Перейти к публикации

Хемшилы - армяне исповедующие ислам


yerkramas

Рекомендованные сообщения

Материалы, размещенные ниже опубликованы в апрельском номере «Еркрамаса». Они перепечатаны из издающейся в Ереване двуязычной газеты «Дзайн Амшенакан». Приведено в переводе на русский, поэтому может быть не вполне складно получилось. Но тема интересная.

ХЕМШИЛЫ КУБАНИ - ВЗГЛЯД ИЗ ЕРЕВАНА

Об армянах, исповедующих ислам я слышал еще в детстве, но тогда это для меня было таким отдаленным в историческом прошлом миром, неведомым и непонятным. И вот 10 лет спустя мне выпала возможность познакомиться с хемшилами - большой амшеноармянской общиной, давным-давно насильно обращенной в ислам.

Провожу беспокойную ночь. Раньше назначенного времени выхожу из краснодарской гостиницы "Кавказ" и спешу в редакцию газеты армян России "Еркрамас", где меня ждут главный редактор газеты Тигран Тавадьян и председатель Армянского научного информационно-культурного центра "Амшен" Ардаваст Тулумджян. Я несколько месяцев ждал этой встречи и вот теперь, наконец, мы направляемся в Апшеронск. Дорога длинная. Тигран и Ардаваст, дополняя друг друга, рассказывают о превратностях судьбы хемшилов. Я нетерпелив, мне не терпится встретиться с ними, но в то же время меня мучает беспокойство. Беспокойство, вызванное неопределенностью, смешано с чувством тревоги, словно перед встречей потерянного родственника.

Снова вспоминаю роковую историческую судьбу амшенцев. Их предки были храбрым, свободолюбивым и могущественным народом, с которым на протяжении нескольких столетий воевало Османское государство и, в конце концов, заставило их принять ислам. Но даже после этого они не считали себя турками. Никогда! Принявшие ислам амшенские армяне себя называют амшинли (амшенцы), а проживающие в Средней Азии и в России - эмшил (по правилам русской фонетики - хемшил).

В 1921 г. согласно Карскому договору несколько деревень Хопского края, где проживали амшенцы-мусульмане, присоединили к Аджарии… В 1944 г. они были выселены И.Сталиным в Казахстан и Кыргызстан как неблагонадежный народ. В официальных государственных документах эти люди были зарегистрированы как хемшилы. По сути, согласно этим документам образовался новый народ - хемшил.

Перед деревенским домом, окруженным деревьями прихожу в себя от этих мыслей. Ардаваст на амшенском диалекте обращается к хозяйке дома, которая занята во дворе своими делами.

- Дядя Хасан дома?

Вскоре, с трудом передвигаясь, из дома выходит дядя Хасан, ему помогают жена и сын. Он страдает от ревматизма. От Ардаваста он слышал, что к нему приедет гость из Армении. Не помню, чтобы когда-либо незнакомец принимал меня с такой теплотой. Этот 73-летний человек меня долго не отпускал из своих объятий. На амшенском диалекте мы расспрашивали друг друга о самом разном, порой, не дожидаясь ответа. От вызванной долгой дорогой усталости ничего и не осталось.

Салих Хасан - глава хемшилской общины, непререкаемый и уважаемый всеми авторитет. Помимо амшенского диалекта, он владеет русским, грузинским, киргизским, казахским. У него сохранилось много воспоминаний об изгнании с аджарской деревни:

- Мы не забыли нашу страну, наши дома. Позже я съездил в свой родной город, побывал в нашем доме, в котором сейчас проживает аджарская семья. У государственных органов получил официальные письменные подтверждения о правах на дом, но на эти документы никто и не взглянул. В 1968 году с одной делегацией доехали даже до Кремля, но опять безуспешно. Я в жизни видел многое, многое понял, но не понял одного - за какие грехи мы так мучались?

Бережно листаю документы: свидетельства, подтверждения высокопоставленных чиновников - подписи и влиятельные печати, но каждый из них вызывал вопрос "почему?". Это были документы на собственность Салиха Хасана и всех потомков хемшилов.

