Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

В ПОИСКАХ ИДЕОЛОГИИ "БЕЗОПАСНОСТИ"


Гость Джанбазеан

Рекомендованные сообщения

Гость Джанбазеан

В ПОИСКАХ ИДЕОЛОГИИ "БЕЗОПАСНОСТИ"

За последние 17 лет (а именно столько времени прошло с начала нынешнего этапа карабахского движения) на политической карте мира появилось около 30 признанных мировым сообществом государств, причем ни одно из них не имело более веских правовых оснований на суверенитет, чем Нагорный Карабах. В этом аспекте следует учитывать, что любая из размежевавшихся стран являлась полноправным членом ООН (СССР, Югославия, Чехословакия, Эфиопия и др.) и следовательно, сам фактор членства того или иного государства в данной организации объективно не может гарантировать нерушимость ее границ.

СПРАВКА "ГА". Армения и Азербайджан вступили в ООН в один день - 2 марта 1992 года. Тогда у здания ООН на Ист-Ривер в Нью-Йорке были подняты также флаги пяти новых государств Центральной Азии и Сан-Марино. Позже полноправными членами этой организации стали Грузия и Хорватия, Чехия и Швейцария, Монако и Андорра и даже такие страны, как Кирибати, Науру, Палау, Тувалу, Тонга и др. Нагорному Карабаху не нашлось места в этом списке, хотя его выход из состава азербайджанской советской микроимперии был наиболее законным, в том числе и с точки зрения соблюдения всех международных норм. Эритрея стала членом ООН в 1993 году, новое государство Тимор-Лешти - в 2002 году.

--------------------------------------------------------------------------------

Виртуальная безопасность

Среда, в которой происходило провозглашение независимости каждой из этих стран, была разная, однако основной принцип оставался схожим. Сопровождающийся распадом макро- и микроимперий (иными словами - нарушением территориальной целостности этих объединений) данный принцип по всем без исключения пунктам соответствовал волеизъявлению народа Нагорного Карабаха.

Тот факт, что советская микроимперия - Азербайджан не приемлет постулата к данным международного права и развязала войну против народа Арцаха, - это еще не основание для рассматривания вопроса о статусе НКР в рамках переговорного процесса между президентами Армении и Азербайджана. Предметом трехсторонних переговоров (с непременным подключением Степанакерта) должен быть вопрос не статуса НКР, а территорий вокруг нее, в том числе и контролируемых армией Азербайджана. В этом отношении должен быть выработан специальный подход, не допускающий неадекватных формулировок (например, "Статус взамен территорий").

Еще более необоснованной нам представляется формула "Территории взамен безопасности", которую 29 марта 2005 года в ходе парламентских слушаний по Нагорному Карабаху озвучил в Ереване первый российский сопредседатель в МГ ОБСЕ посол Владимир Казимиров.

В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что участвующий в слушаниях глава оборонного ведомства РА, секретарь Совета безопасности Армении Серж Саркисян не исключил возможность передачи контроля над Зоной безопасности международному миротворческому контингенту. Но министр прежде, чем заявить об этом, счел своим долгом в очередной раз напомнить позицию официального Еревана, заключающуюся: а) в невозможности пребывания НКР в составе Азербайджана; б) в недопустимости анклавного существования НКР; в) в получении четких гарантий безопасности.

С учетом реалий

Земли вокруг НКР, политическая судьба которых находится в центре внимания многих заинтересованных международных структур и часто становится предметом внешне- и внутриполитических спекуляций, на самом деле являются "спорными территориями".

Это именно та площадь, которая в 1920 - 1930 гг. была отторгнута от исторического Арцаха, а армянское автохтонное население которой ликвидировано на более чем 75%. Именно на этих землях имело место планомерное уничтожение армянского этнокультурного слоя и его замещение татарским (азербайджанским) элементом.

Это именно та площадь, азербайджанское население которой принимало самое деятельное участие в войне против Нагорного Карабаха - участвовало в карательных операциях, поддерживало тотальную блокаду НКР, снабжало азербайджанскую армию одеждой и продовольствием, служило проводником. Оно не занималось "мирным трудом" и покинуло эти территории только с отступлением своих воинских подразделений. В годы войны земли вокруг НКР являли собой базы международных террористов, которые позже перебрались в Чечню и Боснию. В конце концов, это именно те земли, часть которых перешла под контроль армии обороны НКР ценой многочисленных жертв и в результате азербайджанской военной агрессии.

В аспекте разрешения политической судьбы территорий вокруг НКР следует исходить из этих реалий и ни в коем случае не связывать вопрос с проблемой статуса республики. Тем более, идти на бартер ради безопасности, которая, кстати, была обеспечена армянским народом в одиночку.

