Перейти к публикации

Не испортил ли Ильхам Алиев


Гость Джанбазеан

Рекомендованные сообщения

Гость Джанбазеан

Через месяц ильхамовскому Азербайджану исполнится два года. Похоже, этому обстоятельству правящие круги соседней страны придают особое значение. По крайней мере в последние дни в ряде бакинских СМИ появились материалы, претендующие на осмысление пути, пройденного Азербайджаном за время двухлетнего правления Ильхама Алиева. Постараемся этот путь осмыслить и мы, прежде всего в контексте карабахского урегулирования, поскольку с “произведением” Гейдара Алиева, как по ту сторону границы окрестили современный Азербайджан, нам, по всей видимости, придется еще поконфликтовать не день и не два.

Итак, что такое сегодняшний Азербайджан и как он намерен в дальнейшем решать карабахский вопрос? Наши соседи утверждают, что их страна ныне является “самым мощным государством региона как с политической, так и с экономической точки зрения”. Заслугу в этом, безусловно, приписывают Гейдару Алиеву, которому, по мнению тамошних провластных политологов, удалось заложить в основу азербайджанской государственности такую идеологическую доктрину, которая представляла бы собой некий баланс между европейскими ценностями и национальным менталитетом.

Не будем спорить с этими утверждениями, хотя, на наш взгляд, вышеприведенная идеологическая формула могла выглядеть более точной, если бы понятие “национальный менталитет” было заменено термином “менталитет Гейдара Алиева”. Именно видоизмененная нами формула, как нам представляется, и применялась Гейдаром Алиевым во всех сферах функционирования независимого азербайджанского государства, в том числе в вопросе карабахского урегулирования. Главной же особенностью политических и экономических шагов Гейдара Алиева стал принцип “спеши не поспешая”.

Придерживается ли сегодня этого принципа Ильхам Алиев? Судя по его заявлениям и конкретным действиям, на этот вопрос приходится ответить положительно. Обратимся, например, к политическим шагам Алиева-младшего в карабахском вопросе. Если отбросить в сторону всю словесную пропагандистскую шелуху относительно шантажирования им мирового сообщества по поводу “небеспредельности терпения азербайджанского народа”, сам он для себя определил приоритетность именно мирного пути урегулирования конфликта, поскольку уверовал в то, что время работает на Азербайджан. На чем же зиждется эта уверенность? Во-первых, на экономическом потенциале Азербайджана. Во-вторых, на перспективе увеличения количества мировых и региональных союзников Баку, продиктованной большей экономической привлекательностью для них Азербайджана, нежели Армении. В-третьих, на уязвимости географического положения Армении, в том числе с точки зрения возможностей Баку воздействовать на ее экономическое развитие. В-четвертых, на ожидающемся росте финансовых возможностей Азербайджана, что должно позволить этой стране более ускоренными, чем в Армении, темпами оснащать национальную армию современными вооружением и техникой. Иными словами, по замыслам Ильхама Алиева, мощный с экономической и военной точки зрения Азербайджан вынудит Армению без возобновления военных действий пойти на серьезные уступки в карабахском вопросе. Примечательны в этой связи раздающиеся в последнее время в Баку утверждения о том, что якобы под влиянием заметного улучшения ирано-азербайджанских отношений меняется и становится конструктивной (читай: уступчивой) позиция Армении.

Для того чтобы убедить собственный народ в правильности проводимой политики, Ильхам Алиев перманентно выдает на-гора цифры, которые призваны свидетельствовать о “впечатляющих” темпах социально-экономического развития Азербайджана. Причем зачастую в ущерб экономической надобности предпринимаются и откровенно популистские шаги, одним из которых стало освобождение малообеспеченных слоев населения от уплаты за пользование природным газом.

Одновременно официальный Баку инициирует принятие в различных структурах западного мира разного рода резолюций по карабахской проблематике, которые преподносятся народу (независимо от их содержания) как “внушительные победы азербайджанской дипломатии над армянами”. А во время своей последней поездки по районам республики Ильхам Алиев даже заявил, что азербайджанская армия уже превосходит по всем параметрам армянскую, а посему она якобы хоть сегодня способна “освободить оккупированные территории”. Однако всем своим видом он дал людям понять, что земли можно вернуть и без пролития крови.

Единственное, чем пока не может похвастаться Ильхам Алиев, — так это внутриполитической ситуацией в его стране, которая носит нестабильный характер, что вызвано поведением оппозиционных сил, подвергающих президента уничижительной критике за отсутствие в стране демократии. Попытки же властей дискредитировать оппозицию путем “черного пиара” или разного рода провокационными действиями, как правило, наталкиваются на нелицеприятную реакцию Запада, требующего от руководства республики воздержаться от подобных шагов и провести в предстоящем ноябре честные и прозрачные парламентские выборы.

