Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

КОГДА ГОВОРИТ ТИШИНА


Рекомендованные сообщения

22 апреля в газете "Молодежь Эстонии" также вышла довольно-таки большая статья, посвященная описанию событий Геноцида и краткому изложению причин его организации.

В пятницу же азербайджанцы (причем именно они!), собрав более 200 подписей, написали письмо, в котором говорилось примерно следующее: проведение армянами Эстонии подобных ( памяти жертв Геноцида) мероприятий может привести к междиаспоральному конфликту, а также в ухудшению отношений между Эстонией Турцией, приложившей немало усилий для поддержки Эстонии на её пути к членству в НАТО!

Письмо это получили президент и премьер-министр Эстонии, а также наиболее видные политические деятели.

Кстати говоря, из устроенных армянами мероприятий ни одно (к сожалению) не предусматривает публичного и демонстративного выражения протеста или высказывания требований к тур гос-ву. Служба в Церкви, возложение цветов к Хачкару, скромный концерт в средневековой Церкви Старого

Города, на котором эстонский хор будет исполнять духовные песни на арямнском языке. Плюс презентация книги о Геноциде и конференция в Тарту (на которой опять-таки была представлена книга эстонского историка Лембо Таннинга)

Скажите, пожалуйста, это - не есть ли проявление высшей степени маразматической наглости?!? :/ :wow:

Причем тут вообще азербайджанцы?!?

Bir millet, iki dövlet?!? :ermm: :wacko:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 26
  • Создано
  • Последний ответ

думаю это тоже может быть тут

http://www.atik-online.org/en/modules.php?...=article&sid=63

We condemn the Armenian Genocide of 1915

Posted on Friday, April 22 @ 15:52:42 MEST

Topic: ATIK

We share the pain of Armenian People

The date of 24th April 1915 is the actual historical date of Armenian Genocide. By this genocide, not only thousands of Armenian people were annihilated but also the culture, the history and the civilization created by Armenian people on their own territories were also destroyed. The date of 24th April also means the destruction of a civilization and a culture. This date should be also the date of remembering the pains and transforming these memories into class resentment. In a sense, it is the synthesis of death and life.

It is the 90th anniversary of the Genocide on 24th April 2005. Surely, everybody’s approach to this issue would be different due to its historical importance. We are also aware of the attitude of the imperialist powers and their servant the Turkish Republic regarding this issue in terms of their historical, economical and social interests. Certainly, the pain of decimated, exiled millions of Armenian people can also be utilized by bourgeois political interests.

Each class has its own approach to a question and determines its objectives and plans on the basis of its own interest. Consequently, scholars of politics and history belonging to the proletariat have their own approach to the issue of Armenian Genocide as bourgeoisie does. One tries to bury the truth into the deeps of history, whereas the other tries to expose the history that is being denied and the truth that is being hidden. As we said earlier, the standpoint of a class is based on its general class interests.

Even tough the imperialists often bring this issue into public eye, they never intend to reveal the truth and bring the guilty people to justice. This issue is mostly used as a device by European imperialists who in fact wish to utilize it against the Turkish government in order to bare pressure and make it compromise. More importantly, this issue is only discussed when they want to get more from Turkish Government. Otherwise it is never put into their agenda for resolution.

Basically, the approach of Turkish ruling classes is to deny the genocide as if it never happened or continue to lie about it. They also try to turn this historical phenomenon upside down by claming that “In fact it was the Turkish people that were killed by Armenians”. We believe that there is no difference at all between approach of Turkish ruling classes on the Kurdish National question and Armenian Genocide. In other words, it is the same denial and decimation policy. Meanwhile, when pressure is put on Turkish regime by the peoples of the world, it proposes that an UN commission should be set up to investigate this issue.

It is obvious that scrutiny of Ottoman’s archive would not prove that Armenian Genocide took a place in the history. Because the Armenian Genocide is not like a fraudulent documentation that needs to be investigate over and over again. The facts of the genocide are provided by social and historical knowledge. Accepting to research the archive on the genocide is, in effect allowing oneself to be trapped by the official ideology of Turkish regime. We do not expect that those who committed this genocide would have left any written evidence behind. Oppressors leave only pool of blood and countless bodies of oppressed peoples behind.

Today, the flag hysteria backed, planned and carried out by Turkish ruling classes is meant to strengthen racism and instigate the hostility among peoples of Turkey. Parallel to this, hostility to Armenians is also intensified by the Turkish regime. The Turkish state by denying and manipulating the Armenian Genocide is trying to put barriers between peoples.

We, as ATIK, hereby condemn the genocide of 1915. The Turkish state must admit that this genocide took place and must apologize to Armenian people. We condemn the racist policy of Turkish state that incites hostility between Turkish, Kurdish, Armenian, Suryani and Hellenic peoples.

- We condemn the Genocide of 1915!

- We share the pain of Armenian, Suryani and Hellenic peoples!

- Down with the Turkish Chauvinism and Racism!

- Down with fascist Turkish state!

- Long live the brotherhood of all peoples!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Армянский геноцид

25.04.2005

Александр АРСЕНЬЕВ

В прошлое воскресенье армяне во всем мире в очередной раз отметили скорбную дату – годовщину геноцида армян в Турции. В этом году исполняется 90 лет со дня тех трагических событий. Казалось бы, столь далеких, но, как показывает и доказывает современная политическая действительность, по-прежнему актуальных.

Более того, лет 40 тому назад вряд ли кто из действовавших политиков мог подумать, что трагические события времен Первой мировой войны, порядком подзабытые и благополучно списанные в архив так называемым цивилизованным человечеством, вновь станут актуальными.

Было бы неправильным просто вспомнить о том, что произошло в 1915 году. Хотя бы потому, что сама дата 24 апреля 1915 года, на самом деле, носит весьма условный характер с точки зрения обозначения временных рамок одного из первых геноцидов в истории современного человечества. Тем более, что существует масса книг и документов на эту тему, они опубликованы и вполне доступны сегодня любому исследователю, и даже просто путешественнику по интернету.

По сути, массовые погромы, то есть отдельные акты геноцида в отношении армян стали с жуткой регулярностью происходить уже во второй половине XIX века, когда слабеющая Османская империя столкнулась с все возрастающим стремлением ранее покоренных ею христианских народов к свободе от чужеродного гнета. Что, кстати, нашло широкое отражение и в отечественной литературе и публицистике: вспомните хотя бы рассказ-притчу Генерала о зверствах турецких башибузуков над армянами из "Трех разговоров" русского философа Владимира Соловьева.

Развал балканской части Османской империи не только усилил великодержавный османский фанатизм, но и высветил перед Стамбулом перспективу потери большей части малоазиатских владений. Это стало особенно очевидно после русско-турецкой войны 1877-78 гг., когда к России, хоть и не сумевшей в ходе Берлинского конгресса добиться своих целей, отошла Карсская область. Именно после этих событий, когда "Армянский вопрос" стал все чаще использоваться европейским политиками в политических целях, до того отдельные погромы армян и других турецкоподданных христиан стали становиться все более регулярными и организованными.

Уже во времена "кровавого султана" Абдул-Гамида, когда в 1890-х гг. в результате организованных властями погромов было злодейски умерщвлено до 300 тысяч армян, можно говорить о начале процесса сознательного и планомерного уничтожения властями дряхлеющей империи армян, как наиболее многочисленного христианского элемента.

