Перейти к публикации

Стратегические провалы


Гость Джанбазеан

Рекомендованные сообщения

Гость Джанбазеан

Стратегические провалы в политическом сознании армянства, или

АКСИОМЫ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО БЫТИЯ АРМЕНИИ

В данной статье речь пойдет о базисной составляющей политического сознания армянства - о его стратегическом сознании, которое подразумевает, с одной стороны, ясное видение основных угроз национальной безопасности Армении в среднесрочном и долгосрочном планах, с другой стороны - интеллектуальную и морально-психологическую готовность коллективно противостоять этим угрозам. В стратегическое сознание потенциально или реально государствообразующей этнонациональной общности можно включить такие понятия, как "стратегическая мысль", "стратегическое мышление", "стратегическая память", "стратегическая ответственность".

Другие важнейшие составляющие политического сознания армянства - его юридическое сознание (знание Конституции и законов Республики Армения и умение применять их на практике) и экономическое сознание (знания об экономике в Армении, в регионе и мире в целом, а также умение эффективно их применять) - являются опосредованными от стратегического сознания, надстроечными и здесь нами не рассматриваются.

--------------------------------------------------------------------------------

Степень развитости стратегического сознания любой потенциально или реально государствообразующей этнонациональной общности зависит от целого ряда причин и обстоятельств, в первую очередь:

- от состоятельности и эффективности ее системы национальной безопасности,

- от независимости и институционализации профессиональной мысли по вопросам национальной безопасности,

- от подготовленности политической элиты по вопросам национальной безопасности,

- от чувства ответственности политической элиты перед нацией,

- от консолидированности нации в этническом, религиозном, языковом и социальном аспектах,

- от продолжительности, интенсивности и изощренности специальных мер информационно-идеологического и психологического воздействия на данную общность со стороны враждебных стран и/или заинтересованных держав и, с другой стороны, от своевременности распознавания этих попыток и принятия адекватных контрмер по их нейтрализации.

К сожалению, по всем шести вышеперечисленным параметрам у армянства высвечивается, мягко говоря, неразвитость национального стратегического сознания. Так, армянская профессиональная школа мысли по вопросам нацбезопасности только начинает делать свои первые шаги, находясь пока в значительной финансовой и интеллектуальной зависимости от западных и, в меньшей степени, российских центров мысли по внешней политике и безопасности. Подготовленность армянской политической элиты по тем же вопросам крайне слаба, а чувство ее ответственности перед будущим нации удручающе. Армянская нация разобщена по церковно-религиозному и языковому признакам. В постсоциалистической Армении зародилась и достигла недопустимого уровня поляризация общества по уровню доходов, сводя на нет обретенную на заре Арцахского движения национальную сплоченность и солидарность.

Ко всему этому добавляется большой постоянный интерес и соответственно длительные и изощренные спецоперации информационно-идеологического и психологического воздействия на стратегическое сознание армянства со стороны как враждебных Турции и Азербайджана, так и ряда держав, имеющих в регионе стратегические интересы. Неэффективное распознавание этих воздействий и слабое противодействие со стороны армянского государства и структур диаспоры приводит к тому, что попытки манипулирования стратегическим сознанием армянства очень часто увенчиваются успехом. Здесь достаточно привести лишь один пример классической идеологической диверсии: в политическое сознание армянства удалось внедрить негативную дифференциацию между "карабахцами" и "айастанцами" с вытекающими из этого опаснейшими потенциальными последствиями.

В целом, система национальной безопасности Армении соотносительно с существующими угрозами несостоятельна и малоэффективна. Так, спустя 14 лет после обретения независимости все еще не разработана Доктрина национальной безопасности, не имеет аппарата и не действует номинально существующий Совет национальной безопасности, некоторые важнейшие фронты нацбезопасности оставлены полностью неприкрытыми, в том числе стратегический анализ, информационная политика (или, по старой терминологии, область идеологии и пропаганды), крупномасштабная религиозно-сектантская интервенция, борьба с коррупцией, развитие политической ("прикладной") арменологии и будущее фундаментальной арменологии.

В результате исторических перипетий, субъективных и объективных воздействий в армянском стратегическом сознании образовались функциональные провалы огромной глубины. Стратегические реальности, которые должны были восприниматься абсолютным большинством армянства в качестве аксиом геополитического бытия Армении, игнорируются как значительной частью армянских масс, так и, что вдвойне прискорбно, значительной частью политической элиты провластного и оппозиционного толков. Именно недоразвитость стратегического мышления армянской политической элиты не позволяет выгодно дифференцировать ее от стратегического сознания армянских масс.

Хотя часть армянского общества - отдельные политические партии, социально активные группы, известные деятели - адекватно воспринимает некоторые из нижеописанных непреложных стратегических истин, однако задача их всеармянского признания и построения вокруг них объединенной национальной политики этим не решается. Ведь сила аксиомы в том и состоит, что ее принимают все, притом - принимают без оговорок. "Разброд и шатания" в среде армянства начинаются именно там и тогда, когда споры разгораются вокруг основополагающих, простых истин. Забегая вперед, проиллюстрируем сказанное лишь одним сравнением.

