Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

"Армянский выбор"


Рекомендованные сообщения

ЗАЯВЛЕНИЕ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ПАРТИИ “АРМЯНСКИЙ ВЫБОР”

Встреча президентов Армении и Азербайджана ознаменовала переход процесса арцахского урегулирования в новый особо опасный для Армении и в частности для Арцаха этап, основными отличительными чертами которого являются:

- Правящий в Армении и по существу незаконный режим в лице своего руководителя Сержа Саргсяна многократно выражал готовность и нескрываемую решимость урегулировать арцахский конфликт на основе мадридских принципов;

- Серж Саргсян с той же решимостью готов признать ныне существующую армяно-турецкую разделительную линию в качестве межгосударственной границы и предпринять действия, направленные к ее открытию, при том, что график процесса арцахского урегулирования в точности совпадает с графиком армяно-турецкой “дорожной карты” и согласие вокруг первого является предусловием для реализации последней;

- Ответное и по своей сути беспрецедентное заявление Ильхама Алиева в Москве, в котором азербайджанский руководитель впервые признал важность “лачинского коридора” для армянской стороны, а говоря об определении статуса Нагорного Карабаха путем референдума не сделал традиционного для азербайджанской стороны упоминания о “территориальной целостности” Азербайджана;

- Звучащие одновременно из Москвы и Вашингтона одинаковые по содержанию “экспертные мнения” о “принуждении к миру” Армении и Азербайджана свидетельствуют, что обладающие влиянием в регионе и преследующие собственные цели сверхдержавы, могут совместно воспользоваться беспрецедентной инициативностью нынешнего руководства Армении в вопросе скорейшего “урегулирования” арцахского конфликта;

- Целенаправленное озвучивание Азербайджаном и международными посредниками угрозы возобновления крупномасштабной войны в качестве альтернативы неподписанию мирного соглашения, что в свою очередь используется властями Армении во внутренней пропаганде для заглушения всеобщего недовольства;

- Всемирный и внутренний экономические кризисы, используемые в качестве дополнительных аргументов для оправдания неизбежности территориальных и иных видов уступок;

- Эйфория нынешней властной элиты и лично Сержа Саргсяна происходящим извне одобрением, которое воспринимается как повод для игнорирования звучащего внутри страны осуждения и протеста;

- Недостаток легитимности режима Сержа Саргсяна, используемый внешними силами для принуждения армянской стороны к “конструктивным” подходам;

- Позиция и деятельность нынешней оппозиции, которая будучи по существу согласна с предлагаемыми принципами урегулирования, не намерена на деле каким-либо образом препятствовать проводимой властями политике и, исходя из собственных целей, ожидает сдачи Арцаха Сержем Саргсяном;

- Указанные обстоятельства повышают вероятность прихода Сержа Саргсяна к согласию с Азербайджаном и подписания соглашения, предусматривающего территориальные уступки

Считаем необходимым напомнить, что в основе мадридских принципов лежит предложение Международной кризисной группы трехлетней давности, которое предусматривает в ответ на согласие на проведение через неопределенный срок нового референдума с участием “армянской и азербайджанской общин” Нагорного Карабаха сдачу Азербайджану на первом этапе “пяти районов”, а непосредственно до и после референдума также Карвачарского и Кашатахского (лачинского) районов, с сохранением права на безопасное использование проходящей через Бердзор дорожной магистрали.

Подписание подобного соглашения, равно как и ведущиеся вокруг него переговоры, не только ликвидируют все достижения освободительной борьбы Арцаха, но и прямым образом угрожают массовым исходом армянского населения из Арцаха и Сюника и, как следствие, самому существованию Армении.

Однако, даже в случае предварительного подписания, невозможно реализовать соглашение, каждая деталь которого будет вызывать не только рост общественного протеста, но и широкомасштабное практическое противодействие его осуществлению. Выражаем уверенность, что это противодействие будет много более действенным, чем воля и возможности иностранных государств в “принуждении к миру”.

Мы убеждены, что Армянскому народу, в том числе армянской диаспоре, национально-политическим лидерам, интеллигенции и участникам арцахской войны – всем нам вновь удастся предотвратить очередное предательское посягательство на Армянскую государственность.

Наша борьба более не будет ограничена информационной, пропагандистской, экспертной или воспитательной сферой. Наша деятельность будет перенесена в политическое поле, поскольку невозможно эффективно пресекать постоянные и разрушительные попытки территориальных уступок, полноценно заселить освобожденную территорию, обеспечить обороноспособность страны и внешнеполитическую эффективность, не имея политической элиты, руководствующейся национально-государственными приоритетами, и обладающей реальным ресурсом народного доверия законной власти.

На основе вышесказанного заявляем, что:

Арцах со всей освобожденной территорией является неотъемлемой частью Армянской Родины. Следствием развязывания Азербайджаном новой военной агрессии должно стать освобождение остальных ныне оккупированных территорий – Гардманка и Нахиджевана.

Переговорные позиции, занимаемые режимом Сержа Саргсяна, являются непосредственной угрозой национальной безопасности Армении и противоречат воле Армянского народа, в следствии чего любые подписанные им договоренности изначально лишены законной силы и не могут являться обязательными к исполнению.

Координационный совет инициативной группы партии

“АРМЯНСКИЙ ВЫБОР”

5 июня 2009 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 44
  • Создано
  • Последний ответ

Вайкунеци джан,дзер кусакцутян тесакетнер@ гтнум ен ардйок hаскацохутюн бнакчютян вореве мец хмбери меч,ев чи хочндотум ардйок hайастанум гуйнзгуйн кусакцакан hамакарг@ азгаесер ужери ев бнакчутян hавакум@ ми миасин ев аздецуцич уж,покелов азги миаснакан мармниц мец кторнер ев сутумут идеологияов кашел нранц депи коруст?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Սմբատ ջան, ների՛ր, բայց հարցադրումդ ինձ անհասկանալի մնաց:

Հայտարարությունն արտահայտում է «Հայկական ընտրություն» պայմանական անուն կրող դեռևս չհիմնադրված կուսակցության նախաձեռնող խմբի համակարգող խորհրդի դիրքորոշումները:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вайкунеци джан,это вы простите,вопрос у меня получился сумбурный.

Как вы думаете,насколько широкий отклик среди населения найдут взгляды вашей партии. На мой взгляд,население политически дезориентировано и с большим недоверием и апатией относиться к политике.

На мой взгляд существующая политическая система,с огромным разнообразием политических партии,рассредотачивает силы и вносит раскол в общество,завлекая многих иллюзиями и лжеидеями,после чего многие адекватно смотреть на окружающую действительность. Не станет ли такая мозаичная политическая картина препятствие на пути создания единой и влиятельной hамаhайкакан политической силы,каковым хочет стать ваша партия?

Хндрум эм патасханек hайерен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Правящий в Армении и по существу незаконный режим в лице своего руководителя Сержа Саргсяна
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ответ Армена Агаяна на вопрос юзера АЗАТУНИ

Սահմանադրական-իրավական իմաստով վաչախումբը ոչ միայն ըստ էության, այլև ուղղակի և ակնհայտորեն անօրինական է: Դրանում համոզվելու համար մեզ միջազգային հանրության վկայություններ կամ գնահատականներ հարկավոր չեն: Հակառակը պնդողները իրենք են իրենց դուրս դնում ամեն տեսակի ներազգային կառուցողական բանավեճերից, որովհետև այն սկսում են փաստերի բացահայտ մերժումից և արդարացնում են Հայաստանի քաղաքական կյանքի զանգվածային քրեականացումը և հայ մարդկանց, հատկապես անպաշտպան խավին անասունների տեղ շահագործելու արդեն սովորական դարձած անբարոյությունը: Ասել, թե այս ախտը իսկական անունով կոչելը գունավոր հեղափոխության քարոզ է, նույնպես կոռեկտ չէ, հատկապես այն դեպքերում, երբ վարչախմբին դատապարտողները ոչ մի կապ չունեն գունավոր հեղափոխություններ պատվիրող և ֆինանսավորող միջազգային կենտրոնների հետ: Ավելին, գունավոր հեղափոխությունների ուրվականը Հայաստանին չի սպառնում, քանի որ իշխող վարչախմբերը առանց այդ էլ պատրաստակամորեն ենթարկվում են դրսից տրվող բոլոր ցուցումների և դեռ հպարտանում են, քանի որ այն բաների համար, ինչի համար իրենց քննադատում են երկրի ներսում, նույն բաների համար դրսում գովում են:

