Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Блеск и нищета исторических аргументов


СИМОН

Рекомендованные сообщения

Почитаем, хоть тут что то нормальное напишут, наконецто !

Блеск и нищета исторических аргументов

Альберт Акопян

Европа знает не много примеров цивилизованного разрешения межэтнических конфликтов (другие континенты, кажется, не знают вовсе). Аландские острова, Южный Тироль, венгерский вопрос в сопредельных странах, Ольстер и, может быть, вскоре Страна Басков - вот, пожалуй, и весь список. Способы разрешения очень разные, но объединенные одним важным свойством: стороны полностью отказались от так называемых «исторических аргументов» - важнейших почти во всех межэтнических конфликтах вплоть до второй половины 20 века. На Балканах, Кавказе, в Ливане или Кашмире исторические аргументы до сих пор препятствуют нахождению взаимоприемлемого решения. То, что данные народы живут на данной территории в данной пропорции - это факт. Поиски ответа на вопрос, какой из народов появился здесь раньше и, тем более, поиск доказательств того, что один из них живет здесь с доисторических времен - занятие, «уводящее стороны далеко в сторону».

В то время, когда на правительственном уровне Армения и Азербайджан медленно, но верно продвигаются к решению карабахского вопроса, в массовом историческом сознании народов культивируются представления, которые иначе, как «дремучими» назвать трудно. Проблема в том, что ирреальное сознание масс оказывает мощное обратное воздействие на реальную политику властей. При этом и старые мифы, и сомнительные современные изыскания представляют собой всего лишь рефлексию на доводы другой стороны. Остается добавить, что подобные аргументы никогда не были проявлением силы.

Среди армянских историков весьма популярна восточно-анатолийская (Армянского нагорья) теория прародины индоевропейцев (ариев). Надо думать, по той же причине, по которой германские историки предпочитают центрально-европейскую теорию, а иранские - центрально-азиатскую. (Есть еще балканская, южнорусская и др.) Чешские и польские ученые уверены в висленско-одерской прародине славянства, а хорватские - в дунайской («ушли, а потом вернулись»). Точно так же в Турции почти официальной стала теория анатолийского происхождения тюркских языков. (Анатолия - общее название азиатской части Турции: п-ова Малая Азия, Армянского нагорья, части Сирийского плато.)

Между тем, древнейшие народы Малой Азии и прилегающих территорий изучены достаточно хорошо. Центральная Турция была населена хаттами, восточная (Армянское нагорье) - урартами. К юго-востоку от хаттов т.е. к юго-западу от урартов, а именно, вдоль турецко-сирийской границы от верховьев Тигра до Алеппо и низовьев реки Хабур жили близкородственные урартам хурриты (и их «старшие» братья: письменность с III тысячелетия до н.э., государство Митанни в 18-13 веках до н.э.).

В 20 веке до н.э. в Малую Азию проникла первая волна индоевропейцев-ариев. Они смешались с хаттами, заимствовав их имя (хотя для пришельцев принят несколько иной вариант - хетты) и в какой-то мере культуру и расовый тип. Но сохранили свой язык, а через пару веков создали могущественную державу. Хетты - первый арийский народ, имевший письменность. И они записали несколько десятков хаттских молитв и заклинаний, которые позволяют достаточно уверенно утверждать, что хаттский язык родственен адыго-абхазским, и в любом случае, не индоевропейским. (См. в частности: Иванов В.В., Об отношении хаттского языка к северо-западнокавказским. Сборник: Древняя Анатолия, М, 1985.)

Языки урартов и хурритов изучены гораздо лучше и сегодня уже совершенно бесспорно, что они родственны восточным северокавказским, или нахско-дагестанским. Более того, родство урартов и, если угодно, чеченцев подтверждают археологические данные. Керамика этих народов прослеживает прямую непрерывную связь с куро-аракской культурой черных (между первым и вторым обжигом погружались в раствор сажи) тщательно полированных сосудов. Эта же культура называется хирбет-керакской, поскольку в период наивысшего расцвета около 2500 лет до н.э. она распространялась от Луговой под Грозным до укрепления Хирбет-Керак в северной Палестине. На востоке хирбет-керакцы проникали до юго-восточного побережья Каспия но, возможно, до Гиндукуша и далее. Повторим, сказанное уже вышло за рамки гипотезы или теории, и является столь же бесспорной научной истиной, как родство индоевропейских или уральских языков. (См., в частности: Дьяконов И.М., Старостин С.А., Хуррито-урартские и восточно-кавказские языки. Сборник: Древний Восток. Этнокультурные связи.) Причем эти культуры связаны с предыдущими, т.е. являются автохтонными, во всяком случае на 4-5 тысячелетий до н.э. Обнаруженные в берберских и кушитских языках древние кавказские заимствования стали одним из доказательств переднеазиатского происхождения афразийцев и семитов: контакт был возможен только в северном Междуречье.

