Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Федаи Арцаха


НКР

Рекомендованные сообщения

Я ГОРЖУСЬ СУДЬБОЙ СВОЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Самвел КАРАПЕТЯН

Заместитель министра обороны НКР,

генерал-майор, Герой Арцаха

S.KARAPETYAN.jpg

7 мая мы получили приказ о штурме Шуши. Мой взвод состоял из 50 человек. Желающих участвовать в штурме было много, но мы выбрали наиболее боеспособных, потому что знали, какие испытания нас ожидают. Это был решающий, судьбоносный бой, в успехе которого никто не сомневался. Мы шли на штурм, я бы сказал, с неким восторгом - умереть во имя освобождения Шуши было для всех нас честью.

Наша рота продвигалась по главной дороге - в направлении высоты, на которой стоят три вышки. Мы «спокойно» шли вперед, до противника оставалось метров тридцать, и мы уже держали под прицелом их позиции, но азеры об этом не догадывались.

Дух побуждал нас идти вперед. В нашем распоряжении находился всего один танк, который был подбит на подступах к городу, правда, после того, как он успел изрядно «поработать». Если бы его не подбили, в Шуши можно было войти в тот же день. Двое из членов экипажа - Шаген Саркисян и Ашот Аванесян погибли, а третий - Гагик Авшарян - остался жив по счастливой случайности. Из нашей роты погибло шестеро ребят.

9 мая в 6 часов утра мы вступили в Шуши. Это был исторический момент. В голове проносилась только одна мысль - отныне Степанакерт не будет подвергаться обстрелу. Ведь ежедневно в столице погибали безвинные мирные жители, старики и дети.

Именно Шуши был первой крупной победой нашего народа.

Как пролетели эти двадцать лет... Иногда я окидываю мысленным взором пройденный путь, вспоминаю 1991-й, 92-й, 93-й годы и удивляюсь, как, каким образом нам удалось преодолеть эти трудности. После Агдама - Физули, после Физули - Мартакерт, Омар, Гадрут... Мы шли, не имея времени на размышления. Когда я говорил ребятам - пошли (имея в виду очередное сложное задание), они никогда не роптали, не возмущались, более того, говорили: кто же, если не мы?

Не приведи Господь, но если завтра опять начнутся боевые действия, основная тяжесть вновь ляжет на плечи ветеранов - мы не сможем положиться на одних только 18-19-летних новобранцев. На полях сражений мы потеряли многочисленных друзей, и потому обязаны довести их дело до конца. Среди нас нет ни одного человека, который не потерял бы друга, брата, отца… За эту землю пролилась кровь, кровь наших родных. И если потребуется, мы готовы воевать еще.

Хотелось бы, чтобы мы праздновали лишь подобные юбилеи - юбилеи освобождения, победы, и чтобы такие праздники приумножились...

Возможно, это судьба нашего поколения, и мы должны гордиться, что именно нам удалось исправить некоторые из допущенных исторических ошибок... В 1915-м мы потеряли полтора миллиона армян. Где же была стоявшая во главе народа власть? То же самое могло произойти и сейчас, если бы мы не были начеку. Однако на этот раз наши враги просчитались. Ибо наше поколение (я говорю это с гордостью) не упустило подходящего момента, положение народа стало невыносимым, чаша терпения переполнилась… Помню, юноша, по имени Славик, не имея даже на руках оружия, добрался до подступов Шуши, затем «выхватил» у одного из ребят пулемет и самозабвенно вступил в бой. За полчаса до вступления в Шуши он... погиб.

В освобождении Шуши участвовали не по приказу и не по принуждению - все были добровольцами. Если кому-то мы отказывали в участии в бою, он обижался, расстраивался. За провинность мы лишали права участия в Шушинской военной операции - из нашего взвода подобным образом мы наказали двоих бойцов... В этом и кроется секрет нашей победы.

И просто говорить, что я горжусь тем, что мне посчастливилось в этот исторический период быть солдатом народа - все равно что ничего не сказать...

"Азат Арцах"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...
  • Ответы 77
  • Создано
  • Последний ответ

119935 AKM

4246271335952428.jpg

Վարդան Բախշյանի եւ մեր մյուս հերոսների հիշատակին

Ամենաազատ մարդը ռազմիկն Ֆ.Ն

Վերցնում ենք թեյի ափսե, մեջը լցնում ձեթ։ Հետո վերցնում ենք օգտագործված վիրակապ (չօգտագործվածն ափսոս է), կտրում ենք մի ափաչափ կտոր և փռում ափսեի մեջ՝ ափսեից դուրս թողնելով կտորի մի անկյունը, որ ոլորելով ու «պատրույգ» սարքելով, թողնում ենք օդում։ Արյունով ներծծված վիրակապը ներծծվում է արդեն ձեթով, և վառում ենք «պատրույգը»։ Ճրագ է։

Այսպես մոլորակի վրա գոյություն ունեցող ամենաֆանտաստիկ պետության մեջ լուսավորվում է նկուղ-ապաստարան-զորանոցը։ Այսպես կենցաղային մանրուքները վերաճում են մասունքների, և կենցաղային առարկաները, թևավորվելով, «աղավնակերպ իջմամբ» թառում են խորհրդանիշների պատվանդանին։ Այսպես իրերը (ձեթ, արյուն, վիրակապ), այսաշխարհիկ պայմանականությունների վարագույրը պատռելով, ներկայացնում են ճրագի արարողությունը, և զորանոցում քնած կամավորների դեմքերին տարածվում է միստերիալ ճշմարտությունների լույսը։ Այսպես բացվում են իրերի«անդրկուլիսյան» զուգիմաստները, որտեղ ձեթը հավատն է, որ պիտի չսպառվի, և արյունը պայքարն է, որ պիտի չորանա։ Պիտի չորանա, որովհետև հաղթանակն է վիրակապ։ Ճրագ է։