Այնուամենայնիվ, մենք շեշտել էինք վարչախմբի ըստ էության անօրեն լինելը, որովհետև մեզ համար այնքան էլ կարևոր չէ ընտրությունների ձևական օրինականությունը: Փոխարենը անչափ կարևոր է իշխանավորների գործողությունների համապատասխանությունը հայ ժողովրդի կամքին: Դա է որևէ իշխանության լեգիտիմության միակ չափանիշը: Հատկապես այդպիսի լեգիտինություն չունենալու պատճառով է, որ Հայաստանում իշխող վարչախումբը իրավասու չէ Հայ ազգի և Հայոց պետության անունից ստորագրել որևէ միջպետական գործարք, որը կպարունակի հայության կամքին հակառակ կետեր, այդ թվում տարածքային զիջումներ: Սա էր մեր ասածը և դրսի խաղացողներից այն հասցեագրված էր ոչ թե ընտրությունների օրինականությունը հսկող մարմիններին, այլ Մինսկի խմբիին և մյուս Ղարաբաղյան կարգավորմամբ զբաղվողներին:

Միակ արդյունավետ ուղին չի կարող չներառել հիմնարար քաղաքական փոփոխությունների նպատակ և բավարարվել միայն <կառուցողական>` իշխանությունների և քաղաքական դաշտի մյուս խաղացողների համար անվնաս քննադատությամբ: Համակարգային հիմնախնդիրները արմատապես չեն կարող բուժվել այդ նույն հիվանդ համակարգի շրջանակներում, այն պարզ պատճառով, որ այդ համակարգը չի ենթադրում արդյունավետ գաղափարական կամ քաղաքական մրցակցություն և գործնականում բացառում է ազգային կամքն արտահայտող իշխանության ձևավորումը: Հետևաբար ազգային պետության շինարարությունը անհնար է առանց нешуточных подвижек внутренних политических процессов , որը գունավոր հեղափոխությունների հետ որևէ կապ, անգամ նմանություն չի կարող ունենալ: Իսկ այդպիսի գործընթացներից վախենալը նշանակում է համակերպվել ներկայիս եվրաստանդարտ, ապազգային պետական համակարգի ամենավատ` միաբևեռ տեսակի հետ ու հանդուրժել նրա բոլոր արատները` քաղաքական դաշտի քրեականացումից ու առևտրականացումից սկսած մինչև հայրենավաճառ կառավարությունների մշտական վերարտադրությունը: Հետևաբար, Հայաստանի անվտանգության և զարգացման միակ ուղին ազգային պետականաշինական ուղղղվածություն ունեցող հզոր ներքաղաքական շարժումն է: Նրա առաջացրած կենարար և բուժիչ ցնցումները շատ ավելի նախընտրելի են, քան ներկայիս պետականասպան և ազգասպան համակարգը հավերժացնող գերեզմանային կայունությունը:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

не совсем так Картезиус .Азатуни мог это понять как « оговариваемый сторонами то есть обгоровили все детали .И оговорили то есть оклеветали »

и будет прав так же как и вы.

То есть у этого слова два смысловых значения .

В данном случае, Азатуни употребил выражение "оговариваемый блок", имея по всей видимости в виду создающуюся организацию. Думаю он хотел сказать, "блок, о котором идет речь" или "вышеупомянутый".

"Оговариваемый" в смысле "договоренный" не может быть применено к людям и организациям. Оговариваемый может быть период времени или место встречи.

Оговариваемая партия или деятель понимаются как жертвы оговора, клеветы. :shljapa:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Азатуни джан, я посидел полчаса и перевел для Вас ответ Агаяна. Текст перевода я оставил без внимательной орфографической и стилистической редакций, за что и прошу Вашего снисхождения.

С конституционно-правовой точки зрения, режим не только по существу, но и прямым и явным образом незаконен. Для того, чтобы убедиться в этом нам не нужны свидетельства или оценки международного сообщества. Настаивающие на обратном сами себя ставят вне всякого рода внутринациональных конструктивных дискуссий, поскольку они их начинают с открытого отрицания фактов и оправдывают массовую криминализацию политической жизни Армении и уже ставшее обыденным явления использования армянских граждан, особенно незащищенные слои населения в качестве животных. Говорить, что называть вещи своими именами означает проповедь цветной революции также некоректно, особенно в тех случаях, когда осуждающие режим люди не имеют никакой связи с заказчиками и финансистами цветных революций из международных центров. Более того, призрак цветной революции Армении не угрожает, поскольку прявящий режим и без этого с готовностью подчиняется всем исходящим извне указаниям и даже гордится тем, что то, за что его осуждают внутри страны, его хвалят за рубежом.

Тем не менее, мы отметили, что режим по существу незаконен, поскольку для нас не так важно формальное право. Напротив, для нас крайне важно соответствие деятельности власть придержащих воле армянского народа. Это есть единственный критерий легитимности любой власти. И по причине отсутствия именно такой легитимности правящий в Армении режим не уполномочен от имени Армянского народа и Армянского государства ставить подпись под какой-либо международной сделкой, которая заключала бы в себе противоречащие воли Армянства пункты, в том числе и территориальные уступки. Сказанное нами относится именно к этому аспекту. Оно адрессованно не структурам, занимающимся надзором за законностью выборов, а к минской группе и иным, занимающимся арцахским урегулированием.

Единственный эфективный путь не может не включать в себя цель основополагающих политических преобразований и удовольствоваться инертно-беззубой критикой “констуктивных” властей и иных игроков политического поля. Системные проблемы не могут быть коренным образом излечены в рамках все той же пораженной болезнью системы по той простой причине, что эта система не предусматривает эфективную идеологическую или политическую конкуренцию и на практике исключает формирование, выражающей национальную волю власти. Поэтому построение национального государства невозможно без “нешуточных подвижек внутренних политических процессов”, которые не имеют никакой связи и никакого подобия цветных революций. А бояться таких процессов означает смириться с существующей ныне однополюсной, евростандартной, анациональной наихудшей государтсвенной системой, и со всеми ее пороками, начиная с криминализации и низведения на торгашеский уровень политического поля вплоть до постоянного воспроизводства торгующих Родиной равнозначных правительств. Поэтому, единственным путем обеспечения безопасности и развития Армении явяется сильное внутреполитическое движение нового поколения с ярко и единственно выраженными приоритетами обеспечения безопасности Армении и национально-государтсвенного строительства. Вызванные этим движением животворные и исцеляющие потрясения многим более предпочтительны, чем могильная стабильность, стремящаяся увековечить нынешнюю государственноубийственную и национальноубийственную политическую систему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

ЗАЯВЛЕНИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ПАРТИИ “АРМЯНСКИЙ ВЫБОР”

ОБ ОБНАРОДОВАНИИ “МАДРИДСКИХ ПРИНЦИПОВ” И УГРОЗЕ РЕЖИМА СЕРЖА САРГСЯНА ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АРМЕНИИ

Инициативная группа партии “Армянский выбор”, руководствуясь политическими приоритетами укрепления национальной безопасности Армении и сохранения жизнеспособности Армянской государственности, в свете официального обнародования сопредседателями Минской группы ОБСЕ “мадридских принципов” и озвученной министром иностранных дел РА Эдуардом Налбандяном их положительной оценки, констатирует, что:

Режим Сержа Саргсяна в направлении разрешения арцахского и армяно-турецкого противостояний последовательно демонстрирует подрывающую устои национальной безопасности Армении инициативность, которая становится дополнительным поводом для оказания на Армению неуместного внешнего давления;

Именуемые “мадридскими принципами” предложения, в рамках которых режим Сержа Саргсяна, несущий личностную ответственность за занимаемую позицию, ведет переговоры о будущем Арцаха, являются неприемлемыми как в каждой отдельно взятой детали, так и в своей совокупности;

Даже частичное осуществление содержащихся в “мадридских принципах” предложений равнозначно безоговорочной капитуляции Армении и будет иметь для Армянской государственности безвозвратно разрушительные последствия всеобъемлющего характера;

