Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Грузия


ДАВИД-БЕК

Рекомендованные сообщения

оригинал © Голос АрменииИзданно Июль 17, 2007

В АРСЕНАЛЕ ТУРЦИИ - ТУРКИ-МЕСХЕТИНЦЫ

О причинах репатриации, а также о том, что принесет возвращение репатриантов, в частности турок-месхетинцев, в Джавахк для его армянской общины, рассказывает директор Института востоковедения Национальной Академии наук Армении профессор Рубен САФРАСТЯН. - Не приведет ли репатриация турок-месхетинцев к возникновению нового очага напряжения на Южном Кавказе? - Прежде всего нужно отметить, что закон называется "О возвращении депортированных в 40-егг. из Грузии", то есть он касается всех депортированных из Грузии и не создается специально для репатриации турок-месхетинцев. Надо отметить некоторые особенности подхода правительства Грузии к этой проблеме. Во-первых, власти Грузии считают турок-месхетинцев грузинами, которые в годы османского владычества были вынуждены принять ислам. То есть они не считают их национальным меньшинством, рассматривая при этом в качестве меньшинства религиозного. Во-вторых, грузины всеми силами стремятся к тому, чтобы репатрианты были расселены не только на территории Самцхе-Джавахетии, но и по всей территории Грузии. Третья особенность в том, что, согласно недавнему заявлению спикера грузинского парламента Нино Бурджанадзе, власти Грузии не собираются создавать для переселенцев особый режим, предусматривающий получение каких-либо преференций в социальной сфере. Грузины объясняют это тяжелым социальным положением в самой Грузии. Исходя из этих особенностей, а также из того, что, по некоторым подсчетам, в Грузию собираются возвратиться не более 30 тысяч турок-месхетинцев, я не думаю, что в результате появления в Джавахетии репатриантов в регионе создастся взрывоопасная ситуация. - Какова общая численность депортированных из Грузии турок-месхетинцев? - Согласно различным сведениям, в 40-е было депортировано около 100 тысяч турок-месхетинцев. Сейчас на территории стран СНГ проживают около 350 тысяч турок-месхетинцев, из коих более 100 тысяч проживают в Азербайджане. Кстати, практически все желающие возвратиться в Грузию турки-месхетинцы проживают именно в Азербайджане. Причину этого следует искать в тяжелой социальной обстановке в Азербайджане и Грузии, которые не очень различаются в этом плане, и, конечно же целенаправленную турецкую пропаганду в Азербайджане, так как Турция придерживается политики возвращения в Грузию турок-месхетинцев и прилагает все необходимые усилия для достижения этой цели. В турецких верхах турок-месхетинцев небезосновательно считают достаточно тяжелым геополитическим фактором, который поможет Турции значительно расширить свое присутствие как в самой Грузии, так и на Кавказе. При этом в Анкаре и Баку считают приоритетом именно возвращение репатриантов в Самцхе-Джавахетию, так как этот регион расположен на границе с Арменией. - В чем причины столь активного участия Турции в вопросе защиты интересов турок-месхетинцев? - Турция стремится использовать их для осуществления политики давления на Грузию. Кроме того, турецкие геополитики небезосновательно считают, что репатриация турок-месхетинцев в Джавахк будет способствовать деарменизации этого региона. Турция и Азербайджан считают их дополнительным фактором для защиты таких проходящих по территории этого региона проектов, как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, строящийся газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум и строящаяся железная дорога Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку. Наконец, Турция рассматривает турок-месхетинцев как возможность создания дестабилизации в регионе, поскольку в Анкаре надеются на возникновение со временем столкновений между ними и армянским населением Джавахка. Тут надо рассматривать также возможность того, что в Самцхе-Джавахетии намечается строительство турецкой военной базы, которая должна прийти на смену российской. Все эти расчеты и проекты последовательно отражаются в турецких СМИ, и поэтому можно с уверенностью говорить об их серьезности и даже неизбежности. Кроме того, следует учитывать тот факт, что в Баку в 2004 году под эгидой Турции и при активном участии турецких дипломатов состоялся Всемирный конгресс турок-месхетинцев, в ходе которого шла активная агитация по их скорейшему возвращению в Джавахк. Турки считают фактор турок-месхетинцев благоприятным для реализации своей внешней политики на Южном Кавказе и стремятся его задействовать любой ценой. - Что может предпринять армянская община Джавахка и Армения для некоторого смягчеия ситуации, которая может возникнуть с приходом турок-месхетинцев? - Нужно учитывать несколько аспектов этой проблемы. Сами турки-месхетинцы считают себя турками, называют себя ахаска-турк, то есть самоидентификация проходит в этом русле. Грузинские власти придерживаются несколько иной версии, которую я озвучил ранее, и поэтому тут уже налицо разногласия между двумя странами. Кроме того, из самой Самцхе-Джавахетии было депортировано не более 8 тысяч турок-месхетинцев, и сейчас в их бывших домах проживают грузины, а не армяне. И если они будут возвращаться в Джавахк, они будут иметь дело с грузинами, а не с армянами. Думаю, что при правильной политике армянских руководителей Джавахка столкновения, провоцируемого турецкой стороной, можно будет избежать. А это зависит и от нашей правильной политики в этом вопросе. Кроме того, сами грузинские власти не заинтересованы в том, чтобы вместо армянской, христианской общины в этом приграничном с Арменией регионе проживала мусульманская, турецкая община. Поэтому мы сможем плодотворно сотрудничать в этих вопросах с грузинскими властями. Так как изначально уже ясно, что репатриация турок-месхетинцев в Джавахк направлена против джавахкских армян и - почему бы нет? - против Армении. Однако процесс этот только-только начинается, и бить в набат и сгущать краски не стоит. Исходя из этого я не думаю, что по крайней мере в ближайшем будущем Турция сможет использовать турок-месхетинцев в качестве тяжеловесного фактора в регионе.