Ընդամենը հերթապահի վառած ճրագ գիշերվա 3-անց 20 րոպեին։ Բոլորը քնած են, և բացառապես բոլոր քնածները երազի մեջ խոսում են բարձրաձայն, և բացառապես բոլորի երազներում կռիվ է։ Հերթապահը ենթադրեց, որ ինքն էլ քնի մեջ խոսում է, որովհետև այսքան տարբեր մարդկանց մեջ ինքը չէր կարող բացառություն լինել։ Եվ այդ միակ հանդիսականի առաջ այսպես խոսեց քնած զորանոցը` «կրա՜կ», «աջի՜ց մտեք, աջի՜ց», «սպասե՜ք, չկրակե՜ք. թող մոտիկանան», «էդ ո՞ւր, հե՜տ արի, հե՜տ արի, անասուն», «գլխիս Հունան Ավետիսյան են դառել», «պրիկռիվատ արեք, ես մտա», «ի՞նչ ադբոյ, ո՞նց թե ադբոյ, բարձունքների կեսը վերցրել ենք նո՞ր են ադբոյ տալիս… շտաբի կռիսներ… էլ ո՛նց կըլներ, Եվրոպայից մարդ ա էկել, վրե՜ն թե չի էկել», «շալակեք, իջացրեք»,«չէ, բան չկա. կապի ստուգում», «էդ պուլիմյուտչիկին ասեք, թող ռեմբոյություն չանի»

Հերթապահն առաջ էլ լսել էր իր քնած ընկերների «մենախոսություններից»հատվածներ, բայց այսպիսի բազմաձայն «երգչախումբ» առաջին անգամ էր լսում։ Նա չէր ուզենա ընդհատել այս «համերգը», թեև արդեն ծիծաղից թուլացել էր, բայց կար հրաման։ Վերջապես սկսվում էր այնքան սպասված գործողությունը.

–Ձրիակերնե'ր, պադյո՛ո՛մ։

Նախանձե'ք։

Նախանձե'ք նրանց, ովքեր աշխարհիս հզորներին խանգարում են վերասերել ու վերստեղծել աշխարհը «ըստ իրենց պատկերի»։

Նախանձե'ք նրանց, ովքեր միջազգային դահլիճներում պարբերաբար բեմադրվող քաղաքական պոռնո-շոուներից հեռու, բերդերն ու ամրոցներն իրենց գլխին որպես թագ կրող լեռներում, բորենիներ կերակրող գիշերների միջով աշխարհի քարտեզ են փոխում ըստ մեր պատկերի։

Նախանձե'ք նրանց, ովքեր ազատասերներ չեն, այլ ազատաբերներ, ում մեջքի և պարանոցի շուրջ աղջիկների փոխարեն բաղեղվում են գնդացիրների լիցքավորված ժապավեններ։

Նախանձե'ք նրանց, հայրենասերներ, որովհետև Հայրենիքը սիրելու համար չէ, այլ կրելու։

Նախանձե'ք նրանց, ովքեր կրում են Հայրենիքն իրենց ոտքերի տակ` որպես պայթյունից ցնցվող հող, որպես ձյուն, որպես ջրափոս, որպես զառիթափ, որպես զառիվեր, որպես ողբերգական պատահականությամբ տրորված ական։

Նախանձե'ք նրանց, ովքեր կրում են Հայրենիքն իրենց ոտքերի մեջ` որպես տնքացող մկան, որպես փամփուշտի բացած անցք, որպես ուռած երակ, ովքեր կրում են հայրենիքն իրենց մաշկի տակ ու մսերի մեջ` որպես արկերի ու նռնակների բեկորներ։

Նախանձե'ք նրանց, ովքեր կրում են Հայրենիքն իրենց կրծքի վրա` որպես քրքրված փամփշտակալ, որպես մեռած ընկերների և անմեռ դրոշների առաջ պատվի առնողի ինքնաձիգ։

Նախանձե'ք նրանց, ովքեր կրում են Հայրենքն իրենց ափերի մեջ` որպես հրասայլերի ու զրահամեքենաների լծակներ, որպես պատգարակների բռնակներ, որպես պատանդ վերցվող գաղութարարների և մարտի դաշտում անձնատուր լինող թշնամիների վզակոթեր։

Նախանձե'ք նրանց, ովքեր կրում են Հայրենիքն իրենց աչքերի մեջ` որպես«գրադի» հարվածից հալվող ՈՒԱԶ, որպես հարվածային ալիքի ուժով խանութի հսկայական ցուցափեղկից պոկված սավառնող ապակի, որպես թունավոր գազերի ու ծխերի առաջացրած ծակոցներ ու մրմուռ։

Նախանձե'ք նրանց, ովքեր կրում են Հայրենիքն իրենց քունքի վրա` որպես տրոփ, որպես СВД-ի խոշորացույց, որպես ժամապահի հեռադիտակ։

Նախանձե'ք նրանց, ովքեր կրում են Հայրենքին իրենց շուրթերի վրա` որպես անվարժ փաթաթված «մախորկայի թութուն», որպես կախված սառցաշիթեր, որպես երդման պահին մոտեցվող դրոշ, որպես հայոց լեզու, լեզու և երգ. «Թրքաց մայրեր թող լան, և դուն Ուրախ լուրեր տար ի Զեյթուն»։

Նախանձե'ք նրանց, ովքեր կրում են Հայրենիքն իրենց ականջներում` որպես հրետակոծության դղրդյուն, որպես վիրավորի հառաչ, որպես ռացիայի մեջ մտած թուրքերեն հայհոյանք, որպես գլխարկը տանող փամփուշտների վըստվըստոց, որպես պատվո համազարկը բազմապատկող արձագանք՝ ձորերում։