Исходя из вышесказанного и будучи очевидным образом уверенными, что реализация любой из составляющих “мадридских принципов” немедленно приведет к полному обрушению нынешней системы военно-политической безопасности, являющейся единственным гарантом сохранения режима прекращения огня, к дезинтеграции обороноспособности и потере безопасности, к всеобщей деморализации и, как следствие, к быстротечному и непоправимому демографическому коллапсу и оттоку армянского населения со значительной части территории Армении (РА, НКР);

Подтверждая, что обещанное в замен на территориальные уступки и размещение “азербайджанских беженцев” в Арцахе хронологически неопределенное “волеизъявление”, равно как и международные гарантии любого типа и уровня будут не в состоянии предотвратить неизбежность возобновления Азербайджаном военной агрессии против Армении;

Инициативная группа партии “Армянский выбор” констатирует, что, оценивший “мадридские принципы” в качестве положительных и выразивший готовность вести переговоры в очерченных ими доминантных рамках, режим Сержа Саргсяна ставит себя у порога окончательной потери последних остатков конституционной легитимности. Подписание на уровне президента или министра иностранных дел РА любого документа, в том числе и рамочного соглашения о принципах урегулирования, в котором полностью или частично будет выражено согласие на любую из составляющих “мадридских принципов”, в частности даже на минимальные территориальные уступки, “возвращение беженцев”, проведение “миротворческой операции” или на отложенный на неопределенные временные рамки “референдум” должно привести к безоговорочному отстранению от власти Сержа Саргсяна и его изначально несостоятельного режима.

Подписание на любом из уровней юридически обязывающего, в том числе и предварительного соглашения по любой из составляющих “мадридских принципов”, тем более посягательство на их практическую реализацию должно рассматриваться как тяжелейшее антигосудартсвенное преступление, направленное на подрыв национальной безопасности и разрушение оборонительной системы Армянского государства.

«ՀԱՅԿԱԿԱՆ ԸՆՏՐՈՒԹՅՈՒՆ» ԿՈՒՍԱԿՑՈՒԹՅԱՆ ՆԱԽԱՁԵՌՆՈՂ ԽՄԲԻ ՀԱՅՏԱՐԱՐՈՒԹՅՈՒՆԸ

«ՄԱԴՐԻԴՅԱՆ ՍԿԶԲՈՒՆՔՆԵՐԻ» ՀՐԱՊԱՐԱԿԱՅՆԱՑՄԱՆ ԵՎ ՍԵՐԺ ՍԱՐԳՍՅԱՆԻ ՎԱՐՉԱԽՄԲԻ ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ ԱԶԳԱՅԻՆ ԱՆՎՏԱՆԳՈՒԹՅԱՆ ԴԵՄ ՍՊԱՌՆԱԼԻՔ ԼԻՆԵԼՈՒ ՎԵՐԱԲԵՐՅԱԼ

«Հայկական ընտրություն» կուսակցության նախաձեռնող խումբն, առաջնորդվելով Հայաստանի ազգային անվտանգության ամրապնդման և Հայոց պետականության կենսունակության պահպանման քաղաքական գերակայությամբ, ԵԱՀԿ Մինսկի խմբի համանախագահների կողմից «Մադրիդյան սկզբունքների» պաշտոնական հրապարակայնացման և դրանց ՀՀ արտաքին գործերի նախարար Է. Նալբանդյանի տված միանգամայն դրական գնահատականների լույսի ներքո արձանագրում է.

Սերժ Սարգսյանի վարչախումբն արցախյան և հայ-թուրքական հիմնախնդիրների հանգուցալուծման ուղղությամբ հետևողականորեն դրսևորում է Հայաստանի ազգային անվտանգության հիմնասյունները խարխլող նախաձեռնողականություն, որն արտաքին անհարկի ճնշումների հավելյալ առիթներ է ստեղծում:

«Մադրիդյան սկզբունքներ» հորջորջված առաջարկությունները, որոնց կաղապարների սահմաններում Սերժ Սարգսյանի վարչախումբն անձնավորված պատասխանատվությամբ բանակցություններ է վարում Արցախի ճակատագրի վերաբերյալ միանգամայն մերժելի են ինչպես յուրաքանչյուր բաղադրիչի, այնպես էլ իրենց ամբողջականության մեջ:

«Մադրիդյան սկզբունքներում» առկա առաջարկությունների անգամ մասնակի իրականացումը հավասարազոր է Հայաստանի անվերապահ կապիտուլյացիայի և Հայոց պետականության համար հղի է համապարփակ բնույթի անշրջելի կործանարար հետևանքներով:

Ուստի՝ ակներևաբար գիտակցելով, որ «Մադրիդյան սկզբունքների» որևէ բաղադրիչի իրականացումը հանգեցնելու է հրադադարի միակ երաշխիքը հանդիսացող ներկայիս ռազմաքաղաքական անվտանգության համակարգի ամբողջական փլուզմանը և Հայաստանի պաշտպանունակության և անվտանգության վերացմանը, համընդհանուր բարոյալքմանը և, որպես հետևանք` Հայաստանի (ՀՀ, ԼՂՀ) զգալի հատվածի շուտափույթ և անդառնալի հայաթափությանը:

Հաստատելով, որ տարածքները զիջելու և Արցախում «ադրբեջանցի փախստականներին» բնակեցնելու դիմաց խոստացվող ժամանակագրորեն անորոշ «կամարտահայտությունը», ինչպես նաև միջազգային ցանկացած մակարդակի և կարգի երաշխիքներն ի զորու չեն կանխել Հայաստանի դեմ Ադրբեջանի կողմից ռազմական գործողությունների վերսկսման անխուսափելիությունը:

«Հայկական ընտրություն» կուսակցության նախաձեռնող խումբն արձանագրում է, որ «Մադրիդյան սկզբունքների» բովանդակությունը «դրական» որակող և դրանց կաղապարների գերակայությամբ Արցախյան հիմնախնդիրը «հանգուցալուծելու» պատրաստակամություն հայտնած Սերժ Սարգսյանի վարչախումբը կանգնած է սահմանադրական լեգիտիմության վերջին նշույլները կորցնելու նախաշեմին: ՀՀ Նախագահի կամ ԱԳՆ մակարդակով ստորագրվելիք ցանկացած փաստաթուղթ, այդ թվում ՝ հակամարտության կարգավորման սկզբունքների վերաբերյալ շրջանակային համաձայնագիր, որում ամբողջական կամ մասնակի հավանություն կտրվի «Մադրիդյան սկզբունքների» որևէ բաղադրիչին, մասնավորապես՝ տարածքային նվազագույն զիջմանը, «փախստականների վերադարձին», «խաղաղապահ գործողության» իրականացմանը կամ անորոշ ժամանակով հետաձգված «հանրաքվեին» պետք է հանգեցնի Սերժ Սարգսյանի և նրա ի սկզբանե սնանկ վարչախմբի անվերապհ պաշտոնանկությանը:

«Մադրիդյան սկզբունքների» որևէ բաղադրիչին իրավական պարտավորություն առաջացնող ցանկացած մակարդակի ստորագրությամբ անգամ նախնական համաձայնություն տալը, առավել ևս դրանք կենսագործելու միտված որևիցե գործնական ոտնձգություն պետք է դիտարկվի որպես Հայաստանի ազգային անվտանգությունը քայքայելուն և երկրի պաշտպանության համակարգը կործանելուն ուղղված ծանրագույն հակապետական հանցագործություն:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Բանավեճ «Մադրիդյան սկզբունքների» շուրջ www.7or.am կայքում

Jul. 17th, 2009 at 4:50 PM

http://www.7or.am/hy/news/2009-07-17/4603/

«Արցախյան հիմնահարց. «մադրիդյան սկզբունքների» լույսն ու ստվերը»

-«Մեծ ությակի» գագաթնաժողովում Ռուսաստանի, Ֆրանսիայի և ԱՄՆ ղեկավարները Լեռնային Ղարաբաղի վերաբերյալ հայտարարություն արեցին։ ԵԱՀԿ Մինսկի խմբի համանախագահներն էլ կարծիք հայտնեցին, թե Հայաստանի և Ադրբեջանի ղեկավարության միջև համաձայնությունը պետք է ձեռք բերվի 2007թ. Մադրիդյան համաձայնագրի սկզբունքների հիման վրա, ինչին Հայաստանի քաղաքական և փորձագիտական շրջանակաները տվեցին իրարամերժ գնահատականներ։ Ըստ Ձեզ՝ Մադրիդյան սկզբունքները մեզ համար իրական վտանգներ պարունակո՞ւմ են, թե՞ ոչ։

