Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

«Прогулка вокруг Карабаха»


AndA

Рекомендованные сообщения

Киномиротворцы или «Прогулка вокруг Карабаха» - К 100-летию грузинского кино

Май 17, 2008

Осенью 2005 г. в городе Анапа, Р.Ф. на кинофестивале «Киношок» стран СНГ и Балтии состоялось премьера фильма «Прогулка в Карабах» по одноименному рассказу писателя, публикующегося под псевдонимом Аки Морчалидзе...

Добыть данное чтиво в Интернет-паутине не удалось за отсутствием перевода на нашем общем родном «русском». А вот фильм удалось добыть в контрафактном виде, из DVD проката в центре города. Фильм удостоен Гран-при фестиваля за экранизацию такой «веселенькой» темы как война за Нагорный Карабах, созданный грузинскими кинематографистами. Сюжетная линя сплошь и рядом наделена идиллическим пафосом, на который повелся российский зритель жаждущейся зрелища межнациональных конфликтов на постимперском пространстве СНГ. Положа руку на сердце, Азербайджан проиграл Армении войну пиарпропаганды на информационном фронте, в котором мы выглядим агрессором, а, по сути, являемся жертвой обстоятельств. Именно второе и доминирует, как попытка сформировать характер героев фильма.

Кенто-джигярики (гагулики) из среды тбилисской молодежи конца 80-х начало 90-х г. беспечно уходят в «отрыв» на джипе по безлюдному Тбилисо, укуриваясь анашой под jazzуху Майлса Дэвиса (продвинутые автоши), соскакивают от блокпостов то ли Гамсахурдиа, то ли Шеварднадзе, «снимают» балерин, подрабатывающих ночными бабочками, режутся в покер в пьяном угаре в компании наркодиллеров. Тут одному из них поступает предложение смотать в Гянджу за черняшкой (тирьякь) взять товар и самим навариться, отказать невозможно – «бабло» пускает авторитет по прозвищу тренер (его сыграл сам Маэстро Роберт Стуруа, главреж. Театра Руставели). Соглашаются двое: один по состоянию души (ломка), другой по братской солидарности сопереживая другу, угоняет отцовскую «Волгу», но оба одержимы приключениями, подогревая зрителей тем, что грузинский пацан легко кинет азербайджанских барыг и ментов. Город Гянджа представлен некой деревушкой отснятой в Гардабанском р-не Грузии. Пожилая женщина на азербайджанском отфутболивает их в сторону Атакенда или Хачикенда, туда где может быть барыга с товаром. Как и следовало, они заблудились в ночи, оставшись без бензина и сигарет. В свете прожекторов их окружают аскеры азербайджанской армии, вышвыривая из машины, приняв их за диверсантов. На что офицер нашей армии (Ильгар Джангиров – актер Бакинского Камерного Театра) следует патриотической риторике - «Как Вы грузины их терпите, этих армян, они же режут, убиваю стариков, детей, женщин.… Хотят весь Кавказ сделать Арменией. И к Вам придут». На допросе полковник Нуриев (Физули Мамедов – актер ТЮЗа) рассматривая корочку ксивы, заявляет - «Это, что..? Я тебе могу сделать такие удостоверение, что ты будешь президентом! У твоего отца есть хорошие бабки?!» - один из грузин бросает сакраментальную фразу – «Ты тоже балерина Нуриев, твой брат шоль Америка!» - после чего их отметили прикладами «калаша» и бросили в сарай к пленному армянскому «федаину». Армянин с точностью да на оборот заявляет – «Как вы грузины терпите этих азеров? Они режут детей, женщин, стариков ни какой чести». После налета армянских ополченцев этот «федаин», спасаясь от обстрела под дулом автомата, прихватывает одного из грузин. Кайфушник остается в плену на азербайджанской стороне. Проснувшись в плену у армян, которые обозвали – это гостеприимством, а командир ополченцев озвучил тост: - «Тебя зовут Георгий, и Родина твоя Георгия! А меня Армен - Родина Армения! Две полные крови реки, наполняющие сердце… имя ему Кавказ! За наш общий христианский Кавказ!!!». В ответ прозвучало алаверды Георгия – «Мне друга надо выручать». Армяне выдают камуфляж со словами – «Будь дома брат джан, Ты нам нужен. Он грузин и с ним будет полегче». По деревне бегает бронетранспортер с российским триколором. Пленный из сарая поделился с ним информацией о прибытии российских журналистов, бравируя дружбой и гостеприимством, попросил лжесвидетельствовать о нападении азеров на их село. По прибытию СМИ, он как кавказец кавказцу делает подгон в лице девушки фотокорреспондента.

