Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Израиль от Эйлата до Арарата


Рекомендованные сообщения

Сразу признаюсь, оффтоп. Очень часто слышу про этот трафик. Что это?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 163
  • Создано
  • Последний ответ

Таронеци,я опять с вами не согласен. Ни к Ирану,ни к России,ни к Грузии я не отношусь отрицательно.Отношения между народами и госвами зависят от их интересов,сегодня интересы Армении, России, Ирана частично совпадают.не забывайте что с персами мы долго воевали.Для нас опасен не Иран персидский,а Атрапатакан,который стал зоной действия определенных спецслужб.а еще пару столетий назад наши отношения с греками были таковы,что вместо этнического названия применялись термины собака,еретик и т.д.Что касается Грузии,объективных причин для вражды у нас нет.Мы дружим с Россией, они враждуют,и грузин можно понять,ведь они потеряли свои исконные земли. А ситуация в Джавахке напряжена потому,что они не без основания видят потенциальную опасность в том, что россия может использовать нацменьшинства как базу для вмешания во внутренние дела и расшатания Грузии. Эта практика известна со времен Шумер.

Что касается многочисленных стереотипов армян и грузин друг о друге,то это результат религиозного раскола и социальных различии,от них надо избавляться.приписывать Грузии антиармянизм и туркофильство неверно,так как они также не любят турок,но сжгодня их интересы частично совпадают,и грузины не могут любить нас больше нас самих,раз мы ведем переговры с Анкарой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Таронеци,я опять с вами не согласен. Ни к Ирану,ни к России,ни к Грузии я не отношусь отрицательно.Отношения между народами и госвами зависят от их интересов,сегодня интересы Армении, России, Ирана частично совпадают.не забывайте что с персами мы долго воевали.Для нас опасен не Иран персидский,а Атрапатакан,который стал зоной действия определенных спецслужб.а еще пару столетий назад наши отношения с греками были таковы,что вместо этнического названия применялись термины собака,еретик и т.д.Что касается Грузии,объективных причин для вражды у нас нет.Мы дружим с Россией, они враждуют,и грузин можно понять,ведь они потеряли свои исконные земли. А ситуация в Джавахке напряжена потому,что они не без основания видят потенциальную опасность в том, что россия может использовать нацменьшинства как базу для вмешания во внутренние дела и расшатания Грузии. Эта практика известна со времен Шумер.

Что касается многочисленных стереотипов армян и грузин друг о друге,то это результат религиозного раскола и социальных различии,от них надо избавляться.приписывать Грузии антиармянизм и туркофильство неверно,так как они также не любят турок,но сжгодня их интересы частично совпадают,и грузины не могут любить нас больше нас самих,раз мы ведем переговры с Анкарой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1Что касается Абхазии,то это сложный вопрос,там до сих пор остались грузинские монастыри и церкви, Гальском районе и говорить нечего.О Южной Осетии я думаю вы и так согласны.

2я могу хоть 1000 раз написать россия с мальенкой буквы, а КАРТЛИЯ С БОЛЬШОЙ,это пустые формальности и ни Россия,ми Грузия от этого хуже/лучше не станут.Что касается Шумеров,то слава Богу,эпидемия олбаномании обошла меня стороной. Я имел в виду,что практика разрушения и ослабления государств практически всегда сопровождалась использованием малых этнических,социальных групп и данная практика известна еще в Шумере.

Что касается о культе силы у кртликов,то вы повторили народную пословицу врацинери масин-hару твохи hетевин а,кацу твохи араджин.думаю они тоже про нас очень много глупостей говорят,и нам всем нужно избавляться от предрассудков.ведь осуждая их мы повторяем ту же ошибку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1Что касается Абхазии,то это сложный вопрос,там до сих пор остались грузинские монастыри и церкви, Гальском районе и говорить нечего.О Южной Осетии я думаю вы и так согласны.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Армянофобия - как институциональный элемент этнопаталогии грузинского самосознания

Oct. 7th, 2008 at 11:35 PM

Теперь несколько тезисных размышлений об армянофобской составляющей этнопаталогии грузинского самосознания. Проблема, как нам уже приводилось говорить, относится г глубинным пластам формирования грузинского национального самосознания. Она теснейшим образом связана с историческим прошлым и являет из себя уникальный объект для этнопсихологов будущего, а ведь этот сектор психологии еще очень плохо изучен.