В 12 веке до н.э. в Малую Азию вторглась вторая волна ариев - родственные фракийцам фригийцы. (Кстати, лингвисты отмечают явное родство армянского языка с албанским, также ведущим начало от фракийского.) Большая часть фригийцев завязла в борьбе с остатками хеттов и племенами западной Анатолии, но часть - племенной союз аримов («Илиада» называет их в числе союзников Трои) - обошли бывшую державу хеттов вдоль Понтийского хребта, что тянется к югу от Черного моря. Они дошли до страны Хайаса на северо-западной границе Урарту в верховьях Келькита, Чороха, Евфрата (правый берег) и осели здесь. Так же как когда-то хетты, приняв название покоренной страны (самоназвание армян - хай (haj), Армении - Хайастан). Вопрос о языковой принадлежности древних жителей Хайасы остается открытым: по разным версиям они были родственны хаттам, урартам или колхам и саспейрам (предкам грузин). Фактов, указывающих на то, что они могли быть хотя бы ариями (хеттами) пока нет.

Исключена и версия о прямом родстве армян с хеттами. Армяне (вместе с албанцами, балто-славянами и индо-иранцами) относятся к восточной ветви индоевропейцев. Хеттский язык - и это отметил еще его первооткрыватель Бедржих Грозный - был родственен западной ветви (с кельт-италиками, греками и германцами).

Мнение о Кире (Куруше) как основателе с 550 г. до н.э. единого иранского государства, не совсем верно. За 120 лет до него иранские племена уже были объединены мидянами (более близкими современным курдам, талышам и гилянцам, чем персам, при всем родстве этих народов). Столицей державы стал город Экбатаны (современный Хамадан). В 614 г. до н.э. армяне вместе с мидянами и вавилонянами приняли участие в штурме Ниневии, столицы Ассирии. Согласно повествованию Мовсеса Хоренаци, вождь армян Паруйр получил в награду от мидийского царя Киаксара признание царского титула. В 590 году под ударами мидян, скифов (ранее проникли в Закавказье и Малую Азию через Дарьяльское ущелье) и армян пало и Урарту. Территория Мидийской державы протянулась от Амударьи и Гильменда до Кызыл-Ырмака - границы с Фригией в центральной Анатолии. В то время как вся территория Урарту вошла в состав Мидии, Хайаса действительно оставалась независимой (хотя в 586 г. по ее территории прошли мидийские войска в походе на Фригию). Это косвенно подтверждает рассказ Хоренаци. И именно тогда началось массовое заселение армянами левого берега Евфрата, бассейнов Мурата (Арацани) и озера Ван, чему способствовало начавшееся ослабление Мидии.

Очевидно, заселение не было мирным, и остатки урартов упорно сопротивлялись. Особенно ценны сведения греческого историка Ксенофонта, поскольку в молодости он в составе отряда наемников служил персидскому царю Артаксерксу. В написанной им биографии Кира (жившего, правда, 150 годами ранее) Ксенофонт рассказывает о вражде армян, населявших долины, и последователей бога Халди (урарты, они же теперь - алародии), укрепившихся в горах. Кир убедил армян уступить урартам пустующие участки в долинах, а урартов - позволить армянам пасти скот на горных пастбищах. Но еще долго мир поддерживался главным образом силой персидских гарнизонов.

О неоднородности населения Армянского нагорья свидетельствует и административное деление персидской державы. По свидетельству Геродота, западная часть нагорья - армяне, пактиане (возможно, родственные доармянскому населению Хайасы) и «народы, обитающие за ними, вплоть до Понта Эвксинского» - составили 13-ю сатрапию, а саспейры (грузины), матиены (мидяне) и алародии (урарты) - 18-ю. Интересно, что в походах Ксеркса армяне входили в один отряд с фригийцами, а алародии - с саспейрами. Анализ «Анабасиса» - главного произведения Ксенофонта, повествующего среди прочего о зимнем переходе греческого отряда через Армению в 401-400 годах (за 70 лет до Александра Македонского), позволяет предположить, что и через 200 лет после падения Урарту греки могли контактировать с его потомками. Во всяком случае, ряд удививших греков обычаев (например, в знак особого уважения к кому-то пригнуть под его рукой голову к чаше «и пить из нее, втягивая в себя напиток, как бык») был свойственен урартам, но среди армян не известен. И речь здесь идет о местностях вдоль одной из главных дорог, а не о малодоступных районах.

