Перейти к публикации

Союзники или враги


Sergei

Рекомендованные сообщения

Оказывается, род Рштуни был курдским, также как Арцруни, Багратуни, Аршакуни. По крайней мере, так полагают курдские исследователи (мало нам было азербайджанских). Кстати, и панах-али и Кер-оглу по их мнению тоже курды. Они также утверждают, что армяне пришли вообще неизвестно откуда в средние века, а на Армянском нагорье, в том числе в Тароне, Рштунике и районе озера Ван всегда большинством были курды. Кому интересно - привожу статью.

Древние курдские роды: Рошкан

26 / 03 / 2007

Среди курдских племен одна из наиболее многочисленных являются племя рошкан. Под этим общим названием известны курды Муша, Битлиса и Сасуна в северной (турецкой части) Курдистана<!--[if !supportFootnotes]-->[1]<!--[endif]-->. Ш. Х. Бидлиси упоминает о племени рошан в Хасанкейфе (близ Зрзерума,)<!--[if !supportFootnotes]-->[2]<!--[endif]-->, рашки в Джезире<!--[if !supportFootnotes]-->[3]<!--[endif]-->. П. Лерх писал о курдских племленах ришеван, живущих недалеко от города Арабкира<!--[if !supportFootnotes]-->[4]<!--[endif]-->, решевенд на гранце Ирана и Азербайджана в районе Тарона<!--[if !supportFootnotes]-->[5]<!--[endif]-->, решну (или решневи) в Луристане<!--[if !supportFootnotes]-->[6]<!--[endif]-->.

В одном армянском источнике XIX века рассказывается о курдском племени езидского толка: “рышкан в округе Ардшис, наводящийся между округами Адылджевазом, Малазгирдом, Алашкертом, Баязетом и Бергри, с востока же граничившие с озером Ван с окружным городом Аканц” (историческая Акэ-Л.М.)<!--[if !supportFootnotes]-->[7]<!--[endif]-->. О курдском племени езидского толька рушкан источники упоминают и в бывшем Александропольском уезде (ныне Гюмри - бывший Ленинакан в Республике Армении) Эриванской губернии<!--[if !supportFootnotes]-->[8]<!--[endif]-->. В настоящее время на территорий Республик Армении и Грузии живут некоторая часть племени под названием “рашан” езидского толька. С притоком в зону традиционного проживания курдских племен тюрков, последние название многих курдских племен переделали на свой лад, которые стали звучать на тюркском языке причудливо и в такой же форме нашли свое отражение в различных источниках, а это, в свою очередь, внесло определенную путаницу в этнографию и историю изучения курдов. В нашем случае, живущие в Закавказье курдские племена чух-раш, часть которого были мусульмане, а часть езиды, в переводе на тюркский стали называться “карапапахи” и “карачерли (или же карачелли). Ныне в Республике Армения живут часть курдского племени чух-раш езидского толька. Эти племена оставили свое название и на топонимии ареала своего проживания и например, гора Решко (4168м) в Ванской области Курдистана, или же название села Рушан в Горанбойском районе Республики Азербайджан. Горанбой (горан - на­звание курдского племени; бой - по тюркски означает род, племя) раньше входил террито­риально в курдское государство Шедцадидов; в 19 веке в Горанбое, который вхо­дил в Карабахское ханство, где правили курдская династия Панахидов, находились несколько селений курдского историка XIX в. — автора “Карабагнаме” Адыгезал-Бек Горани. Азербаджанские ученые названия селения “Рушан” также считают “этноиранским” и пытаются с фарси переводить как “Руш” — горный проход, при этом ссылаясь на “Полный арабско - персидский - русский словарь”<!--[if !supportFootnotes]-->[9]<!--[endif]-->.

В Авестийском пантеоне Рашну (среднеперсидская Рашн) был сыном Ахура-Мазды и Армайти, брат Аши, Митры, Сраоша и олицетворял с собой дух праведности (Яшт. XVII.16). Вместе с Митрой и Сраошей он был судьей над душами умерших на мосту Чинват. Ему были доверены весы для нелицеприятного взвешивания благих и злых деяний. Он постоянный спутник Митры, вездесущ и всеведущ, часто упоминается в связи с мировой рекой Рангхой как местом его обитания, на вершине мировой горы (Яшт. XII,25). Возможно, имя родоначальника Рошкеан (Рыштуни) восходил к имени этого древнекурдского божества, так как многие рода племенные названия были тотемными или же были по собственным именам родоначальников.

