правнукам. Кстати скажу, что, по признанию многих, правнучка бабушки Сони сегодня является лучшим педиатром Еревана. Стоит ли говорить, что мы с ней, будучи практически ровесниками, не только брат с сестрой, но и самые близкие друзья?

Ко мне бабушка Соня относилась иначе, чем ко всем остальным внукам. Вернее, любила меня иначе, чем их. Во мне, с самого моего детства, она видела своего старшего брата, остальные были для нее любимейшими внуками. Как-то она строго отчитала свою дочь, тетю Аню, за то, что та дала мне на улице конфету. «Он еще маленький, и может не понять, но ты должна знать: ишхан Левон не должен есть на улице!», - строго выговаривала она дочери.

Мне бабушка Соня никогда не делала замечаний. Она знала великое множество сказок, притч, преданий разных народов, и все замечания проводила в форме рассказов, многие из которых остались в моей памяти до сего дня. Как-то она увидела, что я иду по городу с засунутыми в карманы брюк руками. Бабушка Соня ничего не сказала, а некоторое время спустя вдруг «вспомнила» интересную историю. «Молодая английская княгиня, которой сказали, что напротив по улице идет ее брат, мельком взглянув, ответила, что этот человек – не ее брат: «Мой брат – воспитанный аристократ, он не может ходить с руками в карманах брюк», - бабушка Соня рассказывала как бы между прочим, но… я никогда не держу рук в карманах брюк. Сегодня, кстати, я часто думаю, что бы подумала бабушка Соня о президентах США или лидерах многих европейских стран?

Удивительно, но мне и сегодня в самом начертании букв в словах «королева», «царица», «княгиня» чудится образ бабушки Сони. Она действительно была удивительно властной женщиной, умела одним взглядом подчинять своей воле не только домочадцев, но и всех окружающих. И, кажется, только в обращении со мной в ней проявлялись черты робости младшей сестры перед старшим братом.

О том, что я – внук ишхана Левона, я узнал, когда мне было лет шесть. На следующий день я прибежал к бабушке Соне: «А ты знаешь, что мой дед был князем?» Никогда не забуду ее взгляда: «Знаю, конечно, и уверена, что ты будешь достойным своего деда Левона». Это обстоятельство – внук покойного брата – имело для нее огромное значение. Например, никто в ее семье не имел права садиться, если я стоял на ногах. Мне было неудобно и очень стыдно, но никому, в том числе и мне, и в голову не приходило перечить бабушке Соне. Уважение к ней было настолько большим, что и после ее смерти эта «традиция» сохранилась в семье.

Бабушка Соня учила меня правильно выбирать книги для чтения, да и сама их подбирала для меня. В наше время такое трудно представить, но бабушка Соня запретила моим родителям проверять мои школьные домашние задания – отец по этой части проявлял немалую строгость. Я был счастлив до тех пор, пока бабушка Соня не сказала мне: «Мне будет очень стыдно, если мой брат не будет первым учеником». Этого я позволить не мог...

Со дня смерти бабушки Сони прошло уже 35 лет. Похоронена она была, согласно ее же желанию, рядом с братом – ишханом Левоном Мелик-Шахназаряном. Каждый мой приезд в Гандзак я относил на их могилу цветы. Последний раз я навестил бабушку Соню в конце ноября 1988 года.

Сегодня армянского кладбища в Гандзаке больше нет. Его разрушили пришлые племена, считающие, что таким образом можно истребить память земли. Напрасные потуги варвара. Моя бабушка Соня знает, что я обязательно вернусь. Вернусь, чтобы восстановить дорогой моему сердцу памятник, а также надгробные плиты ее супруга и, конечно, ишхана Левона. Вернусь, чтобы жить. Но если мне не удастся это сделать, это сделают мои сыновья, мои внуки.

Турки истребили весь мой род, и лишь мне посчастливилось вдохнуть жизнь в казалось бы погибшее древо. И сегодня ишхануи Соня наверняка знает, что у нас в семье растет маленький Левон Мелик-Шахназарян, которого я стараюсь учить и воспитывать так, как меня учила и воспитывала моя бабушка Соня.

