Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Таргум -язык перевода Пятикнижия


Aero

Рекомендованные сообщения

А теперь внимание, вопрос:

Таргманел, таргманутюн - переводить, перевод на армянском. В чем секрет, откуда куда это слово попало?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 29
  • Создано
  • Последний ответ

В армянском глагол թարգմանել [t‘argmanel] «переводить» от слова թարգման [t‘argman] «переводчик», которое заимствовано из сирийского языка.

Само слово, по мнению Кауфмана, (Kaufman, S. A. The Akkadian Influences on Aramaic. Chicago, 1974, p. 107) возможно имеет хеттское происхождение и попало в арамейский через посредничество аккадского языка.

Английское “dragoman” и русское «драгоман» из французского языка, который в свою очередь заимствовал это слово из арабского ترجمان [tarğumān].

Соответствующая страница из книги Кауфмана:

10cdcd0b5655.jpg

Разговорное новоармянское слово թարս [t‘ars] «наоборот; навыворот» не имеет ничего общего с «переводить» и попало в армянские диалекты из тюркских языков (ср. азерб. tərs, турецк. ters с тем же значением).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Само слово, по мнению Кауфмана, (Kaufman, S. A. The Akkadian Influences on Aramaic. Chicago, 1974, p. 107) возможно имеет хеттское происхождение и попало в арамейский через посредничество аккадского языка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо Арцив джан , учитывая , что на сегодня хеттская клинопись считается самой древней письменной формой индоевропейских языков , то Кауфман кажется утверждает всё-таки , что слово не семитское )...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И еще интересно, слово Таргум может иметь какую то связь со словом Торгом?

Торгом (Фогарма) — имя, упоминаемое в библейском родословии послепотопных патриархов

В клинописных источниках встречается название города Тегарама, в восточной части Малой Азии, в долине верхнего течения реки Евфрат (ивр. בית תוגרמה, Бет Тогарма в Иез. 27,14 и 38,6). Грузины и армяне считают себя потомками Тогармы (Торгом, Տորգոմ по-армянски, Таргамос, თარგამოს по-грузински). У древнеармянских писателей Торгом — первый мифический армянский царь, сын которого, Айк (арм. Հայկ — Hayk) считается родоначальником армян; от него или от его сына, Арменака, армянские историки производят название Армении.

В еврейской литературе позднего средневековья название Тогарма употреблялось для обозначения Турции.

По мнению современных ученых, этим именем названо небольшое армянское царство на территории будущей Малой Армении, которое у греков были известно как «Мелитена» (греч. Μελιτήνη) (по столице).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати да.

Интересно узнать еще этимологию слова qaghana и связь со словами kohen (иудейский род Коэн) и каган (правитель тюрок).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вы что все всерьез верите в сравнительное языкознание? Никогда не доверял этим историкам и лингвистам. Представить только, если через 2000 лет в руки людей попадет hard disk компьютера подростка 2000-х. Или если после ядерного взрыва останется только блог Лобзика. В 4010-ом найдется какой то умник, который напишет (или комп за него будет говорить), что в постгугловско-ютубовский период люди у Каспия говорили на условно-ашкеназском диалекте славоно-суахилского языка и большинство слов имели трехбуквенный корень. Потом этому ученому дадут за это открытие премию-мремию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И еще интересно, слово Таргум может иметь какую то связь со словом Торгом?

Торгом (Фогарма) — имя, упоминаемое в библейском родословии послепотопных патриархов

В клинописных источниках встречается название города Тегарама, в восточной части Малой Азии, в долине верхнего течения реки Евфрат (ивр. בית תוגרמה, Бет Тогарма в Иез. 27,14 и 38,6). Грузины и армяне считают себя потомками Тогармы (Торгом, Տորգոմ по-армянски, Таргамос, თარგამოს по-грузински). У древнеармянских писателей Торгом — первый мифический армянский царь, сын которого, Айк (арм. Հայկ — Hayk) считается родоначальником армян; от него или от его сына, Арменака, армянские историки производят название Армении.

В еврейской литературе позднего средневековья название Тогарма употреблялось для обозначения Турции.

По мнению современных ученых, этим именем названо небольшое армянское царство на территории будущей Малой Армении, которое у греков были известно как «Мелитена» (греч. Μελιτήνη) (по столице).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я ни в коей мере ни с кем здесь не спорю, просто пытаюсь изложить свое понимание:)

Слово таргум по словарю иностранных слов имеет халдейское происхождение.

(халд. targum - объяснение, от targem - переводить). Перевод библейских книг на халдейский язык.

Таргум, или по халдейски "таргута", значит толкование, объяснение. Эти слова означают объяснение слов одного языка словами и выражениями другого, более понятного, бывшего в большем употреблении, чем первый, или же объяснение непонятных слов текста на том же самом языке, словами и оборотами того же языка, но более подробными и ясными. Халдейский язык раввины называют языком таргумическим. В отношении к халдейским переводам священного Писания слово "таргум" означает объяснение слов еврейского языка выражениями и словами халдейского.

