Перейти к публикации

Инки и германцы.


Grigoriy

Рекомендованные сообщения

Александр Афанасьев

ИМПЕРИЯ ИНКОВ: Минус Третий Рейх ?..

История завоевания испанцами древнеперуанского государства знаменуется в высшей степени любопытным моментом: странным взаимным "узнаванием" инков и испанцев, обоюдным ощущением былой этнокультурной общности. Сначала древние перуанцы признали в испанцах "своих" и даже называли их "инками", а затем и испанцы, ознакомившись с местными преданиями, пришли к выводу, что инки - потомки одного из пропавших к"колен израилевых", а их верховное божество Вира-Коча - не кто иной, как апостол Варфоломей.

Этот давно известный факт, однако, редко воспринимался всерьез и практически не исследовался. Между тем анализ преданий, обычаев, религии инков подтверждает справедливость интуитивных предположений древних и с полной определенностью указывает на индоевропейское, точнее германское, а уж если быть совсем точным, - на англосаксонское происхождение инков.

Но не будем забегать вперед. Возьмем пример с геоев детективных романов и зададимся простым вопросом: каким мотивом руководствовались инки, нарекая испанцев "инками", а то и "виракочами"? На первый взгляд он покажется парадоксальным: главной причиной было не сходство между двумя народами - наоборот, различия между ними! Исконные, как считается, обитатели Перу - безбородые, облаченные, по нынешней терминологии, в "мини" - называли так пришельцев прежде всего потому, что те носили длинные бороды и одежды. И вдобавок прибыли морем. В чем тут дело?

В том, что инки усматривали в испанцах сходство не с собой, а со своими отдаленными предками.

БОРОДАТЫЙ ПРЕДОК И ЦЕПНОЕ ЧЕТВЕРОНОГОЕ

Предание гласит, что одному из первых инкских императоров Пача Кутеку, когда он был еще принцем, как-то во сне явился некий муж, бородатый, в длинных, до пят, свободных одеждах, с "неизвестным животным" на поводке. Призрак назвался божественным предком - Вира-Кочей (императоры инков, дабы подчеркнуть свое небесное происхождение, тоже носили это имя в качестве титула), "дядей" принца, предупредил его о готовящемся мятеже индейцев племени чанка и пообещал содействие. Позднее, когда Пача Кутеку со своим ополчением удалось разгромить войско чанков, он утверждал, что в битве на его стороне скрытно принимали участие предки, "бородатые люди". А став императором, собственноручно изготовил статую Вира-Кочи. Она изображала стройного мужчину в длинных одеждах, с бородой в пядь. Не забыл наш скульптор-любитель и животное: "Неизвестного вида, с лапами льва, его шея была перевязана цепью, конец которой находился в одной руке статуи" (здесь и ниже цитируется сочинение Инки Гарсиласо де ла Веги "История государства инков", Л., 1974).

Не исключено, что и сам Пача утек еще имел бороду: индейско-испанский хронист Айяла нарисовал его с неким подобием таковой. Оригинальной была и внешность главной жены императора: её даже прозвали Мама Рунту (Мать Яйцо) за цвет кожи, который "был белее, чем он обычно бывает у индианок".

В научной среде укоренилось мнение, будто инки составляли своеобразную аристократию племени индейцев кечуа и этнически ничем от последних не отличались. Однако в высших кругах Тауантинсуйу считалось, что индейцы, даже если и называются "инками", носят это название не в силу происхождения, а в качестве привилегии, дарованной за помощ в борьбе с чанками. Натуральные же инки - исключительное явление в этносе Перу. Они тщательно следили за чистотой своих родословных, не принебрегая даже кровосмешением, и имели собственный тайный язык, "на котором говорили между собой, ибо его не понимали остальные индейцы и им не было дозволено изучать его, поскольку он был божественным языком".