Давид СТЕПАНЯН

Информация к размышлению...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 80
  • Создано
  • Последний ответ
Тут надо рассматривать также возможность того, что в Самцхе-Джавахетии намечается строительство турецкой военной базы
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот очень интересная статья в тему

ЗАМКИ ЛЖИ, ВОЗВЕДЕННЫЕ НА ЛЮДСКОМ ГОРЕ

(о турках- месхетинцах, Ходжалы и бакинской пропаганде)

С турками-месхетинцами я познакомился впервые на митинге в их поддержку, организованном Андреем Бабушкиным - одним из активистов демократического движения в Москве конца 80-х и начала 90-х годов. Как помнится, митинг проходил неподалеку от ул. Фонвизина. На митинге были беженцы из Ферганы, а также много армян - москвичей, беженцев из Сумгаита и других районов Азербайджана, и я смог еще раз убедиться, что при всех своих антитурецких чувствах (а после Сумгаита, понятно, и антиазербайджанских) у армян нет общего антитюркского, а тем более антимусульманского настроя. Они с сочувствием слушали истории жертв страшного погрома, и эти свидетельства воскрешали в их памяти антиармянские зверства в Сумгаите. Было немало пожилых москвичей, были даже пришедшие на митинг иногородние.

Прошло не так уж много, всего 10 лет, но настроения того времени и ту реакцию людей трудно сравнить с сегодняшними. Сегодня мы стали безразличнее, грубее, может быть даже бессердечнее, черствее, чем были тогда. Наше "окошко в мир", наш телевизор - чего он только не показал нам за эти десять лет: взрывы, убийства, заложники, расправы, теракты, Буденновск, Чечня...

Те, кто был в Москве в те времена, знают, что обычно после окончания митинга не все расходились. Часть оставшихся делилась на несколько "кучек", мини-митингов, в которых велись свои дискуссии, выдвигались и опровергались свои тезисы. Эти мини-митинги имели свою структуру: обычно в центре внимания оказывался какой-нибудь интересный человек, который высказывал мысли, вызывавшие резонанс у окружающих. Наше общество достаточно расслоено ("лапоть к лаптю, сапог к сапогу"), но на митингах тех лет нередко сталкивались люди из самых разных социальных слоев, люди разных профессий и разного уровня образования.

