Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

'Кафанский погром'


SUM

Рекомендованные сообщения

  • Admin

Павел Шехтман

К вопросу о так называемом «кафанском погроме» в феврале 1988 года, беженцы от которого,  по азербайджанской версии, спровоцировали погром армян в Сумгаите и который таким образом, по азербайджанской версии (а не Сумгаитский погром!), послужил спусковым механизмом взаимного насилия. (Для тех кто не в теме, в Кафанском районе в Армении до 1988 года компактно проживало множество азербайджанцев).

Изо всего, что знаю по этой теме и вокруг нее, я сделал твердый вывод, что «погром» - фейк. Однако фейк, который армяне по собственной небрежности до сих пор так и не смогли доказательно разоблачить (кроме простого отрицания).
1.Общие соображения.  Армяне в тот момент выдвигали чисто политические притязания (об административном  переподчинении НКАО от АзССР к АрмССР), для их успеха всячески подчеркивали свой лоялизм (лозунг «Ленин, Партия, Горбачев!» и тезис о карабахском вопросе как о наследии злой воли Сталина)   и потому перевод дела в межнациональную плоскость им был абсолютно невыгоден.  До тех пор, пока армяне не уверились в том что Москва категорически против них и что им приходится теперь быть категорически против Москвы – всякие антиазербайджанские проявления должны были гаситься именно националистическими активистами.
2.Какие-то люди в довольно большой массе, говорившие, что они бежали из Кафана, в конце февраля действительно были, об этом свидетельствуют заслуживающие доверии источники.
3. Никаких подробностей о том что же происходило в Кафане азербайджанцы так и не предоставили, хотя у них была тысяча возможностей собрать материал и выложить его уже перед Сахаровым и Боннер.  Когда они начинают живописать подробности – при ближайшем рассмотрении оказывается, что все факты относятся к ноябрю (а не февралю!) 1988 года, то есть к пику межнационального противостояния и взаимных этнических чисток. Люди, выступавшие на сумгаитских митингах в качестве жертв погрома и рассказывавшие разные ужасы, оказались доказанными провокаторами и уже даже в азербайджанской пропаганде не фигурируют.
Наиболее внятное и правдоподобное, что я читал по Кафану – содержалось в брошюре Константина Воеводского  «Перестройка в карабахском зеркале», изданной ничтожным тиражом в Москве в 1991 году и оставшейся, судя по всем, неизвестной людям вроде Томаса де Ваала, писавшим о конфликте.  В результате миф о  том что «в Кафане как минимум что-то было» гуляет в литературе о конфликте, а армяне до сих пор не удосужились перерыть архивы МВД, КГБ и КПСС (как минимум в Ереване, а желательно и в Москве) и выпустить более или менее полное и авторитетное исследование маневров вокруг Кафана, которое окончательно бы заткнуло рот пропагандистам. Картина, которую восстанавливает Воеводский по бывшим у него обрывкам информации,выглядит так:
«Еще до сессии Нагорно-Карабахского облсовета в граничащий с Азербайджаном Кафанский район Армении нагрянула воинская часть для предотвращения резни азербайджанцев, назначенной согласно «поступившим в Москву сигналам» на 20 февраля. 26 числа в Кафан прибыл генерал Альберт Макашов с полномочиями мобилизовать войска из Нахичеванской АССР. Проверяющие из ЦК КПСС, КГБ и МВД СССР, штаба ЗакВО никаких признаков готовящихся беспорядков не обнаружили. Было зафиксировано лишь два правонарушения: попытка поджога азербайджанской школы ее же директором-азербайджанцем и нападение на поезд Ереван-Кафан Вдумчивые, эксперты в лампасах провели даже анализ миграции азербайджанцев из района. Он не дал ничего примечательного, если не считать внезапного отъезда примерно 200 азербайджанцев в Баку 27 февраля одним поездом. По словам этих людей, причиной их отъезда были уговоры родственников из Азербайджана** . - (**) Маневры этого поезда и вокруг него весьма загадочны. Примерно на полпути он был задержан в райцентре Имишли, куда для бесед с пассажирами прибыли зампредсовмина АзССР А.Расизаде, руководители Имишлинского и Зангеланского районов Азербайджана и вызванные телефонограммой руководители Кафанского района. Пассажиры заявили об отсутствии у них претензий к армянам, после чего поезд продолжал путь. Недостаток фактических данных оставляет слишком много свободы для различных версий этой железнодорожной одиссеи. Вот как суммирует свои впечатления тогдашний первый секретарь Кафанского райкома: "При возвращении назад (из Имишли. - К. В.) на машинах руководящих работников соседней республики мы были остановлены агрессивно настроенной толпой, которая забросала автомашины камнями. Здесь мы, втянутые в провокацию вместе с азербайджанскими руководителями, наивно подтверждали факты о стабильном положении в Кафане, не зная, что в Сумгаите уже идут погромы" (Р.Гонян, "Что было в Кафане" - газета "Коммунист" (Ереван), 9.1.90).
Несколько позже информация об итогах проверок, подтвердившая отсутствие, какого-либо притеснения азербайджанцев в Кафанском районе, была передана по АзТВ, попала она и в центральную прессу (см., например: О.Кулиш, Д.Меликов, "Черным семенам не прорасти" - "Социалистическая индустрия", 27.3.88). 
Понятно, что Кремлю были бы на руку притеснения азербайджанцев в Армении или в Карабахе, однако предназначение их было другое, чем у армянских погромов в Азербайджане, поэтому иным был подход к их организации и освещению. Сами по себе преследования азербайджанцев Кремлю нужны не были, ведь Азербайджан ни в чем перед руководством не провинится, его не за что было наказывать; азербайджанский национализм, напротив, нуждался в поощрении. Однако, как об этом откровенно сказано в рекомендациях Института востоковедения, нужно было «раздувать малейшие столкновения, называя виновниками армян», то есть в своих азербайджанских провокациях Кремль преследовал исключительно пропагандистские, а не карательные цели. Поэтому взамен антиазербайджанских акций со стороны армян он мог удовольствоваться газетными утками на эту тему. Образно говоря, Кремлю было важно, чтобы азербайджанцы убивали армян по-настоящему, а армяне азербайджанцев - на страницах газет***.
- (***) Отсюда идет так возмущавшая армян практика «выравнивания вины», в силу которой любые эксцессы в Армении и Карабахе преувеличивались или просто выдумывались, в Азербайджане - преуменьшались и замалчивались».