К этому же времени относится и начало массовой вынужденной эмиграции армян на Запад, прежде всего, в США, продолжавшегося вплоть до начала Первой мировой войны. Среди погибших пассажиров нижних палуб "Титаника" немалую долю составляли именно турецкоподданные армяне и греки, бежавшие от повседневной действительности христиан в Османской Турции.

Надежды на эволюцию режима в сторону цивилизации после малодотурецкой революции оказались напрасными: "революционеры" сразу же отплатили армянам за их помощь в борьбе с прежним режимом резней в Адане, унесшей более 30 тысяч жизней. А религиозно-державный фанатизм султанов, пашей и бродячих дервишей сменился турецким национализмом и пантуранизмом.

Наконец, у новых правителей "модернизируюшщейся" Турции появился и новый союзник и покровитель в лице кайзеровской Германии с ее Пангерманизмом. Последний появился одновременно с Пантюркизмом, имел с ним много общего; чем больше идеологически и политически сближались Берлин и Стамбул, тем меньше шансов оставалось на успех реформ в Азиатской Турции, призванных облегчить положение турецкоподаанных хирстиан.

Вступление Османской Турции в войну на стороны Центральных держав позволило лидерам младотурок запустить маховик осуществления чудовищной программы физической ликвидации армянского и шире, христианского клина, мешавшего фанатикам-националистам осуществить собственную идею "светлого будущего" – Великого Турана. "Барьер" между турками и исламскими народами Кавказа, Ирана и Средней Азии мешал этому проекту, и идеолог "Иттихада" Бехаэтдин Шакир заявлял: "Нам нужно, чтобы от Стамбула до Индии и Китая было лишь мусульманское население".

Сегодня мало кто в мире (не считая, конечно, Турции), способен прямо отрицать факт геноцида армян в 1915-23 гг. Даже в Анкаре пытаются сместить акценты с достоверности самого факта на его толкование: дескать, да, жертвы были, но османские власти изначально не планировали депортацию, а лишь оперативно реагировали на происходящее в интересах своих подданных.

Однако факты говорят об обратном, а именно, что еще в период приближения, Первой мировой лидеры "Иттихада" сочли предстоящую войну отличной возможностью "окончательного решения" армянского вопроса. Причем нашли в этом полное понимание со стороны германских друзей. Фельдмаршал фон дер Гольц сам настаивал, что турки должны обезопасить себя от "внутреннего врага", говорил: "Туркам не миновать угрозы новых расчленений, если за решение армянского вопроса возьмутся не они, а русские".

Вангенгейм, посол Германии и "личный друг" и советник османского министра внутренних дел Талаата поучал, что "используя армянский вопрос, Россия желает открыть путь к Константинополю". Идеолог пангерманизма П. Рорбах еще в конце 1913 г., выступая перед офицерами немецкого Генштаба, доказывал, что реформы в Турецкой Армении идут в разрез с интересами Германии. Немецкий дипломат Гай-Ум писал, что Армения – это ахиллесова пята Порты, и турки должны предпринять решительные меры, чтобы обезопасить себя. А впоследствии цинично констатировал: "Армения вставала поперек экономической и политической экспансии Германии, стало быть, она должна была исчезнуть". В аналогичном ключе выражался и статс-секретарь МИД Циммерман – дескать, армяне не нужны Германии, и поскольку армянский народ является источником слабости Турции, то Армения, населенная армянами, вредна германским интересам. А отсюда следовал вывод – надо "предоставить армян в полное распоряжение турок". Наконец и практический опыт у германцев был: в 1904-07 гг. они осуществили в Юго-Западной Африке геноцид народа гереро; физически уничтожив его большинство, оставшихся они согнали на верную смерть в намибийские пустыни.

Сигналы о подготовке новой и широкомасштабной резни начали поступать из Турции задолго до войны. Американский посол Моргентау писал, что еще весной 1914-го младотурки "не делали секрета из своих замыслов стереть армян с лица земли". Аналогичную информацию получали из своих источников русские дипломаты, а армянский Католикос передавал Воронцову-Дашкову многочисленные сведения, поступающие от паствы и священнослужителей на местах.

Один из активистов "Иттихада" Кушчу-баши признавал впоследствии, что планы геноцида неоднократно поднимались и обсуждались на заседаниях ЦК этой партии, происходивших в мае–августе 1914 г. 5 августа 1914 г., сразу после заключения союза с немцами военный министр Энвер издал приказ о формировании "особых частей", так называемой "Исламской революционной армии", для чего из тюрем было выпущено 30 тыс. уголовников (не правда ли, напоминает большевистскую "Красную Гвардию"?). Набирались спецотряды и из беженцев Балканских войн – потерявших свое имущество и озлобленных на христиан. Все это было объединено в "Тешкилят-и-мехсуссе" – "Специальную организацию". Пошла соответствующая агитация среди полукочевых и кочевых курдских племен, которые с османскими властями отнюдь не дружили, но конфликтовали и с армянами, жили в дикости и бедно: им выдавали винтовки и патроны, формировали иррегулярные отряды, соблазняли возможностью разрешенного свыше грабежа соседей-христиан.

Не выдерживают никакой критики и попытки современных фальсификаторов убедить, что армяне "предали" Османскую Турцию, вероломно подняли восстание в тылу доблестной турецкой армии, которая вела войну на два фронта. И будто бы лишь после этого турецкие власти, "во благо же армян" приняли решение о депортации, – "переселении" в более спокойные и удаленные от лини фронта места.

Факт остается фактом: провалившего Сарикамышскую операцию и положившего в ее ходе три турецких корпуса Энвера-пашу спас от русского плена батальон турецких солдат-армян. В Галлиполи против дарданелльского десанта англо-франко-австралийских войск, а также в Месопотамии храбро сражались и показали высокую боеспособность целые армянские части, – сражались даже весной и летом 1915-го, не ведая о том, что в тылу уже полным ходом запущена машина тотального уничтожения всех поголовно граждан армянской национальности.

Еще в ноябре 1914-го мутесариф (уездный начальник) Муша сетовал об "ошибке": дескать, сперва надо было бы перебить армян, а уже потом воевать с русскими. Первые прямые распоряжения уголовникам и курдам о нападении на армянские села Ванского вилайета были отданы еще до Сарыкамыша, осенью 1914-го. В декабре-январе, когда отряд Чернозубова поспешно ушел из занятых им районов Ирана, ванский вали Джевдет-бей учинил побоище в Баш-кале, уничтожив 1600 армян, а затем турки вступили в Иранский Азербайджан, и там произошла бойня христиан-айсоров, проживавших в районе Урмии.

В марте 1915-го российский МИД по своей линии получил информацию, что из 17 сел в окрестностях Эрзерума уцелело 3, остальные уничтожены. В Ване Джевдет пригласил лидеров местных армян якобы для переговоров и убил их. Армянских солдат, собранных здесь в "рабочие батальоны", вывели в пустынную местность и расстреляли. По донесению итальянского консула, все чиновники из армян в уездах Ванского вилайета были единовременно расстреляны или задушены. Джевдет лично участвовал в расправах с жителями городков Салмас, Хозрев, Баш-кале – после того, как они сдали оружие и оказались беззащитными. Консул сообщал, что по его данным, в селениях вокруг Вана истребили до 16 тыс. чел.: "Все эти избиения были проведены с необычайным жестокосердием. Мальчикам вспарывали животы, женщин и девушек голыми гнали, как диких зверей, в горы". Через фронт, в занятый русскими Диадин в апреле пришла группа из 23 армян – и рассказали, что они единственные, кто спасся из больших сел Арчет и Сосомун. Всего же в течение марта–апреля в Эрзерумском и Ванском вилайетах было уничтожено 500 сел и перебито около 25 тыс. жителей.