Такая позиция Запада вынуждает Ильхама Алиева искать более цивилизованные пути дискредитации оппозиции. Именно этой цели служат его постоянные поездки с супругой Мехрибан-ханум Алиевой в города и села страны, которые, как правило, сопровождаются открытием объектов образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, а также дошкольных учреждений, построенных на средства фонда имени Гейдара Алиева. И сегодня можно с полной уверенностью констатировать, что сельские жители Азербайджана в подавляющем своем большинстве поддерживают Ильхама Алиева.

То обстоятельство, что борьба с политическими конкурентами в настоящее время является задачей номер один для власти, недавно косвенно признала и президентская газета “Бакинский рабочий”. В одной из публикаций на тему “торжества алиевских идей” газета выделила в качестве приоритетных пять основных направлений деятельности Ильхама Алиева в качестве главы государства. И на первом месте стоит задача обеспечения общественно-политической стабильности в стране, на втором — достижения социально-экономического прогресса и только на третьем — восстановления территориальной целостности Азербайджана. Далее идут защита демократии и сбалансированная внешняя политика. И хотя президентское издание утверждает, что все вышеуказанные направления равнозначны, сам факт нахождения карабахской проблематики на третьем месте весьма симптоматичен.

Вместе с тем мы видим, что меньше всего Ильхам Алиев печется о демократии. Государственная пропаганда пытается подвести под это обстоятельство “научную основу”. Так, утверждается, что на Востоке осуществить либеральные реформы гораздо труднее, чем на Западе. При этом подчеркивается, что вдвойне труднее осуществить их в условиях неурегулированности нагорно-карабахского конфликта. Выходит, что Запад сначала должен помочь Азербайджану вернуть Карабах, а затем требовать утверждения в стране ценностей европейского сообщества.

Из всего сказанного напрашивается естественный вопрос: а как должны вести себя мы, армяне, в сложившейся ситуации? Обычно противоборствующие стороны для достижения конечного успеха стараются найти у противника слабые места для нанесения чувствительного удара. И если таким местом у наших соседей является отсутствие демократии (прибавим сюда также высокий уровень коррупции), то нам надо хотя бы нацелить наши усилия именно на эти направления, т.е. на деле соблюдать у себя нормы демократии и права человека и бросить вызов коррупции. Иначе время в карабахском вопросе и впрямь будет работать на Азербайджан...

Предчувствие революции

Азербайджан может оказаться еще одним

слабым звеном Закавказья

В Азербайджане в ноябре должны состояться парламентские выборы. В интервью британскому телеканалу “Скай ньюс” президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что не видит предпосылок для цветной революции в стране, поэтому азербайджанской оппозиции не стоит “надеяться на свершение в республике событий, произошедших недавно в Грузии и на Украине”. Схожее мнение высказал недавно и известный американский политик сенатор-республиканец Ричард Лугар: “В Азербайджане не ожидается никаких оранжевых революций”.

При этом Ильхам Алиев не хуже других понимает, что парламентские выборы 6 ноября 2005 года не будут ни для него, ни для азербайджанской партии власти легкой прогулкой. Алиев уже столкнулся с массовыми выступлениями оппозиции во время президентских выборов. Официальным поводом для выступлений стали тогда обвинения власти в массовых фальсификациях. Видимо, и на этот раз такие обвинения тоже будут использоваться. Выборы-2005 пройдут, в отличие от кампании 2003 года, в более открытом режиме. Во-первых, два года назад политическая транспарентность всего СНГ была на порядок ниже. Это была по сути другая, дореволюционная эпоха. Во-вторых, два года назад ведущие международные участники “кавказской большой игры” (США, Россия) преследовали единственную цель — обеспечить мирный переход власти от Алиева-старшего к Алиеву-младшему.

Сегодня выборы в Азербайджане больше интересуют Евросоюз, который не считает демократизацию власти в стране синонимом дестабилизации. Совсем недавно, в конце августа, президент ПАСЕ Рене ван дер Линден, обращаясь к азербайджанской элите, заявил: “Вы должны показать международной общественности, что хотите и способны выполнить обязательства, взятые перед Советом Европы и международным сообществом”. В последнее время эмиссары различных европейских структур все более жестко дают понять азербайджанским властям, что выборы-2005 — это экзамен на европейскость для бывшей советской республики.

