Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Нагорно-Карабахская Республика


Гость Miaceq_hayeR

Рекомендованные сообщения

давайте все вместе разберемся в теме. если что не так, будем исправлять и разбираться. поехали

Российско-Персидская война (1794-1813) вследствие чего Карабах согласно Гюлистанскому договору был передан России.

1840 год территория Кавказа была разделена на 2 части – Каспийский регион и Елизаветпольский Регион. Карабах входил в состав Каспийского региона. В 1867 году Южный Кавказ был разделен на 5 частей – Кутаиси, Тифлис, Ереван, Елизаветполь (Гандзак) и Баку. Территория Армении была разделена между Ереванской, Тифлиской и Елизаветпольской губерниями.

Если Нахиджеван вошел в состав Ереванской губернии, то Нагорный Карабах вошел в состав Елизаветпольской губернии. В Елизаветпольской губернии азербайджанцы составляли только половину населения – 55,96 процента, а армяне – 35,43 процента

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 35
  • Создано
  • Последний ответ

27 мая 1918 года Азербайджан провозглашает независимость

28 мая 1918 года Армения провозглашает независимость

5 января 1919 года правительство Азербайджана назначает общим губернатором Карабаха-Зангезура Хосров Бег Султанова. В этом вопросе азербайджанской стороне способствовал британец Томсон

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

28 сентября 1920 года Турция напала на Армению

2 ноября 1920 года - Лига Наций отвергает просьбу мусаватистского Азербайджана о приеме в Лигу. В решении указывается, что в Лигу Наций нельзя принять государство, которое не было признано де-юре ни одним членом Лиги Наций. Проще говоря Лига наций, чьей правопреемницей впоследствии стала ООН, не признала ДРА, мотивируя отказ территориальными распрями с соседями, точнее - указав на проблему Нахичевана и Карабаха.

2 декабря 1920 года в Александарполе (Гюмри) подписывается мирный договор между Арменией и Турцией

30 ноября 1920 года сразу же после советизации Армении полномочные органы государственной власти Азербайджанской ССР официально декларировали отказ в пользу "братской" Армянской ССР от территориальных претензий на армянские земли – Карабах, Зангезур и Нахичеван.

Имеется в виду телеграмма председателя Ревкома Азербайджана Н.Нариманова и народного комиссара по иностранным делам М.Гусейнова от 30 ноября 1920г., которой сообщалось решение "рабоче-крестьянского правительства Азербайджана о том, что с этого дня объявляются ликвивидированными споры о границах между Арменией и Азербайджаном" и о том, что "Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичеван признаются частью Армянской Социалистической Республики", а также провозглашенную Наримановым на торжественном заседании Бакинского Совета и Азревкома 1 декабря 1920г. Декларацию Ревкома Советского Азербайджана, в которой от имени республики подтверждалось решение о прекращении территориального спора на основе признания прав Армянской ССР на территории Зангезурского и Нахичеванского уездов и Нагорного Карабаха.

3 июня 1921г. Кавбюро РКП(б) при участии Нариманова единогласно приняло решение: "Указать в декларации Армянского правительства о принадлежности Нагорного Карабаха к Армении". Согласно этому решению, правительство Советской Армении 12 июня 1921г. приняло декрет, в котором окончательно оформлялась юридическая принадлежность этих территорий Советской Армении. Цитируем: "На основании декларации Ревкома Социалистической Советской Республики Азербайджана и соглашения между Правительствами Советских Социалистических Республик Армении и Азербайджана объявляется, что Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Социалистической Советской Республики Армения".

Текст декрета правительства Армении о воссоединении с нею Нагорного Карабаха был опубликован и в Баку ("Бакинский рабочий", 22 июня 1921г.) и никаких протестов не вызвал.

Сегодня, спустя почти восемьдесят лет, в Азербайджане либо замалчивают это решение, либо представляют как досадную "ошибку". Очевидно, что от последовавшего рецидива экспансионизма юридическая сила решения полномочной государственной власти Азербайджана нисколько не умаляется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Юридический акт отказа Азербайджана от претензий на Карабах и другие армянские территории был официально одобрен правительством РСФСР. "В июле (1921г.) заключается соглашение (Армении) с Азербайджаном о Нагорном Карабахе, который включается в состав Советской Армении", - отмечалось в Годовом отчете Народного комиссариата иностранных дел РСФСР за 1920-1921гг. высшему органу власти – XI Съезду Советов.

2 декабря 1920 года в Александарполе (Гюмри) подписывается мирный договор между Арменией и Турцией

16 марта 1921 года подписан мирный договор между Турцией и Россией, согласно которому Нахиджеван переходит Азербайджану как протекторат. Обе договаривающиеся стороны согласны, что Нахичеванская область в границах, указанных в приложении I (С) настоящего Договора, образует автономную территорию под протекторатом Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 июля 1921 года- заседание Пленума Кавбюро РКП(б). присутствовал Сталин. Голосование прошло по двум вопросам.

1. Оставить Карабах в составе Азербайджана.

За проголосовали – Нариманов, Махарадзе, Назаретян

Против проголосовали – Орджоникидзе, Мясникян, Киров, Фигатнер

2. Оставить Карабах в составе Армении

за - Орджоникидзе, Мясникян, Киров, Фигатнер

Решение – оставить Карабах в составе Армении.