- В Средней Азии я работал таксистом. Следовательно, мне приходилось общаться с разными людьми, и я понимал язык каждого. В 80-х уже чувствовал приближающуюся опасность: шовинизм отравлял мысли людей. Мы прожили в Средней Азии 40 лет, с местными у нас была одна вера. В последние годы местные власти против нашей воли в наших паспортах, где дается информация о национальности, отмечали "турок". Но мы им были чужими. Половина нашей общины, которая состояла из 5000 человек, осталась в Оше, Джелалабаде, Чимкенте. В 1988 году первые семьи нашей общины переехали в Россию. Остальные надеялись, что все благополучно завершится, но происшествия в Фергане 1989 года стали трагическими для многих из них.

Я слушал и смотрел на грустные глаза этого старика с характерными ярко-выраженными армянскими чертами лица, вновь вспоминал Сумгаит, Баку… 1915 год… А он возмущенно продолжал.

- Я читаю Коран и Библию, каждый из них запрещает убийство. Люди, превращая нашу жизнь в ад, не верят в существовании ада. Если даже в армянском парламенте совершают убийство, значит, многое изменилось в худшую сторону.

Наш разговор прерывает сын хозяина: совет общины собрался и ждет нас. Этот совет состоит из старейшин всех родов и руководит всеми делами общины. Мы отправились в дом, где проводились собрания с членами совета. В просторном дворе нас встречают хозяин и несколько людей средних лет. Во дворе много людей. Женщины накрывают на стол. Низенькие столики полуметровой высоты, покрыты коврами и паласами. За эти столы садились вокруг, поджав под себя ноги. Хозяин дома в ответ на мой изумленный взгляд, объяснил:

- Форму стола мы заимствовали у жителей Средней Азии.

Во время угощения наши сотрапезники знакомят нас с руководителями курманджских курдов. Они вместе с хемшелами были высланы из Аджарии в Среднюю Азию и сейчас живут по соседству. Они в хороших взаимоотношениях.

После обеда нас приглашают в самую просторную комнату двухэтажного дома, где на цветастых коврах вдоль стен, поджав под себя ноги, сидят старейшины. Они только что завершили намаз и ждут нас. У Салиха Хасана спрашиваю, в действительности ли они очень религиозны.

- У нас нет мечети, для молитв выделили один дом, где по пятницам собираются представители старшего поколения - 40-50 человек, и молимся. Молодые и мужчины среднего возраста не приходят в молельню.

Здесь в большей части говорим о проблемах и заботах общины. Из Средней Азии в 80-е годы на Северный Кавказ переехали 15000 турок-месхетинцев, которым русские власти не давали гражданство. Хемшилам, отождествляя их с турками, тоже долгое время не давали гражданство. Но Салих Хасан делает письменный запрос в Институт этнографии Российской Академии наук и получает официальный ответ, подтверждающий, что хемшилы не турки, а насильно принявшие ислам армяне, после чего отношение к ним меняется.

- Я от частицы "оглы" в своей фамилии отказался, - говорит Салих Хасан, - и всем советую сделать это. Она нам ничего не дает. Медлить с этим не надо, завтра может быть уже поздно.

Постепенно разговор принимает дружеский характер. С амшенского диалекта армянского языка часто переключаемся на русский язык и наоборот. Прошу спеть что-то на диалекте. Атмосфера оживляется. Серьезные и почтенные седовласые мужчины с детской шалостью начали "выдавать" друг друга, указывая кто умеет петь. Наконец нашелся один смелый, а дальше все подхватили мелодию.

Мой последний вопрос - представителями какой национальности они себя считают - был для них неожиданным. Даже если хемшилы осознают свое армянское происхождение, они об этом с другими не говорят. Некоторые пытались уйти от ответа, сказав, что они хемшилы. Заметил, что все скрывают свой взгляд от меня и, улучив момент, я посмотрел на старика Салиха Хасана. Эти сильные и прошедшие через многочисленные испытания люди от моего вопроса ослабли, обессилели… Салих Хасан понял, что творится, и прервал разговаривающих.

