Перейти к публикации

Демография: Считай- москвич


Гость Джанбазеан

Рекомендованные сообщения

Гость Джанбазеан

Начинают и выигрывают

Юрий Сулейманов, 72-летний армянин, и Октай Мамедов, 45-летний азербайджанец, страстно болеют за московский «Локомотив». Оба 15 лет назад приехали в Москву из Азербайджана: Сулейманов бежал от межнациональной вражды, Мамедов - от безработицы. Армянин Сулейманов живет в общине сородичей на юго-западе Москвы, в Вострякове, а Мамедов - среди своих на северо-востоке, в Гольянове.

И Востряково, и Гольяново - места компактного проживания национальных общин. Они пока что не изолированы от окружающего их города: рядом по-прежнему живут русские, которые не хотят и не могут уехать от своих новых соседей. Но уже скоро представителей меньшинств станет намного больше, и в столице могут появиться настоящие гетто с четким делением на своих-чужих. С вопиющей бедностью и криминалом.

Пока миграцию пытались запретить с помощью прописки, милицейских рейдов и прочих никчемных средств, демографический кризис стал едва ли не главной проблемой центральных районов России. А богатой Москвы, притягивающей к себе многих жителей бывшего СССР, в особенности. Как стало известно Newsweek, Владимир Путин в ближайшее время создаст комиссию по демографии, которую возглавит вице-премьер Александр Жуков. Ее задача - сделать так, чтобы в России не было гетто, населенных «чуждым элементом». «Нам нужны мигранты, - объясняет Newsweekвысокопоставленный источник в правительстве. - Но только те, которые приедут в Россию навсегда и могут иметь детей. Те, кто смогут хотя бы во втором поколении превратиться в русских. В русских не по национальности, а в широком смысле. Надо думать, как их расселять, как адаптировать, как учить их детей, чтобы они смешивались с коренным населением и не превращались в изолированное общество».

Проблема в том, что экономике - и шире, обществу - сейчас нужны совсем другие мигранты. Большинство, по статистике, приезжают в среднем на 8 месяцев и увозят на родину в среднем $600, чтобы потом снова вернуться на заработки. Специалист по социальной и политической географии из Института географии РАН Ольга Вендина - автор исследования «Москва этническая» - считает, что Россия, и в особенности столица, нуждается именно в неквалифицированных кадрах. Город хочет, чтобы мигранты работали не учителями и врачами, а дворниками, продавцами, строителями - тяжелая работа, маленькая зарплата, никакого престижа. Их руками столичный средний класс делает в своих квартирах недорогие ремонты и заправляет свои машины.

Говорят - мигранты, подразумевают - кавказцы. За 13 лет, прошедших между переписями 1989-го и 2002-го, доля русских в столице сократилась с 90 до 85%. 90% - это почти постоянная величина в последние 50 лет. И вот теперь баланс легко нарушен. Гораздо меньше стало и евреев (сейчас их около 0,7% против 2,1 в конце 1980-х и 6% в 30-е), а также немцев и прибалтов. А украинцев и татар - второго и третьего по численности этносов Москвы - в сумме сейчас всего на полпроцента больше, чем армян, грузин и азербайджанцев вместе взятых. Их доля в населении Москвы за 13 лет увеличилась в 5 раз - с 0,9 до 4,5%. По словам Ольги Вендиной, они превратились в самую заметную этническую группу столицы. Заметную настолько, что никто из москвичей никогда не поверит, что «этих» - всего-то жалкие 4,5%.

Как образуются гетто

Что хорошо сейчас, то чревато тяжелыми последствиями в ближайшем будущем. Приезжие научились ненавидеть милицию про себя, а вслух ее хвалить. Они умеют коллективно обороняться от набегов националистов. Скоро, наверное, научатся не замечать напыщенных коренных москвичей. Вот этих мигрантов и придется превращать «в русских в широком смысле слова».

«Я категорически не хочу быть москвичом. Я азербайджанец, бакинец, был, есть и буду, сколько я тут ни проживу», - говорит человек 35 лет. Он у себя дома - на типичной московской улице в Восточном округе. Кругом полно его соотечественников, и он чувствует себя уверенно в свой нелюбви к местным. Только фамилию называть не хочет - мало ли что. Раньше, когда он только приехал в Москву - а было это 12 лет назад, - он ухаживал за русскими девушками. Но так и не женился. «Из своих девушку выберу. Не хочу быть мужем второго сорта при жене первого», - цедит он.

