Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Малоизвестные этносы и субэтносы


Arciv

Рекомендованные сообщения

Тему хотелось бы начать с сообщения об одном из интересных субэтниеских групп крызов (тоже малоизвестный восточно-кавказский этнос). Азербайджанские источники утверждают, что хапутцы или хапутлинцы крызский субэтнос численностью около 1000 человек, проживающие в селе Хапут (Haput) Кубинского района <http://edebiyyatqazeti.com/cgi-bin/edebiyyat/index.cgi?id=1594>.

Одна из азербайджанских юзеров соседнего форума (наполовину хапутлинка) сообщила:

из села Хапут в различное время вышло разное количество населения и частью расселилось в Исмаиллы и Гебеле, где находились их зимовья и частью в селе Ших в Кубе. Само село, как и Хиналуг, высокогорное находится в Кубе и во время зимы дорога туда невозможна. Туда и летом трудно добраться, если только не на джипах.Население некоторых сел (как например кубинского Ших или гебелинского Силейли) полностью перешли на азербайджанский, хотя помнят о своем этническом начале, некоторые (например, исмаиллинские Гаджатамлы и Моллаисахлы) до сих пор используют родной язык в быту. Отделяют себя от крызов, с которыми очень близкое языковое родство, и лезгин. Причисляют себя к азербайджанцам.

Сами мусульмане, сунниты-ханефи. Почитали гору Шахдаг, мужчины должны были совершить паломничество на эту гору, где по их верованиям проживал Шых баба.

Хапутлы - автохтоны Кавказа, и, потому естественно, являлись албанским этносом. Например, на хапутлы река - это кьур. Вполне возможно, что свое название река Кура, на азерб Кюр, взяла оттуда или наоборот. этнос когда-то проживал поблизости Куры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 10
  • Создано
  • Последний ответ

Арцив джан, действительно история г(х)апутлинцев весьма малоизучена и обрывочные сведения мало что добавляют к нашим данным.

Рядом с нашим селом Калага ( исмаиллинский район) находились два селения, точные названия на русском (официальные) Гаджигатамлы и Моллаисаглы.

Армяне называли их "hапут"( "п" и "т" придыхательные)сами гапутлинцы называли себя "hапыт" , тюрки -"hапытлы". Примечательно, что названия сел (скорее всего поздние азери-тюркские варианты) сами жителы называли hаджиhетем и молаисах ...без окончания "лы". Примерная численность ,около 5 тысяч. В быту пользовались родным языком...по звучанию близок к лезгинскому, но сами лезгины не понимали их и шутили "хочешь выучить апытлинский, выпей бутылку тутовки". Практически все владели азербайджанским, поскольку обучение в школе было на азерб. языке . Многие(особенно старшее поколение) владели и армянским, и говорили с характерным лезгинским акцентом. Близость к лезгинам была заметна еще и тем, что до последнего времени лезгины (проживающиме в нашем селе) хоронили своих усопших на hапутлинском кладбище , нередки были и смешанные браки между ними. Потомственные скотоводы ...вплоть до последних дней угон скота считался признаком удалости и геройства.

В смутные годы начала 20 века и в конце 80-х ничем не отличались от тюрков

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати, никогда ранее не слышал про другое самоназвание ( имею ввиду этноним "крыз"). по крайней мере "наши" hапутлинцы" не употребляли это название.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот что нашел ...автор Гусейнова Байзат Магомедовна(аварка), кандидатская диссертация

Крызы-гапутлинцы, исторически расселенные на восточных склонах Главного Кавказского хребта, жили на равнинах Шекинской зоны только в зимний период времени. Подобные зимние, временные поселения (хъазмаляр) на территории Джарской республики и Елисуйского султанства имели цахуры, историческая родина которых расположена в Дагестане.В Гойнукском участке с конца 70-х годов XIX в. проживало значительное количество носителей языков и наречий лезгинской группы, а в Арешском участке крызы-гапутлинцы ([b]х1апит1[/b]), которые имели здесь свои кутаны и небольшие зимние поселения.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ной джан :shljapa:

Вообще у т.н. шахдагских этносов название центрального села и этноним в основном идентичны. Хотя про язык хапутцев ничего не опубликовано (во всяком случае, мне об этом ничего не известно), недавно один европейский исследователь крызского языка сообщил, что крызы, несмотря на довольно значимые диалектные отличия, могут понимать хапутцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ной джан :shljapa:

Вообще у т.н. шахдагских этносов название центрального села и этноним в основном идентичны. Хотя про язык хапутцев ничего не опубликовано (во всяком случае, мне об этом ничего не известно), недавно один европейский исследователь крызского языка сообщил, что крызы, несмотря на довольно значимые диалектные отличия, могут понимать хапутцев.