- Никто не сможет избежать этого вопроса. Хемшил - название местности Амшена, а не народа. Ответ на этот вопрос требует серьезных исследований. И однажды мы должны будем дать на него ответ.

Вечером нас пригласили на свадьбу. Собралась почти вся община (детям до 15-летнего возраста присутствовать на свадьбе запрещено). И то, что не могли или не были готовы говорить старейшины общины, говорили армянская мелодия и национальные танцы. Особенно впечатляющими были хороводные танцы мужчин и женщин. Под огромным свадебным шатром 100-150 человек танцующих в круге… беспрецедентное явление. Женские нежные и грациозные, мужские дерзкие и воинственные хороводы, в сопровождении армянских народных мотивов. Сила народного духа и самосознания, словно крепость сохранила в первозданном виде народные армянские мелодии. У одного из танцующих спросил, что это за танцы. Тот ответил:

- Это наши танцы. Их танцевали наши прадеды.

В роли тамады выступал Кямиль Татар-оглы - учитель, человек уважаемый всеми и имеющий в общине вес. Когда нас провожали, я заметил ему, что хемшилы в новой среде уже приспособились и чувствуют себя уверенно. Он задумался, а потом, глядя в никуда сказал:

- Да, с местными людьми нашли общий язык, но во многих вопросах мы слабы и беспомощны.

- В каких вопросах?

- Знаем, что после каждого визита президента Армении в Россию армяне становятся более сильными и самоуверенными, особенно после его визита в Краснодарский край. А мы одиноки, у нас нет опоры.

Несколько лет назад, в 1984, а затем в1987 году арменовед Сергей Варданян не только первым обратил внимание на проблему хемшилов и съездил в Среднюю Азию и в Краснодарский край, но и обратился к писателю Серо Ханзадяну помочь донести до властей желание среднеазиатских соотечественников переехать в Армению. Коммунистический режим отказал хемшилам в этой просьбе и повернулся к ним спиной.

Не говорила ли устами Кямиля оскорбленная за отказ в той просьбе его душа? "Нет опоры…". Невольно вспомнил отпирательство прежних властей Армении. Не знаю увидел ли Кямиль в темноте, мое раскрасневшееся от стыда лицо... Я попросил копию видеозаписи свадьбы. Он пообещал мне ее дать. На второй день со своими друзьями мы пошли к Кямилю, сидели во дворе, пили чай и продолжили разговор, начатый накануне. Я внимательно смотрел на новый строящийся дом Кямиля.

- Мой дом в Средней Азии был очень хорошим. Да и вообще наши строят очень хорошие дома. Там местных тоже научили строить дома, которые потом вынуждены были оставить им…

Мы уже были довольно далеко от дома Кямиля, когда у Ардаваста зазвенел телефон. Оказалось, что мы забыли взять видеокассету. Вернулись. У Кямиля не было телефона и ему пришлось пройтись по домам в поисках сотового… он волновался, думал может быть мы передумали и не хотим эту кассету.

- Я эту копию сделал для вас, чтобы отвезли в Армению. Возвращать не надо, - словно уговаривал он нас.

Айказун АЛВРЦЯН,

«Дзайн Амшенакан»

СМЕНИВШИЕ ВЕРУ АМШЕНСКИЕ АРМЯНЕ НА ПУТИ САМОСОЗНАНИЯ

В Германии во Франкфурт-на-Майне живет семья хемшилов (амшенские армяне, исповедующие ислам), которая возможно сыграет важную роль в амшеноведении. Алие (Алис) Алт (на фото), ее талантливый сын Дениз (Цовак) Алт и дядя сына, Седан Бостан (Тигран Костанян), прошедший через множество испытаний, их коллега Нуреддин Гумар и немецкий лазовед, профессор Вольфганг Форейштайн вместе с организацией культуры "Каджкар" организовали День культуры, посвященный амшенцам, который был проведен в зале франкфуртского университета имени Гете.

