Jump to content
Sign in to follow this  
cartesius

Армянская Мифология

Recommended Posts

Арамазд — верховный бог в древнеармянском пантеоне, отец богов. Имя его происходит от имени иранского Ахурамазды (Ормизд), верховного бога персов, олицетворявшего доброе начало в персидской дуалистической ре­лигии. Злое начало было представлено Ангхро-Манью (Ахриманом), который в армянском язычестве отсутствует, как и отсутствует упомянутый дуализм, чем армянская языческая религия принципиально отличается от иранского зороастризма. Мовсес Хоренаци сообщает, что в армянском пантеоне существовало четыре Арамазда. В эллинистический период Арамазд в Армении сопоставлялся с Зевсом.

[ссылка] http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Horen/primtext12.htm

Edited by lilit

Share this post


Link to post
Share on other sites

Арэв, Арэгак — «Солнце», в переносном значении — «жизнь».

В армянской мифологии: персонификация Солнца, иногда в виде колеса, излучающего свет, чаще в образе юноши. Согласно мифам, дворец Арэв находится на Востоке, на краю света.

Вечером, воспламенённый и усталый, Арэв возвращается к матери (заход Солнца по-армянски — «майрамут», «вход к матери»). Арэв купается, мать вытаскивает его из воды, укладывает в постель, кормит грудью. Отдохнув, он снова пускается в путешествие.

По другому мифу, Арэв купается и отдыхает в озере Ван, на дне которого находится его ложе. Перед рассветом ангелы облачают Арэв в огненную одежду. Когда Арэв умывается, горы и равнины покрываются росой.

На высокой горе на Востоке поднимаются 12 телохранителей Арэв и огненными посохами ударяют по горе, которая вместе с другими горами преклоняет свою голову перед царём Арэв. Тогда Арэв, голова которого покрыта огненными волосами, поднимается на небо. По некоторым мифам, Арэв сопровождает огромная птица, её крылья раскрыты, чтобы от лучей Арэв не загорелась Земля. Арэв мчится по небосводу, сидя на льве. Лев своим огромным мечом защищает его от злых духов.

Культ Арэв с древних времён был распространён среди армян. В V веке до н. э. в жертву богу Солнца приносили лошадей. Ещё в XII веке в Армении существовали сектанты — солнцепоклонники (арэвордик), преследуемые армянской христианской церковью.

Восьмой месяц древнеармянского календаря и первый день каждого месяца назывались Арегом (т. е. Арэв). Следы культа Арэв сохранились в народных молитвах и клятвах до XX века.

В современной мире имя бога Солнца также встречается. В честь него названа общественная организация «Арегак», армянский коньячный завод и коньяк — «Арегак».

ссылка

Edited by lilit

Share this post


Link to post
Share on other sites

Астхик (Астгик или Астлик) (от армян. звёздочка) — в армянской мифологии богиня плотской любви и воды, возлюбленная бога грозы и молнии Вахагна (Ваагна). Её главный храм в Аштишате (к северу от современного города Муш в Турции) назывался «спальня Вахагна». Возможно также, что Астхик и Анахит — два имени одной и той же богини плодородия, любви и воды.

По старым преданиям, Астхик считалась в языческий период матерью-покровительницей природы и богиней медицины, аналогично египетской Изиде, ассиро-вавилонской Иштар или греческому Асклепию. Она же была известна в народе как богиня любви и красоты, покровительница девушек и беременных женщин. Согласно легенде, Астхик во время купания простирала туман над рекой, дабы засевшие на берегу молодцы не видели её наготы. Историк Агатангелос отождествляет Астхик с Афродитой, чем определяет её место в пантеоне армянских богов. Интересно и то, что культ Астхик был связан ещё и с орошением садов и полей и снабжением сел водой. Легенды рассказывают о превращении Астхик в рыбу — хорошо сохранившиеся каменные рыбообразные изваяния, называемые вишапами, представляют собой предметы культа Астхик. До сих пор в Армении празднуют праздник Вардавар, посвящённый Астхик, во время которого люди обливаются водой и дарят друг другу розы.

Имя Астхик является уменьшительно ласкательным к армянскому слову астх — звезда и переводится как «звёздочка». Это имя восходит к символу богини Афродиты (Венеры) — планете Венера.