На митинге, посвященном туркам-месхетинцам, мое внимание привлекли две группы: во главе одной стоял (как позже я выяснил) профессиональный этнограф, во главе другой - школьный учитель. От этнографа в тот день я узнал о докладных записках по национальному вопросу, которые специалисты посылали в ЦК КПСС в конце 70-х и начале 80-х годов. Многое уже тогда было ясно специалистам. Но партийная бюрократия уже потеряла способность реагировать, а как известно из биологии, снижение чувствительности, неадекватность реакции обыкновенно предшествуют гибели (идет ли речь об отдельном организме или даже виде). Этнограф был убежден, что в погромах виновен внешний фактор: у турок-месхетинцев не было какого-либо резкого противостояния с другой этнической группой, они не занимали доминирующего экономического положения, никогда не выступали против кого-либо. Почему месхетинцы? - недоумевал этнограф и не находил вразумительного объяснения.

Рядом, на другом "мини-митинге", школьный учитель доказывал, что зверства совершают, как правило, больные люди. Здоровый человек может избить, ранить или даже_в состоянии аффекта убить человека, убеждал он слушателей, но отрубить конечности у еще живого человека, а потом поджечь - это уже болезнь. Истоки позиции учителя были очевидны. В те времена у многих из нас было еще очень сильно выражено осознание "мы". Мы, советские люди, граждане одной страны. Те в Фергане, которые убивали и сжигали, это ведь тоже были "мы". Надо было их как-то отодвинуть, как-то дистанцироваться от них. Легче всего было объявить их больными. Беженцы из Азербайджана не соглашались с учителем. " Что же это все больные собрались в Сумгаите?' - спросил один из них, рассказывая о популярности сжигания там живых людей.

Надо сказать, что после событий в Фергане, в отличие от сумгаитских, власть имущие все же признали наличие заговора, организованный характер преступления. Хотя и здесь делалась попытка привязать все к безликим "коррумпированным кругам".

Советская пропаганда сразу же воспользовалась ферганскими событиями для очернения карабахского движения. Делалось это известным "альпинистским способом" (способ единой связки). Первый сигнал прозвучал на Съезде народных депутатов, правда еще в мягкой форме и в "гуманистическом оформлении". Группа депутатов обратилась ко всем - будь это в Фергане или Нагорном Карабахе - с призывом воздержаться от проявлений национальной розни. Призыв воздержаться от национальной розни - звучит гуманно. Негуманно здесь -стремление соединить вместе "фергану" и "карабах". Но именно это и было нужно советской пропаганде: "скованные одной цепью" Карабах и Фергана.

Жители Нагорного Карабаха сразу же распознали политическую суть связывания. На имя депутата Съезда от Карабаха Дадамяна пришла телеграмма от избирателей с протестами против явно идеологической связки "карабаха" и "ферганы". Но советская пропагандистская машина уже раскручивалась. Вот что писала, например, "Комсомольская правда" (17.06.89): "Корни зла кроются гораздо глубже. Так что не надо ничего упрощать, а нужно поскорее найти ответ на вопрос: кому понадобилась межнациональная рознь сначала в Нагорном Карабахе, потом беспорядки в Тбилиси и вот теперь - в Ферганской области". Обратите внимание: "Сумгаит" с его кострами, ножами, кипятком и железными прутьями в этом перечне даже не упоминается.

Это было время, когда руководящие круги Азербайджана лихорадочно искали способы быстрейшего "демографического" решения карабахской проблемы - вытеснения, выдавливания армян из Карабаха. На такие цели практически полностью уходили деньги, выделенные в тот год Москвой на "социально-экономическое развитие ИКАО". Но, несмотря на льготы, в неспокойный район азербайджанцы шли неохотно. Желаемого резкого демографического перелома в пользу азербайджанцев достичь не удавалось.