В первый день по теме амшенского диалекта и этнографии выступили Алие Алт, Нурредин Гурман и профессор Вольфганг Форейштайн. Было интересно то, что согласно Форейштайну, лазы в Турции называют хемшилов "сомех" (армянин), а в современной Турции на амшенском диалекте говорят 20000 амшенцев-мусульман. Н.Гурман перечислил сотни армянских слов, которые широко используется туркоговорящими и лазаговорящими хемшилами. Он также сказал, что в горных деревнях остались армянские могилы, хачкары и сохранились армянские топонимы. Кстати, армяне-мусульмане в Турции до сих пор отмечают вардавар.

В результате обсуждений выяснилось, что хемшилы своих усопших хоронят не на мусульманских кладбищах, а в собственных садах…. Многие из них когда-то вынуждено приняли ислам во избежание погромов.

В ходе обсуждения, профессор Фойерштайн раскритиковал работы некоторых исследователей, предлагавших хемшилам пользоваться латинской письменностью, напомнив, что у амшенцев уже есть алфавит, созданный Месропом Маштоцем 1600 лет назад.

Интересные обсуждения были вокруг северной и западной части причерноморского региона, вспомнили исторические источники о лазах, грузинах и абхазах, отметили, что некоторая их часть в результате определенных событий сменила религию. Участники конференции отметили, что хемшилы были одним из древнейших представителей армянского народа и до сегодняшнего дня своей цивилизованностью они стоят выше других народностей, проживающих рядом с ними в Турции. Многочисленные амшенские армяне (хемшилы) занимают высокие посты даже в нынешней Турции, достигая даже должности вице-премьера (например Месуд Йелмаз).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 97
  • Создано
  • Последний ответ

М-да, тяжелая и противоречивая тема. Чисто по человечески трагедия и проблемы амшенцев понятны и вызывают сочувствие,наверное Армения должна проявить бОльшую активность и участие в решении многочисленных вопросов этого "осколка" армянского народа,НО....... этническая принадлежность это прежде всего самосознание и самоидентификация,я...не совсем уверен ,что хемшилы достаточно явственно ощущают себя армянами(не путать с исторической памятью о своем происхождении). Если же таковые имеются.....то двери для них должны быть открыты.

Черт,.....какая -то незнакомая доселе боль и тревога в душе от этой темы. :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

СУДЬБОЙ ХЕМШИЛОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ОБЕСПОКОЕНЫ В АРМЕНИИ

Серьезную обеспокоенность судьбой хемшилов (исламизированные армяне) Краснодарского края выразила Земляческая общественная организация «Амшен» Республики Армения. Как сообщил председатель организации Иван Крбашьян, представителям хемшилов в очередной, уже четвертый раз, отказано в регистрации общественной организации. При этом официальный отказ, переданный представителю хемшилов 3 мая, был датирован 4 мая.

Обеспокоенность вызывает тот факт, что постоянные отказы в регистрации Культурного общества «Хемшилы» носят надуманный характер, так, последний отказ объяснялся одной единственной причиной – в заявлении на регистрацию был неверно назван регистрирующий орган. При регистрации любой другой организации, это не является причиной для отказа - заявителю дается возможности внести исправления и вновь подать Заявление в регистрирующий орган. В случае же с хемшилами этого не происходило, при этом государственная пошлина в размере 2000 рублей исправно взималась все четыре раза.

По мнению Ивана Крбашяна, главной причиной в отказе от регистрации организации является религиозная принадлежность хемшилов. Своими действиями, представители Главного управления федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю создают прецедент появления еще одного народа, покидающего Россию в качестве политических беженцев. Не секрет, что представители Международной Организации Миграции, осуществляющие проект по переселению турок-месхетинцев с территории Краснодарского края в США, уже готовят аналогичные проекты по переселению народности курдов-курмандж, также проживающего на Кубани и хемшилов.