Общиной жить проще. 35-летний Карим Абдулов рассказывает, как его принимали в других районах столицы. «Вот как я в Теплый стан съездил, там со скинхедами пообщался, - показывает на большую царапину на бритой голове. - Это здесь, в Гольянове, их нет. Они знают, что азербайджанцев тут много и что мы сможем ответить. И милиция нас охраняет». Кругом - его вторая родина, серые многоэтажки постройки 70-х, автовокзал и кольцевая автодорога.

Гетто еще нет, а фольклор про них уже есть. Фольклор, конечно, жуткий - например, прославившийся в Интернете памфлет националиста из столичного района Марьина роща. Его рассказ, выдаваемый за правду жизни, о том, как братья Ахмед и Мовсар сначала скупили магазины, потом их двоюродный брат стал участковым, а его жена - паспортисткой. «Район превратился в своеобразный филиал веселого южного городка. Мужчины ходят в тапочках по улицам, бодро толкуют о своих делах, - все больше раздражается автор. - Недавно прямо под моим окном добродушное семейство открыло своеобразный местный ночной клуб для своих земляков». Разумеется, заканчивается все трагически - посетители «клуба» бросаются на местных жителей с криком «бей белых!» и окончательно захватывают район. Под памфлетом - комментарии таких же нацистов-фантазеров, обсуждающих, как уничтожить «баранов» и как избавиться от их трупов.

На самом деле перерождение обычного бедного квартала в этнический происходит постепенно. Оно начинается не с приезда мигрантов, а с распада инфраструктуры и уменьшения числа образованных людей до 30%. Увеличивается доля сдаваемых в аренду или продаваемых квартир: их освобождают те, кто больше не хочет жить в «плохом» районе, и те, кто вконец опустился. В это жилье въезжают мигранты.

Делить людей по цвету паспорта и кожи коренные жители начинают, когда доля таких новоселов доходит до 10–11%. Этого достаточно, чтобы аборигены района разобрали, кто из приезжих кто, и навесили на них ярлыки. В наших краях «плохими соседями» считают кавказцев. Когда же количество этих «нехороших парней» достигает критического уровня (западные социологи считают, что 17%, но для России этот процент пока не определен), репутация района портится окончательно. Все, кроме мигрантов, уезжают, и квартал превращается в гетто, где концентрируются бедность и криминал.

По счастью, москвичи в частности и россияне в целом за последние пятнадцать лет стали особенно тяжелы на подъем - даже больше, чем в 1989-м, - и очень редко меняют место жительства. Гетто не нужны и самим общинам - они слишком разнородны. Армянин-профессор предпочтет жить среди русской, еврейской или грузинской профессуры, а не среди армян-рабочих. «Мы так будем балансировать еще несколько лет, но я не берусь предсказывать, когда может наступить перелом», - прогнозирует Вендина.

Но чем больше мы будем давить на мигрантов, тем ближе окажемся к гетто. Ненависть к мигрантам похожа на ненависть к лимитчикам в советское время. Их так же эксплуатировали и так же презирали. Их так же никогда не считали за своих, как бы они ни старались.

Бакинские азербайджанцы

На работе, в азербайджанском ресторане «Кристина» в Гольянове, он носит на груди карточку «Саша, администратор». На самом деле он не Саша, а Судеиб по фамилии Гасымов: «Саша - это только для ресторана». Он приехал в Москву из города Хачмаса в северном Азербайджане 10 лет назад. С посторонними говорит, как Иешуа у Булгакова, все вокруг для него «добрые люди».

Сначала перебрался один, без семьи, хотя ехал к знакомому («Друг мой Ашур, еврей, позвал») работать за хорошие деньги («Я очень высокой квалификации повар»). И жилье было («Друг мой Ваня, русский, помог»). Жена, сын-шестиклассник и дочка-дошкольница приехали два года спустя, когда глава семейства нашел постоянное жилье («Хорошая русская женщина помогла, Валентина Васильевна»), оформил регистрацию и получил все легализующие семью документы.

Гасымов за 10 лет жизни в Москве сменил пять квартир: четыре в Гольяново и одну на Соколиной горе - все в Восточном округе. Здесь проще найти работу и жилье - через знакомых по общине. Сам Судеиб помог обосноваться здесь не одному десятку соплеменников. А в гости к русским соседям - «хорошие люди» - не ходит.

