Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Азербайджан готов к окончательному развороту


ZIDANE

Рекомендованные сообщения

Расим Мусабеков: «Опыт Белоруссии показывает, что переход на российскую политико-экономическую орбиту чреват в перспективе не просто девальвацией, а прямой утратой национального суверенитета»

04 Января 2007 [13:09] - Day.Az

Распечатать

Эксклюзивное интервью Day.Az с известным политологом Расимом Мусабековым.

- Расим муаллим, первое интервью в новом году хочу начать с вопроса о белорусско-российских отношениях…

- Несколько необычная тема для азербайджанского политолога, но не в моем случае. Дело в том, что в молодости я работал в Москве в аппарате ЦК ВЛКСМ и в 1976-82 годах курировал Белоруссию. Президент Лукашенко, многие его высокопоставленные сотрудники в те годы были комсомольскими функционерами и активистами.

У меня остались самые хорошие воспоминания о Белоруссии, его людях, и я до сих пор внимательно отслеживаю все, что сопряжено с этой республикой. Вы вряд ли могли это знать, но случайно обратились по адресу, так что спрашивайте.

- К концу года у российского Газпрома возникли проблемы еще с одной из стран СНГ - Беларусью. В чем, по-вашему, причина очередного газового конфликта?

- Причина, в общем, проста. Москве надоели неопределенные россказни о грядущем объединении Белоруссии с Россией. Поэтому, президент Путин и его правительство, наконец, решились поставить пред Минском вопрос ребром. Желаете и далее получать газ по внутрироссийским ценам (это примерно 50 долларов за тысячу куб) - извольте стать частью РФ.

Если думаете оставаться всего лишь привилегированным, но формально независимым партнером и союзником, наподобие Армении, то цена за газ будет существенно выше (100-130 долларов за тысячу куб.) и расплачиваться при этом придется не только деньгами, но и допуском российского капитала к стратегически важным объектам своей экономики.

Если же та или иная страна постсоветского пространства решила, как Грузия, ориентироваться не на Москву, а другие геополитические центры (НАТО, ЕС, США), то следует забыть о преференциях и готовиться платить полную европейскую цену в 200-250. Президент Лукашенко до последнего момента надеялся вырвать у Москвы желанные уступки, но не удалось.

Дело даже не в платежах в 2007 году, хотя они вырастут более чем вдвое. Принимая во внимание, что одновременно стороны согласились на двукратное повышение тарифов за транзит российского газа в Европу, а также выплату 2,5 миллиарда долларов «ГАЗПРОМом» за 50 процентный пакет «БЕЛТРАНСГАЗа», финансовая катастрофа Белоруссии немедленно не грозит. Но предстоящее в последующие 4 года дальнейшее повышение цены газа до среднеевропейского уровня, может подорвать конкурентоспособность всей белорусской промышленности.

Одновременно Москва прихлопнула выгодный бизнес, который Минск, в доле с российскими нефтяными кампаниями, осуществлял все последние годы. Миллионы тон нефти поставлялись на Мозырский и Полоцкий НПЗ по низким внутрироссийским ценам, а выработанные нефтепродукты реализовались европейским потребителям по мировым ценам. Разница (а это миллиарды долларов) делилась российскими нефтяными кампаниями с белорусскими партнерами, но уводилась от налогообложения РФ.

Суммарные потери Белоруссии от жесткого подхода Москвы по поставкам нефти и газа оценивается экономистами примерно в 4 миллиарда долларов. Закрыть такую финансовую брешь за счет мобилизации внутренних резервов невозможно.

Теперь не только Лукашенко, но и директорский корпус, составляющий экономическую опору его режима, вынужден выбирать. Соглашаться на действительное вхождение в состав РФ или же готовиться к неминуемым экономическим и социальным трудностям.

- Почему не получается с созданием союзного государства России и Беларуси?

- А зачем Лукашенко форсировать процесс, когда существующее положение вполне устраивает его, а по большому счету и его страну? Еще не известно, удалось бы в условиях действительного объединения сохранить полученные преференции и осуществлять выгодный гешефт с российским газом и нефтью. Даже Путинская, не говоря уже о Ельцинской, Россия кажется Лукашенко чрезмерно либеральной. Экономическая и политическая системы обеих стран не сопрягаются. Россия прошла через спад и шоковые реформы, сформировала достаточно сильный частный сектор и функционирующий режим «управляемой демократии».

Белоруссия же под руководством Лукашенко избрала щадящий «китайский» путь медленного перехода к рынку, с сохранением государственного контроля над собственностью и экономикой, а также социальных гарантий для населения.

