Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Мартуни


СМБАТ

Рекомендованные сообщения

Так уж получилось, что на форуме есть прекрасные темы Гадрут, Мартакерт, Кашатах, Карвачар, а вот про самый густонаселенный и не менее славный Мартуни ничего нету. С одной стороны это говорит о том, что мартунинцы не так сильно разбежались по свету, что отрадно, но отсутствие темы может создать неполную картину об Арцахе.

Современный Мартунинский район примерно соответствует части гаваров Муханк и Меис Абанд Великой Армении. В ранние периоды, судя по Еремяну, эти территории населяли племена амариака. К ним и восходит название знаменитого Амараса-одного из первых арпоселок Амарас,-сегодня-пустое пространство. В 5 веке эти территории входят в царство Араншахиков, в девятом-вместе с Дизаком и Мартуни входит в состав Ктишского царства-в составе царства Багратуни. Территория сильно пострадала от арабских и елбджукских восстании, в горные области Мартуни переместилось часть армянского населения равнины Байлакана, где до 885 года существовало христианское княжество Ибн Степаноса. Окончательно армяне перебрались из равниных областей у Байлакана где-то в 15 веке. Армяне занимались там земледелием, сохранился знаменитый канал от Аракса до Байлакана, который в советское время был продлен до Куры и получил название Верхнекарабахский. Местное же население даже и сегодня называет его Гяур арх-канал неверных,т.е.армян. С 16 века на територии мартунинского района возникают меликства Варанда и Кочиз, объединенные, впоследствии в Варанда-территория которого включала также Шуши и правобережье Каркара. Княжеский престоля в Варанде заняли знменитый род Мелик-Щахназарян, выходцы из села Мец Мазра(Сотк). Варандское меликство стало одним из мощнейших благодаря удобному географическому расположению. Во время походов турок, когда те дошли до Варанды, решено было разместить их по армянским домам, причем ночью их перебили, убив двух, и пленив одного пашу. Однако вскоре, в 1747 году, в Варанде развернулась борьба за меликский престол, причем власть незаконно захватил Мелик- Шахназар. Друг ие мелики Карабаха воспротивились этому, пошли на него войной, однако успехов не добились. Решив ,во что бы то не стало, сохранить власть, и понимая,что с приходом весны мелики опять пойдут на него войной, Шахназар решает заключить активным Панахом-вождем племен Джеваншир. Тот искал места для постройки крепости, тем более стремился также получить доступ к альпийским лугам Карабаха. Шахназар выделил ему территорию в верховьях реки Каркар, где тот построил заложил крепость Шуши, на месте урочищ села Шош.Шоши, или Шуши, собственно , и означает, принадлежащий Шошу. Хан поселил новую крепость своими сородичами, а также, впоследствии армянами из нахичеванских сел Казанчи(Шахкерт), Агулис, а также Мегри, из окрестных сел. После установления в Шуши хан стал постепенно подчинять меликов Арцаха и еще более ослабшего Зангезура. Остальное завтра напишу мянских церквей, где хранятся мощи св.Григориса. В 4 веке эта на этом месте был большой поселок Амарас,-сегодня-пустое пространство. В 5 веке эти территории входят в царство Араншахиков, в девятом-вместе с Дизаком и Мартуни входит в состав Ктишского царства-в составе царства Багратуни. Территория сильно пострадала от арабских и елбджукских восстании, в горные области Мартуни переместилось часть армянского населения равнины Байлакана, где до 885 года существовало христианское княжество Ибн Степаноса. Окончательно армяне перебрались из равниных областей у Байлакана где-то в 15 веке. Армяне занимались там земледелием, сохранился знаменитый канал от Аракса до Байлакана, который в советское время был продлен до Куры и получил название Верхнекарабахский. Местное же население даже и сегодня называет его Гяур арх-канал неверных,т.е.армян. С 16 века на територии мартунинского района возникают меликства Варанда и Кочиз, объединенные, впоследствии в Варанда-территория которого включала также Шуши и правобережье Каркара. Княжеский престоля в Варанде заняли знменитый род Мелик-Щахназарян, выходцы из села Мец Мазра(Сотк). Варандское меликство стало одним из мощнейших благодаря удобному географическому расположению. Во время походов турок, когда те дошли до Варанды, решено было разместить их по армянским домам, причем ночью их перебили, убив двух, и пленив одного пашу. Однако вскоре, в 1747 году, в Варанде развернулась борьба за меликский престол, причем власть незаконно захватил Мелик- Шахназар. Друг ие мелики Карабаха воспротивились этому, пошли на него войной, однако успехов не добились. Решив ,во что бы то не стало, сохранить власть, и понимая,что с приходом весны мелики опять пойдут на него войной, Шахназар решает заключить активным Панахом-вождем племен Джеваншир. Тот искал места для постройки крепости, тем более стремился также получить доступ к альпийским лугам Карабаха. Шахназар выделил ему территорию в верховьях реки Каркар, где тот построил заложил крепость Шуши, на месте урочищ села Шош.Шоши, или Шуши, собственно , и означает, принадлежащий Шошу. Хан поселил новую крепость своими сородичами, а также, впоследствии армянами из нахичеванских сел Казанчи(Шахкерт), Агулис, а также Мегри, из окрестных сел. После установления в Шуши хан стал постепенно подчинять меликов Арцаха и еще более ослабшего Зангезура. Остальное завтра напишу

