Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Армения-Украина


Рекомендованные сообщения

Лариса Скорик: "Сколько существует Украина, столько существует армянская община"

Лариса Павловна Скорик — украинский архитектор и общественно-политический деятель,

Профессор Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры.

Народный депутат Украины І созыва, член-корреспондент Академии искусств Украины, профессор Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, руководитель персональной творческой мастерской Л. Скорик.

Председатель подкомиссии Комиссии ВР Украины по вопросам культуры и духовного возрождения.

Среди проектов Л. Скорик — Храм Василия Великого в Киеве.

– Как Вы оцениваете историческую роль армянской общины в Украине?

– Мне кажется, сколько существует Украина, столько существует армянская община.

Я родом из Львова, из пятого поколения украинцев. С детства самым любимым моим местом во Львове был армянский квартал. И армянская церковь, и дворик армянской церкви. Если кто-нибудь приезжал в гости, я всегда в первую очередь приводила их посмотреть на церковь. Во Львове много прекрасных мест, но это для меня самое прекрасное. Кстати, позже в Каменец-Подольском я увидела почти такой же армянский квартал, в котором чувствуется рука того же мастера.

Как можно оценивать роль армянской общины? Я думаю, ее можно рассматривать как часть украинского «я». У нас в конгрессе литераторов есть такой девиз: «Все, что родилось под этим небом, – принадлежит этой земле». Одновременно оно принадлежит своей исторической родине, но принадлежит и этой земле в лучшем значении этого слова. То есть обогащает эту землю.

– Какие перспективы развития поликультурной среды в Украине?

– Касательно того, есть ли в Украине перспектива развития вообще, то это совершенно неукоснительно связано с перспективами развития поликультурной среды. Герметически культурной среды я не признаю. Ее не было, нет и быть не может. Иначе такая культурная среда превращается в провинцию. А в поликультурной среде имеет шансы произрастать настоящая культура.

Для украинцев, которые хотят, чтобы их государство наконец состоялось, и которые все-таки надеются, что это произойдет, достоверная информация необходима. Культура лежит в основе всего. А еще глубже лежит правда, которая имеет решающее значение. Понятно, что историю можно тысячу раз переписывать, каждый может иметь свои желания, но самое главное – чтобы все это было написано так, чтобы те, кто потом это будет читать, смогли сделать вывод, что, Всевышний создал разные народы для того, чтобы они обогащали друг друга своим духом, а не разъединялись.

– Что Вы думаете о скудности преподавания даже в школах истории народа, который давно проживает на территории Украины? Например, в учебниках для средней школы о каждой национальности Южного Кавказа всего по одному материалу.

– Эта скудность – еще один пример так называемого хуторянского отношения некоторых чиновников к вопросу просвещения общества, которое хочет идти европейским путем, которое хочет входить в мировую культуру, в мировое сообщество. К сожалению, должна констатировать, что во времена, когда я еще училась в школе, в хрестоматии по истории было значительно больше ведомостей о поликультурном пласте, к которому принадлежала Украинская Республика. Я помню, что об Исаакяне я узнала тогда, когда у нас была традиция переписки с детьми-ровесниками из других республик. У меня были прекрасные впечатления от произведений армянских поэтов, которые мы изучали в восьмом классе, благодаря качественным переводам. Поэтому армянскую культуру мы знали.

Нынешнее провинциальное отношение к судьбе народов, которые в украинскую культуру сделали неоценимый вклад, не выдерживает никакой критики. То, что сейчас происходит с преподавание истории вообще и украинской в частности, – в этом я усматриваю огромный негатив. Нет информации о народах, которые живут в Украине, а об их культуре и истории почти ничего неизвестно. Причиной всему этому – непонимание, как надо жить, как надо развивать свою страну.

– Каким образом, на Ваш взгляд, пропаганда общей истории может способствовать формированию национальной идеи Украины?

