Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Армянская еда


Гость Джанбазеан

Рекомендованные сообщения

Гость Джанбазеан

“Армянская еда: факты, вымысел и фольклор”

Ирина ПЕТРОСЯН,

Дэвид АНДЕРВУД

ЛАВАШ

Лаваш в Армении — важная форма национального самоопределения и мудрости народа. Название “лаваш”, в основе которого глагол las (делать) и dough (паста), — аккадского происхождения. Армяне, большие мастаки по части интересных историй, основанных скорей на фантазии, нежели на исторических фактах, сложили немало сказок и легенд также о лаваше. Одна из самых известных восходит к языческим временам. На бракосочетании Бога войны Ваагна с богиней любви Астхик, гласит легенда, самый почетный гость, Бог всех Богов, Арамазд кладет на плечо невесты белый лаваш. По дороге ко дворцу лаваш падает с плеча Астхик, но взволнованная невеста не замечает этого. Раздосадованный Арамазд говорит Астхик: “Та, что роняет хлеб на землю, не может быть женой и матерью”. Свадьба была отменена, а Ваагн и Астхик так и не поженились, оставшись до конца дней своих любовниками... С тех пор класть лаваш на плечо невесты стало традицией.

Еще одна история уносит нас во времена древнего царства Урарту. Арам, царь Урарту, был взят царем Ассирии в плен. И говорит ассирийский царь Араму: “Ты будешь голодать 10 дней, а на 11-й мы будем с тобой состязаться в стрельбе из лука. Победишь меня — отпущу на волю. На следующий день Арам просит заслать гонцов в свой лагерь и доставить оттуда его доспехи. Его воины догадываются, что все это неспроста и тут кроется какая-то загадка. Всю ночь напролет они проводят в раздумье. Наутро ассирийские гонцы доставляют доспехи Арама, не подозревая о том, что внутри колчана спрятан тонкий лист лаваша. Арам берет колчан и говорит, что ему нужен другой, более красивый. Ассирийцы вновь отправляются в лагерь противника. Но и на сей раз им не удалось угодить Араму... Девять дней ассирийские воины ходили туда и обратно, не зная о том, что в колчане доставляют царю лаваш. На 11-й день Арам поверг своего врага и, вернувшись в Урарту победителем, издал приказ: печь только тонкий лаваш.

МАЦУН

То, что сцеженный мацун стал важнейшей частью армянской диеты, имеет под собой религиозные причины. Камац мацун — главный источник протеина армяне принимали в пищу во время 40-дневного поста. Особенно ценился так называемый серов мацун, с ярко выраженным привкусом сметаны. Мацун — универсальный продукт, используемый при приготовлении супов, салатов, а также в качестве гарнира. Мацун столь значим для армян, что армянский язык изобилует выражениями со словом “мацун”. “Обжегшись на супе, дует на мацун” — говорят армяне. Если верно, что мы есть то, что едим, значит, армянская нация — мацун. Что может делать армянин за пределами страны для того, чтобы найти свою аутентичность? Он ест мацун.

В 1929-м выходцы из деревни Чанкуш (Западная Анатолия), Коломбосяны, стали готовить йогурт в своей молочне в Андовере (Массачусетс). Среди первых клиентов были не только армяне, но и греки, евреи, итальянцы. Когда в 50-60-е годы йогурт завоевал популярность в Америке, Коломбосяны были признаны национальными экспертами в производстве йогурта (мацуна). По словам внучки Коломбосянов, ее бабушка Роза Коломбосян была одной из первых, кто готовил продукт из молока, полученного от коров и коз, разводимых на собственной ферме.

ХОРОВАЦ

Армянам нравится задавать вопросы, предполагающие позитивный ответ. “Есть ли что-нибудь, что британцы могли бы научиться делать у армян?” — спросил как-то один из армянских журналистов в интервью с послом Соединенного Королевства в Армении Тордой Эббот-Уотт. “Делать хоровац” — был ответ. Так что, если вы хотите проявить любезность (и быть политически корректными), скажите что-нибудь о... хороваце.