Все это происходило задолго до антиосманского восстания отчаявшихся жителей Вана, и в том время, когда армянские солдаты храбро сражались с англичанами в Дарданеллах за "общую османскую родину".

В результате геноцида армян лишь в 1915-18 гг. было уничтожено и умерло в ходе депортаций и в сирийских пустынях свыше полутора миллиона человек. Сотни тысяч женщин и детей были насильно отуречены или переданы в курдские племена. Обезлюдели и были разорены огромные территории, тысячи сел и сотни городов и городков. Сотни тысяч беженцев, сумевших уйти с русскими войсками, или путем самообороны, с оружием в руках самим прорвать кольцо окружения и спастись, медленно плелись по дорогам войны, десятками тысяч гибли от голода и болезней. Западная, или Турецкая Армения, которую армяне собственно и называли "Страной", – в отличие от Кавказской (Русской) Армении, которая рассматривалась большинством армянской интеллигенции в качестве периферийной армянской области, – фактически перестала существовать.

Но геноцид коснулся не только армян: турками было уничтожены более полумиллиона христиан-айсоров (ассирийцев), компактно проживавших в горной области Хаккяри, южнее Ванского вилайета и близ озера Урмия в Персии; сотни тысяч сирийских христиан-несториан, халдеев. Наконец, геноциду подверглись и курды-езиды (не мусульмане). Айсоры полностью потеряли свою родину, выжившие их бежали в Ирак, рассеялись по всему свету; часть езидов нашла убежище в Закавказье.

Греков турки пока что не трогали, но как только Греция в 1917-м вступила в войну на стороне Антанты, по всей Османской Турции начался массовый геноцид греков, который был завершен уже при националистах-кемалистах в 1922-23 гг.

После большевистского заговора и переворота 1917-го, когда русская армия стала покидать Кавказский фронт, турко-немецкие войска нарушили перемирие и начали наступление вглубь Западной Армении. Им противостояли малочисленные войска Армянского корпуса, – созданного еще по решению Временного правительства из солдат, офицеров-армян русской армии и добровольческих армянских дружин, но лишь находившегося в стадии формирования, – и немногочисленные русские казачьи и офицерские отряды. Турки и германцы вторглись в Карсскую область и далее в Закавказье, на север Персии. Геноцид был продолжен: новые десятки и сотни тысяч армян были уничтожены в Карсе и Ахалцихе, Александрополе и Лори, Нахичевани и Карабахе, Нухе, Ареше. Наконец, в сентябре 1918-го – в Баку, откуда интриганы-большевики ранее бежали, предательски оголив фронт и оставив армянское население города на растерзание турецким войска и бандам "закавказских татар".

Последовавший осенью 1918-го разгром стран "Четверного союза" вызвал среди армян и вообще малоазиатских христиан волну надежд на восстановление справедливости и наказание виновных в геноциде. Однако противоречия между странами Антанты, а главное, беззаконный большевистский режим, взявший на вооружение политику геноцида в отношении собственного народа, не дал осуществиться этим чаяниям.

Более того, при помощи большевиков Кемалистской Турции удалось довершить геноцид армян и греков в Малой Азии, а кавказская Республика Армении была в 1920-м раздавлена совместно кемалистами и Красной Армией, задолго до пакта Молотова-Риббентропа предварив будущую участь Польши. Ранее российские, а в 1919-20 гг. входившие в Армянскую республику Карсская область, Артвин и Игдырский уезд Эриванской губернии (вместе в горой Большой Арарат) были подарены "новой революционной Турции". Армянские же Нахичевань и Нагорный Карабах были переданы в состав советизированного протурецкого буферного образования, получившего в 1918 году, с подачи турко-немцев, название северной персидской провинции "Азербайджан".

Советам, запятнавшим руки в крови миллионов собственных подданных, были не с руки упоминания о геноциде армян 1915-23 гг. Именно поэтому эта тема в СССР была под строгим запретом вплоть до 1965 года. Впоследствии же упоминания о геноциде армян за пределами Армянской ССР категорически не приветствовались; факты и историческая канва событий были густо сфальсифицированы в духе коммунистической идеологии. Крах коммунизма в СССР снял предыдущие запреты с темы геноцида армян, но в постсоветской России мало говорили и писали об этом; тема считалась уделом историков и не более того.

Сегодня неожиданно выясняется, что геноцид армян – отнюдь не закрытая страница истории; все новые страны решениями своих парламентов вновь подтверждают свое признание этого бесспорного факта, который еще в мае 1915 г. был официально признан правительствами России, Франции и Англии преступлением против человечества, которые, как известно, не имеют сроков давности. Этот процесс ускорился именно в последние годы, когда к странам, уже относительно давно признавшим геноцид армян 1915 г. (Уругвай, Аргентина, Кипр и др.) прибавился с десяток новых, среди которых Бельгия, Франция, Канада, Нидерланды, Швейцария, Словакия и другие. На днях к ним присоединилась и Польша.

Ясное дело, что рядом европейских стран движет при этом желание "подвесить" процесс переговоров о вступлении Турции в Европейский Союз. Однако сам факт нового подтверждения ими признания геноцида крайне важен не только для многочисленных армянских общин Европы, Америки и Азии, образовавшихся в начале XX века как раз вследствие геноцида 1915-23 гг. Это важно также для стабилизации ситуации в Малой Азии и регионе Южного Кавказа. Ибо, похоже, что для армян в этом вопросе важны не столько материальные и территориальные компенсации за ранее нанесенные этому народу невиданные в истории человечества страдания, а своего рода гарантия, что подобное не повторится.

"То, что спустя десятилетия Геноцид, осуществленный в начале XX века в Османской империи, остается в центре внимания международного сообщества, является для армянского народа большим утешением. Геноцид армян – самая трагическая страница в истории пережившего многие испытания армянского народа", – заявил на днях в ходе международного форума "Тяжелейшее преступление, крайние вызовы. Геноцид и права человека" Католикос всех армян Гарегин Второй.

Ведь Турция дважды – в 1992 и 1993 гг. – в ходе карабахского конфликта была готова вторгнуться в Армению. А из Азербайджана, озвучивающего сегодня угрозы, "неудобные" в устах Анкары, открытым текстом (пресс-секретарь военного ведомства, например, а не так давно – покойный президент Алиев-старший) говорится, что лет "через 20-25 никакой Армении на Кавказе не будет", а ее территория-де будет "реинтегрирована с Азербайджаном", у которого будто бы и была отнята. То есть армянам, у которых в памяти и недавние погромы и депортации советских времен (Сумгаит, Баку, операция "Кольцо" и проч.) фактически на официальном уровне, – во всяком случае, со стороны Азербайджана, – отказывается в праве иметь собственную государственность и вообще проживать в регионе.