Среди курдов очень мноного мужских собственных имен типа Рошан (Ровшан), Рошен, Рошер, Рошиван, Ружан, Рушан, Рушер, Решен, Решан, Решер, Рашин, Расин, Распер, Расти, Растин, Расун, Расто (Росто), Рустерк; и женских имен - Растэ, Расти, Растин, Растинэ, Растру, Рашин, Решан, Рашэ, Решеван, Руша, Русев, Рушан, Рушин. Настоящее имя курдского народного героя Кер-огли был Ровшан (Роушан). И это далеко не все имена. Многие из этих имен ласкательно, в соответствии с фонетикой курдского языка, видеоизменяется путем сокращения и произносится как Решо, Рашо, Русо и т.д. В корне этих слов такие курдские слова, как ро, рож — “день”, “солнце”, “день”; ре- “дорога”, “путь”; раш – “черный”; ру – “лицо” и т.п., которые и об­разовали собственных имен курдских. И все эти имена переводятся и понятны каждому курду. Таким образом, в основе названия рода Рыштуни, племен Рошкан, Этуинского царя Рашу страны Руишиани лежит именно курдская этимология и с курдского она переводится как: ro – “солнце, день”, ru- “лицо” и sha (шабун) — “счастье, счастливый, быть счастливым” и означает “Солнцеподобный”, “Счастливец” (“Избранник”), “Святослав”.

По признанию самого академик Г.Капанцяна — “имя племени “рос” напоминает мне внешне “Русь”, но историчнее было бы связать его с курдским племенем “рош-ка” и с именем Этуинского царя Ращу страны Руишиани в одной надписи урартского царя Сардури II<!--[if !supportFootnotes]-->[10]<!--[endif]-->. Академик О.Вильчевский таже называет среди курдских племен обитавших по верхнему и среднему течению реки Большой Заб, то есть в районе, “который является одним из исконных курдских районов” и племя Рашки<!--[if !supportFootnotes]-->[11]<!--[endif]-->. В надписях Сардури II — сына Аргишти, упоминается страна Руишиани царя Рашуни<!--[if !supportFootnotes]-->[12]<!--[endif]-->. Среди 23-х “стран”, захваченных царем Урарту Руса I (730-714гг.до н.э.) сына Сардури, в районе озера Севан также упоминается страна Ришуани. Эта последная надпись высечена на скале у юго-западного берега Севанского озера, ок­оло села с бывшим характерным курдским названиен “Келагран”, ныне переиме­нованное в армянское Цовинар. Из курдского названия села (“Великая крепость”, «Цитадель») видна, что здесь когда-то был мощный крепость, о чем свидетельствует остатки крепости, ви­димо того самого, названного в надписи “Город бога Тейшеба”<!--[if !supportFootnotes]-->[13]<!--[endif]-->. Характерно, что армянское название крепости отсутствует, что также указывает на позднее прибытие на этот регион армянских поселенцев.

В своем походе на Урарту в 714 г. до н.э. ассирийский царь Саргон II сообщает о поселении “рода Урсы” (буквально “дома отца”) в Арбе в области Армариали (восточнее озера Ван)<!--[if !supportFootnotes]-->[14]<!--[endif]-->. Здесь речь уже идет о племени Рошкан.

Битлис расположен между 42° 4' восточного и 38° 23' северней широты, на юго – западе озера Ван, 50 км. от Запада г. Сиирта и 40 км. на юге Ахлата.