wallpaper-tekstura-seryi-fon-chernyi-fon-uzor-oboi-tsvety-ve.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 2
  • Создано
  • Последний ответ
  • Admin

Погромы в Армении: суждения, домыслы и факты

В газете "Экспресс-Хроника" № 9 от 26 февраля 1991 года опубликована статья бакинского журналиста Арифа Юнусова "Погромы в Армении в 1988— 1989 годах". К статье был приложен список 215 азербайджанцев, погибших в этот период в Армении. Одновременно в статье было высказано предложение армянской стороне "внести в собранный материал уточнения и коррективы".
В этой связи корреспондент Арменпресс Гарник Бадалян обратился к Председателю КГБ Республики Армения генерал-майору Арутюняну Усику Суреновичу с просьбой ответить на ряд вопросов.

— Насколько нам известно. Ваш Комитет проводил определенную работу по проверке изложенных в указанной статье данных. Что бы Вы могли сообщить нашей редакции по результатам этой работы?

— Да, действительно, группа сотрудников КГБ республики почти месяц занимались дополнительной проверкой фактов погромов в 1988-1989 г.г. в отношении азербайджанского населения в Армении. Именно "дополнительной", т.к. данные о погибших в результате этих погромов мы имели и ранее. Это данные в отношении 25 азербайджанцев.
Но когда мы ознакомились со статьей А.Юнусова, который прилагает поименный список 215 азербайджанцев, погибших (как это утверждается) в этот период в Армении, мы решили тщательно проверить судьбу каждого указанного в этом списке лица. Причем могу Вас заверить, что к этому вопросу мы подходили с максимальной объективностью и судьбу всех 215 лиц изложили в соответствующей справке, копии которой готовы представить в Азербайджанское общество беженцев, в редакцию "Экспресс-Хроники" и другие заинтересованные организации.

— А выявила ли дополнительная проверка новые факты убийства на территории Армении?

— Нет. Общее число жертв по нашим данным осталось прежним— 25. И здесь хотел бы одновременно подчеркнуть, что если внимательно ознакомиться с результатами нашей проверки, то любой здраво мыслящий человек сразу же столкнется с полными абсурда утверждениями об убийствах в Армении подавляющего большинства указанных в списке лиц.
Наиболее наглядным свидетельством тому является хотя бы тот факт, что 74 человека из этого списка вообще не значились по документам учета паспортных столов РОВД, ЗАГСов и журналам сельсоветов Республики Армения. Кстати, один человек в этом списке указан дважды (это для арифметической точности).