Окончательное решение оставили 5 июля. Тогда опять таки в присутсвии Сталина без голосовании было решено оставить Карабах в составе Азербайджана. - Постановление Пленума Кавбюро РКП(б) о Нагорном Карабахе: "Исходя из национального мира между мусульманами и армянами, постоянной экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его связи с Азербайджаном, оставить Нагорный Карабах в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию с центром в г. Шуши…".

2. 1921-1923 гг. - Муссирование в АзССР идеи создания в Нагорном Карабахе другой национальной автономии -"Красного Курдистана", который должен был включать Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский и Джебраильский районы.

1923г., 7 июня - Принятие АзЦИК-ом Декрета "Об образовании Автономной области Нагорного Карабаха".

В нарушение Постановления Кавбюро автономная область создается лишь на части оставленного "в пределах" АзССР Нагорного Карабаха. Декрет вводит в обращение новое понятие: "армянская часть Нагорного Карабаха". В состав автономной области не были включены Лачин, Каравачар (Кельбаджар), Кубатлу, Джебраил, Шаумян, Ханлар и весь северный Нагорный Карабах. Декрет провозгласил целью советской власти в Азербайджане создание "единого государственного союза" армян и мусульман и закрепил важный правовой факт о том, что "все пастбища, леса, сады и фактическое владение землей и водой сохраняется за нынешними владетелями".

ВОПРОС О ПРАВОМОЧНОСТИ КАВБЮРО ЦК РКП(б)

Вопрос о правомочности Кавбюро РКП(б) - партийного, неконституционного органа третьей стороны - обсуждался неоднократно. Если исходить из того, что Кавбюро было неправомочно выносить решения по территориальным вопросам, то придется признать, что НК - аннексированная в 1921г. территория Армении, подлежащая возвращению. Если же допустить, что Кавбюро было правомочно выносить подобные решения, то придется приравнять его Постановление к многостороннему международному договору. Но в этом случае юридически состоятельным придется считать Постановление от 4 июля, а не постановление от 5 июля, которое не было поставлено на обсуждение. Вопрос о правомочности Кавбюро РКП(б) потерял актуальность в 1991 году, когда Баку отказался от правонаследия АзССР и потерял все юридические отношения к Нагорному Карабаху. Однако при всевозможных оценках постановления Кавбюро неизменным остается одно: вопрос об НК не был внутренним делом АзССР.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

20 февраля 1988 года - Решение Внеочередной сессии Совета народных депутатов НКАО "О ходатайстве перед Верховным Советом АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР".

21 февраля 1988 года - Принятие ЦК КПСС решения "О событиях в Нагорном Карабахе", в котором Постановление Внеочередной сессии Народных депутатов НКАО квалифицируется как спровоцированная националистическими элементами акция.

12 июля 1988 года - Принятие решения Восьмой сессией Совета народных депутатов НКАО ХХ созыва "О провозглашении выхода Нагорно-Карабахской автономной области из состава Азербайджанской ССР".

12 июля 1988 года - Принятие решения Восьмой сессией Совета народных депутатов НКАО ХХ созыва "О провозглашении выхода Нагорно-Карабахской автономной области из состава Азербайджанской ССР".

Постановление Сессии областного Совета народных депутатов от 20 февраля содержало лишь просьбу о включении НКАО в состав АрмССР. Однако сумгаитский геноцид и волна массовых актов насилия в виде погромов и убийств по всей АзССР, а следовательно, массовое нарушение конституционных и гражданских прав армянского народа АзССР, стали основой для принятия решения о выходе НКАО из состава АзССР. НКАО приняла это решение в качестве субъекта национально-государственного устройства СССР, за которым было признано право на самоопределение. В Постановлении речь не шла о воссоединении с Армянской ССР.

13 июля 1988 года - Принятие Президиумом ВС АзССР Постановления "О ходатайстве депутатов Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области о передаче области из Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР".

В постановлении эта просьба оценена как неприемлемая, "поскольку ее реализация противоречила бы интересам азербайджанского и армянского населения республики...". Постановление было прнято в духе документов по образованию АзССР как ненациональной (интернациональной) республики двух основных общин - мусульман и армян (правда, через шестьдесят лет после того, как многочисленные коренные народы были ассимилированы или загнаны в своеобразное национальное подполье, вместо словосочетания "мусульмане и армяне" впервые появляется новый оборот - "азербайджанцы и армяне"). Хронологически это было последнее признание Баку того, что носителями государственности АзССР являются две основные общины республики - азербайджанцы и армяне. На следующий же день Баку "исправил ошибку". В Постановлении ВС АзССР уже говорится не об азербайджанском и армянском народах республики, а об армянском и азербайджанском народах области! Формулировка исказила не только географию, но и сущность конфликта: армянский народ Азербайджана (армянское население, проживающее за пределами Нагорного Карабаха) - главная жертва конфликта - исключается из образа конфликта.

15 июня 1988 года - Принятие Верховным Советом Армянской ССР Постановления "О решении Внеочередной сессии областного Совета Народных Депутатов Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР от 20 февраля 1988 года "О ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской и Армянской ССР о передаче Нагорно-Карабахской автономной области из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР". ВС АрмССР дал "согласие на вхождение Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР".