Отметим пока главное: упорство, с каким инки отстаивали свою этническую самобытность, и легенды о бородатых светлокожих предках. прибывших из-за моря, - придумать такое безбородым смуглым индейцам было не так просто. И вспомним заодно: весь опыт истории и археологии последнего времени показывает, что предания на пустом месте не рождаются ...

ДВА ПОТОПА ИЛИ ОДИН ?

Обратимся к обстоятельствам, позволившим испанцам увидеть в инках потомков пропавшего "колена израилева". Один из главных аргументов - удивительное сходство библейской и инкской легенд о потопе. Поражали не только общие параллели сюжета; даже число уцелевших было одинаковым! "Некоторые любознательные испанцы, слушая эти рассказы, хотят сказать, что индейцам была ведома история Ноя и трех сыновей и невесток, которые и были теми четырьмя мужчинами и четырьмя женщинами, которых Бог спас от потопа, что это те самые люди, о которых рассказывает легенда (инков, - А.А.)".

Как уже отмечалось, попытки найти хотя бы отдаленное родство между ивритом и языком кечуа не дали результата. Но не удивительно. Нам, в отличие от испанских миссионеров, отлично известно, что добиблейских преданий о потопе множество. И ближе всех к инкской версии стоит германская.

Например, в прологе к "Младшей Эдде" автор, говоря о восьми прародителях, называет во главе их библейского Ноя. Однако есть основания полагать, что в пору язычества имя фигурировало другое. Тацит писал: "В древних песнопениях ... они славят порожденного землей бога Туистона. Его сын Манн - прародитель и праотец их народа; Манну они приписывают трех сыновей, по именам которых обитающие близ Океана прозываются ингевонами, посредине - гермионами, все прочие - истевонами". Добавив к четырем прародителям их жен, получим знакомую уже восьмерку. А глава экипажа ковчега в инкской версии носил имя Манко. Кроме того, у древних германцев, как и у инков, был второй вариант легенды, по которому спаслись только двое.

Таким образом, мы имеем четыре независимых совпадения: общее сходство сюжетов о потопе, число вариантов легенды, количество спасшихся в каждом из них, имя главного героя. Вполне достаточно, чтобы продолжить поиск в этом направлении.

ПАРАЛЛЕЛИ СХОДЯТСЯ

Поищем что-нибудь в сфере культуры и быта. Заранее исключим аналогии, лишенные черт уникальности, а вполне объяснимые совпадением фазы развития инков и древних германцев: например, регулярные общественные обед или равнодушие к благородным металлам.

По свидетельствам хронистов, инки стали крупными реформаторами в области морали и права древнего Перу. Ничего, казалось бы, удивительного - но реформа эта проводилась в чисто германском духе! Например, де ла Вега пишет о законодательной деятельности первого инки Манко следующее: "В особенности он приказал проявлять всеобщее уважение в отношении к женщинам и дочерям, потому что касательно женщин у них царили самые варварские из всех пороки. Он ввел смертную казнь для прелюбодеев, убийц и воров. Приказал иметь не более одной жены... и чтобы женились после двадцати лет и старше".

Отметим, что из правила моногамии имелось одно мсключение - для верховного инки, которому полагалось большое число жен и наложниц, - и откроем "Германию" Тацита: "Браки у них соблюдались в строгости, и ни одна сторона их нравов не заслуживает похвалы, как эта. Ведь они почти единственные из варваров довольствуются, за очень немногими исключениями, одной женой, а если кто и имеет по нескольку жен, то его побуждает к этому не любострастие, а занимаемое им видное положение". Или в другом месте: "Германцы считают, что в женщинах есть нечто священное". Подчеркивали античные историки и крайнюю суровость германского законодательства. Так, прелюбодеяние наказывалось утоплением виновного в болоте ...(как правило, женщин). Однако востину куникальное совпадение - это брачный возраст, равный 20 годам. Повсюду в древнем мире в брак вступали с 13-15 лет. Исключений всего два: инки и древние германцы.