Существует различные мнения о дате основания города Битлиса и ее первых насельниках. Стратегическое значение города, расположенный на дорогах, объединяющих бассейн озера Ван с Месопотамией, - между горными областями на севере и равниной на юге, проходящий через Битлис соединяющих их дорог указывает на древнюю историю этого города. По мнению некоторых исследователей, г. Битлис, как шипионский центр на границе с Урарту, был основан Саргоном II (721 – 705 гг. до н. э.) в 714 г. до н.э. под названием Uaiais на месте нынешнего Битлиса. Позже Uaiais стала произноситься как Wajajes, потом как – Balales<!--[if !supportFootnotes]-->[15]<!--[endif]-->. А другие, согласно существующей легенд, основание крепости Битлис связывают с именем Bedlis — полководца Александра Македонского, по приказу которого и основавший этот город. В действительности, к основанию города Uaiais Саргон II не имеет никакое отношение. Согласно надписи Саргона II, во время своего похода на Урарту в 714 г. до н.э. он отправился из Айаду (южный берег Ванского озера), перешел реки Аллуриа, Калланиа и Иннайа и прибыл в Уайаис, опорную область царя Урарту, конец пределов Урарту, что рядом с На'ири. Уайаис, его укрепленный город, большая крепость, сильнейшая из всех его крепостей, красивая строением, - поселены были в ней его храбрые боевые воины, лазутчики, посылаемые, чтобы проникнуть в замыслы окружающих стран. Туда же он поставил своих областеначальников с их полками, крепкой стеною окружил бойцов<!--[if !supportFootnotes]-->[16]<!--[endif]-->. В надписи Саргона, кроме области,города и крепости Уайаис, есть упиминание и о поселении Старый Уайаис на южном берегу озера Ван, в области Айаду с 30 укрепленными городами (крепостями), расставленными “по берегу волнующегося моря”, на остриах больших гор. Сильными крепостьями были Аргиштиуна и Калланиа, которые были построены “наверху гор Арциду и Махунниа”, которые были высоте 120 локтей”. Крепости защищали “прящники и копьеносцы, надежда его страны”<!--[if !supportFootnotes]-->[17]<!--[endif]-->. У Ксенофонта есть упоминание о многих найденных в домах кардухов свинцовых слитках для изготовления ядра для прящей и о вооруженных копьями (дротиками) кардухах. Название реки Каллания и одноименной крепости Каллания указывает на то. что Старый Уайаис в Айаду и Уайаис были расположены в соседстве и отдалены друг от друга рекой Калланиа. А река Инная, возможно, носящая имя богины Инанны – Иштар. И есть нынешняя река Битлис. Судья по надписи Саргона, Уайаис был имя существительное, то есть собственное мужское имя. Только так следует понимать рассказ Саргона 2 о том, что “Страны Уайаис вместе с 30 поселениями страны Уайаис я завоевал и сжег в огне”<!--[if !supportFootnotes]-->[18]<!--[endif]-->. Видимо, Уайаис – город-крепость было основано некто Уайаис или его родом.

Во время своего похода Саргон II ткже сообщает о захвате им поселения “рода (буквально “дома отца”) Урсы<!--[if !supportFootnotes]-->[19]<!--[endif]-->. Мы перед собой видим уже род племени рузаки и рошкан, которые обитали в области Армарили (восточнее озера Ван), возможно, в Тоспе. Видимо, усилившись, род Русы установили свой контрол и над Уайаис. Потому что, уже в 640 г., во время арабского завоевания Битлис был в руках представителя этого древнего рода Теодороса Рштуни (Теодороса из дома Ршо/Рушы -Русы). Вед не зря под общим названием Рошкан были известны курды Муша, Битлиса и Сасуна<!--[if !supportFootnotes]-->[20]<!--[endif]-->. В эту конфедерацию входит и курды рузаки – исторические продолжателти рода Русы. Мулла махмуд Баязди из всех курдских родов выделяет три древних рода – Рузаки, Бохтан и Хаккари.

В “Истории” Иоанна Эфесского есть напоминание о персидском марзбане Адармахун, который с большим войском перешел в ромейские области и достиг области Теллы и Решайны, которых “разрушил и сжег"(VI,17), а в “Хронике” Захария Ритора упоминается некто монах Иоханан из Рейшайна, находившегося в монастыре БЕТ-АЙСХАКУНИ, у Амида (XII,7). Таким образом, мы видим, что в разное историческое время в разных местах существовали и ныне существую местности, отражающие название курдского племени Рошкан, и без сомнения, в основе топонимии этих местностей лежит название одной и той же этнической группы.