Согласно мифам, Астхик , необычайная красавица, каждую ночь купалась в Евфрате там, где он течёт по узкому каменистому ущелью (местность Гургура, «грохот»). Чтобы любоваться обнажённой богиней, юноши зажигали огни на горе Дагонац (Таронская гора, в пределах современной Турции). Защищая себя от чужих взоров, Астхик покрывала туманом всю Таронскую долину.

Согласно другим мифам (возникшим, вероятно, после распространения христианства), Астхик - дочь Ксисутра (Ноя), рождённая после всемирного потопа. После смерти Ксисутра вспыхнула война за власть над вселенной между его сыновьями Зрваном, Титаном и Япетосом. Астхик уговаривает их прекратить раздоры. Титан и Япетос признают власть Зрвана, но ставят условием истребление всех его детей мужского пола, чтобы потомки Зрвана не властвовали над ними. После умерщвления двух сыновей Зрвана Астхик вместе с его жёнами спасает остальных, отправляя их на запад, на. гору Дьюцнкец.

ссылка

Edited by lilit

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вахагн (Ваагн) — древнеармянский бог-драконоборец.

Имя его происходит от имени иранского бога Вертрагна, парфянского Вархагна. В святилище на горе Немруд в Коммагене (Заевфратье), южнее Малатии, он назван Артагнесом и идентифицирован с Гераклом, так же, как и у Фавтоса Бузанда, армянского историка IV век в. Любопытно, что у Мовсеса Хоренаци он выступает в качестве человеческого существа, сына Тиграна Ервандяна (хотя тут же в гимне выяв­ляется его божественная сущность и описывается его рождение из лона при­роды — из ствола тростника), подобно тому, как в греческой мифологии Геракл, с которым Вахагн тут же сопоставляется, был человеком, сыном бога Зевса и смертной Алкмены, и лишь впоследствии был обожествлен и взят на Олимп.

ссылка

Edited by lilit

Share this post


Link to post
Share on other sites

Гисанэ — в армянской мифологии умирающий и воскресающий бог животворящей природы, ипостась Диониса. Другое наименование — Ара Прекрасный. Служители в храме Гисане назывались гусаны. Это наименование перешло в эллинистической Армении на актёров, т. к. театральное искусство было связано с культом предков.

Обряд погребения Гисане с участием гусанов был перенесён в церемонии похорон представителей знати. Дзайнарку-гусаны (оплакивающие) изображали подвиги усопшего «пением, показом и танцем под звуки пандпра» (Мовсес Хоренаци, V век).

ссылка

Edited by lilit

Share this post


Link to post
Share on other sites

Гишерамайрер — в переводе «Матери ночи». В армянской мифологии: персонификация ночной тьмы, злые ведьмы, со дня создания мира со змеями в руках преследующие Солнце. Вечером Гишерамайрер поднимаются из-под гор вверх на землю, чтобы поймать Солнце, но оно уже заходит. Тогда они все начинают дуть, и мир покрывается тьмой.

Гишерамайрер группами ищут Солнце в лесу, в горах, в деревнях. Не найдя его, через разрушенные мельницы и высохшие родники они спускаются под землю и продолжают поиски там. Едва они спускаются вниз, как на востоке поднимается Солнце. Если бы Гишерамайрер удалось увидеть Солнце, погибли бы все люди, а земля покрылась бы змеями (тьмой).

ссылка

Edited by lilit

Share this post


Link to post
Share on other sites

Жук у Жаманак (в переводе «время») — в армянской мифологии персонификация времени. Жук у Жаманак — седоволосый старик, сидит на вершине высокой горы (на небе).

Как распорядитель времени, держит в руках два клубка — белый и чёрный. Он спускает по одной стороне горы один клубок, при этом его разматывая, второй клубок он сматывает, поднимая его по другой стороне горы. Когда белый клубок (символизирующий день, дневное небо), разматываясь, доходит до низу, — светлеет и восходит Солнце. Когда Жук у Жаманак сматывает белый клубок, а чёрный (символ ночи, ночного неба), разматывая, спускает вниз, — темнеет и заходит Солнце.