Было бы верхом наивности считать все это случайностью и полагать, что озвучиваемые официальным Баку идеи не прошли согласование в Анкаре. Иначе не объяснишь прямо-таки фрейдистские оговорки, столь часто звучащие в устах полуофициальных, а иногда и официальных турецких лиц. Как, например, в интервью турецкого политолога, эксперта по кавказской политике доктора Нилгуна Гюльчана турецкой газете Turkish Weekly: "Если Турция признает требования армян, то армяне диаспоры выиграют, а Республика Армения будет за это расплачиваться… Армения нуждается в Турции и турках, в то время, как армянам диаспоры нужна "турецкая угроза"… Армению окружают почти 100 млн. турков: Турция, Азербайджан, Иранский Азербайджан. Армяне диаспоры могут оскорблять турков, они могут себе позволить жертвовать дружбой турков ради исторических дебатов… Армения не должна жертвовать сегодняшними интересами ради событий прошлого. Армяне диаспоры не должны жертвовать Арменией ради собственных интересов".

Одновременно, в словах турецкого политолога явно чувствуются некоторая неуверенность и плохо завуалированная угроза: "Сегодня турецкое правительство полно энтузиазма наладить отношения с Арменией. Если Армения не сможет нормализовать отношения с теперешней Турцией у нее не будет больше такого шанса".

Совершенно очевидно, что именно вышеприведенные и им подобные факты и высказывания, включая сам тон последних и заставляют армян как в Армении, так и в диаспоре ускорить процесс завершения международного признания геноцида армян 1915-23 гг. в Турции.

Сегодня такое международное признание, по сути, означает признание геноцида армян 1915 года со стороны США, где и разворачивается сейчас основная борьба по этому политическому вопросу. Несмотря на давление со стороны администрации США, которая неоднократно прямо вмешивалась в обсуждение вопроса Конгрессом, процесс признания активно идет на уровне законодательных собраний отдельных штатов, большинство из которых уже признали геноцид армян 1915 года. Далее процесс может резко перейти из количественного в качественный; мало сомнения в том, что так оно и случится.

Россия признала геноцид армян дважды: в уже упомянутой совместной англо-франко-русской Декларации от 24 мая 1915 года и в Заявлении Государственной Думы РФ от 24 апреля 1995 года.

Первый юридический акт признания было де-факто дезавуирован преступным режимом большевиков. Который, как сегодня хорошо известно, пришел к власти во многом благодаря именно помощи германского Генштаба и тесно связанных с турецко-германской верхушкой и сионистскими кругами финансистов и авантюристов вроде Парвуса и Радека (кстати, Мустафа Кемаль–Ататюрк и Талаат-паша были из денме – принявших ислам балканских евреев. Дом Кемаля и сегодня стоит в Салониках, где и зародилось движение младотурок).

Второе признание носило характер общего заявления. В отличие от той же Франции, где отрицание геноцида армян, извращение связанных с ним исторических и политических фактов может повлечь и судебное преследование, в нашей стране и сегодня можно встретить публикации, обеляющие авторов геноцида и оскорбляющие память его жертв.

В отличие от большинства признавших геноцид армян стран, в России о геноциде армян 1915 года не упоминается и в школьных учебниках истории, что само по себе уже является нонсенсом.

Если такая позиция вызвана нежеланием "обидеть" Анкару, то следует признать, что внешняя политика современной России не доросла до европейско-американской ни по оперативности реагирования на происходящее в мире, ни по умению заглянуть чуть вперед, в завтрашний день.

http://novopol.ru/material2238.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Le Figaro

Турция отказывается признать геноцид армян

Мари-Мишель Мартине

Хотя Турция и готова сделать некоторые дипломатические шаги навстречу соседней Армении, она не собирается признавать свою вину за массовое истребление армян, которые в 1915 году составляли в Османской империи многочисленное христианское меньшинство. Чем больше Европа настаивает на важности признания геноцида, тем сильнее Анкара укрепляется в своем отказе, граничащим с отрицанием самого факта. Спустя девяносто лет после резни и насильственной депортации, приведших к гибели около миллиона армян, Турция отказывается принимать в расчет сообщения многочисленных дипломатов и миссионеров, бывших свидетелями зверств.

От этого страдают отношения между Анкарой и Ереваном. Несмотря на взаимное желание возобновить контакты, граница между двумя странами остается закрытой. Через своего посла в Тбилиси Анкара только что сделала робкий шаг навстречу. Она предложила Армении принять участие в работе смешанной комиссии, которая имела бы свободный доступ к архивам для расследования обстоятельств массовых убийств. Это не помешало армянской газете "Агос", издающейся в Стамбуле на турецком и армянском языках, назвать диалог между двумя странами "диалогом глухих".

Вслед за премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом, который недавно отмахнулся от курдской проблемы, назвав ее "вымышленной от начала до конца", министр иностранных дел Абдулла Гюль отказался говорить об армянской проблеме, заявив, что геноцид был "выдуман диаспорой". В последние недели турецкая пресса публикует многочисленные документы, в том числе свидетельства "раскаявшихся" армян, в которых рассказывается, как они сами резали турок после попытки убить султана Абдул-Хамида II в 1905 году.

"Эксперты" вроде австрийского профессора Эриха Файгле, которому предложили высказаться по поводу "исторических реалий турецко-армянских отношений", поясняют, что общественность "введена в заблуждение вымышленными инцидентами и неверными цифрами".

Отдельные турецкие историки пытаются проанализировать причины, мешающие Турции подвести черту под своим прошлым. Халиль Берктай, преподающий в стамбульском университете Сабанджи, показал, что турецкий национализм, уже весьма активный в 1915 году, сыграл решающую роль в развязывании насилия.

Своего рода иллюстрацией к этому тезису стало интервью писателя Орхана Памука одному швейцарскому журналу, в котором он упомянул о миллионе жертв армянского геноцида, а также о 30 тысячах курдов, погибших в 1984-1999 годах. Орхан Памук был атакован националистической прессой и заклеймен агрессивно настроенными манифестантами, что побудило Европейский парламент выразить свою озабоченность и потребовать от правительства Анкары прекращения кампании против писателя.

По мнению Карин Каракасли, армянской журналистки из газеты "Агос", баталии вокруг количества погибших не помогут подвести черту под прошлым. "Вопрос об архивах, имеющихся у тех или у других, не может ничего решить, потому что все уже опубликовано, – говорит она. – Каждый бросает в лицо другому свою ложь и свою правду. Это лишь подпитывает конфликт".

Главный редактор "Агос" Грант Динк, выступающий в роли представителя 50 тысяч турецких армян, ратует за вступление страны в ЕС, которое, как он считает, является лучшим шансом ее более широкой демократизации. Приглашенный недавно Европейским парламентом, он назвал неконструктивным выдвижение требования о признании Турцией геноцида в качестве предварительного условия.

Между тем движение в Европу, которое осуществляют правительство Эрдогана и турецкие демократы, не пользуется единодушной поддержкой в Турции. Националистические демонстрации в защиту национального флага, который молодые курды попытались сжечь на праздновании курдского Нового года в конце марта, кое-где носили характер, враждебный Европе и ее ценностям. В Трабзоне пять человек, распространявших листовки с требованием улучшить содержание заключенных в тюрьмах, чуть не поплатились жизнью. Голословно обвинив этих людей в попытке сжечь турецкий флаг, толпа едва не линчевала их.