— А как обстоят дела с другими лицами, указанными в этом списке как якобы погибшие в результате погромов на территории Армении?

— Другие 17 человек, по имеющимся достоверным данным, скончались или погибли на территории Азербайджана. Например, Рустамов Якуб умер якобы от избиений в Иджеванском районе. Однако проверка показала, что органами ВД Свердловской области он был объявлен во Всесоюзный розыск как злостный неплательщик алиментов, а в 1988 году он умер в г. Казахе Азербайджанской ССР и, по заключению судмедэксперта Прокуратуры СССР, его смерть наступила от удушья в состоянии сильного алкогольного опьянения. В списке указано, что Гурбанов Гурбанали и Гурбанов Аббас погибли в Массиском районе Армении в результате инсценировки несчастного случая. В действительности же они скончались в июле 1988 года в результате автокатастрофы на трассе Евлах-Баку, и справка об их смерти выдана Сабирабадским судмедэкспертом Азербайджана. Указанные в списке Абдуллаева Новраста, Мусаев Асад и Аббасов Якуб, бывшие жители Разданского района Армении, выехали 16 июня 1988 года на своей автомашине (с армянскими госномерами) на территорию Азербайджана и там, в Касым-Исмайловском районе, произошло столкновение с автомашиной "КРАЗ", ведомой водителем-азербайджанцем, в результате чего все трое погибли.
16 человек установлены как ранее проживавшие в Армении, однако данных об их смерти не имеется. Например, указанный как без вести пропавший Насиров Вагиф выехал из Ехегнадзорского района на жительство в РСФСР в 1987 году, а Курбанов Садых, якобы скончавшийся от избиений в Калининском районе, переехал в Кустанайскую область Казахстана еще в апреле 1984 года (адрес имеется).
62 лица из этого списка выехали в 1988 году за пределы Армении без каких-либо эксцессов, и места проживания многих из них нам известны.
Так, значившиеся как умершие от истязаний и избиений бывшие жители Калининского района Елчиев Али и Велиев Мамед в настоящее время проживают в г.Баку, соответственно в Наримановском и Орджоникидзевском районах, откуда органами ВД уже в 1990 году были направлены в Армению запросы для организации их выписки и прописки. В отношении Алиева Савалана, указанного как умершего в 1988 году от избиений, установлено, что он благополучно выехал из республики и уже в апреле 1989 года в Прокуратуру Варденисского района, а затем в августе 1989 года в Прокуратуру Армении направил заявления об отмене заключенного им ранее договора на обмен жилого дома, указав при этом СБОЙ новый адрес в г.Нафталане Азербайджанской ССР.
Аналогичные данные указаны в списке и в отношении Джаваншира Рустама, который в действительности уже 5 марта 1991 года из г.Лачин Азербайджана обратился через правоохранительные органы с просьбой к армянской стороне направить к нему дочь, проживающую в нашей республике вместе с матерью (армянкой).
Бывшие жители Азизбековского района Гянджималиев Анвер и Мурадов Наджафгулу, значившиеся по списку как умершие от обморожения при бегстве, в действительности в 1988 и 1989 годах направляли из Азербайджана в прокуратуру района, следователю МВД СССР и в исполком заявления о выдаче денежной компенсации за материальный ущерб и высылке пенсионного дела.
И, наконец, оставшиеся 20 человек действительно скончались на территории Армении, но в результате ненасильственной смерти, причем, трое из них еще до 1988 года. Например, указанные погибшими от истязаний Гасанов Мухид в действительности скончался от паралича дыхательных путей, а Новруз Элбан погиб в автоаварии в 1963 году (!). Бывший житель Иджеванского района пастух Набиев Нариман значится в списке как умерший от избиений. Однако из уголовного дела по факту его смерти ясно усматривается, что 18 марта 1988 года во время выпаса скота на железнодорожном перегоне Лусабац-Гошаванк Набиев попал под дрезину ПЧ-15, в результате чего на месте скончался и пало 17 голов мелкого рогатого скота. Дело было прекращено ввиду доказанности вины самого Набиева, а также заявлений его сына и родственников об отсутствии у них каких-либо претензий к следствию.

— В указанной статье отмечено, что все нападения возглавлялись ответственными работниками, в т.ч. КГБ и милиции. Указана даже фамилия заместителя Председателя КГБ Мехрабяна. Что Вы могли сказать по данному вопросу?