– Во времена, когда я слышала лозунг «Украина – для украинцев!», я говорила: не дай Бог, если Украина останется только для украинцев, я уеду из такой страны первой. Я считаю, что мононационализм чрезвычайно опасен. Мы бесконечно судорожно ищем национальную идею, а ее искать не нужно, она всегда была, есть и лежит на поверхности для любого народа. Идея заключается в развитии полинациональных культуры, науки, экономики.

– Какие страницы общей армяно-украинской истории Вы бы отметили?

– Я бы отметила то, что христианство наш народ принял через армян. Может быть разнообразие теорий и объяснений, но христианская религия пришла к нам именно через Армению. А это уже свидетельствует о вхождении Украины в великую мировую цивилизацию.

Также важное значение имеет вклад армян в архитектуру Украины. Армянские мастера строили церкви, крепости, целые кварталы, как, например, в Каменец-Подольском. В Южной и Западной Украине чувствуется бесспорное мощное архитектурное влияние типичной армянской культуры строительства. Ведь Армения – это невероятная культура камня, которая, мне кажется, никому так не свойственна, как армянам, и эта культура камня оставила после себя положительный след везде. Например, армянский собор в Феодосии, могила Айвазовского дарят несравнимое впечатление.

Существует мнение, что израильтяне – народ книги, но я считаю, что армяне – народ книги.

Такой культ книги и такой культ словесности, как у армян, – это наука для всех. Я даже видела книги в руках армянского священництва, которое подвергалось страшным репрессиям в то время, когда им подвергалась и украинская церковь. Я видела, как эти книги хранились. Книги в армянской семье ценили. Ми знаем, что армяне жертвовали своей жизнью для того, чтобы спасти книгу, которую переписывали семьями. Тема отношения к слову, особенно к слову написанного, очень многому научила меня.

Из нашей общей историиї я бы особенно отметила весь пласт искусства, включая музыку, кинематограф, графику, скульптуру, но в первую очередь живопись, прежде всего современную живопись армянского искусства. Можно отметить очень много страниц армяно-украинской истории, они все связаны с людьми, с личностями армянского происхождения, которые в Украине творили и творят.

– Кого из великих украинцев армянского происхождения Вы включили бы в первую десятку?

– Среди армян, которых я считаю великими людьми, которые особенно мне дороги в своей духовной ипостаси, в своем творчестве, – бесспорно прекрасный живописец Айвазовский. Я не знаю, что бы мы делали в кинематографе, вышел бы кинематограф того времени на такую арену, если бы не было Сергея Параджанова. Он за пределами всего. Кто мог бы создать на украинскую, причем на коренную карпатскую тематику такую экранизацию? Дальнейшие годы проходили под ее влиянием. Ленту «Сок граната» я видела в изначальном варианте, а когда увидела в порезанном варианте, это очень меня опечалило, но все равно эта картина остается не менее гениальной. Назовите мне украинского режиссера того времени, который смог бы так проникнуть в украинскую сущность, как это сделал Сергей Параджанов. Его пример доказывает, что гениальный человек во всем бесконечно талантлив. Эстетический рост его натуры грандиозный. Эта фигура будет жить в памяти многих тысячелетий.

А в современном кинематографе ми имеем Романа Балаяна, это бесспорно талантливый режиссер, его часто называют культовым режиссером. Из художников – например, из Днепропетровска Генрих Тигранян с женой, они оба художники. Во Львове также есть несколько молодых талантливых армянских художников.

– Соответствует ли уровень нынешних армяно-украинских отношений тысячелетней общей истории наших народов? Как Вы оцениваете перспективы развития украинско-армянских отношений?

– Мне всегда хочется оценивать такие перспективы позитивно. Но уровень теперешних отношений оставляет желать лучшего в очень многих аспектах. И первые шаги для их улучшения должна сделать украинская сторона. Потому что армяне всегда были отзывчивыми на взаимные связи, на взаимопонимание и на полнокровное существование в культуре, которую они принимают, в культуре той страны, которая является для них вторым домом. Этот вопрос принадлежит к сфере политики государства, которая должна быть на уровне человеческих отношений.