ссылка

Edited by lilit

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лусин (в переводе «Луна») — в армянской мифологии: антропоморфная персонификация Луны. Согласно мифу, однажды юноша Лусин попросил у матери, державшей в руках тесто, булочку. Рассерженная мать дала пощёчину Лусин, от которой он взлетел на небо. До сих пор на его лице видны следы теста.

По народным поверьям, фазы Луны связаны с циклами жизни царя Лусин: новолуние — с его юностью, полнолуние — со зрелостью; когда Луна убывает и появляется полумесяц, наступает старость Лусин, который затем уходит в рай (умирает). Из рая он возвращается возрождённым (мифологема умирающего и воскресающего бога).

Во многих мифах Лусин и Арэв (персонификация Солнца) выступают как брат и сестра. Культ Луны у армян был широко распространён. Новолунию приписывалось магическое действие, как плодотворное (способность исцелить от ряда болезней и др.), так и вредное (дурное влияние на новорождённых); к нему приурочивались культовые церемонии и моления. Солнцу и Луне были поставлены многие храмы, главный из который находился в Армавире (столица и религиозный центр древнеармянского государства).

ссылка

Edited by lilit

Share this post


Link to post
Share on other sites

ДУХИ

Аждаак (Ajdahak)

Человеко-вишап (полудракон).

Арагил (Aragil) («аист»)

Защитник полей. Согласно некоторым мифам, в стране своего обитания Арагил – люди, земледельцы; они надевают перья перед перелетом в Армению; улетая из нее, приносят в жертву богу одного из своих птенцов.

Вишап (Vishap)

Крылатый дракон, с огненной пастью

В армянских мифах, драконы, хтонические существа (в древней Армении изображались в виде огромной рыбы).

Грох (Grogh) («пишущий», «записывающий»)

В армянских мифах дух смерти, персонификация, ипостась духа смерти Огеара. Грох на лбу человека при его рождении записывает его судьбу (определяет которую Бахт); на протяжении жизни человека Грох отмечает в своей книге его грехи и благие поступки, которые должны быть сообщены на божьем суде.

Дэв, Дайва (авестийский), Див (фарси), Деус

Злой дух, великан покрытый шерстью. Очнеь напоминает циклопов, но в отличие от них двуглазый.

Жук у Жаманак (Juk u Jamanak) («время»)

Персонификация времени. Жук у Жаманак – седовласый старик, сидит на вершине высокой горы (на небе). Держит в руках два клубка – белый и черный. Он спускает по одной стороне горы один клубок, при этом его разматывая, второй клубок он сматывает, поднимая его по другой стороне горы. Когда белый клубок (символизирующий день, дневное небо), разматываясь, доходит до низу, – светлеет и восходит солнце. Когда Жук у Жаманак сматывает белый клубок, а черный (символ ночи, ночного неба), разматывая, спускает вниз, – темнеет и заходит солнце.

Мардагайл (Mardagayl) («человек-волк»)

Человек-оборотень (обычно женщина-оборотень), обладающий способностью превращаться в волка.

Амбару (Hambaru)

Дух амбаров и хлевов. Требуют к себе доброго отношения, в противном случае мстят хозяевам строений.

Пай (Pay), Тнапай, Антарапай, Мардапай, Пайапис

Дух-хранитель, домовой. В зависимости от отношения к нему, может быть добрым или вредным. Различались разный виды пайев в зависимости от названия: Тнапай – домовой, Антарапай – леший, подобный греческому пану (он также подобен дикому козлу).

Пери (Pheri)

Прекрасная фея. Пери всегда отличается особой красотой, что в некоторых случаях может оказаться губительным для человека.

ссылка

Edited by lilit

Share this post


Link to post
Share on other sites

ЦАХКАЗАРД

(Вербное воскресенье)

Смыслом праздника "Цахказард" является встреча весны, которая сопровождается посадкой деревьев и знаменует счастливое и плодовитое соединение молодых.

