Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Теория Гамкрелидзе и Иванова


Farroukh

Рекомендованные сообщения

Արծիվ, "ուրարտերեն" կարդալուց տպավորութջուն ա ստեղծվում,թե ազդեցութջուն ա թողել վանաբառբառի վրա, մասնավորապես "ի" վերջավորութջունները..

.բացի էտ էլ,բառեր կան վոր նման էն հաերենի..

.ինչ կասես ?

"..ես փորի(ցի) էնա (էտա) առու.."

http://homepages.fh-giessen.de/kausen/word...risch-Urart.doc

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 224
  • Создано
  • Последний ответ

Компот джан,

Ты, как мне кажется, не совсем правильно понял вежливый ответ Арцива. :)

Он, насколько я знаю, давно уже не студент, а именно специалист международного класса, занимающийся непосредственно вопросами лингвистики и этнографии.

Просто человек, он очень тактичный.

:hi:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Артур,

Из «урартских» заимствований в древнеармянском по памяти могу привести:

հովիտ [hovit] - «долина» < урарт. xubi, переход урарт. x > арм. h регулярный.

որեար [orear] - «տիայրք, вельможи» (засвидетельствовано в переводе Библии V в.) < урарт. euri «госпоодин», ср., (в разделе Hurritisch-urartäische Wortgleichungen (Сравнение хуррито-урартские слов) приведенного shmidt-ом исследования) хурр. ewri “Herr, König”; в указанном армянском слове որ [or] корень со значением «*տեր, господин»+ –եար [-ear] суффикс множественного числа > совр. арм. –եր [-er]. К этому корню возводят также армянское слово աւրիորդ/օրիորդ/որիորդ [awriord/ōriord/oriord] «знатная незамужняя девушка».

բաբայ [babay] – «բլուր, горка, холм, бугор» < урарт. baba «гора» ср., (там же приведенного shmidt-ом исследования) хурр. papa “Berg”.

Из армянских заимствований в урартском и хурритском:

урарт. šuri, хурр. šauri - “Waffe, оружие” < арм. սուր [sowr] «меч» < и.-е. k'ō-ro- (√k'ō- «точить», ср., санскрит şula- «копье», лат. cōs «точильный камень, оселок»)

урарт. abili-du - «умножать, прибавить» < арм. աւել [awel] «много», ср., աւելացնել [awelac‘nel] «умножать, прибавить», առ աւել [ar‘ awel]«более» < и.-е. obhel- οφελμα [ophelma] «вырастание, умножение» οφελος [ophelos] «прибыль».

shmidt,

По моему, прямым результатом «урартского» языкового субстрата в диалектах Васпуракана можно считать херкание (անհաջող բառ ա :), բայց դե էդ տառի անունը կյուրեղյան այբուբենում «խեր» ա, քանի որ համարվում ա «херувим» – «քերովբե» բառի հապավումը), см. наверху пример слова «долина»:

հաց [hac‘] – խաց [xac‘] - «хлеб»

համ [ham]– խամ [xam] – «вкус» и т.д., при том, под действие этого закона попадают именно те слова, которые в древнеармянском имели букву «հո» [h], а не слова с буквой «յի» [y], который потом стал произносится, а после советской реформы восточно-армянского правописания и писаться как «հ», յագենալ – հագենալ, յայտնուել – հայտնվել и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

CEPNYC джан, зря ты меня «выдал» :)

Без всякого преувеличения, некоторые наши студенты ни чуть не хуже меня, талантливое у нас новое поколение, а я всегда скучаю по студенческим годам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У меня такой вопрос к Арциву: Вы достаточно уверенно говорите о высокой точности компаративной лингвистики, в том числе в реконструкции быта носителей древних языков. Каким образом можно верифицировать ети результаты? Есть ли археологические подтверждения подобных реконструкций? В частности, можно ли говорить об успешом воссоздании жизненного уклада индоевропейцев, если даже место их обитания до сих пор окончательно не установлено?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

например, ни один язык мира не возьмет у другого слова «рука», «глаз», «язык», «небо», «солнце», «туча», «вода», «трава», «пшеница», «волк» и т.д.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Компот джан,

Ты, как мне кажется, не совсем правильно понял вежливый ответ Арцива. :)

Он, насколько я знаю, давно уже не студент, а именно специалист международного класса, занимающийся непосредственно вопросами лингвистики и этнографии.