Ալեքսանդր Քանանյան-«Հայկական ընտրություն» կուսակցության նախաձեռնող խմբի անդամներն արձանագրում են, որ Մադրիդյան սկզբունքների իրականացումը ոչ միայն իրենց ամբողջության, այլև առանձին վերցված յուրաքանչյուր բաղադրիչի մեջ, ներկայացնում է խոշորագույն սպառնալիք երկրի պաշտպանունակության իսպառ վերացման և, ըստ այդմ, Հայաստանի ազգային անվտանգության առումով՝ դրանից բխող՝ Հայաստանի հանրապետության և Արցախի համար համապարփակ բնույթի բոլոր ծանրագույն հետևանքներով։ Որքան էլ հեղինակավոր լինեն խոստացված երաշխիքները, մենք պնդում ենք, որ Մադրիդյան սկզբունքները կենսագործելու յուրաքանչյուր գործնական նկրտում առաջին իսկ ժամերի ընթացքում, հանգեցնելու է գործընթացների կառավարելիության գրեթե զրոյացմանը, իրավիճակի համակարգային ապակայունացմանը, պաշտպանական գծերը լքելու հրաման ստացած զորամիավորումների և հակամարտության գոտու բնակչության համընդհանուր բարոյալքմանը և, որպես հետևանք՝ Արցախի և Սյունիքի զգալի հատվածի շուտափույթ և անդառնալի հայաթափությանը, ինչպես նաև ռազմավարական անվտանգություն ապահովող առանցքային դիրքերի կորստյանը։ Այս ամենն անխուսափելիորեն լավագույն առիթ կընծայի Ադրբեջանին Հայաստանի դեմ ռազմական գործողությունները գրեթե անմիջապես վերսկսելու համար։ Զարգացումների վաթտար սցենարի պարագայում հավանական է Արցախի և Սյունիքի կորուստը, իսկ լավատեսական և անհամեմատ ավելի սպասելի տարբերակում՝ մենք կունենանք բնակչության և միջին սպայական շերտի համընդհանուր ընդվզում։ Մենք խորապես համոզված ենք, որ Մադրիդյան սկզբունքները գործնականում կյանքի կոչվել չեն կարող։ Դեռևս կամենում ենք հուսալ, որ սեփական ժողովրդի հանդեպ հանցավոր անպատասխանատվությամբ Մադրիդյան հորջորջված սկզբունքների շուրջ տարիներ բանակցած իշխանությունը համապատասխան ադեկվատություն կցուցաբերի և գոնե վերջին պահին, գիտակցելով սպառնալիքների ողջ լրջությունը, այդ թվում՝ նաև իրենց անձնավորված անհատական պատասխանատվությունը Հայոց պետականության և մեր ժողովրդի առաջ, հետ կդառնա այս ճանապարհից, և հակապետական ծանրագույն հանցագործություն կատարելու ոտնձգության չի դիմի:

Գերասիմ Բարսեղյան- Նախ նշեմ, որ ներկայացնելու եմ իմ մոտեցումները, որոնք հնարավոր է, որ չհամընկնեն մեր կուսակցության պաշտոնական դիրքորոշման հետ։ Պարոն Քանանյանի ասածը, ըստ էության, հանգում է նրան, որ Մադրիդյան սկզբունքի կյանքի կոչումը բերելու է իրավիճակի էսկալացիայի։ Անկեղծ ասած, նման տեսակետի հետ ես այնքան էլ համաձայն չեմ։ Ծայրահեղ գնահատականներ արդեն տրվել են։ Ղարաբաղյան հակամարտությունն արդեն վաղուց դադարել է ռեգիոնալ լինելուց և դարձել է միջազգային կոնֆլիկտ։ Եվ արդեն գերտերությունների ղեկավարների մակարդակով բավականին լուրջ հայտարարություններ են արվում։ Այսինքն, մենք ուզենք թե չուզենք, գնալու ենք կոնֆլիկտի լուծման ճանապարհով։ Վերջին 15 տարիների բանակցային գործընթացը կարելի է խիստ տարբեր կերպ գնահատել՝ հաջողված, ինչ-որ տեղ՝ չհաջողված։ Բայց այսօր ունենք այն, ինչ ունենք։ Վստահաբար կարող եմ ասել, որ Մադրիդյան սկզբունքները և գերտերությունների ղեկավարների կողմից դրանց «գաղտնազերծումը», ըստ էության, որևէ նոր իրողություն չբացահայտեց։ Այսինքն, հասարակության մեջ այդ խոսակցությունները միշտ կային, իշխանությունները այս հարցում բավական անկեղծ էին։ Մեզ համար ԵԱՀԿ Մինսկի խմբի համանախագահող երկրների ղեկավարների համատեղ հայտարարությունը մտահոգիչ իրողություն չբերեց։ Մյուս կողմից, Ադրբեջանի ռազմատենչ հայտարարությունները, դեստրուկտիվ մոտեցումները վկայությունն են այն բանի, որ Մադրիդյան սկզբունքներում Ադրբեջանի համար կան ոչ շահեկան առաջարկներ։ Վերջին 10 օրերի ընթացքում Ալիևը 4-5 անգամ, տարբեր առիթներով և մակարդակներում, հայտարարություններ է անում։ Ընդհանրապես, ադրբեջանական կողմն իրեն շատ ավելի անհավասարակշիռ է պահում, շատ ավելի ջղաձիգ կեցվածք ունի, քան հայկական կողմը։ Սա վկայությունն է այն բանի, որ Մադրիդյան սկզբունքներում կան դրույթներ, որոնք հակասում են պաշտոնական Բաքվի շահերին։ Եվ դա չենք կարող չնկատել։

-Ձեզանից յուրաքնչյուրը ինչպե՞ս է պատկերացնում Մադրիդյան սկզբունքներում ամրագրված՝ Հայաստանի և Արցախի միջև ցամաքային կապ հասկացությունը։

Գ. Բ. -Այստեղ զուտ տրիվիալ պատկերացում կա։ Այսինքն, դա Լաչինով Հայաստանի և Ղարաբաղի միջև ցամաքային կապի առկայությունն է։

-Եթե համաձայնագրով ամրագրվի, որ Հայաստանի և Ղարաբաղի միջև ցամաքային կապը լինելու է միայն Լաչինի միջանցքով, Դուք դրան համաձայն կլինե՞ք։

Գ. Բ. -Եթե խոսքը գնա Լաչինի մասին,առհասարակ, առանց միջանցք ձևակերպման, ապա՝ այո։

Ա. Ք. -Բնականաբար, ես դա բոլորովին չեմ համարում մեզ համար բավարարող պայման։ Ի թիվս այլոց, սկսեմ ամենաներքևից՝ անձնական պատճառներից, քանի որ Քարվաճառի (ես կիրառում եմ բացառապես հայկական անվանումը, և ոչ թե Քելբաջար) քաղաքի բնակիչ եմ և բոլորովին չեմ պատրաստվում իմ բնակության վայրը, ազատագրված հայրենիքը հանձնել։

Գ. Բ. -Իմ խոսքը բացառապես Մադրիդյան սկզբունքների շրջանակներում պետք է դիտարկել և Քարվաճառ տալ, չտալու մասին խոսք չկա։