Невозможно представить себе, например, какую-либо значительную часть американского общества, не говоря уже о политических партиях и властной элите, которые бы не воспринимали "Аль-Каиду" в качестве серьезной угрозы безопасности США. Вокруг этой элементарной истины споры, естественно, не ведутся, и силы, которых у американцев более чем достаточно, впустую не растрачиваются. А вот в армянском обществе есть множество людей, несколько политических партий и печатных органов, немало представителей большого бизнеса и даже высшие чиновники, которые никак не могут понять намного более наглядные и смертельные угрозы безопасности Армении, которые исходят от двух соседних государств-союзников - Азербайджана и Турции. У нас же годами ведутся бессмысленные дискуссии о возможности или невозможности в настоящее время армяно-турецкой дружбы, более того некоторыми такая многообещающая "дружба" заводится...

Ниже более подробно описаны те основные стратегические реалии, которые игнорируются массами и частью политической элиты армянства.

1. О критичности геостратегической ситуации и невозможности умиротворения Азербайджана путем территориальных уступок

Игнорируется (в лучшем случае - недооценивается) вся критичность геостратегической ситуации "быть или не быть", в которой пребывает Армения в постсоветский период. Другими словами, игнорируется вероятность уничтожения Армении в результате возможного успеха методично планируемой и тщательно готовящейся азербайджанской агрессии (при прямом или косвенном соучастии Турции). Одновременно игнорируется невозможность умиротворения Азербайджана и стоящей за ее спиной Турции путем территориальных уступок.

Цель уничтожения Армении не скрывается азербайджанскими стратегами, указываются и приблизительные сроки (25-30 лет), когда, по их расчетам, "Армении не будет на карте мира". Об этом, в частности, неоднократно высказывался пресс-секретарь Министерства обороны Азербайджана полковник Р. Меликов; схожие заявления делались министром обороны С. Абиевым и другими официальными лицами. Вспомним, какое мощное дипломатическое наступление на Тегеран предпринял Тель-Авив после подобных высказываний президента Ирана в отношении Израиля. К сожалению, армянская дипломатия почти никак не реагирует на периодически раздающиеся из Баку такого рода угрозы.

План уничтожения Армении не является "сверхсекретом", а представляет собой простейшую тактическую операцию наподобие комбинации "мат в три хода": шаг N1 - азербайджанская агрессия и оккупация Арцаха и освобожденных территорий; шаг N2 - последующее неминуемое вторжение в Сюник - в этот последний бастион, разъединяющий двух тюркских союзников (слабые коммуникации с центральными районами Армении, отсутствие арцахской "стены" и глубины обороны, использование современных систем артиллерийского огня, а также психологический удар от падения Арцаха снизят обороноспособность Сюника почти до нулевой отметки) и взятие оставшейся части Армении в турецко-азербайджанское кольцо, превращение его в гетто, своего рода закавказский Свазиленд; шаг N3 - ликвидация Армении путем если не военного, то экономического, политического и психологического давления со стороны Турции и Азербайджана. Лишившись каких-либо перспектив устойчивого развития и утратив роль потенциального пристанища для разбросанных по миру миллионов армян, в результате геометрически возросшей массовой эмиграции Армения ослабнет настолько, что будет поглощена Турцией, Азербайджаном и Грузией.

Непосредственная реализация этого турецко-азербайджанского плана по уничтожению Армении возложена на Азербайджан. Турция же, исходя из нынешних международных реалий, останется как бы в тени, обеспечивая "тыловую поддержку" азербайджанской агрессии в виде пропаганды, дипломатического лоббирования, финансовой и информационно-разведывательной подпитки, а также военными советниками и "добровольцами".

В начале 1990-х армянству ценой огромных потерь удалось этот план нейтрализовать, что и предоставило Армении время для укрепления своей государственности, другими словами - для коренной самоорганизации. К сожалению, во многих отношениях эти возможности были упущены, в особенности в сфере создания действенной системы национальной безопасности и поднятия уровня государственного управления.

Ясное осознание геополитической ситуации мобилизовало бы имеющиеся в распоряжении армянства немалые людские, идеологические и финансовые ресурсы, а также неиссякаемую народную волю на исключение вышеуказанной смертельной вероятности путем построения крепкого, пользующегося уважением внутри и вне Армении государства. Такого государства, которое было бы способно проводить независимую политику по жизненно важным для своей национальной безопасности вопросам. Вместо этого мы каждый день сталкиваемся с низким уровнем государственного управления, тотальной коррумпированностью чиновничества, несостоятельностью правовой, в частности, судебной системы, возникновением считающей и ведущей себя вне закона касты олигархов и крупного чиновничества, клановостью (провинциальной в том числе), отрицанием национальной культуры и ценностей, в конечном счете - с игнорированием национальной и в итоге собственной безопасности.

2. О стратегически благоприятном историческом моменте

Нынешняя стабильная ситуация внутри и вокруг Армении не вечна и независимо от наших желаний может измениться в худшую сторону из-за целого ряда возможных причин внутреннего, регионального и мирового порядка.