Режим власти здесь, хотя и не коммунистический, но настолько провинциально-авторитарный, что вынуждает морщиться руководство даже союзной России. Так что Лукашенко и его окружение заинтересовано сохранить все как есть.

Но для РФ пролонгация существующего положения – прямой убыток. Москва готова нести финансовые расходы, но адекватно получаемым дивидендам. Белоруссия – это второй после Германии внешнеторговый партнер России. Многие тысячи российских и белорусских предприятий связаны тесными кооперационными связями, особенно в сфере ВПК.

По белорусским транспортным путям осуществляется почти две трети экспорта России в страны ЕС. Через территорию Белоруссии осуществляется транзит газа 24 млрд. куб. м. для Польши и Германии. Барановичская РЛС (аналог нашей Габалинской) прикрывает не только Белоруссию, но и западные границы России. Союзническая поддержка Белорусской армии, сформированной на базе наиболее боеспособного Западного военного округа бывшего СССР, весьма важна в плане поддержания баланса сил между Россией и НАТО. Видимо, российское руководство сочло момент удобным для того, чтобы от уговоров в отношении к Минску перейти к прямому прессингу.

Режим Лукашенко изолирован, подвергается жесткой критике на Западе. Поле для маневров у него ограничено, а растущие мировые цены на энергоносители предоставили Москве хороший повод и рычаг для давления.

Полагаю, что всем тем, кто выступал за большую ориентацию Азербайджана на союз с Россией, нужно извлечь уроки из наблюдаемой ситуации. Москва ничего не дает просто так и принуждает, сказав «А», произнести и «Б». Опыт Белоруссии показывает, что переход на российскую политико-экономическую орбиту чреват в перспективе не просто девальвацией, а прямой утратой национального суверенитета.

- Мы видим, что Лукашенко активно сопротивляется российской экономической экспансии. Почему тогда Армения так легко уступает России практически всю свою экономику?

- Между этими странами имеется качественная разница. Армения, в отличие от Белоруссии, не граничит с РФ и ей не грозит прямое поглощение. В свою очередь, Белоруссия экономически впятеро больше, чем Армения, и Минск обладает несоизмеримо большими ресурсами, чтобы противодействовать экспансии российского капитала.

Но я не склонен преувеличивать чрезмерную уступчивость Армении и распродажу ее активов РФ по бросовым ценам. Ереван передал России главным образом те предприятия, которые самостоятельно не в состоянии использовать. Многие из них простаивают даже сейчас. Долги же за российские поставки растут, а платить – нечем.

- Почему Россия прибегла именно к «газовому шантажу»?

- Растущие мировые цены на энергоносители дали Москве такой рычаг давления, и не удивительно, что им решили воспользоваться для восстановления своего влияния на постсоветском пространстве. Прямое военное вторжение, слава богу, не возможно. Не те времена, да и силы у России не те. Использование экономических преференций, ценовой политики – принято в практике международных отношений.

Другое дело – прекращение в разгар зимы поставок, под предлогом диверсии или аварии на трассе трубопровода или обрыва линии электропередач. Так случилось в отношении Грузии прошлой зимой, когда мы срочно пришли им на помощь. Также неприемлемо одностороннее нарушение заключенных многолетних контрактов, что Москва сделала не только по отношению к Азербайджану, но и Украины и Белоруссии. И совсем нецивилизованное поведение – закрытие вентиля и диктат.

В Москве считают, что в условиях нехватки энергоресурсов и высоких цен все козыри у нее на руках, и в своих мечтах Россия видит себя сверхдержавой, уже «энергетической». Но я не уверен, что эти действия принесут успех, даже в случае с Белоруссией. Ясно одно, что все имеет цену, даже независимость. Желаешь сохранить суверенитет – будь готов оплачивать российские поставки и жить по средствам.

- Неужели в Москве не понимают, что такие действия пугают ее партнеров и может ли Европа в ответ отказаться от российского газа?

- Понимают, но чувствуют себя настолько хозяевами положения, что действуют в жесткой манере. Отсутствие должного такта вряд ли добавит уважения и приязни к России, но в Москве на сантименты решили не очень обращать внимание. На любовь к себе здесь и так не рассчитывают, поэтому склоняются к старой имперской формуле: «Боятся – значит уважают».

Политика России в газовом вопросе исходит из того, что партнерам не остается иного выхода, как согласиться с ее предложениями. Не только европейские потребители, но Молдова, Украина, Белоруссия и даже Грузия приняли объявленные «ГАЗПРОМом» цены и условия.