Хорошо забытое старое

Мы вынуждены обсуждать формулу "Территории взамен безопасности" и по той причине, что она в настоящее время выступает в самых разных проявлениях (схема "5+1+1" и др.). Новой ее, конечно, не назовешь, так как еще в период коренного перелома в ходе войны об этом неоднократно заявляли представители официальной Анкары на встречах с президентом РА Левоном Тер-Петросяном.

Более того, в 1993 году Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции, призывающие армянскую сторону к выводу воинских подразделений "с оккупированных азербайджанских территорий". Следует обратить внимание и на тот факт, что нынешнее руководство РА косвенным образом дает понять народу Армении, что некоторые территории Зоны безопасности могут выйти из-под контроля армии обороны НКР (публичное заявление Сержа Саркисяна "Агдам не является нашей Родиной").

СПРАВКА "ГА". Примечательно, что первая Резолюция СБ ООН (822) была принята в 1993 году 30 апреля, т. е. сразу после Кельбаджарской операции. Напомним, что в промежутке предшествующего этому событию года, когда судьба народа Нагорного Карабаха висела на волоске, а сама республика находилась в огненном кольце противника, Совет Безопасности ООН не принял подобной резолюции в отношении Азербайджана. Ведь Армения стала членом ООН весной 1992 года, а уже 12 июня азербайджанской армии удалось оккупировать Шаумяновский район, части Мартакертского и Аскеранского районов.

В этот же период началось широкомасштабное наступление азербайджанской армии по всей линии фронта, в результате чего из разных районов НКР в сторону Степанакерта и Еревана устремился 40-тысячный поток беженцев. Отсутствие специальной резолюции СБ ООН по этим и другим событиям объясняется, в частности, пассивностью постоянного представителя РА в ООН (Алик Арзуманян). В этот период (11 августа) палата представителей Конгресса США приняла Резолюцию 907 ("Акт о поддержке свободы"), осуждающую агрессию Азербайджана в Нагорном Карабахе и запрещающую администрации США оказывать помощь АР.

Однако это событие явилось следствием деятельности не официального Еревана, а армянского лобби. 24 октября 2001 года Сенат США приостановил действие Резолюции 907.

Семь раз отмерь

Смешение двух разных вопросов - международного статуса НКР и статуса территорий вокруг него - обусловило хаотическое развитие мнимого переговорного процесса и не в состоянии гарантировать прочное и справедливое урегулирование. Однако такое смешение создает благодатную почву для озвучивания преждевременных заявлений, которыми отмечаются не только посредники МГ ОБСЕ.

Говорить о возможности ввода на Линию соприкосновения международного миротворческого контингента или обсуждать историческую принадлежность Агдама (в нескольких километрах от которого находятся руины города Тигранакерта) по крайней мере преждевременно, ибо подобные заявления не соответствуют духу и хронологии переговорного процесса. Миротворческие силы ООН по поддержанию безопасности ("Голубые каски") являются гарантами мира не аморфных территорий и, как правило, обеспечивают безопасность того или иного политического субъекта. Они могут быть востребованы лишь после принятия политических решений по статусу НКР и сопредельных с ней территорий.

В настоящее время нет никаких предпосылок для привлечения "голубых касок" в зону конфликта, так как признанного международным сообществом предмета охраны еще не существует. Напомним, что 26 марта 1992г. СБ ООН определил форму своего участия в решении карабахского конфликта - поддержка миротворческих усилий СБСЕ (ОБСЕ). ООН практически воздержалась от непосредственного участия в процессе урегулирования. В сентябре 2004 года официальный Баку предпринял попытку переноса вопроса из формата ОБСЕ в плоскость ООН, однако данная инициатива оказалась неудачной.

СПРАВКА "ГА". Миссии по поддержанию мира учреждает Совет Безопасности ООН. Для этого он утверждает мандат миссии, представляющий собой описание стоящих перед ней задач. Для учреждения любой новой миротворческой миссии или изменения мандата или увеличения численности личного состава необходима поддержка 9 из 15 государств - членов Совета Безопасности. Тем не менее, если любой из 5 постоянных членов СБ ООН (Китай, РФ, США, Соединенное Королевство, Франция) проголосует против такого предложения, оно не принимается.

С 1948 года было осуществлено 60 операций по поддержанию мира. В настоящее время военные миссии ООН работают в 16 странах (Индия и Пакистан - с 1949г., Кипр - с 1964г., Косово - с 1999г., Эфиопия и Эритрея - с 2000г., Судан - с 2005г. и др.). СБ ООН не сыграл никакой роли в установлении перемирия в развязанной Азербайджаном войне против НКР и РА, и размещение "голубых касок" на Линии соприкосновения может иметь место лишь после признания со стороны ООН политического статуса Нагорного Карабаха.