В одном из застольев армян, его пробивают на сарказм по поводу грузин, палящих в друг-друга в центре Тифлиса. В ответ Георгий закладывает их журналистам, как они расправляются с мирным населением Азербайджана. Под покровом ночи он совершает побег. Прихватив азербайджанских пленных и прикрываясь телом той самой журналистки, с гранатой в руке. При въезде в азербайджанское село его встречает табун лошадей с ополченцами. «Георгия Победоносца» лично поприветствовал полковник Нуриев и стал жаловаться на его друга, прибывающего в полном кайфе от наркощедрот азербайджанской армии. Тот самый Офицер, вручает шмоток черняшки, полковник сообщает, об отсутствии денег, но вручает документ, который позволяет легко пересечь рубежи Азербайджана, для того чтобы вернуться с обещанным павлином и вновь получить то, за чем любят ездить грузины в Гянджу не меньше чем в Баку. Разобравшись с ментами, отец Георгия награждает героев пощечиной. Добыв павлина, они вновь возвращаются к братским партнерам по Кавказу.

На постсоветском пространстве, с пресловутой «дружбой народов» фильм смотрится довольно симпатично. Но стоит приоткрыть занавесь Большого кинематографа, как сразу предстает картина, где отсутствуют характеры героев, которые не повидали пороха и свинцового дождя, застолье кавказцев выглядит посиделками в рюмочной. По ту и другую стороны конфликта отсутствуют персонажи женщин (ну не по шариату же они воевали?!) и детей, сельская жизнь без домашнего скота. Весьма поверхностная работа по кастингу, где буквально все армяне предстали бородачами, а азербайджанцы усатыми-круглолицыми. На протяжении фильма занудствующе выглядит воспоминания о любимой, с которой у Георгия был трах-ти-би-дох, а потом признания в любви, затем муки совести за содеянный аборт и все это вклинивается во время его пребывания в плену у двух соседствующих народов. А переход на имитацию животного совокупления с московской журналюгой в полутонах и полумраке, тут как-то и не сразу въезжаешь, откуда на передовой могло взяться тело любимой девушки. Диалоги на азербайджанском и армянском живут своей жизнью, следуя без перевода, отягощая и без того невесомую драматургию сценария. Самое посредственное звено фильма – это работа «композитора», который, кроме тембро-ритмов примитивной «синтез-ионики», отродясь ничего не слышал, и не слушал.

Интересными выглядят диалоги в свете политкорректности, которые могут польстить нашим ура-патриотам. Грузины, сидя в ожидании полковника Нуриева, шепчутся - «Мне надо отлить». Другой в ответ - «Лучше потерпи, не то будешь армянином». Сцена в сарае, где происходит знакомство с армянином. Грузин, изнемогая от боли, кричит - «Параша есть тут?». Раздается голос пленного армянина – «Параши нет!». Для пленного он выглядит вполне сытно, у которого нашлись курево и огонек, чего не скажешь об азербайджанцах, которых держали в армянском хлеву, и над ними кишели мухи. Реакция на появления грузина одного из них была неоднозначная - «Брат, кюшат хоцу!».

Перепалка с журналюгой – «Ты не любишь русских?!». Он - «Я не люблю подлецов». Последние годы ТВ путинской эРеФии, льет ушаты грязи в сторону опальной Грузии, как когда-то горбачевско-ельценские «пиарасты» сливали на Азербайджан. В тот период в арсенале пропаганды имелся фильм "Fəryad" («Стон») Джейхуна Мирзоева, который по своей риторике космополитизма, при всем наличие пафоса, не уступает сегодняшней «Прогулке». Но смерть режиссера сделала фильм всего лишь для внутреннего просмотра. У грузинских киномиротворцев, при всей симпатии сквозь сочувствия к азербайджанцам, уж больно саркастически выглядит полковник-тыловик в рваной тельняшки, торгующий красными корочками. А офицер экспедиционного корпуса, оказавшись добрым наркодиллером, завел торгово-бартарные сделки на шальные деньги грузинской братвы.