Цахказард (Царзардар) - праздник в предпоследнее воскресенье Великого Поста (за неделю перед Пасхой (Затиком), истоки которого пришли из далеких дохристианских времен. Большая часть церемоний этого праздника посвящена пробуждению весны. Именно весной природа начинает пробуждаться и цвести, из чего следует, что название праздника Цахказард связано с обилием цветов. Другое название этого праздника Царзардар (украсить дерево) опять-таки символизирует приход весны, и в знак этого люди украшали свои дома и дворы освященными ветками вербы или оливы, хранили их для защиты от урагана, метели, а затем сжигали и пепел рассеивали по ветру для защиты от бед. Народ в освященных ветках видел загадочную силу, с помощью которых мог противостоять перед стихийными бедствиями природы.

В прошлом в праздник Цахказард был обычай украшать цветными лентами деревья, растущие неподалеку от церкви, и развешивать на ветках плоды, что символизировало также и связь с культом плодородия.

По некоторым источникам, Цахказардом считают праздник прихода Иисуса Христа в Иерусалим, который отмечается за неделю перед Пасхой (Затиком), однако ни в библейских историях, ни в Новом Завете нет ни слова о цветах.

Цахказард также молодежный праздник. Об этом свидетельствуют совершаемые в праздник ритуалы. В этот день парни и девушки надевали все самое красивое. Молодые парни с корнем вырывали молодую иву и украшали ее ветки разноцветными кусочками материи (вновь вспомним название "Цахказард"), чтобы отнести ее своей любимой девушке. Следы этого обычая сохранились в некоторых селах и по сей день. В чем суть обычая. Немного отдохнув днем, к полуночи юноши спешили в церковь. И первый из них, кто успевал раньше всех, звонил в колокол, а другие шли будить священника. Служба длилась до рассвета. Утром после освящения деревьев, народ, в особенности молодые, сорвав с деревьев по одной ветке, несли их домой, сажали в землю или вешали под потолком. Этой же ночью, по предварительной договоренности, проводились обручения новоиспеченных пар. Все это сопровождалось народными песнями и плясками.

Обычай этот имеет прямую связь со смыслом и идеей праздника - пробуждение и расцвет природы. В Цахказард, несмотря на то, что был Пост, готовились сладости и другая вкусная еда.К сожалению, сегодня эти обычаи во многом не сохранились.

ЗАТИК (ПАСХА)

Затик (Пасха), олицетворяющая пробуждение природы, самый долгожданный и большой в ряду армянских праздников.

По решению, принятому Вселенским Собором в 1325 году, он отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. День Пасхи колеблется от 22 марта до 25 апреля, в течение 35 дней. Пасха празднуется пышно и организованно.

Первая и основная идея праздника - пробуждение природы, определение и разделение времен года. Слово "разделение" здесь символизирует также освобождение природной окраски от серости и однообразия. Это время, когда земля покрывается красками, расцветают деревья, бурлит жизнь. И разве не это праздник? Как можно не отмечать и не праздновать пробуждение природы весельем и жертвоприношением? Раскрашенные в разные цвета яйца - символ весенних красок.

По некоторым источникам, слово "Затик" означает освобождение, т.е., окончание великого Поста и освобождение от его ограничений, когда люди, очищая тело и душу сорокадневным Постом, наконец получают право пользоваться пищей животного происхождения. И поэтому все несли по яйцу в церковь на вечернюю службу и после ее окончания съедали его.

Люди готовились к празднику с большим торжеством. Заранее убирали дома. В субботу рано утром подростки начинали играть в яйца. Старшие голодали. Предпраздничный ужин состоял из плова, тушенной зелени и рыбы. В этот день всей семьей или большими группами люди совершали паломничество в находящееся за деревней святые места. Паломники несли с собой ягненка для жертвоприношения, вино, яйца, лепешки и молочные продукты.

Посещение кладбищ родственников в Пасху в некоторых местах совершалось в воскресенье после службы, а в других местах - в понедельник.

Христианское толкование Затика связано с идеей воскрешения Христа.

ВАРДАВАР

В ряду армянских традиционных праздников Вардавар самый большой летний праздник, который отмечается после Пасхи (Затика) по истечении 14 недель. В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик, в чей храм паломники возлагали на священное место букеты из роз и совершали жертвоприношения.

