Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Кабинет гуманитарных наук


Arciv

Рекомендованные сообщения

Арцив, моя бабушка, корнями хойская, никогда не говорила тчаш (суп), она всегда говорили хораг - khorag. Не мог бы ты пояснить этимологию слова. Заранее спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 762
  • Создано
  • Последний ответ
  • OpenArmenia Club

С удовольствием, слово из новоперсидского خوراک [xorāk]«еда» οτ глагола خوردن [xordan] «кушать, есть». В армянском есть и другая форма из этого глагола, заимствованная из среднеперсидского (эпоха Сасанидов), которая употребляется лишь в книжном стиле խորտիկ [xortik] «кушанье; закуска» (отсюда խորտկարան [xortkaran] «закусочная»).

Благодарю, дорогой!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

С удовольствием, слово из новоперсидского خوراک [xorāk]«еда» οτ глагола خوردن [xordan] «кушать, есть». В армянском есть и другая форма из этого глагола, заимствованная из среднеперсидского (эпоха Сасанидов), которая употребляется лишь в книжном стиле խորտիկ [xortik] «кушанье; закуска» (отсюда խորտկարան [xortkaran] «закусочная»).

Какое далекое путешествие, однако, от среднеперсидского [xorāk]«еда» до армянского хората анел - беседовать biggrin.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Арцив, есть ли надежная этимология арм. пркич, пркум, пркутюн?

Вероятно ли его возведение к ИЕ *prk(h)a?

Так хеттский бог-cкала Пирва считался спасителем, защитником...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это осложненная от корня խար- [xar] «жечь» с инфиксом –շ– [-š-] форма, которая в чистом виде (без указанного суффикса) встречается в таких словах как խարոյկ [xaroyk] «огонь», խարուկել [xarukel] «жарить на огне» (ср. совр. армянские խարույկ [xaruyk], խարկել [xarkel]) и т.д.

На индоевропейском уровне арм. խար- [xar] восходит к корню *qer- и находится в родстве с греческим χέραμος [cheramos] «гончарная глина, обожженная глина» (отсюда «керамика»), лат. crеmo «жечь» (отсюда «кремация»), лат. carbo «уголь» и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А как на счет возведения խար- [xar] не к *qer, а к ИЕ *ha-s - гореть?

Cр. арм. ayrem (ha-ter) - cжигать, палайск. ha - быть горячим, хетт. has - зола.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, проблема прямого возведение խաշ к *ha-s видется в խ.

*ātēr = *ha-ter.

Вместе с тем, почему խ в խաշ не может быть приобретенным явлением, как считается приобретенным խ в васпуракаском хаy?

Если это так, то в связке խաշ [xaš]= haš = *ha-s все сходится.

Тем более, как Вы написали хетт. "xašš"- «зола» может восходить к *heh-s- «сушить».

Т.е. имеет место переход h в х.

А как на счет арм. hur?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

Арцив, расскажи про слово "муж"... с женой сама разобралась - греч гинеа, арм. кин....

А с мужем никак ... :unsure:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Значение неясное, хотя фонетически полностью совпадает с персидским آرام [ārām] – «тихий, спокойный», но по происхождению не имеет ничего общего с этим словом.

Точно ясно одно: оно принадлежит к наследию нашего народа еще со времен Урарту и восходит к имени царя Араму (с которым в 856 г. до н.э. сражался ассирийский царь Салманасар III), он же Арам у Хоренаци:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Так как слово засвидетельствовано в древнеармянском через x-, а звук r- в нем является корневым, то возведение к корню *heh-s- представляется невозможным.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Значение неясное, хотя фонетически полностью совпадает с персидским آرام [ārām] – «тихий, спокойный», но по происхождению не имеет ничего общего с этим словом.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Арцив, речь о խաշ. Где здесь r?

Проблема в переходе h в х.

Кстати, какой диалект лежит в основе грабара?

Точнее арм. հուր [howr] восходит к *péH₂wr̥- (gen. *pH₂un-ós) - костер.

հայր [hayr] к *pH₂tér.

Как видим и там и там есть звук h.Cр. хетт. paḫḫur.

Может речь не о переходе p в h, а отпадение p в арм. հուր?

И еще, не восходят ли ир./осс. хур/хор (солнце), что похоже на арм. խար, к этому же корню (*péH₂wr̥- (gen. *pH₂un-ós) - костер)?

Если восходят, то почему в иранских языках стал возможет переход h в х, а в армянском такой переход считается невозможным?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   1 пользователь, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    1 гость
    Гено
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...