Выступая на XXII съезде компартии Азербайджана, ее первый секретарь Аяз Муталибов, отметив "отсутствие научно обоснованной региональной политики" в республике, призвал к новым практическим мероприятиям в "азербайджанских селах ИКАО". "Словом, если не принять решительных мер, то многие села, по сути, погибнут", - отмечал Муталибов ("Бакинский рабочий", 09.06.90).

Среди "решительных мер" был и дьявольский план, связанный с месхетинцами: власти республики решили осуществить массовое переселение турок-месхетинцев в Карабах (в т.ч. и в Ходжалы, который, по планам хитро-мудрых правителей республики, должен был быть ударными темпами превращен в "город"). Была разработана специальная программа, для ее реализации создан республиканский штаб в Агдаме. Так турки-месхетинцы оказались в фокусе демографической авантюры правителей Азербайджана.

Трудно было туркам-месхетинцам как в Москве, так и в других городах страны, куда они попали после погромов. Не было денег, жилья, власти противились предоставлению работы. Люди оказались в безвыходной ситуации. Все это было цинично просчитано в Баку. Месхетинцы получали немало: их семьи бесплатно доставлялись в Карабах, единовременно выплачивались солидные подъемные, сразу же предоставлялись жилища в селах, откуда ранее были изгнаны армяне. (Например, после изгнания армян турками-месхетинцами заселялось бывшее армянское селение Гай-булашен и ряд других сел.) Предоставлялись стройматериалы, была обещана земля, работа. В отношении возможной опасности месхетинцев убедили, что участь армян уже решена и скоро они будут окончательно изгнаны из Карабаха. И тогда хозяевами Карабаха станут азербайджанцы и турки-месхетинцы.

Не спешите укорять последних: надо знать их отчаянное положение, чтобы понять, почему они так легко дали завлечь себя в опасное предприятие азербайджанских властей.

Практически сразу же после начала переселения месхетинцев заволновалась армянская община Москвы. Откровенно говоря, меня поразила та быстрота, с которой у московских армян появилась подробная информация. Очень скоро у них были детальные карты с указанием сел в Карабахе, в которые переселялись турки-месхетинцы. Копия одной из таких карт хранится у меня до сих пор. Плакат с этой картой Карабаха, где были заштрихованы районы с заселением турок-месхетинцев, был выставлен армянскими активистами в 1990 г. на одной из конференций по гуманитарным вопросам в Москве, на которой были гости из других стран Европы. Мне рассказывали, что этот плакат вызвал явное неудовольствие у Юсуфа Сарварова - руководителя московской организации турок-месхетинцев "Ватан" ("Родина").

Армянские активисты искали встречи с руководителями турок-месхетинцев. И, наконец, она состоялась. С заместителем Юсуфа Сарварова встретилась "делегация" из трех человек, в которую входил один из авторитетных деятелей московской общины Гегам Халатян, а также член Комитета "Карабах", будущий мэр Еревана, ныне покойный Амбарцум Галстян. Фамилию третьего мне не хотелось бы упоминать, но скажу, что прошло не так много лет, и он занял один из самых высоких постов в республике Армения. Словом, это была представительная делегация. Амбарцум Галстян спросил: "Неужели турки-месхетинцы не понимают, что их хотят использовать в качестве живого щита?" Но месхетинс-кий активист, допуская возможность переселения отдельных семей, отрицал в то же время наличие организованного плана и массовое перемещение турок-месхетинцев. Однако через несколько месяцев переселение приняло такие масштабы, что даже лидеры "Ватан" перестали их отрицать.

Увы, все случилось именно так, как предсказывал Амбарцум Галстян. Когда обострилась ситуация вокруг Шуши, Ходжалы и других районов Карабаха, то многие семьи азербайджанцев уехали к родственникам. Возможности уехать у турок-месхетинцев были, конечно же, несравненно меньше. Судьба их сама по себе мало волновала тех, кто втравил месхетинцев в авантюру с переездом. Вместе с теми азербайджанцами, которым по разным причинам не удалось вовремя уехать, они стали жертвой интриг антимуталибовской "партии". Многие из них были цинично расстреляны азербайджанцами - противниками Муталибова уже в районе Агдама, после ухода по коридору, оставленному наступающими армянскими силами.