: Постановление не противоречило Конституции СССР, так как этим актом Армянская ССР всего лишь дала согласие на воссоединение НКАО с АрмССР. Постановление оставляло место для политических поисков разрешения проблемы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

18 июля 1988 года - Рассмотрение вопроса о Нагорном Карабахе на заседании Президиума ВС СССР. В Постановлении указывается, что Президиум ВС СССР "считает невозможным изменение границ и установленного на конституционной основе национально-территориального деления АзССР и АрмССР. Принимая такое решение, Верховный Совет СССР исходит из положения Конституции СССР (статья 78), в соответствии с которой территория союзной республики не может быть изменена без ее согласия".

Для Центра неприемлемым было не само изменение границ и установленного национально-территориального устройства (в некотором смысле эти границы в пределах единого союзного государства были сугубо территориально-административными границами), а сам факт того, что на такое изменение границ он должен был пойти по требованию народа. До этого Москва по своей инициативе десятки раз изменила границы союзных республик, не оглядываясь на Конституцию. В частности, в пользу АзССР неоднократно были изменены границы АрмССР. Причем в случае Армении вопрос решался без каких-либо протоколов и соглашений. Основанием могла служить изданная в Москве карта с измененными границами (как, например, в случае села Арцвашен).

1 декабря - Совместное Постановление ВС АрмССР и Национального Совета НКАО "О воссоединениии АрмССР и Нагорно-Карабахской автономной области".

2 сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов, принявшая Декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения - 99,89% - высказалось за полную независимость от Азербайджана.

В последние годы власти Армении с разных трибун неоднократно заявляли, что Нагорный Карабах никогда не был частью независимого Азербайджана. 24 июня президент Кочарян во время выступления в Евросовете сказал: "В результате развала Советского Союза на территории Советского Азербайджана сформировалось 2 независимых государства - Нагорный Карабах и Азербайджан. И существуют они на идентичной правовой основе. То есть, территориальная целостность Азербайджана не имеет ничего общего с Нагорным Карабахом".

И пошло поехало…

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Давайте рассмотрим с точки зрения межд право, устав ООН и тому подобные бюрократические вещи.

И так

УСТАВ ООН

Статья 1

Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

Статья 2

Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций;

НИГДЕ не написано, что принцип территор целостности важнее принципа самоопределения наций. Даже больше, самоопределение наций указано в самой первой статье

Международный пакт о гражданских и политических правах

Статья 1

Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

О территор целосности НИ СЛОВА

Конвенция Монтевидео один из немногих международных документов, дающих определение государства и суверенитета в международном праве.

В Конвенции Монтевидео 1933 года закреплены четыре признака государства:

• постоянное население

• определённая территория

• собственное правительство

• способность к вступлению в отношения с другими государствами

НКР соответствует всему этому? Ответ положительный

Там также зафиксирован такой момент, как - «политическое существование государства не зависит от признания другими государствами».

11 марта 1999 года в Страсбурге Европарламент принял резолюцию по Нагорному Карабаху, в которой отмечалось, что «в сентябре 1991 года Нагорно-Карабахская Автономная Область декларировала свою независимость после развала СССР и аналогичных деклараций бывших Союзных Республик». Тем самым фактически уже была признана международно-правовая обоснованность провозглашения карабахской независимости. У НКР есть все достаточные основания для членства в ООН.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 1988 году в папке исторических аргументов Баку ничего нового не появилось, если не считать легко опровергаемые исторические измышления и фальсификации. И все же, надо признать: все советские годы закавказские турки то нервозно, то методично и целенаправленно, однако масштабно старались "включиться в историю края", с целью стать полноправным хозяином - как самой истории, так и края..

Уже в самом начале конфликта был пущен в пропагандистское обращение тезис о том, что Нагорный Карабах исконно азербайджанская земля. Аргумент "наша исконная земля" сугубо исторического толка, и как полагали в Баку, он не нуждался в особых доказательствах и обоснованиях. Понятно, надо было внедрять саму идею в сознание тех, кто в дальнейшем должен был воевать против Нагорного Карабаха.

В официальных, носящих правовой характер, документах Баку воздержался от применения формулы "Нагорный Карабах - исконно азербайджанская земля". То ли опасаясь быстрого разоблачения, то ли имея в виду трудность проталкивания подобных аргументов в международных кругах, там решили пойти на иные, более тонкие технологии апелляции к истории.

Актом "О восстановлении государственной независимости" от 30 августа 1991 года и "Конституционном актом о государственной независимости" от 18 октября 1991 года в Баку отказались от правопреемства АзССР, восстановив статус Азербайджанской Демократической Республики (АДР), просуществовавшей с 15 сентября 1918 года, когда город был взят турками, до 28 апреля 1920 года, когда ХI Красная армия учредила в Баку АзССР.