– Что Вы бы хотели пожелать армянской общине Украины?

– Самое прекрасное – уже то, что вы есть. Желаю, чтобы у вас было побольше всяческой поддержки, чтобы вы могли успешно продолжать вашу такую нужную издательскую и общественную деятельность. Чтобы Украина присоединилась к общему делу – сближения культуры наших народов.

Беседовал Марат АКОПЯН

Содержание материалов необязательно отражает мнение редакции «PanARMENIAN.Net».

Авторская орфография и пунктуация сохранены.

http://www.panarmenian.net/library/rus/?nid=188

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 5
  • Создано
  • Последний ответ

Мирослав Попович: «Украина хорошо понимает трагедию армянского народа 1915 года, которая отозвалась своей болью и здесь»

Мирослав Попович – выдающийся украинский ученый, директор Института философии им. Г.С. Сковороды, академик Национальной академии наук Украины, главный редактор журнала "Філософська думка". Он – один из немногих представителей украинской интеллигенции, кто в своих книгах написал правду о геноциде армян. Поэтому неудивительно, что мы решили побеседовать с ним о современных украино-армянских взаимоотношениях.

- Мирослав Владимирович, как Вы оцениваете историческую роль армянской общины в Украине?

- Ну, начнем с того, что киевские князья были армяне. Дело в том, что Владимир женился на сестре византийского императора из так называемой македонской династии. То есть, это была династия армян-халкедонитов. Когда-то в Киев приезжал директор института армянской археологии из Академии наук, и его специально водили в Софиевский собор, чтобы он посмотрел на армянские «граффити» на стенах. Они свидетельствуют о том, что здесь была армянская община, и армяне ходили в Софиевский собор и оставили после себя такую память. Нацарапывать на стенах церкви было нельзя под страхом смерти. И, тем не менее, там все «отметились»: и княгини киевские, и прочие… Видимо, у всех было неистребимое желание написать, что «Вася и Петя были здесь».

- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития поликультурной среды в Украине?

- Фактически у нас среда уже давно многонациональная и многокультурная. Она сформирована и украинцами, и русскими, и поляками, и армянами и другими народами.

Сейчас у нас ничто не угрожает мирным взаимоотношениям, и мне кажется, что это залог позитивных перспектив для общего культурного развития. У нас в Киеве большая армянская диаспора, и у каждого из нас есть или местные друзья-армяне, или друзья в Армении, с которыми мы перезваниваемся и переписываемся. Это основа личных связей. Это значит, что личных связей у нас больше, чем каких-либо напряженностей в отношениях. Для них нет никаких оснований. Мне кажется, в дальнейшем у нас все будет еще более интересно.

- А что Вы думаете об отсутствии преподавания (даже в школах) истории народов, которые столетиями проживают на территории Украины? Армяне живут здесь уже более 10 веков, а о них в учебниках упоминается лишь как об одном из южно-кавказских народов, подается какая-то общая информация...

- Ну, конечно, необходимо знать историю всех культур, с которыми мы больше всего общались. При этом армяне, конечно, занимают здесь исключительное положение, поскольку большие армянские колонии были на всем торговом пути, проходившем через Украину и связывавшем западные регионы с восточными. Есть работы историка Ярослава Дашкевича об истории армянских поселений на территории Украины.

После татарского нашествия и после того, кака Османская империя перекрыла здесь торговые пути, армяне ушли из этих поселений. Место большой торговли заняла мелкая, которой занимались в основном евреи. Тем не менее, большие армянские поселения здесь были. Но со временем многие из армян ассимилировались: в связи с тем, что у них не было больших религиозных отличий со славянами, происходила естественная русификация, а точнее украинизация, поэтому многие семьи забыли, что они армяне. Это может быть обидно для армян, но, с другой стороны, это говорит о том, что здесь была благоприятная для «взаимообмена» среда. И, кроме того, при советской власти многие армяне или учились, или работали на Украине, прижились здесь, создали семьи. Но я не буду вам об этом рассказывать, вы лучше меня это знаете.