Вечная и благодарная Вам память, моя любимая бабушка. Низкий поклон от всей моей семьи. С праздником 8 марта, моя бабушка Соня.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 16
  • Создано
  • Последний ответ

МАРИАМ МЕЙМАРЯН

История бегства из Кесарии и магической силе 1,5-векового «Нарека»

Арменпресс

2 июля 2013

Материал подготовила Татевик Григорян

"Свидетель" в преддверии 100-летия Геноцида армян представляет истории людей, свидетелей и жертв этого величайшего преступления против человечества начала 20 века. На этой неделе мы представляем последнего героя из ереванского цикла 101-летнюю Мариам Меймарян.

724692.jpg

Рядом со специальным приспособлением для передвижения у кресла всегда лежат поэма Григора Нарекаци "Книга скорбных песнопений" и Евангелие 90-летней давности. Каждая строчка этих книг имеет особое значение для родившейся в 1912 году в Кесарии Мариам Меймарян.

Не слышу, но до сих пор читаю Евангелие и Григора Нарекаци. Евангелии не только для молитвы, это мудрость и знание, - заверяет героиня истории, для которой ежедневная молитва является неотъемлемой частью быта.

Несмотря на болезни в связи с возрастом и перепады здоровья, Мариам считает, что прожила хорошую жизнь, так как руководствовалась заповедями Бога. Она свято хранит изданную в 1858 году на грабаре (древнеармянском языке - ред.) поэму "Книга скорбных песнопений", в которой ее отец карандашом делал записи на каждой строчке, объясняя ее значение.

В памяти Мариам Меймарян Геноцид армян получает целостный облик также и по рассказам ее матери. Воспоминания туманные, однако для 101-летней свидетельницы четко понятно одно - "Будь справедлив, защищай право и будешь жить долго".

Историческая справка

КЕСАРИЯ, Кайсери (в древности Мажак, Евсебия), город и область в Ангорском вилайете Турции, в северной части Киликии, в бассейне притока р. Алис (Кызыл-Ирмак) Карасу. В древности Кесария находилась в пределах исторической Каппадокии (центр. Малая Азия). В 1471 Кесарией овладели турки-османы и включили в состав Ангорского эялета. Согласно данным англичанина Киннейра, в 1813 в городе насчитывалось 25 тыс. жителей, из коих 15 тыс. составляли армяне.

В канун первой мировой войны в Кесарии насчитывалось около 70 тыс. армян, из коих 19 тыс. - в городе, остальные - в 34 селах. В ноябре 1914 сотни кесарийцев с большими трудностями перешли в Закавказье и влились в ряды армянских добровольческих отрядов.

В феврале 1915 в Кесарии прокатилась волна обысков и арестов. Изданные историком А. Алпояджяном копии официальных турецкий документов свидетельствуют, что правитель Кесарии весной и летом 1915 получал от центральных турецких властей многочисленные инструкции относительно депортации и истребления армянского населения. В мае 1915 множество кесарийских армян было угнано на принудительные работы. С начала июня до 18 сентября 54 видных представителя армянской интеллигенции и национально-освободительной борьбы были подвергнуты смертной казни через повешение. Осуществление депортации армянского населения Кесарии было поручено отрядам четников.

С 8 июня по 22 сентября из города и сел 17 караванами было депортировано около 65 тыс. армян, подавляющая часть которых была истреблена в окрестностях Ази-зие, в ущелье между Кемереком и Шар-Гышла, на подступах к Урфе. До Алеппо дошло лишь 7-8 тыс. человек.

По данным 1924, в Кесарии проживало 2654 армянина. До 1932, вследствие насильственного обращения в магометанство и вынужденной эмиграции, их число сократилось до 1600.

В 1989 году в Кесарии действовала маленькая армянская община и церковь Св. Григория Просветителя. В 1969 году в Армавирской области Армении был создан населенный пункт Новая Кесария.

Мариам рассказывает, что ее мать и тетя в 1915 году вместе с детьми поехали из Кесарии в киликийский город Адана, чтобы работать на заводе, однако, вернувшись в Кесарию, нашли свой ограбленный дом.

Они ткали ковер на заводе, пряли ткань, а в 1918 году снова началась резня армян, и моя мать эмигрировала в Грецию, а тетя - в Бейрут, - отмечает наша героиня, добавив, что ее отец Тигран, был боксером и его семью почти из 30 человек убили.