Ш.Х. Бидлиси утверждает, что Бидлис принадлежал его предкам в течении 760 лет. Из 18 известных Шараф – хану правителей Бидлиса за 500 лет вплоть до конца ХV века лишь дважды на короткое время теряли свою власть: при сельджуах с 1139/40 по 1180/81 гг. и при султанах Ак – коюнлу с 1466/67 по 1194/95 гг. Принимая во внимание, что Ш.Х. Бидлиси свое всемирно известный труд “Шараф – наме” завершил в 1597 г., то можно предположить, что его род Битлисом правил, как минимум, с 837 года. Если принимать во внимание и то, что предки Ш.Х. Бидлиси дважды теряли контрол над Битлисом (на 40 лет при селджуках и 28 лет при Ак-коюнлу, общей продолжительностью 68 лет: 837 – 68 = 769 лет), то началом правления Битлисом предками Ш.Х. Битлиси мржно взять 769 год, то есть со второй половины 8 века. О том, что когда курды появились в Битлисе, сообщения в источниках отсутствуют. Армянский историк Чамчян утверждает, что в 1375 г. Эрджис, Малазгирт, Хелат, Битлис, Сиирт, Джезире, Амед (Диярбакыр) в 931-1096 гг. были объединены в составе курдского государства династии Мерванидов. Хорошо известно, что ставленника селджуков - Сукмана, бывшего раба, резиденцией который был Хелат (Ахлат), правившей и Битлисом (1139/40 – 1180/81гг.) в 1180/81 гг. отстранил от власти правитель Сирии и Египта султан Салахаддин (1171 – 1193гг.) из династии эйюбидов и отдал в правление своему племяннику Малик ал–Ашрафу. Эюбиды Битлисом правили до 1245 года. Таким образом, курдское правление и соответственно, присутствие курдов в Битлисе разниться почти на 130 лет с указанным Чамчяном сроком.

Общеизвестно, что конфедерацию рузаки (рожаки) образовали 24 курдских племен, которые обитали на северо – западе Битлиса в местности Койт<!--[if !supportFootnotes]-->[21]<!--[endif]-->. О насельниах Койта у историка IX в. Тома Арцруни содержится лбюопытные факты. Согласно Ф. Арцруни, здесь обитали поселенцы из Ассирии, которые себя называли Sanasnai.

В начале арабского нашествия в 640 г. Битлис был в руках племени Рошкан, а крепость Битлис — у Теодороса Рштуни.

Во время своего очередного похода в зону Битлиса, арабы зиму 851/52 г. проводили в Муше. Весной 852 г. жители горной области Койта внезапно напав, разгромили арабов. Основным питанием этого народа был ячменный хлеб. В снежную зиму они на ноги надевали плетенные доски и свободно, как по земле, продвигались на снегу. Вильгельм Кохлер считает, что смотря на то, как эти горцы упорно защищали свои места обитания, мы можем сказать, что они и есть вышедшие спустя 500 лет на историческую арену племя рузаки<!--[if !supportFootnotes]-->[22]<!--[endif]-->. Передвижение на лыжах (на курдском языке lekan – ликан<!--[if !supportFootnotes]-->[23]<!--[endif]-->) курдами рузаки сообщает и Ш.Х. Бидлиси: В середине зимы 922(1516) года в Мушской области Шараф хан с отрядом численностью около полутара тысяч молодцов (племени) рузаки надели лыжи(ликан) и внезапно напали на другие курдское племя пазуки, где Руста м бек с двумья сыновьями и 400 отборными молодцами племени пазуки были убиты<!--[if !supportFootnotes]-->[24]<!--[endif]-->.

О спсобе передвижения на снегу, со своей кладью, лежа на шкурах и скользя по льду так же как это делается в атропатской Мидии и на горе Масий (Тур-Абдин в Джезире Ботан — Л. М.) сообщает Страбон, согласно которому, в отличие от албанов и иберийцев (кольхов), которые поднимались летом на покрытые снегом и льдом вершины гор с помощью подвязанных к ногам утыканные шипами широкие куски сыромятной бычьей кожи по форме литавров, (“подкладывают под подошвы сапог утыканные шипами деревянные колесики») (Страбон ХI, V, 6). Подобная обувь до сих пор в быту среди курдов, шитый кустарным способом для передвижения по снегу.