- В продолжение данной темы, скажите, как, на Ваш взгляд, может повлиять пропаганда общей истории на формирование национальной идеи украинцев?

- Если национальную идею украинцев понимать как некий проект, как конкретную программу действий, которая бы обеспечила Украине почетное место в семье европейских народов, то здесь я вижу такую хорошую традицию, как весьма доброжелательные отношения, которые складываются между различными национальными анклавами. И я просто убежден, что Украина должна развивать эту сторону своей исторической судьбы – толерантность, терпимость. Не ассимилировать все инонациональные вкрапления (и, прежде всего, армянское), а для того, чтобы быть более открытыми миру. Нужно, чтобы у нас было больше информации о том, что сегодня происходит в Армении, как армяне переживают трудности, что у нас общего и какие сложности есть у наших закавказских братьев.

Очень хорошо, что пока (употребляя это слово, я стучу по дереву) на Украине не была пролита кровь. Первая же капля крови в каких-либо столкновениях потом даст многократное усиление вражды. И то обстоятельство, что у нас сохранились доверительные отношения, что нет подозрительного отношения к «чужим», это могло бы стать украшением нашего политического и культурного быта и частью той самой национальной идеи – построения толерантного общества, которое умеет пользоваться своей культурой и воспринимать достижения иных культур.

- Какие именно страницы нашей общей истории Вы бы выделили?

- Во-первых, ранние страницы истории древней Руси, когда связи с Закавказьем и, в частности, с Арменией были гораздо более интенсивными, чем мы себе это представляем. Это нужно специально исследовать, и такие исследования, к сожалению, у нас практически не ведутся.

Отмечу период с XVI и до начала XVIII века, когда в эпоху религиозных войн с армянскими общинами были очень хорошие отношения. В то время, когда всю Европу (и Украину в том числе) буквально раздирали межконфессиональные конфликты, не было ни одного случая каких-либо религиозных кровавых столкновений с армянами.

Затем период, когда мы все были в Российской империи, XIХ столетие. Конечно, у нас литература, изданная на армянском языке, была малоизвестна. Но потом, уже в советскую эпоху, у нас поддерживались очень тесные взаимосвязи с нашими армянскими коллегами. Это было и в области музыки, и в области живописи, где армяне были на большой высоте, и в области философии, которая мне близка. Мы проводили совместные мероприятия, конференции, вместе готовили научные издания. А сейчас приходится говорить о том, что надо восстанавливать утраченное.

- Как Вы считаете, соответствует ли нынешний уровень украинско-армянских культурных взаимоотношений тысячелетней истории наших народов?

- Ну, конечно же, этот уровень не соответствует нашим традициям. И даже можно сказать, что мы потеряли те повседневные связи (они действительно были повседневными), которые связывали нас в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века.

- С чем это связано?

- Это связано с тем, что нам очень трудно достать деньги. Ведь связи стоят денег – мы ездили в командировки. Теперь это все гораздо труднее, это та сторона культурной жизни, которая требует больших вложений. Я думаю, что в будущем мы будем терять гораздо больше денег, чем сейчас экономим на взаимных обменах.

Наши ребята учатся на Западе – в Англии, Америке, Швейцарии, где угодно. А вот обменов с нашими братскими республиками (не побоюсь этого сказать: у нас были братские отношения) – таких обменов сейчас нет, и это скверно. Со временем и армянские, и украинские дети будут забывать русский язык. Это очень плохо. Конечно, нужно добиваться того, чтобы украинский язык был господствующим, но это не значит, что нужно забыть русский язык и русскую культуру. Все это – звенья одной цепи, изоляция никогда ничего хорошего не дает.

- Мирослав Владимирович, поддерживаете ли Вы отношения с кем-то из армянских ученых, из армянской интеллигенции?

