Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Экспресс-анализ современной ситуации в ассирийстве


Рекомендованные сообщения

Экспресс – анализ современной ситуации в ассирийстве.

Текущий расклад политических сил и прогнозные сценарии в контексте вопроса об автономии.

Оценивая баланс политических сил в ассирийстве на нынешнем этапе, обращаешь внимание на то, что вся система находится в состоянии неустойчивого равновесия. На Родине и в Диаспоре наблюдается активность вперемежку с некоторой растерянностью, есть много заявок на лидерство, но неясно за кем в итоге пойдет народ, какой сценарий развития претворится в реальное будущее!

Пытаясь осознать текущий политический процесс, мы неизбежно приходим к пониманию необходимости изменения некоторых методологических подходов.

Прежде всего, надо отказаться от прямолинейного подразделения ассирийского политического поля на Атра и Диаспору. Массовая эмиграция так смешала карты, что провести четкую границу между ассирийцами по этому признаку становится все более трудным. Многие наши соплеменники живут как бы в пограничном состоянии. Одной ногой они в Атра, а другой – в Галуте! Причем, такое пограничное состояние длится для многих (в том числе общественных и политических деятелей) годы и даже десятилетия.

Если ранее при анализе, мы фокусировались на проблемах Ирака, имея в виду единую страну, то сегодня от такого подхода приходится отказаться. Следует учитывать тенденцию к регионализации и фрагментации этой страны.

В частности, инициирование Саргисом Агаджаном вопроса об автономии ниневийской равнины, потребовало более пристального внимания к политическим процессам, происходящим в Иракском Курдистане. Сегодня для того. чтобы правильно оценивать перспективы ассирийцев на их исторической Родине, нужно во все большей степени оценивать курдский фактор и осуществлять мониторинг курдской политической среды на региональном и глобальном уровнях. Наглядный пример тому – русскоязычный сайт www.kurdistan.ru. На страницах этого веб-сайта регулярно появляются материалы, посвященные положению ассирийцев. К чести ведущих этого проекта, все они носят позитивный характер.

Концентрируя внимание на вопросе достижения ассирийцами автономии на ниневийской равнине, следует определить основных игроков, влияющих на решение этого вопроса. Внутри ассирийской национальной среды в настоящий момент выделяется несколько групп политических акторов.

В Первую группу входят силы, поддерживающие инициативу Агаджана и курс на обретение автономии в составе Иракского Курдистана.

Это:

1) Сам Саргис Агаджан, выступающий как отдельная фигура, в силу его положения и политического веса на региональном уровне. Агаджан – видный член Демократической партии Курдистана, министр финансов и председатель комитета по делам христиан.

2) Блок политических партий, входящих в Координационный Совет партий по разработке предложений по проекту региональной конституции Иракского Курдистана. Сами «партии» представляют собой политические группы, как правило, основанные на клановой и семейной принадлежности. В последнее время эти группы приобрели вес за счет инкорпорированности их лидеров в региональные правительственные и парламентские структуры Иракского Курдистана ( Нимрод Бейто – министр туризма, Джордж Мансур – отец-основатель спутникового канала «Иштар ТВ», министр по правам человека и гражданскому обществу).

3) Халдейско - сирийско – ассирийский народный совет «Сурая». Политические партии вышеназванного Координационного Совета не участвовали в его работе, однако на самом деле их заявленные цели совпадают с целями и задачами этого «ядра будущего независимого парламента».[1] В этом органе выделена квота – 10 мест из 41-го для представителей политических партий, которые пожелают участвовать в его работе,

Вторая группа включает в себя самую крупную на данный момент политическую организацию – Ассирийское Демократическое Движение ЗАВВА во главе с депутатом иракского парламента – Юнадамом Канной.

Третья группа представлена Ассирийским Национальным Конгрессом (АНК) во главе с Саргоном Дадешо и союзных с ним теперь двух региональных отделений Всемирного Ассирийского Альянса (азиатского во главе с Юнатаном Бет-Кулья и американского во главе с Карло Ганджа). Находившиеся много лет в оппозиции друг к другу, АНК и Всемирный Альянс, продемонстрировали недавно готовность к объединению сил, Оба региональных секретаря Альянса приняли участие в работе прошедшего 24-25 марта в Калифорнии восьмого съезда АНК. Окончательно состав участников этой группы определится на будущем съезде АНК, который планируется провести в Иране. Учитывая нынешнюю сложную международную обставновку, такой съезд скорее всего пройдет в другой стране.

