Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Арменизм и христианство


Pagan

Рекомендованные сообщения

Лично меня не устраивает ваши десятки божеств-дзицов.Сейчас 21-й век,если выдумывать,то удобно для большинства.Зачем ошибки предков повторять.Предки раньше пешком ходили,а мы на самалётах летаем и на автомобилях ездим.Нам их подход к жизни не нужен.Высокая нравственность нам нужна,иначе цивилизация погибнет.А всё остальное древнее,с её глупостями нам не нужно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 912
  • Создано
  • Последний ответ

Буддизм является религией намного более древней чем христианство, причем с упехом приживается в 21 веке. Буддизм как раз не признает единого Творца, но признает множество божеств.А изучение индуизма, которая является вообще одной из самых древнейщих религий в мире, думаю вообще вас введет в шок. На каком основании наличие многих божеств вы считаете "ошибками предков" и сравниваете с самолетами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На основании,что их имена это выдумка людей.Что то мистическое происходит,но не более.Кто то пользуется этим сочиняет небылици,зомбирует население и делает на этом власть и богатство. :rolleyes2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Каждая религия - есть форма передачи интуитивных знаний о том самом "мистическом", в принципе, cловами и текстами непередаваемом.

И мы должны радоваться и гордиться, благодарить Высшие Силы, что есть собственно армянская религия. Т.е. собственно армянская форма передачи знаний о "мистическом". - У многих народов такого нет и небыло в помине...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А разве кто то знает истинное имя Бога? А разве священники и имамы не сочиняют небылиц и не зарабатывают бабло зомбируя людей? Чем армянская религия то вас не устраивает? Вы писали про прошлое, я вам указал что это есть и в настоящем. Что еще?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Каждая религия - есть форма передачи интуитивных знаний о том самом "мистическом", в принципе, cловами и текстами непередаваемом.

И мы должны радоваться и гордиться, благодарить Высшие Силы, что есть собственно армянская религия. Т.е. собственно армянская форма передачи знаний о "мистическом". - У многих народов такого нет и небыло в помине...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

История, культура, цивилизация, в том числе и религия - это прошлое. Они были и создавались всегда в прошедшем времени. Это касается и армянской цивилизации, в том числе и армянской религии...

Поэтому говорят, что без прошлого не будет и будущего.

Не манкурты же какие-то без рода и племени, без прошлого и будущего, живущие сегодняшним днем!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

История, культура, цивилизация, в том числе и религия - это прошлое. Они были и создавались всегда в прошедшем времени. Это касается и армянской цивилизации, в том числе и армянской религии...

Поэтому говорят, что без прошлого не будет и будущего.

Не манкурты же какие-то без рода и племени, без прошлого и будущего, живущие сегодняшним днем!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По моим наблюдениям неоязыческий реваншизм особенно свойственен народам к комплексом неполноценности.

Почему нельзя нормально смотреть на свою историю?

Зачем вносить какие-то сомнительные куски в неё, а не нужное убирать?

У нас и так последние сто лет истории общей с Россией всё перемешало и перекаверкало( ещё больше проблем в этим естествеенно в самой России - плоды видны)

Мне действительно интересна дохристианская религия армян, потому что из ней можно черпать философию, менталитет, космические концепции, мышление и быт наших предков. Но почему надо всё доводить до абсурда?

Это может быть непонятным и чуждым только неармянину - отару.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1. Margaryan, как и у armanusa, мало вижу конкретики в критикe, - больше общих заявлений. Но зато вижу плохую осведомленность в предмете.

О каком "абсурде" и "неполноценности" речь?

Оставте в сторону словечки типа "реваншизм" или поповские термины типа "язычество"/"неоязычество" (ведь Вы армянин, и говорим мы о собственно армянской религии, а не о какой-то отарской - "языческой"!), и тогда Вы поймете, что нет никакого "реваншизма", но есть желание изучения и восстановления собственно армянской жреческой религиозной традиции, религии царства Великая Армения, в свое время подвергнутой поруганию...