Сам акт восстановления существовавшей в 1918-1920 гг. Азербайджанской Демократической Республики был уходом в историю. Правда, при этом в упомянутых актах умалчивался, что Азербайджанская Демократическая Республика появилась на свет усилиями вторгшихся в Закавказье регулярных войск Турции и получила отказ Лиги наций быть признанным де-юре государством. Возвращаясь к событиям начала ХХ века, Баку фактически включил всю историю минувшего века в контекст конфликта между НКР и Азербайджанской Республикой. И это при настоятельных уговорах посредников "не погружаться в историю". В Баку это делали сознательно, дабы создать впечатление, будто история государственности Азербайджана имеет почти вековую историю.

В "Конституционном акте о государственной независимости" имеется и другая историческая ссылка. С него начинается сам текст конституционного акта: "28 мая 1918 года Национальный Совет Азербайджана принял Декларацию о независимости Азербайджана, возобновив тем самым многовековые традиции государственности азербайджанского народа". Что касается ссылки на "многовековые традиции государственности азербайджанского народа", то она явно рассчитана на тех, кто никакого представления об истории региона не имеет, и не знает, что до советского периода ни народа, ни территории, ни государства с таким названием на востоке Закавказья не было. Что же говорить о многовековой государственной традиции.

Надо достаточно хорошо знать историю Закавказья начала ХХ века, чтобы обнаружить фальшь о Национальном Совете Азербайджана, якобы объявившем о независимости Азербайджана. Подобного Совета в Азербайджане не было вообще.

Продолжим тему. Конституционный акт в первой же статье констатировал: "Вторжение 27-28 апреля 1920 г. вооруженных сил РСФСР на территорию Азербайджана, свержение законно избранных органов власти Азербайджанской Республики… являются… агрессией РСФСР против Азербайджанского государства". Это уже новая ссылка на историю. Но ссылка своеобразная. Во-первых, обращает на себя внимание то, что возникшие на турецких штыках органы власти в Конституционном акте называются "законно избранными властями". Но более примечательным является изменение названия Азербайджанской Демократической Республики. Она задним числом переименована в просто Азербайджанскую Республику. Для убедительности правопреемства, в Баку позаботились о том, чтобы название незаконно появившейся в 1918 году республики совпало с названием нынешней Азербайджанской Республики. Но самое впечатляющее "включение истории" в текст Конституционного акта - это определение территории Азербайджанской Республики.

Восстановив государственность возникшей на турецких штыках, просуществовавшей всего 15 месяцев и покинувшей политическую арену без приобретенных или признанных границ Азербайджанской Демократической Республики, в Баку все же решили привести в свидетели историю, правда, без всяких объяснений. Вот что в этом правовом документе говорится о территориальной целостности Азербайджанской Республики: "Территория Азербайджанской Республики в исторически сложившихся границах едина, неделима, неотчуждаема". Видимо, лишь самим авторам понятен, какой смысл вложен в эту бессмысленную с точки зрения права формулировку (с юридической точки зрения понятие "исторически сложившиеся границы" - откровенный нонсенс). Но оказывается, приведенное выражение лишено смысла и с исторической точки зрения. Ведь Азербайджанская Республика в 1991 году восстановила государственность Азербайджанской Демократической Республики, которая ушла в небытие, так и не заимев легитимных границ и обозначенной ими территории, на неделимость которой настаивает Конституционный акт.

Если же Конституционный акт имеет в виду территорию АзССР, то формулировка оказывается бессмысленной, не только с юридической, но и исторической точки зрения. Ведь нынешняя Азербайджанская Республика, отказавшаяся указанным Конституционным актом от правопреемства АзССР, перестала иметь какое-либо юридическое отношение к территориям, включенным в пределы АзССР. Но если даже в 1991 году она стала бы правопреемницей АзССР, то в обход действующему Карсскому договору от 13 октября 1921 года и Решению Кавбюро от 5 июля 1921 года она не могла бы территории, включенные в пределы АзССР, объявлять своими. Нахичевань была отдана всего лишь под покровительство АзССР, а народ Нагорного Карабаха в ходе распада СССР и к моменту принятия Конституционного акта уже реализовал свое право самоопределения национально-государственного статуса. Так что, с какой стороны ни смотри, выражение провозглашенного в октябре 1991 года Конституционного акта "исторически сложившиеся границы" оказывается бессмысленным.

Надо отметить, что все тексты документов периода распада СССР и суверенизации Азербайджанской Республики написаны в этом же духе. На поверку все ссылки на историю оказываются ссылками на вымыслы и мифы, ничего общего не имеющие с реальной историей. Но, несмотря на разоблачения, там усердно продолжают этот курс. Не все же знают, о чем идет речь, не всем известна история Закавказья.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

после всего вышенаписанного хочется сказать одно. азербайджанцы, да пошли вы со своей широкой автономией :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

Независимость НКР с юридической точки зрения безупречна!

Все было сделано в строгом соответствии с нижеследующим Законом СССР.

Закон СССР

«О порядке решения вопросов, связанных с выходом

союзной республики из СССР»

№ 1409-1 от 3 апреля 1990 года

Статья 2.

Решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). Решение о проведении референдума принимается Верховным Советом союзной республики по собственной инициативе или по требованию, подписанному одной десятой частью граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.

...

Статья 3.

