Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

КТО ТАКИЕ ГАЙКСОСЫ ?


Patologist

Рекомендованные сообщения

только господин является достойным противником господина. В данном случае только бог может быть противником бога.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 270
  • Создано
  • Последний ответ

"Например со стороны Бэла в битве участвуют титаны - явно не люди. Со стороны hайка - таковых нет.'

Артур, по Хоренаци, который ссылается на Мар Абаса Катину, hАйк сам был из титанов:

"Грозны и величавы были первые боги... От них отделилос поколение великанов... Одним из них был Иапетостеев Хайк, именитый и храбрый нахарар, меткий стрелок из лука".

М.Х. кн.I гл. 10

Следовательно и потомки hАйка, cражавшиеся с ним плечо к плечу c белом-мардуком, были титанами...

Кстати, в этом отрывке неплохо прослеживается генеалогия hАйка как бога.

Лук же hАйка имеет отличную параллель с луком его противника бела-мардука.

"Я не исключаю что в дальнейшем армянская мифология и hайка подняла на уровень бога , хотя изначально, возможно, он был (воспринимался) именно человеком - бунтарем.

Его бунтарство также отражено в легендах."

Здесь как раз имел место обратный процесс, - от бога к человеку...

Версия дошедшая до нас - cуть эпическая и как бы историзированная версия деяний бога.

Также см. Мгера "Сасна Црер".

"Опять же, если можно объяснить эпизод с "подвигом мужества" с другой позиции я с интересом выслушаю. Немного странно называть подвигом мужества выстрел из лука если речь идет о поединке равных."

Ничего в этом нет странного. Арамазд тоже назывался "мужественным".

Параллель с луком бела-мардука я уже привел.

"Если Вы лучше осведомлены о древней религии Армении проясните пожалуйста вопрос - было ли в Армении противостояние солнцепоклонников с огнепоклонниками."

Возможно. - Как противостояние национального условно(!) "митраизма" c иранским зороастризмом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот немного подробней о луке как божественном оружие. О луке мардука в том числе:

"...Заключая завет с Ноем, Бог дает знамение того, что в будущем потоп не повторится. Этим знамением является радуга на небе. Еврейское слово qeshet, использованное в Быт.9,13, означает также боевой лук. В этом смысле рассказ о радуге как знаке завета, может быть понят в том смысле, что Бог в знак примирения отлагает свой боевой лук. Этот образ лука как божественного оружия возвращает нас к поэме «Энума Элиш», в которой именно с помощью лука Мардук убивает хаотическую власть воды, Тиамат..."

http://www.inst.by/basis/publ/publ-vavilonsk.html

бел-мардук в вавилонской коcмогонии с помощью лука убивает тиамат - воплощение хаоса.

В армянской космогонии hАйк тем же оружием, ради установления армянского космического порядка, убивает cамого бела-мардука...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати, бел-мардук являлся сыном Энки-Хайа.

Если шумеро-аккадский Энки-Хайа имеет некую связь с нашим hАйком, то "подвиг мужества" hАйка, кроме всего прочего, заключается в принесение в жертву собственного сына ради всеобщего спасения и благополучия...

Вау! - Христианские мифотворцы знали что говорили... :angel:;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тоже самое можно отнести к легеде о Араме , реальном царе противнике Ассирии . То есть противниками наших предводителей становились не люди , а наиболее почитаемые этими людьми Боги . В этом и есть миф , так как в реале было не так ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Тоже самое можно отнести к легеде о Араме , реальном царе противнике Ассирии . То есть противниками наших предводителей становились не люди , а наиболее почитаемые этими людьми Боги . В этом и есть миф , так как в реале было не так "

Вот именно. Поэтому попытки втиснуть нашу священную историю Патриархов в хронологию ральной истории ни к чему не приведут.

Вместе с тем, необходимо понимать, что кроме реальности исторической существует и реальность сакральная, где и имеет место "битва богов"...

Ход этих событий - отражение наших архетипов и духовного настроя. - Заглянув туда можно исследовать сущьность Божью, ибо наше духовное, наша душа, - частица от Него.

А насчет Патриарха Арама, по-cекрету скажу, что он является вторым воплощением hАйка... Сын Арама - Ара Прекрасный - воскресшей жертвой и Спасителем.

Вообще священная история Патриархов от hАйка до Ара таит в себе еще много тайн, расскрывая которые мы будем сильно удивляться на самих себя как нации... Слишком много, усилиями некоторых, позабыто и слишком многое поставленно с ног на голову.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"...расскрывая которые мы будем сильно удивляться на самих себя как нации..."

Здесь "удивляться" - плохо переводимый "зарманал".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот немного подробней о луке как божественном оружие. О луке мардука в том числе:

"...Заключая завет с Ноем, Бог дает знамение того, что в будущем потоп не повторится. Этим знамением является радуга на небе. Еврейское слово qeshet, использованное в Быт.9,13, означает также боевой лук. В этом смысле рассказ о радуге как знаке завета, может быть понят в том смысле, что Бог в знак примирения отлагает свой боевой лук. Этот образ лука как божественного оружия возвращает нас к поэме «Энума Элиш», в которой именно с помощью лука Мардук убивает хаотическую власть воды, Тиамат..."

http://www.inst.by/basis/publ/publ-vavilonsk.html

бел-мардук в вавилонской коcмогонии с помощью лука убивает тиамат - воплощение хаоса.

В армянской космогонии hАйк тем же оружием, ради установления армянского космического порядка, убивает cамого бела-мардука...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Пожалуста, Артур.