СПРАВКА: Вследствие массовой насильственной исламизации в середине 17 века армянского населения области Амшен в Западной Армении (ныне территория Турции) образовалась этноконфессиональная группа с выраженным самосознанием, называющая себя хемшилами и говорящая на амшенском диалекте армянского языка. Небольшая группа хемшилов проживала на территории Аджарии, и в 20-е гг. состояла из 600 чел. В 1944 г. хемшилы Аджарии вместе с турками-месхетинцами и курдами-курманджами были высланы в Киргизию и Казахстан. В 70-е гг. часть хемшилов переселилась в Краснодарский край и сегодня, проживает в Апшеронском, Белореченском и др. районах (около 1000 чел.). Проблема определения этнической принадлежности данной группы связана с политическими нюансами в ареале проживания основной части ее представителей. Хемшилы Турции осознают свое этническое и языковое отличие от турок, но политика турецкого государства подавляет их стремление к становлению этнического самосознания. Хемшилы, живущие в России, признают свое родство с амшенской армянской общностью, но склонны к самоидентификации себя как отдельного этноса с самонозванием «Хомшеци».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

почему бы и не быть народу отступников

не только ведь сильные имеют право на жизнь

но и слабые - настолько слабые что боятся назвать себя именем рода

целая этническая группа перепуганных до самозабвения людей

мимикрирующих под своих мучителей и гонителей

надо же такому было

случится

видимо тот кто погибал не отрекаясь от веры и рода

хотел избежать именно подобного ужаса экзистенциального небытия

предпочитая прямую смерть - сутулому прозябанию не-пойми-кого не-пойми-где

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

АМШЕНЦЫ АРМЕНИИ ПРИНЯЛИ ОБРАЩЕНИЕ К ПОСЛУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С просьбой оказать поддержку в деле регистрации Краснодарского краевого культурного общества «Хемшилы» к Чрезвычайному и полномочному послу Российской Федерации в Республике Армения господину Н.Павлову, обратился Совет земляческой благотворительной общественной организации Республики Армения «Амшен». Как сообщили в редакции газеты армян России «Еркрамас», издающейся в Краснодаре, в своем письме Совет организации «Амшен» выражает серьезную озабоченность ситуацией, сложившейся в Краснодарском крае Российской Федерации с общественной организацией хемшилов (исламизированные армяне) - субэтноконфессиональной группы армянского народа. Представителям хемшилов в очередной, уже четвертый раз, отказано в регистрации их общественного объединения - Культурного общества «Хемшилы». Обеспокоенность армянской организации вызывает тот факт, что постоянные отказы в регистрации Культурного общества «Хемшилы» носят надуманный характер, так, последний отказ объяснялся одной единственной причиной – в заявлении на регистрацию был неверно назван регистрирующий орган. При этом официальный отказ, переданный представителю хемшилов 3 мая, был датирован 4 мая.

В обращении к российскому послу далее сказано: «При регистрации любой другой организации, это не является причиной для отказа - заявителю дается возможность внести исправления и вновь подать Заявление в регистрирующий орган. В случае же с хемшилами этого не происходило, при этом государственная пошлина в размере 2000 рублей исправно взималась все четыре раза. Таким образом, своими действиями, представители Главного управления федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю создают прецедент появления еще одного народа, покидающего Россию в качестве политических беженцев. Не секрет, что представители Международной Организации Миграции, осуществляющие проект по переселению турок-месхетинцев с территории Краснодарского края в США, уже готовят аналогичные проекты по переселению народности курдов-курмандж, также проживающего на Кубани и хемшилов. Мы не можем оставаться равнодушными к судьбе хемшилов, поскольку амшенские армяне и хемшилы – один народ. Вследствие массовой насильственной исламизации в 18 веке армянского населения области Амшен в Западной Армении (ныне территория Турции) образовалась этноконфессиональная группа с выраженным самосознанием, называющая себя «хомшеци» и говорящая на амшенском диалекте армянского языка. Небольшая группа хемшилов проживала на территории Аджарии, и в 20-е гг. состояла из 600 чел. В 1944 г. хемшилы Аджарии вместе с турками-месхетинцами и курдами-курманджами были высланы в Киргизию и Казахстан. В 70-е гг. часть хемшилов переселилась в Краснодарский край и сегодня, проживает в Апшеронском, Белореченском и др. районах (около 1000 чел.).