Название «Армина» наряду с сохранявшимся названием «Урарту» в отношении нагорья встречается уже в персидских надписях 520 года. Вряд ли когда-нибудь будет окончательно установлено, происходит ли оно от греческого слова «Армения» (так греки продолжали называть страну аримов, несмотря на то, что те сменили самоназвание на «хай») или продолжает одно из диалектных названий страны «Урарту». Ведь не вызывает сомнений, что с ним связаны на звание горы Арарат, имя первого урартского царя - Арам (Араму), коронная область Армарили (Арамили) к востоку от озера Ван, а, возможно, и новое название урартов - алародии. В ряд совпадений имени разных народов: две Иберии - пиренейская и кавказская, две Албании - балканская и кавказская, вполне можно вписать и два схожих и слившихся имени одного народа.

После битвы при Гавгамелах в 331 г. Армения (Великая), полунезависимым царством династии Оронтидов (Ервандидов) вошла в состав державы Александра Македонского, а затем досталась наследнику азиатских владений Александра - Селевку. И даже в это время, т.е. в 3 веке до н.э. греческие авторы отмечают на территории Армении неармянские племена: халибов в верховьях Евфрата (живших также на побережье Понта), фасиан (или пактиан) в верховьях Аракса и все тех же урартов-алародиев на правобережье среднего Аракса и в верховьях Мурата, т.е. в горах Арарата. Видимо, можно говорить о том, что и через 300 лет после переселения на территорию Урарту, армяне относительно плотно заселили лишь его западную и южную часть, а в остальных районах жили очагами в открытых долинах, городах и вдоль важных дорог. Крупные и сплошные ареалы расселения автохтонов означают, что в условиях натурального хозяйства они могли сохранять самобытность еще не один век.

Здесь же следует разобрать крайне важный вопрос о содержании исторического термина «Великая Армения». Так же как и термин «Великая Россия» он сам по себе не имеет экспансионистской направленности. Здесь имеет место не слишком удачная калька с греческого языка, где слово «малая» означает также «изначальная», а «великая» - «новая». «Малой Элладой» греки часто называли собственно балканскую Элладу, а «Великой Элладой» (благодаря римлянам больше известной, как «Великая Греция») - конгломерат колоний в Южной Италии и на Сицилии, превосходивший балканскую Элладу населением и экономической мощью. Обратите внимание, «Великая Греция» это не собирательный термин для всего греческого мира, а именно обозначение лишь одной, самой крупной его области, противопоставленной Элладе, Киренаике, понтийским колониям, Кипру и т.д. Точно так же, как термин «Великая Русь» благодаря воспитанному в греческой традиции духовенству служил для обозначения Московского государства (Северо-Восточной Руси) в отличие от Малой, некогда главенствующей, и Белой (Литовской) Руси. Именно греки провели различие между первоначальной Арменией аримов (Хайаса) на правом берегу Евфрата и новой - бывшей территорией Урарту. Первую они уже в эпоху Александра Македонского стали называть «Малой», вторую - «Великой». Причем две части никогда не объединялись целиком в едином государстве.

В 190 году до н.э. после поражения, нанесенного Римом Антиоху III Селевкиду, стратег Армении Арташес провозгласил полную независимость Армении. Тогда же, т.е. только через 400 лет после падения Урарту армянам удалось продвинуться на восток дальше урартских границ - в земли агванов (Албании Кавказской) вплоть до Куры. Этот гигантский временной разрыв также дает повод для определенных выводов. В древнем мире (да и позже) границы были линией «баланса сил». Если бы армяне укрепились на восточных рубежах Урарту много раньше, то много раз могли бы воспользоваться нестабильностью в регионе для продвижения в земли агванов.

Есть достаточно веские основания утверждать, что еще через 600 лет, к концу 4 века н.э., большинство населения правобережной Албании составляли армяне и агваны, влившиеся в состав армянского народа так же, как ранее хайи и урарты. Но ассимиляция, очевидно, не была завершена и, разделив с византийцами Армению в 387 г., Сасаниды посчитали возможным вернуть границу Армении и Албании к линии 2 века до н.э.