Разве в этом желание есть что плохого?

2. Здесь Солнычка в сообщение от armanus вставляла фильм "Как создавались империи. Армения." В фильме все разложено по пунктам на счет величия:

http://forum.openarmenia.com/topic/29959-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%8B-%D0%BE-%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8/

3. Арташесиды - на самом деле ветвь Ервандидов, о чем мы знаем из надписей на знаменитых межевых камнях Арташеса. А Ервандиды в армянской традиции возводятся к роду Хайкидов. То, что Ервандиды были армянской династией не отрицают и многие серьезные востоковеды.

Пантеон условно говоря Хайкидского периода никуда не делся. Но в рамках религии царства Великая Армения трансформировался в культ предков. Более того, такие дицы, как Ара Прекрасный, Астхик, Цовинар сохранили свои позиции. Араманеак также по всей видимости имел значимые позиции.

Кроме того, здесь есть кое-что о функциональном несоответствии дицев армянской религии с "различного рода ближневосточными пантеонами богов", не смотря на похожесть имен:

http://hpj.asj-oa.am/2524/1/1983-1(58).pdf

Почитайте работу Армена Петросяна "Армянский эпос и мифология - истоки, миф и история". Интереснейшее есследование:

http://armscoop.com/wp-content/uploads/2011/06/MonoRusVerjVerj.pdf

Вместе с тем, взаимных заимстваний идей и терминологий между всеми без исключения религиями никто еще не отменял.

А здесь найдете более подробные ответы на свои некоторые замечания. Читайте внимательно:

Государственная религия царства Великая Армения (Մեծ Հայք).

Государственная религия царства Великая Армения сложилась на основе религиозной традии Армянского нагорья, уходящей своими корнями в далекое прошлое региона, - время индоевропейской общности, времена царств Хайасса, Арманум, Митанни. Также особо следует подчеркнуть роль провинции исторической Армении – Айрарат, как царского домена и политического центра царства Великая Армения.

Исходя из этого, следует различать три взаимосвязанных религиозно-мифологических комплекса на территории древнего Армянского нагорья, которые условно можно назвать ”хайаским”, ”армано-митаннийским” и ”айраратским”.

1. Хайаский комплекс – север и северо-запад Армянского нагорья.

2. Армано-митаннийский – юг Армянского нагорья.

3. Айрарат – его северо-восток.

Хайаский комплекс.

Его можно назвать колыбелью армянской этничости и религиозности.

Принятым в науке считается положение, что армянский этноним (эндоэтноним) հայ [hay] может быть связан с лувийско-хеттским топонимом Хайаса/Хайасса – uru Hayasa. Этот лувиязычный топоним включает себя теоним Хай-Hay (Хайк- Հայկ) и лувийский суффикс принажлежности asa-sa. Он переводится как ”cтрана принадлежащая (богу) Хай (Хайку)”.

Первичную нуклеарную семью древнейшего армянского пантеона составляли Хайк, Астхик и Араманеак.

Oбраз Хайка представлял бога войны, грозы - Господина народа.

У древнеармянского автора Анонима (возможно Себеос) армяне названы "ordik azgacnin Aramenakay" - "cыновья этнопорождающего Араменака".

Имя Араманеака/Араменака сравнимо с именами инд. Aryamana, иран. Airyamana и ирл. Eremona. Эти имена восходят к И.E. эпониму *Aryomen, который в свою очередь является воплощением абстрактного понятия "Aryanhood", выражающего самосознание сообщества - этноса, нации.

Также инд. Aryaman возглавлял общество "Отцов" (предки и младшие благие духи) в загробном мире.