В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

ОБРАЗОВАНИЕ НАГОРНО-КАРАБАХСКОЙ

Образование Нагорно-Карабахской Республики и процесс ее международного признания обычно рассматривается как проявление политической воли. Однако какими бы сложностями ни сопровождался этот процесс, определяющими в конечном итоге должны стать правовые аспекты. Прежде всего, должны быть учтены те особенности конституционного права СССР, которые стали основой для международного признания бывших союзных республик в качестве независимых государств. В первую очередь, это закрепленное в Конституции СССР основанное на принципе самоопределения право союзной республики на отделение от СССР (статья 72 ). К сожалению, многие авторитетные специалисты допускают ошибку и сводят конституционное право к Конституции СССР, забывая о раскрывающих правовые механизмы реализации конституционных прав законах СССР. В частности, куда менее известно то, что раскрывающий правовые механизмы конституционного права самоопределения, вплоть до отделения, Закон СССР от 3 апреля 1991 г. "О порядке решения вопросов,связанных с выходом союзной республики из СССР" предоставлял право на самоопределение не только для союзных республик, но и, при определенных условиях, автономиям и компактно проживающим этническим группам. В международных организациях утвердился следующий подход: в качестве независимых государств признаются те субъекты бывших федераций (СССР, СФРЮ, Чехословакия), относительно которых конституциями этих государств было предусмотрено право их выхода. Поэтому должны быть признаны союзные республики, но невозможно признание бывших автономий. Многие авторитетные политики и дипломаты используют этот довод против признания НКР, сознательно или бессознательно игнорируя существовавшие конституционные механизмы бывшего СССР: ведь именно союзное законодательство предусматривало право самоопределения не только для Азербайджана, но и для НКР. НКАО явилась единственной на территории бывшего Союза автономией, которая в сложных условиях осени 1991 г. полностью использовало свои предусмотренные законодательством права и возможности, в отличие, кстати, от большинства союзных республик, которые вначале заявили о своей независимости и только затем провели требуемый законодательством референдум.

Согласно статье 3 вышеупомянутого закона," в союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе. В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно".

Наличие такой нормы логично и вытекает из глубинных характеристик союзного государства, хотя бы в декларативной форме определявших национально-государственное устройство СССР. Исходя из того, что СССР - это союз народов, а автономия есть форма самоопределения (теоретики рассматривают это как форму внутреннего самоопределения), очевидно, что право одного народа на самоопределение не должно лишать подобного же права другой, меньший по численности народ. Поэтому те соглашения между конституентами государства, которые были актуальны при его образовании, должны были быть пересмотрены при отделении более крупной национально-государственной единицы, причем пересмотрены самими народами.

Шагом вперед применительно к конституционно закрепленному национально-государственному и национально-территориальному устройству СССР было и признание особых прав не имеющих форм автономии народов. Именно существовавшее в СССР разграничение народов на имевшие формы государственности и лишенные их было одним из наиболее уязвимых мест государственного устройства СССР, и оно частично было преодолено в вышеупомянутом законе.

Приведенная норма отражает и тот фундаментальный подход, согласно которому носителем суверенитета не может считаться какая-либо привилегированная часть государства, пусть даже большинство населения, носителем суверенитета и субъектами суверенных прав являются все конституенты государства, в том числе автономии и национальные меньшинства, вплоть до отдельной суверенной личности.

Здесь я сознательно не затрагиваю то, насколько законным было включение НКАО в состав Азербайджанской ССР, а также вынесение из ее состава Шаумяновского и Ханларского районов, не касаюсь коллизий между правами союзной республики и правами автономий, выявившихся в 1988-1991 г.г., а также ряда других тесно связанных с рассматриваемой проблем. Все это существенно, но если международное сообщество в лице авторитетных организаций заявляет о готовности признать те субъекты бывших федераций, которые выделились в соответствии с конституционным правом данного государства, если, определяя границы между отделившимися субъектами и признавая их в качестве международных, оно основывается на внутреннем законодательстве бывших федераций, если единственной правовой основой для включения Нагорного Карабаха в состав Азербайджана является Конституция СССР, то настоятельной необходимостью является рассмотрение правового статуса НКР именно в этих рамках, отвлекаясь от всех других. Если международное сообщество считает необходимым решать вопросы не на основе политических принципов, а на уважении правовых норм, в том числе и Конституции СССР, то принимая этот подход, следует принять и вытекающие из него следствия.

В соответствии с союзным законодательством правом инициативы относительно вопросов своего статуса наделялись союзные республики, автономии могли поднимать аналогичные вопросы только во вторую очередь (в противном случае поднятые ими вопросы требовали согласия союзной республики). Не вдаваясь в обсуждение дискриминационности подобного подхода, заметим, что право народа НКАО на самоопределение признавалось решающим фактором только при условии поднятия Азербайджаном вопроса о его выходе из СССР. Но события развивались именно в этом направлении. 30 августа 1991 г. Верховный Совет Азербайджана принимает Декларацию о восстановлении государственной независимости Азербайджанской республики. Независимость Азербайджана была провозглашена не на основе референдума, как этого требовало союзное законодательство, а решением высшего органа государственной власти республики, в котором, кстати, не были представлены ни представители НКАО, ни других населенных армянами районов Нагорного Карабаха (Президиум Верховного Совета Азербайджана, опасаясь бойкота, отменил проведение республиканских выборов на этой территории). В этих условиях полностью адекватным и соответствующим духу союзного законодательства шагом стало проведение 2 сентября 1991 г. совместной сессии народных депутатов НКАО и Шаумяновского райсовета с участием депутатов всех уровней, то есть территорий, где должен был быть проведен отдельный референдум (или же результаты республиканского должны были быть учтены отдельно). Решение азербайджанского парламента лишало население этих территорий права на прямое волеизъвление, но высшие и местные представительные органы власти НКАО и Шаумяновского района в соответствии с их конституционными полномочиями были вправе выразить волю избравшего их населения.