Внутри страны наблюдаемое сегодня развитие армянской экономики при одновременном глубоком застое политической системы чревато политическими и социальными потрясениями, а также продолжением эмиграции, включая отток из страны талантливых и честных молодых профессионалов, которые не могут реализовывать свой потенциал ни в коррумпированных госструктурах, ни в олигархических бизнес-структурах, делающих прибыль на монополизации отдельных сфер экономики Армении. Нехватка же квалифицированных кадров, которая уже ощущается почти во всех сферах жизнедеятельности армянского государства, неизбежно приведет к стагнации и экономику, и науку, и образование.

В региональном плане стабильность может быть основательно разрушена возможностью упоминавшейся азербайджанской агрессии. В этой связи добавим лишь, что для алиевского клана война в ближайшем будущем может стать единственным способом сохранения власти, поскольку недовольство азербайджанских масс склонно только усиливаться. Это связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, сколько бы нефти Азербайджан ни выкачивал из Каспия, ее не хватит на радикальное улучшение экономического положения народных масс, так как по сравнению с редкими преуспевающими нефтяными державами (Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, ОАЭ) количество азербайджанских запасов нефти по соотношению к численности населения Азербайджана невысоко. Во-вторых, система государственного управления насквозь коррумпирована, что не дает возможности более или менее справедливого распределения нефтяных доходов. В-третьих, на фоне усиливающегося неравенства, контраста богатства и нищеты наличие нефти и невозможность вкушения доходов от ее продажи будет порождать сильнейшее разочарование, подстегивая тем самым революционные настроения в азербайджанском обществе. "Победоносная война" же может укрепить власть И. Алиева на длительное время.

Регион может взорваться и по другим причинам, из которых наиболее серьезными выглядят следующие: вероятное обострение американо-иранских отношений вплоть до развязывания войны, вероятное обострение ситуации в Джавахке вплоть до разгорания военного конфликта (подробнее об этом - ниже), вероятное усиление курдского военного сопротивления в Турции.

В глобальном плане политическая и экономическая нестабильность в мире не только не спадает, но, наоборот, нарастает, причем довольно быстрыми темпами. В ряду наиболее вероятных, даже ожидаемых международных потрясений с непредсказуемыми негативными последствиями для всей мировой политической системы стоят, в числе прочих, и возможный обвал всемирной финансовой системы и сопутствующий кризис мировой экономики, и террористические операции исламских экстремистов в западных странах с массовыми жертвами, и китайская "реконкиста" - вторжение Китая на Тайвань с автоматическим вовлечением в войну США против Китая, и ультраваххабистская революция в Саудовской Аравии, и вынужденный вывод американской армии из Ирака, и применение ядерного оружия Северной Кореей или против нее.

На мировую политическую систему огромное дестабилизирующее воздействие могут иметь и крупномасштабные стихийные бедствия, способные разорвать наличествующие натяжения в глобальной, региональной или же локальной экономике и политике.

Из всего сказанного следует, что нынешняя внутри - и внешнеполитическая стабильность в закавказском регионе, и, в частности, в Армении, по всей видимости, имеет временный характер. Игнорирование этого обстоятельства не позволяет армянству максимально использовать стратегически относительно благоприятный для Армении данный исторический отрезок. Именно сегодня надо готовиться ко всем будущим неминуемым осложнениям и возможным катаклизмам, именно сегодня надо зарегистрировать прорыв в самоорганизации армянства, в первую очередь - в буксующем деле государственного строительства в Армении. Надо прямо признать факт недостаточной состоятельности важнейших государственных институтов Армении (кстати, 27 октября с. г. во время одной из встреч в ходе своего официального визита в США буквально такое заявление прозвучало из уст министра обороны РА С. Саркисяна), слабость, коррумпированность и непрофессионализм которых порождают неверие граждан в саму идею армянской государственности.

Насколько мы будем готовы к неминуемому дню "Х" (т. е. к временному обвалу региональной или всей мировой политической системы в результате осуществления одного или одновременно нескольких вышеперечисленных вероятностей), настолько и сможем выиграть как нация и национальное государство, настолько меньше и потеряем. Были бы мы более готовы к 1988 году, то выиграли бы больше и потеряли бы меньше. Это относится, в принципе, ко всем нациям и государствам. Но в случае с Арменией всякий день "Х" перерастает в вопрос жизни и смерти.

На личностном уровне игнорирование всех этих подстерегающих армянство стратегических опасностей имеет, несомненно, и функцию психологической самозащиты. "Стратегическая амнезия" позволяет армянину думать и работать на благо своей семьи, не вдаваясь в "лишние" раздумья о трудном прошлом, настоящем и будущем нации и отечества. Армянским же государственным и политическим структурам та же амнезия предоставляет возможность функционировать в привычном режиме расхлябанности и безответственности, в отличие от того необходимого уровня самоорганизации по совершенно иным параметрам, которые диктуются стратегическим видением угроз и рациональным поиском путей их уменьшения и нейтрализации.

