Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Северный Арцах и Гардманк


СМБАТ

Рекомендованные сообщения

Большое спасибо, Самvел, за видео с этими людьми и хачкаром, фотографии, особенно фото руин Фарисос берда.

Если вспомнить 5-й арцахский Свод армянских надписей Бархударяна, пятикрестовые знаки нередко встречаются на хачкарах Сев. Арцаха.

Самvел, нет ли у Вас современных (последних десятилетий) фотографий руин монастыря Таргманчац, местности вокруг него и реки? или фотографий других хачкаров из Хачакапа?

Изменено пользователем Cамvел (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

советую Вам посмотреть у Лалаяна и на советских топокартах,если есть,написано Нузгар, более того, к югу от села находилась гора Нузгях, что говорит о первичности корня Нуз. Насчет села Чрвиз--то это очень старое и известное село Джрвеж рядом с Ереваном, как и Канакер. Чартгран же не смог идентифицировать поэтому не написал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И еще, есть такое совпадение. В регионе Канакер-Джрвеж-Чаткран есть очень старое и известное село Нурнуз. Не связано ли название села НурНуз с Нузгаром?

---------

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

уже и в Википедии есть статья про Таргманчац ванк, вот фотография как выглядел монастырь в начале 20 века

Saint_Translators_armenian_monastery_in_Dashkesan.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

на второй странице уже приводил информацию об этом, вот приведу снова из Лалаяна ХЗАХа (Ղզախա ) это то же самое что Ղազախ(Казах),называлось также Армянский Гетабек

Армянский Гетабек(также Казах). Находится на расстоянии 3 верст от рудников. население поселилось здесь из старого Гетабека, куда они переселились из сел Казаха- Коти,Воскепарисп(сейчас Воскепар), Калача(Бердаван). В селе нет ничего примечательного, даже церкви, ходят в церковь у рудника. Население-44 дома, 178 м.п. и 149 ж.п. вместе-327 человек.

Старый Гетабек. Находится на левой стороне реки Шамхор, на расстоянии 56 верст к юго-западу од Гандзака., в ущелье, через которую протекает речка Гетабек. Здесь находятся заводы рудников Сименса, красивый дом, рынок, гостиница и т.д.. На одном из холмов стоит армянская церковь Св. Георгия, очень древняя. Рядом с церковью есть старое просторное кладбище. Была и другая церковь, однако владелец рудника приказал его разобрать и использовать камни для строительства зданий. Здесь живут в основном рабочие разных национальностей, которые работают на местных фабриках и рудниках. Небо всегда покрыто смогом.

Кстати, Сархан, как видите и в Гетабеке церковь была посвящена святому Георгию, хотя сам топоним Гетабек-Гетабак прекрасно этимологизируется из армянского языка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

на второй странице уже приводил информацию об этом, вот приведу снова из Лалаяна ХЗАХа (Ղզախա ) это то же самое что Ղազախ(Казах),называлось также Армянский Гетабек

Армянский Гетабек(также Казах). Находится на расстоянии 3 верст от рудников. население поселилось здесь из старого Гетабека, куда они переселились из сел Казаха- Коти,Воскепарисп(сейчас Воскепар), Калача(Бердаван). В селе нет ничего примечательного, даже церкви, ходят в церковь у рудника. Население-44 дома, 178 м.п. и 149 ж.п. вместе-327 человек.

Старый Гетабек. Находится на левой стороне реки Шамхор, на расстоянии 56 верст к юго-западу од Гандзака., в ущелье, через которую протекает речка Гетабек. Здесь находятся заводы рудников Сименса, красивый дом, рынок, гостиница и т.д.. На одном из холмов стоит армянская церковь Св. Георгия, очень древняя. Рядом с церковью есть старое просторное кладбище. Была и другая церковь, однако владелец рудника приказал его разобрать и использовать камни для строительства зданий. Здесь живут в основном рабочие разных национальностей, которые работают на местных фабриках и рудниках. Небо всегда покрыто смогом.