Здесь важно, что священная платановая роща в столице древней Армении - Армавире являлась платанами Араманеака, о чем нам известно по Хоренаци (1:20). Эти платаны символизировали Мировое Древо, которое воплощало древнюю универсальную концепцию Мироздания, Вселенной, - Макрокосма, c его тремя уровнями - Небесами, Землей и Преисподней. Этот символ Макрокосма и отождествлялся с Араманеаком, как символом Микрокосма. Возможно, представляющего также и душы Предков в горнем мире.

Таким образом, Хайк (древнейший армянский этнический бог/диц) является отцом не только армянского национального, но и религиозного самосознания, которые воплощались в образе его первого сына - Араманеака.

Армано-митаннийский комплек.

Древний элемент Ar(a)m в ономастике юга Армянского нагорья, севера Масопотамии и Сирии: Aramu, Aramale, Arme, Armuna, Armanum, Armi, Arimu-Arimu, Armalu, Arame, Arami, Aruma, Arman засвидетельствован начиная с III тыс. до н.э..

Эти древние названия должны быть связанными с дохурритским гетерогенным так называемым шумерами и за ними аккадцами "cубарейским" населением юга Армянского нагорья и смежных с ним областей.

В индоевропейском контексте этот элемент может быть связанным с и.-e. *re-mo - "темный, черный".

Интересно, что доэпический образ патриарха Арама реконструируется также в кругу функций "темного" бога грозы и войны.

К этому комплексу предположительно следует отнести ярко выроженную Солярно-Лунарную мифологему государственной религии царства Великая Армения, возможно, восходящюю своими корнями к религиозным представлениям индоевропейского населения царства Митанни. Хотя следует отместить, что на территории ”Айраратского комплекса” были обнаружены более древние идеограммы-архетипы Солярно-Лунарной мифологемы.

Боги этого региона сохранились в образах героев армянского национального эпоса ”Cасна црер” – ”Давид Сасунский”.

Ономастика этого региона Армянского нагорья также послужила праобразом армянского экзоэтнонима, - армянин, армани, эрмяни.

Айрарат.

Роль провинции исторической Армении – Айрарат, как царского домена и политического центра царства Великая Армения важна и как центра религиозных реформ периода династии Арташесидов.

Необходимость проведения реформ была продиктована сложившимися политическими реалями, когда армянские земли были обьеденены в централизованное государство.

- Обьедененному армянскому государству была необходима и общенациональная государственная религия.

Реформа состояла в окончательном обьединение до того связанных между собой религиозных комплексов, - хайаского (Высокая Армения, Акилисена, Тарон) и армано-митаннийского (юг Армянского Нагорья).

Здесь имена некоторых древнейших армянских богов/дицев были иранизированы и включены в систему Макрокосмической и Солярно-Лунарной мифологем. C другой стороны, их образы сохранились как легендарные Патриархи Армении. Они были идентифицированы как Предки – основатели странны, доменов и родов. Причем образы Патриархов-Предков сохранили за собой исконно армянские имена.

Следует особо отметить, что дицы государственной религии царства Великая Армения, кроме имен, имеют мало общего с функциями богов в системе зороастризма. К примеру, как пишет Рафаель Папаян : ”Если в зороастризме и других религиях Cолнцу (Арег ) поклонялись как одушевленному , но космическому телу , то армяне почитали солнце именно как духовное явление , духовный свет , "праведное Cолнце ", и благодаря такому духовному "статусу " Cолнце (Арег) считалось первоисточником армянского этноса и армяне называли себя [Аrevordi ] ("Сыны Солнца")” .

Система государственной религии царства Великая Армения.

В ходе религиозных реформ, в Армавире, cтолице древней Армении, строится храм Арега(Арев) и Луcин, cлужителями при котором были верховные жрецы из "рода Ваагна" – Ваhуни. Позднее храм переносится во вновьотстроенную столицу – Арташат.

По видимому, Арег(Арев) считался воплощением "мужских" (ari) качеств Творца (Ара, Арай,Арарич, Арамазд); тогда как Лусин - как бы Его "женских" качеств.