Октай Мамедов, тот, что болеет за «Локомотив», тоже себя считает москвичом - просто потому, что живет здесь с 1990 г. Он «бомбит» на красной «копейке» возраста независимого Азербайджана, но еще достаточно приличной для того, чтобы приехать на ней в маленькое национальное кафе на задворках Черкизовского рынка. Здесь собираются самые разные люди: от владельца оптовой овощной базы до продавцов с рынка, пьют чай и смотрят футбол. Милиция их не беспокоит, знает, что проблем с регистрацией у гольяновских азербайджанцев нет. Но Октай все равно хотел бы жить на родине. Каждому человеку лучше живется среди своих обычаев: «Я могу их исполнять, и никто на меня не посмотрит не так». Дочку выдал замуж на родине - там отметили так, как надо. И живут они с зятем тоже в Азербайджане - там привычнее.

Старшему сыну переезд в Москву дался тяжело. Он плохо знал русский, и в 8-й класс школы его брать не захотели. «Да и не нужно ему образование в школе, где учителя на рынке заодно продавцами работают. Чему они его учить будут - торговать? Торговать азербайджанцы сами умеют».

Обитатели Гольянова, может, и не в большом восторге от своих соседей, но массового переселения из района пока не наблюдается. Хотя есть, конечно, и те, кто уехал. «Я не парюсь, потому что мне все равно ехать некуда», - со смехом говорит Михаил Елистратов, 30-летний автомеханик из Гольяново. Он здесь родился, здесь и пригодился. Нашел себе жену, здесь живет с ней и пятилетним сыном. «А азербайджанцы… Ну они разные есть. К нам на сервис приезжают. Кто-то нормальный - ну такой, как мы. Кто-то на понтах - царь горы прямо». В его доме снимают квартиры две азербайджанские семьи, у купивших жилье в центре русских семей. «Эти соседи с детьми, тихие, не орут».

Но такое вынужденное и настороженное межнациональное перемирие вряд ли продлится долго. Скоро представителей «меньшинств» в столице станет намного больше. Сейчас при регистрации в загсе доля новорожденных от русских родителей составляет лишь 55%, а еще 4 года назад их было 70%. Как говорит руководитель московской миграционной программы Сергей Смидович, дело не в количестве детей в семье, просто среди мигрантов больше людей детородного возраста - приезжие, главным образом, люди 29–40 лет. Много детей у мигрантов - это хорошо, говорит Смидович, если бы не они, Москва была бы первой в списке российских городов с критически низкой рождаемостью. И добавляет чиновничье заклинание: «Нужно сделать их москвичами». В центре и на западе столицы вот получилось.

Бакинские армяне

В советское время география расселения народов СССР по Москве была не этнической, а социальной. Рабочие - среди них преобладали татары - селились вблизи промышленных районов, где строилось жилье для лимитчиков. Служащие - в большинстве своем русские, армяне и евреи - оседали в центре города и в новых кооперативных районах на юго-западе и северо-западе. Среди партийной номенклатуры преобладали украинцы, которые предпочитали кварталы вдоль правительственного Кутузовского проспекта. Тогда же сформировались и представления о престижности районов.

Со времен последней советской переписи границы расселения изменились. Теперь на карте есть как традиционные этнические адреса, так и новые, «социальные» - в соответствии с изменениями источников дохода. «Новые» москвичи-украинцы теперь селятся вдоль окраин и в московских районах за пределами МКАД (среди мигрантов много строителей, работающих на подмосковных стройках), армяне и азербайджанцы предпочитают жить ближе к большим рынкам. Так, например, образовалась азербайджанская община в том же Гольянове: этот изначально небогатый район примыкает к циклопическому Черкизовскому рынку.

У бакинских армян, которые уже больше 15 лет живут в микрорайоне Востряково на юго-западе Москвы и официально считаются россиянами и москвичами, этот адрес вообще появился «по разнарядке», а теперь - кандидат на звание первого московского гетто.

Решением московских горкома и горисполкома в 1989 г. группу беженцев из Баку - как армян, так и русских - поселили вместе. Часть - в Новых Черемушках, на улице Наметкина, часть - в Вострякове. В середине 1990-х обе группы, опять-таки по решению властей, соединились в Вострякове, хотя те, что побогаче, остались в теперь уже престижных Черемушках в тени небоскреба «Газпрома».