Итак, для правильного понимания корней грузинской армянофобии и ее особенностей, следует вернуться в глубокое прошлое – в эпоху Мец hАйка – царства Великой Армении. Термин “Великая Армения” сам по себе невероятно глубок не только в историко-географическом, но и в сакрально-метафизическом смысле. “Великая Армения” – это остов и средоточие Армянского мира, живое географическое, административно-политическое, цивилизационное и системное материальное воплощение его вневременной метафизической парадигмы и интегральной целостности. В материальной плоскости “Великая Армения”, пусть далеко не в самом совершенном виде, отражала цивилизационно-политическую “арта” – совершенный миропорядок на Нагорье и в смежных ему пространствах, которые все вместе составляли часть Армянской ойкумены. Оставив в стороне древнейший период армянской государственности, о котором сохранилось малое количество конкретных данных, можно не с меньшей уверенностью обратиться к периоду царства “Великой Армении” и сакральной географии Армянского мира “Ашхарацуйцу”, отражающим территориальное воплощение его вневременных структурообразующих реалий.

Поскольку это не сугубо научный текст в смысле следования нормам академического аппарата, а всего лишь постинг, то я позволю себе более образную форму выражения. Итак вернемся к истокам. Предмет нашего первоочередного рассмотрения Вирк – древнегрузинское царство (III в. до н. э. – V в. н. э.) и его связь с Армянским миром. Этот период особено важен, поскольку отражает наиболее близкую к искомой парадигму функционального взаимоотношения Армении и смежных (контактных) территорий в пределах Армянской ойкумены. Большинство “проблем” в армяно-грузинских отношениях, в действительности, является следствием тотального разрушения упомянутой искомой парадигмы.

Генезис современного грузинского народа процесс довольно долгий и в высшей мере своеобразный. Существует несколько предположений о территориальном ареале происхождения протовиркских (протокартвелских) племен, однако версия их капкохского (кавказского) происхождения не должна вызывать весомых сомнений. Картвелы или иберы занимали южные склоны центральной части Капкохского хребта. Длительное обитание в предгорьях и в климатически мягкой долине среднего течения реки Кур (Кура), где было возможным широкое развитие земледелия, сделало их чуть более “мягкотелыми”, чем родственные им горные народности. При этом следует твердо помнить, что речь идет о поверхностном “облагораживании”, не затронувшем суть этноповеденческих схем “варваров Капкохской горы”, с которыми мы хорошо знакомы не только по историческим хроникам средневековья или российской литературе XIX века, но и не в меньшей степени по современному опыту чеченских компаний.

Теперь вернемся к Армении. Армянский мир и его сакрально-географический “престол” – Нагорье вне всяких сомнений были единым цивилизационным центром в самом глубоком и широком смысле этого слова. Будучи центром цивилизационным, Нагорье, как следствие, было и центром военно-политическим. О составляющих его государственной и надгосударственной плоскостях, восходящих к истокам Армянского мира разговор отдельный. Как структурно-интегральное цивилизационное и военно-политическое целое Нагорье образовывало вокруг себя своеобразные пограничные контактные зоны, которые в зависимости от исторической эпохи служили либо проводниками во вне наших цивилизационных, миграционных и политических импульсов, либо в “дни лихолетья” превращались в своеобразный буфер, ослаблявший или отклонявший агрессию внешних сил. В Мец hАйке на северном направлении функцию внешнего буфера играло именно Виркское царство. Понятие внешний буфер шире собственно военно-стратегической составляющей и включает в себя элемент определенных векторов цивилизационного проникновения. (Повторюсь, описываемая мною модель являлась и является совершенной именно как вневременная парадигма, еще не разу не реализованная и претворенная в полной мере. ) Вирк – будучи внешним буфером Мец hАйка в свою очередь опирался на основной структурный элемент геостратегической безопасности – Гугаркское бдешхство. (Вопрос о бдехшствах и их военнополитической и цивилизационно-комуникаторской функциях является темой отдельного исследования. ) Гугарк, оставаясь интегральной частью сакрального пространства Нагорья, в то же время являлся и внутреним контактным буфером ответственным за защиту Армении с северного направления. Схема была следующей: на Гугаркского бдешха возлагалась функция обеспечения безопасности Армении “со стороны Гаргаров” или как их еще именовали “варваров капкохской горы”. Между дикими и никем не контролируемыми племенами, занимавшими территорию капкохского хребта и Трехским хребтом, по которому проходила граница Ашхарацуйцевской Армении в зоне среднего течения реки Кур, лежала территория картвельского Вирка, как мы уже говорили, населенного родственными капкохским народностям населением, ставшим поверхностно более “миролюбивым” и “созидательным” в плане частичного перехода от “экономики” разбойного паразитирования к культуре земледельческого типа. Система, употребляя современное выражение, “региональной безопасности” в этом сектере Армянской ойкумены была выстроена на ключевой роли Гугаркского бдешха, облеченого функцией полновластного надзирателя над политическими процессами на“гаргарском” направлении. В этом смысле картвельский царь Вирка становился своего рода политическим васалом царя Мец hАйка, надзор над которым от его имени был поручен гугаркскому бдешху.