Всеармянская боль о Геноциде, отмечаемая 24 апреля каждого года, еще должна перерасти в "стратегическую память", т. е. в тщательный анализ стратегических последствий и возможных выходов из постгеноцидной геополитической ситуации Армении и армянства.

3. О стратегическом значении территории для безопасности и развития Армении

Земля была и остается самым драгоценным стратегическим ресурсом. Но массы армянства, а также значительная часть политической элиты игнорируют или же недооценивают значение территории для настоящего и будущего Армении.

У масс армянства отсутствует ясное представление о самом фундаментальном стратегическом факте постсоветского существования Армении - ее территории. Ведь современная Армения - это не только Республика Армения, но также и НКР вместе с освобожденными территориями. Современная Армения - это территория, контролируемая армянскими вооруженными силами. Уже более одного десятилетия Армения существует на территории в 42 тысячи кв. км, что сопоставимо с территориями Швейцарии (41,3 тысячи кв. км.) и Нидерландов (41,2 тысячи кв. км.). Это простой стратегический факт, международно-правовое оформление которого - дело будущего. Оборотная сторона этой военно-экономической реальности состоит в том, что Армения не в состоянии физически выжить на 29,8 тыс. кв. км территории бывшей Армянской ССР, без Арцаха и освобожденных территорий. Причина та же - наличие турецко-азербайджанского альянса, основанного на общности стратегических интересов и вследствие этого имеющего долговременный характер.

Этносы, живущие в состоявшихся государствах, отлично понимают значение территории, благоговеют перед каждой крупицей ее1. В случае же с многочисленными представителями армянского этноса, лишившегося 9/10 своей исторической земли, оказавшегося из-за этого на грани уничтожения и вынужденного вести войны за выживание в начале и в конце XX столетия - недооценка значения территории, в частности, освобожденных земель, постоянные дискуcсии и заявления о целесообразности территориальных уступок Азербайджану, не скрывающему свои истинные намерения по уничтожению всей Армении, являются не столько стратегической безграмотностью, сколько формой психического недуга, а именно - вышеописанной "стратегической амнезией". Вылечить эту приобретенную в течение веков болезнь призвано и способно лишь армянское государство, еще со школьной скамьи прививая любовь к Земле Армянской, объясняя и разъясняя значение каждого метра территории для безопасного существования и успешного развития Армении.

Армянский патриотизм - это политически реалистическое чувство преданности армянской нации и конкретной территории, а именно - Армении в трех временных измерениях: в ее исторических, настоящих и футурологических границах (в первом и третьем измерении границы эти совпадают с Армянским нагорьем). Истинный армянский патриотизм - это прежде всего территориальное чувство.

4. О незавершенности национально-освободительного этапа, тотальности войны, культуре сопротивления и стратегии самозащиты

Игнорируется факт незавершеннности этапа национально-освободительной борьбы армянского народа. Арцах и освобожденные земли не признаны международным сообществом, Азербайджан открыто готовится к новой войне, повышая боеготовность и наращивая военный бюджет, который в 2006 году уже будет доведен до 650 миллионов долларов США (военные расходы Армении в 2006г. официально запланированы в 150 милионов долларов США).

Создается впечатление, что в середине национально-освободительного движения новосформированная "элита" Армении забыла о внешней уязвимости страны и сломя голову вступила в никак не заканчивающийся этап "первоначального накопления капитала", предполагающий, в числе прочего, ослабление роли государства, обнищание масс, размывание национальной сплоченности перед лицом очевидных внешних угроз. Аналогичная ситуация на постсоветском пространстве не может служить ни объяснением, ни оправданием, поскольку по степени опасности наше геостратегическое положение превосходит все другие аналоги.

Пока же Азербайджан вкупе с союзной Турцией ведет против Армении полномасштабную идеологическую и психологическую войну, которая опять же не получает должного ответа со стороны армянского государства и структур диаспоры.

Во многом такой ситуации способствует слабое развитие в армянской среде культуры сопротивления (или - господство культуры несопротивления) внешним и внутренним угрозам национального бытия. Ведь правильная стратегия национальной самозащиты начинается отнюдь не с ведения военных баталий, а с их предотвращения или победного предрешения посредством профилактических операций на организационном, идеологическом, психологическом и других фронтах. Современная стратегическая мысль зафиксировала эту истину в доктринах "тотальной войны" и "превентивных ударов".

На фоне перманентной кампании по фальсификации и очернению армянской истории и культуры всех эпох и периодов, проводимой за рубежом турецкими и азербайджанскими "учеными", их союзниками и платными приспешниками при молчаливом попустительстве высших академических кругов и государственных органов Армении, а также на фоне "униженного и оскорбленного" социального положения масс внутри Армении, слабое развитие культуры сопротивления в армянском обществе осложняет задачу восстановления исторически попранного чувства национального достоинства армянства, которое жизненно необходимо для строительства государства армянского.