Проблема определения этнической принадлежности данной группы связана с политическими нюансами в ареале проживания основной части ее представителей. Хемшилы Турции осознают свое этническое и языковое отличие от турок, но политика турецкого государства подавляет их стремление к становлению этнического самосознания. Хемшилы, живущие в России, признают свое родство с амшенской армянской общностью».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Вследствие массовой насильственной исламизации в 18 веке армянского населения области Амшен в Западной Армении (ныне территория Турции) образовалась этноконфессиональная группа с выраженным самосознанием, называющая себя «хомшеци» и говорящая на амшенском диалекте армянского языка.]

Кстати мне интересно а разве другие города и сёла небыли подбергнуты исламизации в Зпадной Армении (Турецкой Армении)?

[ Небольшая группа хемшилов проживала на территории Аджарии, и в 20-е гг. состояла из 600 чел.]

Неужели 600 ч. делают погоду ??

В 1944 г. хемшилы Аджарии вместе с турками-месхетинцами и курдами-курманджами были высланы в Киргизию и Казахстан. В 70-е гг. часть хемшилов переселилась в Краснодарский край и сегодня, проживает в Апшеронском, Белореченском и др. районах (около 1000 чел.).

И даже сейчас когда СССР нет уже 15 лет какие были сделану шаги навстречу национального самосознания этого маленькой группы людей.?

[Проблема определения этнической принадлежности данной группы связана с политическими нюансами в ареале проживания основной части ее представителей. Хемшилы Турции осознают свое этническое и языковое отличие от турок, но политика турецкого государства подавляет их стремление к становлению этнического самосознания. Хемшилы, живущие в России, признают свое родство с амшенской армянской общностью».]

Давайте поговорим а всех армянх живущих в..Крае .Я имел в виду тех кто там жил по 100-120 лет уже .На каком языкер говорят эти люди .Как мне говорили армяне из Армении не понимают этих армян .Совсем не понимают насколько это верно ??Я говорю не за тех Хемшилов , а тех кто не поменял веру предков ,но утратил всё же язык предков .

А нет ли здесь обычной политической симуляции ??Поясняю в силу того что меняется политика на Кубани и...в самой РОссии по отношению к Р.Армения как стратегическому партнёру .Стало вдруг модно и...престижно быть армянином вы не допускаете такую спекуляцию ??

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Надо с ними иметь тесные отношения чтоб был диалог который длился в резултате чего возможно наше с ближение. Обшество, нации, народы ето живые обьекты переход с одного состояния в другое ето процессы и надо работать над етими процессами. Сразу ничего не получаеться. Если мы их бросим и скажем что они с нами ничего обшего не имеют, то они некогда не станут заново Армянами, и приетом ето лож они были армянами -христианами 15 веков. Есть так же понятие енергия перехода из одного состояния в другое если мы им дадим досточно енергии етот переход произайдёт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересно, как могло случится, что в Ислам обратили только одну группу, тогда как подавляющее большинство армян остались христианами? :hm:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересно, как могло случится, что в Ислам обратили только одну группу, тогда как подавляющее большинство армян остались христианами? :hm:
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

почему бы и не быть народу отступников

не только ведь сильные имеют право на жизнь

но и слабые - настолько слабые что боятся назвать себя именем рода

целая этническая группа перепуганных до самозабвения людей

мимикрирующих под своих мучителей и гонителей

надо же такому было

случится

видимо тот кто погибал не отрекаясь от веры и рода

хотел избежать именно подобного ужаса экзистенциального небытия

предпочитая прямую смерть - сутулому прозябанию не-пойми-кого не-пойми-где

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   7 пользователей, 0 анонимных, 286 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    286 гостей
    OLD MEN ст. л-т RDR Putnik w i t o Sigo stephanie S
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...