Постоянность и структурно-институционализация этой схемы была настолько эфективной, что она осталось действенной и после раздела Мец hАйка между Сасанидским Ираном и Восточноримской империи. Как известно, раздел страны 387 г. привел к внедрению новых политико-административных реалий, смысл и нюансы которых не всегда понятны современным людям. Армянский царь, который в “персидской части” Армении продолжал существовать вплоть до 428 г. уже не был в полной мере самодержвавным и независимым, а стал причисляться к иерархии подчиненных Иранскому шахншаху ряда “царств”, имевших закономерную тенденцию к переходу в марзпанства. Не будучи более “средоточием верховной власти” Армянский царь автоматически терял юрисдикцию над бдешхствами, переходившими по логике системы под прямое управление царя царей –верховной царской власти иранского политико-цивилизационного пространства, частью которой и оказалась иранская часть Армении после уже упомянутого нами раздела Мец hАйка в 387. Гугаркский бдешх попал в особую ситуацию. Иранский двор для ослабления интегральной целостности единого военно-политического пространства Армянского мира не просто отделил Гугаркское бдешхство от “срединного” Армянского царства (с 428 года – Марзпанства), но и в виду многосторонней целесообразности включил его в состав виркского царства. Сложилась очень выгодная для иранских интересов политико-административная ситуация, при которой Гугаркский бдешх с одной стороны являлся подданым царя Вирка, а с другой стороны продолжал оставаться его “надзирателем”, как то было по давно устоявшейся классической схеме времен Мец hАйка. Разница заключалась в том, что ныне Гугаркский бдешх “надзирал” Виркского царя от имени нового сузерна – шахншаха Ераншахра – сасанидского Ирана. Этот экскурс был нужен именно для того, чтобы показать насколько стабильной и устоявшейся была схема политических взаимоотношений между Гугарком и Вирком. Остается добавить, что де-факто номинальное включение Гугаркского бдешхства в состав Вирка внесло непреодолимый дестабилизирующий элемент в эти взаимоотношения. Однако подобная форма реализации принципа “разделяй и властвуй” в итоге оказала иранским интересам в регионе неоднозначную службу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тайкские Багратуни и становление территориально-концептуальной идентичности современной Грузии

Dec. 23rd, 2008 at 11:09 PM

В Вирке (добагратунинской Грузии) ситуация складывалась иначе. В собственно грузинонаселенных областях основным богослужебным языком уже к началу 6-го века стала современная той эпохе форма грузинского языка. Вплоть до канонического отпадения Виркского католикоса в халкидонизм и перехода под политико-церковный протекторат Константинополя в 607 г. на его территории наблюдалось редкое для литургической истории явление трехязычия. Помимо греческого, бывшего единственным богослужебным языком вплоть до изобретения Маштоцем грузинского алфавитного письма, и мелено замещавшего его грузинского, в Вирке, в качестве литургического, широко употреблялся и грабар. Это явление было связанно не только с временным отсутствием полного перевода корпуса богослужебных книг на грузинский, когда по причине отсутствия необходимого текста, употреблялся его армяноязычный аналог, но и в следствии литературного ярмяноязычия многих иерархов, в течении двух столетий получавших церковное образование и архипастырское рукоположение от армянских католикосов. Даже после раскола многие святоотеческие писания еще очень долго читались именно на армянском. Подтверждением тому – многочисленные пласты лексико-стилистических заимствований, сохранившихся в грузиноязычных переводах последующих столетий. Даже тотальные «зачистки» арменизмов на основе греческих оригиналов не смогли «изъять» следы армянский влияний.