После принятия христианства праздник внешне изменился, но сохранил свою суть. Церковь заменила его праздником Преображения Христа, который по армянскому календарю отмечался в первый день месяца Навасард, 11-го августа. В последствии праздник нового Преображения переместился на первое воскресенье через 14 недель после Пасхи. Вардавар отмечается в течение 35 дней, с 28-го июня по 1-е августа.

Слово "Вардавар" имеет разные значения. В одном из вариантов, слово "Вардавар" состоит из корней "вард (уард)" - "вода" и "вар" - "мыть, поливать", означает "опрыскивать водой", что и составляет смысл праздника.

Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, кто из чего может, невзирая при этом ни на возраст, ни пол, ни на общественное положения. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой. В прошлом праздник сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей. Если голубь трижды кружился над крышей дома его любимой, осенью ее выдавали замуж.

Иная картина наблюдалась в горной местности, где климат сравнительно прохладный. Здесь главная роль отводилась жертвоприношению животных, дальнему паломничеству, веселью. Люди с двухдневным припасом еды шли к святым источникам, вели с собой украшенных для жертвоприношения животных, которых приносили в жертву, надеясь на милость богов.

Как и другие традиционные праздники, "Вардавар" также несет в себе смысл плодородия. Вардавар единственный в своем роде праздник, который знаменует объединение всей семьи, всего рода, и не случайно, что в этот день принято навещать своих родителей и родственников.

Другое значение праздника включает в себя любовь, которая олицетворяется любовью бога Ваагн и богини Астхик. Некоторые исследователи Астхик называли праздник "Вардаматн", связывая слово "Вардавар" с корнем "вард (роза)". Даря розы и разливая розовую воду, она сеяла любовь по всей армянской стране, а Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь. Об этом свидетельствует и другое сказание. Однажды Астхик, услышав о том, что ее возлюбленный ранен, так спешит его увидеть, что пускается в путь босиком. По дороге, не замечая ничего вокруг, она изранила ноги о кусты роз, и цветы от ее крови стали красными. Вот так красная роза стала символом любви.

В некоторых сохранившихся обычаях: украшаться розами, обливать друг друга водой, выпускать голубей, - христианская церковь видит отзвуки старых традиций Библии, связанных с великим потопом, Ноевым голубем и т. д.

И сегодня этот праздник отмечается с большой шумом и весельем.

ссылка

Edited by lilit

Share this post


Link to post
Share on other sites

БАРШАМИН, Баршимниа, Баршам, в армянской мифологии божество, выступающее противником богов и героев (Вахагна, Арама и др.). Образ восходит, по-видимому, к западносемитскому Баалшамему, культ которого был распространён в Армении. Построенный в честь Б. храм и статуя из слоновой кости, вывезенная из Месопотамии Тиграном II (1 в. до н. э.) и установленная в селении Тордан (к юго-западу от современного города Эрзинджан в Турции), были разрушены после принятия в Армении христианства (4 в.).

ссылка

Edited by lilit

Share this post


Link to post
Share on other sites

НАНЭ, Нанэа, в армянской мифологии богиня, дочь верховного божества Арамазда. Имя Н. восходит к имени аккадской богини Нанайи. Предполагают, что в Армении почитание Н. было перенято от сирийцев. Культ Н. переплетался, по-видимому, с культом богини-матери Анахит, Н. чтилась также как Великая мать (в народной армянской речи имя Н. приобрело нарицательное значение - бабушка, мать). Скорее всего, Н. были присущи функции богини войны: в эллинистическую эпоху она отождествлялась с греческой Афиной.

ссылка

Edited by lilit

Share this post


Link to post
Share on other sites

АНАХИТ, Анаит, в армянской мифологии богиня-мать, богиня плодородия и любви; дочь (или жена) Арамазда. Культ А. возник в Армении, вероятно, под влиянием распространённого у различных народов Древнего Востока культа богини-матери. Возможно, первоначально А. и Астхик были именами одного божества. Постепенно А. и Астхик стали почитаться как две различные богини. С именем А. стал связываться в первую очередь культ плодородия (в этом сказалось влияние иранской богини Ардвисуры Анахи-ты.)', изменяется и характер культа А.: он теряет свой первоначально оргиастический характер. Её именуют «великая мать», «великая госпожа», «мать целомудрия», считают покровительницей армян. Культ А. был широко распространён в Армении до официального принятия христианства. Ей были посвящены многочисленные храмы (в храме в Ериза, современный Эрзинджан в Турции, была воздвигнута статуя А. из золота).

