Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Амшен: как скоро генетика и ситуация сталкиваются


Айрудзи

Рекомендованные сообщения

Амшен: как скоро генетика и ситуация сталкиваются

В 2008 году в Ереване увидело свет авторское издание антрополога и генетика из Армении, доктора биологических наук, профессора Левона Епископосяна под названием «Когда генетика и история сталкиваются».

Левон Епископосян возглавляет группу генетики человека в Институте молекулярной биологии Национальной Академии Наук Армении и занимается исследованием генетической истории народов Среднего Востока и Южного Кавказа, популяционной генетикой армян.

Предлагаем вниманию читателей одну из глав книги Левона Епископосяна, посвященную генетическим исследованиям амшенских армян.

Результаты генетических исследований опровергают дошедшие до нас скудные исторические свидетельства об основании одной из западноармянских популяций выходцами из Восточной Армении и свидетельствуют о намного более древнем происхождении этой изолированной группы в области Понта.

За последние несколько лет появилось много публикаций – серьезных книг, сообщений в научных журналах и статей в газетах – об амшенских армянах. Интерес к этой теме, по-видимому, не случаен, а вызван возросшей потребностью людей к получению объективной информации о своих корнях, стремлением к более полной и осознанной реализации своей идентичности, необходимостью противостоять лживым теориям об этнической истории армян, тиражируемым в соседних странах. В этой идеологической по своей сути кампании, ничего общего не имеющей с научной полемикой, проблема происхождения населения Амшена занимает одно их центральных мест. Кто же такие амшенцы и почему так важна история зарождения этой популяции как для армянских, так и для турецких исследователей?

Амшенцы представляют собой довольно обособленную во многих отношениях территориальную группу армянского происхождения, которая населяет черноморское побережье Турции, России и Грузии. Небольшая община сегодня проживает в Армении; другая малочисленная популяция до недавнего времени находилась в Средней Азии после депортации туда из Грузии в 1944 г. Живущие в настоящее время в Турции и депортированные в Среднюю Азию амшенцы (с самоназванием “хемшилы”) исповедуют ислам, в то время как осевшие в России, Грузии и Армении являются христианами и имеют строго выраженную и отчет­ливую этнокультурную (армянскую) идентичность.

Первые письменные источники о появлении амшенской колонии армян дошли до нас от средневековых историков Гевонда и Ована Мамиконяна. Согласно их сведениям, 12 тыс. беженцев, ведомые князем Шапухом Аматуни и его сыном Амамом, в 791 г. н.э. покинули область Айрарат в Восточной Армении, чтобы спастись от безжалостного и жестокого режима арабских Аббасидов. С разрешения византийского императора Константина они поселились вокруг города Тампур (в окраинной феме империи – Халдии), расположенной в области Понта – между Черным морем и Понтийскими горами. Впоследствии название города было из­менено на Амамашен (построенный Амамом), а затем – на Амшен (и окончательно – в современный Хемшин) в честь князя Амама из династии Аматуни. Княжество амшенских армян процветало в этом регионе и, будучи, по сути, отрезанным от других армянских популяций на протяжении многих столетий, выработало свой уникальный диалект армянского языка.

Исключительная изоляция княжества защищала его от опасностей и вторжения непрошеных гостей. Амшен, возможно, был вассалом Византии, а также ее последователей – Трабизонской империи и правителей из областей к югу от Понта (династии Багратидов или Турецкого Султаната, последовавшего за ней). До нас не дошло ни одного письменного источника вплоть до 13-го века, когда средневековый историк Хетум Корикос впервые упоминает об Амшене. Руи Гонзалес де Клавихо, посол Кастилии при Тамерлане, в своих воспоминаниях отмечает, что он путешествовал по прилегающему к Амшену району, Аракелу, названного, по-видимому, в честь армянского князя, который расширил границы своего владения в этом направлении.