В Четвертую группу входят правозащитные организации в Диаспоре. активно лоббирующие ассирийский вопрос на разных уровнях, например «Iraqi Sustainable Democracy Project во главе с Мишелем Юашем, протестантский священник ассирийского происхождения Кеннет Джозеф и другие. К этой же группе следует причислить национальные СМИ, прежде всего информационное агентство www.aina.org и интернет - журнал www.zindamagazine.com и другие, оказывающие сильное влияние на формирование общественного мнения в диаспоре. Интересное явление представляет так называемый «Save Assyria Front", участники которого собирались недавно в Стокгольме и Тбилиси.

К Пятой группе можно отнести ассирийские общественные, культурные и политические организации в разных странах мира, для которых проблемы ассирийцев Ирака, не являются своего рода «профильными». Это касается прежде всего ассирийских (сирийских) организаций Европы, более сосредоточенных на проблемах ассирийцев Турции и Ирака, выходцами откуда является большинство членов этих организаций. Организации ассирийцев России и стран бывшего СССР, в своем большинстве, также мало влияют на политический процесс на родине предков.

Вне ассирийской национальной среды можно выделить четыре группы внешних акторов, реально могущих повлиять на решение вопроса об автономии ассирийцев. К первой группе можно отнести основных политических игроков на иракской арене (курдские партии, сунниты, шииты, туркменские организации), ко – второй относятся региональные игроки (прежде всего Турция, Иран и Сирия). К третьей группе следует отнести США и Великобританию, несущих прямую ответственность за сложившуюся в Ираке ситуацию. К четвертой, можно отнести остальных внешнеполитических игроков (Евросоюх, Россию, другие страны, имеющие интересы на Ближнем Востоке).

Целью первой группы политических игроков на ассирийской арене является претворение в жизнь инициативы Саргиса Агаджана. Она представляет собой внесение необходимых изменений в проект Конституции региона, которые подведут законодательную базу под установление автономии на Ниневийской равнине, имея в виду ее предполагаемое присоединение к Иракскому Курдистану по итогам запланированного на конец 2007 года референдума. Стратегия «группы Агаджана» заключается в лоббировании проекта автономии, прежде всего на региональном уровне. При этом, используется политический вес самого Агаджана, занимающего пост министра финансов в региональном правительстве, позиции в правительстве и парламенте региона. Огромную роль играет также спутниковый канал «Иштар ТВ», активно пропагандирующий проект автономии по- Агаджану.

Ко второй группе политических игроков, мы отнесли Ассирийское Демократическое Движение ЗАВВА. Целью Движения является достижение местного самоуправления в населенных ассирийцами регионах. Движение не выдвигает требования о национальной автономии на Ниневиской равнине, считая это вопросом отдаленного будущего. Кроме того, генсек ЗАВВА Юнадам Канна в своем последнем интервью австралийскому радио высказался за установление не этнической, а территориальной автономии на Ниневийской равнине с учетом мнения не только ассирийцев, но и представителей других национальностей, составляющих значительную долю населения в этом районе, курдов-езидов, шабаков, туркмен, арабов. И это вне зависимости от того, отойдет ли этот район, в результате предстоящего в конце года референдума, к Иракскому Курдистану или останется в составе, подчиняющейся центральному правительству в Багдаде, провинции Найнава (Ниневия – прим. автора). По мнению Юнадама Канны, излишняя спешка в этом вопросе лишь вредит, а референдум о будущем статусе региона следует проводить тогда, когда общая ситуация в Ираке нормализуется.[2]

Такая политика Движения полностью соответствует занятой им с момента зарождения в 1979 году стратегии защиты национальных прав ассирийцев в Ираке, без выдвижения требования о национальной автономии. Лишь только на октябрьском съезде халдейско-ассирийского народа в октябре 2003 года, в работе которого, Движение приняло самое активное участие, было выдвинуто осторожное требование предоставления особого административного статуса населению Ниневийской равнины.