Не менее важно и то, что господствующая в армянской среде культура несопротивления и приспособления воспитывает поколение, для которого радикальный конформизм - это норма жизни и поведения. Способно ли будет такое поколение оказать достойное сопротивление неприятелю на поле боя, пожертвовав при необходимости жизнью ради Отчизны?

5. Об эфемерности "международных гарантий безопасности"

Отсутствует четкое понимание абсолютной ненадежности "международных гарантий безопасности", в частности, в виде международных сил по поддержанию мира. В последние десятилетия такие силы не раз демонстрировали свою несостятельность во многих горячих точках планеты (Ливан, Сомали, Босния, Косово, Сьерра-Леоне и т. д.).

Но самое главное в том, что армяно-турецко/азербайджанский конфликт, являясь продуктом не только истории, но и противоположных стратегических интересов сторон, имеет потенциал очень долговременного существования. Об этом свидетельствует и его полуторастолетняя история. Стратегические интересы Азербайджана и Турции диктуют им, в частности, необходимость установления прямого сухопутного сообщения, т. е. захват Арцаха и Сюника, международное забвение истории Геноцида армян, отторжение от Ирана его северной тюркоязычной части, ослабление позиций России на Кавказе. Достижение этих целей подразумевает ни много ни мало уничтожение Армении.

Решение конфликта путем территориальных уступок Азербайджану и размещения международного миротворческого контингента может быть лишь кратковременным. Миротворцы рано или поздно покинут регион, но конфликт останется. Принимая во внимание неравность сил и ресурсов, при первой же очередной дестабилизации в регионе турецко-азербайджанская сторона попытается вновь решить свои вопросы военной силой. В такой ситуации одной из предпосылок долговременной безопасности Армении является сохранение той минимально необходимой стратегической глубины территории, которая в настоящее время удерживается армянскими вооруженными силами. Самым надежным гарантом безопасности Армении может быть только сильное армянское государство.

6. О стратегической значимости Джавахка

Игнорируется жизненное значение сохранения армянского Джавахка в плане стратегической безопасности Армении. Деарменизация Джавахка может иметь для Армении тяжелейшие последствия.

Во-первых, надежная (благодаря армянонаселенности Джавахка) северная граница Армении превратится в не менее опасную зону, чем армяно-турецкая граница. Укрепление границы и ее прикрытие войсками обойдется армянской казне в огромную сумму. Нельзя забывать о лелеемых Турцией и поддерживаемых евроструктурами планах переселения в регион турок-месхетинцев, реализация которых приведет к автоматической блокаде Армении с севера.

Во-вторых, фактор армянонаселенности Джавахка, его естественной лояльности интересам Армении и преданности национальным корням в очень значительной степени сдерживает Тбилиси от углубления уже сформировавшегося стратегического партнерства с Турцией и Азербайджаном. При отсутствии этого фактора грузинская политика в регионе примет откровенно антиармянскую направленность.

В-третьих, нельзя забывать о грузинских притязаниях на Лори, которые в подобной исторической ситуации уже выливались в грузинскую агрессию и оккупацию (1919 и 1921гг.).

Наконец, вытеснение армян из Джавахка, если оно удастся, будет означать дальнейшее сужение армянонаселенного ареала на исторической родине армян - Армянском нагорье. В контексте турецко-азербайджанских замыслов по полной ликвидации Армении это явится очередным звеном продолжающейся политики геноцида.

Пора признать наличие политической проблемы в Джавахке - повсеместного нарушения прав и свобод армянского населения Джавахка центральным правительством Грузии и вплотную заняться решением накопившихся проблем. Замалчивание же Ереваном политической подоплеки будет способствовать лишь обострению напряженности в Джавахке. Если же вспыхнет вооруженный конфликт, то Армения так или иначе будет вовлечена в него (со всеми вытекающими для нее опаснейшими последствиями) под давлением сотен тысяч выходцев из Джавахка - граждан Армении и Спюрка, а также патриотичной части общества, в том числе ветеранов Арцахской войны.

Заключение

Оздоровление и развитие стратегического сознания армянства - неотложная задача, требующая наличия определенной государственной политики. В этой связи здесь ограничимся следующими рекомендациями.

ВО-ПЕРВЫХ, политика в сфере безопасности Армении должна быть научно разработана, ясно сформулирована и представлена армянскому народу в четких стратегических категориях, а не в дипломатически завуалированных, двусмысленных пассажах. В вопросах национальной безопасности и общей военной политики у властей Армении не должно быть недомолвок с народом, так как в современных тяжелейших геополитических условиях обеспечение выживания Армении будет зависеть от эффективного участия каждого жителя Армении и возможно большего числа зарубежных армян. Разработка в кратчайшие сроки и утверждение Доктрины национальной безопасности, а также ее детальное разъяснение и представление общественности явятся шагом в правильном направлении.

ВО-ВТОРЫХ, следует разработать и перманентно вести государственную информационно-политическую кампанию по укоренению в армянском политическом сознании таких общественных настроений и необходимых понятий, как абсолютная стратегическая ценность территории, абсолютная стратегическая ценность национального языка, истории и культуры, готовность к долгосрочному противостоянию с турецко-азербайджанским блоком и к возможному возобновлению войны с Азербайджаном, неприкосновенность и защита национального достоинства всеми необходимыми средствами.