Совместная сессия приняла Декларацию О провозглашении Нагорно-Карабахской Республики. В ней, упоминая о международных документах, закрепляющих право народов на самоопределение, а также о порождающей конфликт проводимой Азербайджаном политике апартеида, тем не менее в качестве главной правовой основы были приняты нормы союзного законодательства. Совместная сессия "констатируя провозглашение Азербайджанской республикой " восстановления государственной независимости 1918 - 1920 г.г." и "основываясь на действующей Конституции и законах Союза ССР, предоставляющих народам автономных образований и компактно проживающим национальным группам право на самостоятельное решение вопроса о своем государственно-правовом статусе в случае выхода союзной республики из СССР" провозглашает Нагорно-Карабахскую Республику".

Провозглашение республики юридически было оформлено как реализация возможностей, предоставляемых союзным конституционным правом и вместе с тем как промежуточное решение, поскольку окончательное решение должен был дать референдум. Поэтому в Декларации нет однозначного определения статуса НКР - из трех предоставленных законом возможностей ( пребывание в составе выходящей республики, пребывание в СССР, постановка вопроса о политико-правовом статусе), "принимая во внимание сложность и противоречивость обстановки в стране, неопределенность судьбы будущего Союза, союзных структур власти и управления", сессия принимает промежуточное решение - подтверждается, что на территории НКР действуют Конституция и законы СССР и тем самым НКР продолжает оставаться союзной территорией, вместе с тем НКР "оставляет за собой право самостоятельно определять свой государственно-правовой статус на основе политических консультаций с руководством страны и республик".

Такая формулировка оставляла возможности для диалога со всеми заинтересованными сторонами, прежде всего, с новопровозглашенной независимой Азербайджанской Республикой. К сожалению, незамедлительно последовавший ответ азербайджанского руководства был выдержан в худших традициях тотальной конфронтации. В принятом 3 сентября Постановлении Президиума ВС Азербайджанской Республики "Об антиконституционной акции утратившего полномочия Совета народных депутатов НКАО по изменению статуса НКАО Азербайджанской Республики" вместо консультаций предлагалось решить все вопросы, дав соответствующие поручения "МВД, КГБ, Генеральному Прокурору Азербайджанской Республики и Республиканскому оргкомитету по НКАО".

Оставляя в стороне удручающий политический язык Постановления и провокационные "неточности" (вместо НКР говорится о "так называемой Нагорно-Карабахской армянской республике"), заметим, что в нем отсутствуют хоть какие-либо ссылки на союзные законы и Конституцию, а "антиконституционность акции" обосновывается ссылками исключительно на внутреннее законодательство Азербайджана, в том числе и на только что принятую Декларацию о восстановление государственной независимости. Очевидно, что, взяв курс на государственную независимость, азербайджанское руководство стремилось обезопасить себя от предусмотренных союзным законодательством возможных проблем, связанных с волеизъявлением народов автономий, а также компактно проживающих национальных групп ( не только армян, но и к этому времени уже заявивших о себе лезгин, а также курдов,, талышей и др.). Однако подобный отказ от союзного законодательства приводил к правовому тупику. Возникали новые проблемы. Сознательно выбрав в качестве основного принципа "восстановления независимости 1918-1920 г." и тем самым отказываясь от политико-правового режима СССР, Азербайджан отказывался и от тех правовых актов, на которых мог бы обосновываться его суверенитет над Нахичеванью и Нагорным Карабахом. Азербайджан в границах 1918-1920 г.г. не включал Нахичевани (она была передана под его протекторат российско-турецким договором 1921г.) и Нагорного Карабаха, который в эти годы был, при наиболее благоприятном для азербайджанской стороны подходе, лишь спорной территорией, окончательный статус которой должен был быть определен на так и не состоявшейся мирной конференции.

Так что выбранный Азербайджаном курс вовсе не снимал проблемы, а лишь углублял ее и стал дополнительным основанием для аннулирования суверенитета Азербайджана над Нагорным Карабахом. Руководство Азербайджана, оказавшись так и не в состоянии решить проблем, связанных с правовым статусом автономии, выбрало, как ему, видимо, тогда казалось, простейший путь - ликвидировать автономию. Нет автономии - нет проблем, в том числе и правовых. Поэтому новые конституционные акты Азербайджана вступают в еще более глубокое противоречие с существовавшим правовым режимом. Принятый 18 октября Конституционный акт о государственной независимости Азербайджанской Республики продолжает идеи принятой ранее Декларации и в еще более решительной форме закрепляет отказ от союзного наследия. Образование Азербайджанской ССР рассматривается как результат осуществленной РСФСР вооруженной агрессии, аннексии и оккупации. Договор об образовании СССР 1922 г. объявляется аннексионистским и "недействительным с момента подписания в части, относящейся к Азербайджану". Подтверждается, что "Азербайджанская Республика является преемницей существовавшей с 28 мая 1918 г. по 28 апреля 1920 Азербайджанской республики". Таким образом, весь период с 29 апреля 1920 г. по 30 августа 1991 г. объявляется недействительным, из чего должно следовать, что все акты относительно НКАО и прилегающих к нему армянонаселенных районов также недействительны.