Армянское княжество просуществовало до конца 1480-х, после чего оно оказалось под контролем Оттоманской Турции. В результате этого, начиная с 16-го века и – в большей степени – в 18-м веке значительное число амшенских армян было насильно обращено в ислам. Большинство из тех, кто отказался принять новую религию, бежало, и часть их нашла пристанище на восточном побережье Черного моря в Российской империи, главным образом в районе Батума, Абхазии, Сочи и Крыма, где они сохранили христианство и другие признаки культурно-религиозной идентичности. В настоящее время более 150 тыс. амшенских армян живут в этих областях.

Есть и другие гипотезы о происхождении амшенских армян. Первая из них связывает основание Амшена с разрушением в 1064 г. турками-сельджуками средневековой столицы Армении – Ани. Группа вынужденных переселенцев, как считается, нашла убежище в густых и труднопроходимых лесах Амшена, которые, по мнению историка “до того никогда не видели человеческого лица”. Это свидетельство, передаваемое путешественникам амшенскими армянами-христианами и хемшилами-мусульманами, остается широко распространенным до наших дней в устной традиции обеих групп. Однако популярность данной версии, свя­зывающей основание Амшена с мигрантами из Ани, может быть вызвана высоким престижем средневековой армянской столицы и большим желанием многих армян возвести свое происхождение к славному “городу тысяча и одной церкви”, чем с действительным историческим фактом. Согласно письменным свидетельст­вам, новая волна беженцев из Ани, гонимая на этот раз монголами, появилась здесь же около 1240 г. Переселение анийцев в область Понта, как отмечают историки, имело место и в начале 14-го века.

Если эти сведения соответствуют действительности, то на их основании можно с некоторым приближением реконструировать демографическую историю армянского населения Амшена. По причине чрезвычайной труднодоступности региона для завоевателей (в первую очередь, из-за его климато-географических осо­бенностей) и отсутствия каких-либо сведений о происходивших там войнах и иных конфликтах, а также ожидаемого низкого уровня миграции, можно заключить, что Амшенское княжество до появления там беженцев из Ани в течение трех с лишним столетий находилось в достаточно изолированных от внешнего мира и в относительно спокойных условиях. За это время, охватывающее примерно 12-15 поколений, вследствие естественного прироста, население области могло вырасти по меньшей мере в несколько раз. На основании этого можно предположить, что появившиеся там беженцы из Ани (число которых реально могло быть в пределах нескольких тысяч) “растворились” в местном населении, как в тигле. К сожалению, в исторических документах нет никаких сведений о количестве переселенцев из Ани, чтобы можно было судить об истинном уровне их вклада в генофонд амшенских армян.

Очередная гипотеза связывает происхождение амшенцев с граничащими на юге областями. Вслед за первоначальным поселением в Амшене армян под руководством князей Аматуни, арменизация региона могла продолжаться благодаря постепенной инфильтрации мигрантов. Об этом косвенно свидетельствует сходство между диалектами населения долины Хоторджур и одного из районов Амшена. С другой стороны, эта параллель, скорее, отражает последствия периодических – на протяжении нескольких столетий – контактов между населением двух областей, чем является результатом их общего происхождения.

Есть также опирающееся на античные исторические источники мнение, согласно которому армяне оказались в Амшене по меньшей мере со времен Урарту, когда цари Менуа, Аргишти и Сардур II последовательно вторгались в этот регион и в середине 8-го века до н.э. завоевали северные прибрежные районы Анатолии, включая область Понта.