- Я постоянно поддерживаю связь с Геворком Абеловичем Гуртяном, академиком Армянской Академии наук. Он один из организаторов Международной философской академии, и я тоже являюсь членом этой философской академии. Я неоднократно общался с выдающимся ученым Виктором Амазасповичем Амбарцумяном. Он покровительствовал нашим философским изысканиям и открывал наши собрания, которые мы не раз проводили в Ереване. Кроме того, у меня много друзей из Армении: Саша Манасян из Еревана, Герберт Барсегян из Ленинакана (сейчас Гюмри), Гамлет Геворкян, Левон Абрамян и т.д. Но большинство из них, к сожалению, уже ушли из жизни.

- Что бы Вы могли пожелать армянской общине в Украине?

- Я бы пожелал, чтобы она была более заметной, более активной, чтобы люди знали, что у нас есть армянская община. Чтобы проводились Дни армянской культуры, проходили выставки, чтобы люди помнили, что у нас есть такая культурная среда, которая связана еще и со своей материнской средой в Армении, и что она живет с нами в тесном взаимодействии, что наши страдания – это их страдания, и боль армян – это наша боль. Это необходимо, люди должны быть солидарными на этой земле.

Беседовал Марат АКОПЯН

***

Мирослав Попович родился в 1930 году в Житомире. В 1953 году окончил философский факультет Киевского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. В 1956 году вступил в аспирантуру Института философии АН Украины и с тех пор всю жизнь остается его сотрудником. Здесь он защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 2001 году стал директором Института философии.

В 1992 году избран членом-корреспондентом, а в 2003 году – академиком НАН Украины.

Мирослав Попович – автор более 100 научных работ, посвященных проблемам логики, методологии и философии науки, философии и истории культуры.

Владеет польским, немецким, английским, французским и чешским языками.

Содержание материалов необязательно отражает мнение редакции «PanARMENIAN.Net».

Авторская орфография и пунктуация сохранены.

http://www.panarmenian.net/library/rus/?nid=181

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

Армянская церковь в Крыму является символом дружбы народов: президент Армении

Президент Армении Серж Саргсян предложил своему украинскому коллеге Виктору Ющенко предпринять совместные шаги для внесения в списки всемирного наследия ЮНЕСКО армянского монастырского комплекса Сурб Хач (Святой Крест) в Крыму. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе президента Армении, Саргсян добавил, что у Армении есть успешный пример, когда в список памятников ЮНЕСКО были включены три армянских храма, расположенных на территории Ирана, отмечается в сообщении.

Президент Армении поблагодарил власти Украины за осуществленные реставрационные работы, армянскую общину Украины, в частности Крыма, за активное участие в этих работах. Саргсян выразил уверенность в том, что праздничное событие открывает новую страницу в летописи многовековой дружбы армянского и украинского народов, является стимулом для дальнейшего их развития и углубления не только в гуманитарной, но и политической, экономической сферах.

Глава Армении подчеркнул, что Крым всегда являлся регионом сосуществования представителей разных народов и последователей разных вероисповеданий. "Символично, что юбилей храма и его освящение после реставрации совпали с торжественной датой -1020-летием Крещения Руси", - заметил Саргсян. Президент Армении подчеркнул, что комплекс Сурб Хач является духовным центром крымских армян и одним из значимых исторических памятников армянства. "В то время, когда мы становимся свидетелями многочисленных примеров нетерпимости, межконфессиональных и межкультурных конфликтов и противостояний, особенно радует что наши народы, не только на словах, но и на деле, искренне и с уверенностью, возвращаются к общим страницам истории, они не только сосуществуют в единой географической области, но и вместе создают и созидают", - отметил он. Президент Армении подчеркнул, что церковь Сурб Хач является не только частью духовной культуры армянского народа, но и одной из жемчужин Крымского полуострова. "Уверен, что реставрированный комплекс Сурб Хач может стать великолепным дополнением туристических маршрутов Крыма", - заметил президент.