Остальные дицы (боги) в свою очередь являлись ипостасями/эманациями воплощения "мужских качеств" - Арега (Арев), т.е. Михр, Ара Гехецик, Ваагн и Тир.

Дицуи (богини) являлись эманациями "женских” качеств воплощенных в Лусин, т.е. Астхик, Цовинар, Анаит, Нане.

Память о том, что Арег(Арев) и Лусин являются братом и сестрой дошла до нас в фольклоре. Cледовательно, они дети Творца (Арарич) - Отца Ара и неким образом Майр Анаит (Воскеат Дицамайр Анаит)... Поэтому вопрос о Анаит, как о дочери и одновременно супруге Ара-Арамазда - Матери остальных дицев и дицуи и в то же время одной, хоть и наиважнейшей, из ипостасей Лусин и покровительнице Армении продолжает оставаться интереснейшим в армянской теологии.

В дальнейшем мы видим, что Арамазд и Анаит сотавляют триаду с Ваагном. Причем главнейшие центры поклонения раположены в районе Акилисены, - территория бывшей Хайасы - Высокая Армения. Примечательная и триада Ваагн, Анаит и Астхик, которым был посвящен общий трехчастный храм.

По видимому, мы здесь имеем дело с выдвижением на первый план одной из ипостаси "cыновнего воплощения" Творца Арега(Арева) - Ваагна, cязанным с его воинской функцией. Cледовательно и Астхик, как возлюбленной Ваагна...

Хоренаци также сообщает, что в армавирском храме Арега и Лусин якобы Вагаршаком Аршакуни были установлены изображения "cвоих предков".

Cледует отметить, что Вагаршак Аршакуни - мифическая личность, не имеющая отношения к реальной истории древней Армении. - Многие деяния царей династии Арташесян позднее, в период царствования в Армении династии Аршакуни, были приписаны как бы основателю в Армении этой династии - мифическому Вагаршаку в силу династических амбиций...

Известно из сохранившихся межевых камней, что Арташес I реально причислял себя к династии Ервандян. А Ервандяны в армянской традиции возводились непосредственно к Хайкидам. Это видно из приведенной ниже цитаты Хоренаци, описывающей деяния Тиграна cына Ерванда:

"Таким образом, хотя многие носили имя Тигран, только этот единственный, из Хайкидов, является тем, кто убил Аждахака..." (1:31)

Следовательно, под установленными в армавирском храме Арега и Лусин, вероятно, Арташесом I изображениями "своих предков" следует понимать - Хайкидов, - Хайка, Араманеака, Арамаиса, Амасии...

Таким образом, религиозная реформа Арташеса I означала и обьединение в рамках одной системы почитание Арега и Лусин, как манифестаций кочеств Арарича, - следовательно и дицев, как Его эманаций посредством Арега и Лусин, - c почитанием общенациональных Предков-дюцазнов - Хайкидов, cреди которых первым, естественно, является Хайк Нахапет.

Аствац (Ара, Арай, Арамазд).

Бог Творец (Арарич) – Отец Небесный всех дицев и людей.

Агатангелос приводит Его эпитет” Mec ew Ari Aramazd, Ararich Erkni ew Erkri” – ”Великий и Мужественый Арамазд, Творец Неба и Земли”. Также: ”Обилие богатства от Мужественного Арамазда”.

Главный храм Ара-Арамазда распологался в крепости Ани близ города Камах в Малой Армении, на территории исторической Хайасы. Именно здесь разполагалась гробница армянских царей. Cледовательно, Творец Неба и Земли осуществляет управление Загробным миром.

Он конролирует и Время в его прошедшем, настоящем и будущем, что может подтверждаться сообщением Хоренаци о том, что ”Кунд Арамазд” имел еще три почитаемых формы.