Законодатель, правда, попытался обойти это противоречие, оговорив в ст. 4 выборочную (см. ниже) действительность юридических актов Аsзербайджанской Республики, принятых до независимости, однако это не могло относиться к регулируемому союзным конституционным правом статусу автономий и их праву на самостоятельное определение своего статуса в случае выхода союзной республики из СССР. "Недействительность" союзных актов, по мнению законодателя, видимо, относилась не к передаче Нагорного Карабаха Азербайджану, а только к форме его национально-государственного устройства - автономии. И в соответствии с этой логикой 23 ноября 1991 г. принимается Закон Азербайджанской Республики "Об упразднении Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской Республики", в котором создание автономии квалифицируется как "фактор, противоречащий национальным интересам азербайджанского народа и способствующий углублению национальной розни между азербайджанским и армянским народами". Между тем, решение об автономии Нагорного Карабаха принималось не азербайджанскими властями, а было тем условием, при котором решением пленума Кавбюро ЦК РКП(б) 5 июля 1921 г. Нагорный Карабах передавался Азербайджану ("...Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в гор. Шуше, входящем в состав автономной области"). Более того, сама ст. 4 Конституционного акта, на которую ссылался законодатель в Законе об упразднении НКАО, ввиду противоречивости преследуемых законодателем политических целей, не только не решала правовых вопросов, но и сама явилась источником противоречий. В первой и второй частях статьи говорится, что Конституция Азербайджанской Республики1978 г. и все прежние юридические акты действуют постольку, поскольку не противоречат данному Конституционному акту, суверенитету и территориальной целостности и не отменены в установленном законом порядке. В третьей части утверждается, что " впредь до принятия соответствующих законов Азербайджанской Республики на территории Азербайджанской Республики сохраняют юридическую силу законы СССР, перечень которых устанавливается парламентом Азербайджанской Республики". Такой перечень так и не был установлен. Поэтому, среди прочего, оказывается неясным, на основании каких законов СССР было реализовано право Азербайджана на независимую государственность, признавались они действительными или нет. И хотя разбирательство столь запутанной ситуации может послужить любопытным и поучительным упражнением для правоведов, во всех случаях она уже не могла иметь отношение к проблеме Нагорного Карабаха: Конституционный акт был принят 16 октября, а совместная сессия депутатов НКАО и Шаумяновского района состоялась 2 сентября, то есть в момент, когда ни один из союзных законов не был хотя бы в одностороннем порядке объявлен недействительным.

Таким образом, пытаясь обойти связанные с союзным законодательством проблемы, азербайджанский законодатель не только не решил их, но и создал дополнительную правовую базу для аннулирования тех актов, которыми определялся суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом. Это, во-первых, восстановление государственной независимости 1918-1920 г.г. и объявление себя преемником существовавшего в эти годы государства, в состав которого не входил Нагорный Карабах; во-вторых, это признание недействительным Союзного договора 1922 г. в части, относящейся к Азербайджану,что,помимо прочего, влекло и его отказ от закрепляющей Нагорный Карабах в составе Азербайджана Конституции СССР; в третьих, упразднение автономии Нагорного Карабаха, т.е. отказ от условий, при которых он был передан Азербайджану.