Можно говорить о том, что порог политических требований АДД ЗАВВА в вопросе национальной автономии, занижен в настоящее время до уровня местного самоуправления.

Надо отметить, что АДД ЗАВВА пользуется огромным авторитетом среди ассирийцев во всем мире. Это, пожалуй, единственная, по-настоящему организованная ассирийская политическая сила, за которую на прошедших в Ираке парламентских выборах, проголосовало около 80 процентов сынов нашего народа. Кроме того, Движение сумело закрепиться на федеральном уровне. Его генеральный секретарь Юнадам Канна - не просто представляет христиан в парламенте, но играет важную роль в политическом процессе страны,

Переезд центральных структур ЗАВВА в Багдад, его возросшая роль в политическом процессе Ирака, привели к ослаблению позиций на региональном уровне, где курдские власти стали проводить политику маргинализации Движения.

Она выразилась в том, что ЗАВВА лишилось министерского поста в правительстве региона и двух из четырех депутатских мест в его парламенте. Эти позиции отошли к политическим конкурентам ЗАВВА в ассирийской среде, поддержавшим недавно инициативу Агаджана. Многоопытное руководство ЗАВВА старается не допустить дальнейшего обострения отношений с курдами, избегая прямого конфликта по острым вопросам, в частности по вопросу вхождения районов Ниневийской равнины и Киркука в состав Курдистана. Такая тактика ЗАВВА создает ему поле для дальнейшего маневра не только в Ираке, но и за рубежом, где значительная часть ассирийских организаций Диаспоры, практически превратилась в последние годы в филиалы ЗАВВА.

Третья и четвертая группы политических игроков на ассирийской политической арене действуют главным образом вне Ирака. Их отличает высокий порог политических требований в вопросе об автономии.

Так, Всемирный Ассирийский Альянс всегда требовал создания ассирийского национального очага на исторической родине (нынешний Ирак). Демократическая партия Бет-Нахрейн- основная сила Ассирийского Национального Конгресса во все времена требовала предоставления автономии на территории Ирака. Обе организации, долго соперничавшие друг с другом в диаспоре, стали недавно координировать свои действия.

По итогам прошедшего в США восьмого съезда АНК, в котором приняли участие региональные секретари Алянса Юнатан Бит-Кулья и Карло Ганджа, объявлено, что стороны выступают за предоставление ассирийцам автономии в пределах так называемого «ассирийского треугольника» причем с условием ее подчинения центральному правительству в Багдаде.

АНК и Альянс собираются в самом ближайшем будущем собраться на съезде в Иране. На этом съезде предполагается выдвинуть требования к иракскому правительству о признании ассирийцев коренной нацией Ирака и соответственно, предоставлении ассирийцам во всем мире возможности получать второе иракское гражданство. Кроме того, будет выдвинуто требование о предоставлении национально- территориальной автономии, включающей не только район ниневийской равнины, но и большую часть провинции Дохук, уже входящей в состав Иракского Курдистана.

Стратегия этой группы направлена на объединение ассирийцев под единым этнонимом и проведение активных действий с привлечением внешних и внутренних сил Обе организации ( АНК и АЛЬЯНС) используют в качестве ресурса наработанный годами авторитет, а также круглосуточно вещающий спутниковый канал Ассирия.Сат и другие СМИ. Кроме того, нынешний тандем руководителя АНК Саргона Дадешо и регионального секретаря Альянса по Азии, депутата иранского маджлиса Юнатана Бит-Кулья, позволяет привлечь ресурс крупного внешнеполитического актора, каковым является в регионе Иран.

Цели четвертой группы национальных политических партий и организаций перекликаются с целями предыдущей третьей группы (АНК с примкнувшими филиалами Альянса), однако в силу ее разношерстности и большого числа участников, представляется удобным вычленить их в отдельную группу.

Организации и отдельные деятели, входящие в эту группу заняли в вопросе автономии такие же позиции, что и представители третьей группы. Но их стратегия основана на лоббировании национальных интересов, прежде всего на международной арене. Такая деятельность ведется главным образом через различные правозащитные проекты. Деятели из этой группы обладают большей мобильностью и гибкостью, главным образом из-за отсутствия скованности, свойственной иерархично структурированным организациям первой, второй и третьей групп. К ресурсу третьей группы относятся многочисленные СМИ, главным образом электронные, активно используются связи с представителями международных правительственных и неправительственных организаций.