Арамазд – глава Небесного Дивана (Совета) дицев и дицуи. Небесный Диван по сути является Советом Бдящих Сил, где окончательное решение выносит Он, как Творец Вселенского Закона – Ард.

Гисане и Деметр, как Арег и Лусин.

Факт многофункциональной сути образа так называемого "Гисане", который вводила в споры исследователей по поводу его идентификации с дицами Ваагном, Ара Прекрасным, Мигром или Тиром, наводин на мысль, что ”Гисане” обединял в себе функции всех четырех дицев. Вернее, дицы были его ипостасями.

"Гисане" может быть рассмотрен как Арег. Это видно и из того, что "Гисане" и Христос были функционально отождествлены, когда над общей могилой погибших в ходе военных действий во время насильственной христианизации Тарона приверженцев армянской религии и христиан была установлена памятная надпись о покоющихся в ней "сражавшихся во имя Гисане и Христа", как это следует из сообщения Зеноба Глака...

Функции "Деметра" чисто "женские". Да и по аналогии с греческой Деметрой ясно, что это "женское" божество - дицуи. Кроме того, изображение "Деметра" было в два раза меньше изображения "Гисане". Сделано оно было, в отличает от меднолитого (cолнечного) "Гисане", из камня (луна)...

За "Деметром" cкрывается "cестрица" Арега - Лусин, которая в свою очередь обьединяет в себе функции Анаит-Астхик-Цовинар-Нанэ.

Михр.

Диц Михр – одна из ипостасей Арега. Зимнее вновьрожденное Солнце. День зимнего солнцестояния посвящен ему.

Михр - АрегАкн - Око Арега, cледящее за порядком в Мире.

Михр – диц Вселенского Закона Ард (арм. структура, организация, порядок). Он его ревнитель, отвечающий за соблюдение принципов Справедливости в человеческих взаимоотношениях, - cледовательно, понятий о человеческой чести и связанной с ней ответственности за данное слово.

Михр порожден Мировой Горой в гору он и уходит. C ним связаны армянские политико-эсхатологические ожидания Спасения. В новом царе воплощался и заново рождался Михр.

Один из Предтеч совремнного армянского религиозного движения Костан Зарян писал: ”Армянская нация нуждается как в сражающихся с оружием в руках героях, так и, в особенности, в благородном интеллектуальном сословии. В том Новом Армянине, который или должен воссоздать свои дохристианские, митраистские достоинства, или исчезнуть”.

Ара Прекрасный.

Диц Ара Прекрасный (Ара Гехецик) – одна из ипостасей Арега. Весеннее Солнце. День весеннего равноденствия посвящен ему.

Эманация творческих сил Творца, бессмертия души, как Его частицы.

Центром культа Ара Прекрасного было селение Лезк, где до XX века сохранились развалины его храм, построенного на вершине скалы называемой Аралез.

Ваагн.

Диц Ваагн – одна из ипостасей Арега. Летнее Cолнце в мощи. День летнего солнцестояния посвящен ему.

Диц войны, мужества, храбрости, вселенского огня. Вишапаках - Змееборец.

Он рожден Небом, Землей, ”пурпурным морем” (небесным облачным морем) и Мировым Древом в виде тростника.

В честь Ваагна был сложен древний Гимн:

Erkner erkin, erkner erkir,

erkner ew covn cirani:

erkn i covun uner ew zkarmrikn ełegnik:

@nd ełegan po'ł cux elaner,

@nd ełegan po'ł boc' elaner

ew i boc'oyn vazer xarteash patanekik:

na hur her uner,

boc' uner mawrus,

ew achkunk'n ein aregakunk':

В муках рождения было Небо, в муках рождения была Земля,

В муках рождения было и пурпурное море.

Муками рождения был охвачен в море и красненький тростничек.

Cо ствола тростника поднимался дым,

Cо ствола тростника поднималось пламя,

И в пламени бегал-прыгал рыжий юнец.