И, наконец, согласно турецким историкам, хемшилы (которые, по их мнению, не имеют никакого отношения в армянскому населению Амшена) – это потомки тюрков-огузов из Центральной Азии. В рамках данной теории, усердно пропагандируемой на протяжении нескольких десятилетий, утверждается, что предки хемшилов, появившиеся в Хорасане, в середине 3-го века до н.э. поселились в районе Хамадана. Отсюда они вместе с Аршакидами, в период правления Арташеса Второго, двинулись в сторону Ошакана и Апарана в Армении. Родовое имя их вождя, Амад-Уни возникло в результате долгого пребывания племени в Хамадане. Племя Аматуни (получившее свое наименование от вождя-эпонима) мигрировало затем в долину реки Чорох и – далее, в 620 г., – в область Амшен. Лидер пришельцев, Ибеги Амам Бег, вновь отстроил разрушенный город Тамбур и переименовал его в честь себя – Амамашен.

Перечисленные гипотезы представляют собой различные версии возникновения населения Амшена, достоверность которых не может быть установлена в рамках исторической науки. Для этого требуется привлечь более объективные и независимые материалы, чем разрозненные и не всегда внушающие доверие сведения историков или лжеисториков За решение этой задачи взялись генетики, восстановившие демографическую историю Амшена и на основе сравнения ее с другими экстерриториальными группами региона пришедшие к выводу о наиболее вероятном происхождении его обитателей.

Была исследована группа джаникских армян, проживающих в поселках Новомихайловский и Тенгинка Краснодарского края России. Генетическая история этой популяции реконструирована на основе типирования специальных маркеров на мужской половой хромосоме. Для сравнения были изучены армянское население Сюника и Карабаха, а также довольно обширная группа армян, чьи предки по мужской линии проживали на территории Западной Армении (за исключением Амшена). Проверка гипотезы об огузском происхождении населения Амшена основана на сопоставлении последних с различными территориальными группами турок (исследованными турецкими генетиками в сотрудничестве с американскими коллегами) и популяцией узбеков, проанализированной английскими антропологами.

В первую очередь, выяснилось, что амшенские армяне в течение довольно продолжительного времени жили в относительной изоляции, что отразилось на особенностях генофонда данной популяции. Иными словами, подтвердилось предположение об отсутствии на протяжении многих веков существенного генетического обмена между населением Амшена и соседних территорий. Кроме того, результаты косвенно свидетельствовали о том, что упоминаемые историками беженцы из Ани не внесли какого-либо значимого вклада в генетическое разнообразие армян Амшена. Это, в свою очередь, означает, что число этих беженцев было несопоставимо с местным армянским населением Понта.

В популяционно-генетических исследованиях особое внимание уделяется наиболее распространенному (или модальному, как его называют генетики) в обследуемой этнотерриториальной труппе генетическому типу (в данном случае – это вариант Y хромосомы, встречающийся с максимальной частотой у амшенских армян). Чаще всего такой вариант представляет собой генетический “автограф” предковой популяции, основавшей ту или иную территориальную группу. Оказалось, что носителем модальной Y хромосомы является почти треть (более 30%) амшенских мужчин, а его низкие частоты обнаружены только в северо-восточной Турции (около 4%) и у армянского населения Западной Армении (около 2%). Сходным образом, наиболее распространенные варианты Y хромосомы этих групп (т.е. из Западной Армении и северо-восточной Турции), как и ожидалось, присутствовали и у мужчин Амшена.

Модальный гаплотип амшенцев не обнаружен у армян из Восточной Армении, узбеков и подавляющего большинства населения Турции. В свою очередь, у амшенцев отсутствуют предковые формы Y хромосомы населения Восточной Армении и Узбекистана, причем за пределами Центральной Азии модальный галлотип узбекских мужчин в умеренных частотах регистрируется только в некоторых территориальных группах современной Турции.