Конечно, многовековой опыт во всем мире показывает: нет таких преступлений против собственного народа, на которые не пошли бы люди, любой ценой рвущиеся к власти. Но даже на фоне этого горького опыта безжалостная акция антимуталибовских сил в Азербайджане вызывает шок. Расстрел толпы несчастных людей, значительную долю которых составляли турки-месхетинцы, с лишениями прошедшие через гуманитарный коридор, оставленный наступающими армянами, - чудовищное преступление. Но преступники не только не получили по заслугам - дело было практически замято, хотя правдивой информацией владело не так уж мало людей: ряд азербайджанских военных, окружение бывшего президента Муталибова, сами исполнители преступления, группа московских журналистов, оказавшихся в тот момент в "горячей точке"

(не говоря уже о карабахских армянах). Позже, когда после прихода к власти Гейдара Алиева наименование поселка "Ходжалы" стало центром мощной пропагандистской кампании, никто в Азербайджане уже не рисковал сказать правду-

Человеческая трагедия стала фундаментом для "раскрутки" беспримерной по цинизму пропагандистской кампании. Если вы раскроете азербайджанские газеты, то с удивлением обнаружите такой ряд сравнений: Хиросима, Лидице, Ходжалы. Даже из людского горя, из бесстыдного расстрела собственных граждан власти Азербайджана попытались выжать выгоду.

У Хемингуэя я как-то прочитал поразившее меня сравнение: "с глазами неудачливого насильника". Мне кажется, в этом сравнении - ключ к объяснению поведения азербайджанских властей. Они смотрят на мир глазами неудачливого насильника. Они устроили погромы беззащитных женщин, детей, стариков, мужчин - учителей, врачей, рабочих, научных сотрудников, которые по характеру своей мирной профессии, по воспитанию не могли оказать им какого-либо сопротивления. Что мог, например, противопоставить погромной толпе учитель математики с бакинского проспекта Ленина? С жестокостью были организованы погромы армян по всей территории республики. Стремясь любым способом переломить демографическую ситуацию, они, азербайджанские власти, хитростью и посулами заманили в Карабах и, в частности, в Ходжалы турок-месхетинцев, поставив репрессированный народ еще перед одной трагедией. Вместе с армией распадающегося СССР (операция "Кольцо") они уничтожали в армянских селах армян, сжигая их дома, поголовно изгоняя их. Разместив в Шуши установки залпового артиллерийского огня, обрушили всю их мощь на армян Степанакерта. Залили кровью Карабах, гневно отвергая саму возможность участия других стран в разрешении конфликта, возможность "интернационализации конфликта", заявляя, что идея интернационализации - дело рук армянского лобби в США. Карабах, мол, внутреннее дело Азербайджана. Они говорили о "внутреннем деле", когда надеялись решить вопрос с армянами собственными силами.

Просчитались. Не смогли довести свое черное дело до конца.

И когда они получили отпор, когда карабахские армяне по праву защиты от объявленной им Азербайджаном войны вышвырнули агрессоров из Карабаха, азербайджанские власти вдруг вспомнили о мировом сообществе, стали хватать за фалды руководителей государств и международных организаций. Насильник, умоляющий, чтобы пришли другие и помогли ему совершить, наконец, вожделенное насилие, - что может быть недостойнее, презреннее и бесстыднее...

Мне кажется, многие азербайджанцы, которые хоть что-то знают из истории Закавказья (особенно азербайджанцы-россияне), морщатся, читая о "российском геноциде азербайджанского народа". Уверен: большой их части чужда недостойная истерия, захлестнувшая сегодня Баку. Как и другие народы Кавказа, азербайджанцы не уважают крикливость, истеричность, суетные и многословные жалобы. Такое чуждо народу. Здесь не может быть двух мнений: весь этот пропагандистский балаган не имеет ничего общего с народными традициями.