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 41
  • Создано
  • Последний ответ

Одним словом, ВОТ ТАК ПРАВИЛЬНО.-Так уж получилось, что на форуме есть прекрасные темы Гадрут, Мартакерт, Кашатах, Карвачар, а вот про самый густонаселенный и не менее славный Мартуни ничего нету. С одной стороны это говорит о том, что мартунинцы не так сильно разбежались по свету, что отрадно, но отсутствие темы может создать неполную картину об Арцахе.

Современный Мартунинский район примерно соответствует части гаваров Муханк и Меис Абанд Великой Армении. В ранние периоды, судя по Еремяну, эти территории населяли племена амариака. К ним и восходит название знаменитого Амараса-одного из первых армянских церквей, где хранятся мощи св.Григориса. В 4 веке эта на этом месте был большой поселок Амарас,-сегодня-пустое пространство. В 5 веке эти территории входят в царство Араншахиков, в девятом-вместе с Дизаком и Мартуни входит в состав Ктишского царства-в составе царства Багратуни. Территория сильно пострадала от арабских и сельджукских походов, в горные области Мартуни переместилось часть армянского населения равнины Байлакана, где до 885 года существовало христианское княжество Ибн Степаноса. Окончательно армяне перебрались из равниных областей у Байлакана где-то в 15 веке. Армяне занимались там земледелием, сохранился знаменитый канал от Аракса до Байлакана, который в советское время был продлен до Куры и получил название Верхнекарабахский. Местное же население даже и сегодня называет его Гяур арх-канал неверных,т.е.армян. С 16 века на територии мартунинского района возникают меликства Варанда и Кочиз, объединенные, впоследствии в Варанда-территория которого включала также Шуши и правобережье Каркара. Княжеский престоля в Варанде заняли знменитый род Мелик-Щахназарян, выходцы из села Мец Мазра(Сотк). Варандское меликство стало одним из мощнейших благодаря удобному географическому расположению. Во время походов турок, когда те дошли до Варанды, решено было разместить их по армянским домам, причем ночью их перебили, убив двух, и пленив одного пашу. Однако вскоре, в 1747 году, в Варанде развернулась борьба за меликский престол, причем власть незаконно захватил Мелик- Шахназар. Друг ие мелики Карабаха воспротивились этому, пошли на него войной, однако успехов не добились. Решив ,во что бы то не стало, сохранить власть, и понимая,что с приходом весны мелики опять пойдут на него войной, Шахназар решает заключить активным Панахом-вождем племен Джеваншир. Тот искал места для постройки крепости, тем более стремился также получить доступ к альпийским лугам Карабаха. Шахназар выделил ему территорию в верховьях реки Каркар, где тот построил заложил крепость Шуши, на месте урочищ села Шош.Шоши, или Шуши, собственно , и означает, принадлежащий Шошу. Хан поселил новую крепость своими сородичами, а также, впоследствии армянами из нахичеванских сел Казанчи(Шахкерт), Агулис, а также Мегри, из окрестных сел. После установления в Шуши хан стал постепенно подчинять меликов Арцаха и еще более ослабшего Зангезура. Остальное завтра напишу

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Начинаю писать длинный текст, все куда то прпадает, решил написать коротко. В результате проведенных советской властью административных преобразовании Варанда меньше других районов Арцаха пострадала от территориальных потерь, за исключением сельского района Гюлаблы и территории на юге. Оставшиеся в составе НКАО территории края были поделены между Степанакертским(который собственно находится на границе Вараны и Хачена), Шушинским районами. Основная часть вошла в состав Мартунинского района. Мартуни сыграл особую роль в новейшую историю армянского народа. В развернувшейся национально-освободительной войне армян Арцаха именно Мартуни стал неприступной крепостью,вставшей на пути азербайджанской армии. Это во многом, заслуга легендарного Монте, который смог ,в условиях межпартийной борьбы, объединить армян края,что во многом предрешило результат войны. Именно высокий национальный дух мартунинцев, гордость одержанной победой стали одной из причин того, что население района оказалось менее подвержено процессам эммиграции и выросло, по сравнению с советским периодом.