Նախանձե'ք նրանց, ովքեր կրում են Հայրենիքն իրենց դեմքերի վրա` որպես մուր, որպես ուժեղ ցավից առաջացած ծամածռություն, որպես առավոտյան լվացվելու ձյուն, որպես լեռներ մտրակող քամիներից պաշտպանվելու դիմակ, որպես գիշերային մարտի գնացող գրոհայինների (այս բառը ՏԱՍՍ-ի գրած և ԱՐՄԵՆՊՐԵՍ-ի սխալ թարգմանած «բոյեւիկ»-ի հետ կապ չունի. «գրոհային»-ի ռուսերենը «շտուրմովիկ»-ն է) սև գրիմ (հիշեք թուրքերի հայտարարությունը.«Հայերի կողմից նեգրեր են կռվում»

Նախանձե'ք նրանց, ովքեր կրում են Հայրենիքն իրենց ճակատներին` որպես քրտինք, որպես սպի, որպես գլխարկին ամրացված զինանշան, որպես ահավոր աղմուկի մեջ գլխացավը մեղմող ձիգ գլխակապ

Նախանձե'ք նրանց, ովքեր կրում են Հայրենիքն իրենց արմունկների վրա` որպես ցեխ՝ սողալու պահին, ովքեր կրում են Հայրենիքը նույնիսկ իրենց շորերի ու մազերի մեջ, որպես վառոդի հոտ։

Նրանք ոտից գլուխ քայլող հայրենիքներ են փոքրիկ և փոքրիկ Հայրենիք քայլեցնողներ։

Նախանձե'ք նրանց, ովքեր դռան աննշան ճռռոցից վեր են թռչում, որովհետև Հայրենիքը կրում են քրքրված ջղերի մեջ և կանտուզիա ստացած ուղեղներում, որպես չընդհատվող դը՛ժժժժժժժ…

Նախանձե'ք նրանց, ովքեր կրում են Հայրենիքն իրենց ուսերի վրա` որպես ալյուրի պարկ, որպես խղճի լուծ, որպես РПГ, որպես «ստինգեր», որպես ընկերոջ դագաղ, ովքեր կրում ենք Հայրենիքն իրենց ուսերի վրա` որպես թևեր-«Կամավոր բանակ տորմիղ հրաթև»:

Թշնամու ատելությամբ չափեք ձեր գործերի լրջությունը, և քաղաքական դեմքերի ու կազմակերպությունների մի հսկա քանակություն ծիծաղելի կդառնա։ Ուրեմն՝ նախանձե'ք նրանց, ովքեր արժանի եղան ամենամեծ ատելությանը։

Նախանձե'ք նրանց, քրիստոնյանե'ր, որովհետև նրանք վկաների ու մարտիրոսների պես հոժար գնում են ինքնազոհաբերման՝ կատակը շուրթերին և ծիծաղն աչքերի մեջ («և զոհաբերումն այսպես խնդագին»), թեև ոչ մի կապ չունեն մեկ նախադասության մեջ վեց անգամ Աստծո անունը հոլովողների հետ։ Նրա'նք են այսօրվա ամենահավատավոր քրիստոնյաները։

Նախանձե'ք նրանց, հեթանոսնե'ր, որովհետև ամենահեթանոս կեցվածքը երգելով արյան հանդես մտնելն է, հաղթանակով, ռազմավարով ու գերիներով վերադառնալը։ Նաև այդ առթիվ գինարբուք սարքելը։ Բոլոր ժամանակների ամենաթանկ ավարը եղել է թշնամու դրոշը, զենքն ու զինամթերքը։ Նրանք ոչ թե ձեր սուտ քրմերի նման հորինում-սարքում-բեմադրում են իբր հայկական հեթանոսական ծեսեր, այլ իբրև ապրելու կերպ, պարբերաբար (հերթական գործողությունից հետո) կատարում են աշխահի հնագույն ու հեթանոս ծեսերից մեկը՝ թշնամուց առգրավված դրոշը ոտքերի տակ նետելով։ Նրա'նք են այսօրվա ամենակյանքոտ հեթանոսները։

Նախանձե'ք նրանց, ժողովրդավարնե'ր, որովհետև նրանց շնորհիվ է գալիս քաղաքական ազատությունը, իսկ «քաղաքական ազատությունը հիմքն և անհրաժեշտ նախապայմանը բոլոր մյուս ազատությունների» (Հ.Քաջազնունի)։Ուստի նրա'նք են այսօրվա ամենասկզբունքային ժողովրդավարները։

Նախանձե'ք նրանց, իրավապաշտպաննե'ր, որովհետև իրավունք պաշտպանելու համար նրանք երկաթե երաշխիքներ ունեն և դրանով արդեն իրե'նք են այսօրվա ամենահուսալի իրավապաշտպանները։

Նախանձե'ք նրանց, այլախոհնե'ր, որովհետև որևէ իշխանություն ձեզանից վախեցել է լոկ այնքանով, որքանով դուք կարող էիք ոտքի հանել ռազմիկների։ Այնպես, որ նույնիսկ ձեր սեփական արժեքի և նշանակության համար դուք պարտական եք նրանց գոյությանը։ Ուրեմն՝ նրա'նք են այսօրվա ամենավտանգավոր այլախոհները։