Ա. Ք. -Ձեր դիտարկումների տրամաբանության մեջ որևէ կերպ Քարվաճառի տարածքը չի ներառվում։ Կամ էլ պետք է ասեիք, որ Հայաստանի և Արցախի միջև անընդմեջ կապը Քարվաճառի և Բերձորի՝ նախկին Լաչինի տեսքով է։ Մեզ համար տարածքային ձևակերպումները խիստ արդիական են և ուղղակիորեն առնչվում են մեր ընտանիքների, մերձավորների, արյամբ ազատագրված սրբավայրերի անվտանգությանը։ Եթե խնդիրը դիտարկենք զուտ քաղաքական և քաղաքագիտական հարթություններում, ապա ես բացարձակապես չեմ ընկալում ցամաքային կապի մասին որևէ խոսակցություն: Այսօր ԼՂՀ-ն՝ սահմանադրորեն ամրագրված իր ողջ տարածքով սահմանակցում է Հայաստանի հանրապետության հետ։ Շատ եմ ցավում, որ Հայաստանի քաղաքական վերնախավի զգալի մասը նվազագույն իսկ պատկերացում չունի Արցախում առկա ռազմական, տարածքային, տնտեսական և ժողովրդագրական իրողությունների վերաբերյալ։ Երբ, օրինակի համար, խոսում նք 5 շրջան հանձնելու մասին, ապա մենք պետք է փաստենք, որ Գորիսից Կապան ընկած ճանապարհի որոշ հատված փոխանցում ենք Ադրբեջանի տարածքային վերահսկողության ներքո։ Կովսականի՝ նախկին Զանգելանի և Սանասարի՝ նախկին Ղուբաթլուի հանձնումը բերելու է նրան, որ Իրան-Հայաստան միջպետական մայրուղին գտվելու է ամբողջական շրջափակման անմիջական մշտական վտանգի առջև։ Ամեն վայրկյան Ադրբեջանը կարողանալու է այդ կապը կտրել։ Բացի դրանից, պետք է հաստատեմ մեկ այլ շատ կարևոր իրողություն։ Պատերազմական գործողությունների միջով անցած Արցախի և Սյունիքի ժողովուրդն այսօր այդ տարածքները դիտարկում է որպես իր անվտանգության բացարձակ և միակ իրական երաշխիք։ Հետևաբար, անգամ եթե Երևանի կողմից գործադրված քաղաքական, մինչև իսկ՝ ոստիկանական ճնշումներն Արցախում և Սյունիքում բերելու են ընդվզման ճնշմանը, ապա Արցախի բնակչության զգալի մասը հաշված ամիսների ընթացքում, դա մինչև անգամ իմ կատարած հարյուրավոր հարցումների հիման վրա եմ ասում, լքելու է հայրենիքը։ Խոսքը ոչ թե 10, 20 այլ 75%-ի մասին է։ Նույնը վերաբերում է Սյունիքին։ Ոչ մի կապանցի կամ մեղրեցի չի ցանկանա իր կյանքը վտանգի ենթարկել այն ժամանակ, երբ Ադրբեջանի հետ սահմանը կրկին կանցնի Կապան քաղաքի կենտրոնից մոտովորապես 800 մ հեռավորությամբ։ Պետք է նաև նկատեմ, որ այս տարածքները մեծապես աջակցում են թե՛ Արցախի, թե՛ Սյունիքի գյուղատնտեսությանը։ Ուստի, այս տարածքների հանձնումը ոչ միայն ուղղակիորեն բերելու է անվտանգության անփոխարինելի երաշխիքների ջնջմանը, այլև՝ Արցախի և Սյունիքի գյուղատնտեսության կատարյալ սնանկացման։

Գ. Բ. -Անկեղծ ասած, Ձեր տեսակետները վառ երևակայության ժանրից են։

Ա. Ք. -Ձեր պատկերացումներն են վառ երևակայության ժանրից և իրականության հետ ոչ մի առնչություն չունեն։

Գ.Բ. -Դուք ինչ-որ սցենարներ եք քննարկում, որոնք իրականության հետ ոչ մի աղերս չունեն։ Մենք կարող ենք քննարկել ամենավատատեսական սցենարները, որոնց հավանականությունը ձգտում է 0-ի կամ ընդհանրապես գոյություն չունի։ Բայց եկեք վերադառնանք Մադրիդյան սկզբունքների իրողություններին, որոնք այսօր կան, և ընդհանրապես՝ այսօր ձևավորված իրավիճակին։ Փորձենք հասկանալ՝ Լեռնային Ղարաբաղի հիմնահարցի կարգավորման այս բանակցային գործընթացի արդյունքը կամ այդ փոխզիջումը ո՞րն է։ Այսինքն, Դուք ելնում եք «ո՛չ մի թիզ հող» կոնցեպտից, որը, ըստ էության, այսօր լուծում չէ։ Դա տանելու է կոնֆլիկտի էսկալացիայի, փակուղային վիճակների, և, բնականաբար, և՛ միջազգային հանրությունը, և՛ հայ հասարակությունը հասկանում են, որ դա լուծում չէ։ «Ստատուս քվոյի» ճանապարհը, բոլորիս պարզ է, արդեն իրեն սպառել է։ Ըստ Ձեզ՝ ո՞րն է փոխզիջումը։ Ես ուզում եմ հասկանալ Ձեր դիրքորոշումը։ Փաստորեն, ստացվում է, որ երկրի ղեկավարները 15 տարի հավաքվել են, դեսից-դենից զրուցել են և կոնկրետ ոչ մի հարց չեն քննարկել։ Ո՞րն է լուծումը, խնդրեմ՝ առաջարկե՛ք։

Ա. Ք. Միակ լուծումը, որը Հայաստանի համար կարող է լինել իրապաշտական՝ դա Հայաստանի և վերջինիս անօտարելի մաս կազմող Արցախի անվտանգության բացարձակ ապահովումն է։ Դրանից ավելի մեծ գերակա արժեք չկա։ Նախ, մենք պնդում ենք, որ միանգամայն ի վիճակի ենք մեր ռեսուրսների հաշվին, միջազգային նորմերի սահմաններում, պահպանել և ամրապնդել մեր անվտանգությունը։ Բացի դրանից, Դուք ելնում եք այն տեսական ենթադրություններից, որ Ադրբեջանն ու Թուրքիան, թեկուզև միջնաժամկետ կտրվածքով, պատրաստ են տարածաշրջանում հանդուրժել Հայոց պետականության գոյությունը։ Ցավոք սրտի, սակայն, միակ իրողությունն այն է, որ ո՛չ Թուրքիան, ո՛չ էլ Ադրբեջանն այսօր, հանրային մտայնության խորքային անհանդուրժողականությամբ, ամենաբարձր քաղաքական էլիտայի մակարդակով անգամ, պատրաստ չեն հանդուրժել Հայոց պետականությունը։

Գ. Բ. -Հարցս փոխզիջմանն էր վերաբերում...

Ա. Ք. - Փորձեմ Ձեզ համար իրավիճակը մեկնաբանել այլ տեսանկյունից։ Պատերազմը կանգնեցվել է կիսավարտ փուլում։ Այսինքն, այո՛, մենք Ադրբեջանին խոշոր ռազմական պարտություն ենք հասցրել, սակայն մենք Ադրբեջանին չմատնեցինք համակարգային պարտության։ Հետևաբար, անկախ մեր խաղաղասիրական կամքից, ինքնամոռաց պացիֆիզմից և պատմաաշխարհաքաղաքական օրինաչափությունների ամբարտավան անտեսումից, Ադրբեջանի կողմից նոր ռազմական ագրեսիան անխուսափելի է։ Դա այդ պետության և առհասարակ թուրքական աշխարհի գոյութենական հրամայականն է: Կատարելով տարածքային նվազագույն զիջում, դուք ամբողջապես կործանում եք ծանրագույն զոհողությունների, այդ թվում՝ հազարավոր հայրենակիցների կենաց գնով կայացած Հայաստանի պաշտպանական ողջ համակարգը. կործանում եք այն միակ երաշխիքը, որի շնորհիվ ցայսօր ռազմական գործողությունները չեն վերսկսվել։ Ուստի որևէ տարածքային զիջում անհանդուրժելի հանցավոր ոտնձգություն է Հայաստանի յուրաքանչյուր քաղաքացու կյանքի իրավունքի նկատմամբ:

-Ձեր պատկերացրած լուծումը ո՞րն է։

Ա. Ք. -Բոլոր վերջին ճնշումները, որոնք գործադրվում են Հայաստանի նկատմամբ, հիմնականում հետևանք են արցախյան և հայ-թուրքական խնդիրներում ներկայիս վարչախմբի ցուցաբերած կամավոր նախաձեռնողականության։ Հետևաբար, դրա հիմնական պատասխանատուն Հայաստանի ներկայիս վարչախումբն է՝ ի դեմս նախագահ Սերժ Սարգսյանի։ Մենք ունենք խնդիրն այլ հարթություն փոխադրելու ընդարձակ ռեսուրսներ։ Մենք կարող ենք ամրագրել, որ մեր անվտանգությունն ու տարածաշրջանի կայուն