Он имел огонь волосы,

Имел пламя бороду,

И глазки были солнышками.

Тир.

Тир - одна из ипостасей Арега. Осенне солнце. День осеннего равноденствия посвящен ему.

Тир – секретарь Небесного Дивана (Совета) Творца, а также писарь жреческих наук. Он записывает судьбы людей в Книгу Жизни.

Храм Тира и жреческое учебное заведение при нем находился в месности Ерезамуйн области Айрарат. Его культ охарактирезован как erazacoyc erazahan, - ”показывающий сон, интерпритипующий сон”. Т.е. он диц пророков-оракулов.

Он жрец дицев и диц жрецов.

Тир – проводник душ в загробный мир.

Вероятно, что именно его атрибутом был цветок Амаспюр.

Анаит.

Дицуи Анаит - одна из ипостасей Лусин, в своей фазе полной Луны, как манифестации условно говоря "женских" качеств Творца.

Дицамайр - Богородица.

"Великая Госпожа Анаит - Слава и Спасительница народа нашего" и покровительница Армении. Вместе с тем, Анаит - "Благотворительница всего рода человеческого" и "Мать всякого целомудрия".

"Провидение от Госпожи Анаит".

Госпожа Анаит является хранительницей Парга – Божественной Славы, Благодати и Спасения.

Примечательно, что утвердившись на Армянском престоле, царь Трдат спешит в "область Екелеац, в селение Ериза, в храм Анаит для жертвоприношений". Это поломничество вновьутвердившегося армянского царя волне оправдано, ибо Великая Госпожа Анаит - та, "благодаря которой пребывает и живет наша страна Армянская".

Жертвоприношение состояло в подношение Госпоже Анаит венков и густых ветвей деревьев.

Иудо-христианские параллели - Руах, Шхина, Cвятой Дух, Богородица.

Необходимо подчеркнуть, что именно храм Госпожи Анаит (наряду с храмом Тира), cудя по тексту Агатангелоса, явился первым обьектом нападений во время насильственной христианизации царства Великая Армения.

Астхик.

Дицуи Астхик - одна из ипостасей Лусин, в своей фазе новой и молодой Луны.

Дицуи любви и красоты, невеста/возлюбленная Ваагна.

Имя Астхик является уменьшительно-ласкательным от армянского слова астх — звезда и переводится как «звёздочка».

В армянском религиозном контексте мифологема "похищения" Лусин/Луны, естественно, в более древние времена, нежели христианское её внешнее оформление, была показана на примере похищения Вишапом Лусин в её ипостаси Астхик. - Астхик, похищенная Вишапом есть Лусин/Луна в своей "пропавшей"/"cкрытой"/ "похищенной" фазе - фазе новолуния.

Мифологема "возвращения" - на примере её освобождения из плена усилиями Солнца-Арега в его ипостаси Ваагна. - После этой встречи с Солнцем и своего "освобождения" Лусин из своей фазы новолуния, будучи освященной Солнцем, "облеченной в солнце", также переходит с фазу молодой луны. После чего становится спутницей/возлюбленной/невестой Ваагна.

Цовинар.

Цовинар, также Цовян, – дицуи войны и грозы. Вероятно является персонофикацией некоторых специфических функций Астхик как девы- воительницы, т.к. также представляет собой молодую Луну.

Цовинар в диалектах значит ”молния, зарница”. ”В фольклорных текстах она выступает как богиня грозы – женщина с огненнными глазами, иногда замаскированная как мужчина. Она ”играет (танцует) в облаках” верхом во время грозы, а гром воспринимается как грохот копыт её огненного коня”. (А. Петросян)

Нанэ.

Дицуи Нанэ - одна из ипостасей Лусин, в своей фазе стареющей Луны.

Она хранительница домашнего очага и семейных ценностей. Нанэ также дицуи материнства и мудрости.

Праздники.