Просто человек, он очень тактичный.

:hi:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, немецкое Kopf заимствование из «вульгарной латыни», но, насколько я знаю, не из caput «голова», а из cuppa «бочка, кадка». В средневерхненемецком (Mittelhochdeutsch) слово имело значение «череп», которое уже в нововерхненемецком (Neuhochdeutsch), будучи изначально презрительной или уничижительной формой, постепенно вытеснила первичное слово Haupt «голова», которое сейчас в немецком используется в этом значении исключительно в высоком стиле.

Интересными типологическими примерами могут служить итал. testa, франц. tête «голова» < лат. testa «черепица, глиняный сосуд, горшок, кувшин», но в итальянском также есть capo «голова» < лат. caput «голова».

В случае с «головой» такие замены довольно часты: ср., русс. голова – башка (< тюрк. baş), арм. գլուխ [glux] – քյալլա [kyalla] (< перс. kalla), правда в русском и армянском процесс не закончился: оба слова имеют презрительно-уничижительный оттенок и типичны в основном для разговорной речи. В древнеармянском еще было и высокопарное слово: կառափն [kar‘ap‘n] «голова, череп» (ср., др.-инд. kаrраrа «череп, скорлупа», др.-исл. skarfr «обрубок, пень», немец. Scherbe «черепок»), которое в современном армянском сохранилось лишь в слове կառափնարան [kar‘ap‘naran] «эшафот».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У меня такой вопрос к Арциву: Вы достаточно уверенно говорите о высокой точности компаративной лингвистики, в том числе в реконструкции быта носителей древних языков. Каким образом можно верифицировать ети результаты? Есть ли археологические подтверждения подобных реконструкций? В частности, можно ли говорить об успешом воссоздании жизненного уклада индоевропейцев, если даже место их обитания до сих пор окончательно не установлено?
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Еще раз большое спасибо, Арцив джан. Но к сожалению, на мо вопрос вы так и не ответили. Вопрос был о ВЕРИФИКАЦИИ. Ведь любая научная гипотеза, даже самая убедительная, должна быть подтверждена другими методами. Вот вы столько написали о циганах, осталось только написать - каковы доказательства. Есть какие либо документальные свидетельства всех вышеописанных миграций циган, кроме упомянутой не дошедшей до нас главы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

С одной стороны, очень убедительное сходство. Но с другой, вы сами говорили, что не менее убедительное (во всяком случае на слух) сходство между армянским her и английским hair - всего лишь случайное совпадение. Так вот, на основании чего в одном случае сходства достаточно, чтобы метод верифицировал сам себя, без привлечения дополнительных источников, а в другом - можно также, без каких либо подтверждений, просто списывать сходство со счетов? Извините мой дилетантизм, но по моему, признак настойего профессионализма - уметь все обьяснить дилетантам, так что жду разьяснений :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Опять таки чтобы не вдаваться в профессиональные подробности:

При желании можно найти пару-тройку слов с почти идентичным звучанием и семантикой (случайные совпадения) между любимы двумя языками, скажем, между армянским и корейским. Однако в цыганских диалектах число «идентичных» с армянским слов превышает сотню, что не может быть случайным совпадением.

Более подробно о случайных совпадениях и о многом другом можно читать:

http://www.philology.ru/linguistics1/toporov-90.htm

http://www.philology.ru/linguistics1/yakhontov-80.htm

P.S. По-моему, признаком настойего профессионализма исключительно является «профессиональное мастерство» и обязательное желание и умение передать свой профессионализм своим «ученикам» и тем самым создавать «школу».

А так, например, профессионал в области атомной физики, не может популярно объяснить нюансы сложного процесса цепной реакции, профессионалу историку, но дилетанту в физике, который не имеет четкого представления об атоме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   1 пользователь, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    1 гость
    Левон Казарян
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...