Такие односторонние акты давали основание НКАО считать прежние договорные отношения расторгнутыми. Поскольку же НКР являлась в это время союзной территорией, тогда как Азербайджан провозгласил себя независимым государством, то его акты не могли иметь силы на территории НКР. НКР продолжила тот политический курс, который был намечен в сентябрьской Декларации о провозглашении НКР. Реализуя свое предусмотренное Законом о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, право на самостоятельное проведение референдума и постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе, Верховный Совет НКР принимает решение о проведении референдума со следующим вопросом: "Согласны ли вы, чтобы провозглашенная Нагорно-Карабахская Республика была независимым государством, самостоятельно определяющим формы сотрудничества с другими государствами и сообществами". На состоявшемся 10 декабря референдуме из 132328 имеющих право голоса приняло участие в голосовании 108736 человек (82,2%), "за"проголосовало 108615 человек (99,89 % от голосовавших), "против" - 24 (0,02%),96 бюллетеней были признаны недействительными. Результаты референдума, проведенного в соответствии с международными и союзными нормами, были подтверждены независимыми международными наблюдателями. Важно подчеркнуть, что референдум предшествовал Декларации Верховного Совета СССР "О прекращении существования СССР", т.е. в момент референдума продолжали существовать как СССР, так и его законы, основываясь на которых и был проведен референдум, изменивший политико-правовой статус НКР: из союзной территории она стала независимым государством. Таким образом, в момент юридического распада СССР НКР не была "ничейной" территорией, а являлась самоопределившимся государством. Формулировка вынесенного на референдум вопроса не исключала возможности договорных отношений с другими государствами, так и сообществами государств, что дало основание руководству НКР сразу же после провозглашения СНГ обратиться с заявлением о членстве. Сформированный в результате состоявшихся 29 декабря 1991 г.выборов Верховный Совет НКР принятой Декларацией о государственной независимости НКР законодательно закрепил как результаты референдума, так и последовательности правовых актов, реализовавших право народа Нагорного Карабаха на самостоятельное определение своего политического статуса. Эти акты соответствовали принципам как международного, так и внутрисоюзного права, причем не противоречили и актам Азербайджанской Республики, поскольку ею в одностороннем порядке была признана недействительной та правовая основа, на которой основывались претензии Азербайджана на суверенитет над Нагорным Карабахом. Попытки произвольно лишить народ Нагорного Карабаха права на самоопределение (зарезервивировав для него уровень прав, предусмотренных для национальных меньшинств) безосновательны: сам факт существования автономии свидетельствует о том, что народ Нагорного Карабаха был признан, в том числе и Азербайджаном, субъектом самоопределения, и именно ему принадлежит право определять форму своего самоопределения - внутреннюю или внешнюю ( напомним, что автономию принято считать формой внутреннего, а независимое государство - внешнего самоопределения). Другое дело, что в двадцатых годах внешними силами - Кавбюро ЦК РКП (б) - народ Нагорного Карабаха был произвольно лишен права самостоятельного выбора, но никак не правосубъектности. ( Напомню, что первоначально, 4 июля Кавбюро приняло решения и о включении Нагорного Карабаха в состав Армении, и о проведении в Нагорном Карабахе плебисцита, и на следующий день оба были отменены).

Оценивая политику НКР с сентября 1991 г. по январь 1992, следует отметить, что в условиях сложнейших и противоречивых политических процессов народ и политические лидеры НКР сумели всякий раз найти наиболее адекватное решение, оперативно, но и не забегая вперед точно реагируя на процессы,происходящие в СССР и Азербайджане. НКАО и Шаумяновский район оказались единственной в СССР автономией и территорией компактного проживания национальных групп, которые сумели воспользоваться возможностями, предоставляемыми союзным конституционным правом, и создали прочную правовую основу для новообразованного государства. И если в политическом плане возможны аналогии между НКР и другими автономиями бывшего СССР, то в правовом отношении ситуация с НКР уникальна, и решение этой проблемы требует исключительно лишь уважения к признанным правовам принципам. В частности, признания всех тех единиц, которые оформились как независимые государства в соответствии с внутренним законодательством распавшейся федерации (это нашло отражение в принятых Верховным Советам Армении поправках при ратификации Соглашении о создании СНГ, где было оговорено право на членство в СНГ "в том числе и для бывших автономных образований СССР, которые до принятия Декларации Верховного Совета СССР "О прекращении существования СССР" провели всенародный референдум о провозглашении независимости".)

К пятнадцати бывшим союзным республикам должен быть присовокуплен и рассмотренный уникальный случай. Заметим, что гибкая формулировка вопроса референдума оставляет открытыми возможности для диалога со всеми заинтересованными сторонами - при условии, что формы возможных договорных отношений должны не навязываться, а самостоятельно определяться народом Карабаха.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

В библиотеке есть несколько книг на эту тему. На первой странице. В том числе и

книга МАНАСЯН А.С.

КАРАБАХСКИЙ КОНФЛИКТ:

МЕЖДУНАРОДНО-ПРИЗНАННЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ

(ПАПКА ОСНОВНЫХ ПРАВОВЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ).

Там все документы с начала прошлого века и до наших дней с комментами автора.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Енкернер, насколько я знаю, при объявлении независимости азербайджан вообще не проводил никакого общереспубликанского референдума. Таким образом существование современной АР вобще не легитимно.

В беседе с АЮ как то был задан вопрос по поводу того, что при свержении власти СССР АР объявила себя правоприемницей АДР, тогда о каких территориях Карабаха и Нахичевана может идти речь вообще? Ответ был как всегда немного непонятен. Соответственно, кто нибудь знает, что подразумевается под подобного рода приемственностью с юридической точки зрения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced
Таким образом существование современной АР вобще не легитимно.

Легитимно- не легитимно, они есть и у них качают нефть те, кто как раз эту легитимность и раздают .....

В беседе с АЮ как то был задан вопрос по поводу того, что при свержении власти СССР АР объявила себя правоприемницей АДР, тогда о каких территориях Карабаха и Нахичевана может идти речь вообще? Ответ был как всегда немного непонятен. Соответственно, кто нибудь знает, что подразумевается под подобного рода приемственностью с юридической точки зрения?

,Буду признательна, если Вы приведете какой-нибудь вменяемый ответ, по другим поводам ....

У них все на уровне: я хочу, значит это мое!

и ради этого я готов горы перевернуть (бумажные естествено) .....

А какого они почти даром отдают нефть? Чтобы и о легитимности вопросов не возникало и "я хочу" было удовлетворено ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   0 пользователей, 0 анонимных, 2 гостя (Полный список)

    • Нет пользователей в сети в данный момент.
  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    2 гостя

    Нет пользователей в сети в данный момент.

  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...