Перейти к публикации

Тюркизированные армяне


Arciv

Рекомендованные сообщения

У Макара Бархудареанца* содержатся интересные данные касательно ситуации армянства в конце 19-го в.на территории ныне известной как Азербайджанская Республика.

Наряду с описанием и статистическими данными касательно армянских поселений Шемахинской епархии ААЦ, автор приводит поистине ужасающие цифры насильственно исламизированных в середине 18-го в., а зтем и вовсе тюркизиорванных армян в северных частях этой территории, в основном в районах близлежащих к Шаке (Шеки, Нуха). Общая численность тюркзированных армян в указанных районах по состоянию на 1890г. составляло 12 268 домов (арм. ծուխ), т.е. если считать в среднем 5 чел. в доме - примерно 62 тыс. чел.

Так как это сообщение могут читать и эти тюркизиорванные армяне, то привожу список населенных пунктов в русской транскрипции (возможно, сейчас кое-какие названия уже изменились):

Хачмас (Хачмаз)

Вантам

Патар

Куткашен

Бум

Тикянлу

Залзит

Зараган (Заргун)

Новур-Кишлак

Эрмянит

Варданлу (сейчас называется Кяримли)

Муханц

Турк-Орабан

Баш-Кюнгют

Кишлак-Кюнгют

Птез

Гис (Киш)

Кохмух

Таластан (Талыстан)

Халхал

Гум

-------------------

* Մակար Բարխուդարեանց, Աղուանից երկիր եւ դրացիք, Թիֆլիս, 1893.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 140
  • Создано
  • Последний ответ

О судьбе одного такого тюркзированного армянаина:

ОЧЕРЕДНАЯ ПОТЕРЯ В РЯДАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ АРМИИ

Солдат погиб при сомнительных обстоятельствах, считают его родители

И.МОНСУМОВА

В армию Эльчина Мамедова, студента второго курса заочного отделения Государственного экономического университета из села Кюнгют Шекинского района, провожали девять месяцев назад. Все надеялись, что он отслужит, завершит учебу и вернется в родное село. В том, что так оно и будет, никто не сомневался. Потому сказать, что весть о смерти Эльчина явилась громом среди ясного неба - не сказать ничего. Семья Мамедовых до сих пор в оцепенении. О том, что случилось на самом деле, отец, мать и сестра знают мало. И вот что поведала на вчерашней пресс-конференции журналистам сестра убитого Диляра Мамедова, представляющая интересы отца Мамедова Кямиля, который по состоянию здоровья не смог принять участия на мероприятии.

"Мой покойный брат, Эльчин, проходил службу в N-ой воинской части противовоздушной обороны поселка имени З.Тагиева (бывший Насосный). Около 5 месяцев назад он был найден мертвым с огнестрельным ранением в голову на территории войсковой части, в 2 километрах от поста, где он, согласно официальному свидетельству, стоял в карауле. Обстоятельства его смерти выясняются до сих пор, хотя руководство официально заявило, что причиной его гибели якобы стала ссора между ним и Бахшиевым Аризом, приведшая к столь трагической развязке. Ариз Бахшиев сейчас является главным свидетелем и подозреваемым, его допрашивают следователи прокуратуры. Однако его адвокат Октай Мамедзаде при встрече с нами передал слова своего подзащитного. Он сказал, что Ариз не признает себя виновным и уверяет, что назовет имя настоящего убийцы во время судебного разбирательства", - заявила Д.Мамедова

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Некоторая часть этих армян уже объявлена «племенными этнографическими группами тюрков-азербайджанцев»...

Этнографические экскурсии в горные посёлки местных племенных этнографических групп Тюрков-Азербайджанцев (Тяркеш, Падар, Зярряб, Джалут Огузского района и Орабан, Баш Кюнгют, Орта Зейзит, Киш, Баш Гёйнюк, Баш Лайски Шякинского района). <http://www.improtex-travel.com/browse.php?lang=rus&page=020103>
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну да.

А вот такая архитектура Шеки - типичный образец алтайских кочевых юрт.

Как же достала эта манкуртовщина, не могу! :wallbash:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Некоторая часть этих армян уже объявлена «племенными этнографическими группами тюрков-азербайджанцев»...

Этнографические экскурсии в горные посёлки местных племенных этнографических групп Тюрков-Азербайджанцев (Тяркеш, Падар, Зярряб, Джалут Огузского района и Орабан, Баш Кюнгют, Орта Зейзит, Киш, Баш Гёйнюк, Баш Лайски Шякинского района). <http://www.improtex-travel.com/browse.php?lang=rus&page=020103>
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Арцив, давай сравним названия сёл.