Նախանձե'ք նրանց նաև դուք` անգրագետնե'ր, և մի' փառաբանեք։ Եթե դուք իմանայիք մեր այբուբենի բոլոր տառերը, ապա կկարողանայիք կարդալ այն մասին, որ փառքը չի պատկանում մարդկանց և այս աշխարհին։ Փառքն Աստծունն է, անգրագետնե'ր։ Երբ չեք օգնում և փառաբանում եք, դառնում է սեփական ժողովրդին ուղղված շողոքորթություն, իսկ դրա կարիքը ոչ ոք չունի. առավել ևս՝ նրանք, ում անունները ենթակա են հրապարակման միայն «գույժ» բառի տակ։

Նախանձե'ք նրանց, ստրուկնե'ր, որովհետև ձեզ այլևս ոչինչ չի մնում անել։ Ռուսական, թուրքական ու կոմունիստական կայսրությունները, նրանց բռնապետական վարչակարգերը ընդամենը արդարացումներ են եղել ձեզ համար, և այսօր դուք անդուլ որոնումների մեջ եք, որովհետև կորցրել եք ձեր վերջին թաքստոցները։ Եթե Հայաստանը լիներ ազատ, անկախ, միացյալ ու ծաղկուն, մեկ է, դուք նույն ստրուկներ էիք լինելու, որովհետև ձերը ներսից է, ի ծնե և ցմահ։ Ուրեմն սև նախանձով նախանձեք նրանց և թող նվաստացման ծծումբը քրքրի ձեր ներսը, որովհետև նրանց գոյությամբ դուք հարյուրապատիկ ու հազարապատիկ ավելի անտանելի եք դառնում, և նրանց ազնվական խորապատկերի վրա հարյուրապատիկ ու հազարապատիկ ավելի է ընդգծվում ձեր՝ ծախվելու պատրաստ և օրվա իշխանությունների մեջ գնորդներ փնտրող կերպարների թշվառությունը։

Լիբերալներին կուզեի հանգիստ թողնել, բայց, այնուամենայնիվ, հիշեցնեմ, որ քաղաքի որևէ թաղամաս ռմբակոծելուց առաջ թշնամին հարցաթերթիկներ չի բաժանում նրանց բնակարանների տեղը ճշտելու և պատուհանները չվնասելու մտահոգությամբ։

Նախանձե'ք ազատամարտիկներին նաև դուք` ազնիվ մարդիկ, ինչպես հերթապահ մնացողն է նախանձում մարտի գնացող ընկերներին։ Ես գիտեմ, որ ձեզ համար գնալ, կռվելն ավելի հեշտ է, քան մնալ և գործ անելը։ Դիմացե'ք, երևի դա էլ ձեր կռիվն է։

Աշխարհը կառավարողները շատ կուզենային Ղարաբաղը դարձնել հավերժական մսաղաց և այնտեղ ոչնչացնել հայ գենոտիպի ամենավառ դրսևորումները, բայց դա չի լինելու ոչ միայն այն պատճառով, որ մեր գենոտիպից դեռ ոչ ոք գլուխ չի հանել, այլ որովհետև Ղարաբաղում լինելու է հաղթանակ և խաղաղություն՝ շնորհիվ աշխարհի ամենաազատ մարդու, որը է ռազմիկը։ Գերմարդու որևէ հավակնություն չունենալով հանդերձ` նա ինքն է օրենքը և իրավունքը, ինքն է դատավորը և դատավճիռ իրականացնողը, ինքն է պաշտպանը, ծառան ու տերը միաժամանակ։ Ազատամարտիկի վազած 100 մետրով ազատագրվում է ամբողջ 100 մետր պատմական Հայրենիք, նրա սողացած 10 մետրով (երանի նրան, ով առանց տեսնելու կհավատա) և'ս 10 մետրով ամբողջանում է նախկին և ապագա Երկիր դրախտավայրը, որովհետև հենց ինքն է, իր մարմինն է ԼՂՀ պետական սահմանի քայլող նշանախեցը։

Հ.Գ. Ես չեմ հավատում, որ պարտվողականության միտող այս մթնոլորտում (Երևանում) որևէ հոդված կարող է օգնել գործին։ Սա ավելի շուտ զեղում է, քան հոդված, իսկ զեղումներն այդպես են կոչվում հենց այն պատճառով, որ ինքնաբերաբար են գալիս։ Ես պարզապես ուզում էի ասել, որ աշխարհը հարատև է, բայց և չի պատրաստվում ավելի լավը դառնալ։ Ուրեմն՝ հարատև կռիվը Դաշնակցության քմահաճույքը չէ, և ոչ էլ նրա «հեղափոխականության» ավելորդ ապացույցը։ Դա ապրելու` մեզ պարտադրված միակ ու վերջին տարբերակն է, և մեզ մնում է, որ Հայ Դատը միմյանց փոխանցեն իրավատեր ծեր ու մանուկ, ինչպես Արցախում Վարդան Բախշյանի ինքնաձիգն է փոխանցվում նորեկին` որպես վրեժի պարտամուրհակ։ … և գրանցվում է մատյանի մեջ թիվ 119935 AKM։ Մնացյալը դերասանություն է։

Արմեն ԴԱՎԹՅԱՆ

Ազատամարտը` լուսանկարներում:http://www.yerkir.am/am/gal/57.htm

Большой взрыв вселенной устроили армяне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

577685_408907549142773_100000705951911_1236532_274870666_n.jpg

ՇՈւշիի առանձնակի գումարտակի տղերքը,Կոմանդոսը....էս օրը ազատագրվեց պատմական Շուշին

Большой взрыв вселенной устроили армяне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ВЫЗЫВАЯ ОГОНЬ НА СЕБЯ

Памяти Гагика ОСИПОВА

Он всегда шел впереди, чтобы при вражеской атаке принять огонь на себя. Меткий стрелок, он каждую секунду был начеку и мог без промаха попасть в неожиданно появившуюся мишень. Он был большим оптимистом и заражал верой в победу всех, кому выпала честь воевать с ним. Таким был Гагик Осипов, храбрец и патриот, истинный армянин, которым может гордиться наша нация.