Кстати, Сархан, как видите и в Гетабеке церковь была посвящена святому Георгию, хотя сам топоним Гетабек-Гетабак прекрасно этимологизируется из армянского языка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо за информацию, еще один вопрос. Между Чардахлу и Мартуни (бывш. Галицыно ) есть местность, которую местные называли Баллыджа (скорее от Баллуджа), было там и старинное кладбище с несколькими могилами, рассказывали, что работник на поле провалился в дом, а там старая утварь, может есть информация какая, что за село там находился? Знаю, что в Арцахе тоже есть населенный пунт с таким названием, и в ираке есть город с таким названием, может с нашествием арабов связано ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Quscumebi.jpg

К сожалению единственная фотография Таргманчац которая попадалась,приведена еще на второй странице, насчет хачкаров удалось найти еще меньше. Боюсь даже представить что могло случиться с хачкарами Геташена и других окрестных сел.вот еще раз фото Таргманчац ванка, есть интересная фотография села Харцхангист-Човдар--она вторая из прикрепленных, первая фотография--очень интересные хоть и покрытые мхом стеллы типа хачкара, судя по форме изображенных крестов очень ранние

Изменено пользователем SamueLe (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Баллуджа, если не ошибаюсь, тюркское слово(кажется, значит рыба,хотя действительно может быть заимствованием из арабского ), что в принципе и не странно,а то что там могло находиться старое село, так это тоже не странно, как я уже писал, Савел Карапетян говорит о порядка 500 армянских селах к северу от Мравского хребта, огромная их часть просто исчезла, позже на этих территориях поселились айрумы на севере и западе, и курды на юге и юго-востоке,или называя поселения старыми армянскими названиями на свой лад, или переводя на тюркский(как Дашкесан-Кархат), или просто давая новые названия

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Так и Вы не обижайтесь. Отвык я от нормального общения с вашими.

И вообще день был вчера тяжелый, по ходу, и Вас задел и одну новую юзершу обидел тут

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

советую Вам посмотреть у Лалаяна и на советских топокартах,если есть,написано Нузгар, более того, к югу от села находилась гора Нузгях, что говорит о первичности корня Нуз. Насчет села Чрвиз--то это очень старое и известное село Джрвеж рядом с Ереваном, как и Канакер. Чартгран же не смог идентифицировать поэтому не написал.

насчет жителей местного происхождения, то они действительно видимо намного раньше выселились в Грузию или Арцах, как это случилось практически со всеми селами региона,число которых в десяток раз превосходило их количество к 19 веку. самвел Карапетян вообще говорит о порядка 500 селах . ну а то что в Нузгере также поселились выходцы из Арцаха, это очень вероятно, поскольку во всех пречисленных селах говорили на карабахском диалекте, что было бы невозможно, если все жители села были выходцами из Айрарата. помимо церкви Лалаян также отмечает хачкары 14 века и еще одни старый матур. насчет слова Нузгер надо опять же обратиться к Арциву, мне кажется иранского происхождения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати, Сархан, как видите и в Гетабеке церковь была посвящена святому Георгию, хотя сам топоним Гетабек-Гетабак прекрасно этимологизируется из армянского языка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Баллуджа, если не ошибаюсь, тюркское слово(кажется, значит рыба,хотя действительно может быть заимствованием из арабского ), что в принципе и не странно,а то что там могло находиться старое село, так это тоже не странно

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Самвел,я не говорю что все церкви,посвященные св.Георгию - грузинские.Но в случае с селом Нукзар я лишь предположил что оно связано с грузинами.Кстати,как же этимологизируется Гетабек?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Самвел, есть такая карта на котором были бы армянские селенья Северного Арцаха или сайт где можно узнать о них? Шаумяновский район я знаю, а вот остальные к сожалению не очень.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   1 пользователь, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    1 гость
    Левон Казарян
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...