Дочь Мариам - Нвард, не сумев скрыть свое волнение, отмечает, что по пути в Грецию ее бабушка - Искуи, кроме Мариам и ее сестры, заботиться также о дочках-тройняшках.

"Бабушка родила тройняшек. По пути бегства она часто падала в обморок. По дороге ей встретились арабы, которые убеждали ее дать девочек им, однако она не согласилась. Однажды после обморока она очнулась и увидела, что тройняшек нет. Ей сказали, что дети умерли, однако бабушка до конца жизни не верила, что они умерли, думала, что именно эти арабы украли дочерей", - рассказывает дочка Мариам.

Историческая справка

В книге "Тема Геноцида армян в современной турецкой литературе" Рубен Мелконян в главе "Дети - жертвы Геноцида армян и насильного вероизменения" пишет, что в годы Геноцида армян много армянских детей было похищено турками и курдами. Этих детей потом исламизировали.

Например, немецкий востоковед Иоганнес Лепсиус считал депортированных армянских женщин и детей "настоящей добычей ислама". Часть оставшихся сиротами армянских детей по приказу и инициативе османских властей была роздана мусульманским семьям, а также собрана в турецких детских приютах и исламизирована. Факты об этом сохранились в османских архивах, армянской историографии и литературе.

Сопоставляя представленные в разных источниках данные, Мелконян пишет, что ассимиляция и исламизация армян во время Геноцида проходила на двух уровнях - государственном и широком общественном.

Поселившись в Греции, семья Мариам спустя годы возвращается в Советскую Армению (в 1947 году). До этого, в 1940 году Мариам выходит замуж, рожает трех дочек и одного сына. Мариам рассказывает, как унаследовала от матери навыки ковроделия.

Еще в Греции я научилась у матери ткать ковры. Мать была акушеркой, хорошо знала медицину, однако с детства занималась ковроделием, была мастером на все руки», - с гордостью рассказывает она, подчеркнув, что много лет уже в Ереване она сама занималась ковроделием, соткала и подарила каждому из трех внуков и трех правнуков по ковру.

Созданные мною ковры распространены во многих странах мира. Если кро увидит их, то сразу различит мои работы», - заверяет Мариам. Созданные ею ковры  различаются не только богатой палитрой природных ниток, но и особыми узорами.

Историческая справка

В 1923 году количество армянской общины Греции достигло своего пика – 120 тыс. человек. Это связано с массовой миграцией армян в эту страну после армянских погромов в 90-ых годов 19-ого века, Геноцида армян в начале 20-ого века и греко-турецкой войны 1919-22 гг.

В дальнейшем, однако, начался отток армянского населения из Греции как в Советскую Армению, так и в более развития европейские страны и США. Отток армян в Советскую Армению был связан с политикой репатриации, в котором приняла активное участие армянская община Греции.

В 1924-27, 1932-33 и 1946-47 гг. во время Большой репатриации в Советскую Армению вернулись около 60 тыс. армян, проживающих в Греции.

Продолжая историю семьи, Мариам отмечает, что помнит, как родители по вечерам собирались со своими сверстниками и до утра говорили о Геноциде армян, о том, что произошло с ними.

"По каждому из этих рассказов можно написать целую книгу. Но и есть и такие вещи, о которых рассказывать невозможно", - объясняет свидетельница Геноцида армян.

Интересна также история тети Мариам с отцовской стороны, которая была хорошим поваром и жила в доме турецкой семьи в Стамбуле.

"Тетя моей мамы работала поваром в доме известного турецкого чиновника. Когда в 1968 году, когда она приехала в Ереван, ей было уже за 80 лет. Она сказала, что хотя турки с ней обращались хорошо, однако они всегда готовы зарезать армянина, если что-то случится," - сказала Нвард.

В 1972 году Мариам поехала в Стамбул, чтобы встретиться с сестрой, которую наконец нашла. В Турции она не говорит о том, что является армянкой, а представляется гостей из Египта. Мариам прекрасно владеет турецким и греческим языками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   3 пользователя, 0 анонимных, 378 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    378 гостей
    Rubik OLD MEN luc
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...