Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Прощание с читающей нацией


Kornelij Glas

Рекомендованные сообщения

Прощание с читающей нацией

Сегодня в России отмечается День учителя — один из самых заметных и при этом не самых помпезных профессиональных праздников. Впрочем, новая дата — 5 октября — пока остается непривычной, и многие продолжают по советской традиции считать Днем учителя первое воскресенье октября. Но от перестановки дат не меняется суть — это день педагога, преподавателя и, в первую очередь, день школьного учителя. В этот день принято говорить не столько о достижениях, сколько о проблемах отрасли. Например, сегодня логично раскрутить тему низкой зарплаты учителей, ужасающего пред- или даже поставарийного состояния школьных зданий, старения педсостава и мифического снижения качества школьного образования...

Но хочется поговорить о другом. Поговорить об объекте приложения учительского таланта (или его отсутствия). Поговорить об учениках, о детях.

В школьные годы чудесные, когда День учителя без зазрения совести переименовывался в день мучителя, мы, помнится, пели песенку «Детство наше золотое, ты светлее с каждым днем». Представить себе сегодня хор школьников с подобной песней очень сложно. Но попытаться можно...

Выстраивается, значит, такой хор. Частью это виннипухоподобные мальчики и девочки в относительно модной и новой одежде, у некоторых на отсутствующих по причине лишнего веса шеях висят мобильники, некоторые украдкой хрустят чипсами и хлюпают кока-колой, роняя капли и крошки на обширные животики. Рядом с ними, сорняками на капустной грядке, торчат длинные и тощие существа в обносках с чужого плеча, причем одни весело улыбаются, пихаясь острыми локтями, а другие с затаенной ненавистью разглядывают своих пухлых соседей. Большинство поющих — сутулы и узкоплечи, очень многие — в очках, у иных не хватает дыхалки, чтобы долго тянуть нужную ноту. Часть хористов все время мерзнет, другие, напротив, алеют румянцем гипертоника. Обязательно есть три-четыре веселых милых личика, стройные подтянутые фигурки, в бантиках или в галстучках — независимо от степени модности одежды. Да, такие еще есть — это те 32% детей, которые сегодня рождаются в России здоровыми. А остальные 70% больны. В основном это заболевания опорно-двигательного аппарата и пищеварительной системы, встречаются сердечно-сосудистые, эндокринные патологии.

Как следует из доклада замглавы Минздравсоцразвития Владимира Стародубова, количество детей-инвалидов в 2004 году достигло 717 тыс. — на 100 тыс. больше, чем в 2003 году. Уровень младенческой смертности, хотя и снизился с 15,3 до 11,6 на тысячу родившихся, все же в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. У 25% девочек фиксируются различные нарушения репродуктивной функции. Жаль, нет статистики по мальчикам. При этом всего сегодня в России 30 млн детей. Вроде бы немало. Но на 7 млн меньше, чем 10 лет назад. 7 млн — целый крупный мегаполис. Если тенденция останется прежней, еще через 10 лет в России будет уже 23 млн детей, потом — 16, потом — 9... О цифре в 2 млн даже думать не хочется. Но, возможно, придется, учитывая нарастающее нежелание женщин рожать. Впрочем, это тема отдельной статьи, касающейся не только экономики и политики, но, в немалой степени, и психологии — чего стОят хотя бы упорно вгрызающиеся в общественное сознание образы женщины-лолиты или женщины-карьеристки, не предполагающие материнства. В таких условиях профессия учителя в краткие (по историческим меркам) сроки может стать ненужной — ибо учить будет просто некого.

Однако вернемся к уроку музыки. Который уже закончился, и наш хор, превратившись в сметающую все на своем пути татарскую орду, ломанулся на переменку. Среди воплей, ора и гортанных индейских выкриков периодически слышатся немузыкальные ноты «...ля!». Масляными пятнами расплываются по потоку детской речи неистребимые «блины» — более мягкий вариант ноты «...ля!». Время от времени, пусть и пока нечасто, дети постарше вспоминают маму. Можно констатировать, что уровень грамотности подрастающего поколения неуклонно повышается, — лет 15 назад, помнится, целого ряда слов и выражений школьники просто не знали. Или не умели ими пользоваться. Даже если допустить, что ничего особенно страшного в раннем знакомстве с подобной лексикой нет — ребенок ведь зачастую просто не понимает, что именно он говорит, как ему ни объясняй. Как только поймет и если сочтет все «неопределенные артикли» излишними, сможет быстро от них избавиться. Но другие факторы неуклонно снижение грамотности показывают. Например, за те же последние 10 лет скорость и качество чтения российских школьников снизилась в среднем на 20%. Довольно средний десятиклассник довольно средней школы сейчас способен прочитать 160-180 слов в минуту. Усваивается при этом лишь 30% прочитанного. Между тем существует норматив, согласно которому средний десятиклассник должен читать 330 слов в минуту и затем — о ужас! — связно рассказать то, что было прочитано.