ссылка

Edited by lilit

Share this post


Link to post
Share on other sites

ШАМИРАМ, в армянской мифологии богиня любви и сладострастия (перенявшая функции Астхик и Анахит), царица Ассирии. Её имя, вероятно, восходит к имени реально существовавшей в 9 в. до н. э. царицы Ассирии Шаммурамат - невестки царя Салманасара III, воевавшего с царями Урарту. Согласно эпосу, переданному М. Хоренаци, сладострастная Ш. возжелала иметь своим мужем Ара Гехецика, властелина Армении. Когда все её ухищрения добиться его любви оказались тщетными, оскорблённая, она идёт на Армению войной. После гибели на поле брани Ара Гехецика Ш. продолжает вести распутный образ жизни. Сыновей, выразивших недовольство её поведением, она приказывает умертвить, оставив в живых лишь младшего сына Ниния. В покорённой Армении Ш. строит на берегу озера Ван великолепную летнюю резиденцию (город Ван), названную Шамирамакертом (с её именем эпос связывает и многие другие сооружения, приписывает ей также стелы с урартскими надписями). Когда Ш. отправлялась в Армению, управление страной она передавала остававшемуся в Ниневии родоначальнику мидян магу Зрадашту. Во время одной из отлучек Ш. он решает захватить царскую власть. Начавшая против него войну Ш. терпит поражение. Спасения она ищет в Армении, но там её убивает сын Ниний. Согласно варианту, Ш., убегающая от Зрадашта в Армению, изнемогая от жажды, останавливается по пути в поисках, где бы напиться. Её настигают воины Зрадашта близ моря (озеро Ван), тогда она забрасывает в море своё ожерелье-талисман, а сама превращается в камень (существовала песнь, связанная с этим мифом, - «Ожерелье Ш. в море»).

ссылка

Edited by lilit

Share this post


Link to post
Share on other sites
Грох (Grogh) («пишущий», «записывающий»)

В армянских мифах дух смерти, персонификация, ипостась духа смерти Огеара. Грох на лбу человека при его рождении записывает его судьбу (определяет которую Бахт); на протяжении жизни человека Грох отмечает в своей книге его грехи и благие поступки, которые должны быть сообщены на божьем суде.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Карт, ссылки поставь плиз

это элементарное уважение к людям поставившим эту информацию в сети

Share this post


Link to post
Share on other sites
Карт, ссылки поставь плиз

это элементарное уважение к людям поставившим эту информацию в сети

А я иx уже не найду... :*

Share this post


Link to post
Share on other sites

А мне очень симпатичен образ Ваагна и Астхик. :rolleyes: Они такие юные,прекрасные и так влюблены друг в друга. Мифологические Ромео и Джульетта с хэппи-эндом. :wub:

Share this post


Link to post
Share on other sites
А мне очень симпатичен образ Ваагна и Астхик.  :rolleyes: Они такие юные,прекрасные и так влюблены друг в друга. Мифологические Ромео и Джульетта с хэппи-эндом.  :wub:

Share this post


Link to post
Share on other sites

 Очень хорошо, что есть такая тема. Давно интересуюсь дохристианским периодом Армении, в частности мифологией, которая так богата персонифицированными существами. Жалко, что информация по некоторым мифологическим образом скудна. Было бы здорово обсуждать и делиться идеями по древнеармянской мифологии. В частности, обсуждать, предсавленные тут  персонажи. 

Edited by Agatangelos

Share this post


Link to post
Share on other sites
Гишерамайрер — в переводе «Матери ночи».

Sie kommen zu euch in der Nacht

Damonen Geister schwarze Feen (с) Rammstein

Адские персонажи, но уникальные в своём роде (по крайней мере мифологии других культур аналогов не встречала):

Гишерамайрер — в переводе «Матери ночи». В армянской мифологии: персонификация ночной тьмы, злые ведьмы, со дня создания мира со змеями в руках преследующие Солнце. Вечером Гишерамайрер поднимаются из-под гор вверх на землю, чтобы поймать Солнце, но оно уже заходит. Тогда они все начинают дуть, и мир покрывается тьмой.