Кроме того, нынешняя власть имеет серьезную оппозицию внутри страны. Как отмечает бакинская газета “Зеркало”, “несмотря на рост основных экономических показателей, в том числе бюджетных расходов, в Азербайджане имеются предпосылки для дестабилизации ситуации, основанные на недовольстве немалой части населения. Во-первых, нынешняя правящая элита с некоторым видоизменением находится у власти более десяти лет, как было в Грузии и на Украине. А в странах, подобных Азербайджану, со множеством неразрешенных проблем, с высоким уровнем коррупции, население, как правило, бывает недовольно любой властью”. По словам одного из лидеров оппозиции, Исы Гамбара, “внимание мира направлено на проведение прозрачных выборов. Стремящиеся нарушить их увидят нашу силу”.

Но станет ли Азербайджан вторым “слабым звеном” на Южном Кавказе? На сегодняшний день такие выводы были бы преждевременны. Анализ кадрового состава возможных революционеров в Азербайджане пока что свидетельствует в пользу тезиса президента Алиева и сенатора Лугара. Цветные революции в Грузии и на Украине осуществляли люди, которые работали в высших сферах власти, порвали с ней, поставив свою репутацию выше участия в управлении страной. Так, Михаил Саакашвили при Эдуарде Шеварднадзе был министром юстиции. Нино Бурджанадзе была спикером парламента еще до революции роз, как и ее предшественник на этом посту Зураб Жвания. На Украине Виктор Ющенко был премьер-министром, а Юлия Тимошенко — вице-премьером. Среди лидеров азербайджанской оппозиции выходцев из власти нет. Ни Ису Гамбара, ни Этибара Мамедова нельзя назвать такими персонами. Оппозиция в Грузии была более сплоченной, чем в Азербайджане, где оппозиционные “Азадлыг” и “Yes” конфликтуют друг с другом, выясняя, кто демократичнее.

При этом позиции Ильхама Алиева достаточно сильны. Хотя он не сравним с Гейдаром Алиевым, который был политическим гроссмейстером. Но Алиев-старший оставил сыну хорошее наследство. В отличие от Грузии, Гейдар Алиев сумел наладить нормальные отношения с Москвой.

Вопрос в том, как Ильхам Алиев распорядится этим наследством. В случае с Украиной Запад поддерживал оппозицию, которая и пришла в итоге к власти. В Азербайджане — иная ситуация. Евросоюз, критикуя Ильхама Алиева за отходы от неких демократических стандартов, не готов пока к его окончательной “сдаче”. На пресс-конференции 1 сентября 2005 года спецпредставитель генсека Совета Европы Матс Линдберг выразил надежду на то, что распоряжение азербайджанского президента “Об усовершенствовании избирательной практики” будет способствовать честным и прозрачным выборам.

Что же касается США, то этой критики в адрес Алиева практически нет. Как известно, президент Джордж Буш неоднократно заявлял о необходимости наказать Иран. Важной площадкой для иранской операции может стать Азербайджан. Отношение США к этой стране определяется и скорой реализацией проекта строительства нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. Как заявляет побывавший недавно в Баку известный американский специалист по Кавказу и Центральной Азии, президент Фонда Джеймстауна Глен Хауорд, наличие у Азербайджана запасов нефти “заставляет Вашингтон игнорировать некоторые моменты” внутриполитической жизни этой страны. Таким образом, единого “западного фронта” на азербайджанском направлении сегодня нет. Что касается российской позиции, то она четко не сформулирована. Есть хорошие неформальные отношения Владимира Путина и Ильхама Алиева. Отношение Москвы к власти в Баку положительное, поскольку Кремль опасается оранжевого сценария.

Правда, Ильхам Алиев может допустить стратегические ошибки, если начнет “прессовать оппозицию”. Сегодня многие в Баку спорят о том, насколько реально возвращение в Азербайджан и участие в парламентских выборах таких политиков, как первый президент Аяз Муталибов или экс-спикер парламента Расул Гулиев. Думается, что для оппозиции первый президент Азербайджана не стал бы “своим”. Многие ее лидеры напрямую причастны к свержению президента-изгнанника. Участие Муталибова в выборах могло быть использовано для честного отъема голосов у оппозиции.

Серьезный козырь власти — Карабах. В чем есть консенсус между властью и оппозицией, так это в отношении к карабахскому вопросу. Здесь и власть, и оппозиция занимают схожие позиции. Все политические силы считают Карабах составной частью Азербайджана. Это важно и во внутриполитической борьбе, и в борьбе за евроамериканский ресурс.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 3
  • Создано
  • Последний ответ

Джанбазеан джан, ссылочки не забывай плиз. Это ведь не ты от своего имени

говоришь, верно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   3 пользователя, 0 анонимных, 504 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    498 гостей
    1 анонимный
    lord17 tailor Artmonton RDR
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...