В-ТРЕТЬИХ, снижению напряженности в Джавахке будет способствовать недвусмысленное признание руководством Армении политических проблем края и конструктивное, сделанное с учетом норм международного права предложение властям Грузии помочь в их решении.

НАКОНЕЦ, развитию стратегического сознания армянства может способствовать последовательное создание самостоятельной, собственно армянской школы стратегической мысли как первейшей составляющей системы национальной безопасности армянского государства. С этой целью следует форсировать создание государственных научно-исследовательских центров стратегических исследований, деятельность которых будет направлена на удовлетворение информационно-аналитических нужд президента, правительства, МИД и силовых структур. Только в таких центрах (и вокруг них) можно будет подготовить перспективные научные кадры по стратегии и безопасности Армении.

http://www.golos.am/2000/november_2005/10/st02.html

Армен АЙВАЗЯН, доктор политических наук

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 41
  • Создано
  • Последний ответ
Гость Джанбазеан

В ПОИСКАХ НОВЫХ ПАРТНЕРОВ

Последние несколько месяцев были отмечены активизацией отношений Евросоюза с Турцией и Арменией. Параллельно в регионе развивается ряд других, не менее актуальных процессов. Обо всем этом мы беседуем с академиком Российской Академии геополитических проблем, руководителем ее армянского представительства Араиком САРКИСЯНОМ.

--------------------------------------------------------------------------------

- Как вы считаете, возможны ли какие-либо изменения в отношениях Турции и Армении вследствие давления евроструктур?

- Ни до, ни после 3 октября со стороны Турции в вопросах выстраивания отношений с Арменией каких-либо изменений не произошло. Турция по всем каналам - экономическим, политическим, общественным и информационным - ведет против Армении войну, выражающуюся в экономической и идеологической ненависти. Любой вопрос в отношениях двух стран, складывающийся не в пользу Турции, вызывает ее очень жесткую реакцию. Объясняется это тем, что, во-первых, Турция всегда будет стремиться не допустить экономического подъема нашего государства, во-вторых, Армения и Армянский вопрос - это проблема, лежащая в самой основе современного турецкого государства. Новая, кемалистская Турция была создана на средства влиятельных европейских финансовых групп и семей, состоящих в основном из евреев и масонов. Именно в силу этих факторов и был осуществлен на государственном уровне Геноцид в Турции. В основе турецкого государства - миллионы загубленных армянских жизней. И действующее турецкое руководство никогда не допустит, чтобы основы эти были поколеблены, ибо это может привести к распаду существующего государства.

- Но ведь руководство европейских структур подчеркивает два обязательных фактора вступления Турции в Евросоюз: открытие границ с Арменией и признание Геноцида.

- Здесь важно помнить, что некоторые европейские круги, государственные деятели, представители интеллигенции считают, что Евросоюз должен основываться на христианской морали и ценностях. Именно эти круги поддерживают нас и настаивают на требованиях к Турции открыть границы и признать Геноцид. В то же время в Европе у нас есть не только союзники, но и противники, и улучшение отношений между Арменией и Турцией может быть невыгодно некоторым европейским государствам. Оно лишит их повода для вмешательства в наши отношения и в проблемы региона в целом. К сожалению, улучшение армяно-турецких отношений не зависит от желания правительств двух стран.

- Допустим, что Турция не собирается выполнять требования евроструктур. Но в то же время она надеется вступить в Евросоюз. Удастся ли ей это? И каким образом она преодолеет сопротивление части европейского общества?

- Когда в 2003г. Турция не поддержала агрессию США против Ирака, американцы отказались от дальнейшего предоставления ей финансовой помощи. Между тем известно, что в год Турция получала от США $10-12 млрд и во многом существовала за счет этих средств. После 2003г. помощь стала поступать в значительно меньшем объеме - $1,5-1,8 млрд. Поэтому сегодня Турция вынуждена искать новых партнеров. Первоначально в этом качестве рассматривалась Россия. В ходе состоявшейся два месяца назад в Сочи встречи президента В. Путина и премьер-министра Эрдогана последний намекнул, что если Россия не хочет вступления Турции в Евросоюз и улучшения ее отношений с США, она должна взять на себя бремя внешнего долга Турции. А между тем Турция только Соединенным Штатам должна $250 млрд. Рано или поздно США потребуют либо возвращения этого долга, либо каких-то уступок в его счет.

- Тем не менее сегодня Турция уже в который раз угрожает ввести войска в Северный Ирак, с тем чтобы "защитить свои жизненные интересы". Насколько это реально?

- Это - блеф. Турция финансово зависит от США и нуждается в новых донорах. Именно поэтому она стремится в Евросоюз. В нашей стране сегодня существует достаточно сильное протурецкое лобби, которое считает, что в случае вступления Турции в Евросоюз все ее проблемы с Арменией разрешатся: откроются границы, начнется приток иностранного капитала и т. д. Однако на деле вступление Турции в Евросоюз означает только то, что во всех европейских структурах турки будут занимать второе по численности место после немцев. Это приведет к тому, что любой вопрос, в том числе затрагивающий интересы Армении, может быть просто заблокирован ими.