Говоря овыходцах из Варанды, особо хотелось бы отметить 2 персонажей- Пылы Пуглы(Гиж Погос) и Леонида Гурунца. Первый, живший в 18 веке, автор многочисленных веселых рассказов, выходок, афоризмов, -любимец народа- арцахский предшественник Полоз Мукуча. Другой, Леонид Гурунц, уроженец села Аци, один из немногих представителей армянской интеллигенции, выразившей глубокую печаль положением карабахского армянина еще в 1970-ые годы. Даже такие произведения-как "Карабахские этюды", прошедшие через советскую цензуру, полны скорбью и неограниченной любовью автора к родному краю, попытке показать его нерадужное положение, трансформацию грез и стремлении арцахского крестьянина на заре установления советской власти.

Варанда, или Мартуни, практически на протяжении всей истории был сельским районом(за искл.Шуши), потому здесь трудно найти столь пышные и величественные памятники, как в Джраберде и Дизаке. Однако, сохранившиеся малы формы, представляют не меньшую ценность, а по оригинальности композиции, пожалуй, превосходят многие крупные архитектурные формы. Это, прежде всего, касается одного из древнейших сохранившихся церквей Арцаха-Охты Дрни ванк(5 в.), Амарас, который неоднократно восстанавливался, в последнюю войну также значительно пострадал от снарядов противника. Не меньший интерес представляет комплекс Бри Ехци-работа 13 века архитектора Шагина-при строительстве в стены храма вставлены хачкары. Сохранились также строения меликского периода, в чисе которых Кусанац анапат в Аветараноце. Одним из брендов Мартунинского района можно считать знаменитый платан у села Схторашен, возраст которого более 2000 тыс.лет.

Район также представляет большой интерес с этнографической стороны. Интересен, например, феномен села Ннги, где встречается удивительно большое количество светловолосого населения :smile: Надеюсь, что на форуме есть мартунинцы, которые могут дополнить картинками, рассказами, новостями, или, на худой конец, соседи-гадрутцы помогут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я знаю в Мартунинском районе есть маленькое село с интересным названием. Цовк по моему. Море, значит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Село Кармир Шука, так и хочется сказать-Кармир ковы кашин похум чиKarmir-shuka.jpeg

в моей теме о поездке в Арцах много фоток именно из Мартунинского района, а уж Красный Базар ваще :give_rose:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Монте на рубежах Мартуниh-1104-monte-11.jpg

он кстати, прописан был в деревне Емищчян, где я гостил

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мои предки по материнской линии из села Ннги, вернее из Ннгиджана. Интересна история маленького села Ннгиджан. Это было давно, парень, армянин из Ннги влюбился в азербайджанскую девушку Хатун. Понятно, что родители с обеих сторон были против. Девушка бежала с ним, но из Ннги их выгнали. Тогда недалеко от Ннги они построили дом, хутор постепенно разросся,уже их дети, внуки стороили там свои дома, их род так и называли Хатунанц. Появились там и переселенцы из Ннги.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

в моей теме о поездке в Арцах много фоток именно из Мартунинского района, а уж Красный Базар ваще :give_rose:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кто- нибудь знает, что означают слова Гюне и Гюзе, в Мартунинском районе встречаются (Гюне Чартар, ГЮзе Чартар)?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мартунинские понты-школа села Спитакшен-85eD1glVk9RHvxNMWehjUhh6fa.JPG

детишкам приятной учебы и высоких достижений на родной земле!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

Кто- нибудь знает, что означают слова Гюне и Гюзе, в Мартунинском районе встречаются (Гюне Чартар, ГЮзе Чартар)?

Это, если употреблять географический термин ,означает северный склон и южный склон .

kaivaz

Я знаю в Мартунинском районе есть маленькое село с интересным названием. Цовк по моему. Море, значит.

Маленькое село называется Цоватех . ;)

Пчелы не тратят свое время , чтобы доказать мухам ,что мёд лучше дерьма )

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
        • Like
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   1 пользователь, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    1 гость
    Левон Казарян
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...