— Что касается Мехрабяна, то такого зам. председателя у нас не было и нет. В отношении же сотрудников районных подразделений могу уверенно сказать, что все они были серьезно озабочены назревавшей ситуацией и делали все от себя зависящее для предотвращения трагедии. И есть немало примеров, когда это удавалось сделать. Но, прежде всего, хочу отметить, что любые погромы и убийства — это преступления, это безумие. Они должны быть наказаны, где бы и кем бы не совершались. В первую очередь, необходимо оперативное выявление и осуждение не только организаторов погромов, но и самого факта, правильная квалификация преступления. В противном случае такие "безумия" могут появляться и даже подогреваться в результате без действия властей, распространяться по принципу цепной реакции.
Уже ни для кого не секрет, что после февральской 1988 года трагедии в Сумгаите ни Центром, ни самим Азербайджаном не было дано политической оценки фактического геноцида армянского населения в этом городе. Все было представлено как обычные общеуголовные преступления "отдельных хулиганствующих элементов" и тем самым начата преступная игра судьбами народов страны. Уверовав в свою полную безнаказанность, организаторы погромов продолжили таковые и в других районах Азербайджана, а уже затем и в известных регионах страны. А реакция в Армении (повторяю, ни в коей мере я ее не оправдываю) началась в ноябре 1988 года в основном в северных районах республики, куда через территорию Грузии прибыл большой поток изувеченных и разграбленных беженцев из Кировабада и других прилегающих районов Азербайджана. Именно этим можно объяснить, что из 25 погибших 20 азербайджанцев были убиты именно в этих районах Армении, в первую очередь в Гугаркском.
Я согласен с мнением Юнусова, что слово "Гугарк" для азербайджанцев стало таким же, как для армян — "Сумгаит". В этом районе было убито больше всего азербайджанцев — 11 человек. Но давайте лучше сейчас не будем вести споры о том, кто больше виноват или кто больше пострадал. Об этом уже очень много писалось, говорилось, спорилось и доказывалось по фактам 1988-1989 г.г. и даже по известным бакинским погромам в январе 1990 года.

— Но, согласитесь, что проведенная Вами большая и кропотливая работа, на основе которой и состоялась наша беседа, была полезной и очень нужной.

— Согласен. Но, в то же время признаюсь, что подобного рода беседы и интервью всегда оставляют неприятный и даже тяжелый осадок на сердце. Ведь волей-неволей приходиться что-то доказывать, что-то отстаивать и даже в чем-то оправдываться. А за всем этим, если задуматься, стоят жертвы и искалеченные судьбы людей. Смерть любого человека - это трагедия. А если еще убийства происходят по национальному признаку - то трагедия вдвойне. Осадок и озлобленность остаются в поколениях, в веках. Но правда тоже должна быть одна и нужно делать все возможное чтобы восторжествовала истина. В данном случае мы документально доказали, что составленный в соседней республике список жертв — азербайджанцев на территории Армении преувеличен почти в десять раз (!). Что это? Желание уравнять истину ложью? Неужели составители документа не задумывались над тем, что совершают кощунство в отношении своего же народа, причисляя живых к мертвым. А может быть это умысел или несерьезное отношение к истине. Вероятно, и то, и другое.
Ведь многих указанных в списке лиц они могли бы сами проверить по учетам паспортного стола, другими способами, и наверняка те, кому нужно, сделали...
И мне думается, что самое главное в данном случае— это добиться истины для своего же народа. Хватит его озлоблять ложью и делать из него зверя.
Но, вместе с тем, проведенная нами работа и опубликование этих материалов - это фактически отклик на предложение А.Юнусова армянской стороне внести в собранный ими материал уточнения и коррективы. В опубликованной статье правильно высказана еще одна мысль о том, что до сих пор фактически обе стороны не публиковали материалов о погромах на своей территории. При этом отмечено: "естественно было бы ожидать появления азербайджанского материала об армянских погромах в Азербайджане". Что ж, после опубликования этого интервью, я думаю, можно считать, что первый шаг с нашей стороны уже сделан.

wallpaper-tekstura-seryi-fon-chernyi-fon-uzor-oboi-tsvety-ve.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

215 минус 24   ровно 191 ширгеномусорских боевикофф и провакаторов получается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   0 пользователей, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

    • Нет пользователей в сети в данный момент.
  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    1 гость

    Нет пользователей в сети в данный момент.

  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...