Как служба внешней разведки создаёт риски для Армении
.
"Ежегодный доклад по внешним рискам безопасности Республики Армения 2026" от Службы внешней разведки:
https://armenpress.am/storage/content/2025/pdf/NewFolder/FISA_Annual_Report_2026_English.pdf
"Foreign Intelligence Service
Annual Report
On external security risks of the Republic of Armenia 2026".
Резюме официально на английском:
"Military-Political Risks
Azerbaijan-Armenia
As a result of the Washington agreements of August 8, 2025, military escalation in 2026 has become highly unlikely, while the likelihood of the institutionalization of peace has increased. The narratives and actions promoted by Azerbaijan on the so-called “western Azerbaijan” and the “return of western Azerbaijanis” create risks.
Russia-Ukraine
A stable and lasting resolution of the ongoing Russian-Ukrainian conflict in 2026 is unlikely.
Israel-Iran
The risk of renewed mutual strikes between Israel and Iran will persist in 2026, expanding the scope of Armenia’s security problems.
Middle East
The risk of continued armed clashes in the Middle East will likely persist in 2026.
Economic and Infrastructure Risks and Opportunities
The positive dynamic of economic and infrastructure projects in our region will highly likely persist in 2026.
In 2026, new economic, infrastructure, and trade initiatives will continually be the target of actors pursuing harmful aims in our region. This threat can materialize in the form of physical limitations, influence operations, and other malign activities.
Hybrid Threats Against Armenia in 2026
Due to the elections scheduled for 2026, the influence operations conducted against Armenia by various foreign actors will highly likely become more comprehensive, complex and largescale.
Malign activities using distorted or outof-context information, hostile cyber operations, activation of agents “on the ground”, generation of seemingly “home-grown” political activity, and organization of projects targeting, exploiting and manipulating the political views and patriotic feelings of youth and activist groups will likely persist.
International Terrorism
In 2026, international terrorism will continue to be a constantly developing and transforming global threat, covering a wider geography.
Technologies
Wide opportunities in testing new weapons on the battlefield will speed up the “production-testing-application” chain.
Military
The role of drones in counter-drone combat will highly likely expand, and new perspectives will emerge for the integration of manned-unmanned aviation.
AI will highly likely continue to limit the role of the human on the battlefield not replacing, but reshaping the commander s functions in the decisionmaking process."
Google-перевод:
Цитата"Военно-политические риски
Азербайджан-Армения
В результате Вашингтонских соглашений от 8 августа 2025 года военная эскалация в 2026 году стала крайне маловероятной, в то время как вероятность институционализации мира возросла. Нарративы и действия, продвигаемые Азербайджаном в отношении так называемого «западного Азербайджана» и «возвращения западных азербайджанцев», создают риски.
Россия-Украина
Стабильное и прочное урегулирование продолжающегося российско-украинского конфликта в 2026 году маловероятно.
Израиль-Иран
Риск возобновления взаимных ударов между Израилем и Ираном сохранится в 2026 году, расширяя масштабы проблем безопасности Армении.
Ближний Восток
Риск продолжения вооруженных столкновений на Ближнем Востоке, вероятно, сохранится и в 2026 году.
Экономические и инфраструктурные риски и возможности
Позитивная динамика экономических и инфраструктурных проектов в нашем регионе, скорее всего, сохранится и в 2026 году.
В 2026 году новые экономические, инфраструктурные и торговые инициативы будут постоянно становиться мишенью для субъектов, преследующих вредоносные цели в нашем регионе. Эта угроза может материализоваться в форме физических ограничений, операций по оказанию влияния и других злонамеренных действий.
Гибридные угрозы против Армении в 2026 году
В связи с выборами, запланированными на 2026 год, операции по оказанию влияния, проводимые против Армении различными иностранными субъектами, скорее всего, станут более масштабными, сложными и всеобъемлющими.