Гагик так и не увидел освобожденный Шуши: до заветной минуты оставались считанные часы, когда вдруг его не стало... То, что Гагик смертельно ранен, друзья поняли по длинной автоматной очереди, раздавшейся в небе. В последнее мгновение он сделал то, что наказывал друзьям до битвы: "Запомните, не дай бог, если кто-нибудь из нас будет серьезно обстрелян врагом, пусть немедля выпустит в воздух все оставшиеся в автомате пули"…

Уроженец Степанакерта, Гагик Осипов родился 18 августа 1964г. Проучился 10 лет в обычной степанакертской школе N3. В 1982г. поступил в Бакинский инженерно-строительный институт, а по окончании вуза, вернувшись в Степанакерт, он создает свой строительный кооператив "Арцахи ашхатавор". С началом карабахских событий Гагик Осипов без промедления записывается в ряды добровольцев, тем самым повременив со строительством: жизнь выдвинула на первый план вопросы спасения родной земли.

Поначалу он служил в разведывательной роте, затем был выдвинут на должность помощника командира спецразведгруппы, созданной для выполнения особо важных заданий. Подчиненные быстро привязались к нему, разглядев в Осипове человека бесстрашного, надежного и наделенного особой мудростью. Гагик стал для ребят не только старшиной, но и советчиком, и искренним другом. Друзья по оружию полностью доверяли ему, видя, что он испытывает огромную ответственность за их судьбы и жизнь. Обладая прекрасным голосом и абсолютным слухом, он часто брал с собой гитару и пел для ребят в минуты отдыха. Они ему подпевали. Гагик никогда не унывал. Живой и энергичный, он не знал усталости и мог передать свое воодушевление и подъем соратникам.

Осипов обучал ребят меткой стрельбе (в рядах Советской армии служил в мотострелковом полку Ахалкалака), частенько водил их в горы для поддержания физической формы. "Во время альпинистских вылазок Гагик рассказывал много интересного о родном Арцахе, выдавая множество полезных сведений по географии и истории. Эту информацию он почерпнул из книг, которыми зачитывался в студенческие годы", - вспоминают его друзья.

Разведгруппа, в которой воевал Гагик Осипов, выполняла особые поручения. Когда приходилось захватывать какую-либо высоту, он первым поднимался наверх, периодически появлялся в поле зрения, чтобы враг открывал огонь по нему как по мишени, тем самым позволяя остальным членам группы выполнять задание – обнаруживать огневые точки и уничтожать их. У него была сильно развита интуиция, не раз помогавшая избежать засады. Соратники Г.Осипова рассказывают, как во главе с Гагиком частенько добывали важную информацию из вражеского стана, под его командованием участвовали в защите Айгестана, в освобождении Кркжана, Гайбалу, Малибеклу, Ходжалу.

Наконец наступил день взятия Шуши. Все чувствовали, что это будет жестокий бой. Шушинская операция была назначена на 7 мая – день явления Креста Господня. Это не было случайностью: все бойцы почувствовали необъяснимый энергетический заряд и подъем духа. Гагик Осипов, как всегда, был в отличном настроении и подбадривал друзей. "Вы думаете, любому бойцу позволено участвовать в освобождении Шуши? - спрашивал он и сам же отвечал: - Знайте, шушинская операция – одна из величайших наших битв, и каждый из нас должен гордиться тем, что получил священное право участвовать в освобождении этого удивительного и особенного армянского города".

Атакующие подразделения и объединенные резервные силы стали подниматься в сторону автобазы, преодолевая вражеское сопротивление, вышли к главному шоссе, угрожая тылу противника, отвлекая внимание врага, занявшего позиции на трех башенных высотах. Это способствовало продвижению армянских бойцов с противоположной стороны. Среди тех, кто выполнял отвлекающие маневры, были Бако Саакян, Олег Пируманов, Гагик Осипов и другие смельчаки. Враг оставил башенные высоты, укрепляясь на территории городской фермы, оказывая жестокое сопротивление.

Армянские воины захватили первую ферму и подошли ко второй. "Отсюда, с расстояния 25-30 метров, враг открыл яростный огонь, - вспоминают участники боя из группы Г.Осипова. - Нас было пятеро. Один из ребят, Славик, получил ранение. Гагик дал приказ отступать, а сам остался, чтобы вывести раненого друга и одновременно дать нам возможность без потерь занять позиции в безопасном месте. Вдруг в небе раздалась автоматная очередь. Мы поняли: Гагика уже нет с нами. Казалось, наши сердца пронзили пиками".

Атака армянских воинов продолжалась, раненых удалось вывести из-под обстрела. Славик потерял много крови, а Гагика спасти так и не удалось: никто не верил, что за считанные часы до водружения над Шуши победного флага армянская армия потеряла одного из храбрейших бойцов и достойнейших сыновей Арцаха. Гагик Осипов пал смертью героя 8 мая 1992г. - за день до взятия Шуши. Накануне последнего дня своей жизни он мечтал после освобождения Шуши отправиться в Армению и совершить по родине предков семидневное пешее путешествие. Но этому не суждено было сбыться.

Гагику было уготовано судьбой прожить на свете недолгих 27 лет, но этого оказалось достаточно, чтобы пройти победоносный воинский путь, проявить беспримерное мужество и пасть смертью храбрых, навечно оставшись в памяти своего народа.

Он посмертно награжден медалью "За освобождение Шуши", медалями "За мужество" президента РА (2002) и президента НКР (2007).