В этой напряженной атмосфере проводить проевропейскую политику становится для Эрдогана непростой задачей. Признание геноцида армян явно не стоит в списке приоритетных целей, намеченных правительством. Однако журналистка Карин Каракасли не впадает в отчаяние. "Хотя иногда я бываю встревожена, я знаю, что в последние годы имел место реальный прогресс. И я хочу думать о будущем", – говорит она.

http://www.inopressa.ru/print/lefigaro/200...:30:49/genocide

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Le Figaro

Турция отказывается признать геноцид армян

Мари-Мишель Мартине

Хотя Турция и готова сделать некоторые дипломатические шаги навстречу соседней Армении, она не собирается признавать свою вину за массовое истребление армян, которые в 1915 году составляли в Османской империи многочисленное христианское меньшинство. Чем больше Европа настаивает на важности признания геноцида, тем сильнее Анкара укрепляется в своем отказе, граничащим с отрицанием самого факта. Спустя девяносто лет после резни и насильственной депортации, приведших к гибели около миллиона армян, Турция отказывается принимать в расчет сообщения многочисленных дипломатов и миссионеров, бывших свидетелями зверств.

От этого страдают отношения между Анкарой и Ереваном. Несмотря на взаимное желание возобновить контакты, граница между двумя странами остается закрытой. Через своего посла в Тбилиси Анкара только что сделала робкий шаг навстречу. Она предложила Армении принять участие в работе смешанной комиссии, которая имела бы свободный доступ к архивам для расследования обстоятельств массовых убийств. Это не помешало армянской газете "Агос", издающейся в Стамбуле на турецком и армянском языках, назвать диалог между двумя странами "диалогом глухих".

Вслед за премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом, который недавно отмахнулся от курдской проблемы, назвав ее "вымышленной от начала до конца", министр иностранных дел Абдулла Гюль отказался говорить об армянской проблеме, заявив, что геноцид был "выдуман диаспорой". В последние недели турецкая пресса публикует многочисленные документы, в том числе свидетельства "раскаявшихся" армян, в которых рассказывается, как они сами резали турок после попытки убить султана Абдул-Хамида II в 1905 году.

"Эксперты" вроде австрийского профессора Эриха Файгле, которому предложили высказаться по поводу "исторических реалий турецко-армянских отношений", поясняют, что общественность "введена в заблуждение вымышленными инцидентами и неверными цифрами".

Отдельные турецкие историки пытаются проанализировать причины, мешающие Турции подвести черту под своим прошлым. Халиль Берктай, преподающий в стамбульском университете Сабанджи, показал, что турецкий национализм, уже весьма активный в 1915 году, сыграл решающую роль в развязывании насилия.

Своего рода иллюстрацией к этому тезису стало интервью писателя Орхана Памука одному швейцарскому журналу, в котором он упомянул о миллионе жертв армянского геноцида, а также о 30 тысячах курдов, погибших в 1984-1999 годах. Орхан Памук был атакован националистической прессой и заклеймен агрессивно настроенными манифестантами, что побудило Европейский парламент выразить свою озабоченность и потребовать от правительства Анкары прекращения кампании против писателя.

По мнению Карин Каракасли, армянской журналистки из газеты "Агос", баталии вокруг количества погибших не помогут подвести черту под прошлым. "Вопрос об архивах, имеющихся у тех или у других, не может ничего решить, потому что все уже опубликовано, – говорит она. – Каждый бросает в лицо другому свою ложь и свою правду. Это лишь подпитывает конфликт".

Главный редактор "Агос" Грант Динк, выступающий в роли представителя 50 тысяч турецких армян, ратует за вступление страны в ЕС, которое, как он считает, является лучшим шансом ее более широкой демократизации. Приглашенный недавно Европейским парламентом, он назвал неконструктивным выдвижение требования о признании Турцией геноцида в качестве предварительного условия.

Между тем движение в Европу, которое осуществляют правительство Эрдогана и турецкие демократы, не пользуется единодушной поддержкой в Турции. Националистические демонстрации в защиту национального флага, который молодые курды попытались сжечь на праздновании курдского Нового года в конце марта, кое-где носили характер, враждебный Европе и ее ценностям. В Трабзоне пять человек, распространявших листовки с требованием улучшить содержание заключенных в тюрьмах, чуть не поплатились жизнью. Голословно обвинив этих людей в попытке сжечь турецкий флаг, толпа едва не линчевала их.

В этой напряженной атмосфере проводить проевропейскую политику становится для Эрдогана непростой задачей. Признание геноцида армян явно не стоит в списке приоритетных целей, намеченных правительством. Однако журналистка Карин Каракасли не впадает в отчаяние. "Хотя иногда я бываю встревожена, я знаю, что в последние годы имел место реальный прогресс. И я хочу думать о будущем", – говорит она.

http://www.inopressa.ru/print/lefigaro/200...:30:49/genocide

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

la Republica

"Мы, турки, виновны"

М. Анс.

Интервью с историком Муратом Бельдже

"Массовые убийства, геноцид, называйте это как хотите", – Мурат Бельдже, ученый, известен в Турции и за рубежом своей откровенностью. Доцент Стамбульского университета в своих колких редакционных статьях критикует бюрократию и власти Турции. Он прибыл в Ереван для участия в конференции, на которой турецкие и армянские писатели свободно обмениваются мнениями.

- Профессор Бельдже, как мы можем охарактеризовать события, начавшиеся в 1915 году?

- Нет сомнения – это геноцид, массовое убийство. Называйте как хотите, но именно это имело место тогда.

- А почему Турция этого не признает?

- Потому что Анкара считает, что делать это преждевременно и опасно. Но, по мнению государства, этот момент никогда не должен наступить. Если бы это зависело от Турции, армянский вопрос никогда бы даже не поднимался.

- А для народа?

- Мнение общественности меняется, заслуга гражданского общества в том, что оно идет впереди этой политики и этих официальных кругов. В Турции уже началось противостояние по этому вопросу.

- Данные о полутора миллионах жертв реалистичны?

- Нет, эти цифры преувеличены. В действительности можно говорить о 600 тысячах армян, умерших в тот период.

- А что касается турков, которые утверждают, что было убито около полумиллиона их соотечественников?

- Это своя история: максимально погибло 100 тысяч человек, включая и представителей других национальностей.

- Турция защищается от обвинений в геноциде: делаются заявления о том, что армяне поддерживали русских, что их убивали курдские кавалеристы, что все эти инциденты следует рассматривать в историческом контексте Первой мировой войны.

- Все это отговорки.

- Кое-кто утверждает, что армяне также преувеличивают, настаивая на признании формулировки "геноцид".

- О да, они тоже слишком далеко заходят. Они говорят о геноциде всегда и всюду: когда встают с постели, когда чистят зубы и так далее.

- Для Анкары не было бы разумнее признать это массовое убийство?

- Естественно, это стало бы сигналом открытости и в отношении Европы.

- А в том, что касается Европейского союза, у вас нет подозрений, что этот вопрос является одним из инструментов для тех, кто хочет заблокировать вступление Турции?

- Если послушать министра иностранных дел Армении, то нет, этот вопрос не имеет связи со вступлением в ЕС, и я ему верю. Но правда и то, что используется любой аргумент, чтобы задушить Турцию.

http://www.inopressa.ru/print/repubblica/2.../12:38:46/turki

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Армяне напомнили о первом геноциде ХХ века

Ксения Фокина

В воскресенье армяне во всем мире почтили память жертв геноцида 1915-1923 годов, во время которого в Османской империи было убито около полутора миллиона человек. Решение об уничтожении и депортации многочисленного армянского населения, жившего на территории нынешней Турции в течение тысячелетий, обернулось массовыми убийствами и зверствами, о которых армянский народ вряд ли сможет забыть, как не забыли евреи Холокост. 24 апреля 1915 года так называемые младотурецкие правители, выступавшие в Первой мировой войне на стороне Германии, объявили об истреблении армян, которых обвинили в поддержке России. Целые семьи угоняли в Сирию, где многие погибали без средств к существованию - с собой брать не позволяли ничего. Кому-то удалось спастись, как, например, семье моего прадеда, крупного землевладельца и мирового судьи, которому помогли сесть на французский корабль уважавшие его турки-соседи. Тех, кому удалось спастись, разбросало по свету. Но большинство, включая детей, было вырезано. Страшные кадры кино и фото-хроники донесли до нас свидетельства тех трагических событий.