И ПОКЛОНЯЛИСЬ ОДНИМ БОГАМ

Реформаторская деятельность инков не ограничивалась моралью и правом. Серьезной перестройке подвергся и древнеперуанский культ. На смену грубому идолослужению пришло рафинированное язычество - недаром испанские миссионеры считали инков заблудшими, отошедшими от истинной веры адептами апостола Варфоломея. Им нравились ограниченность пантеона и возвышенность (в прямом и косвенном смысле) предметов культа, каковыми служили Солнце, Луна, молнии, звезды, радуга.

Уж выяснив кое-какие инко-германские параллели, мы вряд ли удивимся идентичности их культовых представлений. Оценивая религию германцев, Цезарь отмечал: "В качестве богов они почитают лишь Солнце, огонь и Луну, то есть только те (явления природы), которые они видят и в благоприятном влиянии которых имеют возможность убедиться; об остальных богах они даже не слышали2. Эта цитата вполне могла бы принадлежать и перу одного из хронистов, писавших об инках. Ведь и огонь, безусловно, входил в число объектов культа: во время весеннего празднества он заимствовался у Солнца с помощью специальной хорошо отшлифованной линзы и хранился потом весь год в доме-монастыре избранниц небесного светила.

Женщины эти, кстати, заслуживают особого упоминания. Жизнь их подвергалась определенным ограничениям, но таков удел всех жриц. Зато в инкской религиозной традиции уникальна степень изоляции избранниц. Переступив двери монастыря, они навсегда утрачивали контакт с внешним миром. Доступа в монастырь не имел даже самодержец - верховный инка. Подобную изоляцию можно было бы посчитать совершенно беспрецедентной, если бы именно так не содержались наиболее влиятельные германские пророчицы...

Тацит свидетельствует: однажды два германских племени повздорили и, решив избрать третейским судьей знаменитую пророчицу Веледу, направили к ней послов. Однако "посетить Веледу и говорить с ней им не позволили; им не разрешили и видеть её, чтобы тем больше было благословение перед ней. Она жила в высокой башне. Избранное лицо из числа ее сородичей передавало вопросы и ответы, подобно вестнику божества".

Инкские девы Солнца, несомненно, тоже находились со своим божеством в особых отношениях. После победы над племенем чанков Пача Кутек послал специального гонца к дому избранниц - передать им по цепочке посредников весть о победе, "чтобы они в своих молитвах и с (своим) достоинством передали об этом Солнцу".

ЧТО ЖЕ ОТСЮДА СЛЕДУЕТ ?

Список впечатляющих параллелей между инкской и германской культурами далеко не исчерпывается приведенными примерами. Однако пора остановится. Такие параллели, как бы их ни было много, сами по себе не могут служить безукоризненным доказательством того, что предки инков пришли в Америку из-за океана. Конечно, нельзя удивляться тому, что жители древнего Перу считали своих пращуров бородатыми и белокожими, рассказывали германские предания и исповедовали их религию. Однако чего не бывает на свете! Единственным безусловным показателем этнической принадлежности всегда был только язык. И вот если бы удалось доказать, что язык, на котором общались инки, имеет германские корни, проблему можно было бы считать решенной.

("Техника-молодёжи", 1992, № 10, с. 38-40)

Продолжение статьи с уже лингвистическим анализом см.: Александр Афанасьев. Европейские предки древних инков, журн. "Наука ирелигия", 1993. - №2. - С.32-35.

http://www.mesogaia-sarmatia.narod.ru/inka01.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 2
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Популярные дни

Лучшие авторы в этой теме

оттуда же, продолжение

Александр НИКИТОВ

ИЛИ АНГЛИЯ ДРЕВНЕГО ПЕРУ ...

Язык, и только язык, представляет собой самую большую проблему в истории инков. Уже через 40 лет после испанского завоевания тайный язык инков, по мнению их самих, был "полностью утерян, потому что, поскольку погибло собственное государство инков, так погиб и их язык". Мнение де ла Веги разделяет м современная официальная наука - во всяком случае, та ее часть, которая не сомневается в самом факте его былого существования. Однако говорить о полном исчезновении языка инков, на мой взгляд, несколько преждевременно.