Магдалина ЗАТИКЯН

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 5 недель спустя...
  • 3 недели спустя...

«Если вам скажут, что я погиб, не верьте…»

АВТОР ADMIN | ДАТА 23 ИЮНЯ 2012, 8:59 ДП

Ровно 20 лет назад не стало Леонида АЗГАЛДЯНА

azgaldyan230612-300x210.jpgСмотришь на красивое, мужественное и умное лицо этого человека и уже понимаешь, как многое в его лице потеряла нация. Слушаешь его видеоинтервью от 1990 года, в котором он произносит ставшие знаменитыми слова: «Это Армения – и точка!» – и понимаешь актуальность многого из того, что он говорил в начале борьбы. Читаешь воспоминания соратников – и становится понятной масштабность личности и высочайшая ценность и уникальность того вида армянина, который олицетворял Леонид Азгалдян и который является солью, сутью и силой нашего народа. И еще возникает тоска по временам, когда героями становились такие, как Азгалдян, потому что сегодня, увы, времена и герои совсем другие…

БОЛЬШОЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВИДИТСЯ НА РАССТОЯНИИ. Чем дальше от нас годы Арцахской войны, тем очевиднее роль тех, кто осознал смысл и значимость национально-освободительной борьбы и понял, что только с оружием в руках можно отстоять армянские земли. В этом списке Леонид Азгалдян – один из первых среди грамотных и талантливых командиров и создателей Армии самообороны Арцаха, человек высокого интеллекта, ученый-физик, истинный интеллигент и носитель того глубокого национального духа, что во все времена помогал армянину оставаться на высоте своей веры, культуры и миссии.

О Леониде Азгалдяне в день его гибели вспоминали соратники, и все сказанное ими воспринимается в приложении к этому светлому и чистому образу как должное, без лишнего пафоса и преувеличения. Но лучше всего характеризуют героя его собственные высказывания, в первую очередь то самое видеоинтервью, которое сегодня кажется его наказом-завещанием будущим поколениям.

«До сих пор мы только сдавали земли врагу… Геташен, Шаумян, Арцах, Зангезур – это открытые двери нашей Родины, и над ними нависла угроза уничтожения. Вот почему ни в коем случае нельзя допустить потери ни пяди земли. Именно поэтому сегодня создаются военные отряды и происходит селекция: остаются те, кто действительно стал на защиту своей Родины, те, кто понимает, что нельзя сдавать ни единого куска земли, потому что это – Армения. Что бы там ни говорили международные или национальные деятели, это – Армения, и точка! Никто не может утверждать, что это не Армения, и никто не имеет права выносить эти земли на продажу, обмен или сдачу. Мы готовы к любым действиям на всех армянских землях. Не случайно здесь собираются сыны армянского народа, которые понимают смысл национальной борьбы, в том числе и из Спюрка, что имеет для нас очень важное значение в моральном смысле. Придет день, когда и мы поедем туда, где нашей нации предстоит сделать следующие шаги, и сделаем все, что нужно».

«Следующие шаги» – это освобождение других потерянных армянских земель, возвращение которых было его заветной мечтой. «Если вам скажут, что Леонид погиб, не верьте. Я погибну под Стамбулом» – это тоже его слова, в которые почему-то веришь, хотя вот уже 20 лет, как его нет, и погиб он в Мартакерте…

ЛЕОНИД АЗГАЛДЯН – ОДИН ИЗ ТЕХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ БЕЗУСЛОВНЫМИ ГЕРОЯМИ национально-освободительной борьбы отнюдь не в силу присужденных им званий и наград. Они таковые по определению, по степени воздействия на умы и души современников, по той уникальной роли, которую сыграли в этой борьбе, даже несмотря на раннюю смерть. Они герои по высоте духа и нравственного совершенства, что выражалось и в удивительной скромности, и в поразительной точности оценок ситуации, и в осознании судьбоносности момента и необходимости решающих шагов по защите родной земли. Он – один из тех героев, которым не нужно признание официальное, потому что они давно уже удостоились признания народного – на все времена.

Тем не менее вновь и вновь хочется поставить вопрос о присуждении Леониду Азгалдяну звания Героя. Об этом вчера писали многие в социальных сетях, где, кстати говоря, гораздо активнее вспоминали героя, нежели в новостных СМИ, и где приводились опять-таки его слова, в которых так скупо и так полноценно выразилась вся степень любви и преданности Родине: «Я армянин и всю жизнь должен посвятить родной земле. Я того же цвета, что и земля армянская…»<br style="margin: 0px; padding: 0px; border: none; ">

Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Сегодня исполняется 20 лет со дня смерти Душмана Вардана

13:39 • 03.07.12

3.jpg

Сегодня, 3 июля исполняется 20 лет со дня смерти участника Арцахской войны Вардана Степаняна (Душмана). На сегодняшней встрече с журналистами его друг-сослуживец Игорь Саргсян рассказал, что характер у Вардана был спокойный, но на поле битвы он был очень активным бойцом.

Он рассказал, на Арцахской героической освободительной войне после освобождения Шуши Душман Вардан заявил: «Будьте спокойны, деды, Шуши освобожден!».

«По его инициативе, когда Шуши был освобожден, возле Лачина все было заминировано, на территорию были привезены два танка, и продвижение противника, отныне, было невозможным.

Враг окончательно вышел из Лачина. Благодаря его военным знаниям и человеческому типу проявились самые высокие особенности Вардана», - сказал он и отметил, что Вардан был любим, как друзьями, так и командованием.

Душман Вардан погиб от мины на дороге, связывающей села Арав и Мюришен округа Мартуни. Они отправились в Мартуни для выполнения боевого задания.

