Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Христианские села и памятники левобережья Куры


sarhan

Рекомендованные сообщения

Можно Вас попросить,когда Вы указываете информацию по словарю Ачаряна,приводить подробные сведения,как в случае с Власом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 202
  • Создано
  • Последний ответ

Егише ученик апостола Тадевоса;

Е. участник Шахапиванского собора 444 г.

Е. епископ Аматунянц 449 г.

Егише историк

+ несколько армянских католикосов ... Продолжать можно, но что это даст?

Я имел в ввиду, что он не был причислен к лику святых церковью. Речь может идти о могиле почитаемого героя местных легенд.

Об этом писала С. Ашурбейли. По-моему даже изданы русские переводы записок миссионеров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сведений о причислении Власа к лику святых не сохранилось,но если он не возник в позднее время,а действительно являлся учеником св.Елисея,то очень вероятно что его канонизировала Албанская церковь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Альтернатива именно в этом - возник ли этот культ в эпоху Раннего Христианства или гораздо позже, на уровне народной легенды. И почему народ или церковь выбрали имено такое имя для ученика Св. Елиша - Влас.

На этот счёт у меня есть вот какое предварительное осторожное соображение. Когда изучал различые материалы о Св. Власе Себастийском, то там фигурировала благочестивая женщина по имени Елиса, которая погребла этого Святого. Не является ли появление имени Влас в качестве имени Святого в Албании, т.е. стране Св. Елисея, своего рода искажённым отзвуком (на уровне народной легенды) этой связки имён в истории с погребением Власа Себастийского...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Следует учитывать время жизни св.Власа Себастийского и Власа,ученика апостола Елисея,то есть можно предположить обратное влияние.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Согласен с Вами при условии, что Власа-ученика можно отнести к началу I тыс-летия н.э. Пока для этого достаточных оснований нет. При ныне имеющемся объёме сведений о Власе-ученике его действительно - соглашусь с Гадрутеци - можно условно "классифицировать" как местного Святого.

Но, вне зависимости от того, возник ли Влас-ученик как персонаж одновременно со Св. Елисеем (или вскоре после) либо намного позже, мне представляются (в числе других загадок) интересными 2 взаимосвязанных вопроса:

1. Перекликаются ли каким-либо образом культ Св. Власа Себастийскиго и Св. Власа, ученика Св. Елиша, или они никак не связаны.

2. Почему в качестве имени для персонажа ученика Св. Елисея было выбрано имя Влас.

Разумеется, при положительном ответе на первый вопрос, второй отпадает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Встатье С.Г.Карапетяна «Памятники средневековой архитектуры в гаварах Шаки иКапалак собственно Албании» (Кавказ и Византия, вып.6, 1988) приводятсяописания следующих церквей:

Киш. Согласно легенде купольная базиличная церковь в центресела была основана апостолом Елиша. Здесь автор делает интересное замечание (сссылкой на Улубабяна) о том, что у Дасхуранци речь идет о селении Гис направобережье Куры. Первое упоминание церкви относится к 1310 г., где онаназвана церковью СВ. Богородицы. Исходя из архитектурных особенностей церковьдатируется 13 в.

Зайзит. 2 церкви. Одна,  Св. Геворг 12-13 вв. Название второйнеизвестно. Постройка датируется тем же периодом.

Партез. Церковь Св. Георгия 9-10 вв.

Кунгют. Церковь Св. Богородицы 9-10 вв.

Чалет. Церковь Св.Богородицы 19 в. Построена на основанииболее древнего храма 5-7 вв. В километре от Чалета находятся 2 церкви Св.Богородицы, древняя (1411 г.) и новая

Варташен. 2 церкви ААЦ и православная. Также в селерасположено святилище Апостола Елиша. По преданию там похоронены его ученикиКахалцицик и Гюмрата.

Шеки. Церковь св. Рипсимэ 12-13 вв.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Встатье С.Г.Карапетяна «Памятники средневековой архитектуры в гаварах Шаки иКапалак собственно Албании» (Кавказ и Византия, вып.6, 1988) приводятсяописания следующих церквей:

Киш. Согласно легенде купольная базиличная церковь в центресела была основана апостолом Елиша. Здесь автор делает интересное замечание (сссылкой на Улубабяна) о том, что у Дасхуранци речь идет о селении Гис направобережье Куры. Первое упоминание церкви относится к 1310 г., где онаназвана церковью СВ. Богородицы. Исходя из архитектурных особенностей церковьдатируется 13 в.

Зайзит. 2 церкви. Одна, Св. Геворг 12-13 вв. Название второй неизвестно. Постройка датируется тем же периодом.

Партез. Церковь Св. Георгия 9-10 вв.

Кунгют. Церковь Св. Богородицы 9-10 вв.

Чалет. Церковь Св.Богородицы 19 в. Построена на основанииболее древнего храма 5-7 вв. В километре от Чалета находятся 2 церкви Св.Богородицы, древняя (1411 г.) и новая

Варташен. 2 церкви ААЦ и православная. Также в селерасположено святилище Апостола Елиша. По преданию там похоронены его ученики Кахалцицик и Гюмрата.

Шеки. Церковь св. Рипсимэ 12-13 вв.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста! Статью отсканирую на будущей неделе. Обязательно вышлю Вам копию.

Не готов комментировать, поскольку незнаком с аргументацией Улубабяна.

Могу добавить, что согласно Карапетяну речь идет о современном селе Бидеиз Шекинского района

Цитата: "В центре села Чалет сохранились развалины церкви Св. Богородицы, вокруг которой расположено большо кладбище, где только два надгробия имеют эпитафии. Исследовние руин церкви показало, что она была построена в 19 в. на основании (точнее первых двух рядах кладки) древней однонефной базилики и, главным образом, из камней последней. "

Мне кажется, что не стоит слишком доверять местным преданиям об учениках Апостола и информации о местах их захоронений. Для региона характерно почитание святых мест-сурбов (у мусульман пиров). Часто у одного и того же персонажа легенд может оказаться несколько могил. Кроме того, зачастую эти пиры/сурбы могут иметь дохристианское/мусульманское происхождение и быть связаны с языческими верованиями. Возможно этим объясняется почитание одних и тех же святилищ представителями разных конфессий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

никто так и не ответил мне :wtf:про село Кешхурт.

http://gpska.yapl.ru/show_gsh.php?id_map=K3931

даю карту Генштаба

http://www.memory-book.com.ua/people/book/3?page=1931

("...Оганов Потвакан Айрапетович, 1924 г. р. Азербайджанская ССР,

Исмаиллинский район, с. Кемхурт (с. Кешхурт). Призван Исмаиллинским

РВК. Сержант. Погиб 7.05.1944 г. Похоронен в Севастополе...)

w.disput.az/index.php?showtopic=13202&st=90

искал и здесь, но очень много глупостей понаписали...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
        • Like
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   1 пользователь, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    1 гость
    Xenobarbital
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...