Начало "таргумов" надобно искать в том обстоятельстве, что иудеи, находясь в вавилонском плену, забыли свой язык, и потому явилась потребность толковать священное Писание на сиро-халдейском языке, в то время особенно распространившемся

Моя ссылка

А кто такие халдеи, для меня лично большая загадка. С учетом того, что в Урарту, это ассирийское у все конечно портит, там явно вместо У, надо А читать:) поклонялись богу Халди, а святилище его находилось в Мусасире, который на самом деле называется Ардини, а бог Ард. Халди - Ард?Еще есть версия Халди - Карди- и Арартские горы - как горы Карду. И армян называют народ алародиев. У меня впечатление ,что здесь кроется какая то загадка произношения одного и того же слова разными способами. В древности мифология , имена предков, названия городов отождествлялись с богами. а вот произношение разнилось. Вполне может оказаться однажды, что таргум это язык дома Торгома. А халдеи это как раз жители Нагорья из дома Торгома, оказавшиеся в Египте в виде гиксосов:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Есть же такая версия. Поэтому таргум может оказаться древним армянским словом.

Флавий считал гиксосов, изгнанных из Египта фараонами XVIII династии, и обосновавшихся, по словам Манефона, в Иерусалиме, предками израильтян. Именно поэтому он пишет «сообщив, что предки наши вышли из Египта за столько лет раньше» - речь идет о первом «изгнании» гайксосов, или точнее о династическом расколе среди гайксосов, в результате которого часть гайксосов изгоняется из Египта и, опасаясь мести ассирийцев, не возвращается на свою родину – Армянское нагорье, а основывает город Иерусалим. Первым правителем израильтян в Палестине назван «царь Месопотамский»:

«И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки Хусарсафема, царя Месопотамского» (кн. Судей 3:8).

Хусарсафем, царь Месопотамский - по-еврейски Kuwshan Rish`athayim melek 'Aram Naharayim. 'Aram Naharayim - Арам меж двух рек. Так называлась часть Верхней Месопотамии, а именно территория междуречья Евфрата и Хабура. Список государств, возникавших на этой территории, и имевших возможность установить контроль над Палестиной, не так уж велик. Первое такое государство – хурритско-армянское (Арам-Нахарина-Митанни) царство Уркеша, установившее контроль над всей Северной Месопотамией.

Кстати, само название Ханаан (хурритск. название; зап.-семитск. название – кенаан, Ханан; совр. Палестина), ханаанеи происходит от народа именуемого – кинахайцы, жители страны Кинаххи, проживавшего на территории от истоков Тигра до Армянского Нагорья, и на восток до Алзи (Арзанены). (История Древнего Востока (ИДВ).с.672).

Месу не являлся израильтянином, но он не был и египтянином. То, что Моисей не принадлежал к еврейскому племени (иврим) видно из его недоумения по поводу их богов. После того, как Господь призывает его вывести евреев из Египта, Моисей (Моше) «говорит Богу: вот, я приду к сынам Исраэйлевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А скажут они мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им?» (Тора, 1977, 3-е изд. Монреаль. с. 70).

В цитировавшемся выше тексте Манефона сказано, что Месу имел общих предков с гайксосами. Это совпадает с мнением ряда историков, считающих что фараоны и XVIII династии по происхождению гайксосы.

Упоминание звука «I» (ай) имеется только в книге И.Флавия опубликованной в 1895 г. и переизданной ротапринтом. Пытаясь проверить точность переданного звучания, мы обнаружили, что во всех Интернет-версиях и даже в недавно вышедшей солидной хрестоматии «Истории Древнего Востока» (2002), допущенной в качестве учебного пособия для историков, звук «ай» не фигурирует. Намеренно ли это сделано, или просто невнимательность издателей?

И только обратившись к оригиналу, к древнегреческому тексту Флавия, опубликованному в 1955 г. в Германии (Flavii Iosephi, Opera V, Apud Weidmannos, vol.V. Contra Apionem Libri , Berlin, Germany – 1955, p.14-15), мы подтвердили точность до-советского перевода. Значки над буквами в древнегреческом языке обозначали дифтонг «ай». В современном греческом они не используются.

Попробуем теперь определить, как же в действительности именовались гиксосы. Вернемся к их самоназванию «Гик» или «Гак», которое произносится с придыханием и, скорее всего, должно было бы звучать как «Хик» или «Хак». Египетские иероглифы содержали два рода знаков - идеограммы и фонограммы. Идеограммы описывали объект и конкретные понятия. Слова составлялись только из согласных. Фонограммы же указывали на то, как должно было звучать это слово, т.е. какие гласные должны были вставляться между согласными. Но поскольку обычно звуки не фиксировались в иероглифических текстах, позднейшими исследователями было принято для удобства чтения вставлять между согласными звук «и», там где не было соответствующей фонограммы. Поэтому Иосиф Флавий мог фиксировать только слово «H’k» ( в латинском написании), как это и указано в сноске к его тексту в «Истории Древнего Востока, М., 2002, с.54». Будучи вынужден искать звучание этого слова, как выше указано, он сообщает, что «В другом же экземпляре я нашел, что звук «I ик», т.е. звук – «ай ик». (Иосиф Флавий. «О древности Иудейского народа», С.-П., 1895, с.19).

Соединив эту фонограмму с согласными, мы и получаем слово «Хайк», произносимое с «густым придыханием». Напомним, что древнегреческий текст прямо указывает на звук «хайк» как самоназвание гайксосов. В латинском алфавите это слово - «Hyкe». Но Хайк – прародитель армян и их самоназвание – народ Хайка. Других претендентов на это имя в истории нет

Моя ссылка

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Армянское слово քահանայ [k‘ahanay] – «священнослужитель» из сирийского kāhna, которое стоит в родстве с kōhēn в иврите, kāhin в арабском и kāhne в эфиопском.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   0 пользователей, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

    • Нет пользователей в сети в данный момент.
  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    1 гость

    Нет пользователей в сети в данный момент.

  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...