Другой боевой товарищ Душмана Вардана Мкртыч Тоноян, который во время освободительной героической Арцахской войны был членом молодежного добровольческого отряда «Национальный Легион», рассказал, что Душман Вардан всегда был источником их воодушевления и победы над страхом.

«Каждый мечтал стать таким, как он – умным и хорошим человеком. Вечерами, когда садились возле костра, он организовывал литературные вечера и каждый читал стихи или рассказывал то, что знал. А у Вардана были высокие знания», - сказал он.

Мкртыч Тоноян рассказал, что Вардану удавалось посеять в них то, чтобы на поле битвы они думали не только о себе, но и о дравшихся рядом с ними боевых товарищах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...
  • 2 недели спустя...

Кто нибуть знает где захоронен легендарный командир пераого отряда Арцаха

легендарный Ашот Гулян?

Если есть информация где покоиться прах этого легендарного командира то подскажите.

Заранее Благодарю!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 5 недель спустя...
  • 1 месяц спустя...

Мотрич и Кулик: русские герои Арцаха

Mkrtich-i-kuli.jpgMkrtich-i-kulik-2.jpg

Когда началась война за Карабах, поднялись все — и стар, и млад. Не смогли остаться равнодушными к борьбе за свободу Арцаха русские братья, которые встали плечом к плечу с армянами. Их было немного, но это было настоящее братство. Дмитрий Мотрич и Илья Кулик в героическом бою сложили свои головы на арцахской земле за ее свободу. И тогда вместо Димы воевать за Арцах пошел его отец Анатолий Мотрич, который, узнав о гибели сына, не озлобился, а продолжил его миссию. К 21-летию Независимости в Армению были приглашены члены семей героев — Любовь Яковлевна Мотрич (супруга Анатолия, мать Дмитрия) и жена Кулика Елена Петровна Кулик.

Эта поездка для двух женщин, объединенных одной трагедией, была очень важной. Земля, за которую отдали свои жизни сын и мужья, приняла их тепло и благодарно. Елена Кулик вообще впервые в Армении. Маленькая, хрупкая женщина, которая за эти 20 лет так и не смирилась со смертью любимого Илюши, впервые увидела его могилу. “Я так была растрогана вниманием, — говорит она. — Я даже не представляла, что могила до сих пор сохранена, ведь тогда было очень тяжелое время!”

“Уважаемые Любовь Яковлевна и Анатолий Дмитриевич! Весь арцахский народ скорбит сегодня вместе с вами по поводу гибели достойного сына великого русского народа, вашего сына Мотрича Дмитрия Анатольевича, отдавшего жизнь за свободу и независимость нашей молодой республики, за справедливость, за счастливое будущее наших детей”, — это отрывок из телеграммы, которую получили в 1992 году Мотричи. Их 22-летний сын, старший лейтенант Дмитрий Анатольевич погиб 16 ноября 1992 года.

Писатель Зорий Балаян, который стал летописцем навязанной нам войны, знал лично владивостокского парня Диму Мотрича. Был период, когда он просто жил историей этого молодого человека. В книге Зория Гайковича “Между адом и раем” этой истории посвящено несколько страниц. “Отец Димы Анатолий Мотрич — кадровый военный, командир подводной лодки, — рассказывает Зорий Балаян. — Познакомился он как-то в Москве с ереванским инженером Эдуардом Кочаряном. Через несколько дней двое взрослых мужчин осознали, что их связывает общность тревоги за судьбу Карабаха и России как звеньев одной исторической цепи. Инженер Кочарян показывал подводнику Мотричу многочисленные документы, из которых явствовало, что еще в начале прошлого века исторический Карабах — Арцах с более чем двумястами христианскими храмами и церквами, более десятью тысячами хачкаров и с исключительно армянским населением после продолжительной войны с Персией вошел в состав России. Это было в октябре 1813 года. Тогда и в помине не было Азербайджана. Об этом свидетельствует Гюлистанский договор между Ираном и Россией. Однако после Октябрьского переворота большевиками была создана на территории Российского государства “специфическая” республика для экспорта революции на мусульманский Восток”. Русский и армянин понимали, что проблема Карабаха — далеко не только проблема двухсот тысяч жителей НКР, это — вопрос исторической морали и исторической перспективы обоих народов — русского и армянского. Отец рассказал сыну о трагедии армянского народа. И через несколько месяцев Дима отправился в Арцах. А затем и его отец.

Дмитрий Мотрич и Илья Кулик — кадровые офицеры, прежде чем попасть в Карабах, они прошли закалку Приднестровьем.

...Если история Димы Мотрича была известна, то история Ильи Кулика долгое время была окутана тайной. Его жена Елена Кулик жила в ожиданиях, что муж вернется. Он ушел из дома 27 августа. Незадолго до этого вернулся из Приднестровья вместе со своим другом Андреем Сарычевым. Две-три недели они обсуждали какие-то планы. Лена лишь слышала: “Постпредство Армении”, “Постпредство Армении”. “Конечно, можно было догадаться, что они замышляют, но в это не хотелось верить”, — говорит Лена.

В ночь на 27-е августа Елена услышала, что Илья и Андрей куда-то собираются, но она и подумать не могла, что муж уже никогда больше не вернется. В эту ночь он дал ей интересную книгу. Лена долго читала...

Восемь месяцев от Ильи не было вестей. Елена ходила по разным инстанциям. Нашла адрес Андрея Сарычева, написала в Северодвинск. Ответила его мама, что от Андрюши пришла телеграмма — адреса обратного нет, но стоит печать “Ереван”. Так Лена догадалась, что Илья и Андрей уехали в Арцах. Она пошла в Постпредство Армении, где ей сказали, что Ильи Кулика в списках погибших и раненых нет, но бои шли в лесах, горах — учесть всех было невозможно. Дали запрос. И через некоторое время из Карабаха пришло свидетельство о смерти.