Во всем пространстве визуального ряда фильма, витает тень великого Кустурицы, воплотил ее оператор Горан Павичевич, которому близки, пороки и мороки междоусобных войн, разрушающие связь времен как трех народов (сербы, хорваты, боснийцы), как и одной семьи – Югославии. Ярким воплощением этого стал балканский кинематограф 90-х годов, авангардом которого является ф. "Underground" («Подполье», 1995 г.). И павлин родом из цыган Боснии, вылетевший из кинообъектива ф. «Время цыган» Кустурицы, и на прямик влетевший к финальной «прогулки» фильма.

Герои «Прогулки», только отчасти напоминают своих предшественников из великого прошлого грузинского кино, которое смаковалось как грузинское вино. Они вылупились из «Певчих дроздов» Иоселиани, являясь потомками чудаков из «Кувшина» Габриадзе. Но сегодня они выглядят несколько вестернизироваными «криминалами» Тарантино, или русифицированными «братками» Балабанова. Все это – новый урожай грузинского кинопроцесса, который по ходу дегустации будет настаиваться в духе времени. Двигателем процесса новой волны грузинского кино стал режиссер «Прогулки» Леван Тутаберидзе — один из самых интересных персонажей, в котором бурлят война, искусство и бизнес в равных долях. Сам Тутаберидзе — руководитель студии «Аиси», которую сам же и основал, соучредитель кинотеатра «Амирани», который является культовым местом тусовок, как для андеграунда, так и для золотой молодежи города. Кино снимает на собственные деньги. И о поисках собственной войны, в столь противоречивом мире Кавказа.

Сегодняшнее состояние азербайджанского кино не требует комментариев – это сплошной парадокс. Аяз Салаев, который прорвался с фильмом "Yarasa" («Летучая мышь», 1995 г.) на Берлинский кинофестиваль, занят поисками средств на свой сценарий, аж с конца прошлого столетия. Вагиф Мустафаев – чей «Мерзавец», во всесоюзном прокате, пожалуй, стал лучшим фильмом эпохи перестройки, а он некогда большой художник, ныне превратился в телефункционера госаппарата. Из бакинских сверстников Левана, в большинстве тотально «подсели» на клипы и ролики в «свадебно-траурной палатке» поп-карикатуры Азербайджана, заполонившее все наше время и пространство люмпенами и мелкобуржуйчиками. А коих уже и нет, а те долечи.

Попытка создания единого «дома дружбы» трех народов – таковая тема является беспроигрышной. К ней обращались Иоселиани с «Листопадом» тбилисских чудаков, в котором нашлось место банщикам – чайханщикам с «Мейдан» квартала Тифлиса. В ф. Резо Эсадзе «Любовь с первого взгляда» (1975 г.) - где Насиба Зейналова сыграла роль свахи в интернациональном тифлисском дворике. Сергей Параджанов языком кинопримитивизма воплотил исторические ценности и бренности мифологий Южного Кавказа в лирике Саят-Нова. В своей последней трилогии «Ашик Гариб» мастера, в гриме гротеска запечатлены образы: Шейха (Мелик Дадашев) унижающего происхождения рода Ашуга, и бека (Сиявуш Аслан) соблазняющего пленного ашуга. Аудиовизуальная гармония фильма наполнена дивным голосом Алима в саундтреке Джаваншир Кулиева. В «Легенде о Сурами» звучит в унисон хор мейханистов и моллаханистов. Сцена снята в «Караван-Сарай» города Шеки.

Для грузинских и армянских кинематографистов работы на к/с «Азербайджанфильм», являлись легкой прогулкой. Начало этим традициям положил актер и режиссер Амо Бек-Назаров, снявший один из первых азербайджанских игровых фильмов «Севиль» 1920 г. по пьесе Джафар Джабарлы, вместе с армянским кинодесантом принял участие в создании местной киностудии. В 1932 г. режиссер Николай Шенгелая экранизирует легендарный миф о «героизме» Красной Империи «26 комиссаров». В 60-х годах исключительно на местных экранах для гурманов индийского кино демонстрируется фильм-оперетта «Можно ли его простить» бр.Тахмасиб. Главную роль исполнил Народный артист Армянской ССР Гурген Тонунц. Для женского населения 60-х он был популярен под стать самому Мехти Мамедову. Здесь же снялась легенда грузинского кино Верико Анджапаридзе. Спустя 33 года местная киностудия вновь обращается к мифу «26» (реж. А. Ибрагимов), где пьяницу дашнака сыграл самый комичный трагик советского кино Фрундзик Мкртчян. В 1976 г. Давид Уплисашвили играет гостеприимного азербайджанца, который в «День рождения» (реж. Р. Оджагов) собственного сына напился так, что свалился с ног, и проспал весь меджлис. Уже знакомый Фрундзик в 1981 г. изящно сыграл роль городского сумасшедшего из Бакинского дворика Р. Ибрагимбекова в фильме «Перед закрытой дверью». В 1988 г. роль простого азербайджанца Хатама в ф. «Мерзавец», который метаморфозно из чеканщика-писуна превращается в административного монстра, для Мамуки Кикалеишвили принесла всесоюзную славу, а для режиссера Вагифа Мустафаева - фильм в его биографии стал знаковым и символичным.