Результаты поиска корней армянского населения Амшена привели к заключениям, выходящим за рамки демографической истории данной территориальной группы. Во-первых (и это один из главных выводов), на генетическом уровне недвусмысленно исключается какой-либо значительный вклад восточных армян в демографическую историю Амшена, что подтверждает ранее выраженные сомнения по этому поводу. Это вовсе не означает, что исторические сведения о переселении в эту область беженцев из Восточной Армении в восьмом веке н.э не соответствуют действительности. Данный вывод определенно указывает лишь на то, что население Амшена (к тому времени значительно превосходящее по своей численности пришельцев во главе с князьями Аматуни) возникло намного раньше события, описанного историками Гевондом и Ованом Мамиконяном. Предшествующая 8-му веку н.э. многовековая история армянского населения Амшена подтверждается особенностями генетической структуры этой популяции. Она, по всей вероятности, формировалась в условиях длительной генетической изоляции области, окруженной горами с трудно преодолимыми проходами и перевалами, от соседних этнических групп. Появление уникального в своем роде амшенского диалекта, который принадлежит к западной ветви армянского языка, также свидетельствует в пользу этой многовековой изоляции.

Армянское население Амшена не могло быть основано выходцами из Восточной Армении и по следующей причине. Согласно историческим сведениям, предковая популяция состояла из более чем 12 тыс. человек, которая в мирных условиях через два поколения должна была, как минимум, удвоить свою численность, т.е. составить 24-25 тыс. Такое количество людей в популяции, согласно канонам популяционной генетики человека, достаточно для сохранения устойчивой генетической структуры в течение примерно 30-40 последующих поколений, т.е. до наших дней. Иными словами, у современных амшенцев должны были присутствовать отчетливые следы генетического наследия населения Восточной Армении, так и не обнаруженные в рамках проведенного исследования.

В генофонде амшенцев не выявлено даже слабых отзвуков генетического вклада тюрков-огузов, что полностью исключает какое- либо участие последних в этнической истории армянского населения области Понта.

Выводы генетиков убедительно свидетельствуют в пользу западноармянского происхождения населения Амшена. По величине соответствующего параметра, который является обобщенной мерой генетического сходства между популяциями, амшенцы оказались гораздо ближе к представителям из Западной Армении, чем к выходцам из Сюника и Карабаха. Наиболее веским аргументом в поддержку западноармянского происхождения амшенцев является регистрация у них модального варианта Y хромосомы Западной Армении.

О западноармянских корнях населения Амшена свидетельствует, в первую очередь, тот факт, что предковая форма мужской родословной амшенцев наблюдается только на территории исторической Западной Армении. Ее присутствие у современных жителей северо-восточной Турции имеет вполне разумное объяснение: во-первых, оно может отражать происходившие в прошлом генетические контакты между армянами Амшена и другими этническими группами региона (лазами, греками, черкесами и т.д.), которые жили в области Понта задолго до появления там тюркоязычных кочевников; во-вторых, обладатели этого варианта в указанном районе Турции, вероятнее всего, являются потомками амшенских армян, насильно исламизированных в Османской Турции. Не исключается также возможность того, что амшенцы время от времени имели спорадические генетические контакты с армянским населением, проживающим за пределами Понта.

Результаты генетического исследования населения Амшена находятся в явном противоречии с историческими сведениями о преимущественно восточноармянском происхождении данной популяции. Выводы генетиков согласуются с мнением некоторых современных историков, которые предостерегают от буквального трактования числа 12 тысяч (имея в виду количество беженцев, переселившихся в область Понта, согласно средневековым армянским историкам), поскольку оно, вероятнее всего, имеет символическое значение, а не отражает истинное положение вещей. В этой связи следует добавить, что согласно устной традиции (за­писанной со слов пожилого амшенца в конце 19-го века), князья Аматуни привели с собой всего четыре тысячи человек. Если допустить, что упомянутое переселение из Восточной Армении в область Понта, тем не менее, имело место, сегодня у нас есть веские причины утверждать, что эта была миграция ограниченного количества беженцев в сравнении с проживающим в Амшене в течение достаточно долгого времени многочисленным армянским населением.