Армения еще раз утвердилась в Карабахе в 9 веке. Но здесь уже начинаются споры, переплетенные с днем сегодняшним. Поскольку еще в 637 году Аракс перешла арабская конница, которая принесла в эти земли ислам. А немногим позже в степях Ширвана осели первые племена тюрок, принявшие в свой состав аланов, каспиев и тех же агванов. Но, скорее всего, это произошло раньше, поскольку тюрками были хазары и авары, пришедшие в прикаспийские степи вместе или вслед за гуннами в том же 4 веке. И связь диалектов азербайджанского языка с печенежским и булгарским через хазарский, кажется, уже доказана. (См. Гаджиева Н.З.,Серебренников Б.А., Ареальная лингвистика и проблема восстановления некоторых черт исчезнувших языков, «Советская тюркология»,1977, №3.)

Прежде чем впервые столкнуться, один народ преодолел 1500 километров почти за 2 тысячи лет, другой - вдвое большее расстояние за несколько десятилетий. А само столкновение произошло более тысячи, если не полторы тысячи лет назад. По всем указанным причинам споры о первородстве прав на эту землю теряют смысл. Исторические аргументы в принципе не могут привести к взаимоприемлемому решению. Только осознав это, народы (именно народы, а не только правительства) начинают мыслить иными категориями, искать другие, разумные аргументы, которые по определению легче совместить.

В Румынии, Словакии, Сербии шутят, что местные венгры это «контрольный пакет акций», который рада заполучить любая коалиция, и это позволяет Венгрии добиваться выгодных соглашений с соседями. Аландские шведы, составляющие 98% населения островов, согласились оставаться в политических границах Финляндии, получив фактическую независимость: острова демилитаризованы и, кажется, в Марианхамне нет даже вывесок на финском. Католики и протестанты Ольстера согласились, что референдум о принадлежности провинции к Британии или Ирландии может быть проведен в любой момент (и он наверняка будет проведен, когда католики достигнут большинства своей общины в электоральном возрасте). Но результаты референдума фактически ничего не изменят: Ольстер сохранит ту же степень автономии, а его жители сохранят права гражданства обеих стран. Возможно, в одном из этих вариантов, или в каком-то другом, лежит решение карабахского конфликта. Но не в том, кто с большим правом может считать себя наследником земель агванов, это точно.

© Армения Завтра, 2007.

Об издании. Перепечатка в любых СМИ возможна при условии ссылки на "Армения Завтра".

Постоянная ссылка на документ:

http://www.armeniazavtra.ru/print.aspx?id=311
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 12
  • Создано
  • Последний ответ

СИМОН что Вам конкретно так понравилось в этом тексте?

Кстати, большой исторический экскурс в тексте содержит так много ошибок и неувязок, что даже лень перечислять… К тому же этот дилетантский текст вряд ли заслуживает чтобы на него было потрачено больше энергии, чем ее автору нужно для прочтения, скажем, “Киропедии” Ксенофонта…

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Действиетльно, автор сильно передергивает. Дастаточно его как бы приравнивания теории академиков Гамкрелидзе и Иванова к вымыслам о анатолийском происхождение алтайских языков. :fool:

"В 12 веке до н.э. в Малую Азию вторглась вторая волна ариев - родственные фракийцам фригийцы. (Кстати, лингвисты отмечают явное родство армянского языка с албанским, также ведущим начало от фракийского.) Большая часть фригийцев завязла в борьбе с остатками хеттов и племенами западной Анатолии, но часть - племенной союз аримов («Илиада» называет их в числе союзников Трои) - обошли бывшую державу хеттов вдоль Понтийского хребта, что тянется к югу от Черного моря. Они дошли до страны Хайаса на северо-западной границе Урарту в верховьях Келькита, Чороха, Евфрата (правый берег) и осели здесь. Так же как когда-то хетты, приняв название покоренной страны (самоназвание армян - хай (haj), Армении - Хайастан). Вопрос о языковой принадлежности древних жителей Хайасы остается открытым: по разным версиям они были родственны хаттам, урартам или колхам и саспейрам (предкам грузин). Фактов, указывающих на то, что они могли быть хотя бы ариями (хеттами) пока нет."