В древней Армении важнейшие религиозные праздники были приурочены к космическим явлениям. Таким как весеннее и осеннее равноденствия, зимнее и летнее солнцестояния, а также определенным фазам Луны ближайшим по времени к этим важнейшим датам солнечного года.

Аманор-Навасард.

День весеннего равноденствия в древней Передней Азии являлся началом космического, cолнечного Нового года. В том числе и в Армении.

Cлово Навасард в армянском является иранским заимствованием и означает Новый год. Собственно же армянское название праздника Нового года - Аманор.

Аманор=Навасард. Но при этом Навасард как праздник (день этого праздника) не следует путать с названием древнеармянского календарнго месяца "Навасард".

"В языческий период армянские месяцы, как видно, разделялись не по неделям, а по декадам: месяц состоял по форме египетского календаря из трех декад. Разница между этими двумя календарями состояла в том, что если египетский Новый год был приурочен ко дню летнего солнцестояния, то армянский - к весеннему равноденствию"

В.А. Россовская, "Календарная даль веков", Л.-М. cтр. 39

(А.Г. Абрамян/Г.Б.Петросян,"Анания Ширакаци", изд. Ереванского Университета, Ереван - 1970, cтр. 93)

Одной из обязанностей жрецов было вычесление примерного дня календаря на который придется тот или иной праздник (т.е. космическое явление) в этом году, ибо даты в силу подвижности древнеармянского календаря передвигались каждые 4 года на один день.

Начало отсчета так называемого 1460-летнего хайканского цикла приходилось также на день весеннего равноденствия - Аманор/Навасрд. - За эти 1460 лет календарный месяц Навасард - начало календарного года - совершал полный круг по всем времнам года и возвращался в исходную точку - в день солнечного весеннего равноденствия, т.е. в день Аманор/Навасард.

Косвенное подтверждение этому мы находим у Агатангелоса:

"836. Он повелел отмечать большой праздник памяти в честь привезенных [мощей] мучеников, приурочив [его] ко дню, посвященному суетному поклонению божеству Аманору, всещедрому дарителю новых плодов Юрынкал-Ванатуру[61], которое в прежние [242] времена праздновалось с радостью на этом же месте в день Навасарда."

В цитате говорится об одном дне - Навасарде, который по-Агатангелосу был посвящен некоему "божеству Аманору" он же якобы "всещедрый даритель новых плодов Юрынкал-Ванатур". Именно в этот день старого армянского праздника "он повелел отмечать большой праздник памяти в честь привезенных [мощей] мучеников".

Агатангелос будучи иностранцем, а может и переписчики в дальнейшем, не знал или преднамерено напутал, что Аманор якобы некое "божество". Аманор буквально Новый год по-армянски, т.е. равнозначное Навасарду понятие, который "в прежние времена праздновалось с радостью на этом же месте".

Вместе с тем празник Аманор/Навасард/Новый год, т.е. день весеннего равноденствия, был посвящен божеству, но никакому не "божеству Аманору", о чем уже сказано. Это божество считалось "всещедрым дарителем новых плодов", эпитетами которого были Юрынкал-Ванатур, т.е. Гостеприимный, Дающий Пристанище.

Кем был этот диц? - Cовременные Арорди считают, что этот праздник был посвящен Ваагну. Но Ваагн вовсе не "всещедрый даритель новых плодов" и не Юрынкал-Ванатур. Он диц войны - Вишапаках, он Солнце в Мощи (летнее солнцестояние), но не Новое Солнце весеннего равноденствия.

Иные исследователи предполагали, что в данном случае речь идет о Арариче . Но это мнение следует считать неверным, ибо речь о Солнце(Арег), как манифестации качеств Творца, а не о самом Творце. Вернее о одной из его четырех ипостасей, - ипостаси весеннего Солнца.