Причин тут несколько. Во-первых, в словарь индейцев кечуа вошли и поэтому пережили свое время немногочисленные, к сожалению, но безусловно инкские слова, значение которых известно (например, само понятие "инка"). Во-вторых, старинные хроники донесли до нас другие слова, чье значение также известно (об этом потом). В-третьих, сохранились слова непереводимые, но приписываемые инкам ("сокоо панака").

Таким образом, пусть самый минимальный, но словарик составить все таки можно. Однако прежде чем приступить к анализу инкского языка, следует оговориться: современная история редко и весьма неохотно прибегает к услугам сравнительного языкознания, на что не раз жаловались лингвисты. Историки считают: единственный весомый лингвистический аргумент в пользу той или иной теории межнациональных контактов - это хотя бы частичное совпадение и словаря, и грамматических фом. Но при чем здесь последнее? 300 лет татаро-монгольского ига существенно пополнили тюркизмами русский язык, но мало что изменили в грамматике. Вряд ли даже среди историков найдется смельчак, который исходя из последнего факта рискнет выдвинуть гипотезу, будто никакого контакта не было вообще.

... Начнем с главного слова, самоназвания и высшего титула - "инка". Испанские хронисты, что примичательно, предпочитали написание через "g" - "инга". хотя в языке кечуа звук "г" отсутствовал. Деталь весьма характерная, ведь "инг" - корень этнонимов большой группы германских племен: инглинги, англы, ингевоны, ангриварии. Конечно, такое легко можно посчитать было бы случайностью, если бы в этой инко-германской параллели не совпадало еще и значение слов: "Инка" (господин, царь) - древнеисландское Yngvi (буквально - имя предка одного из скандинавских родов, в переносном значении - "князь", "вождь"). Таким образом, сопоставление дает очень близкое сходство по трем главнейшим показателям - звучанию, значению и употреблению (в качестве этнонима).

... Да и древнегерманские авторы прилагали эпитет "народ Ингви" именно к скандинавам: датчанам либо шведам. Доподлинно неизвестно, принадлежали ли к скандинавам древние англы, давшие название Англии; но, судя по самоназванию и первоначальному месту их обитания (территория современной Дании), они были представителями все той же, северной, скандинавской ветви германцев. Это обстоятельство позволяет многое понять в языке и истории инков.

Надо сказать, что чины. титулы, звания - один из самых устойчивых элементов словаря, поскольку коверкать их во все времена было грешно и небезопасно. рассмотрим еще три инкских титула: "рока". "ауки", "капак".

"Рока". Это слово входило в имена двух инкских императоров (Синчи Рока и Инка Рока), однако де ла Вега подчеркивал, что на общегосударственном языке кечуа оно какого-либо значения не имело, добавляя: "На особом языке инков оно должно было что-то (означать), хотя я не знаю, что. Отец Блас Валера говорит, что "рока" означает "зрелый и благоразумный князь"..."

Откоментировать мнение святого отца можно только следующим фактом: на древнеисландском rikr (а на древнеанглийском ric) означает "король", "великолепный". "сильный". Перейдем поэтому к следующему титылу - "ауки" ("инфант", младший сын царя, юноша царского рода до брака). Точнейший его аналог - древнеисландское auka (буквально "пополнение", означает также "семя", "зачаток").

Идем дальше: "капак" (великий, богатый, могучий). Отметив, что второе "к" в этом слове служит в языке кечуа суффиксом причастия, без труда находим в том же древнеисландском очень точную параллель: kappi (герой, победитель, доблестный, избранник). Привлекает не только семантическая близость, но и тождество употребления. Древние скандинавы, отличая выдающихся людей, нередко добавляли это слово к именам (Бьерн Брейдвикинг-каппи). то есть пользовались им так же, как инки (Манко Капак, Вайна Капак).