Не случайно, что первым актом «войны», осуществивший раскол, виркский католикос Кирион начал имено с запрещения армяноязычного богослужения в Цуртаве – столице Гугарка, после раздела Великой Армении, оказавшегося на очень своеобразных условиях одной из единиц в сложной территориально-административной структуре Виркского марзпанства. После раскола ситуация с богослужебным языком Гугарка долгое время была хаотичной. Грузинское меньшинство естественно отдавало предпочтение грузинскому, насколько это позволяло наличие необходимых переводов. Там где преобладало армянское население ситуация бывала двоякой. Там где армянские позиции в политическом плане были сильны, традиции армяноязычного богослужения оставались в силе и население оставалось по юрисдикцией армянской национальной иерархии, канонически связанной с армянским каталикосом. Однако там, где административно-политические рычаги полностью находились в руках этнических грузин, обстановка была на порядок сложнее и армянскому населению, лишенному политической поддержки извне, зачастую удачно навязывалось каноническое подчинение Мцхета (престольный город Виркских католикосов), видимым символом которого становился грузинский богослужебный язык. Однако уже в первой половине 8-го века ситуация с каноническим подчинением и богослужебным языком армян Гугарка заметно улучшается, что как ни страно связано с окончательным оформлением арабского владычества в регионе. Вирк и Алуанк становятся частью большого арабского намесничества «Арминии», а Армянская и грузинская церкви признаются отдельными независимыми церковными единицами. Армянская иерархия вновь получает возможность безпрепятственно осуществлять духовную юрисдикцию во всех местностях с преобладающим армянским населением. Благодаря этому не только в Гугарке, но и в собственно грузинских городах, где присутствовала армянская диаспора, открываются армянские церкви и повсеместно возобновлятся богослужебное армяноязычие.

История армяно-грузинских взаимоотношений в религиозной и собственно литургической сфере принимает совершенно новый поворот. в начале 9-го века, когда в представитель одной из боковых ветвей нахарарского рода Багратуни, ища убежища от политического преследования Халифата обосновывается в армянской крепости Артанудж, расположенной в северо-западной части Гугарка - сильно-пересеченной и труднодоступной провинции Кларджк. К концу 8-го века соседний Тайк, после почти поголовного истребления Мамиконянов арабами, также перешел под контроль нахарарского рода Багратуни. Не вдаваясь в запутанную череду внутриродовых перетасовок тайкских и кларджских Багратуни, обратим внимание на их по своему знаменательную политику на религиозном поприще. Обосновавшийся в Артанудже Ашот Багратуни не мог расчитывать только на собственные силы, для защиты независимости своих владений от остававшегося еще опасным Халифата. Заключается воено-политический союз с Византией, которая будучи пограничной Тайку даже в самые тяжелые для себя периоды всегда сохраняла свой контроль над понтийским побережьем. Союз скреплялся дарованием Ашоту византийского титула «курапалат» и формальным подтверждением его личной приверженности халкидонскому вероисповеданию. Этот шаг облегчало то обстоятельство, что халкидонские веяния на этой територии еще с 7-го века были на порядок ощутимее, чем в иных местах. Но настоящая «революция» на национально-конфессиональном уровне последовала несколькими годами позже и имела судьбоносное значение не только для исторического будущего этих армянских территорий, но и для всего грузинского государства - его политической, культурной и религиозной истории.