Ранее мы отнесли к «пятой группе», те общественные, культурные и политические организации для которых проблемы ассирийцев Ирака, в том числе вопрос автономии не являются первостепенными. Каковым бы ни было отношение этих организаций к вопросу об автономии, оно не может приниматься во внимание при анализе в силу отсутствия прямого или косвенного влияния на этот вопрос.

Тем не менее, в потенциале, любая из организаций этой последней группы, здесь имеются в виду и организации из стран бывшего СССР, может занять определенную политическую позицию и начать оказывать косвенное влияние на решение вопроса об автономии.

Говоря о внешних игроках, влияющих на решение вопроса об автономии, следует обратить внимание на позицию иракских курдов. Ясно, что они, поддерживаемые самым крупным внешнеполитическим игроком в регионе – США, стараются максимально использовать нынешний «открытый исторический момент» и как можно больше расширить границы контролируемого ими региона. Не будут препятствовать им иракские шииты, чьи районы проживания на юге и в центре страны не граничат непосредственно с районами проживания курдов. Однако, ни сунниты, ни иракские туркмены не готовы смириться с геополитическими устремлениями курдов. Линия этнического конфликта проходит в эти дни от стыка иракской, турецкой и сирийской границ, через восточные районы города Мосул и тянется до Киркука с его значительным туркменским, арабским и ассирийским населением. Надо также учесть сильный фактор обеспокоенности турок положением этнически близких им иракских туркменов. Нынешние действия турецких войск на севере Ирака направлены не только и не столько на подавление боевиков ПКК, сколько на устрашение собственно иракских курдов и демонстрирование готовности пойти на крайние меры в случае изменения нынешнего статуса Киркука.

Турция не готова, спокойно смотреть на то, как рядом с нее создается независимое курдское государство. Кроме того, опросы общественного мнения в Турции показывают, что население Турции разочаровано позицией европейских держав по отношению к вступлению страны в Европейский Союз, что развязывает руки турецкому генералитету, до сего времени сдерживаемому политиками, стремившимися максимально улучшить образ Турции в глазах европейцев.

Не заинтересованы в дальнейшем политическом усилении курдов такие крупные региональные игроки, как Сирия и Иран, испытывающие угрозу отторжения от них населенных курдами районов.

В свете объявленного предстоящего вывода американских войск из Ирака и в то же время угрозы нанесения удара по ядерным объектам в Иране, с последующим сползанием региона в войну «всех против всех», присоединение Киркука и Ниневийской равнины к Иракскому Курдистану становится проблематичным. Нужно, поистине ювелирное мастерство для того, чтобы соблюсти интересы всех этносов, населяющих регион.

Сохранение статуса - кво Ниневийской равнины и Киркука вплоть до окончательной нормализации ситуации в Ираке представляется предпочтительным в краткосрочной перспективе. Вместе с тем, учитывая демографическую ситуацию на территории ниневийской равнины, на наш взгляд, следует всячески способствовать продвижению плана Агаджана на региональном уровне.

Одновременно с этим организации и отдельные деятели третьей и четвертой групп должны активизировать работу в Диаспоре. Их основная задача заключается в подготовке международного общественного мнения к должному восприятию ассирийской проблемы в Ираке.

Ассирийским политикам в Багдаде и Арбиле, Лондоне и Вашингтоне, Тегеране, Анкаре и Дамаске, Москве, Стокгольме и Тбилиси, следует вести тонкую политическую игру ради защиты законных прав нашего народа.

Задачи, стоящие перед национальными политическими и общественными организациями, невероятно сложны. Массовая эмиграция, принявшая характер Исхода, выбивает из их рук последние козыри. Как никогда ранее, им необходимо взаимопонимание, терпение и координация шагов. Непродуктивно тратить силы и энергию на взаимные обвинения, и поиск врагов в среде сынов собственного народа. Пусть каждый делает свою работу!

@Роланд Биджамов

http://blogs.mail.ru/mail/rolandtb

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 0
  • Создано
  • Последний ответ

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
        • Like
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   2 пользователя, 0 анонимных, 10 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    10 гостей
    Колючка Анчара Artmonton
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...