Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Евгения Тиграновна Гюзалян


Толерант

Рекомендованные сообщения

Л.М.Варданян

Евгения Тиграновна Гюзалян:

В истории армянской этнографии имя Евгении Тиграновны

Гюзалян практически забыто. Е.Т.Гюзалян не имела научных

трудов и даже небольших научных публикаций: она их просто не

успела написать. Но когда при подготовке данной статьи бук-

вально по крупицам и отдельным фрагментам стали воедино со-

бирать результаты всего проделанного ею, постепенно начал вы-

рисовываться образ неутомимой труженицы, своей будничной и,

казалось бы, неприметной работой внесшей немалую лепту в

становление и развитие этнографического музееведения в Арме-

нии.

Родилась Евгения Тиграновна в 1903 г. в интеллигентной

семье. Ее детство и юность прошли в Тифлисе. Здесь работал ее

отец, Тигран Галустович Гюзалян, выпускник Петровско-Разу-

мовской сельскохозяйственной академии, агроном по образова-

нию; ее красавица мать, Ераняк Варданян, занималась общест-

венной деятельностью; умерла довольно молодой от оспы.

Как известно, в тот период Тифлис был центром армянской

научной, духовной и культурной жизни, и большая дружная се-

мья Тиграна Гюзаляна постоянно находилась в гуще всех обще-

ственных событий. Двери их гостеприимного дома были всегда

открыты для многих известных деятелей, с большинством из ко-

торых хозяин дома был не просто знаком, но и дружил. Особен-

но теплые и дружеские отношения связывали его семью с семьей

великого армянского поэта Ованеса Туманяна, а также извест-

ного ученого и педагога С.Д.Лисициана, который впоследствии

во многом определил выбор научного пути Евгенией Гюзалян.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 3
  • Создано
  • Последний ответ

Окончив в Тифлисе

известную армянскую женскую школу Гаянян, она поступила на

этнографическое отделение Государственного историко-лингви-

стического института в Ленинграде, где в это время на восточ-

ном факультете Ленинградского университета учился младший

из ее братьев, впоследствии известный востоковед Левон Тигра-

нович Гюзалян. Летом 1930 г., перейдя на последний курс Ин-

ститута, она получила приглашение пройти практику в Культур-

но-историческом музее (ныне Государственный музей истории

Армении)1. Инициатива эта исходила от крупнейшего армян-

ского этнографа и организатора науки постреволюционного пе-

риода Степана Даниловича Лисициана2, незадолго до этого воз-

главившего этнографический отдел музея. В этот период музей

находился в состоянии организационного становления и испы-

тывал острую нехватку профессиональных кадров.

Учитывая этнографическое образование Евгении Гюзалян,

а также близкое знакомство с ее семьей по Тифлису, Лисициан

возлагал на девушку большие надежды. Поэтому не случайно в

следующем, 1931 г. он стал хлопотать о ее распределении имен-

но в Армению, послав по двум адресам — в Историко-лингви-

стический институт в Ленинград и в Учраспред сектора кадров

Наркомпроса в Москву — телеграммы следующего содержания:

«Культурно-исторический музей Армении просит направить к

нам оканчивающую курс этнографического отделения Историко-

лингвистического института Евгению Гюзалян на постоянную ра-

боту»3. Так она приехала в Ереван и всю свою недолгую жизнь

связала с Государственным музеем Армении. Здесь в этнографи-

ческом отделе за короткий срок (1931—1939) Евгения прошла

путь от практикантки до старшего научного сотрудника, приоб-

рела большой опыт музейной и полевой работы, собрала значи-

тельный этнографический материал.

На 1 января 1938 г. этнографические фонды отдела насчитывали более 5200 экс-понатов, 1310 негативов, 566 фотоснимков и 48 рисунков48. На

протяжении всех этих лет в отделе шла ежедневная кропотливая

работа по их изучению, научному описанию и паспортизации, в

которой принимали участие все сотрудники отдела и в первую

очередь — Женя Гюзалян.

она проделала основную работу при организации тематической выставки по рукоделию, открывшейся в музее одновременно с выставкой ювелир-

ного дела в середине 1937 г. «Здесь были представлены образцы

армянского рукоделия, и городского, и сельского, из самых раз-

личных регионов — Зангезура, Мегри, Акулиса, Карабаха, Лори,

Апарана, Ленинакана-Ахалкалака, Арабкира, Кесарии и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Самым большим достижением экспозиционно-выста-

вочной работы Государственного исторического музея Армении

стала выставка, посвященная 1000-летию армянского эпоса «Давид

Сасунский», юбилей которого широко отмечался на всесоюзном

уровне в 1939 г. Проводившаяся в рамках народных торжеств,

она «по своей величине превзошла все выставки, организован-

ные когда-либо до этого в Армении»53. Эта выставка удостоилась

высокой оценки не только научной общественности, но и прес-

сы. По воспоминаниям М.К.Казарян, значительное участие

Жени в организации выставки было отмечено в одной из цен-

тральных газет Армении.

По роковому стечению обстоятельств именно в день выхода

газетной статьи Евгения Тиграновна Гюзалян была арестована.

В Ереване Женя жила с семьей своей старшей сестры Назик,

учительницы русского языка и литературы, ее мужем и малень-

кой дочкой. В этом доме 15 сентября 1939 г. Женю Гюзалян арестовали вместе с ее зятем (мужем сестры) Каро Казаряном54.

Вскоре были арестованы родственник зятя Мелкон Григорян55 и

близкая подруга Жени Рипсимэ Кюркчян (инженер по образо-

ванию, работавшая на табачной фабрике). Все четверо были об-

винены в том, что, собираясь на квартире Казаряна, где жила

Женя, «вели явно антисоветские, враждебные, контрреволюци-

онные разговоры в отношении отдельных мероприятий Партии

и Правительства». Судебная Коллегия по уголовным делам Вер-

ховного Суда Армянской ССР по ст. 67 ч. 1 УК Арм. ССР (анти-

советская пропаганда) приговорила К.Н.Казаряна и Е.Т.Гюзалян

к 10 годам заключения в лагерях и 5 годам поражения в правах,

Григоряна М.Е. и Кюркчян P.M. — к 8 годам заключения в ла-

герях и 4 годам поражения в правах56. Григорян и Кюркчян, от-

быв сроки полностью, вернулись домой. Казарян, отбывавший

срок в Джамбуле, в апреле 1943 г. был освобожден досрочно по

состоянию здоровья. И лишь судьба Евгении Гюзалян, по этапу

сосланной вместе со своей подругой в Караганду, сложилась

трагически: как указано в материалах следственного дела, она

«скончалась в заключении»57, при этом диагноз не приведен.

Впоследствии от Рипсимэ Кюркчян родным стало известно, что

в лагере у Жени начался менингит и она умерла осенью 1941 г.

При пересмотре следственного дела в 1954 г. обвинения в от-

ношении всех четверых были признаны необоснованными, при-

говор был отменен и дело производством прекращено из-за от-

сутствия в их действиях состава преступления. Все они были

реабилитированы, но Евгения Гюзалян — увы! — уже посмерт-

но.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Польностю можно прочесть в книге..

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

Институт этнологии и антропологии

им. Н. Н. Миклухо-Маклая

РЕПРЕССИРОВАННЫЕ

ЭТНОГРАФЫ

Тут

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
        • Like
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   3 пользователя, 0 анонимных, 4 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    4 гостя
    Rubik Левон Казарян VREZH
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...