Лишь Азербайджан отказался, но мы находимся в другом положении и можем опереться на собственную ресурсную базу. А представьте себе, что не был бы в свое время подписан контракт по «Шах-Дениз» и не завершилась бы к началу этого года фаза разработки этого месторождения. Так что критикам этого проекта (а такие были) следовало бы признать свою неправоту.

Европейских партнеров России, конечно же, настораживает использование Москвой «газового» шантажа для восстановления былого влияния на постсоветском пространстве и в международных делах. РФ отказывается присоединиться к Европейской Энергетической Хартии. Некоторые члены НАТО и ЕС, в особенности новые, настаивают, чтобы односторонний отказ от поставок энергоносителей воспринимался как угроза безопасности и встречал коллективный отпор.

Однако в обозрим будущем отказ от российских поставок нефти, и, в особенности, газа для европейцев невозможен. Геологические реалии таковы, что выбор невелик. Помимо России традиционными поставщиками газа на европейский рынок являются Норвегия (около 22%, в перспективе доля будет сокращаться) и Алжир (примерно 23%). Обе страны располагают лишь 4% разведанных мировых запасов и, удовлетворить прогнозируемый спрос не в состоянии.

Существует масштабный проект «Набукко», предусматривающий строительство трубопровода из Каспийского бассейна в Австрию через Турцию. Его реализация позволит ежегодно перекачивать до 30 млрд. куб. м газа из Ирана и Центральной Азии. Проект получил поддержку Европейской комиссии, но окончательное решение еще не принято, так как Вашингтон накладывает вето на все, что связанно с Тегераном.

Наш же газопровод Баку-Эрзурум предполагает доставку всего лишь 8 миллиардов кубометров газа и несопоставим с российскими поставками.

- Как сложатся в дальнейшем российско-азербайджанские отношения в свете их охлаждения в конце минувшего года?

- Думаю, как Москва, так и Баку, избавились от неоправданных ожиданий в отношении друг друга. Азербайджан не вернется на военно-политическую и экономическую орбиту России. Пример Белоруссии и других постсоветских стран показал риски такой ориентации. Но полагаю, что дальнейшее обострение отношений также не произойдет.

У Москвы не так уж много рычагов давления на Азербайджан. Опыт ухудшения отношений 1995-98 годов показал, что мы в состоянии держать удары. Сейчас возможности выросли не только у России, но и у Азербайджана, так что диктат мы не примем и в Москве должны себе в этом давать отчет. Но ясно, что разрекламированный рост взаимного товарооборота (более чем 1 миллиарда долларов) после вычета из него газового компонента сократится чуть ли не вдвое.

Не нужно из этого делать трагедию, а прагматично заниматься наращиванием экономических отношений по позициям неэнергетического профиля: восстанавливать кооперацию в машиностроении, химии, сельском хозяйстве, туризме, транспортных перевозках.

Если Москва неосмотрительно переборщит с давлением на Баку, то это лишь ускорит эволюцию Азербайджана в отношении НАТО и приведет к тому, что мы более позитивно начнем реагировать на планы США и ЕС в отношении транскаспийских нефтепроводов и газопроводов, которые направят энергоресурсы Центральной Азии в обход и в ущерб России. Но полагаю, что руководителям наших государств хватит мудрости не допустить ухудшения отношений до уровня «холодной войны», подобно наблюдаемой сегодня между Грузией и РФ.

- Посол Ирана в Азербайджане недавно заявил, что Иран может стать посредником в урегулировании карабахского конфликта. Насколько реальна такая перспектива?

- На сегодня совершенно нереально. Переговоры идут под эгидой Минской Группы ОБСЕ, то есть организации, где Иран не представлен и права голоса не имеет. Вспомним крайне неудачное посредничество ИРИ 1992 году, когда армяне захватили Шушу, не дождавшись того, что высохли чернила под соглашением, достигнутом при участии президента Рафсанжани в Тегеране.

Поэтому не думаю, что Армения и Азербайджан питают иллюзии в отношении возможностей посреднической роли Ирана. Помочь в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта Иран вряд ли может, но помешать в состоянии. Вследствие этого сопредседатели МГ считают возможным и полезным информировать Иран о ходе переговорного процесса через посольства в Баку и Ереване, но не более.

З.Р.

Day.Az

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 1
  • Создано
  • Последний ответ

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   2 пользователя, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    1 гость
    operit Левон Казарян
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...