По данным исследований ООН, 15-летние россияне по грамотности чтения занимают сейчас 28-е место из 32-х стран Европы, Азии и Америки. Четвертое место с конца. Пусть даже падение грамотности — всемирная тенденция. Согласно этим же исследованиям, почти 50% американцев не в состоянии самостоятельно разобраться в автобусном расписании, а около четверти жителей туманного Альбиона практически не могут читать. Но ведь мы когда-то считались самой грамотной и читающей страной в мире. Как говорится, за державу обидно — будь наши дети больными, но умными, это был бы не самый лучший, но все же и не самый худший вариант. Пока же мы имеем в резерве поколение, как это ни страшно звучит, убогих дурачков. Разумеется, это усредненный вариант. По-прежнему может «собственных платонов и быстрых разумом невтонов российская земля рождать». Куда ж она денется... Но на фоне общей серой массы эти будущие платоны и невтоны регулярно будут вспоминать и другую цитату. Ту, которая «привел же меня черт родиться в России, да еще с талантом!». Невольно в этот ассоциативный ряд подвязывается и третья цитата: «...где властвует серость, к власти всегда приходят черные». И речь в оригинале идет вовсе не о выходцах из исламистстких стран, а всего лишь о церковниках. Кстати, интересно, сколько старших школьников смогут ответить, кто авторы трех вышеприведенных цитат?

Пока мы тут грустно рассуждали о будущем, у наших хористов закончился урок русского языка, и они весело помчались на физкуль... Нет — на физру. Небольшая справочка:

3 октября текущего года в Хабаровске на уроке физкультуры умер ученик 7-го класса. Причина смерти — острый инфаркт миокарда.

19 сентября текущего года после урока физкультуры в Ижевске скончался десятиклассник. Причина смерти — острая сердечная недостаточность.

В июне текущего года в городе Энгельсе Саратовской области во время сдачи зачета по физкультуре умер студент 1-го курса филиала Саратовского государственного технического университета.

В мае текущего года во время общегородских учебных сборов допризывной молодежи умер десятиклассник одной из школ города Ельца Липецкой области.

В мае 2004 года в Новгородской области на уроке физкультуры скончался 14-летний мальчик.

5 сентября 2003 года в Ханты-Мансийском автономном округе во время военно-полевых сборов скончался 11-классник Александр Бочанов.

Можно упомянуть и о питерском пацане, бросившемся под поезд, по версии следствия, из-за постоянных унижений со стороны учителя. Подобное самоубийство ребенка свидетельствует не только о скверном состоянии психологической подготовки учителей, но и о нечуткости одноклассников погибшего, и о серьезных проблемах детской психики.

Вернемся к физре. Сообщения о гибели детей во время спортивных занятий уже становятся чем-то обыденным. Примерно то же самое происходило в середине 90-х с сообщениями о потерях в Чечне. И если первые военные сводки тогда производили ужасающее действие, потом острота проблемы притупилась. А сейчас сообщения о взрывах, боестолкновениях и тому подобной «мужской» тематике уже вообще никого не волнуют. И даже героических мыльных опер наснимали — в пивно-водочном формате «для настояшчих мужуков!». Что-то подобное может нас ждать в ближайшие три-пять лет и в отношении детской и подростковой смертности. Прямо в школах. Прямо на уроках. Дети умирают от болезней, свойственных старикам или вусмерть заработавшимся людям среднего возраста. Причин тому множество. Но в первую очередь это уже упоминавшееся здоровье — скверное от рождения и дополнительно покалеченное за годы обучения в школе. Сейчас «рабочий день» младшего школьника длится примерно 10 часов. Это и непосредственно сидение за партой, и приготовление уроков, и дополнительные занятия, без которых в вуз не поступишь. Ученики старших классов вкалывают по 12-15 часов. В таком режиме не всякий взрослый сможет долго выдержать. В итоге из наших трех-четырех здоровеньких малолеток к окончанию школы останется хорошо если двое. А то и вовсе один. Остальные приобретут различные заболевания, из которых сколиоз, близорукость и невроз — далеко не самые тяжелые. Что делать? С этим вопросом как раз хочется обратиться к учителям — может быть у них, как у профессионалов, есть какие-нибудь задумки, с которыми можно было бы выйти на уровень местных парламентов, администраций или даже правительства страны?