Первым желанием Лены было поехать в Карабах, но стесненное финансовое положение (жили впроголодь), двухлетняя дочурка на руках ее остановили. Она часто вспоминает слова Ильи, который, обняв ее, сказал: “Никогда не ищи меня. Война не для женщин!”

Елена просто не верила, что ее муж погиб. Она продолжала ждать. Ей попалась в руки статья командира Александра Курепина, в которой описывался бой под Чартаром, в котором погибли Дима Мотрич и Илья Кулик. 16 ноября 1992 года, по распоряжению Аво, Курепин остался на позиции. “Шли шестеро — пятеро русских и один армянин, механик-водитель Миро, — он должен был пригнать БМП, которую мы рассчитывали отбить у азербайджанцев, — пишет Курепин. — С “Шилкой” предстояло управиться Дмитрию. Ребята взяли с собой радиостанцию. По причине нашего обычного русско-армянского разгильдяйства батареи не проверили. И через полчаса после выхода они сели окончательно. Связь прекратилась. Около девяти вечера в районе поста началась стрельба — разрывы гранат, автоматные и пулеметные очереди. Затем все стихло. Минут через пятнадцать вижу — идут машины. Не доезжая до поста метров четыреста, они встали, и стрельба возобновилась, причем еще интенсивнее. И только около пяти часов утра подошли трое моих бойцов: Олег Митрофанов, Андрей Сарычев и Олег Селиванов. Они рассказали, что произошло. Выйдя к посту, ребята обнаружили, что азербайджанцев там раза в три больше, чем предполагалось. Уже потом из данных радиоперехвата выяснилось, что азербайджанцы готовили наступление на Чартар и с наступлением темноты усилили все посты. На этом находилось более взвода пехоты. Посовещавшись, ребята решили, что возвращаться назад стыдно. Значит, надо атаковать. Илья ударил по блиндажу “Мухой”. Пустили в ход гранаты. Затем вдоль траншеи пробежал Олег, дав по ее дну длинную контрольную очередь из ПК. И все вроде стихло. Дмитрий, Андрей и Олег принялись собирать документы убитых, а другой Олег, Миро и Илья полезли в блиндаж. Набрали кучу документов. Дмитрий с бруствера стал звать Илью. И вдруг метров с трех ударила очередь. Оказалось — недобитый “турок” с РПК. Андрей застрелил его, а Димка умер почти сразу.

В этот момент ребята увидели фары идущих машин и в их свете десантирующуюся пехоту. Стало ясно, что трофейную технику уже не угнать, надо уходить. Илья с Миро остались прикрывать отход, остальные потащили Димку. Однако кабель от выпущенного ПТУРСа они вскоре потеряли и заблудились в винограднике. Поняли, что Димкино тело (он был крупный парень) им не унести. Спрятали его там же в винограднике, чтобы постараться вытащить на следующую ночь. Некоторое время ожидали Илью и Миро. Потом, когда стрельба стихла, решили, что те ушли каким-то другим путем. Проплутав несколько часов, вышли к своим...” А Миро и Илья отстреливались до последнего, а потом подорвали себя гранатой.

Мама Андрея Сарычева дала Елене Кулик адрес Олега Митрофанова, который подтвердил, что все так и было. Лена написала еще одно письмо в надежде, что среди погибших не было ее мужа, ведь если парень подорвал себя гранатой, то, возможно, его лицо было обезображено — можно было ошибиться. Ответила уже жена Олега (Олег уехал), которая тоже была в Карабахе: “Он прижимал гранату к груди, поэтому его лицо было не повреждено... Я была на похоронах. Похоронили его на сопке между Шуши и Степанакертом... Если решите поехать, спросите место у Роберта Кочаряна — он знает”.

Пару лет назад Лена Кулик, набрав в интернете “Илья Кулик. Нагорный Карабах”, нашла фильм режиссера Анны Товмасян “Доброволец”, в котором рассказывается о судьбе русского парня, героя арцахской войны Дмитрия Мотрича. Анна Товмасян прочитала записки Зория Балаяна и решила снять фильм, тогда она еще не знала подробностей об Илье Кулике, но все-таки в фильме прослеживается судьба трех друзей — Дмитрия Мотрича, Ильи Кулика и Миро Гаспаряна, которые героически погибли в 1992 году, защищая Арцах. Лена вышла на связь с Анной, которая в свою очередь познакомила Елену Петровну с Любовью Яковлевной, которые вместе и приехали в Армению.

Они проехали по стране, побывали в Нагорном Карабахе. Везде их встречали как героев: женщина, пережившая войну, не менее герой, чем ее муж, сын, отец или брат. Более достойной смерти, чем на войне, за Крест, как говорил Дима Мотрич, нет. И ее надо заслужить.

...Дмитрий Мотрич и Илья Кулик были посмертно награждены медалью “За отвагу” Президента РА, медалью “За отвагу” Президента НКР, медалью “За отвагу” Полиции РА, медалью “Материнская благодарность” за службу на благо Арцаха НПО “Материнство НКР”. Любовь Мотрич и Елена Кулик получили в подарок Библии. Анна Товмасян награждена Медалью им. Маршала Баграмяна Министерства обороны и Медалью “За вклад в кинематограф и укрепление русско-армянской дружбы” Министерства внутренних дел.

Елена

ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН

На снимках: Книга героев - Елена Кулик с фотографиями Дмитрия Мотрича и Ильи Кулика; Любовь Мотрич

http://www.nv.am/mir...motrich-i-kuich.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   1 пользователь, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    1 гость
    Ara55
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...