ХАШ

Если армянин, делая серьезное лицо, говорит, что в выходной с 9 до 11 утра будет очень занят, это означает, что он приглашен на хаш, — густой суп из рубцов и ножек, круто сдобренный чесноком. Хаш — настоящее испытание для вкуса. Многие западники предпочитают голодать, нежели есть хаш. “Помилуйте, как это можно, есть коровьи копыта?!” Но не стоит зажимать нос и кривить губы от отвращения: хаш, почитаемый в Армении, совершенно не отдает грязными коровьими конечностями. Впрочем, хороший хаш умеет готовить далеко не каждый. Лишь опытные люди знают маленькие хитрости и технику приготовления этого блюда. Готовка хаша — промывание, замачивание, удаление волосков и доведение ножек до идеальной чистоты — процесс трудоемкий. Хорошая армянская жена всегда имеет при себе пару пинцетов. Один — для выщипывания собственных бровей и удаления... волос на лице, другой — для удаления остатков волос на коровьих ножках.

В конце 19 — начале 20 вв. столицей хаша был Тифлис. Именно хаш был основным блюдом в меню тамошних духанов. Этот густой суп был также основной пищей амбалов и мшаков, которые ели хаш, чтоб восстановить свои силы после тяжелого рабочего дня.

Водка — неотделимая часть хашного ритуала. Наш друг, большой знаток хаша, любит повторять: “Есть хаш без компании — все одно что пить водку под одеялом. — И, пропустив несколько рюмок, добавляет: — Хаш без водки, как танец живота без пупка”.

Грузины называют хаш “хаши”. Эта невзрачная буковка, которую они добавляют к названию армянского блюда, приводит армян в ярость: подобная семантическая вольность воспринимается ими как коварная попытка присвоить национальное блюдо. Впрочем, в результате подобных “шовинистических” поползновений не только хаш получил в конце лишнюю букву, но также и лаваш, ставший грузинским лаваши, и мацун — мацони.

АНУШ ЛИНИ!

Гостеприимство у армян — неотъемлемая часть национального самосознания. Армянское слово “БЭП»с” (друг) означает “есть вдвоем”. Армяне, как никто другой, любят принимать гостей. Отношение к тем, кто небольшой охотник до “утел-хмел”, выражено в следующей пословице: “Самый скупой человек хотя бы раз в жизни приглашает гостей. Когда он предлагает свое бренное тело могильным червям”.

Количество еды на столе зачастую важней качества блюд или способа их приготовления. Для армян нет ничего позорней, нежели нехватка еды на столе. Выражение “сеганин тех чка” — лучший комплимент. В ритуале гостеприимства есть еще один примечательный момент: полагая, что гость стесняется угощаться, хозяин бдительно следит за тем, чтоб его тарелка не пустовала, и постоянно накладывает все новые и новые порции еды. Все попытки остановить эту лавину бесполезны. Вот басня, где философия армянского гостеприимства проявляется во всем своем блеске. Стоят рядом два верблюда. Один пытается просунуть другому в пасть лист хмеля. “Зачем ты это делаешь? — спрашивает второй верблюд, — мы уже вдоволь наелись колючек”. Первый верблюд отвечает: “Это не колючка (чбхЯ). Мне сладко (іЭбхЯ) оттого, что я угощаю тебя. Этим я выражаю свое уважение к тебе...” Так что “ануш лини!”

Перевод

Жасмен ИСРАЕЛЯН

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...
  • Ответы 6
  • Создано
  • Последний ответ

Настоятельно прошу не политизировать тему. Оставим каспийскую неминерализированную соль каспийцам, а наша солёная пусть остаётся нам

и не оффтопьте плиз - это опасно

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1.“В конце 19 — начале 20 вв. столицей хаша был Тифлис.

2....Грузины называют хаш “хаши”. Эта невзрачная буковка, которую они добавляют к названию армянского блюда, приводит армян в ярость...

3... не только хаш получил в конце лишнюю букву, но также и лаваш, ставший грузинским лаваши, и мацун — мацони.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

после хаша

может быть кто-нить из поклонников этой овцы

скопировал её бредятину о том что в своей кулинарной книге армяне

потому так напирают на соль что этим хотят обосновать свои претензии

на нахичеван (где есть соляные копи) и на выход к чёрному и каспийскому морям (где вода - солона)

если есть - дайте и мне скопировать

хочу показать друзьям азербайджанцам в москве

они от умников из баку тоже постоянно угорают - вот мы на хаше это и обсудим

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
        • Like
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   1 пользователь, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    1 гость
    Левон Казарян
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...