Одним из возможных вариантов представляется достаточно ранняя узкая специализация школьного образования. С отсевом всех тех, кто не может или не хочет учиться «по-крупному». И ключевое слово здесь — именно «не может». Не секрет, что многие двоечники и троечники числятся «болванами» не из-за повышенной лености, а просто из-за врожденной тупости. Все претензии — к матушке-природе или к отцу-господу, кому как больше нравится. Одни детишки соображают лучше, другие — хуже, причем это вовсе не означает, что такие тугодумы заслуживают порки и ежедневных «вливаний». А ведь Пушкин ни черта не смыслил в точных науках, Стефенсон был эпически ленив, да поглядите на американского президента, наконец! Так что школьная характеристика — это не тавро на всю жизнь. Скорее даже наоборот — множество вундеркиндов с годами превращаются в ничем не примечательных взрослых. Так, может быть, действительно ввести в школах раннюю специализацию? Разумеется, привлекая к этому делу грамотных детских психологов и аккуратно работая с родителями, которые априори считают свое чадо гением, достойным от рождения как минимум нобелевки, а никак не ремесленного училища. «До кучи» можно было бы рискнуть реформировать систему школьных оценок, чтобы ярлыки «двоечника» и «троечника» навсегда исчезли из обихода. Вроде бы именно эти меры прописаны в реформе и программе присоединения России к Болонскому процессу. Жаль только, что инерция мышления — как среднестатистических родителей, так и таких же педагогов даже в новой системе найдет очередных «козлов отпущения». Здоровье же российских детей никакими оценками и Болонским процессом не поправишь — здесь нужна долгая и кропотливая работа как на уровне министерств (от Минфина до Минкульта), так и на уровне ясель, женских консультаций и призывных пунктов. И очень хочется пожелать учителям, чтобы они учили такой нужной и кропотливой работе на благо страны нынешних, пусть не самых гениальных и здоровых, но все же любимых и единственных детей России. С праздником!

Екатерина Изотова, ИА «Росбалт», Санкт-Петербург

http://www.rosbalt.ru/2005/10/05/229160.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 1
  • Создано
  • Последний ответ

В Италии тощих недокормленных детей днём с огнём не найдёшь, потому что они едят на уровне взрослых, потом у них очень плотный полдник, очень много сладкого и прочего. Они переживают, что у их пухлых детей повышенный холестерол в столь раннем возрасте может привести к заболеваниям. В России же, как впрочем я думаю, и в у нас в Казахстане есть голодающие семьи, которые варят суп из картофельной кожуры. Какое питание нормальное могут дать они детям, если сами перебиваются с копейки на копейку. И постоянные стрессы на этой почве, может скандалы из-за вечной нехватки денег и пятое и десятое, а отсюда и атмосфера в семье, где ребёнок становится нервным и больным. И конечно поменялось воспитание с советских времён. Раньше было всё запрещено, и выражаться в общественных местах, сейчас это открыто и по телевидению смотри сколько хочешь и где угодно. Кто сейчас из детей предпочтёт чтение книги видеоигре (в богатых семьях или кто может себе позволить)? Единицы. А у бедных наверное и денег нет купить книги. Стоят книги сейчас не копейки, как в советское время. Ну и рожать соответственно многуе необеспеченные не хотят по этой же причине. А как они смогут содержать детей? Рождаемость давно упала и не растёт, смертность повысилась. Ой, да всё поменялось с тех пор.

Жалко мне очень наших детей из бедных семей :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   1 пользователь, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    1 гость
    Левон Казарян
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...