Не стоит в данном случае всерьез обсуждать гипотезу турецких историков о том, что мигрировавшие позднее в эту область армяне могли передать свой язык местному населению. Такая форма смены языка обычно происходит в результате определенного эволюционного механизма, называемого в популяционной генетике “доминированием элиты” (elite dominance). Данный процесс обычно срабатывает вслед за завоеванием территории пришельцами, социально более организованными или монопольно владеющими новейшей технологией (например, земледелием, металлургией, более совершенным оружием и т.п.). Это дает им неоспоримые преимущества перед коренным населением и способствует постепенному распространению языка завоевателей-мигрантов. Однако в случае с амшенцами трудно представить те социальные, политические и иные обстоятельства, при которых механизм “доминирования элиты” (в лице малочисленной группы армян) мог привести к широкому распространению армянского языка на достаточно обширной территории.

И наконец, о западноармянском происхождении амшенских армян свидетельствует их язык, хомшецма, который, несомненно, относится к западной группе армянских диалектов и внутри данной группы входит в северо-восточную подгруппу. Одновременно хомшецма является одним из наиболее архаичных вариантов современного армянского языка благодаря его длительной изоляции от остального армяноязычного мира и – по этой причине – отсутствию влияния на него литературных диалектов. Сюда же следует добавить указания этнографов на западноармянское происхождение одежды амшенских армян, обладающей несомненными признаками древнего понтийского субстрата.

В совокупности, результаты генетического исследования поддерживают версию о заселении армянами области Понта еще в доантичную эпоху – вероятнее всего, во времена царства Урарту. Особенности патрилинеальной генетической структуры амшенцев могли сформироваться только за достаточно длительный период изолированного существования этой популяции. Для более точной оценки времени появления армян в этом регионе и установления областей в Западной Армении, откуда они пришли в Понт, генетикам необходимо исследовать и другие территориальные группы амшенцев.

Генетическое изучение Амшена делает только первые шаги и, конечно, не скоро будет завершено. Анализ иной генетической системы – наследуемой по материнской линии митохондриальной ДНК – покажет, какую роль играли женщины (в том числе из Восточной Армении и других этнических групп Понта) в формировании демографической истории этой необычной и во многом еще загадочной территориальной группы армян. А исследование хемшилов позволит выяснить, в какой степени генофонд данной популяции, некогда насильно обращенной в ислам, но сохранившей в качестве родного языка армянский, отражает ге­нетические особенности предковой группы. Подождем новых результатов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 22
  • Создано
  • Последний ответ

Айрудзи джан , в статье почему-то не учитывается фактор того , что со времен переселения Амшенцев население современной Восточной Армении просто могло немного изменится генетически...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

на самом деле, в статье есть значительные логические противоречия. Например если верить легендам, жители Артаза, которые переселились с Амамом Аматуни в Амшен, по происхождению и вовсе были аланами. Да и разделение Армении по совковому принципу Восточная-Западняя далеко не научно. Тем более на этом основании отнести жителей древней Ани, которые вообще были со всех краев Армении, к некому константному восточноармянскому субстрату.То, что армяне Амшена на самом деле должны были иметь больше общего с жителями северо-западной части историченской Армении, и не странно, незафиксированные перемещения населения происходили всегда, и соседние регионы всегда оказывали более существенное влияние друг на друга. В этом свете было бы интересно сравнение хамшенцев и джавахкцев, поскольку исторически они были близки географически. А так, в Армении можно выделить два крупных антропологических районов-это "понтийский" и "вански". К понтийскому можно отнести исторические наханги Бардзр Хайк, Тайк,гавар Басен, Покр Хайк. К ванскому-Васпуракан, Тарон, Сюник, Арцах и т.д. это конечно же весьма условное деление, поскольку еще раз надо отметить, что с течением времени все очень сильно перемешалось, особенно в центральных областях, а ныне в Араратской долине, Шираке, Котайке, Арагацотне,Гегаркунике, Вайоц дзоре, Лори.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да Самвел джан еще в древние времена путешественники и ученые постоянно отмечали удивительную схожесть населения Васпуракана,Тарона,Сюника и Арцаха. :noexpression:А то что Армению разделили на Восточную и Западную в Советском Союзе,это вообще новое слово так сказать в арменоведении. Спасибо за грамотный и научный пост!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Насчёт родства Вана, Сюника и Арцаха - вот тут есть пара догадок. Смотрите видео лекции Епископосяна в САРе. Он говорит, что 40% основное население Арцаха прибыло туда 40-50 тыс лет назад. Потом, 10 тыс лет назад влилось около 40%% свежей крови (это были хайи - армены). И ещё 20% - перекликаются с кавказскими албанцами. То есть, основа там хурритская, как и в Ване.