Разгром арабов в Мушской долине в 850 г. оуществлялся под командованием царя Армении Ашута<!--[if !supportFootnotes]-->[25]<!--[endif]--> I (умер в 950 г.). Остатки арабских войск бежали в Битлис и попросили приюта у матери Ашута I Rhiph'e<!--[if !supportFootnotes]-->[26]<!--[endif]-->. Сасун и Хойт были феодальными владениями Баграта (род который также ирано-курдского происхождения). Во время арабского нашествия сыновья Баграта Ашот и Давит<!--[if !supportFootnotes]-->[27]<!--[endif]--> именно здесь сумели закрепится и вместе с “Йунан ибн Турник” (Йакуби. 2,89) из рода Баграта организовать сопротивление против арабов. Именно с помощью воинственных горцев Сасуна и Хойта им удалось на Мушской долине разбить на голову арабов. Йунан ибн Турник – курдское искаженное мужское имя : Yımana, Yımano<!--[if !supportFootnotes]-->[28]<!--[endif]--> и Taro, Taronı, Tirok<!--[if !supportFootnotes]-->[29]<!--[endif]-->. Армянские источники пишут, что “по грубым нравам и наречию, Хойт отличалься от Тарона и других частей Армении, и составляли самостоятельный округ<!--[if !supportFootnotes]-->[30]<!--[endif]-->. Другой армянский источник сообщает, что “у армян Сасуна “xort” или “xorth ” значит “герой”, а у армян города Муша и окрестностей это же слова значит “отрок, молодчик”. Если исходить из первичности значения “герой”, то это южно–армянское xort(h) легко может связаться с хурритским huradi(id) и аккадским hurati(id)<!--[if !supportFootnotes]-->[31]<!--[endif]-->. Тонкое замечание армянского академика больше, чем справедливое. Тоько вот смущает эти говорящие на курдском языке “армяне” Сасуна и Хойта. Дело в том, что согласно Армянско – Русскому словарю (издательство АН Арм.ССР, Ереван, 1985 г.) на армянском языке слово “хорт” означает “отчим, мачеха”. И наоборот, на всех диалектах курдского языка, в том числе и “сасунско – хойтского”, xort (xorth) точь в точь дает смысль «перевода с армянского» Г.Капанцяна и кроме того означает “юноша”. Также на курдском языке xurt означает «сильный, мощный; крепкий; xurtı – «сила, мощь»<!--[if !supportFootnotes]-->[32]<!--[endif]-->.

Сасун в средние века составлял наследственным уделом на юге Мушского округа с резиденцией в г. Хазо, расположенного в оконечности горного хребта, окаймляющего Арзанскую долину с реками Хазо, Арзан и Ридван<!--[if !supportFootnotes]-->[33]<!--[endif]-->. Коренным районом тех районов составляли курдские племена ширави, бабуси (бусы Геродота), сусани (древние сасиашайцы<!--[if !supportFootnotes]-->[34]<!--[endif]-->, передавшие свое родовое название области Сасун) и тамуки<!--[if !supportFootnotes]-->[35]<!--[endif]-->. В ХIХ веке здесь также обитали курдские племена musi, sarmi, sasun, belki (balki)<!--[if !supportFootnotes]-->[36]<!--[endif]-->. И в настоящее время племя sasun продолжает жить в этих краях, а часть проживает на территории между Вазной, Сардаштом и горной цепью Кандил в Иранском Курдистане. Среди 24 племен в конфедерации Рузаки есть курдские племена под названиями Baligi и Bela kurdi. Возможно, на каком то этапе, одна из этих двух племен закрепилась в г. Уайаис, и название этого рода в арамейских писменных источниках нашло свое отражение в форме Bit Baligi – (Дом Балеки) или Bit Bela – Дом Бела, которые и со временем, трансформировались в Балеш – Бидлис(Битлис).

А перевод названия г. Битлиса в армянских источниках Багеш – “Осел сдох” вообще не выдерживает никакой критики.

По данным источника в 1890 году в Битлисе в 8300 домах жил 38.886 человек. Из них 20.000 были мусульманские курды, 16.086 григорянских армян, 200 протестант армян, 1800 якобиты. В городе были 15 джами, 25 мечет, 4 текке и 4 церкви, принадлежащие григорянским армянам<!--[if !supportFootnotes]-->[37]<!--[endif]-->. И за всю историю данного региона, армяне на этих территориях никогда не составляли большинство населения, а ведущим по численности этносом были курды.

В «Истории Армении М. Хоренского (Ш ,15) есть сведения о “... Зоре, родоначальнике Рштуни, назначенного на место Маничахра<!--[if !supportFootnotes]-->[38]<!--[endif]-->, главнокомандующим южной армянской армией”. Далее сообщается, что «Зора был схвачен армянским царем, который истребляет его и весь его род и завладевает его крепостью Ахтамаром».

Судья по имени «родоначальника» Зоры - оно по происхождению иранской этимологии.

Вспомним только имя пророка Зороастра, где Зоро – “сын”, и “астр – “небо”, то есть “Сын Неба” или “Сын Поднебесья”, причем, точный перевод имени зороастрийского пророка возможен среди других иранских языков только с курдского. Рыштуни - от корня слов существительного “Рышо, Рашо, Решо” и среднеперсидского (которую некоторые ученые не без основания называют еще и "мидийским”) thauma –“дом”, то есть, “Дом Решо (Рышо)” и отсюда очевидность того, что она ни как не можеть обозначать имя собственное. Это говорить о том, что соста­вители “Истории Армении” недостаточно, а если сказать по правде, вообще не знали род (племя) Рыштуни, иначе они назвали бы имена отдельных представителей этого рода, а не ее название. Предыдущий до Зоры командующий исторически не существующей “южной армянской армии” Маничахр, судя по имени, также был “иранцем”, но никак армянином.