Артануджские Багратуни, занявшие господствующее положение над их их соплеменниками в Тайке, прекрасно осознавали, что растущая мощь Византии в скором времени превратит их из де факто независимых властителей в обыкновенных назначаемых из Константинополя функционеров. Контакты артануджских правителей с Армянским миром постепено все более охлаждались и редели, по причине вероотступничества последних. Нараставшее отчуждение тайкских Багратуни от своих сородичей не позволяло последним играть сколько-нибудь значительную роль во внутреполитической жизни вернувшем себе в 885 г. независимость Армянском царстве. В этих условия Артануджский дом идет на беспрецедентный по региональной цивилизационной значимости разлом – тайкские Багратуни становятся главными политическими покровителями виркского каталикоса в Мцхета, а тот в свою очередь священным авторитетом собственной власти дает им титул «царя грузин». Со своей стороны Артануджский дом политическим актом реализует перевод всех церковных структур княжества под юрисдикцию грузинского католикоса и замещения в богослужении армянского языка грузинским. Оказавшиеся подобным немыслимым стечением обстоятельств в лоне грузинского политического и церковного пространства армянские области, благодаря многовековой развитой духовной и литературной традиции армянского мира, осуществляют мощный цивилизационный рывок в новой для них среде. Монастырские братии армян-халкидонитов Хандзты, Ишхана, Хаху, Шатберда и Миджнадзора сделались крупнейшими за всю грузинскую историю центрами агиографического, философского и литургического творчества, ставшего грузинским аналогом армянского «воскедара».

Внедрение грузинского языка в армяно-халкидонитскую литургию произошло достаточно быстро, в первую очередь в результате жесткого прессинга правящей династии. Ставшая к тому времени непреодолимой межконфессиальная неприязнь между противниками и сторонниками хакидонского вероисповедания привела к последовательному выдавливанию последних из общественно-политической жизни армянства. Армяне перешедшие в халкионизм начинали совершенно искренне рассматриваться как «ромеи» или «грузины» в зависимости от их вхождения под каноническую юрисдикцию Константинополя или Мцхета. Насколько укоренен был подобнй подход мы видим даже, в ставшем классическом, сообщении Акопа Карнеци (начало 17-го века). Описывая демографическую картину современного ему Тайка он писал: «И была половина жителей сей страны по роду армянами, а другая по вере грузинами, но говорили они на армянском языке». Именно в тайкской армяно-халкидонитской среде рождается возрение на грузинский литургический язык, как на некий «доселе сокрытый, воскресший из тьмы священный дар», который противопоставляется языку «бессовского заблуждения» (т. е. армянскому) собственных соплемеников. В завершение скажем , что дипломатичная и расчетливая политика тайкских Багратуни в итоге сделала их «объединителями грузинских земель». Династическая уния с Абхазским царством привела к переподчинению митрополита Колхиды Мцхетскому католикосу и переводу богослужения с греческого языка на грузинский. Создавались новые контуры «грузинского мира», помимо собственно картвелского Вирка, включавшие в себя Тайк, Джавахк, современную Абхазию, Гурию, Мегрелию, Эрети… По меткому изречению тех лет Грузией была та страна, где «богослужение вершится на грузинском языке». Последовательное насаждение грузинского языка в качестве богослужебного вкупе с каноническим подчинением Мцхетскому католикосу стало главным цементирующим звеном этого нового и незнакомого доселе национально-политического и цивилизационного построения, которым является современный грузинский мир. Иронией истории западногугаркская крепость Артанудж, где вплоть до 1918 г. подавляющим большинством населения так и остались армяне, стала общепризнанным символом политического и духовного возрождения грузинского мира.

Александр Кананян (из цикла бесед "Христианское и национальное, Сплетение крон")

www.aniv.ru

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

QUOTE=СМБАТ,15 May 2009 - 2:10] 1Что касается Абхазии,то это сложный вопрос,там до сих пор остались грузинские монастыри и церкви, Гальском районе и говорить нечего.О Южной Осетии я думаю вы и так согласны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вайкунеци джан, спасибо. Статья, хоть и сжато, но довольно точно отражает некоторые ключевые объективные исторические реалии армяно-грузинской истории, охватывая при этом период в почти 1,5 тысячи лет. К сожалению, в течении очень длительного времени, из опасений обидеть соседей, и опасаясь разрушить и без того хрупкое после раскола христианское единение, мы собственноручно своим молчанием и непротиводействием научным фальсификациям вводили в заблуждение не только самих себя и грузин, но и всех остальных.

Сегодня, когда мы фактически замолчали вопрос и довели ситуацию до критической, нам необходимо ещё более взвешенно и ответственно подходить к фактологическому аутентичному материалу. И здесь нам необходима максимальная концентрация ответственности за каждое своё слово. Именно поэтому я приветствую размещённую статью, как пример в основном объективного и уважительного отношения не только к истории, но и в отношении упомянутых в ней народов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Картлия - своего рода антиармянский проект Византии. В том числе и антиармянский, так скажем.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вайкунеци,несмотря на все мое уважение к вам ,с содержанием приведенного вами выше текста трудно согласиться.