Вполне возможно , Арцив...

На протяжении 73 лет советской власти предпринимались попытки "вливания" малых этносов в более крупные (одних в аварцев, других в лезгин, третьих в азербайджанцев). Но народы уцелели, как бы их ни называли по советским паспортам и какими бы предельно малочисленными они ни были. Сегодня будухцев свыше 3 тыс. человек, крызов около 3 тыс., арчинцев - около 1 тыс. и по 300 человек гинухцев и хыналыкцев*.

В антропологическом плане эти пять народов относятся в балкано-кавказской расе (которая входит в большую европеоидную расу) со всеми присущими ей характерными признаками. У каждого народа есть свой язык, причем все они образуют нахско-дагестанскую группу северокавказской языковой семьи. Гинухцев относят в этой классификации к цезско-андо-аварской подгруппе, остальных - к лезгинской, хотя лингвист P.M. Шаумян считает, что хыналыкский язык по своим грамматическим особенностям занимает самостоятельное место среди яфетических языков Дагестана.

Зона обитания хыналыкцев, крызов, будухцев находится в менее суровых условиях. Она расположена восточнее скопления самых крупных на Главном Кавказском хребте четырехтысячников и их высшей точки Базардюзю, что переводится как "базарная равнина", Базаръюрт - "рыночная палатка", Туфон - "снежная буря, буран".

Схожесть исторических судеб, климатических условий, в которых живут народы "одного селения", породили схожие хозяйственные занятия - прежде всего разведение овец и коз. Пасут, стригут, доят овец чабаны-мужчины. Они же приготовляют брынзу. Возле головного селения издавна занимаются также земледелием - выращиванием ячменя, ржи, чечевицы, с 1930-х годов - картофеля и капусты. Все культуры возделывают на склонах, где созданы искусственные насыпные площадки.

Даже сейчас в суверенном Азербайджане крызы, будухи, хыналыки по-прежнему, подобно лезгинам, с которыми они веками живут в соседстве, остаются с паспортами, где в графе "национальность" значится азербайджанец, а в суверенной Российской Федерации арчинцы и гинухцы все так же по паспортам числятся аварцами.

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК      том 68      № 1      1998

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

а название Хапут откуда у них?...

уж больно похоже на наш Хархапут в Шаумяновском районе

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Григ, очень часто название села становилось и этнонимом, не зря многие исследователи называли их " народом одного селения".

Кстати, Арцив джан припоминаю, что в в лексикон хапутов (исмаиллинских разумеется) прочно вошли такие слова как "мкрат"-ножницы, "урах(к) - инструмент для обработки дерева и маленькая коса , "гютян"-плуг, "лаваш" -большая "йуха" и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Григ, очень часто название села становилось и этнонимом, не зря многие исследователи называли их " народом одного селения".

Кстати, Арцив джан припоминаю, что в в лексикон хапутов (исмаиллинских разумеется) прочно вошли такие слова как "мкрат"-ножницы, "урах(к) - инструмент для обработки дерева и маленькая коса , "гютян"-плуг, "лаваш" -большая "йуха" и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Неизвестные этносы Азербайджана

Чаружи

В селении Сарак, а также в ещё шести близлежащих селениях живёт неизвестный науке народ чаруж, говорящий на своем языке. Регион проживания чаружей расположен в талышском регионе Азербайджана, в предгорных «железных» лесах. Численность чаружей точно неизвестна, приблизительно их несколько сотен человек, из которых в настоящее время лишь единицы знают свой язык. Верующие – мусульмане-сунниты.

По словам самих чаружей, они появились здесь в XIX в., спасаясь от преследований гиляков (народ на севере Ирана, у Каспийского побережья). Чаружи прежде подчеркнуто отличались от талышей даже одеждой: носили архалук с «ложным» карманом, из нашитой треугольником ткани. Женщины на лицо обязательно вешали «раза» – украшения из мелких монет.

Основными занятиями чаружей были выращивание риса, садоводство, пчеловодство, разведение тутового шелкопряда и продажа коконов.

Исследователь талышского языка профессор Новрузали Мамедов не выделяет чаружей в самостоятельный этнос и считает, что они говорят на особом диалекте талышского языка и являются прямыми потомками гиляков, а «чаруж» лишь их локальное самоназвание. Окружающее талышское население считает, что язык чаружей ближе к гилянскому, чем талышскому.

Помимо чаружей, среди талышей живут ещё три других народа, о которых тоже нет упоминаний в этнографической литературе: мелев, халаджи и дережа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   0 пользователей, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

    • Нет пользователей в сети в данный момент.
  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    1 гость

    Нет пользователей в сети в данный момент.

  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...