Не соответствует действительности и полное истребление рода Рыштуни «армянским царем».

Вот как выглядит диалог героя романа “Искра” Раффи Мурада с знатным курдским дворянином:

«Мурад: — ты какого племени, криво?

из племени Врышик, — ответил курд с гордостью. Врышик? — повторил Мурад, словно сделав важное открытие. — А ты знаешь, криво, что твои предки были армяне?

Я этого не знаю, — ответил курд обиженно, — а знаю, что мои предки были владетелями этой крепости.

Как раз владетелями этой крепости и были армяне. Курд опять не поверил, он указал на находившиеся вдали роскошные надгробные памятники и промолвил:

Вот гробница моих предков.

Твои предки — армяне жили задолго до этих гробниц, — настаивал на своем Мурад, — они назывались Рштуни, а этот край — страной Рштуни. От нахараров Рштуни произошла курдское племя Врышик, точно так же, как от Мамгунян нахараров — племя Мамыкани. Есть и другие курдские племена армянского происхождения»<!--[if !supportFootnotes]-->[39]<!--[endif]-->.

Вызывает и удивление, если эти «окурдевшие армяне» в действительности раньше были армянами, то почему и их материальная «армянская» культура также сменилось «курдской»? Тот же Раффи пишет, что «ныне, после былого величия Востана, после многотысячных его обитателей — армян, остались лишь несколько курдских землянок. Из дымовых отверстий подымался дым, на лай собак стали выползать через узкие двери дети, женщины, девушки и с земляных кровель глазеть на нас»<!--[if !supportFootnotes]-->[40]<!--[endif]-->. Как раз знатный курд, собеседник Мурада был обитателем одной из этих землянок. «Абсорбированные» курдами армяне почему должны были переселиться из «армянских хромов» в жалкие «курдские землянки»?. Всем известно, что курды и армяне различаются даже по своему физическому типу.

Абсурдность этого «исторического» опуса очевиден. Все объясняется иначе. На данных территориях курды зафиксированы раньше армян, и это подтверждается многочисленными признаками материальной культуры курдов, топонимией местности. Эти территории (в составе Урарту) еще в 595 г. до н. вошли в состав Мидийской империи. Позже эти территории находились под властью курдских династий Аршакидов и Сасанидов. Армянские источники однозначно под этнонимом «мар», «мед» подразумевали курдов, а Мидией – поздний Курдистан (Чамчян, Гевонд и др.)<!--[if !supportFootnotes]-->[41]<!--[endif]-->. Еще в V веке в период Сасанидского владычества территория обитания племени Рузаки (Erсish, Xelat, Mush, Bidlis, Malazgirt, Xinis) был известен как Welate Beranan (в средневековых арабских источниках — Darul Beran)<!--[if !supportFootnotes]-->[42]<!--[endif]--> — за их непобедимость и храбрость. И по сей день под конфедерацией Rojikan курды имеют в виду обитающие в Малазгирте, Эрджише, Халате (Ахлат) и Хнысе курдские племена, а под Mamori — курдские племена Бидлиса, Хизан, Мотикан и Хезо, которые известны и как Mamikoyan (Мамыкан)<!--[if !supportFootnotes]-->[43]<!--[endif]-->. Исторически в военно-политической жизни данного региона всегда ведущую роль играли Рошкан, Мамыкан и другие курдские племена. Поэтому, политическую активность армян в данном регионе можно «обнаружить», лишь выдавая курдских родов за армян, чем и занимаются армянские историки.

Наследственные владения этого рода были расположена на юге озера Ван между озером и областью Мокс и позже был назван Гявашем. В названный период (V в.) Рыштуния - родовое владение Рыштуниев охватывала, с резиденцией город Востан,- юго-восточное побережье Ванского озера. В VII веке этот род настолько усилился, что власть в подвластной Персии Армении был сконцен­трирован в руках Теодороса Рштуни, который выбрал себе резиденцией находящийся в его владении расположенный в озере Ван остров Ахтамар. Этот род также владел Тоспом, с городом Ван. В 641 году власть Т. Рыштуни был официально признан и императором Византии Константином II. Позже Т.Рыштуни умер в арабском плену в Сирии и спустя годы, его тело была перевезе­на и похоронена в его родовом владении.