Автор данной статьи,Кананян,допустил несколько ошибок.Во первых он всячески пытается упростиь историю Грузии,всячески забывая роль грузин,и используя определения из времен третьего Рейха( обясняя генетическую приверженность грузин к чему-либо) и арийские(арта).Это более подходит для турецкого историка,нежели армянского,ведь используются те же приемы,что и у турок-всячески отрицать роль армян в истории Армении,как можно более обновить историю Армении,все существенные события и людей в истории связывать с византийцами,албанами,или,в случае с Тайком-с грузинами.Конечно в грузинской истореографии много явно националистических концепции,которые однако просматриваются и у Кананяна.

1.Конечно вопрос происхождения грузин дискуссионный,однако непонятно однозначное утверждение об их капкохской родине,обясняющее корни их жестокости и всего отрицательного.Это больше смахивает на азерский агитпроп,ищущий корни "коварства армян".Утверждение о варварах гаргарах(т.е. по автору древних грузинах),живущих к северу от Гугака неверно,т.к. гаргары были главным албанским племенем,которым Маштоц придумал алфавит,и жили они от Шаки до Шамахи,в предгоьях Кавказа,т.е. к востоку оот Гугака,не соприкасаясь с ней.

Говоря о Вирке(Иверии),как о Грузии неверно.Оно было лишь ядром будущего грузинского государства и народа,но еще не Грузией.Армяне безусловно играли большую роль в о всей истории Вирка,особенно после принятия христианстанства.Тогда ,даже после изобретения грузинского алфавита Маштоцем,началась тенденция к арменизации Вика,и на мой взгляд,если не усилия Византии,к 12-13 векам Вирк бы был полностью арменизирован.Конец Ирана был очевиден, и Византийцы стремились недопустить создание обьединенного христианского гос-ва с альтернативной ветвью христианства.Поэтому в 575 году христианство принимает Лазика(Впоследствии большей частью Абхазское царство),которая была более связана с Византиейи почти несвязана с Арменией и ВИРком в культурном и религиозном плане.Именно Лазика предполагалась базой византийского проникновения в Вирк.Поощряя часть виркской аристократии и духовенства.она добилась в 607 году раскола с армянской цкрковью.Византийцы поощряли распространение власти грузинской церкви и потому поддерживали христианизацию племен севера Грузии и нынешней Абхазии.Туда,где проникал а церковь,население в скором времени становилось грузиноязычной.ЧЯто касается Тайка,он был тесно связан с центральными армянскими областями и потому,в отличае от цайрагаваров,сохранил по большей части армяноязычие и самосознание до исламизации 17-начала 20 веков и до Егерна.

с уходом Византии из политической арены Армянского нагорья армяно-грузинские отношения вновь потеплели,да и обе стороны понимали,что без взаимной помощи они бороться не могут.Расцвет Грузии в 12-13 веках объясняется также консолидизацией многочисленных племен в единый народ,точнее религиозно культурную общность,т.к. определенные этнические различия сохранились до сих пор.Наиболее монолитным и консолидированным регионом безусловно был Картли.Что касается Абхазии.В средневековой Абхазии развивалась городская культура,ремесла,искусство.Современные абхазы весьма далеки от подобного рода занятий,да и куда исчезла их богатая письменная традиция на грузинском языке.Не следует ставить = между нынешними абхазами и Абхазией Средневековья.Восточная часть нынешней Абхазии была центром грузинской письменности и культуры,включая Сухуми.Предки нынешних абхазов жили западнее,примерно от Туапсэ до Гагр.