"но когда читаешь про битву есть впечатление что битва все же не равна..."

Наверно это впечатление создается от того, что Бел представлен как властелин всей земли.

Хоренаци пишет:

"...Так как каждый старался там обрести власть над другими, в буйстве вонзая меч в бок своего собрата, то Белу и выпала в то время удача завладеть всей землей. Хайк же, не желая подчиниться ему... отправляется в землю Арарадскую..."

М.Х. I:X.

Впрочем, Хоренаци отмечает, что борьба разгорелась между "собратьями", т.е. в принципе между равными...

Там же он пишет:

"...Cей Хайк...cлавился среди великанов своей храбростью и выступал против всех, кто стремился к единоличной власти над всеми великанами и богородными героями..."

Т.е., опять же, hАйк - один из "великанов" и "богородных героев".

"тт.к. упоминая титанов в войске Бэла Хоренаци ни разу не упоминает что противостояли им равные по силе или габаритам воины."

Это не так, Артур. Наверно просто Вы невнимательно читали:

"...Когда великаны обеих сторон сошлись... Немало было повержено там лезвием меча на землю могучих мужей с обеих сторон, и обе стороны оставались непобежденными в сражение..."

М.Х. I:XI.

Т.е. Хренаци, кроме того, что называет великанами воинов обеих сторон, как бы подтверждает и равенство cил обеих воинст в целом. И только "подвиг мужества" hАйка решает исход битвы в нашу пользу...

"Насчет противостояния огнепоклонников и солцепоклонников я имел ввиду более глубокий пласт по примеру противостояния матриархата и патриархата."

Не думаю. Хотя и условно (!) "митраизм" намного древней зороастризма, но он вряд ли являлся идеологией и религией матриархата. Cлишком огромную ценность в его этике представляет понятие о мужестве, верности cлову, долге, cправедливости и правде.

- А западные митраисты даже вообще не принимали женщин в свои ряды...

"Есть мнение что считая себя потомками Солнца и поклоняясь ему солнцепоклонники считали огнепоклонников "низшей кастой", даже возможно что солнцепоклонники запрещали поклонение солнцу тем кого считали ниже по происхождениюю и давали поклоняться только огню как подобию солнца."

Интересно. Если есть больше информации, пожалуйста, расскажите...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сорри.

"Т.е. Хоренаци, кроме того, что называет великанами воинов обеих сторон, как бы подтверждает и равенство cил обеих воинст в целом. И только "подвиг мужества" hАйка решает исход битвы в нашу пользу..."

Кто подскажет, как редактировать свои опечатки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"тт.к. упоминая титанов в войске Бэла Хоренаци ни разу не упоминает что противостояли им равные по силе или габаритам воины."

Это не так, Артур. Наверно просто Вы невнимательно читали:

"...Когда великаны обеих сторон сошлись... Немало было повержено там лезвием меча на землю могучих мужей с обеих сторон, и обе стороны оставались непобежденными в сражение..."

М.Х. I:XI.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"«Знай, великий среди богородных героев, сообщает он, что Бел идет на тебя, собрав бессмертных героев и бойцов-великанов ростом до небес. " Т.е. видно что помимо великанов были и бессмертные герои (боги?) в войске Бэла. Т.е. не великаны?"

Наверно Кадмос под "бессмертными героями" имел в виду "богородных героев" из уже приведенного отрывка:

"...Cей Хайк...cлавился среди великанов своей храбростью и выступал против всех, кто стремился к единоличной власти над всеми великанами и богородными героями..."

В любом случае, после этого сообщения Кадмоса: "...разумный и мудрый великан (hАйк, - Ш.), густокудрый и с искрящимися глазами (хорошая параллель с cолнцеоким Ваагном - "ев ачкункн еин арегакунк", - Ш.), поспешно собирает своих сыновей и внуков..."

Из этого отрывка можно cделать предположение, что "бессмертные" и "богородные герои" - cуть божества младшего поколения "сыновья и внуки" cтарших богов... А выражение "богородные" очевидным образом может подтвердить это предположение.

Кстати, "разумный и мудрый" - постоянный эпитет шумеро-аккадского Энки-Хайа... :wow:

" Я имел ввиду не увязку солнцепоклонничества с матриархатом (или патриархаатом), а степень древности противостояния солнцепоклонников и огнепоклонников. Т.е. имеется ввиду что это противостояние было задолго до того как появились армянский митраизм и персидский зороастризм. Возможно, даже что разделение армяно-греко-иранской группы и переселение , в частности иранцев, произошло на почве конфликта солнцепоклонников с огнепоклонниками"

Интересная гипотеза. А подробней можно?

"надеясь что у Вас, или других форумджан, будет какая то информация по теме..."

Нет, у меня такой информации нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"густокудрый и с искрящимися глазами"

Также неплохая параллель Гисане, "косматому", прототипу таронского Карапета, поразившего "лезвием меча" женщину, дерзнувшую вступить в его священные пределы, требуя равного к себе отношения как к женщине...

Наверно на самом деле была некая градация по половому признаку.

Храмы Ваагна и Астхик были раздельны, но находились в единном комплексе... Вероятно ради раздельного посещения полов.

Я за неё. Карапет был неправ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Даааааааааааа...

Ха-ха. Только что я сам показывал как быть с цытатами, а у меня самаго не получилось... Бывает и так.

Но Ширванзаде джан, я опысал правильно...

Ну и ну...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
        • Like
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   1 пользователь, 1 анонимный, 2 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    2 гостя
    1 анонимный
    Левон Казарян
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...