Итак, все четыре безусловно инкских титула оказались копиями соответствующих скандинавских терминов. Объяснение может быть только одно: прямое заимствование. Но не будем торопиться, назвав инков потомками викингов. Первоначальный этнический состав инкского племени был, вероятно, боолее сложным. Величая друг друга по-скандинавски, "инки", говоря о своем роде, происхождении, тотеме, пользовались другим германским наречием: языком древних саксов.

Сравним слова из двух словарей:

Инко-кечуанский: "авара" (тапир), "йавар" (род, племя, кров)

Древнесакский: evur "дикий кабан", avaro (отпрыски, потомки).

Не правда ли, удивительно? Поражает не только парное взаиное дублирование, но и сходство слов внутри каждого языка. Если говорить о германцах, разгадка проста: они считали кабана своим божественным предком, тотемом. Судя по всему, в глубокой древности оба понятия выражались в прагерманском языке одним словом, означавшим "потомки - род кабана" и употреблявшимся в качестве самоназвания некоторых племен. Этноним сохранился в двух транскрипциях: русской ("обры" Нестора) и латинской ("эбуроны" Цезаря).

А вот еще одна параллель. Инко-кечуанское "айльо" (род, генеалогия) - древнесакское al (весь, все). оставили саксы след и в топонимике древнего Перу. Сакса-ваманой называлась главная столичная крепость, Сакса-ваной - долина близ куско. Да и само название столицы имеет, вероятно, то же происхождение. Сейчас его принято переводить как "пуп земли", но такое толковаение могло прийти лишь тогда. когда город возвысился над остальными. А вот на древнесакском kusko означает "непорочный". "чистый", "девственный". какая. казалось бы. связь? Очень простая: в инко-кечуанском словаре сохранилось слово 2куски" (невозделанная земля). Комментарии, как говорится, излишни.

Итак, кем же все-таки они могли быть: бородатые, светлокожие, рассказывающие германские предания, вводящие в Перу германское право и германскую религию, говорящие на смеси древнескандинавского и древнесакского языков? Понятно, германцами. Но уточним пространственно-временные координаты. Смешение языков могло произойти лишь при условии тесного союза обоих народов. Известен ли таковой историкам? Да, это объединение англов и саксов, за которым последовало первое и самое мощное вторжение германцев на Британские острова - "англосаксонское завоевание" (V в.н.э.)

разумеется, инки периода расцвета империи уже не были англосаксами в строгом смысле слова, однако они сохранили язык, обычаи и веру предков. Когда же они попали в Америку? Вероятнее, в том же V веке. В своем движении с востока на запад они могли не ограничиться Англией, а пойти дальше, через океан. Саксы были превосходными мореходами, кажется, первыми из германцев освоившими морское дело. Именно их флот задолго до норманнов наводил ужас на все побережье Западной Европы.

В пользу V века говорит отсутствие у инков письменности и их язычество (и письменность, и христианство укоренились в Англии только в VII веке), все-таки успевшие, вероятно, испытать на себе некоторое влияние христианской религии. Вместо германского бога-громовника Тора у инков почитался Ильа (буквально - "молния"), к тому же де ла Вега упоминает: "И в других местах той или иной легенды (испанцы) хотят видеть сходство со святейшей историей, на которую, как им кажется, они похожи".

Значит, англосаксы прибыли в Америку за два века до ирландских монахов, за пять до викингов и за тысячелетие до Колумба. Указывает на V век и язык инков: уже не чисто древнескандинавский и не древнесакский, но еще и не древнеанглмйский.

Если не побоятся тавтологии, то можно назвать его древнедревнеанглийским. Или еще проще - инкским.

("Техника-молодёжи", 1992, № 10, с. 40-41)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   9 пользователей, 1 анонимный, 533 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    537 гостей
    1 анонимный
    Rubik Колючка Анчара khnushinak АРТЕМ luc Putnik RDR Левон Казарян Sigo
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...