"Эрдоган готов представить новый план по Карабаху, согласованный с Россией"
Фрагменты интервью с российским политологом, главным редактором портала "Вестник Кавказа", заместителем декана исторического факультета МГУ Алексеем Власовым
Какой, по-вашему, главный итог визита президента России Дмитрия Медведева в Турцию?
Сейчас по отношению к Турции в России применяется формула стратегического партнерства. До этого у нас главным стратегическим партнером являлся Казахстан. Впервые мы видим, что страна, которая на протяжении длительного времени относилась к западному блоку, открывает свои объятия для взаимодействия с Россией. Для США это удар ниже пояса. Я думаю, в перспективе Турция вообще может отказаться от перспективы вхождения в Евросоюз.
В повестке российско-турецких переговоров была и проблема безопасности на Южном Кавказе. Хотя каких-то четких формулировок от участников переговорного процесса не прозвучало, но, видимо, была организована "утечка" информации в турецкие СМИ, исходя из которой, надо полагать, что премьер-министр Турции Эрдоган готов представить новую "дорожную карту" по карабахской проблеме, согласованную с Россией. По слухам, первый шаг - это возвращение Азербайджану двух районов, которые в настоящий момент находятся под оккупацией.
То есть, нынешний визит Эрдогана в Баку связан с новой "дорожной картой"?
Да. Но я не уверен, будет ли это публично озвучено.
Что могут взамен на освобождение 7 районов потребовать от Азербайджана?
Скорее всего, на первом этапе речь может пойти не о признании НК со стороны Азербайджана, а об отказе от применения силы в решении проблемы. Поэтому, если сейчас инициировать обмен оккупированных территорий Азербайджана в обмен на признание Карабаха, то Баку вряд ли пойдет на это.
А что взамен потребует от Азербайджана Россия?
Не надо ставить вопрос таким образом. Сам характер отношений между Азербайджаном и Россией не требует "бартера". Мне кажется, что сейчас Москве очень важно, чтобы этот позитивный тренд в российско-азербайджанских отношениях развивался. Очень много хорошего в наших отношениях появилось в последние годы. Конечно, с моей точки зрения, со стороны Баку было бы сильным ходом признание русского языка как второго государственного.
Но в Армении категорически отвергают саму идею возвращения семи оккупированных районов Азербайджану...
В карабахском урегулировании не все зависит от настроения армянского общества, которое, я допускаю, готово пойти на изменение ситуации вокруг НК, но влияние Степанакерта (Ханкенди - прим. ред.) и диаспоры может оказать влияние на отказ Еревана от какие-либо уступок без признания Карабаха со стороны Баку. На что Азербайджан, подчеркну, не пойдет.