- Вы упомянули протурецкое лобби Армении. По вашему мнению, в какой сфере оно в наибольшей степени представлено: среди предпринимателей, политиков, в СМИ?

- Они, к сожалению, присутствуют везде и в 2000г. чуть было не протолкнули одного из крупных бизнесменов на пост премьер-министра Армении. Это лобби присутствует как среди мелких торговцев, так и некоторых журналистов. Его существование объясняется тем, что Турция боится сильной, стабильной Армении, которая в любой момент может потребовать возвращения своих исконных земель, что означало бы фактический распад Турции. Сами турки опасаются не только Армении, но и греков и курдов. Рано или поздно курды создадут в Северном Ираке свою государственность. К сожалению, она будет под патронажем Израиля. Это будет козырь в руках Израиля против Ирана, Турции и Сирии.

Курды в свою очередь ведут собственную игру. Они стремятся укрепиться с учетом того, что нефть Киркука находится на территории Курдистана. Рано или поздно курды, используя этот ресурс, начнут требовать от Турции присоединения к Курдистану ее восточных территорий, являющихся, кстати, исконно армянскими. Так что турецко-курдское противостояние в виде локальной войны на границе Турции и Ирака представляется неизбежным. Без этого невозможно создание нового государства Курдистан. И желание Турции не допустить подобного развития событий также является одной из причин ее стремления вступить в Евросоюз.

- Но ведь известно, что и Талабани, и Барзани уже многие годы находятся под сильным американским влиянием.

- Барзани до 2000г. не поддерживал отношений с американцами. Талабани же работал под "патронажем" турецких спецслужб. После оккупации Ирака в 2003г. США начали искать союзников. Шииты отказались от сотрудничества, сунниты же ненавидят оккупантов и борются против них. И американцы нашли нужных себе союзников в лице курдов. Первоначально курдам было обещано многое, в том числе и суверенитет и выход из состава Ирака. Но затем американцы поняли, что это вызовет цепную реакцию в виде распада Турции, конфликтов в Иране и Сирии и т. д. И тогда в эти процессы включился Израиль. На сегодня обе курдские партии - Народная партия Барзани и Народно-освободительное движение Талабани - находятся под финансовым и идеологическим влиянием Израиля.

- Как в этом контексте вы оцениваете недавние заявления президента Ирана?

- Это заявление не было поспешным или необдуманным. Ситуация в Ираке, присутствие там 135-тысячного американского контингента - это прямая угроза Ирану. И в Тегеране прекрасно осознают, что всеми этими процессами в регионе идеологически руководит Израиль. Заявление Ахмадинеджада - это прямой ответ на действия Израиля по дестабилизации региона. Рано или поздно США выведут свои войска из Ирака, и тогда политика Израиля будет сведена на нет, ибо они всегда стремятся к одному: отвлечь внимание мирового сообщества от палестинской проблемы, от того геноцида, который Израиль осуществляет против палестинцев. Для этого необходимо представить арабов в качестве носителей мирового зла, "международных террористов", а Иран - как его центр. Заявление Махмуда Ахмадинеджада сделало его лидером арабского мира, хотя Иран и не является арабским государством, то есть он сумел сделать то, чего до сих пор не удавалось ни одному руководителю Ирана.

- Как вы оцениваете встречи и заявления, сделанные президентом Кочаряном в ходе его визита в Брюссель, и ту благожелательную атмосферу, которая сопутствовала визиту?

- Шаг, сделанный президентом РА в сторону Евросоюза, получил огромный резонанс и дал положительные результаты. Некоторые политики в Армении и за ее пределами пытаются поставить нашу страну перед выбором: с Россией или с Америкой? Президент Кочарян пошел по третьему пути, избрав Евросоюз. В Европе у нас много союзников, и этот шаг был им на руку. Европа также стремится укрепиться в нашем регионе, у нее есть здесь свои интересы, и она стремится обрести союзников. Желательно также, чтобы руководство страны придало такой же импульс развитию отношений с Шанхайской организацией сотрудничества. Подобные шаги сбалансировали бы внешнеполитический курс Армении. К сожалению, присутствие армянского воинского контингента в Ираке фактически сводит на нет восточное направление нашей дипломатии. И здесь невольно возникает вопрос: неужели в случае возможной агрессии США против Ирана Армения вынуждена будет и туда направить свой воинский контингент?

Беседу вел Давид АРУТЮНЯН

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Молодец Базеян, побольше такой информации.

Армен Айвазян мужик то, что надо!

Академик выражает также очень интересные мысли, только у него явный крен в сторону антисемитизма и он видет во всем руку евреев. Мания какая-то. В остальном же я сним согласен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Молодец Базеян, побольше такой информации.

Армен Айвазян мужик то, что надо!