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

ПО ПОВОДУ ПРОТОКОЛОВ “О РАЗВИТИИ ОТНОШЕНИЙ" И "УСТАОВЛЕНИЮ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ АРМЕНИЯ И ТУЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ”

Принимая во внимание, что, проявляемая Сержем Саргсяном инициативность в направлении урегулирования армяно-турецкого и арцахского конфликтов, представляет угрозу существованию Армянской государственности и приняла характер последовательных посягательств, направленных на дезинтеграцию устоев национальной безопасности Армении;

Особым образом констатируя обнародование армяно-турецкой “Дорожной карты” под видом согласованных и принятых от 1-го января сего года деклараций о “Развитии отношений” и “Установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и турецкой Республикой”, равно как официальную готовность урегулировать Арцахский конфликт в доминантных рамках “Мадридских принципов”;

Подтверждая, что любая власть с осознанной последовательностью действующая против основополагающих интересов Армянской государственности очевидной логикой конституционного права перестает быть законной и легитимной;

Инициативная группа партии “Армянский выбор” констатирует, что нынешняя администрация в лице Сержа Саргсяна политически и конституционно всеобъемлющим образом перестала быть гарантом национальной безопасности Армении и выразителем интересов Армянского государства. В условиях фактического отсутствия правомочной национально-государственной власти в Республике Армения, любые уже подписанные или готовящиеся к подписанию нынешней администрацией от имени РА и Армянского народа документы изначально недействительны и не могут иметь для Армении никаких последствий юридического характера;

Мы вновь обращаем внимание общественности на очевидным и всесторонним образом аргументированное свидетельство того, что реализуемая модель “урегулирования взаимоотношений” с Турцией на деле равнозначна полной и безоговорочной капитуляции Армении перед враждебно настроенным окружением турецких государств.

В частности, в обоих утвержденных между РА и ТР протоколах очевидным образом закрепляется отказ Армении от признания Геноцида и принципа воздаяния, отказ от всех требований в отношении Западной Армении, юридически оформляется главное последствие Геноцида – правомочность территориального раздела Армении в начале 20-го века, а существующая незаконная разделительная линия признается в качестве армяно-турецкой границы.

Выражаем уверенность, что каждый государственный чиновник, своими действиями содействовавший юридическому закреплению нынешней армяно-турецкой разделительной линии в качестве государственной границы, прямым или косвенным образом поставивший под сомнение факт Геноцида армян и посягнувший в рамках “Мадридских принципов” на реализацию отвода подразделений Армии Обороны НКР с ее нынешних позиций и осуществление территориальных уступок, будет нести не только политическую, но и неотвратимую уголовную ответственность с подобающей строгостью наказания за предумышленную государственную измену.

Инициативная группа партии “Армянский выбор” призывает граждан Армении (в том числе и ее граждан, проживающих в Арцахе) в эти судьбоносные для Армении дни проявить национальную ответственность, высокое гражданское сознание и выступить с единой организационной волей для преодаления и нейтрализации угрожающих существованию Армении внешних и внутренних вызовов.

Инициативная группа партии “Армянский выбор”

02.09.09 Ереван

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Об основах Армянского мира, армяно-турецких взаимоотношениях, «мадридских принципах» и о будущем Нагорного Карабаха ARMENIA Today беседует с общественно-политическим деятелем, координатором новосоздаваемой партии «Армянский выбор» Александром Кананяном.

Քաղված` http://www.armtoday.info/default.asp?Lang=...&PagePosition=1

Коротко начнем с Вашей биографии: учеба, работа, интересные факты.

Родился в Тбилиси в 1974 г., учился в 56-й русскоязычной школе. В предпоследнем классе начал изучать доселе полностью мне незнакомый армянский язык, поскольку уже тогда принял решение вернуться в Армению. По окончании школы учился в Духовной академии Св. Эчмиадзина, затем в двух университетах Рима на кафедрах философии и Христианского Востока, далее на магистратуре политологии в ЕГУ. Работал в институте истории НАН РА, с 2000 г. по сей день продолжаю сотрудничать с Самвелом Карапетяном в рамках “Организации по изучению армянской архитектуры” – RAA.

После переезда в Карвачар был редактором, а затем ответственным секретарем районной газеты, некоторое время преподавал в местной средней школе. В виду ряда причин уже несколько лет постоянной работы не имею. У меня достаточно широкий спектр интересов – грабар, древнеармянская литература, история и историческая география Армении, богословие - в частности литургика, ряд древних языков. В детстве мечтал заниматься органической химией, однако развал СССР, возрождение национальных движений и личное решение о возвращении в языковом, культурном и физическом плане в Армению окончательно сместило практические рамки моих интересов в гуманитарно-духовную и, как следствие, в практическую плоскость реализации общественно-политических и образовательных инициатив.

Вы являетесь одним из координаторов инициативной группы новосоздаваемой партии «Армянский выбор»: кто входит в инициативную группу и каковы ваши ресурсы. В чем необходимость создания новой партии, какова идеологическая база и какие политические цели она будет преследовать.

В инициативную группу входят лица, которые намерены оформить новую концепцию Армянской государственности и защищать в политическом поле фундаментальные интересы национальной безопасности Армении. Нашим единственным ресурсом является вера в Армению и огромный потенциал Армянства, наша воля внести свой посильный вклад в государственное строительство и цивилизационное возрождение Армянского мира.

Политическое поле нынешней Республики Армения, несмотря на кажущуюся разнообразность и межличностные распри, является единым в своей концептуальной бессодержательности, идеологической несостоятельности и бесплодии государственного строительства. Власть и оппозиция в лице Сержа Саргсяна и Левона Тер-Петросяна во всех вопросах национально-государственной политики руководствуются идентичной стратегией и мировоззрением, отличающимися лишь несущественными деталями ее практической реализации. Основным идеологическим базисом этой стратегии является полное и тотальное неверие в национальный и цивилизационный потенциал армянства и желание за счет капитуляции турецкому окружению увековечить собственной власти.

Сложившиеся общественно-политические реалии настолько не соответствуют тем стратегическим вызовам и опасностям, которые перманентно сопровождают само наше существование, что требуют неотложного и фундаментального пересмотра всей системы базисных ценностей и вывода страны на новый уровень восприятия государственных приоритетов, особенно, в сфере национальной безопасности и внешней политики. Это не только дань во имя жизненных для Армении интересов, но и глобальный императив современного мира, в котором уже начались необратимые процессы коренных изменений и глобального переосмысления многих, доселе казавшихся незыблемыми, истин, политико-правовых моделей “совершенного” миропорядка, цивилизационных и религиозных ценностей. Весь мир, а с ним и Армения, входит в новую историческую эпоху, которая, в виду еще плохо представляемой масштабности своих фундаментальных отличий от предыдущей, может по праву претендовать на имя нового цикла вселенской истории человечества. Конечно, можно спорить о глубине и фундаментальности грядущих трансформаций, однако все что ныне происходит с международным правом и прежней системой глобальной безопасности свидетельствует о серьезности и знаковости происходящих перемен. Если присовокупить к сказанному вызванный глобальным экономическим кризисом прагматический пересмотр основополагающих доктрин и практики регулирования ведущих мировых экономик и необратимые демографические процессы в Старом Свете, приправленные очень опасными конфессиональными нюансами и окончательным вырождением искомого европейского цивилизационного поля, то наши утверждения о новой исторической эпохе становятся лишь логической дедукцией и объективной констатацией формирующейся новой реальности.

К сожалению, на фоне становления новых мировоззренческих принципов и политических реалий армянское общество продолжает мечтать, мыслить и действовать, исходя из полностью отживших свой век, ущербных и удручающих своей концептуальной бессодержательностью и анахроничным бесплодием идей, чуждых армянским реалиям и духу концепций и стереотипов псевдополитического мышления. Эти стереотипы довлеют, деформируют и разлагают духовную матрицу и структурное тело нации, вынуждая нас с бессмысленной упорностью, достойной лучшего применения, слепо бродить по замкнутому кругу “конченных” идей и не менее “конченных” личностей.