В середине VIII века этот род ослабевает и их земли были захвачены представителями другого курдского рода Базикан (Арцруниев-Аматуни). Но, с ис­чезновением из политической арены рода Рыштуни этот род не прекратил св­ое существование. Многочисленные курдские племена с характерным названием и конфедерация курдских племен Рошкан — этому свидетельство.

Интерес вызывает и тот факт, что церковь Ахтамар на одноименном острове на острове на озере Ван был построен только в 9 веке, а не в период принятия христианство в Армении армянами в 312 году. Чем это объяснить? Армянские историки утверждают, что Ванская область, по крайней мере, до IX в. была в сфере влияния армянских «царей и нахараров». Почему в таком случае на о. Ахтамар церковь «Святого Креста» была построена в 915-921 гг., почти 700 лет спустя после принятия христианства армянами. Если Рыштуни в 641 г. был официально признан императором Византии, то почему не построили церковь? Этому есть объяснение, так как Рыштуни продолжали придерживаться зороастриизма. Христанские курды из рода Баз (Арцруни) и построили эту церковь.

Примечательно, что Феофан Теодороса Рыштуни именуя патрицием Армении, не упоминает его имени и называет его «Пасагнатесом», а Михаил Сириец именуя его «Апраситганом», вместе его имени пишет «Шапур” (мидийско-курдское имя, что означает «сын шаха», или же «шахский сын», «принц»<!--[if !supportFootnotes]-->[44]<!--[endif]--> (Сравни с курдским с. м.и. Sapir, Saper<!--[if !supportFootnotes]-->[45]<!--[endif]-->).

И название Ахтамар в армянских источниках уже имеет своей художественной обработка якобы в связи с «древнеармянской легендой»<!--[if !supportFootnotes]-->[46]<!--[endif]-->, суть которой заключается в следующем: красивая девушка по имени Тамар влюбляется в юношу (у других - молодому рыбаку<!--[if !supportFootnotes]-->[47]<!--[endif]-->) и они всегда встречаются ночью, на острове, и ориентиром для юноши/рыбака служит костер разводимая красавицей - возлюбленной бедного парня. Завистники, узнав об этом, в одной из этих ночей тушат костер и юноша, не нашедший берег, со словами «Ах, Та­мар!» погибает, и людская мольва, разумеется армянская, называет остров «Ахтамар». Действительно, трогательная легенда и в Армении каждый с уми­лением расскажет вам эту легенду и даже покажет на эту тему снимки-фотографии разной вариации<!--[if !supportFootnotes]-->[48]<!--[endif]-->. Они не будут прислушиваться вашему доводу о том, Ван - это озеро, вытянутая почти в длину на 350 км. и что, его ширина не превышает 10км. И, что названный остров Ахтамар расположен на одной из узких месть озера и с двух сторон восточной стороны до несколько сот метров и западной стороны до пару километров до берега и в таких условиях, в любую погоду можно всегда определить направление к берегу, до которой доплыть — пустяк для рыбака.

Но, ле­генда есть легенда и то правда, что такая легенда может зарождаться только у живущих на морском берегу, народов. И действительно такая легенда существует у эллинов о котором еще в VI веке писал историк VI века Агафий Миринейский. Вот эта легенда: «Юноша из Абида в Троаде. Существует легенда, что он полюбил Геро, жрицу Афродиты в Сесте, и переплывал к ней каждую ночь, руково­димый светом маяка на башне в Сесте; но в одну бурную ночь свет погас, и он погиб в волнах. Когда Геро на другой день увидела его труп, она сама кинулась в море. Эта легенда была воспета в небольшом эпическом произведении Мусея»<!--[if !supportFootnotes]-->[49]<!--[endif]-->. Агяфий умер в 582 году. А Мусея (лат. Musaeus) — в греческой мифологии певец, поэт и герой, почитавшийся афинянами. По одной из версий мифа, Мусея был сыном Селены, считался учеником Орфея и предшественником Гомера. Считался, что Мусея жил в VIII в. до н.э.<!--[if !supportFootnotes]-->[50]<!--[endif]--> Есть и другой Мусей, представитель эпического жанра в позднегреческой литературе V-VI вв. Все это говорит о грубой компиляции этой древнегреческой легенды и все это ради того, чтобы более убедительно аргументировать историю армян. Слово «Ахтамар» - искаженное «аха мар» - что по-курдски означает: ах-«земля» и мар – «змея», то есть «Змеиная земля» («Остров Змей»). И действительно, на острове отсутствует пресная вода и она не обитаема. В древности, в случае опасности, люди из окрестных деревень укрывались на ней. Позже, в 9 веке там была построена церковь «Большая Кресть», позже получившей свое название от названия острова. И по сей день там существует полуразрушенная церковь и видны пару десятков низкорослых миндалевых деревьев, приносящих редкие, но крупные плоды. И на острове очень много ядовитых змей.