Если разобраться, то азербайджанский народ по-своему является жертвой дезинформации. Сперва советская пропаганда вместо честного изложения событий, позволяющего азербайджанцам трезво оценить вопросы исторического размежевания, прийти к какому-то согласию с армянами, вложила им в головы штампы о сепаратистах, желающих отобрать "исконно азербайджанские земли". Многие искренне поверили исторической фальсификации. Потом погромная агитация националистов, приведшая к варварским зверствам против армян. И на третьем этапе вся эта антиармянская и антирусская вакханалия была доведена до заоблачных высот алиевской пропагандой. Пропагандой, объединившей турецкие методы фальсификации со старыми, проверенными методами КГБ и советского прошлого.

Рано или поздно, но армяне и азербайджанцы должны прийти к согласию, замириться. Алиевская пропаганда перечеркивает саму возможность народного примирения. Объяснение может быть только одним: о примирении в Баку никто не думает. В Баку думают лишь о войне. А к войне люди должны прийти предельно обозленными, взвинченными, доведенными до крайней степени националистического угара. Однажды это уже удалось -в Сумгаите, Кировабаде, Баку, других городах Азербайджана. Его правители уверены: это удастся еще раз теперь уже под знаменами регулярной армии, подученной и поднатасканной турецкими офицерами.

Георгий ДЕЕВ

Как думаешь,Кобулэтэли,может быть такая же цель у грузинских властей?

Тебе изнутри может быть виднее... :)

И почему нереально строительство турецкой военной базы в Джавахке?

Ведб Грузия плотно сотрудничает с НАТО,а Турция авангард НАТО в регионе...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как думаешь,Кобулэтэли,может быть такая же цель у грузинских властей?

Тебе изнутри может быть виднее... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Руками армян остановить массовое возвращение турок, стравить их с турками в Джавахке, и в дальнейшем манипулировть ими, натравливая друг на друга.

Даже грузинской милиции не понадобится, чтоб держать всех в узде.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ДАВИД-БЕК, очень интересная статья! Вовлеченность ахиська турков (турков-месхетинцев) в Карабахский конфликт неоднократно подтверждалась. И в этой связи очень важно следующее наблюдение:

Почему ахиська турки так ЛЕГКО поддались на уговоры азербайджанцев поселиться в Нагорном Карабахе? Почему среди них практически никто не выступил со статьями, воззваниями или призывами “не идти в Карабах”? Ведь ахиська турки вообще говоря крайне активны политически!!!

Все это означает, что они не только “несчастные переселенцы жаждущие вернуться к домам предков и мирно заняться там типо сельским хозяйством”, но среди них, в их правящих и направляющих кругах сильны пантюркистские настроения: они ради этого готовы идти на жертвы, на риск, на лишения…

Надо ли говорить, что среди ахиська турков, вернувшихся в Месхию будет высокий процент именно такий “ватандашев”?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кобулэтэли,

в этой ситуации,на мой взгляд,не до комплекса вопросов,связанных с армянами Джавахети, надо решать одну проблему
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гммм… Вы желаете, чтобы Армянская Диаспора (лобби и т. п.) работали в пользу Грузии по вопросу турков-месхетинцев,

и при этом НЕ рассматривали проблемы армян Джавахка?

Я ведь не случайно привел пример Батальена Баграмяна…

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кобулэтэли,

Спасибо за интересные примеры. Oднако…

Если на дом вашего соседа с минуту на минуту рухнет самолет,вы будете ему советовать взять с собой деньги,книги и пр.?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Thug

как ты,как человек постоянно проживающий в Грузии,ответишь на этот вопрос?

И почему нереально строительство турецкой военной базы в Джавахке?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

[Гммм… Вы желаете, чтобы Армянская Диаспора (лобби и т. п.) работали в пользу Грузии по вопросу турков-месхетинцев, и при этом НЕ рассматривали проблемы армян Джавахка?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
        • Like
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   2 пользователя, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    1 гость
    VREZH Putnik
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...