Однако историческое время неумолимо течет вперед, очерчивая новые контуры великих опасностей и еще более невообразимых возможностей, открывающихся перед почти забытой всеми нами реальностью Армянского мира, растерянной нами как территориальное наследство и утраченной как интегральность цивилизационнообразующей потенции. На грани каждой из новых эпох время, известной закономерностью философии исторического процесса, имеет свойство сжиматься, аккумулируя силы социумов к выживанию и прогрессу в изменившемся мире. Именно поэтому, сегодня, как никогда за очень долгое время, у нас есть абсолютно реальный, осязаемый и рациональный шанс и дарованная самопожертвованием лучших из наших современников возможность разорвать порочный круг нашей давно уже мертвой “реальности” и высвободить созидательные силы армянства к достижению как самых сокровенных желаний древности, так и новых, немыслимых доселе свершений.

Как вы относитесь к Армяно-турецким протоколам “об установлении дипломатических отношений” и “о развитии отношений” между Арменией и Турцией?

Несмотря на бессмысленные попытки, в том числе и через удручающую своей примитивностью пропаганду, убедить общество в “безвредности” или “огромной пользе” достигнутых соглашений, в протоколах ясно вырисовываются все три турецкие предусловия: признание территориальной целостности Турции и ныне существующей армяно-турецкой разделительной линии в качестве государственной границы, низведение абсолюта трагедии Геноцида до уровня предмета обсуждения в одной из межправительственных подкомиссий и, наконец, готовность к урегулированию конфликтов на основе “норм международного права”. То, как принято интерпретировать Турцией (и не только ею) эти нормы и ослу понятно, в особенности, учитывая анахронические ссылки к хельсинскому заключительному акту и его прецедентному пониманию принципа “территориальной целостности” и почти неприкрытым увязкам процесса реализации протоколов и “вожделенного” открытия армяно-турецкой “границы” к “подвижкам” в арцахском урегулировании.

Однако, ни для кого не должно быть новостью, что любая власть, с осознанной последовательностью действующая против основополагающих интересов Армянской государственности, очевидной логикой конституционного права перестает быть правомочной и легитимной. Мы вынуждены констатировать, что нынешняя администрация в лице Сержа Саргсяна политически и конституционно всеобъемлющим образом перестала быть гарантом национальной безопасности Армении и выразителем интересов Армянского государства. Проявляемая Сержем Саргсяном инициативность в направлении урегулирования армяно-турецкого и арцахского конфликтов, очевидным образом представляет угрозу существованию Армянской государственности и приняла характер последовательных посягательств, направленных на дезинтеграцию устоев национальной безопасности Армении. В условиях фактического отсутствия правомочной национально-государственной власти в Республике Армения, любые уже подписанные или готовящиеся к подписанию нынешней администрацией от имени РА и Армянского народа документы изначально недействительны и не могут иметь для Армении никаких последствий юридического характера.

Будет ли новосоздаваемая партия «Армянский выбор» полноценно участвовать во внутриполитической жизни Армении, и с кем из ныне действующих политических партий Вы будете сотрудничать.

Безусловно мы будем полноценно и активно участвовать во внутриполитической жизни и сотрудничать со всеми гражданами, руководствующимися чувством национальной ответственности и теми политическими силами, которые на практике продемонстрируют готовность стоять на страже безопасности и интересов Армянского государства.

Сколько лет вы уже проживайте в Карвачаре, и что вас подтолкнуло переехать туда?

Арцах и в частности освобожденный Карвачар я с регулярной периодичностью посещал начиная с моего возвращения из Италии в 1998 г. С того самого дня как я впервые там оказался, я был поражен несказанной красотой этого края. Карвачар можно назвать венцом нерукотворного величия Нагорья, совершенной гармонией глубоких мрачных ущелий и бьющихся об их гранитные утесы прозрачных горных рек, вьющихся ярким зеленым покровом к заснеженным горным вершинам лесов и залитых солнечным светом альпийских лугов. Карвачар это место, где грозы и жжение солнечного дня могут сменять друг друга по нескольку раз в день. Карвачар это место, где вездесущая влажность окутывает вечной дымкой вершины горных утесов и отрезвляющим холодом проникает в тела преступивших его границу людей. Карвачар это край великого духовного наследия наших предков, это освобожденная от двухсотлетнего осквернения кровью армянского воина земля.

О патриотизме, государственном мышлении многими говорится многое, о необходимости заселения освобожденных территорий также. Я никогда не любил “паркетно-офисную реальность”, зная как далека она от реальности искомой. Лучшей проповедью и свидетельством искренности любых идей может быть лишь их практическая реализация в личной жизни каждого человека. Окончательное решение о переезде в Карвачар я принял еще в начале 2000-го, однако с самого начала мне пришлось столкнуться с целым рядом естественных и искусственных, зачастую иррациональных по своей сущности сложностей. Объективная реальность такова, что право жить на освобожденной кровью армянской земле ты должен перманентно отстаивать. Ты должен бороться за него с абсурдной обструкцией чиновников всех родов и мастей, ты должен бороться с самим собой, доказывая себе, правоту, целесообразность и ответственность за этот выбор.

Возвращение на Родину, возвращение на освобожденные земли не есть заслуга армянина, а его долг. Все мыслимые и немыслимые сложности и преграды на этом пути есть искупление за грех наших предков, покинувших родную страну. Посему жаловаться не только бессмысленно, но и бесчестно.

Какова жизнь на освобожденных территориях, какие негативные и положительные явления наблюдаются на месте.

Жизнь на освобожденных территориях ныне практически не отличается, по своей размеренности, бытовым и административно-организационным проблемам от оставшейся части Арцаха. Система льгот, существовавшая в первые годы ныне практически полностью отменена. Безусловно состояние инфраструктур здесь по объективным причинам на порядок хуже, чем в центральных районах НКР, однако электричество и связь восстановлены практически повсеместно.

Говорить о негативе можно много и долго, но вряд ли можно будет высветить что-либо новое. Весь негатив упирается в системные проблемы Армянского государства – отсутствие стратегической программы укрепления национальной государственности, отсутствие соответствующей реальным вызовам адекватной концепции национальной безопасности, скудости ресурсов и, что хуже всего, ущербный фрагментарно-ситуативный уровень государственного мышления современной армянской политической элиты. В случае с освобожденной частью Арцаха – это де-факто стратегический провал, не получившего надлежащего осмысления процесса заселения. Однако тактические успехи, продиктованные зачастую самой жизнью, налицо. За послевоенные годы на территориях сформировался пусть малочисленный, но стабильный контингент жителей, связавших свое будущее с будущим этих земель. Появились сотни семей и тысячи детей, малой родиной которых стали освобожденные земли. Беженцы, поселенцы, арцахцы вернувшие этим территориям их искомый армянский облик уже преодолели внутренний барьер психологической отчужденности и рассматривают эти территории как свою исключительную историческую и личную собственность.

По вашему, почему до сих пор полноценно не заселяются данные территории, и что или кто препятствует или является помехой этому. Как бы вы охарактеризовали проводимую политику властей НКР к освобожденным территориям.

Полноценное заселение освобожденных территорий возможно только на уровне системного стратегического планирования и необратимой политической воли на самом высоком уровне. Нет надобности констатировать, что ее попросту нет. До вступления в должность Сержа Саргсяна существовало тактическое согласие на заселение части территорий, однако изначально к процессу заселения относились как к некой второстепенной задаче, в значительной степени на “авось”. Подобное отношение было объяснимо тем очевидным обстоятельством, что будущее большей части освобожденных территорий логикой переговорного процесса и “компромиссной” парадигмы урегулирования считалось предрешенным.

Винить власти НКР в провале политики заселения не совсем справедливо, поскольку масштабное заселение и полноценная реабилитация под корень разрушенных инфраструктур могли быть реализованы только при прямом, постоянном и действенном участии Еревана. Объемы выделяемого правительству НКР “межгосударственного” кредита никак не могли позволить Степанакерту подойти к заселению со стратегической масштабностью. Высокий уровень коррумпированности администрации Аркадия Гукасяна, слабость законодательной базы, чиновничий произвол и безграмотность еще более осложняли ситуацию. Наступивший экономический кризис и “агрессивная инициативность” Сержа Саргсяна в русле капитуляционной модели урегулирования свели государственное участие в процессе заселения к практическому нулю. Строительство двух-трех школ или трехэтажных квартирных домов в этом году может служить нам лишь символическим утешением.