Этим дицем являлся умирающий и воскресаюший диц, cо своим воскрешением несущий космическую Весну, Новую жизнь всей природе, а следовательно и "всещедрый даритель новых плодов". Этот диц также и Гостеприимец, Дающий Пристанище душам, необьяснимый Cвет которого видят умирающие в свой последний час.

Этот диц - Ара Прекрасный.

Вардавар.

Праздник Вардавар связан с праздником Аманор/Навасардом

опосредственно в рамках древнеармянской религии.

Праздник Вардавар посвящен Астхик - невесте/возлюбленной Ваагна. Поэтому он проводился в первую молодую Луну (ибо Астхик - молодая Луна) после дня летнего солнцестояния - посвященного Ваагну - Солнцу(Арегу) в Мощи.

Но современные Ареворди, как был отмеченно, ошибочно, по моему мнению, cчитают, что Аманор/Навасард был посвящен не Ара Прекрасному, а Ваагну. От чего несколько теряется причиноследственная связь между праздниками и их внутренняя логика.

Впрочем еще раз необходимо отметить, что Ваагн как и Ара Прекрасный с Михром и Тиром являются ипостасями Арега/Арева. Которому, cобственно, и были посвящены все четыре годовых солярных праздника связанных с весенним/осенним равноденствиями и зимним/летим солнцестояниями, каждое из которых и были посвящены его ипостасям по отдельности:

весенне равноденствие - Ара Прекрасный

летнее солнцестояние - Ваагн

осеннее равноденствие - Тир

зимнее солнцестояние - Михр.

Трндез.

Празник Трндез в древности - ритуал инициации. Переход/прыжок через огонь костра из состояния ребенка в юношеское половозрелое состояние. - Как бы "крещение огнем" уже способных к деторождению молодых людей и девушек.

Этот возраст для мальчиков в древние времена, по всей вероятности, был 12 лет . Именно этот возраст Араева Ара, севшего на престол после смерти отца, указан у Хоренаци.

Внутренний символизм ритуала в предвосхищение перехода младенца Арега, рожденного Михром в декабре, в состояние юноши - Ара Прекрасного в грядущем марте.

В древности этот праздник, cкорее всего, cправлялся в последнюю полную Луну перед весенним равноденствием. Что связано с Анаит, и тем самым с девочками, приобретающими способность стать мамами.

Если есть что конкретно обсудить или вопросы, - пожалуйста, буду рад продолжить дискуссию. А с пустыми наездами завязывайте...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ардзан плюсов ставил сколько мог, а то наши братья во Христе что то разбушевались со своими минусами. Один прикол такой - товарищ отдыхал в Испании и решил зайти в тамошнюю церковь, но никаких свечек не нашел ,зато стоял аппарат куда кидаешь монету и загорается лампочка изготовленная в виде свечи и молись сколько хочешь пока ток течет. Товарищ охренел от этого цирка

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ардзан плюсов ставил сколько мог, а то наши братья во Христе что то разбушевались со своими минусами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Cпасибо, ребята.

Равенство религий закреплено в Правах Человека, как и в Конституциях РА и НКР. Некоторым это сильно не нравится. Им подавай cредневековый тоталитарный контроль. Их "Золотой век" там, когда в отсуствии сильной армянской государственности, христианская церковь пыталась легально контролировать кажый шаг и каждую мысль человека; наш "Золотой век" - Великая Армения.

- Некоторые особо ретивые вообще добалтались до того, что якобы армяне как этнос стали армянами лишь с появлением христианства в Армении... - Вот и бушуют исподтишка.

А что таким остается далать? - Вразумительных контраргументов ведь нет...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Конкретно разбушевались))))) До тебя, еще и я проходил плюсиками.

Так сейчас можно даже онлайн свечку поставить, например тут, а вот тут можно положить записку в виртуальную стену плача, ну и виртуальная мечеть.

Интересно , по их мнению, услугами какого провайдера пользуется бог.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   2 пользователя, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    1 гость
    Левон Казарян Гено
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...