Пример - "Дорожная карта"

В ходе обсуждений "территориального вопроса" не исключается возможность того, что сторонам конфликта будет приведена в пример и известная "Дорожная карта", внешне напоминающая территориальную уступку со стороны Израиля. На самом деле это совершенно иная политическая плоскость, которую недопустимо сравнивать с ситуацией в зоне карабахского конфликта.

На некоторые же нюансы этого процесса обратить внимание, конечно, стоит. 18 февраля 1947 года Соединенное Королевство передало свои полномочия по управлению Палестиной в ведение ООН, которая и рекомендовала раздел этой территории на два сектора. Соответствующая Резолюция была принята 29 ноября того же года и предполагала предоставление независимости обоим новым государствам (Иерусалим в соответствии с этим планом должен был получить статус "международного города" под опекой ООН, а Палестина делилась в соотношении 55% территории - евреям, 45% - арабам).

Однако в результате войны 1948-1949гг. арабское население было выселено с этих земель, причем не только палестинские авторы (В. Халиди, Н. Масалха и др.), но и отдельные израильские (И. Паппе, А. Шлайма и др.) утверждают, что идея насильственного переселения арабов оформилась в сознании израильских лидеров задолго до этих событий, о чем явствуют сочинения Теодора Герцля, Исраэля Зангвила, Менахема Усышкина и Артура Руппина. В результате только первой арабо-израильской войны 1948-1949гг. общее число палестинских беженцев составило порядка 720 тысяч (сведения в различных источниках колеблются от 520 000 (еврейские источники) до 900 000 (арабские).

СПРАВКА "ГА". 350 000 палестинских беженцев оказались в Иордании (в том числе 250 000 - на западном берегу реки Иордан), около 200 000 - в Египте (в том числе 190 000 - в секторе Газа), примерно 100 000 - в Ливане, 75 000 - в Сирии, менее 5000 - в Ираке. На территории Палестины осталось лишь порядка 100 000 арабов.

В этом контексте интересно, что в Декрете АзЦИК "Об образовании Автономной области Нагорного Карабаха" от 7 июля 1923г. , Азербайджанская ССР именуется как "единый государственный союз между мусульманами и армянами". Однако в 1920-1980гг. в результате планомерно осуществляемой руководством Советского Азербайджана политики армянонаселенный Арцах практически был оккупирован более чем на 70%, а армянский этнокультурный слой ликвидирован на этих территориях.

Козырная карта большой политики

В настоящее время Израиль освобождает оккупированную им в разные годы площадь, исходя из невозможности дальнейшего пребывания евреев и арабов на единой территории, и речь уже не столько о текущей безопасности, сколько о перспективах.

С учетом разного уровня рождаемости в среде евреев и арабов очевидно, что в обозримом будущем Израиль может стать преимущественно арабской страной. Тель-Авив таким образом ограждает себя от возможных опасностей, возводит стену и, что особенно важно, официально не исключает возможность нанесения ударов по этим территориям. Никоим образом не ущемляя фактор своего военного присутствия на данных землях, Израиль вместе с тем предстает в ранге уважающего международное право государства и рекламирует "исход" в лучших традициях телевизионных шоу. Абсолютное большинство евреев принимает план размежевания, ибо прекрасно осознает истинное положение вещей.

СПРАВКА "ГА". План мирного урегулирования ближневосточного конфликта "Дорожная карта" был разработан "четверкой" международных посредников - ООН, США, ЕС и Россией. Он был единогласно одобрен Советом Безопасности ООН в форме соответствующей резолюции 19 ноября 2003г. Документ призывает израильтян и арабов принять совместные меры, ведущие к созданию двух государств. "Это место, где два государства - Израиль и Палестина - живут бок о бок в пределах безопасных и признанных границ", - говорится в документе. Тот факт, что в мире существуют более двух десятков арабских государств с точки зрения международного сообщества вовсе не означает, что арабский народ Палестины не имеет права на собственную государственность. То же самое можно и нужно сказать в отношении армянского народа Нагорного Карабаха, тем более что, в отличие от арабов и тюрок, армянский народ не может похвастаться наличием десятков "своих государств".

Арис КАЗИНЯН

Голос Армении

22.09.05.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 0
  • Создано
  • Последний ответ

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   0 пользователей, 2 анонимных, 2 гостя (Полный список)

    • Нет пользователей в сети в данный момент.
  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    2 гостя
    2 анонимных

    Нет пользователей в сети в данный момент.

  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...