(Имхо).

http://rutube.ru/tracks/3131557.html?v=732d8b67d25524637750e40e558a6a2d

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Насчёт родства Вана, Сюника и Арцаха - вот тут есть пара догадок. Смотрите видео лекции Епископосяна в САРе. Он говорит, что основное население Арцаха прибыло туда 20 тыс лет назад. Потом, 3 тыс лет назад влилось около 20% свежей крови (это были хайи - армены). То есть, основа там хурритская, как и в Ване.

(Имхо).

http://rutube.ru/tracks/3131557.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У какого-то руского генерала, участника боёв 1914-17 годов на Кавказском Фронте, есть описание освобождения Вана. Там есть примерно такие строки: "Арсен, молодой армянин с типичными для ванца утончёнными чертам - тонким прямым носом, тонкими разлетающимися бровями, вьющимися каштановыми волосами - провёл наш передовой отряд к самому Вану".

Мне врезалось в память это описание. Вот таким для меня и стал образ хуррита. :-) То бишь есть кавказско-хурритский момент. Есть чисто арийский момент (Тарон, Барцраайк, частично Айрарат). Есть мосхско-понтийский момент. Ну и это... семиты... как же без них? Двин и Хлат вообще на 100% арабскими городами были.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати, Айрудзи, я раскусил что у тебя на аватаре нарисовано :-)

Это штандарт Первого Армянского Легиона римской армии.

Легио Прима Армениака

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD_Prima_(I)_Armeniaca

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У какого-то руского генерала, участника боёв 1914-17 годов на Кавказском Фронте, есть описание освобождения Вана. Там есть примерно такие строки: "Арсен, молодой армянин с типичными для ванца утончёнными чертам - тонким прямым носом, тонкими разлетающимися бровями, вьющимися каштановыми волосами - провёл наш передовой отряд к самому Вану".

Мне врезалось в память это описание. Вот таким для меня и стал образ хуррита. :-) То бишь есть кавказско-хурритский момент. Есть чисто арийский момент (Тарон, Барцраайк, частично Айрарат). Есть мосхско-понтийский момент. Ну и это... семиты... как же без них? Двин и Хлат вообще на 100% арабскими городами были.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если говорить серьезно Арцах многообразен: есть и ванцы и сасунцы и лезгины и тип внешности специфичный для Арцаха и т.д. Население ведь постоянно перемещалось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, скифы в Басене.

А на северных склонах Бюракана (там где берёт начало Аракс) - мары. Второе марское место - Марастан в верховье Хайоц Дзора в Ване.

Короче, хаи - это фикция. Выдумка дошнаков и Ст. Шаумяна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, скифы в Басене.

А на северных склонах Бюракана (там где берёт начало Аракс) - мары. Второе марское место - Марастан в верховье Хайоц Дзора в Ване.

Короче, хаи - это фикция. Выдумка дошнаков и Ст. Шаумяна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Историческая Армения - 800 000 кв.км и естественно что нигде в мире несуществовало государства с такой территорией где небыло бы антропологических различий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   0 пользователей, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

    • Нет пользователей в сети в данный момент.
  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    1 гость

    Нет пользователей в сети в данный момент.

  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...