Злонамеренные действия с использованием искаженной или вырванной из контекста информации, враждебные кибер-операции, активизация агентов «на местах», создание, казалось бы, «собственной» политической активности и организация проектов, направленных на использование и манипулирование политическими взглядами и патриотическими чувствами молодежных и активистских групп, вероятно, будут продолжаться.
Международный терроризм
В 2026 году международный терроризм будет продолжать оставаться постоянно развивающейся и трансформирующейся глобальной угрозой, охватывающей более широкую географию.
Технологии
Широкие возможности для испытания нового оружия на поле боя ускорят цепочку «производство-испытание-применение».
Военные технологии
Роль дронов в борьбе с беспилотниками, скорее всего, расширится, и появятся новые перспективы для интеграции пилотируемой и беспилотной авиации.
Искусственный интеллект, скорее всего, продолжит ограничивать роль человека на поле боя, не заменяя, а перестраивая функции командира в процессе принятия решений."
.
О рисках говорят не чтобы неопределённо пугать, а прицельно брать на себя ответственность.
.
То есть, знать, к чему готовиться.
.
Для этого требуется специфицировать: кто потенциальный враг, каковы его враждебные цели, какие может предпринять враждебные действия.
.
Если же абстрактно говорить о назревающем риске, то это - сеять страх, нагонять фобии, и тем самым - играть на руку врагу.
.
СВР пошла по последнему пути.
.
Она речёт: "Нарративы и действия, продвигаемые Азербайджаном в отношении так называемого «западного Азербайджана» и «возвращения западных азербайджанцев», создают риски".
.
Тем самым, во-первых, не говорит ничего нового и интуитивно неощущаемого в Армении, во-вторых, никак не характеризует возникающие риски.
Это вызвало воодушевление в Азербайджане. Азербайджанцы тут же вздёрнули нос, что армяне их испугались - см. вышеприведённое видео:
https://youtu.be/9DvLFjl1srM?t=734
"В Ереване настоящая паника. Служба внешней разведки Армении в ужасе от концепции Западного Азербайджана. Они боятся нашего возвращения на исторические земли и с дрожью следят за рекордным ростом военных расходов в Баку и правильно делают, что боятся" (12:14-12:31), и дальше угрозы.
.
То есть, СВР укрепила мотивы Азербайджана атаковать или принуждать Армению, потому, что турки в особенности сами пугливы и если встречают того, кто не боится, то их самих охватывает робость, - и наоборот. И, значит, она продуцировала риск для Армении, вместо того, чтобы снизить, посредством его внятного описания.
.
Проще говоря, она должна была раскрыть, хотя бы в общих чертах, умыслы и намечаемые шаги Азербайджана.
.
Вот это точно азербайджанцам не понравилось бы. Они чувствовали бы, что стали преследуемыми, за каждым шагом которых следят, и не позволят им нанести неожиданный удар, а их улыбки никого не обманут.
.
Например, СВР могла бы сказать:
(1) риторика "Западного Азербайджана" не является для Баку ситуативной и направленной лишь на внутреннюю аудиторию. И тем самым - не может быть снята "мирной повесткой", или, как говорит Никол Пашинян, близко к тексту, "провести границу и забыть друг о друге". Баку забыть не хочет,
(2) цель Баку состоит в международно-правовой легитимации претензий к Армении, касательно территории и/или возвращения азербайджанцев,
(3) вероятно, для этого он выдвинет примерно такой-то проект документа в таком-то международном формате и будет вести лоббистскую работу, меча икру.
.
Вот это была бы работа по оценке и купированию риска. Из неё стало бы ясно, кто и как должен насторожиться, в каком направлении думать и действовать: Премьер-министр, МИД, МО, друзья Армении и армянские лоббисты зарубежом, НПО и т.д.
.
Речь не о том, что руководители государства обязаны безоговорочно поверить СВР. Но так они будут иметь возможность осознать:
что им стоило бы проверить,
на что дополнительно обратить внимание,
какие планы подготовить на всякий случай,
какие предварительные задания поручить дипломатам,
став морально готовыми быстро действовать, если поймут, что риск реален.