Гишерамайрер группами ищут Солнце в лесу, в горах, в деревнях. Не найдя его, через разрушенные мельницы и высохшие родники они спускаются под землю и продолжают поиски там. Едва они спускаются вниз, как на востоке поднимается Солнце. Если бы Гишерамайрер удалось увидеть Солнце, погибли бы все люди, а земля покрылась бы змеями (тьмой).

ссылка

Что ещё можно добавить - есть поверье, что эти порождения преисподней помимо всех тех ночных пакостей, любят ещё похищать детей. [Легенды народов мира - Легенды Армении. Крон-пресс, 1996]

Жаль, что информации о них мало, также как и описания того как выглядят эти зловещие ведьмы - порождения преисподней. Тем не менее, не смотря на это, в современном искусстве есть варианты изображения этих воплощений тьмы. И тут мы должна отблагодарить Армодэя Моро (Артём Плужников) - замечательного живописца и представителя эстетики тёмных миров (к сожалению, из-за этой специализации у художника не раз были конфликты с церковью). Этому художнику, выросшему в Узбекситане, на мой взгляд, великолепно и с абсолютной точностью удалось изобразить, навевающих ужас прислужниц тьмы армянской мифологии.

Наслаждайтесь:   

Edited by Agatangelos

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну да, я такое тоже читал в сборнике армянской мифологии. Но очень хотелось бы знать источник такого изложения.

Сильно смахивает на творение тех, кто выскребал армянскую культуру, чтобы, наконец армяне "забыли дом отца своего"©(Агатангехос).

Девушки со змеями у меня не ассоциируются с христианским адом, скорее, с матерью Александра Македонского - жрицей, на всякий случай.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну да, я такое тоже читал в сборнике армянской мифологии. Но очень хотелось бы знать источник такого изложения.

Сильно смахивает на творение тех, кто выскребал армянскую культуру, чтобы, наконец армяне "забыли дом отца своего"©(Агатангехос).

Девушки со змеями у меня не ассоциируются с христианским адом, скорее, с матерью Александра Македонского - жрицей, на всякий случай.

По большому счёту, Гишермайрер у меня тоже ассоциируются с языческой нечистью (и, как ни странно, вызывают некоторую симпатию, ну как нормальные классические ведьмы:devil:). С другой стороны, не стоит забывать о том, что многие языческие образы, в т.ч. и даты переняты Христианством. Один из примеров - день празднования Дня Митры, трансформированный в Рождество

Share this post


Link to post
Share on other sites

Языческая "нечисть" - это то наше родное корневое мировоззрение, которое позволяло нам развиваться, а еврейская "чисть" - это та мерзость, благодаря которой дважды было уничтожено наше государство, результатом чего в итоге стал 1915 год.

Share this post


Link to post
Share on other sites

потрудись дочитать мысль до конца, авось поймешь ....

И вообще, твоя агрессия уже бьет черех край ... сделай одолжение, пересмотри свою позицию ...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну что делать? Трудное детство, каменные игрушки. Не всем повезло с толерантным окружением, опять же.

А потом ведь, отаруцюн как действует - он пытается тебя укатать. Тут два выхода - либо укатываешься, либо привыкаешь укатывать. Что выросло, то выросло. Не пересмотрю. Нас с дороги не свернуть, наше дело правое, мы победим.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я понимаю, но тогда при чём тут "нечисть"? Или известна армянская христианская мифология?

Это я образно "нечистью" назвала, имя в виду - силы тьмы. Ничего плохого абсолютно не подразумевая.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Не пересмотрю.

ну что ж ... так тому и быть ....

следующая порция агрессивных выпадов окажется последней .... :give_rose:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я правильно понимаю, что "языческая нечисть" - это изящная словесность, а "христианская мерзость" - это агрессия?

Просто для просвещения. Я атеист, если чо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Sign in to follow this  

  • Who's Online   0 Members, 3 Anonymous, 24 Guests (See full list)

    There are no registered users currently online

  • День рождения сегодня

    No members to show

×
×
  • Create New...