Таким образом, все вышесказанное дает основание утверждать, что курды на этих землях жили изначально с незапамятных времен, а древний род Рыштуни из исторического небытия в полный рост выступает в своем великолепном курдском обличье.

Ментешашвили А. М. Курды. Очерки общественно-экономических отношений, культуры и быта. М., 1984.

Курдоев К. К., Юсупова З. А. Курдско-русский словарь (сорани). М., 1983.

Shamil Esgerov. Ferheng kurdi-azerbaycani, azerbaycani-kurdi u misharen zimane kurdi. Baku, 1999.

<!--[if !supportFootnotes]-->

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 25
  • Создано
  • Последний ответ

Ара,Кагантваци -албанец,Мхитар гош-албанец,Рштуни,Аматуни,Арцруни...-курды.

Алеееее,армяне есть?Наверное из армян один Зорий Балаян и Мишико Саакашвили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ара,Кагантваци -албанец,Мхитар гош-албанец,Рштуни,Аматуни,Арцруни...-курды.

Алеееее,армяне есть?Наверное из армян один Зорий Балаян и Мишико Саакашвили.

Откуда знаешь , что я албанец ? :D

А курды пусть сначала отмажутся от названия "горные турки" :)

Нам незачем беспокоиться если курды будут писать чушь, им же хуже, станут посмешищем. На следующей стадии грамотности они это поймут и будут писать грамотнее.

Но в отличие от турок они автохтонный народ и при достаточном прилежании могут найти свои древние захоронения.

Думаю мы можем договориться с курдами, им ведь тоже нужны союзники, верно ?

Союза мы им не сможем дать, но наш благожелательный нейтралитет, при уважении наших интересов, тоже не мало в их пиковом положении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Бред сивой кобылы.

Мне кажется, - это проделки акакдемиков азярбайдзаниских наук... :yes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Джанбазеан

езиды органическая часть курдов и по мере их усиления будут притянуты к ним как к магниту (магнит большой) - при этом езиды никогда не составляли и не будут составлять собой серьезный фактор региональной политики...........диспенсорное расселение, отсутствие полит.идеологии и т.д.

по поводу вечных врагов и союзников.........пока мы дождемся вечности с таким подходом они нас съедят..............................и станут большими друзьями.........отреставрируют Эчмиадзин и откроют музей!!!!!!!!!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нашими естественными союзниками являются тольк Иран И Греция, в силу единого исторического прошлого как древние народы и государств, а остальные только завистники.. все без исключения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Джанбазеан

не Иран ли и Греция довели нас до сегодняшнего положения? Они и довели!Никому не нужна сильная Армения, она даже многим армянам ненужна в силу внедренной в их головы тупой парадигмы развала ...........

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

друзья армян...........их три друга, деньги, мозги и оружие все больше друзей нет и не будет
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Джанбазеан

а будущее армян в правильном воспитании детей..........в мировом масштабе - в едином воспитании, в осознании себя мировой нацией - планетарной........тогда и кругозор расшириться и региональная зацикленность не сможет помещать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Джанбазеан

каждый молодой армянин на своей исторической родине должен осознавать свое исключительное армянство в качестве хранителя земли......и в Карабахе и в РА и в Джавахке и Парскаайке и в Еркире, Интернет может существенно помочь в этом вопросе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Джанбазеан

Сейчас нам нужна я уверен Турция в ЕС, Турция где все армяне уже тогда смогут высказаться о том, что они армяне и нас там будет тогда как минимуам 2 миллиона и тогда наша армия должна быть наготове, спровоцировав курдов мы.......................................а у нас там уже опора.......................................................................

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   6 пользователей, 1 анонимный, 160 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    160 гостей
    1 анонимный
    w i t o lord17 stephanie S melkum Firefly Lun
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...