С началом Карабахского конфликта ушла великая эпоха киномифов в «Стране Советов» с постулатом «Важнейшем из всех искусств». Обанкротившись, ушла в поисках суровых реалий жизни. Гастроли грузинских актеров были продолжены по инициативе Вагифа Мустафаева. В фильме «Вне» 1991 г. роль злодея и добродетели в одном лице исполнил Автондил Махарадзе, последний из всесоюзных грузин (ф. «Покаяние» 1984.) В упомянутом нами фильме «Стон», мирное армянское население сыграло чуть ли не целая актерская труппа грузин. Подытожил эту миссию феллинивский Герой паноптикума Вагифа Мустафаева, из черно-белой комедии «Все к лучшему» (1997 г.), где он призывает азербайджанцев похоронить труп-невидимку армянского федаина на холмах Грузии! А еще как-то в одном из интервью журналу «Искусство кино» Эльдар Кулиев сожалел, что не сумел уговорить Армена Джигарханяна на роль Низами Гянджави.

В памяти зрителей советском кино есть всесоюзные грузины – это Серго Закариадзе («Отец солдата», 1964), Вахтанг Кикабидзе («Мимино», 1977). Всесоюзные армяне – это Фрунзик Мкртчян («Мимино»), а есть еще «русский» Армен Джигарханян, Сос Саркисян - космонавт из «Соляриса» (1973) Тарковского. И тут задаешься вопросом, а были-ли образы всесоюзных азербайджанцев переживших драматические ситуации??? Может быть – это опереточные лицедеи: как, например голосистый ереванский паренек Рафаэль Бейбутов из армянского джаз-оркестра. После гастролей в Баку в 1945 г. по велению волшебной палочки-выручалочки Узеирбека Гаджибекова он стал Рашидом. И создал сально-сусальный образ торговца по имени Аскер, который воспевал мещанский быт среднего и низшего сословия в фильм-оперетте «Аршин мал алан» (1945). Есть еще Полад Бюль-бюль оглу создавший образ паяцца и манерного джигита, не справившегося со своими функциями жениха, для которого похитили невесту в кинокапустнике «Не бойся, я с тобою» (1981). И первое, и второе может соперничать с индийским Болливудом, а так называемые герои стали любимцами домохозяек всея Руси! А исполнителя роли офицера из «Прогулки» Ильгара Джангирова можно поздравить! Образ выдержан цельно и искренне в предлагаемых обстоятельствах. Зрители увидели другого азербайджанца.

В финале фильма герои «Прогулки» добыв павлина, едут совершить обещанный бартер. В салоне автомобиля звучит композиция Майлса Дэвиса из альбома "Doo Bob". Один другому говорит - «Азербайджанцы знают Майлса?» - кайфушник гостивший у азербайджанцев произносит - «кроме своих баяты ни чего не слушают!». Здесь авторы явно погорячились и не доехали до Баку. Один из ярких последователей М. Дэвиса Херби Хенкок, 27.06.2006 г. в Баку, на сцене железобетонного «сарая», исполнил новую программу своего мирового турне на закрытии "Baku Jazz Festival". В программе этно-джаза Хенкока прозвучала тема "Sarı gəlin" (трепетная для всех народов Кавказа), которая была включена в программу по инициативе Бакинского Джаз-Центра и Афят Мамедовой продюссора - музыковеда студия "SoNoR", организовавшего столь историческое событие. И впрямь история мистически наводит на дух Саят-Новы, далее в турне Хенкока идут Тбилиси, затем Ереван. Это и есть наш ответ киномиротворцам, авторам «прогульщиков»!..

Ульви Мехти

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 0
  • Создано
  • Последний ответ

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
        • Like
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   2 пользователя, 0 анонимных, 10 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    10 гостей
    Колючка Анчара Artmonton
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...