Kazar Hovsepyan, an Udin historian sorrowfully gives the list of those Udin villages where the population was assimilated into Turks at the beginning of the 20th century:

Vantam,

Vardanlu,

Ermanit,

Mukhants,

Oraban,

Ptez,

Kungyut,

Kokhmukh,

Kutkashen,

Kormukh,

Zaizit,

Gis, J

ourlu,

Soultan-Nukhi,

Mirzabeilu,

Bum and many others.

Even at the beginning of the 20th century the people of these villages who had been forcedly converted into Moslems made attempts to revive their native language. Some of the aforementioned villages, such as Mirzabeilu, Jourlu, Soultan-Nukhi were still bilingual (Azerbaijani and Udinish) till the 60s' of the 20th century.

The Uti people are of Albanian origin:

  The Uti, a Lezghin people who settled down in the Caucasus from time immemorial are most presumably the descendants of the Albanians mentioned in Armenian sources. Most of them were baptized by the Armenians in earlier periods but Christianity did not take root among them and after the Tartar incursions they embraced Islam. At present the Uti language is spoken in two villages in Nukhi District: Vardashen and Nizh where the number of the inhabitants is about 10.000. There are also some other Moslem villages where this language has been preserved to some extent. Although the present-day Uti language has been greatly influenced by the Tartar language and comprises a good many Armenian words it has retained the peculiarities typical of Lezghin languages.

"The inhabitants of Nizh were liberated from the Persian dominion through the efforts of Prince Madatian.

Throughout many centuries the Uti inhabitants of Nizh were the faithful adherents of the Armenian Church but in the XVIII c. some of them adopted Islam yielding up to the Muslim rulers.The archive document entitled "The Appeal of the Uti to Peter I" (1724) gives an eloquent picture of that period:

    With our faces downcast and our eyes filled with tears we are kissing your feet's sole and informing you with entreaties and supplications about what trouble the infidels have caused us. First they burnt down our churches and maltreated us cruelly fighting against the faith of our ancestors. They forced our priests to repudiate their religion killing some of them, captured the women together with their children seizing the latter from their mothers. Monasteries and churches were abandoned and up today those who have survived are still consigned to torture: we are neither alive nor dead. We are the Uti people of Albanian origin, our forefathers believed in God having Elisha the Apostle as their preacher, and we live near the place of martyrdom of the holy apostles. Your Majesty knows that in earlier times our people did not have any authorities to build a magnificent monastery in the place of the Apostle's ordeal: our ancestors built only a small church there which gave us our spiritual bread of life. However, the infidels burnt it down and compelled us to renounce our faith. We secretly remain faithful to our religion but they make everybody, both the old and the young, embrace Islam using the power of their swords... .Written on 20 March 1724.

    The inhumane torture proving too difficult to bear the inhabitants of the most Uti and Armenian villages of the district (as well as those throughout the region) had declared themselves Moslem by the middle of the XVIII c:

    There are many Turkish villages in the vicinity of Nizh which, according to the old, were once inhabited by the Uti while at present their population consists of Moslems who have repudiated their faith and speak Turkish having lost the Uti language altogether. These are Vardanlu, Ghutghashen, Boum, Tikanlu and Khachmaz where up to the present Armenian cemeteries and ruins of churches are preserved, a fact proving that these settlements were once Uti or Armenian-inhabited. According to the old during the Persian dominion the khans forced the Uti to repudiate their religion and embrace Islam: for fear of persecution the Armenian and Uti population of the nearby villages renounced not only their faith but also their Mother tongue and national customs. However, the Uti people of Nizh remained faithful to their creed preferring to die as the followers of the living and holy religion of their ancestors rather than adopt Islam spread by the threats of the khan-tyrants and caliphs.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced
Таластан (Талыстан)

Арцив, я как-то уже об этом писал...косвенным подтверждением данных М.Бархударьянца является то, что по сей день у местных тюрок в исмаиллинском районе сохранилась поговорка-вопрос "мюсяльмансан,йохса талыстанлы? (мусульманин,или талыстанец?).

Этот "вопрос" прояснился для меня в 1985 году, когда вместе с

С. Карапетяном побывал на старом талыстанском кладбище, где все еще сохранялись надгробия с армянскими надписями.

Примечательно, что само место этого кладбища было неизвестно большинству местных жителей...и найдено было исключительно благодаря настойчивости и упорству Самвела. Как я уже писал, к сожалению , фотопленки были в тот день конфискованы зональным отделением КГБ , куда нас и доставили. Не знаю, сохранились ли какие-нибудь фотоматериалы

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Арцив, я не понял основание называть Эльчина Мамедова из села Кюнгют Шекинского района армянином. Лишь название села?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Арцив, я как-то уже об этом писал...косвенным подтверждением данных М.Бархударьянца является то, что по сей день у местных тюрок в исмаиллинском районе сохранилась поговорка-вопрос "мюсяльмансан,йохса талыстанлы? (мусульманин,или талыстанец?).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   1 пользователь, 0 анонимных, 583 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    594 гостя
    Rubik
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...