В воскресенье в Армении десятки тысяч людей пришли с цветами к Вечному огню на холме Цицернакаберд в Ереване, зажженному в память о жертвах резни. Приехали официальные делегации из десятков стран. Россию представлял заместитель председателя Государственной Думы Георгий Боос, вручивший председателю армянского парламента Армении Артуру Багдасаряну послание с соболезнованиями от председателя Государственной Думы России Бориса Грызлова. Представители Русской православной, Ассирийской православной, Грузинской православной, Румынской православной, Греческой православной и Англиканской церквей, а также Европейской конференции церквей приняли участие в экуменической церемонии за упокой душ жертв геноцида. Вечером в Ереванском кафедральном храме Святого Григория Просветителя ее провел глава Армянской апостольской церкви католикос Гарегин Второй.

Вторые по многочисленности памятные мероприятия прошли во Франции, где проживает одна из крупнейших армянских диаспор в мире - около 500 тысяч человек. По всей Франции прошли собрания и шествия, в ходе которых армяне обращались к турецкому руководству с требованием признать факт геноцида армян. Как известно, Турция отказывается признать факт истребления армян и даже предъявляет Еревану встречное обвинение - в убийстве в эти же годы нескольких сот тысяч турок. Франция стала одной из первых стран, на высшем уровне признавших геноцид. В воскресенье церковные молебны были отслужены в Соборе Парижской Богоматери, в соборах Лиона и Страсбурга. А в Марселе, где проживает около 80 тысяч армян, был заложен камень мемориала, посвященного трагедии. Накануне траурных торжеств, в пятницу президент Франции Жак Ширак встретился в Париже с главой Армении Робертом Качаряном. Вместе с ним он возложил венок к памятнику жертвам геноцида армян в Париже.

В Москве около 400 человек пришли на митинг, организованный Союзом армян России у посольства Турции. Собравшиеся требовали признания геноцида, в их руках были транспаранты с лозунгами: «восстановить целостность Армении», «Руки прочь от Карабаха», «Геноцид не забывается никогда», «Геноцид - преступление без срока давности», «Мы не забудем - и вам не дадим».

Геноцид до сих пор стоит между Анкарой и Ереваном, не имеющими даже дипломатических отношений. Однако признать геноцид для Турции - означает расписаться в искажении истории, все эти годы имевшем место в Турции. 90 лет турецких детей учили совсем другой истории. Многие из них очень удивляются, когда слышат о геноциде армян, а на современных турецких картах ряд территорий, входивших в Османскую империю, до сих пор включены в границы нынешнего государства.

Не признали на государственном уровне геноцид армян и в США. Пока это сделали лишь 32 штата. Признали - ряд комиссий ООН, ПАСЕ, Европарламент, а также около 15 национальных парламентов. Сейчас этот вопрос активно дебатируется в Германии. Евросоюз выдвинул признание геноцида в качестве условия вступления Турции в Евросоюз, хотя и согласился начать переговоры по подготовке к ее европейской интеграции. Соответствующий проект резолюции с требованием признания геноцида в качестве условия евроинтеграции, который будет вынесен на рассмотрение Европарламента, обнародовал Лидер правоцентристской партии "Союз за французскую демократию" Франсуа Байру. А глава французских социалистов Франсуа Олланд объявил о решении предложить проект закона, предусматривающего наказание за отрицание факта геноцида.

http://www.strana.ru/print/246347.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Армения в воскресенье отметила день памяти 1,5 миллиона соотечественников, ставших жертвами геноцида 1915-1923 годов в Османской империи. Ровно 90 лет назад младотурецкие правители развернули "конвейер" по депортации и истреблению населения Западной Армении, входившей в состав Турции.

День 24 апреля 1915 года считается отправной точкой в трагедии армян. В этот день в Стамбуле власти арестовали 800 видных армянских интеллектуалов - писателей, врачей, музыкантов, депутатов парламента. Их выслали в глубь Турции, где впоследствии уничтожили.

"Необходимо положить конец существованию армян, не обращать никакого внимания на пол и возраст убиваемых", - давал наказ министр внутренних дел Талаат в секретной депеше губернатору одной из западных провинций страны.

А вот рассказ одного персидского купца, подвозившего боеприпасы турецкой армии: "Однажды, в июне 1915 года, когда я подъехал к Хотурскому мосту, перед моими глазами предстало ужасающее зрелище. Несметное количество трупов заполнило 12 пролетов большого моста, запрудив реку так, что она изменила течение и бежала мимо моста. Отсюда до Джиниса (село) вся дорога была завалена телами стариков, женщин и детей..."

В воскреснье к мемориалу на холме Цицернакаберд в Ереване пришли сотни тысяч человек - они возложили цветы к Вечному огню. Точное их число подсчитать было невозможно, хотя власти Армении назвали цифру 1,5 миллиона - по числу жертв геноцида.

Вечером в ереванском кафедральном храме Святого Григория-Просветителя глава Армянской апостольской церкви католикос Гарегин Второй отслужил поминальную литургию. Для участия в мероприятиях памяти в Ереван прибыли официальные делегации из десятков стран. Россию представлял зампред Госдумы Георгий Боос.

"90 лет назад свершилось преступление, которое не имело аналогов в истории человечества и даже не имело названия, - с этими словами обратился к народу президент Роберт Кочарян. - Но у армян нет ненависти. Армения и сегодня заявляет о своей готовности строить нормальные отношения с Турцией, однако политика Анкары в этом вопросе порождает недоумение..."

Факт геноцида Турция действительно отрицает, утверждая, что в результате партизанских действий в годы Первой мировой войны было много жертв с обеих сторон. Геноцид армян признали и осудили парламенты 15 стран (включая Россию), ООН, ПАСЕ, Европарламент, конгресс США и 32 из 50 американских штатов.

В Москве армяне митинговали и зажигали свечи

По сообщению "ИНТЕРФАКСА", около посольства Турции в Москве собралось примерно 400 человек. В руках у собравшихся были флаги Армении и России, а также плакаты: "Восстановить целостность Армении", "Руки прочь от Карабаха", "Геноцид не забывается никогда", "Геноцид - преступление без срока давности", "Мы не забудем - и вам не дадим". Попытки подростков кинуть в посольство Турции куриные яйца пресекла милиция. Акция памяти прошла у строящегося армянского храма на Олимпийском проспекте. Участники зажигали свечи - всего их должно было гореть 1,5 млн. Дети выпустили 90 белых голубей. Было зачитано обращение предстоятеля армянской апостольской церкви Гарегина II, призвавшего осудить первый геноцид XX века.

• Георгий СТЕПАНОВ

http://izvestia.ru/world/1672079_print

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Le Figaro

Турция отказывается признать геноцид армян

Мари-Мишель Мартине

Хотя Турция и готова сделать некоторые дипломатические шаги навстречу соседней Армении, она не собирается признавать свою вину за массовое истребление армян, которые в 1915 году составляли в Османской империи многочисленное христианское меньшинство. Чем больше Европа настаивает на важности признания геноцида, тем сильнее Анкара укрепляется в своем отказе, граничащим с отрицанием самого факта. Спустя девяносто лет после резни и насильственной депортации, приведших к гибели около миллиона армян, Турция отказывается принимать в расчет сообщения многочисленных дипломатов и миссионеров, бывших свидетелями зверств.