.
Двинемся дальше.
.
"Стабильное и прочное урегулирование продолжающегося российско-украинского конфликта в 2026 году маловероятно."
И что из этого для Армении? Это риск, или, наоборот, возможность? Если риск, то в чём он?
.
"Риск возобновления взаимных ударов между Израилем и Ираном сохранится в 2026 году, расширяя масштабы проблем безопасности Армении."
Опять запугивание, что у нас и так непонятно какие "проблемы безопасности", а тут ещё и "расширяющие масштабы". Типа, нехай Правительство догадывается само, а СВР любит завуалированность, таинственность и спецслужбную романтику.
.
Вместо того, чтобы, например, дать оценку: в 2026 Иран сможет продолжать выступать, как гарант территориальной целостности Армении, или нет, поскольку, вероятно, будет ослаблен обменом ударами с Израилем?
.
"Риск продолжения вооруженных столкновений на Ближнем Востоке, вероятно, сохранится и в 2026 году."
Это просто анекдот. Кто-то в мире думает, что с 01.01.26 на Ближнем Востоке внезапно наступит тишь да гладь?
.
"Позитивная динамика экономических и инфраструктурных проектов в нашем регионе, скорее всего, сохранится и в 2026 году.
В 2026 году новые экономические, инфраструктурные и торговые инициативы будут постоянно становиться мишенью для субъектов, преследующих вредоносные цели в нашем регионе. Эта угроза может материализоваться в форме физических ограничений, операций по оказанию влияния и других злонамеренных действий."
"Позитивная динамика" - это лексикон предвыборной агитации, причём следующая фраза практически нивелирует такую оценку. Другое дело было бы, например, оценить, подпишут ли США договор о TRIPP, выделив деньги.
.
"В связи с выборами, запланированными на 2026 год, операции по оказанию влияния, проводимые против Армении различными иностранными субъектами, скорее всего, станут более масштабными, сложными и всеобъемлющими.
Злонамеренные действия с использованием искаженной или вырванной из контекста информации, враждебные кибер-операции, активизация агентов «на местах», создание, казалось бы, «собственной» политической активности и организация проектов, направленных на использование и манипулирование политическими взглядами и патриотическими чувствами молодежных и активистских групп, вероятно, будут продолжаться."
Это ладно, хотя:
- не нужно финансировать СВР, чтобы придти к такому выводу,
- как уже кто-то заметил, такими вопросами должна заниматься СНБ.
.
"В 2026 году международный терроризм будет продолжать оставаться постоянно развивающейся и трансформирующейся глобальной угрозой, охватывающей более широкую географию."
Предположим, но какое отношение это имеет к Армении? Неясно. Или СВР на другие государства работает?
.
"Широкие возможности для испытания нового оружия на поле боя ускорят цепочку «производство-испытание-применение»."
"Роль дронов в борьбе с беспилотниками, скорее всего, расширится, и появятся новые перспективы для интеграции пилотируемой и беспилотной авиации.
Искусственный интеллект, скорее всего, продолжит ограничивать роль человека на поле боя, не заменяя, а перестраивая функции командира в процессе принятия решений."
Кто в Армении на это должен реагировать? Например, для Армении от этого угроза со стороны кого возрастает?
.
Хочу ещё раз подчеркнуть, что анализ рисков в принципе слишком акцентирует страх. Он должен быть, как минимум, дополнен указанием на появляющиеся возможности, которые, не исключено, являются оборотной стороной опасностей.
.
И в целом можно заметить, что всё это в сфере обязанностей МИД, МО и СНБ. Зачем особая СВР?
.
Разведка, если кто-то так хочет её держать, пусть предоставляет информацию, а компетентные ведомства составят свои оценки/прогнозы, сотрудничая по дороге.