Отношение к заселению территорий и текущее состояние дел на них являются лучшей лакмусовой бумагой и параметром, по которому можно судить как о реальном настрое власти по отношению к их политическому будущему, так и о государственной эффективности власти как таковой. Однако не стоит воспринимать ситуацию чрезмерно пессимистично. Как мы уже говорили, на территориях уже сформировался укоренившийся пласт населения, для которых возможность сдачи попросту не обсуждается. Процесс заселения и экономической реабилитации освобожденных территорий уже вышел из под попечения властных структур и является самостоятельно развивающимся феноменом.

Каким Вам ведется будущее освобожденных территорий. Как относятся живущие там люди к разговорам о сдаче данных земель.

Нетрудно представить, что отношение к бесконечно звучащим разговорам о сдаче, мягко скажем, отрицательно. Очень многим эти разговоры мешают предпринять конкретные шаги по окончательному “укоренению”. Многие боятся вкладывать нажитые тяжелым трудом деньги в строительство или капитальный ремонт собственных жилищ, опасаются на месте предавать земле своих ближних.

Очень негативное воздействие имеют демонстрируемые по многу раз в день основными телеканалами Армении метеорологические карты, школьные учебники или рекламные ролики, на которых места нашего проживания указаны в составе Азербайджана. О том, что демонстрация анахроничных карт несуществующей НКАО АзССР является для каждого из нас поселенцев, для каждого из арцахцев вопиющим оскорблением говорилось неоднократно. Я не исключаю даже варианта судебного иска против этих телекомпаний и иных учреждений, извращающих конституционно и законодательно закрепленные военно-политические и территориально-административные реалии НКР.

Если же говорить о моем видении будущего освобожденных территорий, то оно предельно ясно и безальтернативно – в день, когда к власти в Армении придут силы, руководствующиеся приоритетами национальной безопасности и идеологией построения Армянской государственности, конституционным актом над всей современной территорией НКР будет восстановлена юрисдикция Республики Армения и всякой правовой неопределенности будет положен конец. Вне всякого сомнения ясно, что сформированная Тер-Петросяном на посылах псевдополитического “реализма” и доведенная его наследниками до структурно-криминального совершенства нынешняя система власти, просто не в состоянии концептуально воспринять и реализовать схему воссоединения. Ее претворение в жизнь произойдет уже на новом этапе становления армянской государственности, когда в политическом поле Армении восторжествуют принцип абсолютной ценности Армянского государства, а армяноцентризм политико-общественного мышления низвергнет ущербный “реализм” современной элиты в маргинальную безысходность.

Если же Мадридским принципам будет суждено воплотиться в жизнь?

Возможность сдачи какой-либо части Арцаха не обсуждается. Именуемые «мадридскими принципами» предложения являются неприемлемыми как в каждой отдельно взятой детали, так и в своей совокупности. Даже частичное осуществление содержащихся в «мадридских принципах» предложений равнозначно безоговорочной капитуляции Армении и будет иметь для Армянской государственности безвозвратно разрушительные последствия всеобъемлющего характера. Реализация любой из составляющих «мадридских принципов» немедленно приведет к полному обрушению нынешней системы военно-политической безопасности, являющейся единственным гарантом сохранения режима прекращения огня, к дезинтеграции обороноспособности и потере безопасности, к всеобщей деморализации и, как следствие, к быстротечному и непоправимому демографическому коллапсу и оттоку армянского населения со значительной части территории Арцаха и Сюника.

Однако то, что я только что озвучил является всего лишь экспертным заключением. На деле, любая попытка реализации посягательств на отвод подразделений Армии Обороны НКР с занимаемых ныне позиций и сдачу части ее территорий в считанные часы приведет к потере контроля над процессами и безоговорочному отстранению от власти Сержа Саргсяна и его изначально несостоятельной администрации. Каждый государственный чиновник, своими действиями содействовавший юридическому закреплению нынешней армяно-турецкой разделительной линии в качестве государственной границы, прямым или косвенным образом поставивший под сомнение факт Геноцида армян и посягнувший в рамках “Мадридских принципов” на целостность освобожденной территории Армении, будет нести не только политическую, но и неотвратимую уголовную ответственность с подобающей строгостью наказания за предумышленную государственную измену.

Вы выступаете против модели двух армянских государств?

Модель двух армянских государств и независимости НКР, все что ныне приобрело для армянской политической мысли ореол магическо-догматической истины на деле является в дипломатическом ракурсе неэфективной, а с точки зрения стратегической политики - контрпродуктивной парадигмой, порожденной ущербно-пораженческим менталитетом Левона Тер-Петросяна. Необходимо пересмотреть, ставший по недоразумению “догмой” армянской дипломатии тер-петросяновский курс на “международное признание НКР”. Единственной стратегической целью и прагматическим решением может быть только окончательное де-юре подтверждение, де-факто состоявшегося воссоединения Арцаха с Арменией. Исходя из сложившихся национальных и геополитических реалий, любое иное решение, в частности признание независимости НКР со стороны Армении или каких-либо других государств, приведет только к возникновению новых серьезных опасностей и очередной деструктуризации наших переговорных позиций.

Даже когда говорится только о промежуточном признании независимости НКР перед ее воссоединением с Арменией (допустим, что хронология промежуточного периода не столь важна), то следует учитывать, что признание НКР со стороны иных государств должно в обязательном порядке предусматривать признание (как минимум) в ее нынешних границах. Если независимость НКР будет признана в границах НКАО (даже с Шаумянским районом) и обусловлена сдачей даже части освобожденных территорий, то подобное признание станет для Армении исключительно вредоносным, поскольку без освобожденных территорий само существование Арцаха и РА, обеспечение ее военно-территориальной, экономической и демографической безопасности попросту невозможно.

В этом смысле нынешний "непризнанный" статус-кво во всех отношениях предпочтительнее. Если обсуждать тему именно в трезвом прагматическом ключе, то ни одно государство в мире пока не желает признавать НКР даже в границах НКАО, не говоря уже об освобожденных территориях. Более того, признание НКР другими государствами должно также недвусмысленно подразумевать (юридически зафиксировать) полное и суверенное право НКР на воссоединение с Арменией. Указанные выше два обязательных предусловия делают признание независимости НКР еще более нереалистичным. На возражение, что признание международной правосубъектности и независимости автоматически не предусматривает признание границ, (в теории границы определяются межгосударственными соглашениями между пограничными государствами), следует отметить важность прецедентной правовой практики последних десятилетий. Признавая теоретическую правоту данного утверждения, необходимо учитывать, что прецедентное право как нельзя действенно и в рамках международного права. Все прецеденты признания независимости “самоопределившихся” этногрупп недвусмысленно привязывалось к конкретным границам автономно-административных образований. Это не только Косово, Абхазия и Южная Осетия, но и сам факт признания постсоветских республик именно в их административных границах бывшего СССР. И поскольку целостность освобожденной территории Армении и гарантируемая ею система военно-стратегической безопасности бесконечно важнее "признания независимости в границах НКАО", то у армянской стороны попросту не остается в перспективе иного пути, как последовательная и хронологически выверенная фиксация в юридическо-правовом поле де-факто реализованного еще на момент обретения независимости воссоединения Арцаха с Арменией в рамках единого национального государства.

Армянской дипломатии и общественному сознанию необходимо вернуться в лоно реальной политики и признать, что основным геополитические акторы в мире (равно как и Азербайджану и Турции) желают получить контроль именно над освобожденными территориями, которые во всех смыслах, в том числе и метафизическом, являются ключом к нашему будущему - нашему восхождению к величию и вечности Армянского мира. Без освобожденных территорий Армения потеряет всякую возможность своего возрождения и перспективу стать полноценной региональной державой. Центрам мировой силы абсолютно безразлично, получит ли территория бывшей НКАО независимость, или она окажется интегрирована в РА, так как без территорий стратегическая ценность и само будущее Армении будет безвозвратно и бесповоротно утеряно. Если же армянское государство и дипломатия встанут на путь реализации политического и правового оформлении лозунга "не пяди земли", то все эти силы будут стремиться давить на нас доступными им рычагами воздействия, вне зависимости от того, будем ли мы признавать независимость НКР или просто де-юре оформим ее статус как марза (марзов) Армении. В любом случае давление и попытки "наказать" нас будут фактически одинаковыми.

Спасибо за интервью

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   2 пользователя, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    1 гость
    VREZH Левон Казарян
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...