От этого страдают отношения между Анкарой и Ереваном. Несмотря на взаимное желание возобновить контакты, граница между двумя странами остается закрытой. Через своего посла в Тбилиси Анкара только что сделала робкий шаг навстречу. Она предложила Армении принять участие в работе смешанной комиссии, которая имела бы свободный доступ к архивам для расследования обстоятельств массовых убийств. Это не помешало армянской газете "Агос", издающейся в Стамбуле на турецком и армянском языках, назвать диалог между двумя странами "диалогом глухих".

Вслед за премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом, который недавно отмахнулся от курдской проблемы, назвав ее "вымышленной от начала до конца", министр иностранных дел Абдулла Гюль отказался говорить об армянской проблеме, заявив, что геноцид был "выдуман диаспорой". В последние недели турецкая пресса публикует многочисленные документы, в том числе свидетельства "раскаявшихся" армян, в которых рассказывается, как они сами резали турок после попытки убить султана Абдул-Хамида II в 1905 году.

"Эксперты" вроде австрийского профессора Эриха Файгле, которому предложили высказаться по поводу "исторических реалий турецко-армянских отношений", поясняют, что общественность "введена в заблуждение вымышленными инцидентами и неверными цифрами".

Отдельные турецкие историки пытаются проанализировать причины, мешающие Турции подвести черту под своим прошлым. Халиль Берктай, преподающий в стамбульском университете Сабанджи, показал, что турецкий национализм, уже весьма активный в 1915 году, сыграл решающую роль в развязывании насилия.

Своего рода иллюстрацией к этому тезису стало интервью писателя Орхана Памука одному швейцарскому журналу, в котором он упомянул о миллионе жертв армянского геноцида, а также о 30 тысячах курдов, погибших в 1984-1999 годах. Орхан Памук был атакован националистической прессой и заклеймен агрессивно настроенными манифестантами, что побудило Европейский парламент выразить свою озабоченность и потребовать от правительства Анкары прекращения кампании против писателя.

По мнению Карин Каракасли, армянской журналистки из газеты "Агос", баталии вокруг количества погибших не помогут подвести черту под прошлым. "Вопрос об архивах, имеющихся у тех или у других, не может ничего решить, потому что все уже опубликовано, – говорит она. – Каждый бросает в лицо другому свою ложь и свою правду. Это лишь подпитывает конфликт".

Главный редактор "Агос" Грант Динк, выступающий в роли представителя 50 тысяч турецких армян, ратует за вступление страны в ЕС, которое, как он считает, является лучшим шансом ее более широкой демократизации. Приглашенный недавно Европейским парламентом, он назвал неконструктивным выдвижение требования о признании Турцией геноцида в качестве предварительного условия.

Между тем движение в Европу, которое осуществляют правительство Эрдогана и турецкие демократы, не пользуется единодушной поддержкой в Турции. Националистические демонстрации в защиту национального флага, который молодые курды попытались сжечь на праздновании курдского Нового года в конце марта, кое-где носили характер, враждебный Европе и ее ценностям. В Трабзоне пять человек, распространявших листовки с требованием улучшить содержание заключенных в тюрьмах, чуть не поплатились жизнью. Голословно обвинив этих людей в попытке сжечь турецкий флаг, толпа едва не линчевала их.

В этой напряженной атмосфере проводить проевропейскую политику становится для Эрдогана непростой задачей. Признание геноцида армян явно не стоит в списке приоритетных целей, намеченных правительством. Однако журналистка Карин Каракасли не впадает в отчаяние. "Хотя иногда я бываю встревожена, я знаю, что в последние годы имел место реальный прогресс. И я хочу думать о будущем", – говорит она.

http://www.inopressa.ru/print/lefigaro/200...:30:49/genocide

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Самвел Мартиросян

Ереван

В Армении отметили день памяти жертв геноцида

В воскресенье граждане Армении и армянской диаспоры, которая раскинута по всему миру, поминали жертв геноцида, учиненного 90 лет назад в Турции. Вот уже 38-й год в этот день сотни тысяч человек несут живые цветы к вечному огню, чтобы почтить память полутора миллионов погибших армян.

В этом году традиционные траурные мероприятия начались уже с вечера 23 апреля. Молодежное крыло партии "Дашнакцутюн" организовало факельное шествие, к которому присоединились представители практически всех партий и студенческих союзов Армении. Были зажжены полторы тысячи факелов, и десятки тысяч молодых людей под барабанный бой прошли маршем по всему городу. Во главе колонны люди несли крест и 30-метровое полотнище с армянским триколором. По всей стране прошли траурные службы, а на Божественной литургии, которую провели в Первопрестольном Эчмиадзине, присутствовали иерархи всех крупнейших христианских конфессий.

24 апреля с самого раннего утра на холм Цицернакаберд, где расположен мемориальный комплекс, потянулись сотни тысяч человек. На траурную церемонию в Ереван приехали тысячи армян из диаспоры - ведь именно в результате геноцида армяне рассеялись по всему миру, а также официальные делегации из десятков стран и международных организаций. К середине дня возложенные ими к вечному огню цветы составили гору величиной с человеческий рост. Каждый из участников акции памяти зажигал свечу: предполагалось, что в течение дня количество зажженных свечей приблизится к полутора миллионам - по одной за душу каждого погибшего.

Днем с посланием к народу обратился президент Армении Роберт Кочарян, который подчеркнул, что 90 лет назад было совершено преступление, не имевшее аналогов в истории человечества. "1915 год настолько изменил ход естественного развития истории армянского народа, что последствия этой трагедии до сих пор дают о себе знать", - напомнил Кочарян, отметив, что международное осуждение геноцида армян - проблема, касающаяся не только Армении. В очередной раз армянский лидер потребовал от Анкары признать факт геноцида. Президент отметил, что Армения неоднократно заявляла о своей готовности строить нормальные отношения с Турцией, однако отрицание Анкарой факта геноцида порождает недоумение не только Армении, но и международного сообщества. Ко всем странам, поддержавшим Ереван в этом вопросе, правительство Армении обратилось со словами благодарности. По словам министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, "признание геноцида армян важно также и для всего человечества, так как именно безнаказанность становится причиной новых преступлений".

Вообще этот год, похоже, становится переломным в вопросе международного признания геноцида армян, который долгие годы всячески замалчивался. Все больше стран - на сегодня их уже 15, включая Россию, - не только признают, но и осуждают уничтожение полутора миллионов человек. Дальше всех пошла Бельгия: ее парламент на днях принял законопроект, по которому за отрицание геноцида армян может грозить уголовное наказание - до одного года тюремного заключения. Даже в Германии, где все это время старались поддерживать Турцию, своего традиционного союзника, в бундестаге начались слушания по армянскому вопросу. Несмотря на политику Анкары, угрожающей ухудшением отношений, немецкие парламентарии уже согласовали основные пункты резолюции, призывающей Турцию признать геноцид армян. По словам официального представителя правящей в Германии Социал-демократической партии Гернота Эрлера, туда будет включен даже пункт о том, что являющаяся союзником Турции во время Первой мировой войны Германия готова понести определенную ответственность за геноцид армян.