Академик выражает также очень интересные мысли, только у него явный крен в сторону антисемитизма и он видет во всем руку евреев. Мания какая-то. В остальном же я сним согласен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Free джан это не маниия это реальность. Просто некоторые не стесняются произносить вслух то что знают многие.

А статьи хорошие, особенно первая.  :shljapa:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну опять двадцать пять.

Может и евреи виноваты в том что Турция блокирует Армению.

Бросьте.

Реальней господа реальней.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

P.S. При всем уважении к евреям как  народу и Израилю как государству. Нам бы с них пример брать ( ну не во всем разумеется).
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ерунда. ещё и академик пишет. если будет надобность могу по полочкам разложить. кстати чем больше таких академиков у вас, тем лучше нам :shljapa:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Удосужился прочесть всю первую часть, потратив столько драгоценного времени, она насколько длинна, настолько и бессмысленна, поглощённые фантазиями автора. Прокомментирую лишь первую часть. Во первых очень тяжело читается, изобилие терминов "стратегическое сознание", "стратегическая мысль", "стратегическое мышление", "стратегическая память", "стратегическая ответственность" употребляемых к месту и не к месту, вообщем много чего стратегического, и автор даже их не различает, по крайней мере не удосуживается обяснить, что он имеет ввиду под каждым понятием, например какая разница между "стратегической мыслью" и "стратегическим мышлением", явлется ли "стратегическая мысль", частью стратегического мышления", если да, то почему бы не использовать только стратегическое мышление и дать стратегической мысле другое название. то есть каждый может понять эти термины по своему, и включить туда, всё что посчитает необходимым. это может привести к ложной интерпретации первичной идеи автора. То есть налицо методологические пропуски, это раз.

но перейдём к сути. Не буду углубляться, просто неохота. Суть ясна как чистая вода, всё ведётся к созданию, а если он есть то к увелечению масштабов угрозы со стороны Турции и Азербайджана. Наконец-то к середину текста начинают просматриваться "идеи" автора. Под всем стратегическим соусом идея проста - НЕ ДАЙ АЛЛАХ, БОГ ЧТОБЫ ВЫ УЛАДИЛИ СВОЮ ЖИЗНь С СОСЕДЯМИ. Все методы для этого хороши и сравнения с "Аль-Каедой" и "секретные планы" Азербайджана с Турцией, которые автор приобрёл по своим каналам и вызказывание Меликова (я например считаю что Армения будет через 25 лет) и даже стихийные бедствия автор не забыл упоминуть. Доходим до самого интересного места, здесь академик уже совсем в другом измерении "наука-фикция", по материалам академика, есть уже секретный план, изготовленный за день до его интервью, сам агент 007 его передал. Сам автор именовал этот план "мат в три хода". Цитирую :

"План уничтожения Армении не является "сверхсекретом", а представляет собой простейшую тактическую операцию наподобие комбинации "мат в три хода": шаг N1 - азербайджанская агрессия и оккупация Арцаха и освобожденных территорий; шаг N2 - последующее неминуемое вторжение в Сюник - в этот последний бастион, разъединяющий двух тюркских союзников (слабые коммуникации с центральными районами Армении, отсутствие арцахской "стены" и глубины обороны, использование современных систем артиллерийского огня, а также психологический удар от падения Арцаха снизят обороноспособность Сюника почти до нулевой отметки) и взятие оставшейся части Армении в турецко-азербайджанское кольцо, превращение его в гетто, своего рода закавказский Свазиленд; шаг N3 - ликвидация Армении путем если не военного, то экономического, политического и психологического давления со стороны Турции и Азербайджана. Лишившись каких-либо перспектив устойчивого развития и утратив роль потенциального пристанища для разбросанных по миру миллионов армян, в результате геометрически возросшей массовой эмиграции Армения ослабнет настолько, что будет поглощена Турцией, Азербайджаном и Грузией. "

Здесь я только соглашусь в одном, что есть вероятность, что Армения может ослабнуть настолько, но исходит это прежде всего, от закрытии границах Армении, а не от их открытия. Хотя вес диаспоры очен силён и я в это не верю.

Продолжение комментария стратегического интервью академика может последует :shljapa:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как бы Мугаб не пытался выкрутиться - Меликов то уже говорил что Армении не будет через 35 лет. А Меликов кто? Госчиновник. Чье мнение он выражал?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Конечно не убедительно, я и не надеюсь, что кого-то в чём-то убеждаю, я просто пишу, чтобы люди научились мыслить по другому. после того как тысячи академиков такого жанра каждый день будут писать такую чушь, мне бедному смертному, который пишет у вас на форуме раз в 3 месяца добиться какого либо изменения в ваших взглядах будет сложно. Что интересно у вас реакция, которую я бы сформулировал так:

ВСЁ ЧТО ИСХОДИТ ОТ ВАС ПРОПАГАНДА, ВСЁ ЧТО ИСХОДИТ ОТ НАС ЭТО ПРАВДА.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   3 пользователя, 0 анонимных, 229 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    229 гостей
    Ara55 Колючка Анчара luc
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...