Напомнив о важном значении Армянской Апостольской Церкви в жизни армянского народа, как и о том, что при отсутствии государственности ей была отведена миссия предводителя, Саргсян отметил, что не случайно в любой части света армяне всегда воздвигали церкви и школы. "Я желаю этому храму долгих лет, чтобы в последующие 650 лет он продолжал быть не только храмом веры и надежды, но и символом взаимопонимания народов и религий, согласия и дружбы", - заявил президент Армении.

CNews

Напомним, что президент Армении Серж Саргсян 29 июля находился в Крыму для участия в мероприятиях, приуроченных 650-летию армянской святыни, монастыря Сурб Хач. В рамках визита в Крым состоялась также встреча президентов Армении и Украины Сержа Саргсяна и Виктора Ющенко. Главы двух государств обсудили спектр вопросов двустороннего сотрудничества, вопросы активизации торгово-экономических отношений. Отметим, что три армянские святыни, находящиеся на территории Ирана, - монастырь св. Степанос, св. Апостола Тадевоса и приход Цор-Цора были занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/1034293.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Президенты Армении и Украины провели встречу тет-а тет в Крыму

Президенты Армении и Украины Серж Саргсян и Виктор Ющенко провели встречу тет-а тет в Крыму. Главы двух государств обсудили спектр вопросов двустороннего сотрудничества, вопросы активизации торгово-экономических отношений. Стороны отметили позитивную динамику развития двустороннего товарооборота, который к концу 2007 года достиг $262,68 млн, - сообщает пресс-служба президента Украины.

Собеседники также обсудили вопрос реализации проекта Керчь-Поти-Батуми. Кроме этого президенты затронули вопросы сотрудничества в культурной сфере. Был также затронут вопрос организации официального визита президента Армении на Украину, который состоится после четвертого заседания армяно-украинской межправительственной экономической комиссии.

Отметим, что президент Армении Серж Саргсян находится в Крыму для участия в мероприятиях, приуроченных 650-летию армянской святыни, монастыря Сурб Хач.

Постоянный адрес новости:

www.regnum.ru/news/1033634.html
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

Во Львове отпраздновали 645-летие Армянского собора

В день Успения Пресвятой Богородицы Девы Марии, 17 августа, армянская община Львова отпраздновала 645-летие со дня основания Армянского кафедрального собора. На праздник приехали армяне из других городов Украины. Общее число прихожан на празднике было в районе двух тысяч, - сообщает корреспондент ИА REGNUM во Львове.

Поздравить армян с праздником прибыли глава Украинской епархии Армянской Апостольской Церкви, архиепископ Григорис (Буниатьян), архиепископы Украинской православной церкви (Московского патриархата), Украинской Греко-католической Церкви, Украинской Римо-католической Церкви. Архиепископ Григорис вручил благодарственную грамоту мэру Львова Андрею Садовому за то, что власти города поддерживают храм. "У армянской общины большой праздник. Мы молились вместе, и очень рады, что и мэр города пришел сказать свое доброе слово. Мы организовывали и проводим празднование 645-летие этой святой церкви как приготовление к 650-летию, но я хочу сейчас поблагодарить мэру, администрации города и область за то, что они так позитивно относятся к Церкви. Она действительно влилась в историю города. Сегодня церковь и святыня, и достопримечательность города. От имени Католикоса всех армян Гарегина ІІ благодарю", - сказал он.

Мэр Львова Андрей Садовый пообещал, что в подготовке к празднованию 650-летия Армянского кафедрального собора администрация города будет всячески помогать армянам, и праздник будет очень масштабным. После праздничной литургии, армяне организовали традиционный обед Любви, - раздавали жителям Львова и гостям города виноград, около 150 кг, и матах, на приготовление которого ушло 300 килограммов мяса.

регнум

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
        • Like
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   2 пользователя, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    1 гость
    VREZH Putnik
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...