Нежелание солидаризироваться с мировым сообществом может стоить Турции места в ЕС - Европарламент рекомендовал Анкаре признать факт геноцида в качестве обязательного условия для вступления в Евросоюз.

http://www.gzt.ru/rub.gzt?id=64054900000052956

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Андрей Битов

«Резня – слово, не требующее перевода»

Это эссе замечательный прозаик, автор эпической «Книги путешествий», куда входит и повесть «Уроки Армении», Андрей Георгиевич БИТОВ написал специально для «Новых Известий».

О том, когда я впервые услышал слова «резня», «армянская резня», помню абсолютно точно. И мне до сих пор стыдно и отвратительно, что это случилось в 55-м году. То есть когда мне было уже почти тридцать лет. Мне кажется, слова такого рода каждый человек должен услышать в раннем детстве, чтобы запомнить на всю жизнь и бояться их, как Божьего суда...

Я услышал о резне от своего друга – армянского писателя Гранта Матевосяна, он объяснял мне все очень хорошо... но я ничего не понимал. Начал понимать через несколько лет, когда приехал к нему в Армению и заглянул в такую полузапрещенную книгу материалов о резне, не то чтобы самиздат, но вполне открытую для информации, а потом и изданную официально, чтобы армяне ее могли читать. Я в «Уроках Армении» написал, что этот сборник есть в каждом уважающем себя армянском доме. Ну, тогда, может, все обстояло не совсем так. Но могу сказать, что привел Гранта к одному вору, купившему у меня машину, и тот накрыл щедрый стол, на котором красовалась роскошная севанская форель. И я бы сегодня так сказал, что как та форель, так и та книга не в каждом доме были. Но она ходила по рукам, и про нее все знали. Во всяком случае, тот вор гордился, что эта книга у него есть...

Что меня тогда потрясло? Что ошеломило? Для размышлений, для анализа не оставалось места. Это была Книга. Самое большое, что меня поражает – когда человек ли, целый народ поднимают свою скорбь и свое достоинство до масштабов великой книги.

История замалчивания скорби и достоинства с первого и до сегодняшнего дня продолжается, так или иначе. Я вспоминаю, когда «Уроки Армении» проходили печать в нашей цензуре в 1969 году, они выкрамсывали места, где цитировались фашистские инструкции по поводу освящения подробностей геноцида армян: «Дескать, надо хранить вежливое молчание в этом вопросе».

И сейчас, в связи с вхождением Турции в ЕЭС, геноцид 1915-го – последний оплот сопротивления гуманизма...

Ветхий Завет смыкается с Концом Света. Армяне, евреи, цыгане, чеченцы – вот чего не может понять цивилизованная Европа – это один, общемировой вопрос. Это люди, существующие несмотря ни на что, и именно этим, быть может, более, чем другие, они завоевали полное право на продолжение своего тысячелетнего существования. Вопрос об их будущем решать нам. А он в каких-то случаях не признается. Право быть другим – вот что сегодня должны понять все. Англичанам не запрещается быть другими. Китайцы разбираются сами с собой. Нет уж, позвольте и остальным.

Когда наступал Миллениум, не все и не сразу поняли, что это Рождество Христово, а все больше смотрели на спидометр. А между тем это был и 1000-летний юбилей самой первой Европейской конституции, если не считать наши поползновения с Новгородским вече. В 1000-м году исландцы, которые, так же как и армяне, гордились своей цивилизацией, но которых в ту пору почти не осталось, сели на шкурах на какой-то последней горе и стали думать: «Что делать?» И придумали себе конституцию. Так, задолго до появления в их краях намека на христианство первая статья гласила: «Не убий». Дальше сочинять конституцию было уже проще...

Все это я вот клоню к чему: чтобы сегодня существовало «убий», «застрели», «зарежь», чтобы кровь продолжала литься и литься, нам обязательно нужно доказывать, что другой – не человек.

А уж кто им станет – на это большого ума не требуется...

http://www.newizv.ru/news/?id_news=23497&date=2005-04-25

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Der Tagesspiegel

Геноцид и раскаяние

Кристоф Маршалл

Прощение, но...

Дебаты по поводу вины и страданий разделили прошлое и будущее. Спустя 90 лет после геноцида армянского народа Турция все еще не хочет признать грехи прошлого; она рьяно протестует против международного Дня памяти жертв геноцида. Спустя 60 лет после окончания Второй мировой войны споры об отдании почестей погибшим, школьных учебниках и подобающих извинениях приводят к столкновениям между Японией и Китаем.

На этом фоне доверительные отношения Германии со своими бывшими врагами времен войны можно считать почти что образцовыми. Федеративная республика на государственном уровне признала свою вину, и бывшие жертвы снова взяли Германию в международное сообщество. Что, впрочем, не препятствует периодическому возникновению споров по поводу выплаты компенсаций, депортации, преступления и наказания.

Через две недели Европа вновь будет расколота на два лагеря, но по другой причине. Жители стран Балтии, поляки, чехи и некоторые депутаты Европарламента от западных стран критикуют празднование Дня победы в Москве – не потому, что там впервые будет присутствовать федеральный канцлер Германии, а потому, что Россия не признает совершенные ею преступления по отношению к народам Центральной Европы. Для этих народов 9 мая 1945 года не было днем освобождения: конец войны означал для них переход власти от коричневых оккупантов к красным, от концлагерей к ГУЛАГу.

Так что же, все призывы пересмотреть свою историю являются напрасными? То, что одобряют одни партнеры, не принимают другие. В Турции требование турецко-армянского сближения обременяет проект сближения с Евросоюзом. Не лучше было бы оставить все как есть и довериться времени, которое лечит все раны, а к сближению идти постепенно, форсируя этот процесс день ото дня, чтобы к примирению в результате привела взаимная выгода – от открытия границ между Турцией и Арменией, от расширения торговли между Китаем и Японией? И может ли Германия выступать в роли наставника, когда в 1915 году она была прекрасно осведомлена о массовых убийствах армян, к тому же сама несет ответственность за чудовищный геноцид?

Она не только может, она обязана: сейчас, когда речь идет о совместном будущем в ЕС. Оно невозможно без определенного минимума взаимопонимания по поводу прошлого, по поводу видения истории. И по поводу того, в чем заключается сила государства и общества. Страны Европейского союза извлекли урок из катастроф XX века, так что возвышение одного национального государства вызывает опасный образ врага, а самокритичный взгляд в зеркало истории способствует делу мира. И наоборот, в Турции, в России, в Японии и в Китае признание своих ошибок и вины расценивается как слабость, как унижение и пятно на национальной гордости.

Этим странам не хватает опыта, который показал бы им, что деятельное раскаяние приносит освобождение и способствует примирению – не только между людьми, но и между государствами. Конечно, даже так нельзя до конца преодолеть свое прошлое до такой степени, чтобы его можно было отправить в национальный архив и чтобы оно больше не причиняло хлопот последующим поколениям. Тем не менее игнорирование и непризнание вины тоже ни к чему не приведет.

Признание соседей и совместное будущее невозможно без честного взгляда в прошлое. В Турции, например, некоторые уже начали критически рассматривать вопрос о геноциде армянского народа, и эти люди заслуживают всяческой поддержки.

http://inopressa.ru/print/tagesspiegel/200...:46:37/genocide

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   1 пользователь, 0 анонимных, 2 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    2 гостя
    Ara55
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...