21-летний бакинец Артем и его одноклассник Саша (юрист по образованию и музыкант по призванию) слишком молоды, чтобы хорошо помнить подробности жизни в Баку. Помнят дух. Кое-что там точно было, как здесь, в Вострякове: те же шашлыки по вечерам («Но мы тихо сидим, никому не мешаем спать»), то же уважение к родителям, нарды, в конце концов. «Моя бабушка говорит, Москва портит людей, - рассказывает Артем. - Но это только слабого характером можно испортить. Тех, кто помнит Баку, я думаю, эта порча не коснется. А вот наши соседи, которые уже здесь родились - кому лет по 13–14, - по ним влияние Москвы заметно». Курят, шатаются без дела, спортом не занимаются.

Армяне, в отличие от азербайджанцев, очень уж стараются дать своим детям высшее образование. Артем - студент третьего курса медицинского факультета Университета дружбы народов, поступил со второй попытки, но зато на бюджетное - бесплатное - место. Саша окончил Московскую юракадемию, он криминалист, работает пока в банке специалистом в отделе потребкредитов («Но это временно!»). «У меня в группе люди 20 национальностей, - рассказывает Артем, - есть и ереванские армяне, так они меня одергивают: мол, если ты армянин, так почему по-русски говоришь? А мы в Баку привыкли, что русский - это язык межнационального общения, язык, который все понимают. Зачем обособляться?»

Парни говорят, что для соседей община открыта. На шашлыках, которые часто вспоминают востряковцы, бывают, по словам Саши, и солнцевские, и университетские друзья.

А вот чиновники считают компактное заселение бакинских армян в Вострякове ошибкой. Правильнее было бы распылить общину по всем десяти округам столицы, размышляет Сергей Смидович из московского правительства, например, по квотам в 100 человек на округ.

Расселение Вострякова уже идет, но вяло. Уезжают не армяне, а коренные обитатели микрорайона, которым не нравится, что армян стало много, объясняет Смидович. Но неприязнь к приезжим, как правило, все же не так сильна, чтобы соглашаться на районы, куда предлагают поменяться власти - совсем уж за город.

Зато за русских готово вступиться «Движение против незаконной иммиграции» (ДПНИ), Оно появилось три года назад, сразу после массовых столкновений с армянами в подмосковном Красноармейске. Директор местной табачной фабрики армянин, и в городе много его соотечественников. Конфликты были и раньше, но в 2002 г. бытовая ссора в кафе переросла в многодневную войну с жертвами.

Эмблема организации на сайте представляет собой невинный дорожный знак «остановка запрещена» - по форме они стараются отходить от нацистского стиля. Это-то и опасно, предупреждают правозащитники. Александр Верховский - руководитель аналитического центра «Сова», занимающегося проблемами экстремизма в России, жаловался Newsweek, что ДПНИ - это «пиарщики и адвокаты национализма», которые могут подобраться к вершинам власти, как Ле Пен во Франции. Они участвуют в судах над националистами и мигрантами, активно проводят PR-акции и штудируют различные научные исследования из области социологии и этноконфликтологии. А представитель ДПНИ Александр Белов вообще говорит, что привечает скинхедов на своих митингах, чтобы отваживать их от беззакония.

Белов даже читал исследование Вендиной, но суть его воспроизводит весьма приблизительно: «Если неславянского населения больше 5%, то коренные чувствуют себя неуютно. Если больше 30%, то русские начинают уезжать». Вольно цитирует Белов и одну из теорий криминальной социологии: «Когда из традиционного общества эмигрант попадает в цивилизованное, то у него пропадает табу и он совершает преступления». А раз государство межнациональными проблемами не занимается, то ими займутся скинхеды и футбольные фанаты с монтировками, прогнозирует националист.

Армянин Юрий Сулейманов и азербайджанец Октай Мамедов потому и выбрали «Локомотив», что у него, в отличие от ЦСКА и «Спартака», нету своей националистической группы поддержки. На его стадионе, примыкающем к Черкизовскому рынку, никто не крикнет знаменитый уже клич: «Россия - для русских, Москва - для москвичей!»

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 1
  • Создано
  • Последний ответ

В Гольяново нет скинхедов? :rofl: У нас с братом там интернет-кафе было в кинотетре "Урал"...Представить нетрудно - почти все посетители - геймеры (в основном рэпперы) + мы постоянно мелькаем как бельмо на глазу у скинов. Короче, без бейсбольной биты (как минимум) находиться там было опасно. Гольяново кишит скинхедами и футбольными фанатами (что часто одно и то-же).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   3 пользователя, 0 анонимных, 504 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    498 гостей
    1 анонимный
    lord17 tailor Artmonton RDR
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...