Конечно,отношения между соседними инародами глакими не были.Но с 12-по 19 века весомых причин для армяно-грузино фобств не было,хотя церковнослужители 2 народов продолжали бранить друг друга. Однако.несмотря на это, Леонтий Мровели писал,что армяне и грузины произошли от братьев Гайоса(Гайка) и Картлоса,признавая Гайоса старшим.Грузинские правители ,начиная от Давид Строителя привлекали активно армян на службу,основывали для них целые поселения ,например-Гори.Армянофобия ,как тотальное явление появилась во 2 половине 19 века.Развитие капитализма пробудило национальное самосознание сначала у людей образованных,однако не всегда разумных.ТО,что армяне составляли основное население городов,включая Тифлис,имели Нерсесянскую школу,весомые позиции их пугало.Более того,воспитанные на церковных книгах и идеализируя Византию ,они воспринимали армян отрицательно и как угрозу.В конце 19 века царское правительство начало антиамянскую политику,и всякие Величко лишь поддерживали мнение такого рода грузинских "ученых.Помимо этого появились концепции исключительности грузинского народа,ее древности,причем живущие народы на землях ,сколь нибудь доглго принадлежащих Грузии воспринимались как "понаехашие".Тогда же появилась концепция "Великой Грузии",включающей Помимо прочего Тайк,Лори,Спер,Хахтик,окрестности Карин-Эрзрума,а иногда и Агстев-Тавуш с Карсом! Ситуация еще более осложнилась в 1918 году,когда вспыхнула армяно-грузинская война.Хотя определенные либеральные круги и готовы были согласитья с вхождением Лори в состав Армении,однако нациноналистически настроенные круги на это пойти не могли,и опять стали использовать тезисы Величко и его меньших грузинских браьев.Другая часть либералов не хотели,чтобы лоринские залежи меди остались в руках у армян.Медь по сути,и стала причиной войны,чем не могли не воспользоваться колониальные вампиры-Англия и Франция.Участок с медью они оставили себе,отдв остальное борющимся сторонам.С установлением советской власти националистические тенденции в исторической науке Грузии продолжились,тем более масло в огонь подлила еще и яфетитская теория марр,согласно которому грузины-древнейшие жители края.Несмотря на утверждения Марра о том,что Тайк был населен до халкедонизацииармянами,началась конструкция новой теории-Тайк-колыбель грузинского народа.В ответ последовала теория -соседняя Хаяса-колыбель армянского.И с этой невинной "колыбельной" перепалки начлись серьезные научные споры,которые иказались невынными.Однако концепция того что весь Гугарк и Тайк -грузинские земли,захваченные армянами,или вся Великая Армения была населена армянами прочно вошли в умы представителей двух народов.В советское время между двумя республиками была негласная конкуренция-у кого метро лучше,у кого проспект.Во время правления Сталина Грузия находилась на льготных условиях,у власти часто были националиситически настроенные люди.В результате не было возможности для развития нац меньшинств края,котрые чувствовали здесь себя не очень комфортно.Абхазия искусственно заселялась грузинами,и несмотря на то,что на единицу площади здесь было больше всего автономии,республика фактически была унитарна.

Невозможность развития своего языка и культуры ставила перед ними 3 перспективы-выехать из республики,ассимилироваться ,либо довольствоваться всем и оставаться на месте.Многие тбилисские армяне,привыкшие к бурной культурно-национальной жизни в недалеком прошлом покидали Тбилиси. Если в 20ые годы 20 века в Грузии было 370 тыс. армян,то к 1991 -около 450 тыс.,при общем росте населения республики более чем в 2 раза.Распад СССр обнажил все минусы и привел к Абхазии и Ю.О.После потери этих республик к армянам стали относиться недоверчиво,вспоминая старые маразмы об угрозе Великой Армении.

Что касается нынешнего положения ,то армянское население не без основания продолжает оставаться недовольным своим нынешным положением,а правительство проводит репрессивную политику,надеясь упредить деятельность "иностранных спецслужб"Конечно,когда национальное меньшинство остаектся недовольным своим нынешним положением,тем более симпатизирует другому государству,есть реальная почва для иностранных спецслужб,и они ее будут ею пользоваться.

Я не отрицаю,что причины состязанний между армянами и грузинами давные.Стоит прекратиь истерию вокруг Джавахка,обеспечить права населения,вести более разумную внешнюю политику ,а не политику сиюминутных интересов,как и напряженность между армянами и грузинами исчезнет.Ведь наиболее распространенное обвинение в адрес друг друга-вы поддерживаете турок-вы поодерживаете русских! :hm:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вайкунеци,если знаете что -либо про село Кусапат в Мартакертском мрайоне,пожалуйста инфо,фото сюда.Есть ли там жители из рода Эицанц (Меликсетян,Ерицян).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   2 пользователя, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    1 гость
    VREZH Левон Казарян
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...