Неувязка. Уже в XV-XIV вв. до н.э.(т.е. намного раньше пресловутого XII века) зафиксированы арийские (индоевропейские), имеющие так называемые "палеобалканские" связи, имена царей Хайасы - Карани, Хугана, Ания.

Именно эти хайасцы (прото-армяне), родственные ранее ушедшим на запад Малой Азии с Армянского Нагорья прото-фригийцам, в XII веке вторглись с севера (Хайаса) на юго-запад Армянского Нагорья (Арме), о чем упаминается в ассирийских источниках.

Вероятно, что первый царь Араратского царства Араме (IX в), образовавшегося через примерно 300 лет после событий XII века, со своим стольным городом Арцашку, был армянином. Не даром именно он стал самым воинственным из легендарных царей Армении (другие имена царей Араратcкого царства, кстати некоторые из которых имеют также "палеобалканские" связи, оказались как бы позабытыми армянской Традицией); этноним "армянин" древнеармянские авторы связывают с его именем, и вообще называют армян "Арамовым племенем"...

Вероятно, что после Араме (а возможно, его сына Ара, имя которого просто небыло зафиксировано тогда иностранными источниками) армяне потеряли роль государствообразуюшего этноса в разноплеменном Араратском царстве (что отобразилось в армянской Традиции в виде легенд о "завоевании" Армении Шамирам и якобы строительстве ею второй столицы Араратского царства - Тоспа(Вана)), которая, впрочем, была восстановлена на рубеже VII-VI вв...

"В 190 году до н.э. после поражения, нанесенного Римом Антиоху III Селевкиду, стратег Армении Арташес провозгласил полную независимость Армении. Тогда же, т.е. только через 400 лет после падения Урарту армянам удалось продвинуться на восток дальше урартских границ - в земли агванов (Албании Кавказской) вплоть до Куры." :fool:

Интересно, где свидетельства древних источников о принадлежности правобережья Куры Албании до II века? Когда вообще образовалось это разноплеменное с начала и до конца своего существования царство? Откуда появилась этакая мода как бы превращать в единый этнос пару десятков племен населявших Албанию, обьединяя их под псевдо-этнонимом "агваны"? - Разве есть такой этнос как "дагестанцы", "иранцы" или "грузины"(применительно к этническим сванам, мигрелам, лазам и пр. народностям населяющим современную Грузию)?.. LOL

В селе Цовк сохранилась надпись араратского ("урартского") царя Сардури II (VIII в. до н.э.), свидетельствующая, что Араратское царство достигло Арцаха (Уртехини-Орхистены) (Меликишвили "Урартские клинописные надписи").

C первой половины VI и до конца IV века Арцах находился в соcтаве Армении Ервандаканов.

Так что Арташес Ервандакан в начале II века лишь восстанавливал границы Армении, обьединял армянские земли, после македоно-cелевкидского владычества в регионе. Ему бы просто не позволили брать и закреплять на столетия за Армянским царством то, что ему не принадлежало ранее...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

СИМОН что Вам конкретно так понравилось в этом тексте?

Кстати, большой исторический экскурс в тексте содержит так много ошибок и неувязок, что даже лень перечислять… К тому же этот дилетантский текст вряд ли заслуживает чтобы на него было потрачено больше энергии, чем ее автору нужно для прочтения, скажем, “Киропедии” Ксенофонта…

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ребят - этот сайт - азербайджанский фейк. долго объяснять- но - коротко- дата его регистрации день в день совпадает с регистрацие другого фейка- xronika.com. и вообще- некошерно ставить линки на анонимные сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я на днях встретил на YouTube версию “Сари Гялин Эрманича”. Было чень странное исполнение, где на армянском почти ничего не было кроме странного проклятия “Мерыд мерни”… а остальная песня состояла из фраз “сари гялин” и всяких там “вай ле ле…”. Похоже на то, что эта версия была там вывешана только для того, чтобы служить наглядным линком как “армяне крадут Сари гялин”…

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ребят - этот сайт - азербайджанский фейк. долго объяснять- но - коротко- дата его регистрации день в день совпадает с регистрацие другого фейка- xronika.com. и вообще- некошерно ставить линки на анонимные сайты
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Մի քիչ բռնանալ կարելի է: Կարելի է նաև բարոյապես տիրանալ, բայց մի քիչ բազմազանություն չմնա ֆորումում? Չարժե սաղին "ս" անել :no:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   0 пользователей, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

    • Нет пользователей в сети в данный момент.
  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    1 гость

    Нет пользователей в сети в данный момент.

  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...